Как спасительно имя Господне для призывающих его благоразумно, так губительно, страшно губительно оно должно быть для призывающих его безумно. А мы и не подумаем, что Бог нас накажет за то, что имя Его произносим без всякого благоговения и еще напрасно, – там, где совсем не следует. Безрассудный иной еще говорит; «Какой же в том грех – поминать имя Божие?» Когда закон Божий не велит, то значит – грех; в законе ничего не сказано по-пустому, ни одна черта в нем не предана напрасно. Да и рассуди ты сам, если есть еще в тебе рассудок хотя малый: кидаешь ли ты праздничную свою одежду куда и как попало? Если бережешь ты эту тленную свою одежду, даже не носишь ее во всякое время, то неужели святое имя Господне не стоит и такого охранения, какое ты оказываешь ничтожному своему одеянию? Если бы слуга какой, не говорю уже великого господина или царя, но и незначительного барина осмелился положить дорогие его одежды вместе со своими запачканными одежонками, то неужели бы он не подвергся за это должному осуждению? Как же ты, ничтожнейший раб, – тление и прах земной, – осмеливаешься среди нечистых своих, грешных, смехотворных разговоров произносить святое, страшное имя Великого Бога? Потому-то вот и говорит всем апостол Иаков: прежде всего, братия мои, не клянитесь… никакою клятвой; но да будет у вас: да, да и нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению ( Иак.5:12 ). Прежде всего, не клянитесь, – говорит апостол Христов, – прежде всех добродетелей старайтесь не божиться, имени Божия не упоминать напрасно и даже, когда нужно уверить других, не дерзайте произносить досточтимое имя Господа Бога нашего. Если же кто и это сделать, этой легкой и удобной Заповеди исполнить не хочет, то, что и говорить о тех законоположениях Господних, которые, чтобы исполнить в точности требуют борения, подвига и большого усилия? Например, чтобы иметь сердце чистым от всех греховных помышлений, преданным одному богомыслию, требуется от человека устранение от всех житейских попечений, а сие опять принуждает его жить в уединении, проводить жизнь в посте, молитве и многом злострадании.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Лк.12:45 .   Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – Горе таким рабам, которые, получив дарование духовного настоятельства, губят вверенное им домостроительство, пьют и упиваются, будешь ли понимать сие о чувственном пьянстве (ибо и это случается с худыми настоятелями церквей, расточающими имение бедных), или будешь разуметь под пьянством развращение ума в учении и распоряжении имением. Такие предстоятели бьют слуг и служанок, то есть, соблазняя слабейших членов церкви, убивают их совесть. Ибо слабый и малодушный, увидев, что я – архиерей – веду худую жизнь, соблазняется сим и убивается совестью, принимает удары в сердце и делается еще слабейшим. А все это случается с лукавым рабом от того, что он в сердце своем сказал: «не скоро придет господин мой». Ибо такого рода поведение происходит от беспечности и неразмышления о часе кончины. Если же бы мы содержали в мысли, что Господь идет, что при дверях кончина мира и конец нашей жизни, то мы грешили бы менее. Лк.12:46 .   то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, Примечай и наказание. «Рассечет, – говорит, – его», то есть лишит дарования учительства. Чтобы кто-нибудь не подумал, что дарование это поможет ему избавиться от сильного наказания, Он говорит: как поможет ему дарование, когда он в то время не будет иметь его? Ибо быть рассеченным пополам – значит быть лишенным благодати. Таковой, будучи плотью, а не духом, окажется тогда достойным сожаления, поскольку, по апостолу, мы тогда живем по духу, когда Дух Божий живет в нас ( Рим. 8,9 ). и подвергнет его одной участи с неверными. А кто найден будет ходившим не по духу, но по плоти и непричастным духовной жизни, тот поставится в ряду с неверным, поскольку осудится с миром неверным, как не получивший никакой пользы от мнимой веры. Ибо истинной веры в нем не было. Если бы в нем была истинная вера, он был бы верным домостроителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Мф.20:23 .  И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. (Ср. Мк.10:39–40 ). Этот стих всегда считался одним из труднейших для истолкования и даже дал повод некоторым еретикам (арианам) ложно утверждать, что Сын Божий не равен Богу Отцу. Мнение ариан было отвергнуто всеми отцами церкви как неосновательное и еретическое, ибо из других мест Нового Завета ( Мф.9:6, 8, 28:18 ; Мк.2:10 ; Ин.17:2, 10:30 и др.) ясно видно, что Христос везде присваивает Себе власть, равную с Богом Отцом. Для правильного истолкования изложенных в рассматриваемом стихе изречений Спасителя следует обратить внимание на два весьма важных обстоятельства. Во-первых, если ученики и их мать в 21-м стихе просят Христа о первых местах в Царстве Его или в славе, то в речи Спасителя, начиная с 23-го стиха и кончая 28-м (и у Луки в разделе, поставленном в другой связи, Лк.22:24–27 , который иногда приводится здесь в виде параллели), ни о Царстве, ни о славе совсем нет ни малейшего упоминания. Придя в мир, Мессия явился как страдающий Раб Иеговы, Искупитель человечества. Отсюда ясно, что сесть по правую и по левую сторону Христа не значит прежде всего участвовать в Его славе, а указывает на предварительное приближение к Нему в Его страданиях, на самоотречение и несение креста. Только после этого людям предстоит возможность войти и в Его славу. По изволению и совету Божию всегда находятся люди, которые принимают участие в страданиях Христа и таким образом делаются Ему особенно близкими, как бы садятся по правую и по левую Его стороны. Во-вторых, следует заметить, что два евангелиста, Матфей и Марк, употребляют здесь два различных выражения: «кому уготовано Отцем Моим» (Матфей) и просто: «кому уготовано» (Марк). Оба эти выражения точны и сильны и заключают в себе одну и ту же мысль – о промыслительном значении страданий в земной жизни человечества. Мф.20:24 .  Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы обыкновенно неохотно принимаем приглашения бедных людей служить им по обязанности нашей, – но для чего мы поставлены и живем? Для служения им и, значит, должны радоваться, что можем служить Господу в лице ближних, служить Господу, исполняя Его повеление быть слугами ближних, как и Сам Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ; Мк. 10, 45 ]. Мы охотно принимаем приглашение к столу дома или к кому-либо из знакомых, друзей, родственников, но это приглашение надо принимать равнодушно и иногда неохотно, ибо ядение и питие не есть дело разумного существа, особенно христианина, а отправление неразумной вещественной природы, которая должна разрушиться. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6, 13 ). Царствие Божие не пища и питие [ Рим. 14, 17 ]. Моя пища, говорит Спаситель, творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его [ Ин. 4, 34 ]. Вот как не надо доверять своей природе, своему сердцу. Оно всегда готово идти наперекор воле Божией. Потому раб Божий да отвержется себе, своего сердца и своей воли, как греховной, растленной, и да следует воле Божией. Позвали на служение ближнему – иди беспрекословно, охотно, с радостью. Приглашающих принимай с веселым видом, кротко, с любовью и уважением, а не с гордостью, неохотою, с раздражительностью. Еще: если ты искушаешься страстями (злобою, гордостью, презорством, скупостью, жадностью, чревоугодием, любостяжанием), ты – частый причастник Божественного брашна Тела и Крови Христовой, ты, предстоящий самому престолу Господню, чтец и слушатель слова Божия, ты, сын молитвы, ты, учитель веры, совершитель пренебесных Таинств, – то что сказать о мирянах, большею частию чуждых всего этого? Если ты считаешь себя заслуживающим снисхождения как немощный и греховный, то не заслуживают ли они? Если ты сам любишь в других послушание, то люби его и в себе и будь охотно послушен высшим и низшим. Охотно служи ближним и без мзды, ибо сказано: мзда Моя со Мною [ Откр. 22, 12 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Неделя 3-я Мф. 5:22–33 Рим. 5:1–10 Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Здесь Господь в очередной раз показывает, что человеческое око не просто орган зрения; оно на столько тесно связано с нашим свободным разумом, что прямо отождествляется с ним. И поистине увидеть, значит – оценить, составить мнение. Преподобный Дорофей приводит пример: стоит человек ночью на улице. Проходит кто-то мимо него и думает: «Вот, ждет, кого бы ограбить». А проходит другой и думает: «Вот раб Божий ждет друга, чтобы вместе пойти помолиться». Потому что у одного темное око, а у другого светлое. Светлое око видит во всем добро, во всем видит пользу, потому что во всем видит Бога. И Господь хочет, чтобы у нас было светлое око, и учит нас, как надо смотреть, например, на природу. Он говорит: «Взгляните на птиц небесных», – и что тут можно увидеть? А то, что «они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их». Затем Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут», – и зовет нас, во-первых, удивиться их неповторимой, Богом данной красоте и сравнить, как далеко до нее нарядам самого богатого человека, чьи желания выполняют сотни и тысячи самых искусных делателей: лилии «не трудятся, ни прядут; но…и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Господь учит нас смотреть и на себя как на того, кто сотворен быть царем всей твари и кто поэтому в праве рассчитывать на гораздо большую заботу со стороны Творца. Он говорит: если «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры?» Поэтому «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, и для тела вашего, во что одеться». Но скажет кто-нибудь: «Что же, надо сидеть и ждать, пока Бог за нас все сделает?». А Господь на это снова подсказывает нам: «Взгляните на птиц небесных…» А правда: разве хоть минуту находятся они в праздности? Они без устали летают, вьют гнезда, собирают корм… Но – посмотрите на них: вот пришла ночь, и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, «что день грядущий мне готовит».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но если он не мог почерпнуть точного понятия из этого чистейшего источника христианской веры (то есть из символа), потому что он собственным ослеплением затемнил для себя блеск очевидной истины, то обратился бы к учению евангельскому, где Матфей говорит: родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова ( Мф.1:1 ); поискал бы наставления также в проповеди апостольской и, читая в послании к Римлянам: Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал чрез ηροροκοв Своих в писаниях святых о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:1–3 ), с благочестивою любознательностью приступил бы к книгам пророческим и нашел бы обетование Божие, данное Аврааму: и благословятся в семени твоем все народы ( Быт.22:17 ). А чтобы не недоумевать о свойстве этого семени, пусть последовал бы апостолу, который сказал: но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: „и потомкам“, как бы о многих, но как об одном: „и семени твоему“, которое есть Христос ( Гал.3:16 ). Пусть также внял бы внутренним слухом своим пророчеству Исаии, который говорил: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); прочитал бы с верой и эти слова того же пророка: Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Тогда не стал бы говорить пустословия, будто Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, а не имел истинного тела (такого же, как и тело) Матери. Не потому ли, может быть, он признает Господа нашего Иисуса Христа не имеющим нашего естества, что ангел, посланный к благословенной Марии, говорил: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое (от Тебя) Святое наречется Сын Божий ( Лк.1:35 ), то есть так как зачатие Девы было действие Божественное, то и плоть Зачатого не была от естества Зачавшей? Но это рождение исключительно удивительное и удивительно исключительное должно быть понимаемо не так, чтобы необыкновенностью рождения уничтожилось свойство рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новокрещеный приносится или приводится в церковь . Священник читает над ним особые молитвы, в которых просит Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословить отроча, возрастить его, освятить, вразумить, уцеломудрить. В другой молитве Святая Церковь просит Господа Бога: «Благослови отроча сие вкупе с родители и восприемники его... сопричти е Святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». По прочтении молитв священник вносит или вводит мальчика в Святой Алтарь к Жертвеннику, а если приносится девочка, то подносит или подводит ее к Царским Вратам со словами: «воцерковляется раб Божий такой–то или раба Божия такая–то во имя Отца и Сына и Святого Духа», и творит обычный отпуст. Так обряд воцерковления заканчивается. С этого момента новокрещеные становятся полноправными членами Святой Церкви, участниками в совершении всех Таинств Церковных, необходимых для их духовного роста. В народе, не посвященном в сущность церковных священнодействий, установился не совсем правильный взгляд на этот обряд. Принято думать, что в сороковой день читается молитва только для матери-родильницы. Да, в двух молитвах священник просит Господа Бога, чтобы Он очистил мать новорожденного от всякого греха и сподобил ее «неосужденно причаститися Святых Христовых Таин». Но кроме этих молитв, особо читаются три молитвы над новокрещеным. Значит, этот обряд нужен не только для матери-родильницы, но и главным образом для новокрещеного ребенка, который нуждается для своего духовного роста в благодати Божией, подаваемой в Святых Таинствах Церковных и особенно в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. – говорит Христос. – Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53–55 ). Слышите ли вы, родители новорожденных и новокрещеных детей, что говорит Спаситель: если ваши новокрещеные дети еще не причислены к Святой Церкви через обряд воцерковления и не причастились Плоти и Крови Иисуса Христа, то они не имеют в себе духовной жизни, они духовно мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Обращаясь к филиппийцам, чтобы научить их смирению, ап. Павел приводит в пример Самого Христа, который, будучи Богом, явил беспредельное смирение, уничижив Себя до полного «истощания», до смерти, причем смерти Крестной: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Гимническая форма этого текста угадывается, конечно, при квалифицированном чтении греческого подлинника. В нем есть и своя поэтическая ритмика, отличная от «прозы» авторского текста послания, и параллелизм как распространенный прием библейской поэзии (ср. § 15. 3) 235 . Гимн вплетен в рассуждение апостола, в его увещания по поводу того, какими должны быть чувствования, то есть нравственность и характер братских взаимоотношений между филиппийцами (и другими читателями послания). Тем не менее, в высшей степени богословская тематика, глубина и отточенность выражений гимна отличаются от свободного, очень личностного или, как все отмечают, дружеского, «неформального» тона всего послания (отличительная черта Послания к Филиппийцам в целом, см. § 36). Весь текст христологического гимна – сплошь аллюзии на главные вехи ветхозаветной истории. Гимн распадается на две части: снисхождение Иисуса к смерти (стт. 6–8) и его восхождение в славу (стт. 9–11). Уже выражение «образ (morfh/) Божий» (ст. 6) отсылает нас к истории сотворения человека (см. Быт. 1, 27; 5, 1 ). Тем самым намечается сопоставление Иисуса с Адамом , а значит, жизнь Иисуса осмысливается как воссоздание человека, как новое творение. Это вообще одна из любимых тем ап. Павла (см. Рим. 5, 14 ; 1Кор. 15, 45–47 ). Далее тема первотворения продолжается. Иисус не пошел по пути Адама, который захотел стать равным Богу путем «хищения», т.е. путем незаконного, неподобающего присвоения того, что запрещено Богом, путем воровства – Иисус «не почитал хищением быть равным Богу» (ст. 6; ср. Быт. 3, 5 ). Напротив, Он, «приняв образ раба» – здесь на первый план выходит Раб, Отрок, Служитель Господа, Слуга YHWH из песен Девтероисайи (напр., Ис. 53 ) – «уничижил Себя Самого даже до смерти» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Они обольщены в театрах, а вы не обольщены: это самое важное опытное доказательство, ясное свидетельство и неопровержимый довод на то, что во всем властна воля. Этим–то доказательством воспользуйся и ты. Когда увидишь, что человек живет порочно и делает всякий грех, между тем жалуется на Промысл Божий и говорит, будто Он предал нашу природу неизбежному року и судьбе, и жестокому владычеству демонов, — что этот человек во всем снимает вину с себя и слагает на Создателя и Промыслителя вселенной: загради ему уста, не словом, но делом, указав на другого, такого же как и он, человека, живущего добродетельно и честно. Не нужно длинных речей, не нужно стройного расположения (доказательств), ни умозаключений; доказательство — в делах. Скажи ему: и ты раб, и он раб; и ты человек, и он человек; в том же мире живешь ты, под тем же небом, тою же питаешься пищею: как же ты живешь порочно, а он добродетельно? Для того и Бог попустил злым смешаться с добрыми, и не дал злым одной земли, а добрых не поместил на другую вселенную, но смешал этих с теми, чтобы доставить (людям) великую пользу. Добрые являются в большей славе, когда, находясь среди препятствующих им жить праведно и влекущих к греху, крепко держатся добродетели. « Надлежит быть , — сказано, —  и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные » (1 Кор. 11:19). Так вот, для этого Бог и попустил злым быть среди (добрых), чтобы добрые просияли более. ВИДИШЬ, какая польза? Впрочем, польза (собственно) не от злых, но от мужества добрых. И Ною мы удивляемся, не потому только, что он был праведник, и не потому, что был совершен, но потому, что соблюл добродетель среди того племени развращенного и грешного, когда не было пред ним примера добродетели, когда все увлекали его к пороку, а он во всем шел напротив им, как какой–либо путник, который идет по дороге наперекор быстро стремящейся многочисленной толпе. Поэтому не просто сказано: « Ной был человек праведный и непорочный, — но прибавлено:  в роде своем » (Быт. 6:9), — в развращенном, в отчаянном, потому что не было никакой заботы о добродетели. Вот какая польза добрым от злых! Так и деревья делаются крепче, когда качают их противоположные ветры. Впрочем, и злым есть польза от сообщества с добрыми: они их стыдятся, краснеют, совестятся; если и не отстают от греха, по крайней мере, делают зло скрытно. И то не мало значит, что они не делают зла нагло: жизнь других служит обличением порочности их. Послушай, что говорят (нечестивые) о праведнике: « Тяжело нам и смотреть на него » (Прем. 2:15). Не маловажное уже начало исправления, когда (нечестивые) мучатся присутствием праведника; они и не говорили бы этого, если бы вид праведника не терзал их. А мучение и терзание совести от присутствия праведника будет для них не малым препятствием — делать зло с бесстыдством. Видишь, сколько пользы и добрым от злых, и злым от добрых? Поэтому Бог не отделил их, но попустил смешаться между собою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Откровение Иоанна Богослова 2. Господь Бог обращается к каждому человеку, и каждый верующий ответит на суде примет он это Слово, или нет. Ибо суд Божий потому нелицеприятен и праведен, потому что он личностный. Называющие себя апостолами, но не таковые, есть все деятели ВСЦ, и они лжецы, а это значит говорят слово из подземелья. Потому Господь и сказал: 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. МФ 10, 40; Лк 10, 16.(Ин 13) К тому же в Откровении сказано: 17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Ис 65, 15; Ин 6, 33. [Откровение Иоанна Богослова (Откр 2: 17)] Если никто не знает, то и никто более, кроме получившего Белый Камень, и не может свидетельствовать о новом имени Бога. Ваш раб, следовательно, обязан об этом свидетельствовать, а, слушающие Слово, обязаны принять его и исполнить во спасение душ и телесной жизни на земле. Потому все, что новые фарисеи говорят против данного слова, - есть ложь, ибо служит сатане и гибели, не утвержденных в Слове Божием. Приходилось читать толкования, что младенец, восхищенный престолу Бога Вседержителя, это Господь Иисус Христос. Это не так, ибо Господь Иисус Христос и есть Господь Вседержитель. Он Недро Отчее, рожден от Отца прежде всех век, и сойдя на землю не отошел от Отца, но всегда в Отце пребывает, как и Отец в Нем. То есть рождаться Ему в Церкви не надо. Ибо Он сотворил все, и земле повелел держаться на небе и Церковь основал неколебимо. И потому является посреди рая Божия, посреди семи светильников и держа в руке семь звезд, ангелов семи церквей. Не может церковь, родить Бога, основавшего церковь и держащего семь ангелов церквей в деснице. Это утверждение явное недомыслие! И именно Господь говорит, что даст побеждающему Белый камень и напишет на нем имя Свое Новое, и даст ему манну небесную. И дает эту манну младенцу, которого и восхищает Своему престолу. И, открывает Свое новое имя. А это Слово Божие дает Господь Иисус Христос, ибо был мертв и се, жив. Разве Господь Сам Себе дает Слово, или манну небесную, уже после того, как воскрес и подал в Евангелии всю полноту Божьего Слова? А иначе, для чего восхищать только что рожденного младенца престолу? И, если церковь не родит младенца и Господь не восхитит его престолу, то, как же исполнятся писания?

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=13

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010