С именем Иисуса Христа он пережил голод, болезни, ужасы застенков и лагерей, где только чудо Божие спасло его от неминуемой смерти. Схиархимандрит Андроник вспоминал, как однажды начальник тюрьмы, напившись допьяна, в каком-то сатанинском озлоблении хотел убить его. Когда отец Андроник понял, что ему угрожает смерть, то первой мыслью было – как поступить с запасными Святыми Дарами, которые он тайно носил на груди для ежедневного причащения. (Среди заключенных в лагере было много епископов и священников, иногда удавалось тайно отслужить Литургию и освятить Дары, которые потом священнослужители хранили под видом сухариков.) Отец Андроник быстро развязал узелок и проглотил Дары. Начальник тюрьмы удивился тому, что арестант решил что-то съесть перед смертью ; он вынул револьвер, направил дуло на отца Андроника, выругался и нажал на курок. Револьвер дал осечку. «Тебе повезло»,– сказал он и от злости бросил револьвер на пол. …Шло время, умирали духовные друзья, единственным другом отца Андроника оставалась Иисусова молитва . Иисусовой молитве учил он и своих духовных чад. Она была для него защитой, утешением, отрадой, источником надежды и сил. Что бросалось в глаза при встрече с отцом Андроником? – Это радость, которая светилась во всем его облике. Старец всегда был бодр. Мирские люди сказали бы, что он жизнерадостен, но это была другая радость – утешение благодатью; молитва, как звезда, сияла в его сердце, и ее лучи озаряли его лицо. Он написал слова Иисусовой молитвы на стене келии как завещание своим духовным детям, как урок своим посетителям; точно богач, он открыл свою сокровищницу, чтобы показать драгоценности друзьям и гостям. А еще раньше он написал имя Иисуса Христа в своем сердце. Если жизнь человека – это странствие, то Иисусова молитва – песня путника, песня о когда-то потерянном небе и вновь возвращенном рае. Для Иисусовой молитвы требуется подвиг жизни. Апостол Павел писал о том, что Иисус Христос невидимо пребывает в душе человека 61 . Иисусова молитва проясняет образ Христа, она становится внутренней иконой для монаха. Золотой фон иконы означает вечность. Для внутренней иконы – Иисусовой молитвы – тоже нужен фон – внутреннее безмолвие. Оно достигается двумя способами: борьбой с помыслами и изгнанием их из души, а также контролем над пятью чувствами – волевой преградой для внешних впечатлений, которые, оседая в памяти, заглушают, как сорняки цветы, слова Иисусовой молитвы. Поэтому вторым заветом старца, который читали посетители в его келии, был стих псалма: Да не возглаголют уста моя дел человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Одного только не пойму, зачем меня сегодня в холостую прогоняли в Пск? Ведь у Господа просто так ничего не бывает, во всём есть свой смысл. Стоп! Гена, ты же погиб где-то в эти дни. Точно-точно, в двадцатых числах августа. Значит, вот зачем я катался, чтобы вспомнить о тебе. А ведь ты у меня даже в помяннике не записан. И оставив крутить мясорубку, пошёл и записал в своей тетради за упокой: «Геннадий», открыл скобки, и хотел было написать «Булыга», но потом подумал и вписал «Иссык-Куль» Лицом к лицу Когда-то давно, это ещё в прежнем храме, по воскресным дням после службы я брал запасные дары и шёл в городскую больницу. Сейчас в обычае «дневной стационар», и люди, которые лечатся, днём находятся в палатах, а по вечерам и на выходные их отпускают домой. Если сегодня воскресенье, а человек лежит в палате, значит он серьёзно болен. Поговоришь с ним, предложишь исповедоваться и, если больной соглашается, то после исповеди его и причастишь. В такой ситуации подготовка постом необязательна, «страдающий плотью перестаёт грешить». Случались и накладки, бывало, и на сектанта нарвёшься, всегда нужно быть начеку. Помню, как одна иеговистка, прежде спокойно себе лежавшая на кровати, после того, как я достал дары, внезапно вскочила и принялась метаться по палате, истеря и опрокидывая табуретки. А однажды такой казус вышел: разговариваю с одним пожилым человеком, а в палату заходит молодая женщина, лет тридцати, и обращается ко мне: — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. И вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки. Потому и выдал: — Ладно, возьмём серёжками. Женщина в страхе схватилась за ушки и, прежде чем я успел ей еще что-то сказать, немедленно выбежала из палаты. Представляю, что она сейчас обо мне рассказывает. В одно из таких посещений заглядываю в палату к сердечникам и вижу на подушке под стёклами очков страдающие серые глаза. Из-за очков глаза смотрелись огромными, и казалось, они занимают всё пространство измученного болезнью лица.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

Лицом к лицу… — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. Вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки… 13 октября, 2011 — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. Вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки… Когда-то давно, это ещё в прежнем храме, по воскресным дням после службы я брал запасные дары и шёл в городскую больницу. Сейчас в обычае «дневной стационар», и люди, которые лечатся, днём находятся в палатах, а по вечерам и на выходные их отпускают домой. Если сегодня  воскресенье, а человек лежит в палате, значит он серьёзно болен. Поговоришь с ним, предложишь исповедоваться и, если больной соглашается, то после исповеди его и причастишь. В такой ситуации подготовка постом необязательна, «страдающий плотью перестаёт грешить». Случались и накладки, бывало, и на сектанта нарвёшься, всегда нужно быть начеку. Помню, как одна иеговистка, прежде спокойно себе лежавшая на кровати, после того, как я достал дары, внезапно вскочила и принялась  метаться по палате, истеря и опрокидывая табуретки. foma.ru. Автор: Денис Маханько А однажды такой казус вышел: разговариваю с одним пожилым человеком, а в палату заходит молодая женщина, лет тридцати, и обращается ко мне: — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. И вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки. Потому и выдал: — Ладно, возьмём серёжками. Женщина в страхе схватилась за ушки и, прежде чем я успел ей еще что-то сказать, немедленно выбежала из палаты. Представляю, что она сейчас обо мне рассказывает.

http://pravmir.ru/licom-k-licu/

Господь сказал: «ядите», «пийте»; у кого рвота, тот не может ясти и пити, доколе способность сия не восстановится прекращением рвоты. Больного, которому предстоит препятствие приобщиться, надлежит успокоить разрешением по исповеди и советом предаться с верой благодати Христовой невидимой, по невозможности получить видимое напутствие. А для предупреждения сей нечаянности надлежит советовать исповедь и приобщение св. Таин здоровым, чтобы, в случае болезни, не быть в искушении лишения сей многомощной помощи» (подр. см. Ц.Вед. 1905, 20). – По «Пособию» о. протоиерея К.Никольского , нет правила лишать св. причащения находящихся в смертной болезни с рвотой, и их обыкновенно причащают, пользуясь временем (прекращения рвоты), с предписываемой Учит. Известием (см. 791 стр.) предосторожностью (см. Пособ., 693 стр.). 761 Если запасные Дары совсем были приготовлены для причащения больного, т.е., уже напаялись водой (сн. на 1151 стр. 4 прим.) в сосуде, а больной внезапно умирает или надолго лишается сознания, или ещё, по какому-либо случаю, больной вовсе не может причаститься, то приготовленные св. Дары можно или преподать находящемуся тут младенцу, способному и достойному принять их, или же употребить их на другой день с литургийными св. Дарами (о. Попов, 2 ч., 76 стр.; Ц.В. 1894, 47; Практ. Рук., 284 стр.). 762 Иное дело молебное пение, в котором испрашивается у Бога облегчение болезни и исцеление болящего. Оно может быть совершаемо и тогда, когда больной не владеет своим сознанием; оно может быть совершаемо как при его участии, так и без его непосредственного участия. К Господу Иисусу Христу, во время Его земной жизни, обращались с мольбой о помощи, как сами болящие, так и их близкие родные, и Господь одинаково простирал руку помощи и подавал благодать исцеления, как тогда, когда просили у Него милосердия сами страждущие, так и тогда, когда сообщали Ему о тяжёлом положении тех или других болящих живущие вместе с ними и сочувствующие им. Обращение со стороны больного или его окружающих к молитвам Церкви, сверх совершения над ним положенных таинств, есть дело веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На престоле также лежит Евангелие: в некоторые моменты богослужения оно выносится для чтения или для поклонения. Напрестольное Евангелие обычно представляет собой книгу большого размера с богато украшенным переплетом. В древности Евангелие вместе с богослужебными сосудами хранилось в специальном помещении при храме – скевофилакионе (сосудохранилище), однако впоследствии Евангелие стали оставлять на престоле – как во время богослужения, так и во внебогослужебное время. На восточной стороне престола стоит дарохранительница – сосуд для хранения запасных Святых Даров, изготовленный, как правило, из серебра или другого металла в виде небольшого ажурного храма с куполом и крестом наверху. Святые Дары хранятся в храме на случай необходимости срочного причащения больных; заготавливаются они на весь год вперед за Божественной литургией Великого Четверга. В древних храмах запасные Дары могли храниться в особом сосуде в виде голубя, подвешенном над престолом под сводом кивория. Во время богослужения на престол ставятся две зажженные свечи в напоминание о Свете истинном, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ). При совершении литургии используется потир (сосуд для питья) – чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. В более бедных храмах могла использоваться чаша из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Во время литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной Вечери причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители. С таким же благоговением принято относиться к дискосу (круглое блюдо, круг) – небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем. Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной Вечери взял хлеб, чтобы раздать его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Виталия и плавненские скитяне затем причисляются к поповщинскому толку, потому что они «верили в непрекращаемость бескровной жертвы до скончания мира… приобщались перед самою смертию запасными дарами, которые Виталия могла добыть от лжеепископа Иосифа и его ставленников, к которым и сама ездила, и могла посылать кого-либо из своих последователей» (стр. 259). Что Виталия ездила к Иосифу – это личные соображения о. Вижевского. Плод его же фантазии – получение запасных даров от лжеепископа Иосифа. Мы, правду сказать, решительно недоумеваем, зачем о. Вижевскому понадобилось создавать небылицы, когда факты налицо. Неужели подтасовка собственных измышлений нужно только для того, чтобы отстоять своё мнение? Ведь всем имевшим прикосновенность к делу Ковалёва (след., и о. Вижевскому) известно, что запасные дары хранились замурованными в стене с незапамятных времён и передавались предками потомкам; хранились они вместе с чашей, лжицей и илитонами в особом ящике, который впоследствии оказался в одной из могил заживо погребенных. К чему тут измышления? Если будет известен факт сохранения запасных даров, то понятно будет, почему мать Виталия приобщала ими. Она была уверена, что сохранившиеся дары – дониконовского времени. А такими дарами все беспоповцы готовы приобщаться, потому что они не в принципе отрицают св. причастие и не имеют его «за сомнение от великороссийских пастырей и их священнослужения». Беспоповцы отвергают таинства вследствие мнимого прекращения христопреданного священства: нет иерархии, нет и таинств, отсюда – стремление их заменить таинства хоть подобием их. В частности, и таинство причащения они заменяют разными способами. Ещё св. Димитрий Ростовский свидетельствовал, что у беспоповцев «причастие бяше некое волшебно… ягоды, изюм глаголемыя». Причащаются беспоповцы и пасхальными куличами, и тестяным раствором «крох от лет п. Никона », и простым хлебом… А причащение мелхиседеков, розинцев и т. п.? Удивительно ли после сказанного, что, оставляя поповщину, мать Виталия всё-таки приобщила своих последователей дониконовскими запасными дарами… и можно ли поэтому считать её последовательницей противоокружников – метрикоборцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Как видно, св. Симеон отождествляет претворение и жертвоприношение. Следовательно, если бы на Литургии Преждеосвященных совершалось бы преложение Даров, она была бы Жертвой. Но св. Симеон это прямо отрицает. Так, обсуждая уходящую в прошлое практику совершать службу Преждеосвященных в Великий Пяток, св. Симеон пишет : «И как в Его божественном теле чрез страдания была принесена тогда жертва, то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же Преждеосвященные Дары и совершать их Литургию предано». Итак, если преложение в Тело и Кровь — это жертвоприношение, а служба Преждеосвященных — нет, то невозможно, чтобы преложение вина в Кровь происходило на Преждеосвященной, согласно св. Симеону. Обсуждаемая нами статья «Еще раз к Литургии…» согласна с тем, что служба Преждеосвященных — не Жертва, и дает этому такое обоснование : «Но, по нашему мнению, в данном случае Жертва и не приносится – именно в условиях совершения данного богослужения происходит как бы умножение Того, Что уже есть от полной Литургии». Теория «умножения» нуждается в отдельном разборе, пока остается лишь выразить недоумение относительно того, как связаны части предложения. Ведь, как мы видели, Жертва, или заколение, возникает в результате преложения незакланного (вина) в закланное (Кровь) — и это никак не зависит от того, есть ли они уже где-то поблизости. Ведь и во время полной Литургии дарохранительнца содержит запасные Св. Дары, так что их появление на алтаре после призывания Св. Духа тоже можно описать как «умножение». Можно надеяться, что в последующих статьях — если они нас ожидают, — автор развернет свою аргументацию более подробно. Перейдем теперь к собственно литургическому контексту. Тут некоторый интерес для реконструкции мысли св. Симеона может представлять описываемая им практика причащения отшельников: «Вопрос. Мы знаем, что монахи в пустынях приобщаются одни. Следует ли делать это и как приобщаться?

http://bogoslov.ru/article/6028886

Принципиально причащать больного в бессознательном состоянии нельзя. Но если доподлинно известно, что он, будучи в сознании, жаждал причастия, то священник может взять на себя ответственность и на свой страх и риск совершить Таинство [ 2 ]. Второго февраля 2000 г., в четверг, накануне мясопустной родительской, после того, как я отслужил Божественную литургию и потребил Святые Дары, ко мне обратилась родственница умирающей. Я выяснил, что больная уже без сознания. Мне не с чем было идти к ней, что повергло в отчаяние ее дочь: – Она так просила, а я все откладывала!.. Учитывая свой личный опыт (после работы на " скорой " я пятнадцать лет проработал в условиях реанимации и анестезиологии), я решил, взяв запасные Дары, разобраться на месте. Состояние пациентки оптимизма не внушало: глубокая кома, нарушение мозгового кровообращения, обезвоживание организма, слабая сердечная деятельность и сильная одышка у очень пожилой женщины говорили о близкой смерти. Даже в условиях реанимации такие больные редко выдерживают более суток. По моим понятиям, бабушка не должна была дожить и до утра, даже если ей поставить капельницу. Отчитав дочь за упущенную возможность по-христиански подготовить мать к смерти, я для очистки совести все-таки дал кое-какие медицинские рекомендации, почти не сомневаясь в том, что они не помогут. На следующий день я вновь служил и в конце литургии, опять-таки для очистки совести, попросил своих помощников позвонить на квартиру умирающей. Каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что она еще жива! Я самодовольно соотнес это с тем, что были выполнены мои " реанимационные " указания, и через сутки после первого визита вновь был у постели больной, но уже с походной чашей с Христовой Кровью. На самом деле, как выяснилось, мои медицинские советы никто и не пытался выполнить, но состояние умирающей осталось практически таким же. Для меня это было свидетельством того, что духовная жизнь человека продолжается в любом его состоянии и что бабушка, жаждавшая Причастия, услышав духом, что я могу прийти на следующий день, просто меня дождалась! Помолившись, я причастил ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2192...

Дарами, по возможности из особых сосудов, которые необходимо тщательно омывать чистой водой и отирать особыми платами из белого чистого холста (см. Рук. д.с.п. 1895, 34). 767 Священник должен искоренять свойственное некоторым воззрение, что запасные Дары будто бы по своему значению меньше, слабее тех, которыми причащаются на литургии (см. Рук. д.с.п. 1888, 12). – Для приобщения больного священник в епитрахили и поручах с благоговением берёт частицу св. Даров из кивота (см. 804 стр. печатного оригинала) и полагает в дароносицу, т.е., особый, употребляемый при причащении больных, ковчежец (имеющий два отделения: одно – для св. Даров, а другое – для лжицы и небольшого потира). – Медная дароносица не должна быть допущена, и ради достоинства св. Даров, и в отвращение опасности (см. резолюц. митр. Филарета в Душепол. Чт., 1872 г., 2 ч., 120 стр.). – Советуется брать одну или столько частиц, сколько будет больных, к которым отправляется священник: в таком случае ему не будет нужды заносить св. Дары к себе в дом и, если встретится надобность зайти в чужой дом после приобщения больного, то можно будет зайти и с дароносицей, так как она будет уже праздна (о. Попов, 75 стр.). Впрочем, при отправлении для причащения больного, живущего вдали от храма, следует иметь в виду, что там могут оказаться ещё другие больные, которых необходимо сподобить св. причастия (сн. на 1141 стр. 3 прим.). – Дароносица завёртывается в покровце, и священник должен нести её на своей груди, с подобающей таинству честью, в сумочке, сделанной из приличной материи (с нашитым на её передней стороне крестом), и при помощи ленточки, надеваемой на шею (Ин. бл. 14). – Крест и епитрахиль должны быть завёрнуты в чистый плат. – Ходить с запасными Дарами можно священнику только к больным и притом непременно в сопровождении церковнослужителя (сн. на 1141 стр. 2 прим.); не оставлять дароносиц со св. Дарами в домах больных и на малое время и с оными никуда не заходить. (Ук. Св. Син. 1776 г., 16 дек.). – Священник, имеющий при себе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

которые служебник указывает читать по причащении мирян. Это допускается для облегчения хода службы. По погружении всех частиц НИ-КА в Потир, священник заблаговременно может губою аккуратно собрать остальные частицы (заздравные и заупокойные) у переднего (западного) края дискоса для последующего всыпания их в Потир. Ни в коем случае не полагается всыпать заздравные и заупокойные частицы в Св. Чашу, если есть причастники, т.к. ошибочно может оказаться, что священник преподаст одну из этих частиц, вместо причащения Телом Христовым. Если же нет причастников, то остальные заздравные и заупокойные частицы тотчас же всыпаются в Потир с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде..». (некоторые ошибочно читают: «омый», вместо «отмый»). Другие священники придерживаются строгого порядка всыпать эти частицы на своем месте, т.е. после выноса Св. Чаши, что представляется нам более оправданным. Если диакон будет потреблять Св. Дары, священник должен прежде омыть уста (т.е. рот, усы и бороду частично), затем запить теплотою (смешение воды с вином), вкушая также несколько частиц антидора (см. отд. IV. 42). Если же священник служит без диакона, это все он исполняет после потребления Св. Даров, как указано ниже. Со всею осторожностью должны быть собраны крошки с антиминса и илитона. При свертывании антиминса нужно потребить эти крошки до принятия антидора. (Делает это обычно диакон, который потребляет Св. Дары позже). Если на дискосе, в случае отсутствия причастников, не остается никаких частиц, на него возлагается свернутый воздух и звездица, которые покрываются покровцем. Если же на дискосе оставлены частицы, он остается открытым. Св. Чаша покрывается вторым покровцем и так износится к народу. Диакон износит плат, лежащий на левой стороне престола. Некоторые священники, для удобства в причащении, сразу же покрывают Потир платом и так износят к народу, оставляя покровец на престоле. Когда бывает много причастников, как, например, в Великом посту, не воспрещается под Чашу ставить столик, который покрывается запасным воздушком, т.к.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010