31 декабря 2006 года Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Гл. 209 зач. (4, 4–7) Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. О Божественном усыновлении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем чтении из Послания апостола Павла говорится о том, какое значение для нас имеет пришествие в мир Спасителя. Обратимся к Синодальному переводу: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (ст. 4). «Полнота времени» обозначает, что наступил тот день, когда все исполнилось для того, чтобы пришел в мир Господь наш Иисус Христос. Многие и многие поколения праведников ожидали этого и, может быть, испытывали некое нетерпение. Им казалось, что это событие должно вот-вот произойти, поскольку оно было открыто им в Духе, но они уходили из этого мира, так и не став очевидцами пришествия в мир Христа Спасителя. Но то, что кажется людям как будто бы промедлением, на самом деле является исполнением времени. И если те, кто пребывал в законе, так бесчеловечно обошлись с Господом Иисусом Христом, предали Его мучительной, позорной смерти, то что произошло бы, если бы Он пришел в то время, когда люди были совершенно чужды даже здравых представлений о нравственности? Так или иначе, каким бы продолжительным или коротким ни показался нам этот срок, но пришла полнота времени и Бог послал от Себя Сына Своего. Слово «послал» говорит о том, что Сын не был рожден в какой-то момент времени, а пребывал вечно с Отцом и собезначален Ему. Хотя Он имеет начало в Отце, но во времени так же бесконечен, как и Бог Отец. «Родился от жены» –– это значит, что Господь родился не обыкновенным образом –– не через жену, а от жены, то есть заимствовал от нее человеческое естество не так, как это обычно бывает, когда люди появляются в мир.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

3. Так, значит, не будет он рабом, как написано: Хвалите, рабы, Господа ( Пс. 134. 1 ), и как сам апостол говорит: Но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души с усердием ( Еф. 6. 6–7 )? Но и рабство свободно, если оно добровольно, о нем говорит апостол: Призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор. 7. 22 ). Это рабство от души, не по принуждению. 636 Итак, хотя мы и рабы нашего Создателя, но мы обладаем свободой, которую получаем по благодати Христовой, 637 и рождены от обетования по вере. 638 Поэтому, как рожденные от свободной, 639 принесем жертву свободы, имея начертание на челе, 640 как подобает свободным, чтобы не смущаться нам, но гордиться тем, что мы запечатлены Духом ( Еф. 1. 13 ), не плотью. Мы, которым прямо сказано: Итак, стойте [в свободе] и не подвергайтесь опять игу рабства ( Гал. 5. 1 ). Не сказал он «не рабствуйте», но не подвергайтесь опять игу рабства, ибо иго рабства тяжелее, чем рабство. 4. Также и Исаак говорит своему сыну Исаву, когда тот просит благословения: Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Будет же, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей ( Быт. 27. 39, 40 ). Как получается, что он будет служить, когда свергнет иго брата с выи своей, если не понимать, каково различие в рабстве? А какова разница, показывает нам само чтение. Благ Исаак, и благ для нас, которые вслед за ним рождаемся для свободы. И благ отец по отношению к каждому из сыновей, а поскольку он любил обоих, то одного наградил любовью, другого благословением. Ибо старшему сыну он сказал, чтобы тот принес ему пищу и получил благословение, и пока тот медлил и искал пищу грубую и простую, младший брат принес ему домашнюю, от овчего стада. 641 5. Благая пища для всех – Христос, благая пища – вера, сладкая пища – милосердие, приятная пища – благодать. Этими яствами пирует народ церковный. Благая пища – Дух Божий, благая пища – отпущение грехов. Но пища чересчур жесткая – суровость закона и страх наказаний, пища грубая – соблюдение буквы закона в ущерб милостивого снисхождения. 642 Тот народ под клятвою, 643 мы под благословением. 644 Быстро действующая, живая пища – вера: Ибо близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Рим. 10. 7 ). Куда медленнее пища закона, ведь пока ожидали закон, народ блуждал. 645

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5. В ту ночь сатана, вошедши, смутил его к воспламенению плоти, и он, вставши утром, вышел из келлии, чтобы изгнать и проводить женщину. Она же, встав около полуночи, украсила себя и приготовилась к прельщению мужа. Он же, увидев ее и потеряв рассудок, говорит ей: «Кто ты и откуда, и что значит этот дьявольский вид, зачем ты явилась и чего ради я вижу измененною твою внешность, поведай мне». Она же, отвечая, говорит ему: «Я, господин мой, из Кесарии Палестинской и, услышавши о твоей юности, что ты обладаешь такой красотой и пребываешь владыкою такого благообразия, весьма распалилось сердце мое по твоей красоте и я пришла ради того, чтобы посмотреть на тебя и насытиться твоей красотой. К чему же, господин мой, этот безвременный пост и чего ради ты иссушаешь такой возраст свой в безвременном воздержании? Какое писание говорит не есть и не пить, или не соединяться законным браком? Не сказал ли апостол Павел, что брак честен и ложе нескверно? ( Ebp. XIII, 4 ) Кто из пророков и патриархов не вступил в супружество с женою и показан наследником царства небесного? Разве Енох великий и дивный, вступивши в брак, не был вознесен на небеса? И Авраам святой разве не имел трех жен и назван другом Божиим, и самого Бога узрел и принял в палатке? Иаков же разве не имел двух жен и одолел в борьбе с ангелами и узрел Бога лицом к лицу и удостоен царства небесного? Моисей же великий и верховный из пророков, раб Божий, не имел ли двух жен и говорил с Богом и вызвал народ Еврейский из горького рабства и достиг царства небесного? Подобным же образом и Давид; оСоломоне же не следует и говорить, а также и об остальных святых мужах, пребывавших в браке, родивших детей и обитающих в царстве небесном». Женщина, говоря это, возбуждая мужа и хватая его за руки, отклонила его от его благого размышления и начала увлекать его в бездну погибели. 6. И отвечая, говорит ей: «Потом, если я возьму тебя в жены, куда мы отправимся? Или откуда я буду содержать тебя, ничего не имея? Ибо я прожил нестяжательною жизнью доныне все дни жизни моей». Она же, отвечая, говорит ему: «Ты только пребудь со мною, господин мой, и я наслажусь красотой твоей и юностью твоей, и нисколько не заботься об этом; ибо я имею и дом, и имения, и золото, и серебро, и отроков, и над всем этим поставлю тебя владыкою и господином. Только согласись на мою просьбу и пребудь со мною, ибо великий огонь любви в сердце моем сожигает меня». Когда она говорила это, муж воспламенялся плотскою похотью и начал колебаться в решении своем и уже говорить с нею о грехе, как соделать его с нею. Затем говорит ей: «Женщина, подожди меня немного, ибо некоторые имеют обычай приходить сюда и получать от меня благословение. Я осмотрю дороги, чтобы кто-нибудь не пришел и не застал нас в деле нашем, и если мы и не можем скрыть прегрешение от Бога, то по крайней мере не совершим непристойного в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99. Монофелиты: получили начало от Кира Александрийского, благодаря же Сергию Константинопольскому утвердились. Они признают две природы во Христе и одну ипостась, но учат об одной воле и одном действии, отвергая через это двойственность природ и сильно приближаясь к учению Аполлинария. 100. Есть еще и доныне имеющая силу, вводя народ в заблуждение, религия измаилитов, предтеча антихристова. Она происходит от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому они называются агарянами и измаилитами. Саракинами же их называют, потому что Агарь сказала ангелу: Сарра отпустила меня пустой. Они были идолослужителями и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на своем языке называли Хабар, что значит великая. Итак, до времен Ираклия саракины явно служили идолам; от его же времени и доселе у них появился лжепророк, называемый Мамедом (Магометом). Тот, познакомившись с Ветхим и Новым Заветом, а также пообщавшись с арианским будто бы монахом, составил собственную ересь. Расположив к себе это племя видом благочестия, он распускал молву, что ему ниспослано с неба писание. Записав в своей книге некоторые смехотворные сочинения, он передал ее им для почитания. Магомет говорит, что единый Бог есть творец всего, что Он и не рожден и родил никого. Он говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух Его, но творение и раб, что Он родился бессеменно от Марии, сестры Моисея и Аарона. Ибо, говорит он, Слово Божие и Дух вошел в Марию и родил Иисуса, пророка и раба Божия. Беззаконные иудеи восхотели распять Его и, схватив, распяли тень Его. Сам же Христос, говорит Магомет, не был распят и не умер. Ибо Бог взял Его к Себе на небо, потому что любил Его. И это говорит Магомет: когда Христос вошел на небеса, Бог спросил Его, говоря: " Иисус, Ты говорил, что " Я есмь Сын Божий и Бог? " И ответил, сказано, Иисус: " Будь милостив ко Мне, Господи! Ты знаешь, что Я не говорил, и Я не стыжусь быть Твоим рабом. Но грешные люди написали, что Я говорил это слово и солгали обо Мне и впали в заблуждение " . И сказал Ему Бог: " Знаю, что Ты не говорил этого слова " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   Да, если бы мы почаще беседовали со своей совестью, если бы чаще внимали голосу этого нашего, хотя строгого, но верного друга, то сознавали бы живее свои недостатки. В нас исчезла бы самомечтательность. Мы бы увидели себя во всей своей малости. А это сделало бы нас кроткими, покорными, богобоязненными, терпеливыми.    Проще живите, проще одевайтесь, проще говорите — и вы будете любимы Господом. Чтобы вразумить слепую надменность людей, Господь устами пророка сказал: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1, 2). «Что гордится земля и пепел?» — спрашивает премудрый у гордых мира сего (Сир. 10:9).    Пусть же в минуты приступа самолюбия каждый из нас предложит себе этот вопрос. Правильный ответ способен дать на него только тот счастливый человек, тот раб Божий, которого Сам Спаситель провозгласил нищим духом и которому Самим Спасителем указано и безвозбранно отверсто небесное царство. Аминь. Поучение о Христианской нравственности...     Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец    (Ин. 10:11)    Вот что говорит Иисус Христос в евангельской притче нам, приготовляющимся встретить благоговейным воспоминанием подвиги и благочестивые труды святителя и чудотворца Николая.    Если глубже вникнем в притчу, повествующую о добром Пастыре, то увидим здесь светлое изображение доброго, т. е. честного человека, каким везде должен быть христианин.    Да, пастырь добрый есть каждый христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стерегущий двор. Что же это за овцы? Это нежные, добрые способности и дарования души. Это наше стремление к знанию и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти — значит образовать их в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия. Кто ищет сердцем истины и добра, кому дорога правда, честь и честность, тот и есть добрый пастырь, о котором говорится в притче Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.    Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант — вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».    Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».    В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом — грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).    Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А так как Авва на Еврейском и Сирском языке значит Отец и, с другой стороны, так как Господь наш заповедует в Евангелии, что никого кроме Бога не должно называть Отцом ( Мф.23:9 ), то я не знаю, по какому праву (qua licentia) в монастырях мы и других называем этим именем, и приучаем, чтобы нас так называли. Если мы не клянёмся, то и отцом другого кого-либо не должны называть; а если в отношении к понятию: отец вводим новое понимание, то вынуждаемся сделать то же самое и в отношении клятвы. При этом также необходимо заметить, что под воплем в Св. Писании разумеется не издание голосом громкого звука, а величие познания и учения. В самом деле, и в книге Исход Господь говорит Моисею: Что ты вопиешь ко мне? ( Исх.14:15 ), хотя при этом никакие слова раньше со стороны Моисея не были произнесены. Писание называет воплем поистине сокрушённое сердце и рыдавшее за народ со слезами. Итак, подобно тому, как имеющий Духа Сына Божия есть Сын Божий, наоборот, не имеющий Духа Сына Божия не может назваться сыном Божиим. Стих 7: Итак, он уже не раб, но сын; посему если он сын, то и наследник чрез Христа ( Гал.4:7 ). – Имея, говорит он, в себе Духа Сына Божия, восклицающего: Авва, Отче, вы начали быть уже не рабами, но сынами; ибо прежде вы ничем не отличались от рабов, хотя по природе вы действительно были Божии; но вы должны были жить под наблюдением попечителей и руководителей, как бы не достигшие зрелого возраста; поэтому если вы теперь сыны, то вам должно принадлежать наследство, так что, как вы сделались сынами Божиими, приняв Духа Божия, подобно этому, (ita) обратившись из рабов в свободных, вы сделались наследниками, совместно с наследником Отца Иисусом Христом, Который говорит в псалме от лица принятого Им человечества: Господь сказал ко мне: Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владычество Твоё концы земли ( Пс.2:7–8 ). А что мы говорим в этом месте, должны также иметь в виду и в отношении к прочим местам, [т. е.] что относительно всего рода человеческого говорится в единственном числе; потому что все мы верующие составляем едино во Христе Иисусе и все – члены Его Тела, и возведённые на степень мужа совершенного имеем Его своим главою, потому что глава мужа Христос есть ( 1Кор.11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А что касается собственно «знамения», если так хотите его видеть, то – пожалуйста: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Ибо самое великое, что совершил Господь, это – Его жертвенная тридневная смерть, и воскресение. В этом, во-первых, высшее откровение Его любви; во-вторых, совершенная победа над косностью вещества, то есть, над смертью. И кто увидит в этом всего лишь «знамение», тот сам себя осудит последним, страшным судом. Вторник. О очищении ока Лк.11:34–41 1Сол.3:9–13 Господь сказал: «Светильник для тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если око твое будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма»? Значит, око освещает не столько внешний мир, сколько – собственное тело! И вполне зрячее око может быть причиной того, что все «тело твое будет темно». Преподобный Дорофей приводит пример. Стоит человек на улице. Проходит некто мимо, и думает: «вот, ждет, кого бы ограбить». Тут же проходит другой, и думает: «вот раб Божий ждет друга, чтобы вместе пойти помолиться». Потому что у одного око темное, а у другого – светлое. Или – еще пример. Один епископ увидел проходящую мимо известную в городе блудницу, и… заплакал. «Посмотрите, – сказал он своим собратьям, – с каким тщанием эта женщина украшает себя, чтобы угодить поклонникам. С таким ли усердием мы украшаем себя добродетелями, чтобы угодить Небесному Жениху»? Даже при взгляде на источник греха и соблазна, все тело святого человека просветилось, и его воля еще более окрепла, чтобы трудиться для Царства Небесного. Что же он скажет, глядя на тех, кто преуспевает в добре? Конечно же, вместе с Апостолом воскликнет: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом»! А человек с темным оком от всего оскверняется. На что бы он ни взглянул, – в нем оживают и копошится темные страсти: то гнев, то вожделение, то зависть. Фарисеи осквернились даже взглянув на Господа Иисуса, осудив Его за то, что не совершил ритуального омовения рук перед едой. Сами они всегда тщательно мыли руки, потому что для них все вокруг было скверным и нечистым, – настолько темно было их око, настолько «внутренность» их была «исполнена хищения и лукавства»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:37–38 ). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел – Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства. – Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение;» оно совершается для спасения людей ( Мрк. 16:16 ). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся,» что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» – и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25–26 ). Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 5:4 ). Крещение названо баней пакибытия ( Тит. 3:5 ). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение «обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства. – Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babtizo значит «погружаю.» О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как «крещение кровью.» Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, согласно заповеди, данной Самим Христом ( Матф. 28:19 ). Так оно и совершалось в древней Церкви. Об этом упоминает уже послание ап. Варнавы, а Тертуллиан прямо замечает, что «образ крещения предписан,» указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность – требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Велико также различие между ними и по их следствиям для человека! Ибо благоугождение Богу низводит благословение Божие на человека и приводит к вечному спасению, а противление Богу навлекает гнев Божий и приводит к вечной гибели. «Вот я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа Бога вашего и уклонитесь от пути, который заповедаю вам сегодня. Итак, старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю вам сегодня». Сии слова Моисея к народу Израильскому вполне приложимы и к нам в отношении к изложенному нами учению веры и благочестия. В них же мы находим и ответ на вопрос катехизиса: как должно пользоваться учением о вере и благочестии? Надобно исполнять именно на самом деле то, что познано, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. Никакое знание не приносит пользы, если не прилагается к жизни. Знающий земледелец не получит пользы от земли, если при земледелии не будет руководствоваться своими знаниями. Опытный в законах судья будет плохим судьей, если не будет руководствоваться ими в делах. То же должно сказать и о христианах в отношении их к учению веры и благочестия. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете», – говорит Спаситель. Значит, не знание учения о вере и благочестии делает христианина блаженным, а только исполнение того, что познано. Кроме того, христианину, неисполняющему сего учения, грозит еще тяжкое осуждение за неисполнение. Истину эту выражает Спаситель в следующих словах: «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много». Как в обыкновенной жизни слуга, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, заслуживает наказания, так и в деле благоугождения Богу мы по справедливости будем подвергнуты вечному наказанию, если на самом деле не будем исполнять воли Божией, которую мы знаем теперь. Это потому, что подобное неисполнение свидетельствовало бы о намеренном противлении Богу, о намеренном отвращении от Него, от какового страшного греха да сохранит всех нас Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010