После окончания литургии Агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Делается это так: священник развертывает антиминс, вынимает из кивота Агнец и полагает его на дискосе, который ставится на антиминс. Затем совершается каждение вокруг престола, делается перед ним поклон и Святой Агнец раздробляется копием на мелкие частицы, которые священник просушивает, держа дискос над каким-либо источником тепла, например, электрической лампой, и переворачивая копием, чтобы предохранить от подгорания. Хорошо просушенные частицы влагаются в кивот и хранятся на престоле. Держать запасные Дары у себя дома священнику строго воспрещается ввиду опасности уничижения. Однако в случае крайней необходимости на короткое время они могут быть оставлены в доме священника – обязательно в переднем углу, рядом с иконами, и перед ними должна возжигаться лампада, а все домашние священника должны вести себя благоговейно, ради присутствия в доме Святыни. Если со Святыми Дарами в доме священника случится что-нибудь, он должен сообщить епархиальному архиерею и действовать по его указанию. Священник обязан постоянно следить за состоянием запасных Даров. Если они отсырели, их просушивают указанным выше способом или на открытом воздухе. Если в запасных Дарах замечается какая-либо порча, их потребляют за ближайшей Божественной литургией вместе с остатками Святых Даров, а вместо них приготавливают новые. Глава 6. БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ     Священник: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!    Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси, грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене, недостойнаго, причаститися Пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но, Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же, и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших! Даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение. Да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю, и, тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих Твоего Лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе, Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   В современной церковной практике принято, чтобы, по долгу совести и по благоговению пред святыней, диакон, не подготовившийся надлежащим образом к участию в совершении литургии, устранялся от некоторых литургийных действий: он не выходит со священником пред царские врата для чтения входных молитв пред проскомидией; не берет обычного начала у священника пред «Благословено Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение от священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», а затем произносит ектению. После великого входа он не обращается к священнику с прошением молитвы о себе, а священник к нему, так же, как и при начале литургии, диакон испрашивает благословение, говоря «Благослови, владыко», и, получив благословение, отходит на обычное место для дальнейшего служения. При возгласе священника «Победную песнь» он не поднимает звездицы, – это делает священник. При освящении Святых Даров он не подходит к трапезе и при возгласе «Твоя от Твоих» не поднимает их, а лишь во время пения «Достойно есть», по освящении Даров совершает каждение. Он не подходит к трапезе и во время причащения. В некоторых храмах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим». Глава 5. ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ДАРОВ    Обычай вторичного умовения рук на Божественной литургии перед раздроблением Святых Даров, чаще всего во время просительной ектении, хотя и не основан на указании Служебника, не несет в себе ничего предосудительного, так как устраняет недопустимую для священнослужителя опасность приступить к Святым Дарам с грязными руками.    Раздробление Святых Даров совершается в начале пения причастна. Диакон входит в алтарь и, встав с правой стороны священника, говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник с вниманием и благоговением раздробляет его на четыре части, произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй», и полагает крестоообразно части Агнца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

пресв. приход. § 84) 53 . Но священник может совершатьТаинство Миропомазания не иначе как при посредстве мира, освещенного епископом. Отсюда возникает обязанность священника соблюдать: 1) прежде всего постановления Церкви относительно хранения мира, освященного епископом, 2) а потом правила относительно употребления св. мира, – помазания им других лиц. 1) Св. миро, полученное от епархиального начальства (от ключаря кафедрального собора чрез благочинных) 54 , должно храниться в алтаре на престоле (обыкновенно близ ковчега с запасными дарами) с честью и предосторожностью, подобающими святыне, в сосуде серебряном или хрустальном (Уст. Дух. Консист. ст. 39; Инстр. благочин. § 1). Так как Миропомазание соединяется с Крещением, а Крещение иногда совершается в частных домах, то часть св. мира, хранимого на престоле в сосуде серебряном, хрустальном или по крайней мере оловянном, вливается в небольшой стеклянный сосудец 55 , хранимый вместе с другим небольшим сосудцем для св. елея в так называемом крестильном ящике. Из предосторожности, чтобы при совершенииТаинства Крещения и Миропомазания не употребить св. елей вместо св. мира и наоборот, сосуды для св. елея и св. мира должны быть различны по своему внешнему виду, а еще лучше с надписями – на одном должна быть надпись «св. елей», а на другом – «св. миро». Стеклянные сосуды со св. елеем и миром должны замыкаться стеклянными пробками, а отнюдь не воском, потому что воск тает и мало-помалу будет опускаться в св. елей или в св. миро. Для помазания св. елеем и св. миром следует употреблять стручцы и притом отличающиеся один от другого по внешнему виду, а не заменять таких стручцов перышками, потому что перышки неудобны при помазании младенца. Крестильный ящик с сосудцами для св. елея и св. мира и прочими хранящимися в нем вещами должен содержаться в опрятности, чистоте и исправности 56 . 2) Чрез Миропомазание низводятся благодатные дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие человека в жизни духовной; а так как без благодати Св. Духа никто не может преуспевать в жизни духовной, тоТаинство Миропомазания признается необходимым для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

5) Для причащения больных на дому и во всякое время употребляются так называемые запасные Дары, приготовленные по способу, указанному в Учительном Известии, и всегда хранимые на престоле в так называемой Дарохранительнице или Кивоте 77 . На случай причащения кого-либо на дому священник с благоговением берет частицу запасных Даров из Кивота и полагает в особый ковчежец, употребляемый при причащении больных 78 . Этот ковчежец вместе с другими вещественными принадлежностями, необходимыми при причащении больных, содержится в особо устроенном ящике, называемом дароносицей. Дароносица с запасными Дарами должна храниться, также как и Кивот, на престоле, а никак не в доме священника (Инстр. благоч. § 14) 79 . Отправляясь в дома приходские ради причащения больных Св. Тайнами, священник должен нести дароносицу на своей груди, с подобающейТаинству честью, в сумочке, сделанной из приличной материи, и при помощи ленточки надеваемой на шею (Инстр. благоч. § 14). Придя к больному, священник обыкновенно расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью; на воздухе полагает дароносицу и, сделавши пред ней низкий поклон, приступает к причащению больного «по чину, егда вельми вскоре больному дати причастие». 6) Для причащения больных на дому 80 священник должен немедленно являться к ним со Св. Тайнами, по первому же приглашению: «Буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причащением, аще кого изгубиши леностию, мука их взыскана на тебе будет», – говорит священнику «Поучение святительское» (стр. 6). Причащению больных не могут служить препятствием не только житейские обыкновенные занятия священника, а и совершение им служб церковных, даже под известным условием отправления литургии. Если во время совершения литургии до великого входа позовут служащего священника для причащения опасно больного, то священник должен немедленно отправиться к больному, распорядившись, чтобы народ, собравшийся в церкви, впредь до его возвращения, занят был чтением Апостола, псалтыри, канонов или душеспасительных поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

о должн. пресв. прах. § 110). По исповедании и разрешении от грехов 82 ), больной в присутствии лиц, окружающих его, причащается по способу, указанному в «чине, егда вскоре вельми больному дати причастие»: священник, влив в сосудец воды и вина, опускает в него частицу запасных Даров и после прочтения молитв: Верую, Господи, и исповедую.., Вечери Твоея тайныя, Да не в суд и не в осуждение.., которые больной повторяет за священником, причащает больного со лжицы 83 . Правило, чтобы больной был исповедуем наедине, а приобщаем непременно при свидетелях, – домашних, причте и т. п., постановлено в предупреждение потворства и укрывательства тайных раскольников (Дух. Регл. прибавл. о прав. причт. церк. и монаш. чин. § 15). По причащении больного, священник должен с платом или пеленой подносить ему Св. Тайны и соблюдать осторожность, чтобы больной как-нибудь по нечаянности не задел за сосуд со Св. Тайнами, и чтобы таким образом Св. Тайны не пролились на одежды больного или на другое какое-либо место. Если бы когда случилось такое несчастье, что кто-либо из больных (а также и из здоровых) во время причащения по нечаянности задел за Св. Чашу, и Св. Тайны подверглись пролитию на пол или на другое какое-либо место, то пролитые Дары должны быть тщательно собраны, а одежда или то место, на которое они упали, вымыты и вообще в таком случае должно поступать согласно с наставлениями «Учительного Известия» 84 . По причащении больного, уста его обтираются платом или пеленой, особо для того назначенной, этой же пеленой или губкой вытирается лжица и внутренность сосудца 85 . г) Обязанности пресвитеров относительно совершенияТаинства Покаяния (Исповеди). В составТаинства Покаяния входит два главных действия: со стороны служителей Церкви – принятие согрешающих на исповедь и разрешение или неразрешение их от грехов; со стороны кающихся – исповедание всех своих грехов пред духовником. Таким образом постановления православной Церкви относительноТаинства Покаяния можно разделить на две главные группы: 1) постановления для лиц, совершающихТаинство и 2) для лиц принимающихТаинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Так относительно первого основания должно сказать, что в видах предотвращения опасности пролить чашу следует только усилить внимание и принять, по возможности, все меры предосторожности. Последнего же рода основания представляют собой такую частность, из-за которой никак нельзя лишать чаши всех мирян. Таких людей, которые по природе отвращаются от виноградного вина, весьма мало, вернее сказать – вовсе нет; притом, при причащении нужно принятие вина в самых малых дозах (несколько капель в ложечке), что, конечно, не может быть невыносимым ни для кого из мирян. Но допустим даже, что найдутся такие люди, для которых тягостно будет принятие вина и в самом малом количестве: во всяком случае, это будут исключительные личности, по которым никак нельзя составлять общего для всех людей правила, и для которых одних и можно сделать исключение из общего правила, состоящее в причащении их под одним видом. Ведь не по исключительным случаям составляется какое-либо общее правило, а наоборот исключения допускаются из общего правила. В оправдание лишение мирян чаши римские богословы приводят также следующее положение: «где тело, там и кровь». Но подобного рода рассуждение совершенно неуместно, коль скоро Спаситель благоволил установить евхаристию и заповедал причащаться не под одним, а под двумя видами. Выходя из приведенного положения, римские католики логически должны были бы прийти к тому заключению, что и для священнослужащих достаточно было бы причащаться только под одним видом хлеба. Между тем, вопреки приведенному логическому положению, по отношению к последним это заключение не прилагается. Наконец, в оправдание своего отступления римские католики ссылаются на то, что и в древние времена церкви Христовой бывали случаи причащения христиан под одним видом хлеба. Это справедливо, если здесь разуметь употребляемые в православной церкви и по настоящее время так называемые запасные св. Дары, которые преподаются христианам под одним видом хлеба в домах и разных открытых местах. Но это допускается церковью только по особым уважительным причинам – по причине, например, тяжкой болезни христианина и под.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Сила вся души великая В дело Божие ушла: Словно сроду жадность дикая Непричастна ей была... Полон скорбью неутешною, Смуглолиц, высок и прям, Ходит он стопой неспешною По селеньям, городам. Нет ему пути далекого: Был у матушки-Москвы, И у Каспия широкого, И у царственной Невы. Словом истины евангельской Собирая Богу дань. Побывает и в Архангельской, Проберется и в Рязань... Ходит с образом и с книгою, Сам с собой все говорит И железною веригою Тихо на ходу звенит. Ходит в зимушку студеную. Ходит в летние жары, Вызывая Русь крещеную На посильные дары, — И дают, дают прохожие... Так из лепты трудовой Вырастают храмы Божии По лицу земли родной... Посещаемость храмов является обыкновенно точным отражением благочестия жителей. О поэте Хомякове, который был искренним и усердным христианином, передают, что, возвращаясь в праздник из церкви, он с радостью говаривал: — Слава Богу, сегодня в церкви было тесно. И в самом деле, что может быть отраднее для верующего человека, как вид храма не только полного, но переполненного народом, часть которого стоит даже за стенами храма. Это тяжело в нашем климате зимою, но великолепно летом, когда звук священных слов проникает через открытые настежь окна и пение хора смешивается с вольным пением птиц, которые тоже хвалят в песне своей Бога. Кому приходилось бывать в церквах обыкновенно малого размера, выстроенных в таких дачных местностях, которые бывают главным образом заселены летом, а зимой совершенно безлюдны, тот видал, как только какая-нибудь треть молящихся может стоять в таком по большей части деревянном храме, а все остальные размещаются снаружи этой церкви, выходящей, так сказать, из своих стен. Один известный писатель выражает глубокую мысль о том, что как бы хорошо было, если бы внутрь храма могли быть вдвинуты грядки с цветами и внимали богослужению. «Что в том, что цветы не поймут этого богослужения? И я вот не совсем разбираю слов “Херувимской”, а мне хорошо...» И вот возникает мысль о том, что возможно служение литургии вовсе без храма, на чистом лоне природы, к которому не притронулась еще человеческая рука. Представьте себе, что в местностях, где нет храмов, но где живет много людей, стремящихся к храму, выбирается уютная и просторная полянка и среди нее ставится приспособление для престола: не самый престол, в основание которого должны быть положены святые мощи, а стол в форме престола, для того чтобы на нем можно было положить запасный антиминс и служить обедню. Вокруг ничего: ни иконостаса, ни отдельных икон, ни подсвечников, ни царских врат. Храм во время совершения литургии будет без границ, без стен и без крыши, необъятным.

http://pravoslavie.ru/2259.html

Есть ли здесь в чем-либо противоречие «Учительного Известия» самому себе? Чтобы найти в наставлении «Учительного Известия» противоречие самому себе, автору статьи Церковно-Общественного Вестника угодно было вставить измышленные им самим слова: «разумеется, прибавив вина». Слов этих, как всякий легко может видеть, в подлинном тексте нет, да и не могло быть, ибо, при вложении запасных св. даров в чашу, в которой есть ещё достаточно Божественной крови, какая надобность приливать туда простое, неосвященное вино? И после этого автор статьи с изумлением ещё спрашивает, «что же это за церковное правило?» Не большее ли изумление должен возбудить в умах здравомыслящих и благомыслящих людей самый этот вопрос почтенного автора. «При том известно, продолжает рассуждать автор статьи о правиле «Учительного Известия», – что в чашу приливается вода в теплоте, – почему не может быть прилито вино?» Потому, отвечаю я, что приливать к освященным тайнам простое, неосвященное вино нет ни надобности, ни цели, тогда как прилитие в потир воды – на проскомидии холодной, а по освящении Даров, пред причащением, непременно теплой, имеет свой особый смысл и свое значение, ибо в богослужении православной Церкви и при совершении таинств ничего не делается без мысли и без цели. На проскомидии священник, наполняя чашу вином, соединенным с водою, этим показывает, что, по прободении на кресте Христа, из Божественнаго ребра Его абие изыде кровь и вода. По освящении св. даров и пред причащением установлено Церковью вливать в чашу теплую воду, как образ св. Духа, или, в знамение того, что кровь, которая истекает из жертвы, недавно закланной, бывает теплою, дымящеюся и даже жизнью еще дышащею (см. Нов. Скриж. ч. 2, § 37 стр. 98, и §§ 73 и 74, стр. 170 и след. Спб. 1858 г.). Какой же, спрашивается, смысл и какое значение может иметь неосвященное вино, вливаемое в освященные тайны? «На литургии преждеосвященных и больным преподаются св. дары в вине тоже неосвященном, почему здесь нет смертного греха?» Потому, что, по наставлению Новой Скрижали, в преждеосвященных дарах вино и вода, вливаемые в соединение, имеют другое значение, нежели какое они имели на проскомидии полной литургии (там же § 18 стр. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Феодору Студиту , вторая – в местностях, державшихся устава Иерусалимского. Поэтому, когда в самой Греции, а потом и в России устав Студийский уступил своё место Иерусалимскому, явилась и окрепла почти повсеместно практика второго рода. Кирик спрашивал еп. Нифонта (см. 144 стр. печатного оригинала) о том, как поступить с Агнцем запасным в том случае, если не доведётся служить преждеосвященную литургию в какой-либо день недели, а между тем св. Дары приготовлены для пяти дней (Рус. ист. библ. VI, 51); отсюда следует, что у нас в России в XII в. преждеосвященная литургия совершалась 5 раз в неделю, согласно с практикой Студийского устава. В древних славянских списках уставов до XV в. предписана та же практика, и сверх того положена преждеосвященная литургия в среду и пяток. Но с XIV–XV в. начинается поворот к практике Иерусалимской. Преждеосвященная литургия в среду и пяток Сырной недели отменяется, как это видно из ответов Константинопольского собора (1276–1301) на вопрос Сарайского епископа Феогноста. Вместе с тем отменяется служение преждеосвященной литургии в Великую пятницу и по понедельникам, вторникам и четвергам великопостных недель. Последовательность требовала, при этом, отмены преждеосвященной литургии и в первые дни Страстной седмицы, что было бы вполне согласно с Иерусалимским уставом; однако этого не случилось; уцелело одно из преданий Студийского устава. Отсюда ведёт своё начало господствующая у нас в настоящее время практика. Нельзя сказать, чтобы эта практика не допускала исключений. По свидетельству Льва Алляция, даже в XVII в. христиане острова Хиоса и других островов моря Эгейского и Ионического совершали преждеосвященную литургию сообразно с требованиями Студийского устава. Такова же и практика Киево-Печерской Лавры, где преждеосвященная литургия совершается во все седмичные (кроме субботы и воскресенья) дни Великого поста; эта практика представляет собою остаток первоначальных Студийских порядков, насаждённых основателями Лавры, – остаток, уцелевший даже и после повсеместной замены Студийских порядков Иерусалимскими 94 (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так как хлебоносец (дарохранительница) находится, обыкновенно, на престоле (или же на особом столе за престолом), то иерей, взяв св. Евангелие (лежащее на антиминсе), полагает его на престоле за антиминсом, развертает последний, идёт (он или диакон) в предложение и, взяв оттуда св. дискос, поставляет его на раскрытый антиминс, а затем, взяв из хлебоносца преждеосвященный Агнец, полагает его со всяким благоговением на св. дискос; что дискос со св. Агнцем должно ставить на распростёртом антиминсе, – это должно заключить из того, что Евхаристия совершается на распростёртом антиминсе (причем св. Дары остаются на нём до окончания литургии) и что просушивание запасных Даров совершается тоже на распростёртом антиминсе; после положения св. Агнца на дискос, священник, поклонившись вместе с диаконом пред св. Дарами до земли, берёт кадильницу и совершает каждения (в соучастии Диакона, держащего в руке свечу) престола со всех сторон, обходя вокруг трижды, после чего, отдав кадильницу диакону и сотворив поклон до земли пред св. Дарами, полагает дискос на свою главу и в предшествии обращённого лицом к св. Дарам диакона, имеющего свечу и кадильницу, переносит, идя мимо горнего места, дискос на жертвенник; поставив дискос на жертвенник, священник вливает в св. Потир вино и воду, берёт звездицу, и окадив её, ставит на дискос над св. Агнцем, потом берёт покровец и, окадивши его, покрывает дискос, окадивши другой покровец, покрывает им чашу, после чего, окадив воздух, покрывает им дискос и чашу, ставит свечу пред св. Дарами, кадит св. предложение и, сотворив земной поклон, идёт к престолу, складывает антиминс и снова полагает на нём св. Евангелие; при совершении всех указанных действий священнослужители ничего из положенного на полной литургии не произносят, а только при каждом из этих действий священник говорит: «Господу помолимся, Господи помилуй», а в конце: «молитвами св. отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; положенный на проскомидии отпуст и проч. тоже не произносятся (Рук. д.с.п. 1869, 9; 1886, 49; 1896, 7; Ц.В. 1888, 46). – См. выше, 887 стр., 10 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010