После того как в избе соберутся сектанты, она выходит оттуда и на голове выносит решето, наполненное изюмом и покрытое чистым платком; при этом девица произносит слова: «всех нас да помянет Господь Бог в царствии своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Получив от присутствующих троекратный ответ «аминь», она причащает их, раздавая ягоды 21 . Мы указали на эти извращения св. таинства как на пример того, до каких нелепостей могут довести беспоповцев их основоположения. О причащении запасным Агнцем учил еще, впрочем, протопоп Аввакум. Вот что он говорит в своей автобиографии: «аще священника ради нужды не получишь, и ты своему брату искусному возвести согрешение свое, и Бог простит тя, покаяние твое видев – и тогда с правильцем причащайся св. таин, держи при себе запасный агнец… так хорошо будет по посте и по правиле: на коробочку постели платочек и свечку зажги, и в сосуде водицы маленько, да на ложечку положи, кадилом вся покади, поплакав глаголи молитву «верую, Господи»; потом падше на землю пред образом, прощение проговори, и восстав образы поцалуй, и перекрестясь с молитвою причастися, и водицей запей, и паки Богу помолись: «ну слава Христу». Но причащение видимое запасными дарами, кроме того, что оно не было повсеместным у беспоповцев, не могло естественно продолжаться навсегда. Поэтому наряду с видимым причащением у них развивалось и в конце концов совсем утвердилось учение о духовном причащении. По поводу видимого причащения запасными дарами у Федосеевцев в 1791 году был собор, на котором было решено, не произнося хулы и на упомянутое внешнее причастие, отдать его на церковное (?) хранение, т. е. духовным отцам, и признать в полной силе духовное причащение. Это постановление аргументировалось так. Во время царства антихриста нельзя получить внешнее причащение, но чтобы тем не менее «за лишением божественныя сея в виде хлеба и вина совершенныя тайны» никто не отлучился спасения, то каждому можно получить все дары, сообщаемые Евхаристией, чрез одно «огнепальное тоя желание».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей. Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи. Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола 118 . Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Отнёс и Коля мачехины дары на кухню, вернулся. Кажется, надо было радоваться, что их непросвещённые обиженные младшие братья сидят по-человечески, почётно, в хорошей обстановке и едят вкусную пищу. Но ему показалось это всё очень фальшиво, – эта чрезмерная щедрость и даже изысканность стола, кормление в самом лучшем зале, украшенном бронзою, фарфором, лакированной мебелью, и подтайки грязи под сапогами, и нашлёпы на белую скатерть, и громкая отрыжка солдат, и совсем не добрые их взгляды вокруг – и щебечущая, переклончивая услужливость к ним милых барышень, и само оживление молодёжи какое-то замороченное. И даже когда солдаты, один, другой, захотели тут же и курить махорку – их пригласили не вставать и подносили мраморные пепельницы под их газетные самокрутки, с красными обломками раскалённой махорки, падающими на ковёр или на скатерть. Коля почти бездействовал. Его оскорбила эта сцена и казалась ужасной, унизительной – да и бессмысленной, потому что таким манером невозможно накормить всех солдат и все дни. И почему именно этих – запасников, призванных к концу войны, многие и пороху не нюхали до сих пор, – когда его 55-летний отец пошёл воевать добровольно и старший кузен, тенишевец, не стал уклоняться от призыва для продолжения образования, но тоже пошёл добровольно. Фальшивое было – мучительно. Зато среди барышень он увидел одну незнакомую, старше его, возраста курсистки, а ростом меньше, темноволосую, с загадочными глазами, от которых оторваться было нельзя, – Коля в неё и вперился с безнадёжностью младшего, не спускал глаз. Она тоже подавала, но не много, и медленно, с грацией нехоти, и почти без улыбки, как играла навязанную роль. Звали её Ликоня. Потом стала к стене, заложив руки за спину, и так стояла вдали. Кажется, насмешка была на её губах, – а губы! а красавица! Ото всего этого вместе Коля решился, подошёл к ней, стал рядом, не познакомленный, и тихо сказал: – Позор какой. Как мы унижаемся. Ох, отольётся это нам. Она подарила его чёрным взором, сделала лёгкое-лёгкое полубоковое изгибистое движение – головой ли, плечами, – и уже этим одним выразила больше, чем он мог собраться выразить. Но ещё и ответила:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тут уместно говорить о теле (и крови) лишь как о телесности вообще, подобно тому, как при естественном вкушение пищи, она, входя в тело, становится его составною частью вообще, и, довольствуясь этим, мы уже не пытаемся далее установить, в какую часть человеческого организма преобразовалась каждая частица пищи. Поэтому же должно быть совершенно отвергнуто чувственно-материалистическое представление о totusinteger Christus, присутствующем, хотя бы и только substantialiter, как бы в сложенном виде в гостии. Итак, каждая частица хлеба и вина, преложенная в тело и кровь Христову, целостно являет Его телесность, а, следов., в ней присутствует Господь. Близкое к этому понимание выражено Росмини (которое и было осуждено Ватиканом: Denziger 1919, 1920). Росмини пользуется именно святоотеческим образом превращения пищи в тело, видя в transub-stantiatio, что «Христос делает (дары) местом Своего чувствующего начала и оживляет Своею жизнью»). 72 Надо по этому поводу заметить, что духовное тело не есть абстрактное тело вообще, но вполне индивидуальное, которое содержит в себе определенную форму, хотя бы и столь универсальную, как тело Господа. И в этом смысла Его воскресшее и вознесшееся, одесную Отца пребывающее тело, есть Его личное тело, какое Он имел в дни Своего земного существования, и оно несет следы спасительной крестной страсти. 74 А далее это же совершается и над остающейся частью агнца, через опущение в потир с погружением в кровь или же через напоение кровью (как делается при приготовление агнца на литургии преждеосвященных, а также и запасных даров). Католическое лишение мирян чаши соответствует тому, как будто причащаются не тела Господа воскресшего, но пребывающего во гробе, в раздельности от крови. Правда, и здесь в потир опускается часть гостии, которою причащается священник, и можно значение этого погружения распространять и на все освящаемые гостии. Однако они сами по себе лишаются спасительного соединения с кровью. И этим отличием еще более увеличивается преимущество священника, который один только имеет всю силу причащения, а Миряне оставляются при причащении, полной силы не имеющим. И весь смысл sub utraque состоит именно в этом воссоединении тела и крови, души и тела. 75 В католичестве существует даже обычай освящать гостию нарочито для остенсория, т. е. не для причащения (она только потребляется священником через известное время, однако в ином порядка, нежели для причащения: иными словами, ею никогда не причащаются). Правда, и здесь стремление католиков состоит в том, чтобы, не довольствуясь причащением, удерживать Христа на земле, иметь Его среди нас и поклоняться Ему. Отсюда особое «евхаристическое» благочестие. Однако и католическому насилию не дано переменить воли самого Христа, восхотевшего дать себя лишь во св. причащение, но не в ином явлении Своем, и выставление св. даров для поклонения остается лишь чрезмерным расширением евхаристии чрез причащение не только устами, но и очами. (т. наз. «духовное причащение»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1. При этих посещениях обязательно должен присутствовать священник с пятью или, в крайнем случае, тремя представителями прихожан местного храма... 2. Священник, входя в храм, должен предупредить, что храм... для верующих, пока в нем остается святой престол, священный, и всякое несоответствующее его святости поведение, является оскорблением религиозного чувства верующих. 3. Облачившись в епитрахиль и поручи, так как придется ему касаться престола и священных сосудов, священник показывает посетителям священные драгоценные церковные предметы, согласно описи. При этом он должен предупредить посетителей, что вход в святой алтарь мирянам воспрещается, тем более неправославным. Священные же предметы, находящиеся в святом алтаре, он покажет, вынося на клирос, обязательно держа в своих руках и не позволяя касаться к ним рукам не освященным, так как и сам их касается только в священном облачении. 4. Если же посетители на предупреждение священника не обратят внимания, войдут в святой алтарь... то в таком храме и алтаре, прежде чем начать службу после такого посещения, должно быть совершено малое освящение... 5. Святыни храма закрытого, если окажутся, как-то: святые мощи, святой антиминс, святые запасные дары, святое миро – должны быть взяты священником с собой и переданы в ближайший приходской храм. 6. Священные сосуды и освященные предметы священник по церковным канонам и по распоряжению церковной власти, не может отдать посетителям. Если же они будут настойчиво требовать, то должен заявить: «Берите сами»... 8. Если же в храме окажутся предметы, не имеющие богослужебного, священного характера: подвески с икон в виде колец, цепей, ожерелий, канделябры и т.п., лом золотой и серебряный, то таковые предметы, но с согласия общины верующих, если существует при храмах, а где общины нет, то и непосредственно священником, могут быть переданы по акту. Митрополит Вениамин». 44 Вот что свидетельствовал епископ Венедикт Кронштадтский, именуемый на процессе подсудимым Плотниковым: «16 марта утром я был с докладом у Владыки-митрополита и он осведомился, буду ли я на собрании Благочинных. Получив утвердительный ответ, он предложит инструкцию, как вести себя мирянам и священнослужителям при изъятии церковных ценностей. Эта инструкция была только что издана им, и он просил на собрании благочинных сообщить ее, если они еще не были с ней знакомы. Когда я пришел на собрание, там разбирался вопрос о повышении цен на свечи, а потом прочитана была эта инструкция, и по поводу ее имелись суждения. Инструкция удовлетворяла всех, потому что там ясно высказывались правила, которыми должны руководствоваться священнослужители и миряне при изъятии ценностей». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При причащении мирян священство будет руководствоваться инструкцией , утвержденной решением Священного Синода от 17 марта 2020 года ( журнал 30 ). Также возможно по усмотрению духовенства руководствоваться указом митрополита Псковского и Порховского Тихона от 30 марта 2020 года У-18 о причащении запасными Святыми Дарами, которые перед причащением мирян будут влагаться в сухой потир. Священник, предварительно обработав руки спиртом, должен преподавать Святые Дары рукой без использования лжицы, не касаясь уст причащающегося. Если при причащении случится дотронуться до уст причащающегося, священник должен вновь обработать руки спиртом либо дезинфицирующим раствором. Причастникам рекомендовано принести с собой бутылочку с водой или пользоваться бумажным стаканчиком для запивки. Причащение престарелых прихожан и неинфекционных больных будет осуществляться по приложенным к данному указу рекомендациям. В завершение богослужения вместо целования креста священники будут осенять крестом все стороны света. Во время общественных богослужений обязательно будет вестись фотофиксация, чтобы на фотографиях было видно соблюдение всех мер безопасности. Отпевания будут совершаться на прихрамовой территории или на кладбище также с соблюдением всех норм безопасности. Правящим архиереем рекомендовано отложить совершение таинств Крещения и других таинств и треб на месяц в связи с тем, что распространенной практикой является присутствие крестных и гостей из других регионов. Но, если это необходимо, совершать таинства и требы внутри храма в присутствии не более пяти человек со строгим соблюдением всех санитарных предписаний. Достигнута также договоренность с Роспотребнадзором о посещении мирянами храмов и церковных лавок исключительно во внебогослужебное время с 25 мая 2020 года при условии соблюдения всех необходимых санитарных норм и предписаний. Органами Роспотребнадзора Псковская митрополия поставлена в известность, что соблюдение санитарных норм в храмах будет контролироваться. В случае нарушения предписаний храм будет закрыт санитарными службами.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Напрасно старались они поколебать ее твердость обещаниями милостей Шаха и ужасами казни. Царица оградила себя знамением Креста и с улыбкой им сказала: «Или не знают пославший вас нечестивец, что и малые дети, и невежды посмеются его предложению? Меня ли обольстить, облеченную в силу Христову? Он разорил мое Царство, изгнал моего сына, изувечил телесно и духовно моих внуков, расхитил, поругал всю святыню, близкую моему сердцу, и еще хочет меня умертвить! Что же приобретет моей смертью ? Но пусть поразит. Отрицаюсь Магомета, и всех дел его, и всей гордыни его! Верую во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Молю Распятого за нас и его Пречистую Матерь укрепить меня в час истязаний в твердом исповедании моей веры, дабы я удостоилась венца мученического. Вот я пред вами, делайте что хотите». Посланные, чтобы устрашить исповедницу, велели приготовлять пред ней орудия казни; она же, не теряя духа, просила только несколько минут для приготовления и удалилась во внутренние свои покои, где в молитвенной храмине хранилась вся ее домашняя святыня, соблюденная во время долгого плена. Царица стала на колени пред иконой Пречистой Девы с предвечным Ее Младенцем; она облила ее горячими слезами и произнесла тихую молитву: «Господи Иисусе Христе! Призри на рабу твою в день сей, в который ищут души моей за имя Твое. Да не воспрепятствуют в подвиге грехи мои, но по слову Твоему пришедшую к Тебе не изжени вон! Дай мне уста, и премудрость, и Дух Отца Небесного, пусть говорит во мне; не лиши меня твоей помощи, сопричти избранникам твоим; будь утверждением немощи моей женской и да прославится мною имя Твое; восстающие же на Тебя да посрамятся!» Пламенно молилась Царица и о сыне своем, и о царстве, дабы смертию ее освободились от тяжкой неволи, и услышана была ее молитва; даже иное царство перешло временно в род ее, освященный кровью мученицы. Тогда, по неимению при себе пресвитера, со страхом вынула она из ковчега запасные дары, всегда ею хранимые на случай насильственной смерти, и сама с благоговением приобщилась Пречистых Тайн, как это бывало в первые времена гонений. «Господи Иисусе Христе, – молилась она, – услыши молитву мою, и сподоби и меня соединиться с пострадавшими за Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Любвеобильный Старец сам благодарил ее за «труды», давал какой-нибудь гостинец и на прощанье говорил что-нибудь назидательное; но нередко дежурная, придя прощаться, находила Старца лежащего в полном изнеможении, с закрытыми глазами, и только молча принимала благословение, удивляясь его беспредельной любви, жертвующей себя без остатка. Под воскресенье и праздничные дни в келье Старца служили «бдения», которые первое время Старец служил сам, т.е. делал возгласы и читал Евангелие, а впоследствии, по слабости сил, он не мог этого делать, и для сего из Оптиной приезжал иеромонах. Певчие и чтицы помещались в приемной келье, а в остальных смежных комнатах стояли несколько человек сестер и приезжих, но не иначе как с особого разрешения Старца. Батюшка слушал из спальни и, любя внятное и неспешное чтение, нередко делал замечания. Наступало время чтения Евангелия, все присутствующие подвигались к дверям и обращались в слух и внимание; полуоткрытая дверь в спальню отворялась и на пороге показывался Старец в епитрахили и короткой мантии с открытой головой. Своей обычной, столь знакомой всем знавшим его, торопливой походкой подходил он к аналою и тихим старческим, слегка дрожащим голосом, читал Св. Евангелие. Какая это была торжественная минута: седой, согбенный Старец – живой проповедник Евангелия, и слова им произносимые становились как бы живыми, росли… и наполняли собой всю душу!... По прочтении Евангелия Старец прикладывался, затем обернувшись делал всем поклон и уходил в свою келью. Каждые две недели Старец приобщался Св. Таин. Духовником его, после о. Платона, был живший в Оптиной заштатный священник, который впоследствии был определен священником в общину. О. Феодор был маститый старец высокой жизни, принявший тайное пострижение. Первое время приносили к Старцу Св. Дары прямо из церкви в св. потире, но затем по слабости сил он не мог дождаться окончания обедни и приобщался раньше запасными Св. Дарами. В длинной мантии, епитрахили и поручах встречал Старец грядущего Господа земным поклоном и затем с великим благоговением сам приобщался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Если по причащении Христовых Таин с кем-нибудь случится рвота, всё извергнутое должно быть собрано в чистые тряпочки, сожжено, а пепел высыпан в непопираемое место. В современной церковной практике принято, чтобы, по долгу совести и по благоговению пред святыней, диакон, не подготовившийся надлежащим образом к участию в совершении литургии, устранялся от некоторых литургийных действий: он не выходит со священником пред царские врата для чтения входных молитв пред проскомидией; не берет обычного начала у священника пред «Благословено Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение от священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», а затем произносит ектению. После великого входа он не обращается к священнику с прошением молитвы о себе, а священник к нему, так же, как и при начале литургии, диакон испрашивает благословение, говоря «Благослови, владыко», и, получив благословение, отходит на обычное место для дальнейшего служения. При возгласе священника «Победную песнь» он не поднимает звездицы, – это делает священник. При освящении Святых Даров он не подходит к трапезе и при возгласе «Твоя от Твоих» не поднимает их, а лишь во время пения «Достойно есть», по освящении Даров совершает каждение. Он не подходит к трапезе и во время причащения. В некоторых храмах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим». Глава 5. ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ДАРОВ Обычай вторичного умовения рук на Божественной литургии перед раздроблением Святых Даров, чаще всего во время просительной ектении, хотя и не основан на указании Служебника, не несет в себе ничего предосудительного, так как устраняет недопустимую для священнослужителя опасность приступить к Святым Дарам с грязными руками. Раздробление Святых Даров совершается в начале пения причастна. Диакон входит в алтарь и, встав с правой стороны священника, говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник с вниманием и благоговением раздробляет его на четыре части, произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй», и полагает крестоообразно части Агнца. Части Святого Агнца полагается ставить печатями кверху, а мягкой частью – к дискосу. Расположение их должно быть следующим: часть Святого Агнца с надписью ИС полагается в верхней части дискоса, то есть по направлению на восток, с надписью ХС – в нижней части, то есть на запад, с надписью НИ – с левой стороны, то есть на север, и с надписью КА – с правой стороны дискоса, то есть в южном направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

устанавливает приблизительную цифру их до 81069 душ обоего пола при 1,104,908 душ обоего пола всего количества населения Томской губ. (в 1882 г.). А прибавив и сектантов Томского края, автор полагает, что численность всего вообще томского расколо-сектантства к 1880 г. должна быть не менее 100,000. Толки в томском расколе – те же, что и всюду, преимуществуют же – поповщина, стариковщина и поморское согласие. От стариковщины автор различает согласие часовенных. Первая, по нему, представляет среднее между поповщиной и беспоповщиной. С последней её сближают требоисправители из простых стариков и старух; поповщинский же её характер сказывается в том, что она не восстаёт против священства вообще, и у заправителей её нередко хранятся в виде сухариков запасные дары. Отличие её от часовенных автор полагает в том, что последние, относясь фанатичнее к православной Церкви, к православным священникам прибегают очень редко, тогда как у стариковщины не считается особенно тяжёлым грехом это обращение; наставники часовенных вводятся в их обязанности через благословение от других наставников, также преемственно получивших оное с Иргиза, Рогожского кладбища и т. под., – у стариковщины этого не требуется. Есть у них некоторые и обрядовые разности. – Руководителями у поповцев служат их лже-епископы и попы. Из первых известны – Савватий, Герасим, Мефодий и теперь здравствующий, и правящий – Антоний; попов насчитывает автор до 30. Беспоповцами руководят разного рода старики й наставники. С особенною подробностью автор говорит о Беловодской иерархии и о неоднократных попытках раскольников прошлого и недавнего времени отыскать «древле-православное священство» то в Беловодье, то в Китае. Характеризуя внутреннюю жизнь томского раскола, автор отмечает сильную настойчивость и удивительную изобретательность раскольников в обережении своей целости и самобытности в виду практиковавшихся против них правительственных мероприятий. Средства, употреблявшиеся раскольниками для этого, были весьма разнообразны: секрет и таинственность, тайники при домах и на пасеках, упорство в непослушании начальственным распоряжениям, самовольное открытие запечатываемых часовен, отстаивание, даже иногда с оружием в руках, сводных браков, многочисленные прошения и ходатайства, подложные указы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010