981 В связи с этим нелишне упомянуть недавно опубликованное сочинение Ф. Б. Успенского «Скандинавы. Варяги. Русь» (М., 2002), несколько разделов которого (с. 139–264) как раз и посвящены становлению различных аспектов почитания нетленных останков современников в качестве святых мощей как на Руси, так и в Скандинавии. 984 Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского//Культура Средневековой Руси. М., 1974, с. 199–202, рис. 2; Николаева Т. В., Недошивина Н. Г. Предметы христианского культа//Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997, с. 171. Табл. 99, 2,4–5, 6, 7; Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X–XIII вв. М., 1971, с. 78, рис. 100; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 52, 97–98, рис. 16; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960, с. 24, рис. 2; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М., 1979, с. 541–544, 1; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1986, 7, с. 130–134; с. 134–135; с. 136–139; 10, с. 140–141; 23, с. 178–180; 24, с. 181–184; 25, с. 184–185; 26, с. 185–186; 28, с. 188–189; 38, с. 208; 39, с. 209; 40, с. 210–211; 52, с. 225–226; 53, с. 227–228; 54, с. 228–229. 985 Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-археологическое исследование. М., 1882. 988 Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885, с. 257–286. 996 Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911, с. 100–102. 1000 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев., 1912, с. 172–175. 1001 Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III. Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869, с. 20. 1002 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной Академии. Ч. III. Отд. I. Казань, 1892, с. 35–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

занимают особое место в решении оформления фасадов. Местоположение храма определило концентрацию рельефов только на его вост. и юж. фасадах, тогда как др. оставлены практически без декора, поскольку зап. фасад виден только издали, с противоположного берега р. Арагви, а сев. скрыт Малым храмом. 3 рельефа с образами ктиторов храма, предстоящих Христу, создают единую 3-частную композицию и располагаются над приставками окон в центральной части 3-гранного выступа вост. апсиды. Фигуры выполнены высоким рельефом. На плите, расположенной в центре композиции, высечен коленопреклоненный перед Спасителем эрисмтавар Степаноз I. Свободное пространство между фигурами заполнено 6-строфной надписью заглавными буквами: «Крест Спасителя, помилуй Степаноза, Патрикиоса Картли» (КГН. Т. 1. С. 159-160. Рис. 80. Табл. 54.2, 56, 60). На плите левой грани фасада алтаря представлен брат Степаноза I, кн. Деметре, также в коленопреклоненном молении, с протянутыми к Христу руками; выше - образ парящего арх. Михаила, чьи опущенные крылья как бы осеняют Деметре в знак покровительства. С обеих сторон фигуры князя высечена надпись: «Св. Архангел Михаил, предстательствуй Випатосу Деметре» (Там же. С. 163-164. Рис. 82. Табл. 54.1, 59). Фигура Деметре превосходит по размерам фигуру Степаноза I. На правой грани фасада алтарной апсиды арх. Гавриил представляет Спасителю эрисмтавара Адарнерсе. Коленопреклоненная фигура небольшого размера перед Адарнерсе - его сын, Кобул-Степаноз (впосл. эрисмтавар Степаноз II). Руки Адарнерсе указывают на сына, о к-ром он молит Спасителя. Изображения сопровождаются надписями: «Св. Архангел Гавриил, предстательствуй Випатосу Адарнерсе» (Там же. Рис. 81-81а. Табл. 54.2, 57, 58); «Кобул-Степаноз, сын Адарнерсе» (Там же. С. 161-162. Рис. 81. Табл. 54.3, 57, 58). Ктиторы представлены в украшенных орнаментами по подолу платьях ниже колен и накидках с ложными рукавами, в сапогах без каблуков с высокими голенищами. Эта типичная одежда правителей и вельмож раннехрист. Картли изображается во многих памятниках изобразительного искусства.

http://pravenc.ru/text/Джвари.html

162. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 163. Крест в частном собрании в Берлине 164. Сирийский крест в Киевском Музее 165. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 1) Оранта (рис. 162, 163 и 166) – фигура молящейся, с поднятыми или распростертыми по обоим поперечным рукавам креста руками. Такого рода тип Оранты является, очевидно, наиболее удобной сокращенной схемой, пригодной для формы креста. Доказательство последнего можно видеть в обильном употреблении подобной формы для фигур святых вообще, как например: Георгия, Стефана, Иоанна Богослова и др. 166. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 167. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 168. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 169. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 2) Второй тип представляет (рис. 164, 165, 167, 168, 171) ту же Оранту уже с Младенцем, как бы стоящим у ног Богоматери, но по смыслу – сидящим перед ней. На одном таком кресте по сторонам Богоматери изображены две погрудные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Над подобным изображением Богоматери надписи вверху называют или ΜΡ ΘУ , или ПАНАГИА , или же ΘΕΟΤΟΚΕ . 170. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 171. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 172. Крест из Херсонеса. Эрмитаж 173. Сирийский крест в Киевском Музее 3) Особым типом (рис. 170 и 173) являются изображения Богоматери на троне, поддерживающей Младенца обеими руками, как бы под мышки, перед собой. Этого рода тип явно повторяет образ, представленный в римской катакомбе св. Агнии. Более обычно изображение Богоматери, сидящей и обеими руками держащей Младенца перед собой; в одном случае по сторонам ее два летящие ангела. 4) В позднейшем отделе имеются изображения (рис. 172) Богоматери Одигитрии, т. е. стоя держащей Младенца на левой руке, и, наконец, Богоматери, несущей Младенца на правой руке. 5) Позднее же является образ, известный в Византии под именем Никопеи, и 6) Образ Божией Матери с руками, воздетыми перед грудью. Но так как все эти типы получили значение только в византийской иконографии, то и рассмотрение их будет представлено ниже. В настоящем же очерке необходимо оговорить только два памятника рассматриваемого вида, и то потому, что одному приписывается излишне глубокая древность, а в рисунки другого думают видеть «Вознесение Божией Матери», что также немыслимо по времени и чего нет в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Позже, в период «темных веков» в баптистерии были проведены ремонтные работы, после чего в возведенном втором алтарном полукружии появился мозаичный пол., а к юго-востоку от крещальни была сооружена еще одна однонефная и одноапсидная церковь (13,5 х 4 м) 24 . Рис. 180. Квадровая кладка оборонительной стены Эски-Кермена. VI–VII вв. (по А. Л. Якобсону) Судя по склепу, примыкавшему к южной стороне другого однопасидного, прямоугольного в плане мангупского храма (7,4 х 4,3 м, толщина стен 0,6 м), это сооружение тоже было воздвигнуто не ранее второй половины VI в. 25 . Еще какая-то культовая постройка невыясненного назначения, не исключено, баптистерий, входивший в комплекс Мангупского кафоликона – центра по управлению хорионами, паройкиями обширной церковной области Доранта, был сооружен неким Григорием, иереем – попом (рарап) и одновременно анагностом – низшим церковнослужителем, чтецом священных книг во время литургии 26 . В надписи на обломке известнякового фриза, найденного при раскопках базилики, было указано лишь, что «Эта [постройка] честные дары святого Иоанна». Скорее всего, она относилась к раннесредневековому периоду, а не к XI в., как полагает А. И. Айбабин, поскольку обращение «отец» («папа») по отношению к любому клирику было усвоено гораздо раньше этого времени и не исчезло из употребления в VI–X вв. 27 . Рис. 181. Квадровая кладка Сюйренской крепости. VI–VII вв. (по А. Я. Якобсону) При всех расхождениях, «эллинистическую» трехнефную Эски-Керменскую базилику (24 х 13 м) с поперечным притвором, тремя гранеными снаружи апсидами и, что важно подчеркнуть, все еще стропильным деревянным перекрытием датируют «не позднее VIII в.», когда в Таврике стали сооружать «восточные», сводчатые храмы, причем лишь апсидная часть, судя по разнице в технике кладки, была результатом поздней перестройки (рис. 183; ср.: рис. 38) 28 . Такое сочетание деревянного перекрытия и трехапсидной формы алтаря, по точному наблюдению Л. Г. Хрушковой, указывает на то, что строение относилось к редкой переходной форме, какая пришлась на VI в., когда старые и новые черты сосуществовали 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Испытание водой Марии (рис. 116) у врат храма совершается первосвященником (скипетр), в присутствии ангела; источник изображен по сирийскому типу, в виде бьющего из земли родника минеральной воды. 3 . Еще характернее Путешествие в Вифлеем: сверху ангел возвещает во сне Иосифу повеление идти в Вифлеем, а внизу Иосиф снимает с осла Божию Матерь, почувствовавшую приближение родов; ангел останавливает мула. 4 . В теме «Рождества» (рис. 117) Младенец, лежащий на каменных яслях, в деревянной качалке, спеленат; к лежащей на матрасе Божией Матери подошла Саломея, показывающая ей усохшую руку, которую она подымает другой рукой. 5. «Поклонение волхвов» (рис. 118) представлено, по необходимости, на узкой пластинке, только в группе Божией Матери с Младенцем, архангела и Иосифа за креслом Божией Матери. Над группой видна звезда и листва деревьев. Божия Матерь склонилась слегка к Младенцу, который по ее указанию, слагает правую руку для благословения; архангел приглашает волхвов подойти. Тот же грубый и тяжелый стиль наблюдается и в позднейших копиях древнехристианских скульптур (ср. например, пластинку из собрания Тривульци, рис. 119), но, что для нас важно, и тут замечается, если не в фигурах, то в драпировках стремление к изящному рисунку. 120. Свинцовые ампулы из Святой Земли в соборной ризнице Монцы Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада В известном соборе города Монцы, в окрестностях Милана – где короновались некогда римские императоры, хранится доселе в ризнице ряд ампул, флаконов и мелких сосудов 133 , принесенных из Палестины в самом конце VI или в самом начале VII столетий и, по преданию, присланных из Рима папою Григорием I (умер в 605 г.) ломбардской королеве Теодолинде. Однако, это предание подтверждается лишь в той части, что сосуды принесены из Рима во времена папы Григория: дар Теодолинде не подтверждается. Тем не менее, безусловно достоверно происхождение сосудов из Св. Земли, в конце VI века. Одна часть этих сосудов, в виде крохотных стеклянных флаконов с елеем от лампад у гробов свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины (рис. 77 и 78, л. 17). Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или перестроились по новому виду. Сохранились другие храмы, построенные после XV века после освобождения от татарского ига и усиления Московского Государства. Начиная с царствования великого князя Uoahha III (1462 – 1505 г.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор (рис. 84 и 85, л. 18 и 19), где совершается Священная Коронация Русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор – усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий) (рис. 83, л. 18). С течением времени Русские строители вырабатывают собственный национальный архитектурный стиль. Первый вид русского стиля носит название «шатрового» или столбового. Он представляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид словно столба или шатра, увенчанного куполом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества главок в виде луковиц , особенностями «шатрового» храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов являются церковь в селе Дьякове и церковь Василия Блаженного в Москве (рис. 79 и 82, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что такое орарь? (Ораря рис. см. выше.) Какое назначение ораря? Назначение сей одежды у диакона то, что он, возвышая конец ее правою рукою, тем указывает народу, наприм. при возглашений ектений, время молитвы, а певцам время пения и священнику – время совершения тех или других действий священнослужения. Какое значение ораря? По мнению св. Златоуста, носимый на плечах дьяконских орарь изображает собою ангельские крылья и, следовательно, в отношении нравственных качеств, носящих орарь выражает, как и изображение у ангелов крыл на картинах и иконах, – готовность и ревность их, подобно ангелам, исполнять волю Божию, т. е. служить за церковными службами. Что такое поручи? (Поручей рис. см. выше.) Что значит название поручи? Одежду, носимую по рукам, т. е. на руках. Какое значение поручей? Так как назначение поручей то, чтобы скреплять одежду на руках священнослужителей; то этим действием своим они означают силу и могущество Божии , укрепляющие священнослужащих на дела их служения, т. е. дарующие им усердие, терпение и бодрость в сем св. деле: на что указывается словами, читаемыми при надевании поручей 7 . У священников и архиереев, как носящих образ самого И. Христа во время богослужения, поручи означают еще узы, которыми связаны были руки Христовы, когда вели Его на суд к Пилату. Что такое подризник? (Подризника рис. см. выше.) Что значит ношение стихаря под именем подризника священниками и архиереями? • То, что и они, подобно, как и дьяконы и причетники, только высшие, суть служители Божии и достигли сей высшей степени не иначе, как прошед все низшие. Какое значение подризника? Тоже что, и стихаря, т. е. он указывает на ангельское служение носящих, – на те ризы, в которых являлись ангелы во время воскресения и вознесения Господня, на чистоту и непорочность, какую должны иметь облачающиеся в него. Что такое епитрахиль? (Епитрахили рис. см. выше.) Что значит название епитрахиль? С греческого значит одежду, носимую на шеи, как и бывает на самом деле. Какое значение епитрахили?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

На миниатюре (Л. 318 об.) И. изображен в правой части композиции, стоящим на берегу водоема, в молении образу Пресв. Богородицы, пальцы правой руки сложены троеперстно, в левой - четки. У И. впалые щеки, короткая борода; одет в желтоватую рясу, темную мантию, синюю схиму и куколь. Образ Богоматери в облаках необычен: Она стоит на коленях, красный плащ скреплен на груди, на голове венец, на левой руке восседает обнаженный Младенец; подпись: «    ()   #    ()   «     h   #       h         h     h   #        ». В рукописи службы И. («Служба Преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье»), написанной в июне 1881 г. послушником Борисоглебского монастыря Семеном Ивановичем Горским (Архив ГМЗРК. Р-535), имеется миниатюра (Л. 3) с поясным изображением И. на голубом фоне в круге с красной 8-конечной звездой. И. представлен прямолично, в темно-коричневой мантии, в голубом куколе, в правой руке - свиток. У И. короткая борода, желтый нимб с киноварной точечной обводкой, имя написано киноварью по сторонам нимба («Иринархъ»). Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Под влиянием композиций сохранившейся житийной иконы И. были созданы графические произведения, картины, др. иконы. Для 1-го издания Жития И., к-рое было осуществлено архим. Амфилохием (Жизнь прп. Иринарха. 1865), иконописец И. И. Самойлов (крестьянин Борисоглебских слобод имения гр. В. Н. Панина, ученик иконописцев Сапожниковых) в 1855 г. выполнил с клейм житийной иконы рисунки, в 1862 г. их перерисовал З. Фон-Берг. Литографии Д.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Однажды он пришел сообщить владыке, что к нему желает прийти один старик ксендз, именующий себя «независимым католиком». Владыка ранее никогда не слышал о существовании таких католиков. Он знал, что есть только старокатолики. С разрешения старшего врача, Владыка Нестор принял этого неизвестного католика, недоумевая, что ему надо от него. Это был старик 80-ти лет, ксендз Василий Альварец – португалец. Он, узнав из местных газет о прибытии русского православного архиепископа по совещанию с паствой, пришел, чтобы просить принять в безвозмездный дар его костел со всей огромной усадьбой, с пальмовой, кокосовой, банановой и др. тропическими плодам – рощей и с причтовым домом, словом все постройки со всем движимым имуществом, всю усадьбу, на которую предъявит документ. Причину этого дара отец Альварец рассказал владыке со слезам. Католики португальцы первые на Цейлоне основали католическую христианскую Церковь с благословения Ватикана, дядя о.Василия Альвареца был на Цейлоне епископом и 18 приходов с костелами были им открыты. Много сингалозов было обращено ксендзами в католичество. Мирная жизнь долгое время не нарушалась, но по поручению папы, из Рима прибыли на Цейлон иезуиты со своим архиереем и начали изгонять португальцев-ксендзов, стремясь отнять приходы. Произошла борьба. Португальцы не уступали. В результате иезуиты своими жестокими приемами начали постепенно отравлять и всякими мерами лишать жизни португальских ксендзов. Тогда последние объявили себя «независимыми католиками“ от Ватикана и папы. Были также убиты и отравлены разными способами епископ португалец – основатель Цейлонской католической Церкви и все ксендзы. Остался жив только один этот старик Альварец, который рассказал, что и его неоднократно пытались отравить и всеми способами отнять его последний приход. Например, воспользовавшись отсутствием его и слуги его дома, иезуиты, пробравшись в его усадьбу, подсыпали яд в приготовленный вареный рис для завтрака. Отец Василий, начав есть рис, вовремя обратил внимание, что рис снизу имеет зеленоватый цвет. Тогда он и слуга его дали собаке этот рис и собака, съев его, скоро околела. «Устал я от этих преступников – иезуитов, – сказал о.Василий владыке Нестору, – измучились мои прихожане и мы, узнав о вашем приезде и решили все через меня обратиться к вам, русский архиерей, с слезной просьбой принять в дар наш костел и усадьбу безвозмездно, т.к. мы не хотим оставлять иезуитам. Правда, я никогда не видел русского архиерея до сего дня, ни одного русского священника, но слышал много, что в Русской Церкви нет иезуитов, нет таких христопродавцев-убийц, как это существует в Ватикане. Я уже стар и скоро отойду в вечность, но не могу допустить такого греха, дать на поругание наш костел, мою паству. Мы все просим вас, Владыко, взять и всех нас под свое архипастырское покровительство. Позвольте нам ходить на ваше Богослужение и мы будем изучать ваше православие. И когда поймем, то готовы быть вашими духовными детьми, вашей паствой».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

земле, даже, быть может, в Иерусалиме, около св. гроба. Художник находился, таким образом, в непосредственной близости к изображаемому предмету и мог в некотором смысле прямо копировать. Однако нельзя не заметить, что весьма грубая техника, полное отсутствие заднего плана вынуждают относиться с большой осторожностью к авторам монцских сюжетов. Архитектура гроба Господня на монцских ампуллах не везде одинакова. Это позволяет нам изданные Гарруччи 1476 ампуллы разделить на несколько групп. 1) Св. гроб представляется в виде близкого к квадрату прямоугольника с треугольным фронтоном, на котором поставлен крест. Лицевая часть всего сооружения, кроме крыши-фронтона, заставлена решеткой с проходом в —48— средине (Garr. 434, 2, рис. 10). Однако из сравнения этой ампуллы с ампуллой 433, 8 (рис. 11) можно видеть, что собственно хотели художники обозначить треугольным фронтоном: здесь крест поставлен не на фронтон, а на четырех стропилах. Правда, эти стропила представлены на одной плоскости и еле заметны, но не нужно забывать, что сказали мы о технике ампулл: перспективы вообще там нет. Поэтому, четыре балки, опирающиеся, будто бы, на лицевой архитрав, нужно in reale располагать по углам здания, так что получается на всем сооружении покрытие в форме пирамиды четырехгранной. Отсюда само собой ясно, что св. гроб художник представлял себе в форме куба, на пирамидальной крыше которого и помещал крест 1477 . —49— 2) Более сложную структуру св. гроба дают ампуллы 434, 1, 4, 5, 6 и 435, 1. Эти ампуллы сообщают, сравнительно с описанными выше, много новых архитектонических деталей. Прежде всего бросается в глаза, что на ампуллах 434, 4 (рис. 12) св. гроб в виде куба с пирамидальным верхом, какой мы видели на предыдущих ампуллах, заключен в особое сооружение – колоннада с пирамидальным же покрытием: иначе, как указание на полигональность, нельзя объяснить присутствие здесь 6 стропил. Колонны этого сооружения античные, имеют капители и базы. На ампулле 435, I (рис.13), где св. гроб также заключен в колоннаду, видна только его крыша, потому что остальная часть закрыта решеткой при входе в колоннаду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010