Да в лицах того злата осталося пол 2 золотника. И всего злата пошло на оклад чюдотворца Кирила на средины и в венец и в цату я в позолоту и что того злата в лицех осталося пол фунта пол 12 золотника. Да у того ж чюдотворного образа в окладе поставлено в венце 3 камени складные в гнездцах яхонты червчаты да алмазцы. Да в цате камень лазорев яхонт да два гнездца, а в них яхонты червчаты складные. Да в полях 3 яхонты лазоревы да две бирюзы да два серавика да два вареника. Да в цате на спнях 4 зерна бурминских. Да в венце и на полях 14 зерн жемчюжных да в обниз пошло жемчюгу 12 золотников. Да у цаты в привесе 3 запаны, которые взяты от чюдотворцова образа, что стоит у чюдотворцова гроба у главы. Да мастеру дано от чюдотворцева образа и от убрусца Пречистые Богородицы от дробниц от дела 10 рублев. И всего на оклад чюдотворцу Кирилу к христолюбцевым дачам в прибавку пошло денег мелково збору в сребро и на золото и что мастеру от дела дано 30 рублев 11 алтын 4 деньги. Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1327 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

е. всю правую сторону иконостаса (рис. 15). Возвратившись к царским вратам, кадит икону Божией Матери и соседние с ней иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса (рис. 16). При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Вновь возвратившись к царским вратам, кадит правый клирос с находящимся на нем хором, 41 совершив поворот лицом на запад, к народу, кадит левый клирос, а затем опять повернувшись к народу, кадит и народ (с юга на запад, а затем на север) (рис. 17). Затем священник с диаконом спускается к праздничной иконе (лежащей на аналое посреди храма), кадит ее троекратно (рис. 18), и начинает от правого клироса до левого кадить иконы по стенам (и на столпах) храма и предстоящий народ, на что молящиеся отвечают поклонами (при этом кадится и притвор) (рис. 19). Окадив таким образом весь храм, священник с диаконом возвращается на солею, где вновь кадит царские врата, иконы Спасителя (по правую сторону) и Божией Матери (по левую сторону) (рис. 20), входит через царские врата в алтарь и кадит престол спереди, причем диакон стоит рядом со священником (справа от него) 42 (рис. 21). Покадив диакона, священник отдает ему кадило. Диакон кадит священника и совершив поклон горнему месту, отдает кадило и свечу пономарю, затворяет царские врата, и затем священник (с западной стороны) и диакон (с южной стороны) прикладываются ко святому престолу, творя положенные при этом поклоны (рис. 22). После этого священник на солее, перед царскими вратами должен читать светильничные молитвы. 43 Но зачастую, при поспешном пении современных хоров, на то не остается времени, и священник вынужден вычитывать эти молитвы в алтаре, во время или после великой ектении, во время пения стихир на Господи воззвах, до службы или вовсе упускать их. Но правильнее было бы просто увеличить количество исполняемых стихов 103–го псалма 44 и, доведя пение до уставного «не спешного и сладкопесенного», дать служащему иерею время, после каждения, для чтения пред царскими вратами положенных светильничных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во всех рукописях присутствует композиция с крестом и «первоучителями церковными», среди к-рых в самых нижних медальонах помещены ап. Иаков Алфеев (или Иаков, брат Господень) и свт. Сильвестр, папа Римский,- РНБ. Соф. 1197. Л. 5; Редин. 1916. С. 12. Рис. 7; Гордиенко. 2001. Табл. XXIII). Из К. Б. м. происходят 2 рукописи этого текста, имеющие иллюстрации, восходящие еще к ранневизант. образцам,- бывшая позднее в б-ке новгородского Софийского собора (РНБ. Соф. 1197) (часть ее композиций была опубл. еще в нач. XX в. Е. К. Рединым как рукопись из собрания СПбДА) и неопубликованная и неисследованная рукопись РНБ. Кир.-Бел. 64/1141 (именно к этой рукописи комментаторы описи 1601 г. относят упоминание единственной «Книги Козма Индикоплов в полдесть» - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 132, 310; см. также: Гордиенко. 2001 С. 171. Примеч. 370). Как показал Редин, миниатюры из русских топографий довольно точно воспроизводят ранние протографы, во многом правильно следуя их композициям, будь то изображение устройства мироздания, напр., образ мира по Божественному Писанию - 2 тверди, земная и небесная: прямоугольник с арочным завершением (РНБ. Соф. 1197. Л. 92 об.; Редин. 1916. С. 134. Рис. 110; Гордиенко. 2001. С. 173-174. Рис. 59; см. также: РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 98), или движение солнца (РНБ. Соф. 1197. Л. 95; Редин. 1916. С. 159. Рис. 152), или «Царство Небесное» в виде «комнаты» с образом Христа Еммануила, все с той же горой, вокруг которой совершает движение солнце, с условными обозначениями залива и земной поверхности (РНБ. Соф. 1197. Л. 97 об.; Редин. 1916. С. 149. Рис. 129; Гордиенко. 2001. С. 175. Табл. XII), или атрибуты и сюжеты из библейской истории: покровы скинии (РНБ. Соф. 1197. Л. 116; Редин. 1916. С. 275. Рис. 291), портрет прор. Аарона в образе первосвященника с кадилом (РНБ. Соф. 1197. Л. 128 об.; Редин. 1916. С. 300. Рис. 332), поставление на царство Иисуса Навина прор. Моисеем (РНБ. Соф. 1197. Л. 140; Редин. 1916. С. 321. Рис. 369), переход через Иордан (РНБ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Дальнейшее осложнение получилось, когда, вместо одной птички, явились две, – как толковали, «два птенца голубиных», а потом уже вокруг голубя появился нимб или сияние – Св. Духа, в виде голубином, хотя такое положение Св. Духа не отвечает догме и хотя ручке Младенца трудно держать голубя. Прориси Коневской иконы, нами виденные 27 , представляют иконы московских писем конца XVI в., Петровского времени – все с птичкою, Палеховской фрязи – уже две птички. Но, как видно из прилагаемого 20-го рисунка (прорись левая, т. е. обратная) Младенец держит птичку, с привязанною к ножкам веревочкою, что даже в поздних копиях не допускало произвольной символики. Как видно, списки  Коневской иконы были в старину почитаемы. Рис. 17. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. 2 . Переходим к образу Б. М. Млекопитательницы. В Риме, в ц. Св. Марии в Транстевере, по фасаду базилики фризом протянутая мозаика представляет Б. М. (рис. 21), питающую грудью Младенца, и по сторонам Дев мудрых и безумных со светильниками мозаика выполнена при папе Евгении III (1145–1153 28 ). В Сиенской школе был также распространен тип Б. М. «Млекопитательницы». Впоследствии Ломбардская школа восприняла пристрастие к сюжету и отчасти, подчиняясь влияниям фламандским и германским, специально предалась задаче оживления религиозных композиции этою чертою. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. В сиенской и флорентийской живописи XIV и XV века известны одинаково два перевода «Млекопитательницы»: с Младенцем, полулежащим на руках Матери 29 и с положением Младенца, сидящего на ее коленях (см. прилагаемые образчики рис. 22 и 23 джиоттовской школы начала и конца XIV ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И то суть фрязи сделали и поставили (под самым верхом тем непокрытым). Суть же дверцы трои у теремца того учинены хитро, яко решето хрестцы и теми дверцами влазят люди ко Гробу Господню... Есть святая церковь та Воскресения Христова кругла образом вся мокачна (округла) в длину и ширину сажен 30» 73 . Судя по этому описанию, отделка пещеры напоминала по крайней мере в XII в. формы ротонды храма Воскресения, и, несомненно, некоторые детали, здесь указанные, встречаются у Сильвии и на ампулах Монцы. В конце XVI в. Трифон Коробейников замечает также, что верх у великой церкви «не сперт [πετρον] над гробом Господним. А над самым гробом стоит приделец в той же церкви камен, аки церковь же на двое переделана 74 ». На основании этих данных, нужно полагать, что кувуклия или пещера Гроба Господня обработана была также применительно к общим архитектурным формам Анастасиса; это было миниатюрное подобие его: округлое основание с 12-ю колоннами, мерой 4 локтя в диаметре; вверху над этим сооружением теремок (трибун на колонках) с куполом, с тремя решетчатыми дверями. В виде ротонды планируют эту кувуклию Сепп, Вогюэ, Гюбт, Шик и др. – иногда лишь с небольшим отрезком со стороны входа. Близко подходит к этому описанию изображения на некоторых ампулах Монцы, где видим также колоннадное центрическое здание с покрытием округлым и вместе шатровым, с решетчатыми переплётами и дверями, увенчанное крестом (рис. 13–15), даже с лампадами, о которых упоминают Сильвия и игумен Даниил. Иные из ампул совершенно утрачивают этот вид кувуклии. Ротонда на Миланском диптихе (рис. 16–17) напоминает пирамидальный столп Антонина Пьячецнцского, но не имеет других примет, указанных игуменом Даниилом. На Британском авории (рис. 18) имеется теремок, но он не на колонках. Рис. 13–15. Ампулы Монцы Рис. 16. Часть Миланского диптиха Рис. 17. Часть Миланского диптиха Рис. 18. Британский аворий Теремок Бамбергского авория (рис. 19) на колонках, но цельное сооружение – базируется не на круглом, но прямоугольном основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

III.3.3. Один из таких миниатюрных энколпионов найден в Великом Новгороде. Энколпионы II и III трупп имеют также иконографические совпадения с лицевыми створками черневых энколпионов больших и средних размеров с закруглёнными концами IV.1.1. IV.2.1, IV.2.2 (рис. 13, 14). А оборотная створка большого энколпиона с изображением Богоматери Оранты с Младенцем и 3 святых IV.1.1 совпадает по иконографии с единственной рельефной створкой с таким типом изображения Богоматери II.1.4 (рис. 13). Рельефная створка с изображением Богоматери Оранты с Младенцем имеет столь низкий рельеф, что её следовало бы поместить в группу VIII с низко-рельефными изображениями. Но оказалось, что по характеру рельефа она очень близка двум створкам с изображением Богоматери Одигитрии типа II.1.1 (рис. 13) в каком-то его локальном варианте. Проводя этот ряд сопоставлений, вернёмся к началу – II группе (рис. 7), чтобы сделать одно существенное уточнение, касающееся иконографического типа распятого Христа. При внимательном рассмотрении оказывается, что на рельефных энколпионах типа II.1.1 встречается два варианта изображения Распятия, отличающихся положением головы и ног Христа, некоторыми особенностями в передаче анатомического строения тела, характером складок препоясания. В первом варианте (типа херсонесского энколпиона II.1.1/107) основные отличительные черты: две пряди волос на плечах у Христа, почти прямые ноги со слегка разведёнными стопами, узел препоясания строго на уровне талии (рис. 7:2). Во втором варианте (типа купятицкого энколпиона – II.1.1/61): прядь волос только на левом плече Христа, ноги немного согнуты в коленях, стопы разведены в стороны, узел препоясания ниже талии, у левого бедра колончатая углублённая надпись: О АГНОС (рис. 7:1). Изображение Богоматери на всех энколпионах типа II.1.1 и типа III.1.1 одинаково. Первый вариант композиции Распятия на массовых средних и единичных больших энколпионах типа I.1.1 (когда на них повторяется иконография энколпионов среднего размера) дополняется изображениями предстоящих и святителя Николая, а на парной ему створке изображение Богоматери Одигитрии дополняется тремя святыми воинами (рис. 7:2). Есть вариант единичных больших энколпионов, на котором этот вариант композиции Распятия дополняется изображениями предстоящих и архангела Михаила, а на парной створке изображение Богоматери Одигитрии дополнено архангелом Гавриилом и свв. апостолами Павлом и Петром (рис. 7:3 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

М. Вододательницы (по ошибке Вотодательницы, как в рис. 47). Впоследствии, отыскивая смысл в этом имени, его видоизменяли по рефлексу на: Животодательница, как бы, сближая с Афонской Живоприятною. Приняв во внимание, как усердно сохраняли у нас все священные изображения, заходившие на Русь, хотя бы в прорисях, можно полагать, что этим именем была названа именно эта рельефная плита, тем более, что венецианцы вывозили к себе столько же памятники искусства, сколько реликвии и святыни Востока и что этот рельеф мог быть чудотворной иконой, а сходство издаваемой гравюры с рисунком иконы подтверждает эти соображения. 45 Примеры этих тем несравненно многочисленнее, но, во избежание затруднений, не приводим их по фотографиям Алинари, Андерсона, Броджи, Ломбарди и др.. ограничиваясь новейшим сочинением Вентури, дающим много снимков, а именно: т. V, рис, 420, 580, 670, 710, 748 (1370 г.) и пр. 46 Свящ. П. Островского. «Историческое описание Костромского Успенского собора, Москва, 1855, стр. I-ΧV, 1–30. Здесь впервые разъяснено предание, что икона явилась В. К. Василию Ярославичу. См. также Экземплярского. Великие и удельные князья с 1238 по 1506 г. II, 1891, стр. 263–264. 49 Ср. перевод Феодоровской иконы из ц. Рождества Богородицы на Сенях, изд. В. П. Гурьяновым в книге «Переводы древних икон», 1902, 28. 51 Вентури, рис. 419, 751. Итало-критская икона в римской баз. I. Латеранского, наз. Madonna del fonte, чуд., изображена в соч. Bombelli,  Immagini d. В. M, V., II, 31, р. 13. 53 Младенец, с развернутым свитком часто встречается у сиенских художников. см. Вентури, рис. 484, 582, 587, 582, 626. Младенец, касающийся подбородка Матери: рис. 479, 492, 546, 751. 54 А. Ф. Хойнацкого. «Повесть историческая о св. чудотворной иконе Божией Матери Почаевской». Почаев, 1898. 55 Вариант того же типа (рис. 67) в иконе известной под именем «Обет страждущих» (итал. Salus infirmorum, см. ниже) или у иконописцев «Избавление от бед». 58 Митрополит Пимен был поставлен в 1381 году, но явился в Москву только после своего низложения в 1388, по Никоновск. лет., о чем см. в соч. академика Е. Е. Голубинского «История русской церкви», II, 1900, стр. 249 и 257. 59 В указ. соч. Вентури том V, рис. 54–58, 66, 93, 324, 395, 484, 532–3. Также икона Пуччио Капанна в Пистойе (Алинари 10470), Аньоло Гадди и др. 60 Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской. 1871. Стр. 128–129. 61 В рисунках указ. Сербской Псалтыри в миниатюре к акафисту Б. М.: «витии многовещанныя», на л. VI, рис. 140 совершенно итальянская композиция Б. М. с Мл. и витиями. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Горним местом называется пространство между Престолом и восточною стеною алтаря. Здесь иногда устраивается возвышение или кафедра для сидения архиерея; места для священников идут полукругом от архиерейского трона и называются – «сопрестолием». Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Св. Троица или Божия Матерь; в древности чаще всего изображалась Тайная Вечеря 23 . Кроме того, за Престолом помещается еще Крест и семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище. 32. Сосуды и церковная утварь Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из золота, серебра и украшаются иногда драгоценными камнями. При совершении Литургии употребляются: дискос, потир, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения – купель, мирница; при венчании – венцы и ковшик (Рис. на л. 63). Дискос – это круглое металлическое блюдо или тарелка на подставочке с изображением лежащего в яслях Младенца Иисуса Христа. Во время проскомидии на него полагается Агнец для Причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гроб Спасителя (см. рис. 131 – 134, л. 37). Потир , или чаша, есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой и который напоминает Св. чашу Спасителя на Тайной Вечере (См. на рис. 132). Копие – резец, наподобие копья, для изъятия из просфор Агнца и частиц. Оно напоминает копье, которым прободены были ребра Спасителя на кресте (рис. 133). Звездица – состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок (см. на рис. 131). Лжица , употребляющаяся для причащения мирян со времени Св. Иоанна Златоуста (с IV века). (Рис. 134). Купель – сосуд, наподобие большого потира, в который наливается вода для крещения младенцев. (Рис. на л. 63). Мирница – четырехугольный ящик, в котором помещаются склянки с Св. Миром и елеем для миропомазания, губка для осушения и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, во флорентийской живописи XIV столетия довольно обычным сюжетом в среде икон Богородицы является изображение Б. М. с Младенцем, держащим в руках щегленка 24 . Тема эта, в виде характерной черты оживления религиозного сюжета детской игрой, перешла в итальянскую живопись из французской скульптуры первой половины XIV века (рис. 14). Для нас особенно любопытным в данном случае является точное сходство положения Младенца, держащего щегленка, на иконе Б. М. со Святыми в Национальной галерее Флоренции (Академия), работы мастера Спинелло Аретино (рис. 15), как значится в подписи, и с указанием 1391 года, даты этой иконы, с нашей чудотворною иконою Б. М., в Коневце, называемою Коневскою 25 . Не утверждая того, что Коневская икона копирует именно икону Спинелло или Таддео Бартоло (рис. 16), думаем, что в ней, тем не менее, мы имеем список итальянской иконы XIV в, и ограничимся указанием, что ее явление (рис. 17) падает на то же самое время. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. По преданию, Коневскую икону принес некогда с Афона преп. Арсений в 1393 г. На прорисях при Коневской иконе иногда (рис. 19) пишется следующее: «Явися у Софии Премудрости Божией (в Цареграде)» – указание на греческое происхождение иконы. В таком случае, греческая икона конца XIV столетия или начала XV века являлась копией итальянского образца. Для нас является особенно важным положение ручек Младенца в Коневской иконе, держащего птичку за веревочку, привязанную к ее ножкам. В одно и то же время это игра ребенка и оберегание от болезней, так как в старину больным, особенно детям, приносили щегла и верили в пользу веселой птички, ее глаза и оберега 26 . Ходовыя у иконописцев (московских) прориси Коневской Чудотворной иконы и ее списков (по-видимому, в старину многочисленных) называют икону «Голубицкою» (Голубитскою), но в той же композиции. Птичка на рисунке для голубя слишком мала, и однако, само название показывает, что иконописцы искали смысла детали и, вместо щегла, предмета развлечения, предпочитали знать в руках Младенца голубя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Впрочем, действительный характер этих капителей может быть определен только тогда, когда, за отсутствием света, капители будут отформованы и могут быть хотя в гипсовых снимках рассмотрены на свету, а не в полутьме коридора или на фотографиях, полученных при помощи магнезиального освещения. Любопытною является капитель на рис. 30. Снятое нами на фотографии за 605 окно с восточной стороны представляет, по-видимому, с правой стороны такую же древнюю коринфскую капитель IV столетия с куском роскошного резного карниза, украшенного аканфовыми листьями. Маленькая церковь , носящая ныне имя Св. Елены (табл. XL) и занимающая лишь малую долю прежней базилики Св. Креста, любопытна во многих отношениях, но в данном случае мы не можем останавливаться на вопросах топографических и исторических, и ограничимся только указанием некоторых пунктов археологического наблюдения. На первом, конечно, месте, стоит вопрос о времени происхождения общей постройки этой церкви с ее куполом и остроконечными сводами, опертыми на колонны. Рис. 30. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Очевидно, уже по образцу средневековых романских крипт, в церкви Св. Елены купол утвержден на четырех низких колоннах (почти столбах, так как они очень низки, в половину размера против низкой византийской колонны). Капители, взятые для столбов, были очень широки и велики, и каменотес приладил их к столбам, стесав весь нижний пояс, а побелка, ложившаяся сверху, окончательно обезобразила их прекрасный рисунок. Капители, в большинстве, тождественны с мечетью Эль-Акса, и потому весьма естественно предположить, что церковь Св. Елены устроена одновременно с этою мечетью из того же материала. Рис. 31. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Церковь царицы Елены. Рис. 32. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Церковь царицы Елены или Обретения Св. Креста. Одна капитель справа (рис. 31) того самого коринфского типа, что в нефе мечети Эль-Акса с прижатыми широкими листьями и маленькими свешивающимися верхушками; другая (рис. 32) также из толстых и узких листьев, высоко поднимающихся над поверхностью, исполненных только сверлом, очень грубо, каждый лист отдельно, имеет себе подобную в рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010