Изучение иудаизма также занимает значительное место в нашем курсе. Этапы истории и содержание учения иудаизма подробно рассматриваются в курсе «История религий», который в МДС в прошлые годы читал прот. П. Иванов, а в настоящее время — Ю. В. Максимов. В связи с этим в нашем курсе основное внимание уделяется не столько истории, сколько религиозному содержанию иудаизма. Православное христианство и иудаизм сближает признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Церковь решительно осудила и отвергла маркионитство, утверждавшее, что Бог Нового Завета не может быть тождественен Богу Ветхого Завета. Святые Отцы всегда защищали Ветхий Завет как Слово Божие. Ни одна другая религия не имеет такого важного пункта пересечения с христианством. В то же время православная традиция настаивает на различии понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Православное отношение к иудаизму основано на богословском видении конечных судеб еврейского народа, как это изложено в 9-й, 10-й и 11-й главах послания святого апостола Павла к Римлянам и как это понимается у святых отцов Православной Церкви. Церковь Христова молится об «Израиле во спасение» (Рим. 10, 1). Апостол Павел не мог представить себе конечного спасения человечества без спасения остатка народа Израиля: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 25-32). При этом апостол говорил: «Израиль ищет спасения не в вере, а в мертвых делах закона» (Рим. 10, 32), не уразумев, что «конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4).

http://bogoslov.ru/article/740746

Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или даже новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо и вместе с тем могущественно изменять ее изнутри. Наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских существ — райскими. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе». Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9–11). Святой апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели. Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом. Эти люди покаялись — порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие. Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди.

http://pravoslavie.ru/75196.html

В притче использованы некоторые детали и выражения из пророка Исаии. Вот виноградник, который был хорошо устроен: он был обнесен оградою, отмечавшей его границы, закрывавшей путь разбойникам и защищавшей от нападения диких зверей. В винограднике был пресс (точило), в котором виноградные гроздья давили ногами, а под прессом стояла бочка, в которой собирался выдавленный сок. Была в винограднике и башня, в которой хранилось вино, в которой жили виноградари, и в период уборки урожая с этой башни они следили, чтобы в виноградник не проникли воры. Иисус в Своей притче, конечно же, говорил об Израиле, и Его иудейским слушателям это было абсолютно ясно. Виноградари символизируют правителей Израиля на протяжении всей его истории. Слуги , посылаемые хозяином виноградника, символизируют пророков . Слуга , или раб Божий – это почетный титул. Так звали Моисея и Давида. Этот же титул часто встречается в книгах пророков. Сын – Сам Иисус . Когда мы в притче слышим: «И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника» ( Мк.12,2 ), то мы должны вспомнить, в каком контексте это говорится: Незадолго до этого об Иисусе было сказано, что он тщетно искал плодов на смоковнице. И мы из анализа этого евангельского рассказа поняли, что это событие стало метафорой храмового богослужения. Вслед за тем Иисус обратился против храмового культа, и поэтому Его немедленно спросили: По какому праву Он это делает? и Кто наделил Его такой властью? ( Мк.11,28 ). Вот именно после всего этого Иисус и рассказывает притчу об Израиле, который отказывает Богу в ожидаемых плодах. Да, Бог ожидает плодов! Поэтому Он уже в прошлые времена посылал к Израилю Своих рабов, то есть пророков, – посылал безуспешно. То, что под слугами в притче подразумеваются пророки, слушатели тоже знали из Библии: «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер 7,25 ); «Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать» ( Иер 25,4 ); «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам 3,7 ); «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших?» ( Зах 1,6 ). Пророков Бог посылал безуспешно. Поэтому теперь Он послал Своего «возлюбленного Сына»: «напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего» ( Мк.12,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Для многих я был как бы дивом» ( Пс.70:7 ). Одни посмеивались над моим ригоризмом, другие с похвалою говорили о достоинствах моего христианского образа жизни. Меня и обидеть трудно нынче стало, потому именно, что обиду-то готов принять добровольно я сам. Мое прежнее меня тяготит. И окаянная, грязная душа моя, осознав грехи свои прошлые, готова плыть морем возмездия за грехи, чтоб только очиститься в покаянии и чистою вступить на берега земли обетованной. Душа жаждет здесь переносить бурю очищающих искушений, скорбей и лишений, чтоб удостоиться покоя блаженного там. Заметные другим «достоинства» мои отнюдь не выше достоинств иных каторжан вместе со мной заключенных. Мой жребий – моих собратий легче, поскольку здесь я стремлюсь жить и все делать по воле Божией. Господи! Прости мне грехи мои, прости мне мое недостоинство. Ведь я-то знаю, сколь грешен я и как я недостоин пред Тобою, Господи. И зная это, я мучаюсь стыдом, когда замечаю, что меня принимают за того, кем я не являюсь. Господи! Научи меня кротости и смирению Своему и помоги мне избавиться от несоответствия моего видимого людям достоинства и моего им невидимого недостоинства. Кто, кроме Тебя, единого Господа, ведает наши мысли, вожделения и мечты? Кто, кроме Тебя, Господи, знает действительно то, каков я есть? «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» ( Пс.18:13–14 ). «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы; Господи сил, помилуй нас!» 88 И ныне я «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ), но ничего не хочу, кроме исполнения воли Божией. О, замечательное состояние: все мочь, и – ничего не хотеть! «Да будет воля Твоя», Отче наш ! «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле» ( Пс.72:25 ) 89 . Господи! Словом Твоим умудри меня ко спасению, и научи меня смиренно шествовать к Тебе, по воле Твоей, дабы скорее достичь единения любви с Тобою. Аминь. Сподоби, Господи, смиренно, с любовью соблюдать слова Твои и заповеди Твои, дабы пребывать в единении любви с Тобою. Ибо сказано: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). И как же радостно, как блаженно тогда бывает у нас на душе! Все-то у нас тогда по любви бывает; все – по-Божьи!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или даже новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо и вместе с тем могущественно изменять ее изнутри. Наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских существ — райскими. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе». Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9–11). Святой апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели. Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом. Эти люди покаялись — порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие. Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди.

http://foma.ru/chemu-tut-radovatsya.html

Близится час, когда по воле Твоей жизнь земная моя прекратится. Но меня, как и всех верующих, живущих в Церкви Православной, ободряют слова Господни: «Истинно, истинно говорю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). И поистине, верующий во Христа, живущий свято, по-Божьи, имеет жизнь вечную. Ибо Сам Господь есть Вечносущая Жизнь, посему и жизнь Его – святая жизнь, вечная жизнь! Господь еще сказал: «Я есмь хлеб жизни... ядущий его не умрет... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» ( Ин.6:48,50,56 ). О большем блаженстве человек и мечтать не может! Отсюда и моя молитва: Господи Иисусе Христе! Прости грехи мои прошлые и будь со мною. Аминь. 1995 г. (Москва) Господи, помилуй и прости нас, грешных! Оглядываясь на прошедшее, мы ясно ныне представляем, в каком нечестии доселе жили, сколь безрассудно в прошлом мы грешили и как дошли до нынешнего окаянства своего. История проста. В узах Твоей, Господи, Божественной любви (ср. Ос.11:4 ) нам показалось тяжело жить, тяжело по-Божьи жить. Нам захотелось на свободу вырваться... В высоком самомнении о себе решили впредь мы жить по-своему: отвергли волю святую Твою, Господи, и ринулись в страну далече от Тебя, чтоб там уж всё по-своему: чтоб ни от кого и никаких запретов, чтоб, совесть подавив, брать от жизни все утехи и наслаждения плотские, и чтоб делать всё, как хочется, во вседозволенности жить. И поначалу получалось все и весело, и усладительно, и гладко. Мы самостью довольны были и каждый собою кичился пред такими же, другими. Потом в нас зависть поселилась, а с нею – и злоба друг на друга. Затем пришла нужда: в питании, в одежде и в жилье. Веселье пропало, не до пирушек беззаботных стало. Никто никому не нужен стал. Каждый по истине, по-своему стал жить: кто впроголодь, кто голодает, кто замерзает, кто изнемогает, кто хворает... Тут уж не до веселья, не до утех плотских; все стали «стонать, каждый за свое беззаконие» ( Иез.7:16 ). Ибо «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). Ведь «никто своим беззаконием не укрепит своей жизни» ( Иез.7:13 ). И вот уже «все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби;» ( Ис.59:11 ). «Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем» ( Ис.59:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Да, люди готовы признать свои прошлые ошибки только тогда, когда эти ошибки прошлого болезненно отражаются на них самих. Поэтому и суд может быть по необходимости целительным, – а не только прощение , которым люди снова и снова охотно злоупотребляют. Конечно, – и это мы не должны забывать, – в словах «вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» основной тон лежит не на «внешних», а на обетовании ученикам. Им «дано», они «одаренные». На этом ударение. Нам, верующим в то, что в Иисусе Христе пришло Царствие Божие, нам Бог даровал Свое Слово – не для нашего ожесточения или сомнения, но как семя, о котором и идет речь в притче. Высказывание Иисуса в Евангелии от Марка, эти два стиха 11–12, подвергались тщательному изучению многих современных библеистов. Вокруг этих стихов выросла целая библиотека исследовательской литературы. Не имея возможности и нужды давать здесь даже краткий обзор научной дискуссии, стоит сказать о самом общем ее результате. Он таков: В ходе долгой устной передачи притчи Иисуса Христа неизбежно подвергались влияниям, которые их несколько изменяли. Могло быть так, что уже не воспринимался их оригинальный смысл, потому что изменилась историческая, национальная, географическая ситуация. Чтобы воспринятые из предания притчи могли что-то говорить и что-то значить для новых слушателей, они иногда приспосабливались к новой цели и новой ситуации. А ситуация евангелиста Марка была такова, что Церковь Христова уже фактически полностью отделилась от синагоги. Христианам приходилось объяснять себе, почему народ Израиля остался вне Христа, вне веры, почему иудеи остались «внешними». Эта проблема чрезвычайно волновала уже Апостола Павла, что мы видим из Послания к Римлянам. Стихи Мк.4,11–12 : «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» – пытаются ответить на этот мучительный вопрос о неверии иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ответ на возражение 1 . Этот декрет папы Льва относительно двух времен празднования крещения должно, как мы уже показали, понимать так: «При отсутствии смертельной опасности» (каковая всегда угрожает младенцам). Ответ на возражение 2. Это постановление о евреях было обусловлено желанием обезопасить Церковь , чтобы они, не будучи еще до конца обращенными, не извратили веру простых людей. Однако далее в том же постановлении сказано: «Если в течение установленного срока их настигнет тяжкий недуг, их надлежит немедля крестить». Ответ на возражение 3. Крещение посредством сообщаемой им благодати не только устраняет прошлые грехи, но и препятствует совершению будущих. При этом не следует забывать, во-первых, что люди не могут не грешить и, во-вторых, что их грехи могут быть менее тяжкими или же могут быть очищены, согласно сказанному [в Писании]: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом – Иисуса, Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин. 2, 1, 2 ). Раздел 4. ДОЛЖНЫ ЛИ КРЕСТИТЬСЯ ГРЕШНИКИ? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что грешники должны креститься. Ведь сказано же [в Писании]: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» ( Зах. 13, 1 ), где под источником подразумевается крещение. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать и грешникам. Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ). Но больные – это грешники. Следовательно, коль скоро крещение является лекарством врачевателя наших душ, Христа, то дело представляется так, что это таинство необходимо сообщать грешникам. Возражение 3. Далее, грешники не должны быть лишены никакого вспоможения. Но крещеные грешники получают духовную помощь от самой печати крещения, которая является расположением к благодати. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Рубрики Коллекции Прошлые грехи не дают мне покоя. Что делать? 2 мин., 22.10.2016 Поделиться Мне 16 лет. Я в детстве ходил в воскресную школу. Я слишком сильно готовился к исповеди, теперь держу в голове все свои прошлые ошибки, я постоянно живу в страхе, что ошибки раскроются, о них узнают родители и другие люди. Как мне вернуться к нормальному состоянию? Антон Отвечает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала " Наследник " , отец девятерых детей Когда человек искренне исповедует свои грехи, они ему прощаются Богом и с точки зрения Церкви становятся «яко не бывшие». Если же грех не исповедан, то, как говорит нам Евангелие, нет ничего тайного, что не стало бы явным, и на Страшном Суде все наши дела станут очевидными. Потому бояться надо человеку, который не исповедуется: что бы он ни скрыл, все его грехи проявятся. Что касается жизни земной, то священник связан тайной исповеди, поэтому никому не расскажет о том, что узнал. Ваша ситуация мне кажется нетипичной именно потому, что к шестнадцати годам молодые люди понимают, что их внутренний мир вовсе не привлекает постоянного внимания окружающих и что грехи у всех одинаковые: есть семь страстей — вот они и проявляются у людей, с незначительными нюансами. Шестнадцатилетние, на­оборот, чаще испытывают чувство одиночества, думают, что они никому не интересны, никому нет до них дела. Другой вопрос, что Вас мучает совесть за совершенные когда-то грехи. И со взрослыми людьми бывает:  человек был на исповеди, но не почувствовал, что его грех прощен, его совесть продолжает об этом напоминать в том числе какими-то страхами. Тогда имеет смысл еще раз исповедать прошлые грехи, которые постоянно тревожат душу. Если же и после исповеди тот страх, о котором Вы говорите, не уходит, и есть еще какие-то тревожные проявления, мне кажется, имеет смысл обратиться к специалисту — к психиатру. В этом слове нет ничего страшного, и такие проблемы, как навязчивые страхи, лучше и эффективнее лечить в самом начале. Особенно если они мешают нормально жить. Например, человек боится машин. Но одно дело, когда он на автобусной остановке стоит чуть подальше, не в первом ряду ожидающих транспорта, а другое — когда он из-за этого страха из дома выйти не может: вроде бы одна ситуация, но в первом случае можно просто над собой поработать, а во втором — срочно нужно к врачу.

http://foma.ru/proshlyie-grehi-ne-dayut-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010