Тело твое Господеви, и Господь телу. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6, 13 ). Одиннадцать с половиной часов вечера. Вторник. Неделя о самаряныне. 28 апреля Утро. Благодарю Господа, неоднократно спасшего меня от козней врага во время утреннего богослужения по молитве моей, когда я припадал к престолу, поистине животворящему. Слава Тебе, Преблагий и благопослушливый Царь славы, на престоле седяй, слава силе Твоей, слава щедротам Твоим, Господи! Воюет во мне сегодня вчерашняя пища: треска, черный хлеб с маслом, чай со сливками. Без аппетита, значит, без нужды я ел и пил, допустив излишество, и оттого сласти воюют во мне. Врачу недугующих, Господи, исцели меня. 28 апреля Обедня. Окаянный, я был сегодня во всю литургию игралищем лукавого из-за просфор, показавшихся мне очень черствыми, и из-за сторожа Николая, показавшегося мне грубым при ответе на мой вопрос касательно просфор. Лукавый жег и теснил меня немилосердо во всю обедню, начиная с проскомидии. А оказалось, что просфоры были хороши и не очень черствы. Значит, я сам был кругом виноват и пред Богом, и пред людьми, на которых я гневался. Это плоды моего чревоугодия и жадности. Вот что значит изречение Спасителя, что многие заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [ Лк. 8, 14 ]. Так ли для меня важна просфора, что я из-за ней теряю мир с Богом и с людьми и с собою во время совершения пренебесного Таинства Евхаристии, то есть Тела и Крови Господней?.. Как я забыл слово Господне: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [ Ин. 6, 27 ]? Достойно наказан я от Господа за то, что с вечера на ночь я без нужды ел и пил хлеб, треску, масло, чай со сливками: теснота внутри была еще с вечера; ночью сильная эрекция. Ужасно тяжело было мне за литургией. Надо умереть для сластей – но не на словах, а на деле. Врагу дана сильная власть над чревом нашим. Кто верный раб Божий, да разумеет, почему это так. Вспомним начало нашего падения, из-за чего оно последовало. Голос был чрезвычайно слаб и немощен во время литургии, упадок нервов вследствие тесноты во внутренностях (это от трески). На ночь никогда не нужно ужинать, то есть закусывать рыбой, или мясом, или сыром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

14 . Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Объясню теперь это коротко. “Кто исповедует”, – значит исповедует не словом, а делом, не языком, а жизнью. Многие словами исповедуют, а делами отрицают. И мы знаем и уверовали, какую любовь Он имеет к нам 172 .И опять же: как ты это узнал? Бог есть любовь. Он уже сказал это раньше, и вот еще повторяет. Нельзя было бы сказать более щедрой похвалы любви, нежели чем сказать, что Бог есть любовь. Быть может, ты пренебрег бы даром Божиим – но пренебрежешь ли ты Самим Богом? Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Они пребывают друг в друге: Тот, Кто содержит, и тот, кто содержится. Ты пребываешь в Боге, но это для того, чтобы Он тебя содержал. Бог обитает в тебе, но чтобы содержать тебя и удерживать тебя от падения. Не подумай, что дом Божий такой же, как и тот, что носит твою плоть. Если убрать дом, в котором ты находишься, ты упадешь, но если ты уберешь себя, то Бог без тебя не падет. Он будет невредим, когда ты оставляешь Его, и невредим, когда ты вернешься к Нему. Ты исцеляешься, но ничего не даешь Ему этим; это ты очищаешься, ты восстанавливаешься, ты исправляешься. Он – цельба для нездорового, исправление для неправого, обиталище для покинутого. Вся эта выгода – для тебя. Смотри не подумай, что приносит какую-то выгоду Богу твое возвращение к Нему и даже обладание тобою. Что, неужели у Бога не стало бы рабов, если бы ты не захотел и если бы все не захотели? Бог не нуждается в рабах, но рабы нуждаются в Боге, поэтому псалом говорит: Я сказал Господу: Ты – Господь мой. Он истинный Господин – и что говорит псалом? Блага мои Тебе не нужны ( Пс. 15:2 ). Сам ты нуждаешься в благах от твоего раба. Раб нуждается в твоих благах: чтобы ты питал его, и ты нуждаешься в благах от раба твоего: чтобы он помогал тебе. Ты не можешь сам наносить себе воды, не можешь сам себе стряпать, не можешь бежать перед своим конем, не можешь заботиться о своем скоте. Видишь: ты нуждаешься в благах от раба твоего, тебе нужны его услуги. Значит, ты не истинный господин, раз нуждаешься в низшем. Но Бог – истинный Господин, Он ничего не ищет от нас; но горе нам, если мы не взыскуем Его. Он ничего не ищет от нас, и Он взыскал нас, когда мы не искали Его. Заблудилась одна овца, Он нашел ее и с радостью возложил ее на плечи ( Лк. 15:4–5 ). Но разве овца нужна была пастырю, а не овце скорее нужен был пастырь?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А этот закон у царя Давида в указанном псалме сравнивается со светом солнышка, озаряющего всю вселенную. И этот закон укрепляет душу, умудряет простых, веселит сердце, просвещает очи, пребывает во век (ст. 8-10). Вот почему заповеди, а не монашество вожделеннее золота, слаще меда (ст. 11). - Раб Твой, - говорит Господу царь Давид, - охраняется ими, а не одеждами черными, и в соблюдении их - великая награда! (ст. 12). Вон куда повертывал мои мысли батюшка, опытно исполнивший заповеди Божий... А мы, молодые студенты, увлекались другим, - не скажу карьерой. Нет, но мечтаниями о горячей любви к Богу, о подвигах святости, о высокой молитве. А до этого-то нужно было еще долго исполнять заповеди Божий. И только исполняя их на деле, научишься всему; и, в частности, прежде чем возноситься еще в заоблачные сферы созерцания, молитвы, святости, человек, пробующий исполнять заповеди Божий, увидит сначала самого себя, свои немощи, свое несовершенство, грехи свои, развращенность воли своей, до самых тайников души. Вот что значит " заповедь Господня просвещает очи " . И об этом в том же псалме говорит по своему опыту Псалмопевец, хранивший закон. " Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения " (ст. 13-14). И только пройдя этот путь борьбы, открывающийся лишь через исполнение заповедей, человек достигнет и высшего, - молитв и Богоугодного содержания. И войдет в общение с Господом, познав предварительно и свою беспомощность с одной стороны, а вместе с этим и через это - и твердость упования только на Господа Избавителя, Спасителя. Так и поет царь-праведник: " Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! " (ст. 15). И теперь, поработав не в мечтании о " святости " , а в действительном опыте осуществления самых начальных букв алфавита добра, т.е. исполнения Заповедей Божиих на Иване Ф-че, я сразу увидел себя: кто же я такой?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1028...

Апостол Павел говорит: «В детстве мы были порабощены вещественным началам мира». Эти «начала мира» по-гречески – стихии. Это слово означает и стихии в нашем понимании, физические основы мироздания, но в то же самое время стихии – это еще и буквы, составляющие слова, это какие-то начальные элементы знания, которые, скажем, дети получают в школе. В толковании блаженного Иеронима сказано, что под стихиями, буквами, можно разуметь Закон Моисеев и изречения пророков, потому что именно через них восприемлется страх Божий, начало премудрости и руководство к Спасителю. Быть порабощенным стихиям – это означает, с одной стороны, подчиняться вещественным началам мира, а с другой стороны, это значит подчиняться Закону, если буквы – это и есть Закон и пророки. Далее говорит апостол Павел, что когда приходит полнота времени, то мы становимся уже не подзаконными, а получаем усыновление Отцу Небесному через Христа: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий»… ( Гал.6:6-7 ). Так говорит Апостол. Действительно, как сказано в комментариях к Евангелию у Феофана Затворника , «мы были Отцом нашим Богом поставлены под Закон, и жили под игом его, как будто рабы, но когда пришла полнота времен, Отец послал Сына, чтобы отставить пестуна-путеводителя и ввести нас в права на свободу сынов. Сын Божий пришел и сделал нас сынами; в Нем мы рождаемся от Бога, свидетельством чего является пребывание в нас Духа, чтобы нам иметь на себе пробу (то есть доказательство), что мы точно усыновлены Богом, Он дал нам Духа Своего, Который показывает знак Отца на сынах. И Он дает нам дерзновение говорить к Богу то, чего прежде по немощи и недостоинству не смели мы говорить, то есть Авва, Отче». Так говорит святой Феофан Затворник . Действительно, перемена огромная происходит после того, как Господь проповедует Евангелие: отношения рабства сменяются отношениями богосыновства, и человек тогда по дерзновению может назвать Творца неба и земли Отче, Авва-Отче.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

32 Тогда государь его призывает его, и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. 33 Не надлежало ли тебе помиловать товарища своего, как и я помиловал тебя? 34 И разгневавшись государь его, отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит от сердца своего брату своему согрешений его. Объясните притчу эту. Ст. 23 Что значит в притче царство небесное? Кто такой царь человек? Что изображает счет царя с рабами? И кто эти рабы? Царство небесное, это – царство Христово на земле u на небесах, т. е. царство благодати, истинной веры на земле в церкви христианской, и царство славы и блаженства на небесах. Царь человек, это- Иисус Христос, Спаситель человеков. Рабы, это-люди. Счет царя со слугами, это -суд Божий над людьми. Сосчитаться, т. е. требовать уплаты долга. Дар представляется заимодавцем, которому рабы должны известные суммы денег, и он требует с них уплаты долга. Так человек всем одолжен Богу, все у него от Бога и должен платить, Ему добрыми делами. Но он мало творит добрых дел, а постоянно согрешает, п потому – должник пред Богом. Счет Бога с людьми будет главн. образом на страшном суде, бывает и с каждым человеком в частности – по смерти. Ст. 24–27. Что такое за сумма тьма, или 10 000 талантов? Что выражается долгом такой суммы? И что означает повеление царя продать – было самого должника такою суммою c женой, детьми и со всею его собственностью, для уплаты долга, и, когда же должник начал просить подождать на нем долги, обещая заплатить, совершенное отпущение долга царем? Талант, это-сумма, равняющаяся нашим около 2000 руб. Десять тысяч талантов, т. е. около 20 миллионов – такая сумма означает долг неоплатный, т. е. бесчисленное множество грехов, которые мы сделаем в продолжение жизни и в которых должны дать отчет Богу. Повеление царя продать самого раба, жену и детей его и все его, для уплаты долга, это у некоторых народов, даже и у евреев был закон таков. Повелением сим изображается строгость, с какою Господь судит грешника за грехи. Должник умаливает даря подождать на нем долг и обещает заплатить. И царь, умилостившись, совсем прощает долг. Это значит: если грешник кается пред Богом во грехах с сокрушенным и смиренным сердцем, то Господь прощает грехи его, каковы и сколько бы их не было, ради бесценной крови Иисуса Христа, пролитой на кресте за спасение человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Ведь тот делает немалое зло, кто, не пребывая в добре, оставляет его и впадает в зло, от которого должен уклоняться. Также и в другом месте, где [апостол] говорит: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью» моление, «за ваше участие в благовествовании от первого дня и доныне; будучи уверен в том, что» тот из вас, кто начал «доброе дело, будет совершать его до дня Иисуса Христа» ( Флп.1:3–6 ), что другое обещает он им, как не пребывание [в добре] до конца [по дару] милующего Бога? Равным образом и там, где он говорит: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы» стояли вы совершенными и во всем исполненными воли Божией ( Кол 4:12 ), что иное значит «чтобы стояли», как не это: «чтобы пребывали»? Потому и о диаволе сказано: «В истине не устоял» ( Ин.8:44 ); поскольку он в ней был, но не пребыл. Ведь, разумеется, те, [о ком пишет апостол], уже стояли в вере. И когда мы молимся, чтобы устоял тот, кто стоит, то ни о чем другом молимся, как о том, чтобы он пребыл. Подобным образом и апостол Иуда, когда говорит: «А Тому, Кто силен «соблюсти вас от падения и поставить перед» видом славы «Своей непорочными в радости» ( Иуд.1:24 ) – разве не вполне очевидно показывает, что пребывание до конца в добре есть дар Божий? Ибо что иное дарует Тот, Кто соблюдает от падения и поставляет перед видом славы Своей непорочными в радости, как не доброе пребывание? А что значит написанное в «Деяниях Апостольских»: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни!» ( Деян.13:48 ) Кто может быть предуставлен к вечной жизни без дара пребывания [в добре]? Ведь «тот, кто пребудет до конца, будет спасен ( Мф.10:22 ). Каким спасением, если не вечным? Ибо когда в молитве Господней мы говорим Богу Отцу: «Да святится Имя Твое ( Мф.6:9 ), то не говорим ли, чтобы Имя Его святилось в нас? И если это уже совершилось посредством «омовения «возрождения» ( Тит.3:5 ), то зачем ежедневно испрашивается верующими? Не для того ли, чтобы совершившееся в нас было нами сохранено? Ведь и блаженный Киприан понимал это место так же, ибо, объясняя эту самую молитву, говорит: «Мы молимся: «Да святится Имя Твое – не потому, что желаем освящения Бога нашими молитвами, но испрашиваем у Бога, чтобы Имя Его святилось в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрос : Где и почему Священное Писание называет «Рабом » Божиим Самого Мессию? Ответ : О «рабском» образе служения Мессии говорят следующие места: «Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» ( Ис. 53, 11 ). «Он, будучи образом Божиим,… уничижил Себя Самого, приняв образ раба…» ( Флп. 2, 6–7 ). Вочеловечившись, Сын Божий беспрекословно исполнял волю Отца Своего, показав, таким образом, наивысший по совершенству пример «рабства» Богу, то есть, истинной свободы, жизни по любви, всецелой жертвенности. Вопрос : Как следует понимать утверждение, что евангельский закон заменил собой закон Моисеев? Ответ : Понять его помогают слова Господа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5, 17 ). «Исполнить» – значит не просто, наряду с другими, исполнять или выполнять предписания закона, хотя Господь делал и это: соблюдал праздники, давал подать на храм – пока такое выполнение не оказывалось в противоречии с принципом: «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2, 27 ). «Исполнить» – значит и восполнить недостающее, усовершить не вполне совершенное. Господь довел до конца дело домостроительства спасения людей, лишь в виде начатков (избрание и воспитание народа Израильского, прообразы и пророчества) совершавшееся в дохристианские времена. Этим Он сделал излишним «ветхий» Завет. Евангелие заменило ветхозаветный закон, исполнив его, ибо «закон был для нас детоводителем ко Христу» ( Гал. 3, 24 ). Вопрос : Что в Ветхом Завете имело непреходящее значение? Ответ : Непреходящее значение имели: возвещенные в Ветхом Завете (хотя и частично) истины веры; религиозно-нравственная сторона закона – единобожие как основа всецелого посвящения себя Богу, устремленность к грядущим мессианским временам, сменившаяся в новозаветное время деятельным последованием Христу – Искупителю и Господу; основные заповеди – Десятословие; наконец, самый дух любви к Богу, составлявший основание закона. Вопрос : Всё ли отменено из обрядового закона Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Дети! да не обольщает вас никто ( 1Ин. 3:7 )! А были во времена апостольские таковые обольстители: то обещавшие спасение ради одной отвлеченной веры во Христа, то, как гностические лжеучителя, допускавшие и даже узаконявшие беззаконное удовлетворение греховным человеческим влечениям. Против них-то и говорит Апостол: «Кто делает правду (а не мечтает лишь о ней), тот (только) праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех (подразумевается: с постоянством, с услаждением и с сочувствием к нему), тот от диавола (сего исконного грешника и отца греха)». Между тем как «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушит дела диавола» ( 1Ин. 3:7, 8 ). Всякий значит должен сообразить, как велика разобщенность должна существовать между истинными сынами Божиими и чадами дьявола, Блаж. Феофилакт примечает: «Хорошо сказано – кто делает, а не кто сделал – в том отношении, что покаявшийся уже не от диавола; но от него только тот, кто совершает грех . Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех. Повторяя далее, что рожденный от Бога не делает греха, и даже не может грешить (в вышеозначенном преступном смысле закоснелости и любви ко греху), Апостол все это отделение заключает следующим выводом: итак, «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от бога» ( 1Ин. 3:9–10 ). 2. Признак нашего сыновства пред Богом по отношению к ближним есть любовь братская ( 1Ин. 3:10–15 ). «Всякий, не делающий правды (т. е. грешник), не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин. 3:10 ). Это значит, что самым наглядным и достоверным признаком нашего сыновства пред Богом должна быть наша любовь к ближнему, которая и составляет, по Апостолу, сущность всей нашей праведности пред Богом. Делание правды и любление ближнего он отождествляет. Какое же есть основание всю праведность нашу пред Богом заключать в любление брата своего? «Ибо таково благовествование, – отвечает Апостол, – которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» ( 1Ин. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Жизнь христианина часто сравнивается с жизнью воина, а бывалые воины говорят, что в условиях военной жизни отдать последний кусок ближнему, это даже не добродетель, а единственная возможность выжить. И есть такое испытанное правило штыкового боя: защищать не себя, а того, кто рядом, и только тогда – общий успех. И вот, когда человек заботится, чтобы ему сейчас выжить, сейчас победить в бою, – ему не до предсказаний, когда этот бой кончится. Ему надо отразить удар, надо моментально принять правильное решение. А всякая конкретная дата усыпляет, если она отдалена. А если слишком близка, то – парализует ужасом, как больного, которому необдуманно сказали о неизлечимости его недуга. Конечно, правда – прежде всего. Но правда-то как раз в том, что, сколь очевидным ни казался бы смертельный исход, Бог может посрамить все самые научные предсказания. Просто и больной, и здоровый должны, пользуясь случаем, вспомнить, что оба смертны, и что Господь ни тому, ни другому завтрашнего дня не обещал. Значит, и тому, и другому надо, не откладывая на завтра, сделать то, что он обязан сделать сегодня и как христианин, и просто как человек. Воскресение. О талантах Неделя 16 Мф.25:14–30 2Кор.6:1–10 «Умоляем вас, – пишет Апостол, – чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Значит, цель христианской жизни – не в том, чтобы получить, «стяжать» некую «благодать», но чтобы благодать эта была принята «не тщетно», то есть не напрасно, не впустую. Благодать же, это – свободный Божий дар. И каждый человек, кроме того, что он сотворен, кроме того, что он искуплен Христовой Кровью, имеет еще и другие дары. Один, например, с детства не скажет грубого слова, не повысит голос; для другого просто немыслимы блудные грехи; третий готов всегда и все сделать для ближнего. В сегодняшней притче эти дары сравниваются с талантами, которые некий господин поручил своим рабам, ожидая, что возвратясь, получит свое с прибылью. Дело в том, что безгневный может быть блудником, независтливый – пьяницей, а бескорыстный – убийцей. Но Господь же говорил, что нарушающий одну заповедь нарушает весь закон. И кто об этом помнит, тот не будет уповать на то, что у него есть. Перед его глазами всегда будет то, чего у него нет. Про то, что есть, он как бы забывает, как бы отдает это торгующим; все это работает само по себе. Но то, что он приобретет трудом, терпением, непрестанной молитвой, – он положит к ногам Господа. И хотя в своем труде он как бы забывал про полученное даром, но тут он первым делом с благодарностью скажет: «Господин! пять талантов ты дал мне». А потом со смирением прибавит: «вот, другие пять талантов я приобрел на них». И хозяин, радуясь за него, скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. Из рождественского Апостола: А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. То есть если нам кажется, что нас не любят, то в первую очередь, это симптом того, что мы сами никого не любим. И самое главное, это значит, что мы не только не любим Бога, мы даже не знаем кто Он. Первые шаги с Богом не такие уж трудные. Рождество состоялось не в морской пене и не из чрева земли, а в тихой семье . Пусть самые просты шаги мы, так же как и первые минуты жизни Христа, начнутся у нас в семье. Наше сердце должно стать новыми яслями для Христа, а мы Его новыми помощниками. Кто-то, как волхвы, дарами разума, принося Ему ладан, золото и смирну. Кто-то как ангелы – пением и славословием и иным творчеством. А кто-то, как чуткие сердцем и неимущие пастухи- сердцем открытым Богу, свидетельствуя свою жертву простым поклоном перед великолепием Любви. Любит, любит нас Господь! Научи, Господи, и меня Твоей любви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 января, 2016 7 января, 2016 8 января, 2023 5 января, 2022 1 января, 2016 11 января, 2016 10 января, 2016 7 января, 2016 7 января, 2016 7 января, 2016 7 января, 2016 8 января, 2023 5 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vot-stal-adam-kak-odin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010