3295 Это Алексей Родионов говорит в своём доношении Св. Синоду, но в действительности было не так. Крайне редко, не более двух–трёх раз, во всё время пребывания на Выгу, он, по его словам, приобщался какими-то запасными дарами. Вот что говорит он об этих запасных дарах: в начале раскола нецыи свящеиницы окаяннии, учаще люди раскольническому зловерию, освящали запасные агицы превеликия, и, раздробивши тые на малейшие частицы, раздавали детям своим духовным и прочим приходящим к ним раскольникам, дабы они тем раскольническим причастием во вся дни, в великий четверток и в час смерти причащалися. Такие запасные дары в выгорецкой пустыне сохранялись у Мануила Петрова. (Сочинения Алексея Родионова. Вып. 3, 224. Яковлев, Григор. Извещение Праведн. 53, 54, 77, 88, 89). 3296 Краткий Летописец. Извещение Праведн. 150. Чтение в обществе Истор. и Древност. 1863, кн. 1-ая, отд. II, 11. 3297 Странным для многих покажется, что сенокос в Олонецкой губернии продолжается до октября, когда там в сентябре бывают морозы и снег. Какой же сенокос, когда снег покрывает землю. Но нужно знать местные особенности этой губернии, чтобы понять почему сенокос продолжается до октября. Олонецкая губерния почти вся покрыта озёрами и болотами, а последние, большей частью образовались из заболоченных озёр. Трава на них великолепная, но косить летом невозможно: зыбкая поверхность не позволяет. И вот ждут того времени, когда болото замёрзнет. Тогда свободно косят траву и свозят, сено. Сушить траву нет надобности, она уже высохла на корню. 3299 Со смерти Андрея Денисова нравственный быт Выголексинских общежитий расстраивался всё больше и больше: религиозный энтузиазм ослабевал, своеволие и личный интерес вытесняли обще-братский дух. В мужских кельях на полках появились вместо книг чайники, рюмки с бутылками: а в женских – «колыбели с отрочатами зыблемы»: от серьёзного чтения книг Божественных устремились к чтению лёгкому, к книгам басненным; вместо воспевания красот природы слагались рифмы и песни про скучную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXII. Опущение приглашения к причастию (Уе that do truly and earnestly etc.) из желания сократить службу незаконно, хотя бы причастники отсутствовали (204). XXIII. Опущение символа веры и Gloria in Excelsis за заупокойной литургией, совершаемой под эгидой общества All Souls Guild, не должно допускаться (205–206, ср. 271). XXIV. Возношение освященных даров осуждено председателем Арочного суда сэром Филимором, потому что оно «тесно связано с учением о трансубстанциации». Это возношение зародилось в западной церкви после беренгариевой полемики и после того как учение о трансубстанциации получило всеобщее признание. Первое появление его относится к концу XII в. 2974 (207–214). XXV. Коленопреклонения совершителя литургии незаконны, потому что не предписываются молитвословом. Они не были известны в Англии в средние века 2975 (215–216). —149— XXVI. Ессе Agnus Dei etc. Совершающий литургию священник не должен согласно указанию, римско-католического миссала (Ritus celebrandi missam, X. 6) в тот момент, когда причастники должны подходить к чаше, обращаться от престола к народу и, показывая дары, говорить: «Ессе Agnus Dei etc». Обычай этот не имеет санкции древности и неизвестен быль в Англии до реформации (217–218). XXVII. Сохранение запасных даров 2976 осужденное (не прямо, а косвенно) церковным судом и судебным комитетом, было сочтено нарушением богослужебного устава в «ламбетском» решении (1899–1900 гг.). По мнению теперешнего лондонского епископа совершенное запрещение сохранения даров в Лондоне неосуществимо на практике. Поэтому он терпит сохранение даров для причащения больных (а не целей адорации и молитвы) в тех храмах, которые сохранили обрядовое употребление каждения и которые он более не посещает. Значение практики сохранения даров указывается в кратком историческом обзоре, даваемом членами комиссии. Практика эта существовала уже во II-м веке. 2977 С IV-ro в., во избежание злоупотреблений, она была ограничена целью причащения больных. 2978 От IX-ro в. встречаются указания на дарохранительницу, в которой хранится viaticum pro infirmis. 2979 После беренгариевой полемики в XI-м в. и всеобщего признания учения о трансубстанциации были выработаны подробные указания относительно места сохранения даров и способа их перенесения к больному, а также адорации их. В молитвослове 1549 г. сохранение даров было дозволено, но только для употребления в тот же день. С 1552 г. всякое упоминание о запасных дарах сглаживается из молитвослова. Рубрика, прибавленная в 1662 г., предписывает, чтобы остающееся от священного не выносилось из храма, но медленно после отпуска (the Blessing) потреблялось (219–232).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Великий Четверток, после заамвонной молитвы, в кафедральных церквах архиереем совершается омовение ног 12 избранных священнослужителей. В Москве (в Успенском соборе в Кремле 110 ) в Великий Четверток (в некоторые годы, по мере надобности) совершается освящение мира. В Великий Четверток заготовляются запасные Дары для причащения больных. Из Агнца часть хс раздробляется да. случай причащения заболевших священнослужащих, части же и ка раздробляются для причащения больных мирян. Священник раздробляет эти части св. Агнца так же, как и для причастников (здоровых), т.е. на дискосе (лучше на не бывшем в употреблении в сей день) или на проскомидийной тарелочке, на мелкие частицы, потом, приблизив дискос с. частицами осторожно к потиру, наполняет их св. Кровью. Святые Дары просушиваются, по определению Большого Московского собора 1666–1667 гг., так: Сушение св. Даров должно совершаться непременно в алтаре со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нем ставит сосуд с горячими углями; потом с благоговейным поклоном берет св. дискос с божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; притом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем снимает дискос и полагает его на св. антиминс для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями: «Сия же твори и многажды, Дóндеже изсушатся божественныя Тайны...» Указываем следующий способ просушивания св. Даров, отличающийся, по нашему мнению, большим удобством и большею целесообразностью. На развернутом антиминсе посредине кладется малый (свернутый) покровец, на покровце ставится подсвечник с зажженною свечою, тот самый, который обыкновенно ставится на жертвеннике пред св. Дарами. Дискос с раздробленными частями Агнца священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженною свечою до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе, доколе не остынет. Потом опять подогревает дискос и опять охлаждает, и это повторяет до тех пор, пока совершенно не высохнут св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием. При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона. Способ этот удобен тем, что не представляет ни одной из тех опасностей, которые могут встретиться при употреблении раскаленных угольев, просушивание может быть окончено в один день и в непродолжительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   Священник может преподавать причастие и своей жене, равно как, если не будет близко другого священника, может давать ей всякие молитвы, хотя по всей земле Греческой священники своим женам молитв не дают.    Новокрещенному дитяти давать причастие, хотя бы оно не было приносимо ни на вечерню, ни на заутреню, а приносилось прямо на литургию в продолжение осьми дней. Только мать или кормилица дитяти должна в таком случае не вкушать пищи до обеда и за обедом не есть ни мяса, ни молока в течение этих осьми дней.    Давать причастие и матери новокрещенного, если она не состоит под епитимиею и уже очистилась после родов.    В день Пасхи можно давать причастие и холостым людям, если они сохранили себя в чистоте во все Великое говение.    Детей, которые в день Пасхи не могут дождаться литургии без принятия пищи, можно приобщать после заутрени, оставив для того Святые Дары от субботней литургии.    Если кто, дитя или взрослый, постучит на Пасху яйцом себе в зубы прежде литургии, не лишай за это причастия, но стучать много раз взрослым возбраняй.    Можно ли приобщать человека, у которого идет гной из уст? Весьма можно: не тот смрад отлучает от святыни, что идет из уст, но смрад греховный.    Если человек, пребывающий в нераскаянности, разболится насмерть и покается пред тобою искренно, то, хотя бы он был весьма грешен, дай ему причастие.    К больному идти с запасными Дарами без риз и, отпев что положено, дать ему причастие.    Как приобщать больных и что петь, если придется поспешить? Сначала: “Благословен Бог наш”, потом: “Трисвятое”, “Отче наш”, “Верую во единаго Бога...”, далее: “Вечери Твоея тайныя”, “Слава”, “Царю Небесный”, “Богородице”, “Господи помилуй” 40 раз и молитвы ко причащению. После того преподай Святые Дары и немного водицы.    Когда хочешь преподать больному Святые Дары, положи часть в потир, влей вина и так дай. А воды к вину при этом не примешивать.    Если священник предоставит другому священнику причастить своего духовного сына, а между тем известна будет вина его, по которой нельзя будет ему причащаться, дать ли такому причастие? Когда не узнаешь вины, дай, а когда узнаешь – не давай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§106. Если, суша Св. Тайны, священник по нерадению допустит, чтобы оные припалились или же в случае бы, от невнимания его, хранимые Тайны заплесневели или растлились, то виновный в этом, кроме того, что согрешит смертно, но и должен подлежать вине извержения по правилу номоканонному. Кроме сего если бы когда приключилось подобное несчастие, то священник не должен никогда приобщать таковыми тайнами, но тотчас обязан заготовить новые запасные Тайны и только такими причащать по указанному (§102). Заплесневшия же или растленные Тайны, просушив оные хорошенько, священник должен сохранить до ближайшей литургии, которую всего лучше служить на другой же день по открытии несчастия, и на оной, смешав испорченные Тайны с останками Св. Тайн от совершившейся литургии, или вообще с сладким вином, потребить таковые по обычаю. (Учит. извест.). Сожигать оные или бросать в воду отнюдь не разрешается (номоканон при больш. требн. пр. 160). Разве только в случае крайней необходимости, когда бы Св. Тайны от необычайного невнимания, или вследствие долгого отсутствия священника, испортились совершенно, или, чего никогда не дай Господи, были съедены червями, или в случае хранения их в медном сосуде, покрылись бы ядовитою медною окисью и т.п., тогда можно сжечь оные по надлежащему, с величайшим благоговением, и пепел вкопать под престолом по обычаю. Но сие можно делать не иначе, как с высшего архипастырского разрешения, и при сем виновный в этом всегда должен понести наказание, во всех отношениях соответствующее тяжести преступления. (Дополнение к учит. извест.). §107. В тех церквах, в которых литургия совершается ежедневно, как-то во градских соборных или монастырских, Св. Тайны могут быть сохраняемы и без всякого сушения, т. образом, что не закалая другого агнца, священник может каждый раз отламывать небольшую часть из агнца освященного, и напоив ее Св. Кровию, бережно сохранять в кивоте до следующего дня. Затем совершая литургию на др. день, священник должен эту оставленную часть потребить вместе с остальными дарами, а ее заменить другою новою, и так ежедневно, чтобы в экстренной надобности можно было всегда причащать умирающих. (Учит. извест.). Впрочем сие правило у нас в настоящее время не всегда соблюдается, но и в церквах, в которых ежедневно совершается литургия, принято всегда хранить запасные дары, надлежащим обр. приготовленные и засушенные, что и должно быть постоянно и везде соблюдаемо со всякою аккуратностью под строжайшею ответственностью и опасностью наказания. (Дополнение к учит. извест.). Отделение XVII

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– А кто же в этом случае был виноват, как не ваше сиятельство, вероятно вы так щедро их наградили, что у них произошел спор, кому из них служить. При этом князь сказал, что во время своего путешествия он очень беспокоился о том, не пришлось бы ему опасно занемочь в таком месте, где бы не случилось нашего священника: что бы тогда было делать? Митрополит на сие сказал: – Вы могли бы с собою взять запасные дары, которые священник может отпустить благонадежному человеку; в первые века христианства многие миряне имели у себя в домах святые дары, например сестра Василия Великого ; но впоследствии это было воспрещено, когда стали жить не благочестно. При сем спросил я владыку: – Ежели бы мне случилось быть за границею, где не случилось бы нашего священника, то, находясь при смерти, мог ли бы я приобщиться от католического священника? На сие владыка сказал мне, что это делать бы не следовало, потому что вы должны бы были уже отказаться от своей Церкви. Потом я рассказал ему анекдот, о котором не помню, где читал или слышал от кого: один лютеранин, живший в Воронежской губернии в деревне, занемог, и находясь при смерти пожелал приобщиться св. Христовых Таин от православного приходского священника, который в том ему отказал; соседние священники также не решались его причастить; дошло сие до сведения святителя Тихона; тогда он сам принес св.Дары и причастил его, а после, когда тот выздоровел, присоединил его к нашей Церкви, нарекши его, по его желанию, Тихоном. Трудно ручаться за достоверность сего анекдота, и митрополит сказал, что он в первый раз о сем слышит. Это свидание его с князем было за четыре дня до его кончины. Когда я пошел провожать владыку, то сказал ему: – Видно князь очень обрадован был вашим посещением,– оно его совершенно оживило. Он до прибытия вашего был так слаб, что с трудом мог сказать слово, когда же вы пожаловали, он твердо стал говорить, и рассказывать о всем как здоровый. 7 числа князь окончил жизнь, а 13 числа владыка его отпевал в церкви Воспитательного Дома. Заметно было, что он был растроган; но по слабости здоровья не мог говорить слова, – заменил его в сем случае протоиерей Сергий Григорьевич Терповский. Владыка дружески был расположен к князю, и каждый раз, когда я у него ни бывал, ни разу не случалось, чтобы он об нем со мною не заговорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Обратившись наконец к прихожанам, он увещевал их чтить своих пастырей, как служителей Божиих, своих отцов и руководителей, учителей и ответчиков за них пред Богом, внимать их слову и учению и памятовать их в своих молитвах. Краткое и вразумительное слово архипастыря произвело глубокое впечатление на всех присутствующих. Немного было сказано, но сказано от души, со властью, и потому-то это слово оказалось живо и действенно. Вошел владыка в алтарь. И нужно было видеть, с каким усердием и умилением он положил пред престолом три земные поклона и потом приложился к св. антиминсу и престолу, чтобы понять все значение этого действия архипастыря. Он самым делом, личностью своею учил народ благовейно чтить все священные предметы и со страхом Божиим входить в христианское святое святых, где приносится за людей бескровная жертва. Здесь приняли от него благословение все члены как местного причта, так и причтов соседних сел. Каждого он расспросил о том, чей сын, где родился, давно ли поступил на место и доволен ли он своею судьбою, и если недоволен, то почему. – Покажите мне запасные св. дары, – сказал владыка, обратившись к настоятелю церкви после благословения всех. Священник показал св. дары. Владыка внимательно осмотрел как самые дары, так и дарохранительницу. – Теперь покажите мне все свои церковные документы – сказал снова владыка, отходя к окну. Священник подал ему все церковные книги за текущий год. Владыка внимательно просмотрел их все. – О. благочинный! – сказал владыка, просматривая метрические книги: свидетельствовали ли вы книги за первую половину настоящего года и когда именно? – Как же, ваше преосвященство, свидетельствовал в последней половине июня, при посещении церкви. – В чем же состояло это свидетельство?.. А просмотрели-ля вы их внимательно?.. Вот посмотрите-ка, это что такое здесь... Благочинный подошел и посмотрел показанные ему места, где запись была составлена неверно: в одном месте пропущено было имя и отечество родильницы, а в другом – в статье о умерших записано было звание, имя, отчество и фамилия родителей, как будто в статье о родившихся, – и ни поправки, ни оговорки не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

«Уповаем на Тебя, Отец наш Небесный, и веруем, что Ты услышишь нашу молитву и сможешь исполнить наши, выраженные в ней желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и все в Твоей власти. Ты обладаешь всемогущей силой исполнить все, что Тебе благоугодно, и сама слава Твоего имени побуждает Тебя к благосклонному вниманию к нашей молитве». Эти заключительные слова молитвы Господней произносит священник. Аминь , – произносит народ, выражая одинаковое со священником желание и упование в том, что молитвы услышаны. 3 . После молитвы Господней приготовлением к причащению Святых Тайн служат главопреклоненная молитва к Богу Отцу и молитва к Господу Иисусу Христу. Эти молитвы произносятся священником тайно. а) Первую молитву священник читает, преподав мир всем , вслед за тем, как присутствующие после возгласа дьякона преклонят головы. «Благодарим Тебя, Царь невидимый, все устроивший неизмеримой Твоей силой и по обильной милости Твоей все призвавший из небытия в бытие. Сам же Ты, Владыка, призри с неба на преклонивших перед Тобой главы: они преклонили их не перед плотью и кровью (не перед людьми), но перед Тобою, страшным Богом. Итак, сотвори, Владыка, чтобы эти предлежащие Дары послужили всем нам во благо соразмерно с потребностью каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, болящих исцели, Врач душ и тел наших, – благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, с которым Ты благословен вместе со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, сегодня и непрестанно и во веки веков». Последние слова: Благодатию и щедротами ... священник говорит вслух. Народ отвечает: аминь . В этой молитве священник молится преимущественно о причастниках, чтобы им послужили во благо Святые Дары. Между причастниками упоминаются, в частности, плавающие, путешествующие, болящие. Это свидетельствует, что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении, но и собиравшиеся путешествовать напутствовали себя Святыми Тайнами. Некоторые даже брали в путь или хранили у себя дома запасные Дары для причащения – на случай, если не было возможности причаститься в церкви вследствие дальности ее местонахождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Теперь Он является иначе, не в Своем Собственном прославленном образе, но лишь в земном веществе, силою связи Его духовного тела с миром. И это явление Господа в веществе этого мира и есть преложение Святых Даров. Однако это явление Господа отлично от явлений ученикам по Воскресении как по характеру, так и по цели. В Своих явлениях Господь тогда являлся ученикам явно, с чувственной очевидностью для того, чтобы победить неверие их. Этими явлениями Он свидетельствовал о пребывании Своем на земле, хотя и в ином состоянии, чем ранее. И явления Господа были внешними, которые оставляли возможность неверия и сомнения ( Мф.28:17 ; Мк.16:14 ; Лк.24:37 ). Присутствие же Господа во Святых Дарах есть не внешне-явное, – оно и не имеет становиться таковым, – но лишь таинственное и внутренне очевидное. И таковым оно становится во Святом Причащении. Тело и Кровь Христовы даны нам во Святом Таинстве не безотносительно, но для причащения, и лишь этой определенной целью явление Господа во Святых Дарах определяется и ограничивается. На Западе после ереси Беренгария, начиная примерно с XII века, развивается и совершенно чуждая Древней Церкви практика поклонения Святым Дарам и их особого для этого выставления. Она стремится обратить явление Господа в Святых Дарах в целях Причащения в явление Господа для пребывания на земле в определенном месте (Christus in pyxide (Христос в коробочке (лат.) – Прим. ред.)). Здесь есть противление одновременно Тайной Вечери и повелению Господа, с которым Он давал ученикам Свое Тело и Кровь: «приимите, ядите... пийте от нее вси», а вместе с тем и Вознесению, которым закончилось и пребывание Его на земле. 155 Поклонение Святым Дарам, которые суть истинные Тело и Кровь Христовы, воздается в Православной Церкви лишь на Литургии, когда Святые Дары износятся для Причащения, а далее при перенесении на жертвенник для потребления (что соответствует Вознесению). В них покланяются Самому Господу в явлении Его в Святом Причастии. Святые же Дары, оставляемые для Причащения больных, так называемые запасные (что соответствует выделению момента Причащения за пределы времени Литургии) не выставляются, но сокрываются в дарохранительнице, находящейся на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эти запасные дары впоследствии, чтобы они длились более, смешивали с тестом и лоскутками полотна 114 и этим приобщались. Что влекло старообрядцев в Понуровку и придало значение стародубским поселениям? То, что Кузьма был священник, открыто говоривший за старую веру и имевший св. дары. Как ни враждебны были многие в Москве никоновским переменам, но Москва была центром того русского населения, которое чтило церковный авторитет и духовную иерархию. Религиозный рационализм, убежищем которого был новгородский север, не был силен в Москве. Масса москвичей не отвергла бы священников, поставляемых властью, если бы ее оставили при старопечатных книгах и старинных обрядах. В новгородском поморье церковные перемены были скорее только предлогом, чтобы уклониться от церкви, и религиозные вопросы служили нередко лишь завесой политической оппозиции. В Москве в религиозном прении многие видели суть дела; уклонялись от церкви и её духовных властей, потому что боялись за свои души, были уверены, что не наследуют царствия Божия, если примут еретические нововведения. Они бы хотели удержать и «старую веру» и по-прежнему «попов» и иерархию. Но священники и духовные власти, назначаемые правительством, были естественно люди, принявшие никоновские перемены. Триста московских священников, собравшихся у Грановитой Палаты, остаются безмолвными зрителями старообрядческих волнений во время прения Никиты Пустосвята с патриархом. Они не только не принимают участия в раскольничьем движении, но один из них даже с яростью бросается на Никиту. Правительство могло сделать и сделало, чтобы во главе приходов, особенно в столице, не стояли по крайней мере явные сторонники старообрядства. Оговорка необходима: тайные сторонники старообрядства еще были в духовенстве. Так, напр., в эпоху самого сильного гонения на раскол при Петре I, духовник кн. Меньшикова, священник Лебедка, был, несомненно, старообрядец, хотя этого никто, кроме немногих, не должен был знать 115 . Если Петру I доносили, что священники почти все укрывают раскольников 116 , если это укрывательство было повсеместно, то всегда ли оно было следствием денежных сделок? Не укрывало ли иногда приходское духовенство раскольников из сочувствия? Если так близко от двора были старообрядцы между духовными, то нельзя не предположить, что их было гораздо более вдали от него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010