Омовение ног. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 36 об.) вечери 2); за литургией в этот день (и, если не возникает экстраординарных обстоятельств, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а В. ч. понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после литургии в В. ч. совершается особый чин умовения ног , напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) визант. особенность В. ч.- совершение в этот день чина омовения престола (ныне почти вышел из практики), напоминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в В. ч. могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в арм. обряде) служба 3-го часа в В. ч. имеет характер покаянной, в традиции Милана в В. ч. совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизант.) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение ; 6) в связи с особым статусом литургии в В. ч. за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что всего из 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в В. ч. (гл. 67)); 7) в визант. практике за литургией в В. ч. принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары ); 8) трапеза после литургии в В. ч., также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50-м прав. Лаодик.) устраивать в В. ч. обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет неск. более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150115.html

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Закрыть itemscope itemtype="" > Неообновленцы и коронавирус Адепты о. Кочеткова, испугавшись эпидемии, отказываются от своих сектантских традиций и сочиняют «новое богословие» 23.03.2020 3181 Время на чтение 4 минуты Предводитель российских неообновленцев священник Георгий Кочетков в интервью корреспонденту «МИР 24» дал советы относительно поведения в условиях эпидемии коронавируса. «Надо быть разумными, сдержанными, осторожными, не надо нарушать рекомендаций, не надо прикладываться к святыням или к руке священника, к чаше с причастием. Ни церковные святыни, ни рука священника, ни чаша с причастием не будут унижены, если мы приложимся к ним не физическими устами, а приобщимся друг к другу духовно», - уверяет обновленец. По его словам, «приобщение к благодати возможно и через приобщение к подвигу святых, а не только через целование кусочка мощей. Господь действует и на расстоянии, благословение действует на расстоянии, и любовь тоже может быть проявлена на расстоянии, во всяком случае, в таких острых ситуациях, которые мы сейчас переживаем». «В конце концов, иногда надо воздержаться и от причастия, - полагает о. Кочетков. - Я считаю, что сейчас это было бы желательно, я бы даже рекомендовал на какое-то время воздержаться от причастия в храме. Есть священники, а у них есть запасные дары, в случае чего ими и можно причаститься». «Если человек не пошел в храм в воскресенье утром, можно совершить дома утреню, а также использовать молитвы, которые есть в Часослове», - советует главарь неообновленцев. Всё это очень напоминает либерально-протестантское - «Бог в душе». Вполне логичен призыв не ходить на службы. Дальше должно бы последовать и предложение отменить богослужение даже без прихожан. Ну а уж, ели быть последовательным, то можно отменить и самого священника Кочеткова. В самом деле, если можно молиться дома, то зачем нужен священник? Другой яркий представитель неообновленческой партии в лоне Русской Православной Церкви, петербургский протоиерей Александр Сорокин в своей проповеди советует прихожанам не целовать чашу, не прикладываться ко кресту в храме, вместо этого целовать нательный крестик либо поклониться храмовому кресту, что, по словам священника, равносильно целованию креста. Также в храме о. Александра Сорокина при причащении мирян не будут утираться уста. Что примечательно, отменено принятое у обновленцев всеобщее лобызание с возгласом: «Христос посреди нас!» во время литургии, их «фирменный знак», которым они, видимо, выделялись среди нормальных верующих. Вот такую злую шутку сыграл коронавирус с необновленцами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/23/ne...

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Священникам можно причащаться келейно запасными Дарами, по потребности во время болезни Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36). 2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71). 3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206). 4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227). 5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59). 6. Как приступать ко Святому Причащению Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212). 7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.0 из  5) Глава 20. Архиепископ — митрополит Православной Русской Церкви в Западной Европе. Берлин (1921–1922) В Вене мы остановились в отеле. В столице Австрии в те дни атмосфера была напряженная, суровая. Нет продуктов в магазинах, скудость во всем: кусочки сахару потребляют по счету, ломтики хлеба тоже. Я разыскал Управление Красного Креста. Его уполномоченный, Шабельский, направил меня в наше посольство; там находилась наша церковь, она была устроена незадолго до войны и отличалась благолепием. Русское посольство состояло под охраной нейтральной державы — Испании. К испанцу, заведующему, и я обратился. Он повел меня в церковь. Раскрылись двери… — пахнуло затхлостью. Моим глазам представилась ужасная картина… Не храм, а «мерзость запустения»: стены и пол густо покрыты пылью, ступаешь, как по ковру, — остаются следы; иконостас потускнел, и не сказать, что новый; в алтаре на престоле пыль лежит серым покрывалом, паутина свисает лохмотьями… Смотрю… — антиминс!! «Это такая святыня, что ее только архиерей или священник может хранить, позвольте мне взять ее…» — обратился я к испанцу. «Пожалуйста». Смотрю — и запасные Святые Дары!! и Святое Миро… Все брошено, все оставлено… Любезный испанец позволил мне унести и эти святыни. Вена произвела на меня жуткое впечатление. Я знал, что вся униато–католическая акция по отношению к России ковалась тут. Было чувство, что австрийские жандармы вот–вот нагрянут и опять потащат меня под арест. Мои документы не очень–то меня ограждали. Я тревожился, не спал ночей… О моем приезде узнал князь Г.Н.Трубецкой и прибыл из Бадена (под Веной). Мы вместе завтракали в Управлении Красного Креста. Тут возник конфликт. Г.Н.Трубецкой ввиду приближения Пасхи просил оставить архимандрита Тихона в Вене. «Мы истосковались без священника, архимандрит Тихон может на второй день Пасхи к вам приехать», — убеждал он меня. Положение мое было трудное: оставить архимандрита Тихона я хотел, но знал, что в Берлине его ждут, а главное, знал, что он оставаться не хочет. Решить этот вопрос я предоставил самому архимандриту Тихону. Он заявил, что уедет вместе со мной.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

Тюремная миссия: новый этап 22 февраля в патриаршей резиденции в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России. На вопросы о служении Церкви в местах лишения свободы отвечает монахиня Иоанна (Смирнова), заместитель начальника Тюремной миссии Ивановской епархии. 24 февраля, 2011 22 февраля в патриаршей резиденции в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России. На вопросы о служении Церкви в местах лишения свободы отвечает монахиня Иоанна (Смирнова), заместитель начальника Тюремной миссии Ивановской епархии. 22 февраля в патриаршей резиденции в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России. Как повлияет принятое соглашение на развитие тюремной миссии? На вопросы о служении Церкви в местах лишения свободы отвечает монахиня Иоанна (Смирнова), заместитель начальника Тюремной миссии Ивановской епархии. Принятое Соглашение, безусловно, знаменует начало нового этапа во взамодействии ФСИН и Церкви. Общий настрой, интонация предыдущего Соглашения были иными. Лет 20 назад в колониях нас просто терпели, ни о каком соработничестве не было и речи. Допускают – и слава Богу. Не пускают – искали обходные пути, иногда шли на хитрость, иногда на нарушения (признаюсь, было и такое), чаще – пытались строить личные отношения с начальниками колоний, сотрудниками воспитательных отделов, отделов безопасности, когда это получалось – получалось и все остальное. Бывало, наши священники часами на морозе стояли у ворот, чтобы пройти в зону, прятали на груди запасные Дары, не знали, как уберечь алтарь от внезапных «набегов» ОМОНа… Не скажу, что сейчас все эти проблемы сняты, но то, что в Соглашении в первую очередь речь идет о сотрудниках, их духовном состоянии – это серьезный прорыв. Наша Тюремная Миссия считает это самым важным: не введение тюремного священства, не вопросы духовного образования осужденных и их ресоциализации, а внимание, которое будет уделяться сотрудникам (кстати, инициатива духовного просвещения сотрудников наравных принадлежит как Русской Православной Церкви, так и ФСИН).

http://pravmir.ru/tyuremnaya-missiya-nov...

Отделение VIII.O приготовлении запасных даров и о причащении больных и умирающих Статья 1 Из Учительного Известия. О сосудах, в которых должны быть хранимы запасные дары. О времени и способа, приготовления этих даров. О том, как надо хранит заготовленные св. тайны в надлежащих сосудах. Как священник должен поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров, таковые прижглись или от сырости заплесневели и т.п? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно? Может ли священник содержат запасные дары у себя дома? § 151. Для хранения запасных даров должен быть в каждой церкви непременно особый кивот, иначе называемый гробницею или дарохранительницей, который всегда должен быть устрояем из золота или серебра, или на случай крайней нужды, из олова. Кивот этот всегда должен быть закрыт, с крестом наверху, и кроме престола никогда не должен быть поставляем на другом месте, так, чтобы никакая несвященная рука не могла касаться к нему под смертным грехом и под великой епитимьей, за исключением разве какой либо тяжкой и неотложной необходимости. j § 152. Божественные тайны для причащения больных и умирающих могут быть приготовляемы не только в Великий Четверток, но и в другие дни, в случае какой либо надобности, следующим образом: священник, намеревающийся заготовить запасные дары, должен на определенной литургии вместо одного агнца заготовить два, (как и в великий пост для преждеосвященной литургии (сравн. ниже, отд. IX, § 170), и затем освятить, таковые по обычаю. Когда же наступит определенное время пред причащением св. тайн священник должен аккуратно напоить св. кровью (посредством лжицы) агнец, предназначаемый для запасных даров, и до конца обедни сохранять его на определенном дискосе, или в дарохранительнице, как будет нужно или удобно. Затем самое сушение запасных даров производится так: священник раскрывает антиминс, ставит благоговейно посреди его св. агнец на дискосе и, покадив вокруг престола, совершает подобающий земной поклон пред св. дарами, и раздробляет их на небольшие части, какие обыкновенно назначаются для причащения верующих (Учит. Извест.). При этом раздробление это всего лучше производить непосредственно после обедни, так, чтобы еще не совсем была потреблена св. кровь из чаши. Ибо очень часто может быть так, что не все частицы от раздробленного агнца окажутся напоенными кровью. Тогда таковые надо снова напоить кровью, касаясь их сохранно концом лжицы, омоченной в св. крови, так, чтобы ни одной частицы не было не напоенной св. кровью (Дополнение к Учит. Известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§ I Недавно в Париже произошел следующий случай. Однажды утром к священнику явилась дама и просила его отправиться вместе с нею в приготовленной карете для напутствования св. тайнами умирающего ее сына. Взяв запасные дары и все нужное для приобщения, священник, в сопровождении дамы, скоро прибыл в указанный дом. Но когда он поднимался в квартиру, дама незаметно скрылась. На звонок священника вышел молодой человек, офицер -- цветущего здоровья.-- Что вам угодно, батюшка? -- спросил он вошедшего пастыря.-- Меня пригласила сюда какая-то дама к умирающему ее сыну, чтобы исповедать и приобщить его, -- ответил священник.-- Тут явное недоразумение, -- возразил офицер, -- я один живу в этой квартире и не посылал за вами, я вполне здоров.Собеседники между тем вошли в гостиную. Висевший над диваном большой портрет пожилой женщины невольно обратил внимание священника, и он сказал:-- Да вот эта самая дама была у меня, она и указала мне на вашу квартиру.-- Помилуйте, -- ответил хозяин, -- это портрет моей матери, умершей 20 лет тому назад.Пораженный таким обстоятельством офицер выразил желание исповедаться и приобщиться, и на другой день скончался от разрыва сердца. § II Две роты 74 горного полка из отряда полковника Гюга стояли в Шоракуре. Однажды в полуденное время капитан В., старший из офицеров, сидел в своей палатке, подготовляя почту, отходившую в этот вечер в Англию. Одна из сторон палатки была раздвинута для света и воздуха, и вот молодой солдат из его роты, в больничной одежде и без фуражки, внезапно появился перед капитаном и, не отдав ему чести, сказал: «Покорнейше прошу вас, капитан, сделать распоряжение, чтобы недополученное мною жалованье было отослано моей матери, живущей в Р., будьте так добры, запишите ее адрес». Капитан В. машинально записал адрес и прибавил: «Хорошо, -- будет сделано». Затем опять, не отдавая чести, солдат удалился. Тут только капитан вспомнил, что одежда солдата и все его поведение было странно, несогласно с дисциплиной, и приказал ординарцу тотчас же позвать к себе сержанта. «Как это дозволили такому-то явиться ко мне в таком непозволительном виде?» -- сказал капитан, когда сержант вошел в палатку. Слова эти поразили сержанта как громом. «Разве вы забыли, капитан, -- воскликнул он, -- что такой-то умер вчера в госпитале и сегодня утром его похоронили? Точно ли вы уверены, что видели именно его?» «Совершенно уверен, -- ответил капитан, и вот тому доказательство -- записанный мною с его слов адрес его матери, по которому он просил меня передать недополученное им жалованье».-- Очень это странно, -- продолжал сержант, -- имущество его продано сегодня с аукциона, но я никак не мог найти в ротных списках, куда следует отослать полученные деньги. Быть может, найдется что-нибудь в общих полковых списках.Списки эти были проверены, и записанный капитаном адрес оказался правильным. § III

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Стефан Комельский, или Озерский (+ 1542) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 июня в день преставления Прп. Стефан был сыном вологодского боярина. Отец его служил при дворе княгини Софии Бродатых из рода бывших ярославских владетельных князей. Он рос дома и получил хорошее образование. Постригся прп. Стефан в ранней молодости в монастыре прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня) и посетил многие северные монастыри. Наконец он поселился в Комельском лесу, при истоке реки Комелы из озера того же имени, в родной ему Вологодской стране. С собой он взял запасные Святые Дары (по примеру древних пустынножителей), две иконы — Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая, топор для сооружения скита и небольшой запас хлеба, который за все годы его пустынножительства не уменьшился, хотя он кормил им посетителей. Здесь пришлось ему много претерпеть от дьявольских страхований, диких зверей и злых людей, но все преодолел он терпением и мирным духом. Сначала он совсем не видел людей, наконец посетили его охотники и указали ему путь от его пустыни до Белозерской дороги. Много утешали его в это трудное время небесные дивные явления. Так, однажды, стоя на молитве, увидел он Пресвятую Богородицу и святителя Николая и слышал молитву святителя о его пустыни. Затем святитель благословил это место и повелел пустыннику соорудить здесь обитель и церковь во имя его, а самому быть в ней настоятелем. После этого явления стала собираться к нему братия, сооружать себе кельи и, собравшись на совещание в часовню, избрала его своим начальником. Тогда прп. Стефан отправился в Москву, и митрополит благословил открыть новую обитель, рукоположил его в священный сан и снабдил церковной утварью и книгами, а вел. князь — богатой милостыней. Радостно и торжественно встретила братия своего настоятеля по его возвращении. Немедленно было приступлено к сооружению церкви. Инок Гурий, опытный иконописец, украсил ее иконами своего письма.

http://sedmitza.ru/lib/text/437333/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010