Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Относительно закрытия царских врат можно и так поступать, что оставлять их отверстыми до 7-го евангелия включительно, потом затворять только пред началом чтения остальных евангелий. Пред чтением последнего царские врата следует отверзать и держать их отвезтыми до конца утрени (последний образ действий более сообразен с духом богослужения) (Р.д.С.П., 1900 г., Правильно ли, что у нас литургию в Великий четверток совершают в темных ризах? Обыкновенно при этом надеваются не темные, а не вполне светлые (не воскресные) облачения. Так, в древних триодях (изд. 1754 и др.) указано, что на вечерне пред божественной литургией этого дня, после предначинательного псалма и ектении, при пении «Господи, воззвах», священник «изменяет» священную одежду, исходит из алтаря и кадит (см. Никольский: «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», изд. 6-е, 1900 г., стр. 74) (Ц. В, 1902 г., В Великий четверг заготовляются запасные Дары для причащения больных, при чем на практике все четыре части агнца идут в запасные Дары. Следует ли так поступать, строго держась Служебника, по которому мирян можно причащать только частицами Hi и Ka? Не следует. Агнец для запасных Даров должен делиться на четыре части, при чем часть 1C должна полагаться в потир при соединении Даров, часть XC должна раздробляться на случай причащения заболевших священнослужителей, части же Hi и Ka должны раздробляться для причащения больных мирян (Ц. В, 1893 г., Как просушивать св. Дары? Руководственное значение в решении этого вопроса имеет определение Большого Московского собора 1666–1667 гг., по которому сушение св. Даров должно совершаться неприменно в алтаре, со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нам ставит сосуд с горящими углями: потом, с благоговейным поклоном берет св. дискос с Божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; при этом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем, снимает дискос и полагает его на св. антиминсе для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями. «Сия же твори и многажды, донже изсушатся Божественные Тайны»… (Деян. Московск. соб 1666–1667 гг., изд. 1881 г., л. 43–44. Ср. Учит. изв. При Служебнике). (Р.д.С.П., 1897 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По окончании Литургии агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Это делается так: развертывается антиминс, потом вынимается из кивота Агнец и полагается на дискосе на антиминсе. Затем совершается кругом престола крестообразное каждение, делается пред престолом подобающее поклонение и раздробляется Агнец копием на малые частицы со всяким благоговением. По раздроблении священник берет чистый камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, по правую сторону от себя. На этот камень поставляется чистый и новый сосуд (жаровня) с горящим углем. По совершении подобающего святыне поклонения священник берет дискос с Божественными раздробленными Тайнами и поставляет его, или держит в руке над сосудом с горящим углем и таким образом постепенно и мало-помалу просушивает Дары, переворачивая их копьем, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, снимает его и ставит на антиминс или на покровцы. Когда дискос немного остынет, снова ставит его над сосудом с углем. Действия эти продолжаются до тех пор, пока Дары не высохнут. Сухие же Дары со всяким благоговением влагаются в кивот и хранятся на престоле. «Известие» предписывает, чтобы священник ежедневно или раз в три дня со всяким благоговением и вниманием, после надлежащего поклонения, должен осматривать Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте. Брать кивот, а тем более касаться святых Тайн он должен чисто вымытыми руками. Если он заметил, что Тайны несколько отсырели или близки к этому, в таком случае он должен раскрыть антиминс на святом престоле, поставить на него дискос и, вынув их из кивота, положить на дискосе. Затем растворить окна и просушивать их на воздухе, не отходя от престола, но всячески наблюдая, как бы не коснулась святых Таин муха или что-нибудь подобное. Зимою, когда окна отворять неудобно, можно употреблять тот же способ просушивания, каким вообще приготовляются запасные Дары, т.е. просушивать их над жаровней. Если случится так, что, просушивая святые Тайны над сосудом с горящими углями, священник припалил их, или от небрежения или лености допустил в них порчу и разложение, в таком случае Тайнами этими не должно уже никого причащать, но на следующий же день должна быть совершена Литургия и приготовлены вышеизложенным способом новые Дары для причащения больных, а испортившиеся должны быть всыпаны на жертвеннике в потир и потреблены с остатками вновь освященных Таин.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

§103. Если священник не успеет высушить все частицы в один день, то он может досушивать оные и на другой день. Но при этом священники должны тщательно стараться, чтобы не полагать для просушки Св. Дары на солнце, а тем более не запирать их для этого на окне в церкви без всякого наблюдения. Вместе с сим священники также должны иметь в виду, чтобы не совершать засушивание Св. Даров на дискосах медных, хотя бы даже посеребренных или позлащенных и т.п. Ибо от малейшего соприкосновения с медью на таковых Св. Дары могут не только проникнуться медным запахом, но даже в случае оставления их на подобном дискосе для просушивания, в особенности в сырой церкви и на неопределенное время, они могут покрыться медною окисью, которая, как известно, очень опасна для здоровья и по своей ядовитости может даже отравлять причащающихся. (Дополнение к учит. извест.). §104. Если кивот, или дарохранительница, в которой должны быть хранимы запасные дары, будет золотой, или серебряный-позлащенный, то Св. Дары могут быть полагаемы в оном и без подложения бумаги. Но если сосуд этот серебряный не позлащенный или оловянный, то в таком случае его надобно прежде покрыть чистою сухою бумагою и потом на оную полагать св. частицы сохранно и с благоговением. §105. Святые тайны, хранимые в кивоте, священник должен наблюдать, как можно чаще, со всякою достодолжною честию, совершая при этом обычное поклонение, и с измовенными руками, и если невозможно делать это всякий день, то хоть чрез три дня, или вообще, по крайней мере, во время всякой литургии, совершаемой во дни воскресные и праздничные. При сем священник должен каждый раз открывать св. сосуд и наблюдать со всякою аккуратностию, чтобы Св. Тайны не заплеснивали или не растлелись от сырости или от спертого воздуха и т.п. Если при этот священник заметит хоть малейшие признаки сырости на Св. Дарах, то он должен тотчас развить антиминс на престоле, и бережно переложив св. частицы на дискос, раскрыть окна в церкви, и т. обр. проветрить хорошенько оные, наблюдая в особенности, чтобы муха или другое какое-либо насекомое не унесли какой-либо даже малейшей части, под опасением самого тяжкого греха по Уставу Церковному. (Учит. Извест.). В случае надобности можно даже и в другой раз пересушить Св. Дары на огне по указанному (см. выше §102).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Часто священнику бывает необходимо прийти на дом: причастить или пособоровать больного, освятить квартиру или просто побеседовать. Для причастия необходимо захватить с собою запасные Святые Дары. Они заготавливаются раз в год в Великий Четверг, высушиваются и всегда хранятся на Престоле в Дарохранительнице. В них не содержится отдельно Крови Христовой. Иногда родственники слишком поздно обращаются к священнику и Крови взять неоткуда. За годы своего священства я заметил одну закономерность: если больного долго уговаривали, а он отказывался, то причастить его не удается, а если, несмотря на все его просьбы, или родственники, или иные какие-либо обстоятельства препятствовали этому, то человек перед смертью успевает все-таки приобщиться Святых Таин. Какое это имеет значение для православного сознания, я думаю, объяснять не надо. Принципиально причащать больного в бессознательном состоянии нельзя. Но если доподлинно известно, что он, будучи в сознании, жаждал причастия, то священник может взять на себя ответственность и на свой страх совершить Таинство. Второго февраля 2000 г., в четверг накануне мясопустной родительской, после того, как я отслужил Божественную Литургию и потребил Святые Дары, ко мне обратилась родственница умирающей. Я выяснил, что больная — без сознания. Мне не с чем было идти к ней, что повергло в отчаяние ее дочку: “Она так просила, а я все откладывала!..”. Учитывая, что после “Скорой” я пятнадцать лет проработал в условиях реанимации и анестезиологии, я решил, взяв запасные Дары, разобраться на месте. То, что я увидел, оптимизма не внушало: глубокая кома, нарушение мозгового кровообращения и обезвоживание организма у очень пожилой женщины, слабая сердечная деятельность и сильная одышка говорили о близкой смерти. Даже в условиях реанимации такие больные редко выдерживают более суток. По моим понятиям, бабушка не должна была дожить и до утра, даже если ей поставить капельницу. Отчитав дочку за потерянную возможность по-христиански подготовить к смерти мать, я для очистки совести все-таки дал кое-какие медицинские рекомендации, почти не сомневаясь в том, что они не помогут.

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa/

§ 1). «Антиминс аще будет разодранный, дырявый или исчернелый якоже письменам на нем сущым не познаватися, такожде и напишемой бумаге, никакоже на таковом служить достоитъ, дерзая же на сицевом служить, яко уничижитель божественных тайн, смертно согрешает и епископской власти подпадает, сие есть запрещению или отлучению (Изв. учит.)». В таких случаях следует старый ветхий антиминс представить при рапорте преосвященному и от него получить новый 64 . 42 . Священные сосуды, как-то: потир, дискос, лжица, кивот или гробница, должны быть сделаны из золота или серебра «в велией же нужде оловянные. И вся убо вещи в лепоту церковную творятся, яко же одежды священные, кресты святые, евангелие драго-украшенные» (Изв. уч.). Духовные власти обязаны наблюдать, чтобы деревянных священных сосудов не было (II. С. З. 9 окт. 1742 г. 8625). «Сосуды священные сие есть чаша, дискос, звезда и лжица, часто истираемые от праха да будут, такожде и от мокроты, воеже не напасти на них рже» (Изв. учит.). 43 . Благочинный наблюдает, чтобы запасные св. Дары всегда хранились в церквах на св. престоле в ковчегах серебряных, а по нужде оловянных и внушает священникам, чтобы они часто осматривали, не коснулось-ли сей святыни какое повреждение, а в домах у себя запасных Даров отнюдь не держать под опасением строгого штрафа, и когда нужда позовет в дома приходские ради причастия больных со св. Тайнами, они, священники, ходили бы с подобающею таковому таинству честью, носили бы оные на персях своих в устроенных на это дароносицах и сделанных из приличной материи влагалищах (Инстр. благ. § 14). Во время же ношения к больным дароносица завертывается в покровец и влагается в чистый из шелковой, бархатной или другой какой-либо хорошей материи мешочек с нашитым на оном крестом и, посредством лент пришитых к этому мешочку, надевается на шею священника и таким образом св. Дары священник на персях несет их больному. (II. С. З. 26 дек. 1628 г. 1612 и 16 дек. 1776 г. 14548). Примечание 1. Запасные св. Дары для причащения больных принято обыкновенно приготовлять за литургией в великий четверг, так как в этот день церковью воспоминается установление Господом Спасителем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Если случится кому-либо служить литургию, когда он не служил ни вечерни, ни утрени, надобно ли прочитать ему вечерние и утренние молитвы? Лучше прочитать, хотя (в случае нужды) не грех. отслужить и без того.    Если кто, встав на заутреню, не пел канона, не следует такому служить. А совершать службу священник должен, не вкушая пищи.    Если кто, поужинав, простоит всю ночь на молитве и не успеет соснуть, можно ли ему служить? Можно служить и не поспавши.    Священник, если вздумает омыться, готовясь к священнодействию, должен делать это с вечера, а отнюдь не утром пред самою литургиею.    Печь просфоры для литургии должно женам, отличающимся незазорною жизнию и чистым.    Можно ли служить на одной просфоре? Если это будет далеко от торга, как в селе, и негде будет взять другой просфоры, то по нужде можно служить и на одной. Если же близко будет торг, где можно купить, то на одной служить не следует.    Литургию заупокойную всегда служи на трех просфорах: одна великая назначается для вынутая из нее Агнца, причем мертвый не поминается, а две остальные – за упокой.    Вынимать из просфоры Агнца и частицы должно не в субботу, а в воскресенье, когда совершается самая служба. И в то время, как диакон возгласит: “Святая святым”, священник, подняв Тело Господне, творит им на дискосе три креста, раздробляет Его и, вложив верхнюю часть в потир, прочее преломляет для приобщения священнослужащих.    Если случится в Великий пост, что Преждеосвященные Дары, заготовленные для служб одной недели, не будут употреблены, то нет беды оставлять их и на другую неделю, и даже на третью.    Можно ли запасные Дары для больных держать в продолжение целого года? Приготовь Тело Христово в Великий Четверг, как приготовляешь на постные дни для Преждеосвященных литургий, и держи потом в сосуде, доколе хочешь, хотя и до самого Великого Четверга, а тогда остатки потреби. Приготовлять запасные Дары, когда пожелаешь, возбраняется: Великий Четверг есть самый приличный для того день.    Священнику не следует приобщаться наряду с мирянами в простой одежде, хотя бы он не служил, а тем более когда служит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На утрени следующего дня, во время шестопсалмия, Агнец вынимается из ковчега и полагается на дискосе, который поставляется на развитом антиминсе. Покадив окрест, священник раздробляет Агнец копием на малые части. Затем, как указано в Учит. Известии, берет плитяной камень (гладкий) или кирпич 37 , полагает его на край антиминса, по правую сторону от себя, а на камне поставляет горнец с жаром и держит над ним дискос с раздробленными частицами, перемешивая их по временам копием, чтобы они не пригорели, и давая остывать дискосу, когда он сильно разогреется. Так продолжает до тех пор, пока частицы Божественного Тела достаточно подсохнут (что легко узнается при прикосновении к ним копием). Потом опускает их в кивот со всяким благоговением, сотворив должное поклонение им, и свивает антиминс. Через день-два нужно снова просушивать запасные Дары, иначе они легко и скоро отойдут, и может коснуться святыни повреждение. А потому священнику вменяется в обязанность не только в это время, но и вообще часто, с достодолжным поклонением, измыв предварительно руки, осматривать запасные Дары (Номокан. п. 185. Инстр. Благоч. §14. Учит. Извес. при служ.). Если бы, при осмотре запасных Даров, замечено было, что они начинают отсыревать, то тот же час нужно их просушивать, открыв в алтаре окна для притока свежего воздуха и развив антиминс, а на нем поставив дискос с положенными на него запасными Дарами. Причем священник, не отходя, наблюдает, пока Дары просохнут, чтобы на них не садилась пыль или муха (Учит. Извес. при служ.). Удобнее и в этом случае просушить их тем же способом, каким они засушиваются в первый раз. Если бы, при засушивании Божественных Даров, случилось прижечь почему-либо какие частицы (чего да не будет), или допустить их заплеснеть в ковчеге, то должно отобрать пригоревшие или заплесневшие частицы в другой какой сосуд (например, свободный потир) и на первой литургии, опустив их после причащения в служебный сосуд, потребить, в свое время, вместе с Святыми Тайнами (Учит. Извес. при служебн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Находились и «изобретатели» «причастия», т. е: обманщики на этом поприще. Например, «некий, старец из Новгородщины, именем Евфимий... начат пещи пшеничные хлебы, и те, высушив и раздробя на мелкие крупицы, раздавал, ездя по волостем, паче же в Суземке велехвальствуя, яко древнее некое называя причастие, и за то себе собирая: у кого деньги, и платье, и всякое домовое потребное, а у кого иконы, и книги, и воск, и все, что ни можаше, и от одежд, рубах, и обуви, все обираше, и возом во свою кельишку провожание, о чесом при смерти сам исповеда отцу своему духовному, как ягодами, клюквенным рассолом, растворяние, лживое причастие свое». Григорий Яковлев называет несколько таких лиц, промышлявших обманным «причащением» 46 . Очевидно учение о духовном «причащении» трудно было усвоить беспоповцам, если среди них находили успех вышеназванные проделки с чувственным «причащением». Гораздо решительнее учение о духовном причащении проповедовалось беспоповцами – федосеевцами. Самое наказание за участие в чувственном причащении у федосеевцев полагалось строже и приводилось в действие прямее. Так, у них введено было в практику даже такое правило: «Аще кому прилучится от священника причащену быти, но нужи и за страх каковой, той да приемлет эпитимию за то: 40 дней или 60 поститися с поклоны во отлучении сообщения» 47 . Не зная, чем оправдать собственное своеобразное положение при учении о духовном причащении, беспоповцы делали возражения поповцам, и в своих предъявлениях против поповщины были вполне справедливы. В вышеупомянутом возражении беспоповцев против ветковцев читаем такие замечания о поповщинской практике относительно причащения. «Ваши попы, – говорил беспоповец поповцам, – дают запасные дары старцам и простым мужем, и оные старцы и простые мужики при себе в дорогу причастие возят и других причащают: таковое бесстрашие творится у вас по коему Писанию? Аще имате на сие повеление, чтоб простому якоже себе причащать, тако и других, то что при сем причащении глаголете? Ваши попы дают запасные дары старцам и простым женам и девицам, не точию престарелым, но и в течении женских месячных кровей пребывающим, и оные не точию сами себя, но и других причащают: и сие презорство чинится у вас по какому Писанию?» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010