Закрыть itemscope itemtype="" > О потерянном рабстве и рыночной свободе 20.10.2016 4582 Время на чтение 15 минут Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) - это то, что мы разучились быть рабами. Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек - это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «рабами Божьими». Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким - мужу, жене, родителям, детям. Они не наши - они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу. И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий - значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту свободы: ответ протоиерею Алексию Чаплину 31.10.2016 2864 Время на чтение 9 минут С большим огорчением я прочел статью протоиерея Алексия Чаплина «О потерянном рабстве и рыночной свободе» . С самого начала автор заявляет: «Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) - это то, что мы разучились быть рабами. Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина». То, что христианство - религия рабов, я слышал (читал, точнее) из уст воинствующих безбожников, а также неоязычников. И когда я, благодаря изучению православного вероучения, понял, что это - ложь, я и обратился к православной вере. Теперь же меня в этом пытается убедить православный священник, только уверяющий меня и прочих читателей в том, что так и должно быть. Он пишет далее: «...в христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского». Оригинальнейшая мысль, если конечно, не брать в расчет то, что о нас говорят наши все те же противники из атеистов и неоязычников. Про рабство Царю я читал только один раз - у Иоанна Грозного в послании изменнику Курбскому: «Тот же апостол Павел сказал (и этим словам ты не внял): «Рабы, слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги Бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». Но это уж воля Господня, если придется пострадать, творя добро. Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?». Еще Иван Грозный писал в том же письме в ответ на упреки Курбского за истребление «сильных во Израиле», т.е. бояр: «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить». Кроме Ивана Грозного, вроде никому не приходило в голову считать, что аристократия - рабы царя, в нашем Отечестве, во всяком случае. И апостол Павел, обращаясь к господам, хозяевам рабов, призывает их только быть милосердными к своим рабам, но не говорит, что они сами - рабы царя и прочих мирских начальников. И все, больше я нигде эту мысль нигде не встречал. У наших святых, тех же святителей Игнатия (Брянчанинова) или Филарета Московского, царь сравнивался с отцом, а не рабовладельцем, а его подданные с детьми, а не с его рабами. Так что царь, безусловно, соригинальничал в этом письме, и тот факт, что князь Андрей Курбский - действительно подлый изменник, нисколько не отменяет того, что слова царя на самом деле противоречат христианской традиции.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Является ли даром Божиим чувство юмора? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. 07.02.2014 10:54:23 Кульков Сергей Андреевич - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. Мы с отцом Александром вновь начинаем нашу программу. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. - Батюшка, разъясните, пожалуйста, смысл понятия «раб Божий». Ведь в рабов обращали насильно, а Бог сотворил человека свободным, с правом выбора. И мы с молитвой обращаемся к Богу как Его дети: «Отче наш, Отец наш Небесный». Так почему же христианин не чадо Божие, а раб Божий? - На самом деле мы остаемся чадами Божиими, остаемся своими Богу и гражданами неба. Раб - это от слова работать, один и тот же корень. Раб Божий тот, кто трудится для Бога, сотрудник Божий. Это совсем не тот, кого обращают в рабство, чтобы он работал на хозяина. Нашим хозяином является Бог, поэтому тут нет никакого насилия, все добровольно. Принять на себя обязанности раба Господня - что может быть почетней!? А если кто-то застревает на слове «раб», мне кажется, что это человек, чуть-чуть болящий гордыней. - Боль о ком-то или о чем-то, скорбь -  это естественные свойства живой человеческой души, ведь человек не может не испытывать всех этих чувств. А как понимать тогда слова «мир в душе, мирный дух»? - Мирный дух - это отсутствие ропота, отсутствие бунта, когда душа со смирением принимает все испытания, которые приходят, но это совсем не отсутствие скорби и сочувствия. А раз душа возмущена, значит, она не согласна. Наше возмущение всегда сопряжено с гневом, с несогласием, с ропотом, с желанием отомстить. У нас же должны быть те же самые чувства, что и во Христе Иисусе, то есть все должно быть окрашено смирением, благодатью, должно быть очищено. К этому надо стремиться, а наши все чувства с грехом пополам. - Является ли даром Божиим чувство юмора? Говорят, что чувство юмора помогает человеку преодолевать трудности, неприятности. Без него как-то очень тоскливо. - Есть такая поговорка: «Ради красного словца не пожалею и родного отца». Спрашивается, что же здесь хорошего? Важно, какая мотивация. Если мотивация сделать человеку больно, то это не по-христиански. А если пробить брешь в его унынии, в его помраченном сознании, то это может быть и оправдано. Особенно если есть результат.

http://radonezh.ru/text/yavlyaetsya-li-d...

Разделы портала «Азбука веры» В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя «рабами Божиими», возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т. п. Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П. Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, «экзистенциализм — это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма» 1 . Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек — это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства. Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Я предлагаю обратиться к этому вопросу сквозь призму известной фразы из евангелия от Иоанна «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Фраза, чрезвычайно насыщенная философскими понятиями, поэтому без ее философского осмысления здесь не обойтись. Но чтобы это осмысление было более точным, давайте прочитаем эту фразу в ее контексте. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,  и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:31-36 ). Из слов Спасителя видно, что под истиной Он имеет в виду Себя, Сына Божия, как Он сказал и в ином месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). В этом же смысле высказывается и ап. Павел: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» ( 2Кор.3:17 ). Для христианина слова «свобода во Христе» являются весьма понятными и привычными. Как писал А. Хомяков, «само христианство есть не иное что, как свобода во Христе» 2 . Но как понять эти слова с точки зрения философии? Здесь нам необходимо прояснить оба понятия: и понятие свободы, и понятие истины. Начнем со второго.

http://azbyka.ru/poznaete-istinu-i-istin...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Ответ критикам христианства Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Притчи 2:6 Автор - Михаил Назаров Автор отвечает неверующим на критику христианства о смирении и рабском подчинении любой власти. Он объясняет, что христианство - религия не слабая, а благородная и мужественная и что она объясняет смысл жизни человека. Далее автор объясняет основные постулаты: стремление к совершенству, любовь ко всем людям, служение человека высшим ценностям, уважение каждого человека и справедливость. До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за " рабскость " . Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело " христианства " , которое сами же и изготовили для этих целей - чтобы оно выглядело как можно примитивнее. В доказательство " рабскости " христианства его всегда сводят к тезису: " подставь врагу другую щеку " . Но ведь речь идёт лишь о своей " щеке " - это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу " щеку " ближнего - его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя. Христианское смирение - это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение " раб Божий " означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире - и здесь " раб " должен превращаться даже в мужественного " воина " в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: " Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими " . Ложно и утверждение, будто христианство повелевает " рабски " подчиняться любой власти, ибо " нет власти не от Бога " . Ведь апостолы говорили о самом принципе в противоположность анархии и имели ввиду такую власть, которая сама служит Богу: когда " начальник есть Божий слуга, тебе на добро " ; такие " начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых " (Рим. 13:1-6). Об отношении же христиан к недостойной власти можно судить по словам Христа об Ироде или святых отцов - о Юлиане Отступнике. А наш преп. Иосиф Волоцкий (один из наиболее правых " идеологов " царской власти) прямо утверждал, что неправедный царь - " не Божий слуга, но дьявол " , и ему следует противиться даже под угрозой смерти. Св. митрополит Филипп, смело обличивший Ивана Грозного, - тому наглядный пример.

http://zavet.ru/a/rss_1284545351.html

— Как появилось название православной страницы «Теодул»? — Слово «Теодул» — красиво, кратко и необычно для тех, кто его встречает впервые, но в себе несет великую православную идею служения Богу, если его перевести на сербский или русский язык. Во время учебы в университете я прочитал книгу « Сербский народ как раб Божий » («Српски Народ као Теодул»), в которой святитель Николай Сербский (Велимирович) описал, каким должен быть сербский православный народ, каково значение святого Саввы и других святых, и что значит, что сербский народ должен быть как Теодул. Слово «Теодул» (русск. Феодул — прим. ред. ) в переводе означает «раб Божий». Св. владыка Николай (Велимирович) также использовал и слово «Христодул», что означает «слуга Христов», но я всё же счел, что будет лучше назвать наш миссионерский интернет-проект «Теодул». — Как давно ты в Православной Церкви, и как у тебя возникла идея основать православную молодежную страницу «Теодул»? — Слава Богу, мои родители — верующие люди, дома были Евангелие и православные книги, что значительно облегчило  развитие моей любви к Богу. Я регулярно ходил на богослужения в храм. Повзрослев, я столкнулся с тем, что мне стало трудно найти собеседника, который бы также любил читать Евангелие и православные книги, но, слава Богу, с самого начала у меня был друг и единомышленник, с которым я делился мыслями о прочитанном. А через работу над проектом «Теодул» Бог дал мне возможность по Интернету познакомиться с большим количеством верующих из Сербии, Черногории, Хорватии, Македонии, а также с сербами, проживающими за границей. Я познакомился и с некоторыми русскими, которые подписаны на «Теодул», и был очень этому рад, потому что мы, сербы, очень связаны с православным русским народом. Во время учебы в школе я постоянно читал православные книги, потому что хотел равномерно развиваться в своих интеллектуальных и духовных познаниях. Я знал, что это важно, потому что в Евангелии Господь Иисус Христос говорит, что в мире мы должны быть «мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ). Также из поучений Патриарха Сербского Павла я знал, что «овцам выжить среди волков очень трудно, но возможно», и как он продолжал: «Господь говорит нам, каким образом мы можем среди волков остаться и выжить, как овцы Его». А именно: «быть мудрыми, как змеи, и беззлобны, словно голуби. Мудрость не даст нам стать добычей, чтобы волки разорвали нас, то есть, чтобы враги нас не сделали бездеятельными. Незлобие и доброта сохранят нас и не дадут самим стать волками». Поэтому нужно развивать мудрость, данную Богом, и в то же время развивать доброту. Потому что мудрость без добра превращается в зло, а простота без мудрости превращается в глупость.

http://azbyka.ru/semya/teodul-serbskaja-...

Глава I. Об именах и святости церкви §1. Что есть церковь? Слово церковь имеет два значения. Во-первых, церковь означает общество истинных христиан, рассеянных по всему земному кругу, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Принимая в сем значении слово церковь , св. Герман, Патриарх Константинопольский, называет ее телом Христовым и Христовою невестою, которая очищена водою св. крещения, орошена честною кровию Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Св. Духа. Сию-то церковь, продолжает тот же св. Герман, патриархи прообразовали, пророки провозвестили, апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Глава сей церкви Христос: потому что она управляется одним законом евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели. Во-вторых, церковь есть храм Божий или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово церковь и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся. Слово церковь не русское, но происходит от греческого χυριαχ ν, что значит дом Господень. Из сего, с переменою букв χ на ц и υ на е, образовалось слово церковь, которое тоже значит дом или храм Господень. В самых российских словах многие буквы переменяются, напр., вместо на реке говорится на реце, вместо в человеках говорится в человецех и проч. §2. Название церквей Церкви или молитвенные храмы бывают многоразличны. Одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые во имя ангелов, апостолов, или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Посему храмы и носят имена тех святых, которым они посвящены. Так мы говорим: пойдем к Троице, пойдем к Рождеству Христову, пойдем к такому-то святому, иерарху или мученику, т.е. в храмы тех святых, именам которых они посвящены. Впрочем, все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы. Все они одинаково освящаются Божественною благодатью Отца и Сына и Святого Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы и все одинаково помазуются Божественным миром. Симеон, епископ Солунский (в главе 128), пишет: «всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем: и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует Божественною благодатию и силою». §3. Церковные вещи святы

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Раб Божий — это звание, которое нужно заслужить 9 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы привыкли всегда говорить: «На всё воля Божия». Но отдаём ли мы себе отчёт, что это значит, когда мы произносим эти слова? 9 апреля. ПРАВМИР. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Углегорска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, — сообщает Пресс-служба Горловской и Славянской епархии Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры! Я от всей души поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, великим двунадесятым праздником, который в этом году пришёлся на дни Страстной Седмицы. Так бывает нечасто. И, несмотря на то, что это дни особые, праздник Благовещения всё равно стоит на первом месте. Мы его празднуем сегодня в этом храме как престольный день. Празднуем торжественно, как будто бы и нет Страстной Седмицы у нас на календаре. Я впервые на Благовещение здесь, в этом храме совершаю богослужение. Так получалось, что каждый год в этот день я богослужение совершал в городе Горловка. Там тоже был Благовещенский храм. И мы в этом храме молились, было соборное архиерейское богослужение, мы торжественно этот день праздновали. В прошлом году, в августе, этот храм в результате прямого попадания снаряда был полностью разрушен. Сейчас на этом месте ничего нет. Здесь настоятель Благовещенского храма отец Виктор, он со мной сегодня приехал на службу. Надеюсь, что когда закончится война, мы этот храм сможем восстановить. Но я с большой радостью приехал сюда для того, чтобы помолиться вместе с вами в этот праздничный престольный день. Праздник Благовещения — это день особенный. Этот день наполнен такой радостью, которая показывает нам, что в мире, в жизни человеческого рода всё совершается по Промыслу и по воле Божией. Ничего без воли Божией не происходит. Что бы ни было, верующий человек, христианин знает, что без Промысла Божия это не происходит.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Раб Божий каждым атомом своего существа» Памяти Митрополита Амфилохия (Радовича) 20.11.2020 574 Время на чтение 10 минут 21 ноября – Крестная Слава (день святого семейного покровителя в Сербской Церкви) Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, и для владыки она уже пасхальна. Архипастыря вспоминает писатель и переводчик Светлана Луганская. «Могу ли промолчать?» Владыка Амфилохий (Радович) и дети. Фото Светланы Луганской 10 октября, в 8 часов утра и 22 минуты, вселенная осиротела, началась другая эпоха, эпоха после Митрополита Амфилохия. Он успел сказать своему келейнику, иеромонаху Иустину: «Кончено», причастился в полузабытьи и угас. Когда говоришь о человеке такого масштаба, каким был Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, особенно чувствуешь бессилие слов, бессилие вместить его библейскую личность в слова. Он оставил этот мир в день прославления горячо им любимых предшественников – святого владыки Петра Цетинского и владыки-поэта Петра Негоша – Ловченского тайновидца. А в нем сочетались мужество и стойкость первого и поэтический провидческий дар второго. И сейчас наш долг – свидетельствовать о его жизни и подвиге. По словам его ближайшего соратника и друга, епископа Афанасия (Евтича): «Амфилохий – значит воин на двух фронтах, и он боролся за свой народ, его спасение, за его душу, за его физическое существование, и победил в этой борьбе, а сам пал жертвой, его человеческий организм истощился». «Он, как Моисей, вывел свой народ из рабства, привел к свободе и предал дух свой Господу», – сказал в прощальном слове ректор цетинской семинарии отец Гойко Перович. Его часто обвиняли, что он вмешивается в политику, критиковали за резкие высказывания в адрес политических деятелей. На одно из таких обвинений он ответил: «Я многократно был в Косово, своими руками собирал отрезанные головы» «Я не мог поступить иначе, я написал четыре книги о новом распятии косовском. Я многократно был в Косово, своими руками собирал отрезанные головы.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/rab_bo...

     О Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читают в начале Великого поста. Святые отцы часто говорят о трех состояниях человека в его отношениях с Богом: раба, наемника и сына. Раб исполняет заповеди и борется с грехом, чтобы избежать наказания, наемник — ради награды, а сын — по любви к Господу. Христианин проходит в своей жизни эти состояния, как степени духовного возрастания: сначала он боится вечных мук, потом желает получить воздаяние за труды, и затем, при правильном духовном развитии, он доходит до состояния сына, когда начинает делать добро, движимый любовью к Богу. Святые подвижники познали это не теоретически, а через видение собственного духовного состояния. От лица своей души, рыдающей о грехах, преподобный Андрей Критский написал Великий покаянный канон. Автор его проникновенных строк искренне любит Господа, стремится к Нему, желает быть в единстве с Ним. Но вместе с тем он видит, насколько несовместимо с Богом его внутреннее состояние, как глубоко в нем укоренились и бушуют те страсти, которые препятствуют богообщению. Сознавая, что избавиться от них своими силами он не может, он плачет и рыдает о действии в себе этих страстей, потому что они мешают ему быть с Богом, мешают достичь той цели, к которой он стремится. Если мы не можем воздохнуть от души с таким же покаянием, с каким обращается к Богу преподобный Андрей Критский, будем читать его канон. Постараемся вникнуть в написанные им слова, понимая, что и мы должны двигаться в том же направлении, стремиться стать такими, как он, и в меру своих сил воспринимать то, о чем говорится в его творении. Покаянный канон настолько велик, настолько обширен, что, пожалуй, каждый, даже мало воцерковленный, человек найдет в нем нечто свое, уловит отголосок своих душевных страданий, внутренних переживаний, увидит их причину и поймет, что надо делать для того, чтобы от них избавиться. О чем рыдает преподобный Андрей Критский? О падшей душе. Он как бы со стороны наблюдает свою душу — образ Божий, которая погрузилась во тьму бессловесия, тьму страстей. «Душа, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия жизни и принеси Богу в покаянии слезы», — взывает он в одном из первых тропарей канона (песнь 1, тропарь 2). Но что значит это «бессловесие», от которого надо воздержаться? Наверное, это нечто более опасное, нежели утрата способности говорить и слышать?

http://pravoslavie.ru/101502.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010