Глава IV. История поповщины § 25. Начальная история Керженца В то время, как одна часть раскола выделилась в безпоповщину, другая получила название поповщины. Первоначально она явилась в виде беглопоповщины, потому что последователи её решились «окормляться бегствующим от великороссийской Церкви иерейством». Первые беглопоповские общины жили в пределах: Нижегородских, Донских, Черниговских и в Польше. В Нижегородский край раскол был занесен при первоначальном своем обнаружении. В конце XVII века эта местность получила в расколе значение видного центра. Раскольники ютились в лесах чернораменских, особенно по речкам – Керженец и Белбаш. Чернечествующие селились здесь «скитами», мирские – «починками». 581 Скитов было много. 582 Они назывались обыкновенно именами своих основателей или же видных «начальников». Более других, по своей исторической роли, известны мужские скиты: Онуфриев, Софонов, Лаврентиев. Скитами управляли «отцы» и «старцы», несколько же скитов одного и того же толка объединялись под главенством одного лица. 583 Были скиты женские. 584 В них «началили» «матери». Иногда женский скит возникал по желанию какого-либо «знатного» раскольника, – в таком случае «монахини» оставались под его «правлением». 585 Дела, касавшиеся всех скитов, решались на общих собраниях. Духовные требы отправляли глаголемые «священноиноки» или же «непостриженные» беглые попы. Имена старейших священноиноков: Дионисий шуйский, Софоний соловецкий, Сергий ярославский, – священноиереев: Трифилий вологодский, Исидор козмодемьянский. 586 Так как на Керженце не было своего храма у раскольников, то все требы, не исключая венчания брачущихся, «лесные попы» 587 совершали «в избах и клетях». 588 Молва о «заволжских пустынниках» широко распространялась в среде темного люда. В первое время этому способствовало особенно то, что у Дионисия попа, что жил в ските Смольяны, был довольный запас мира и св. даров. За дарами приезжали на Керженец издалека и повсюду распространялась слава Дионисия, а с тем вместе росло значение всего Керженца. 589 Хорошую услугу оказывала керженцам Макарьевская ярмарка; тут закупались старопечатные книги, здесь же приобретались и попы. 590

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > О нестяжателях и иосифлянах Господу угодны оба типа монашеского служения 13.11.2023 94 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором Каждое явление в жизни рода человеческого имеет два лица. В начале Времён Бог сотворил мужчину и женщину. «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Это не только бытийственная реальность, но и принцип деятельности человека во всех сферах (областях) бытия рода человеческого – некий принцип двуединства жизни людей. И потому никакой человек не охватывает всей полноты творческих проявлений жизни человека, ни в какой области жизнедеятельности человека. Он всегда должен иметь в виду наличие второй стороны, второго лика, второго выражения полноты любой сферы бытия. Не допустимо, не только пренебрежение или борьба со вторым ликом, но абсолютно недопустимо полное искоренение его. Это свидетельство непонимания замысла Творца, свидетельство серьезного кризиса в жизни народа, государства, общества. Что мы и видели на примере столкновения нестяжателей и иосифлян в России, и как следствие ослабление монашеской жизни в России и ослабление позиции Церкви в государстве в последующий период. Назовём условно два лика «мужским» и «женским» проявлением жизни человека в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В мистическом домене триединства человека «мужское» монашество выражается классическим созерцательным направлением. В известном у нас трагическом споре нестяжателей и иосифлян его представляли заволжские старцы во главе с прп. Нилом Сорским. Главное в мужской мистике – это память Божия, бдение, трезвенность, внутренняя молитва и бесстрастие, уединение и безмолвие, воздержания и обеты. Через них «мужчины-мистики» непосредственно познают, что Бог есть Слово, Свет, Мир, Радость, ощущают Его Незримое присутствие и через это соприкасаются с Тайной Непостижимого Бога или с Премудростью Божией. Для «женщин-мистиков» на первом месте стоит вторая заповедь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». «Женскому» монашеству присуща самоотверженная бескорыстная и самозабвенная забота о сиротах, больных, престарелых, убогих, калеках. Монастыри «женского» типа строят приюты, больницы, школы, кормят во время голода или других стихийных бедствий пострадавших. Монастырь прп. Иосифа Волоцкого во время голода кормил до 700 человек в день, а когда денег стало не хватать, преподобный взял в долг «дабы никто не шел с монастыря не ядши». Иосиф Волоцкий основал в монастыре школу для беспризорных детей и приют для больных и убогих. Крестьяне нередко обращались к «батюшке», прося у него сельскохозяйственных орудий, лошадей и коров, и он никогда не отказывал им. Преподобный писал боярам, увещевая их «миловать рабов, обращаться кротко и кормить их, хотя бы в собственных интересах».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/13/o_...

Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков Подготовка текста и комментарии Н. А. Казаковой, перевод А. А. Алексеева В начале XVI в. в русской церкви существовали два идеологических течения – иосифлянство и нестяжательство. Иосифляне отстаивали феодальные интересы, требуя неприкосновенности церковного землевладения и расправ с еретиками путем их физического уничтожения. Нестяжатели выступали за ликвидацию монастырских вотчин и были противниками казни еретиков. Сторонниками нестяжательства являлась часть духовенства, стремившаяся к укреплению церкви путем искоренения ее недостатков, а также светские феодалы, заинтересованные в ликвидации монастырского землевладения. Особое распространение нестяжательство получило на русском Севере, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре. После Нила Сорского главой нестяжателей стал Вассиан Патрикеев, бывший князь Василий Иванович Патрикеев, подвергнувшийся в 1499 г. опале и после пострижения в монахи сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь. Вассиан Патрикеев написал ряд публицистических произведений, направленных против иосифлян, в которых бичевал недостойный образ жизни монахов, владевших вотчинами и эксплуатировавших труд крестьян. В полемике против иосифлян Вассиан опирался на Священное Писание . Для писательской манеры Вассиана характерны острая полемичность, глубокая эмоциональность и едкая ирония. Ранним памятником полемики нестяжателей с иосифлянами является «Ответ кирилловских старцев». Он написан от имени старцев Кирилло-Белозерского монастыря, а также всех заволжских старцев (то есть находившихся в монастырях, расположенных к северу от Волги), в ответ на «Послание Иосифа Волоцкого » наследнику престола великому князю Василию Ивановичу, в котором Иосиф требовал беспощадного истребления всех еретиков. «Послание Иосифа Волоцкого » Василию Ивановичу не сохранилось, но из краткого изложения его содержания, включенного в «Ответ кирилловских старцев», нам известна аргументация, приводимая автором в доказательство необходимости смертных казней еретиков. Эта аргументация совпадает с той, которую Иосиф Волоцкий развивал в своем другом произведении, дошедшем до наших дней, – «Слове об осуждении еретиков». Инквизиторской доктрине Иосифа Волоцкого , требовавшего предания смерти всех еретиков, кирилловские старцы противопоставляли позицию, согласно которой покаявшихся еретиков следовало прощать и принимать в лоно церкви, а непокаявшихся – заточать, но не предавать смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf А.И. Кузнецов. Обновленческий раскол в русской Церкви От автора Этот историко-литературный труд под названием: «ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ», воспроизведённый машинописью в двух экземплярах и состоящий каждый экземпляр из трёх книг (томов), на 628-ми страницах – принадлежит мне – АРКАДИЮ ИЛЬИЧУ КУЗНЕЦОВУ. Он был создан в течение многих лет по собранным мною материалам, как историком обновленчества и участником в борьбе с ним. Один экземпляр из этих двух, т. е. три книги, некто, носивший сан епископа, присвоил и, выдав это сочинение за своё, получил учёную степень магистра МДА (удостоверение Московской духовной академии за 1250 от 28 декабря 1962 года). Как и при каких обстоятельствах это произошло, об этом, в своё время, я письменно известил быв. ректора МДА о. К. Ружицкого и ныне покойного патриарха Алексия. Полагаю, что этот документ сохранился, и поэтому повторять его считаю ненужным. Факт остается фактом, бывшее нельзя сделать не бывшим. К «диссертации» ложный диссертант приложил и ещё несколько моих сочинений, рукописи которых в своё время мною были даны для прочтения, однако он их не только читал, но и скопировал и точно так же выдал за свои: 1 . Преподобный Нил Сорский и заволжские старцы в борьбе за монашеские идеалы. 2 . О Славе Божией. 3 . Знаменательный юбилей. 4 . На Суде истории. К критике диссертации А. Введенского (моя рецензия). Позже выяснилось, что мою работу «Обновленческий раскол» упоминаемый мною некто использовал не только как «диссертацию», но и употребил её для рассылки в некоторые официальные места (Одесскую семинарию, редакцию Вестника Западно-Европейского Экзархата и др.). По многим причинам я не мог предотвратить этого зла, а также ввиду нежелания причинить боль Церкви разоблачением совершившейся лжи, я не использовал решительных мер, какие могли быть приняты в подобных случаях. И вот потом... Время постепенно отняло у этого события тайну: насилию противятся природа и разум, а истина всегда в пути, она всегда торжествует, потому что «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ( Лк. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

ЦВ 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера В конце XX века в истории российского Крайнего Севера произошло важное событие — в декабре 1996 года была образована Мурманская епархия. Впервые на территории Кольского полуострова появился самостоятельный правящий архиерей, инициировавший и благословивший работу по научным исследованиям древней истории края. Основным направлением в работе Комиссии по канонизации святых, созданной в 2000 году, стало установление имен подвижников веры и благочестия, подвизавшихся на нынешней канонической территории епархии, а также изучение возможности их церковного прославления. В первую очередь следует назвать имя блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей (XVI в.). Что касается тех святых Крайнего Севера, которые уже прославлены общецерковно, то проводилась работа по установлению степени соответствия жития подвижника историческим свидетельствам современников, летописным записям и сказаниям. Среди таких святых первоочередное внимание комиссии было обращено на жития прпп. Трифона Печенгского и Варлаама Керетского. Интерес к житию прп. Трифона был обусловлен как степенью прославленности самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря — самой северной обители в России. В то же время среди исследователей конца XIX — начала XX вв. высказывались определенные сомнения в правдивости современной редакции жития, отмечалось искажение самой сути его духовного подвига, замалчивание серьезных проблем и трагических ситуаций в жизни прп. Трифона и созданной им обители. Относительно Варлаама Керетского комиссию заинтересовало странное несоответствие высокой степени почитания этого подвижника, издревле укоренившееся среди поморов, и чрезвычайной краткости и невразумительности его жития. Что же касается прп. Феодорита Кольского, первопроходца христианского освоения Крайнего Севера, то он за прошедшие четыре с лишним столетия так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причина забвения славных деяний великого подвижника сегодня очевидна: Феодорит, как и другие «заволжские старцы», последователи Нила Сорского и Паисия Ярославова, был осужден на Соборах 1553–1554 гг. Вот почему, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как «блаженный».

http://e-vestnik.ru/science/problema_dos...

Несмотря на то, что памятник этот уже давно введен в научную литературу, вопрос о времени и обстоятельствах его написания еще далеко нельзя считать разрешенным. Исходя из представления о «гуманных» заволжских старцах, как о единственной силе в русском общественном движении, противостоявшей иосифлянам, дореволюционные историки рассматривали «Ответ старцев» как исходный момент в полемике о наказании еретиков. И. Хрущов, 1 И. Панов 2 и В.Жмакин 3 полагали, что «Ответ старцев» был написан еще до собора 1504 г., раньше чем напечатанное выше «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» (см. выше, стр. 506–510). Легка заметить, однако, что в «Послании о соблюдении соборного приговора» автор ведет полемику против совсем иных аргументов, нежели те, которые высказаны в «Ответе старцев»: лица, которым он пишет это «Послание», ссылались, по его словам, на евангелие от Иоанна и «Лествицу» Иоанна Лествичника (см. выше, стр. 506),– ни одной из этих ссылок мы не находим в «Ответе старцев»; «Послание о соблюдении приговора» никак не может рассматриваться, как ответ на печатаемый здесь «Ответ старцев». Хрущов, Панов и Жмакин считали поэтому, что «старцы» писали против Иосифа еще одно послание и что «Послание о соблюдении соборного приговора» было написано в ответ на «новое послание заволжских старцев». 4 Согласно этой концепции выходило, таким образом, что «Посланию о соблюдении соборного приговора» предшествовали следующие памятники: 1) послание Иосифа великому князю о необходимости наказывать еретиков, 2) «Ответ кирилловских старцев» в ответ на это послание Иосифа (печатаемый ниже), 3) соборный приговор 1504 г. (или новое полемическое послание Иосифа), 4) новое, не дошедшее до нас послание «старцев». Учтем при этом, что во всех известных до сих пор рукописях исходное послание Иосифа (на которое отвечали «старцы»), было адресовано Василию Ивановичу,– в высшей степени невероятно, чтобы при жизни Ивана III (умер в 1505 г.) Иосиф решался через его голову обращаться к князю-наследнику. Панов полагал, что ироническое замечание «старцев» (в «Ответе»): «И ты господине Иосифе, почто. .. не связа Касиана архимандрита своей мандиею, донележе бы он сгорел», свидетельствует о том, что «Ответ» написан до того, как Кассиан (в 1504 г.) был казнен; нам представляется, однако, что речь здесь идет о Кассиане уже казненном, хотя и не таким «чудесным» способом, о котором писали «старцы». 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Благовещение, остров. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое " Заволжье " , располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии. Источник: сайт " Православие.ру " В 12 верстах от Горицкаго монастыря и.в 3 в. от Фетиньинской пустыни, на небольшом, но довольно живописном островке Ворбо-зомскаго озера, одиноко красуется небольшой каменный храм и при нем несколько деревянных зданий. Это когда-то бывшая иноческая обитель преподобнаго Зосимы, Ворбозомскаго Чудотворца, а ныне небольшой скиток Горицкой женской обители, с несколькими в нем насельницами, одиноко провождающими здесь свою отшельническую жизнь, вдали от мира и его соблазнов. Для людей, духовно окрепших и жаждущих высоких иноческих подвигов, трудно найти более подходящее и соответствующее сей цели место, как этот тихий одинокий островок, безмолвно свидетельствующий о жизни и подвигах спасавшихся здесь иноков. От древности не сохранилось точных известий, когда и кем основан Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. В самом начале XVI столетия Ворбозомская пустыня уже существовала; так, в 1501 году ею управлял строитель Иона. Быть может, она - один из тех многочисленных Белозерских скитов, которые возникали около знаменитой Кирилловой обители во второй половине XV века и в которых ревностно подвизались знаменитые " Белозерские, иноче заволжские старцы " , славившиеся по всей Руси строгостию своей жизни.

http://sobory.ru/article/?object=19286

В 2009 году здесь, под Тверью, в Савватьево, обнаружили мощи святого Савватия. Имя этого человека связано с религиозным спором, который произошёл в Византии о Фаворском свете. Может ли человек увидеть Фаворский свет на земле? Увидеть Бога? Пришли к решению, что может. Но что под этим понимается? Наверное, не просто свет. Это человек приходит в такое состояние, когда он начинает ощущать Бога вокруг, ощущать биосферную систему и себя в ней. Это состояние достигается определёнными молитвами. Старцы уходили в пещеры и там достигали этого состояния. И становились нестяжателями. Глеб Чистяков: Первое условие – освободиться от всех мирских помышлений, забот, чтобы молитва могла как-то воздействовать. Геннадий Климов: Уже в XV веке " заволжские старцы " расселились до самого океана. Потом началась борьба стяжателей с нестяжателями. Глеб Чистяков: И в XV веке, и позже церковь никогда не оставалась вне жизни страны; и епископы, и иноки, и монахи свободно говорили в лицо правду царям. Геннадий Климов: " Заволжские старцы " были совестью нации, они писали письма царю, и царь вынужден был их слушать. Глеб Чистяков: Монашество прирастало работой. Пётр I стал разорять монастыри, потом это дело продолжила Екатерина, и монахи стали одной из социальных групп общества. В древности же у них был особый статус, который позволял им в лицо Ивану Грозному бросить обвинение, любому князю сказать, обличить его или дать какой-нибудь совет. К сожалению, позже это ушло, и сейчас духовных авторитетов у нас как таковых нет. НРАВСТВЕННОСТЬ ВО СПАСЕНИЕ Геннадий Климов: В обществе исчезает мораль и нравственность. Путин говорит про судебную реформу. Мы знаем, как работают наши суды. Всё решается в кабинете федерального инспектора, где садятся прокурор, главный судья, начальник ФСБ и милиции во главе с губернатором, и, как губернатор скажет, так и осудят. И систему эту нельзя изменить. Всегда рядом с формальным правом существуют нравственные установки общества, которые укоренились в душе судьи, прокурора. Но эти нравственные установки формирует церковь . А сегодня церковь сама демонстрирует, что она стоит в униженном положении относительно потенциального царя – и не несёт эту нравственность? В результате ни одна из конфессий не выполняет свою миссию, и это губит нацию, губит государство и заводит нашу цивилизацию в тупик. Это надо менять.

http://religare.ru/2_92736_1_21.html

Нет сомнения, что все эти лопари, которые сами просили себе священников и крещения, уже были подготовлены к тому и еще прежде слышали евангельскую проповедь. От кого же они могли слышать ее? Всего скорее, от иноков Соловецкого монастыря. Монастырь Соловецкий имел много вотчин во всем поморском прибрежье между поселениями корелов и лопарей. При вотчинах находились дворы, в которых жили обыкновенно монастырские старцы для заведования промыслами и угодьями . Эти-то старцы при постоянных сношениях с дикарями могли мало-помалу знакомить их с христианскими верованиями и располагать к принятию крещения. Но, кроме того, известны и по именам два достопамятные инока, которые действительно потрудились в деле просвещения святою верою жителей Лапландии,— это были Феодорит и Трифон. Феодорит родился в Ростове, на тринадцатом году удалился из дому родительского в Соловецкий монастырь, а на четырнадцатом принял там пострижение в монашество . Через пятнадцать лет, проведенных под руководством опытного старца Зосимы, рукоположен в иеродиакона и вскоре, за благословением его, отправился к преподобному Александру Свирскому в его обитель, обходил все заволжские монастыри, прожил около двух лет в Кирилло-Белозерском монастыре и около четырех в тамошней пустыни вместе с другими подвижниками и, между ними, с Порфирием, прежде бывшим игуменом Сергиевой лавры. Это могло быть не прежде как в 1525–1529 гг., потому что игуменство Порфирия в лавре кончилось в 1524 г. Возвратившись на Соловки по письму своего старца, уже приближавшегося к смерти, и вскоре отдав ему последний долг, Феодорит удалился рекою Колою в страну диких лопарей, взошел на высокие горы и поселился в пустынных, непроходимых лесах. Там встретил он другого пустынника, по имени Митрофана, и провел с ним в совершенном уединении около двенадцати лет, питаясь суровыми зелиями и кореньями. Потом около 1540 г. оба они отправились в Новгород, где Феодорит удостоился получить сан иеромонаха от архиепископа Макария и два года был его духовником, может быть, пока Макарий не был возведен на митрополию (в 1542 г.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

В кон. 1553 г. А. вместе с учеником Порфирием Малым «и иные старцы» был вызван из пустыни в Москву для дачи на Соборе показаний по делу еретика М. Башкина . На одном из допросов в ответ на настойчивые требования выдать единомышленников Башкин обвинил А. в вольнодумстве, показал на него «многия богохулныя вины, о иконном поклонении и о Причастии Тела Христова, и [будто бы А. утверждал], чего… в Евангелье и во Апостоле не писа[но] и того… держати не нужно» (ААЭ. Т. 1. С. 251). Достоверность показаний Башкина вызывает сомнения. А. самовольно оставил московский Андроников мон-рь и вернулся в Порфириеву пуст. Его поступок был расценен как бегство преступника. По приказу царя закованного в кандалы А. и заволжского старца Савву Шаха доставили в Москву и предали суду по обвинению в ереси. Запись суда над А. не сохранилась, частично обстоятельства суда изложены в соборной грамоте от 24 янв. 1554 г. в Соловецкий мон-рь, к-рую дополняет рассказ «Истории о великом князе Московском» Курбского, знавшего о том, как проходил процесс, от самого А. (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 334-338). Главным обвинителем А. стал бывш. игум. Ферапонтова мон-ря Нектарий, устные и письменные показания против А. также дали дворцовый дьяк Шестак Воронин, свидетели из Троице-Сергиева мон-ря: бывш. игум. Иона, келарь Адриан (Ангелов) , старец Игнатий (Курачов), кирилло-белозерские монахи: игум. Симеон и старец Никодим (Брудков). А. был обвинен в латинофильстве (поставлена в вину поездка в Нейгаузен) и склонности к протестантству, в несоблюдении постов и осуждении внешней обрядности, в «хуле о крестном знамении», в отрицании действенности панихид и обеден по умершим закоренелым грешникам и др. Среди предъявленных А. обвинений были такие, по к-рым существовали коренные разногласия между иосифлянами и нестяжателями: А. были поставлены в вину критика «Просветителя» прп. Иосифа Волоцкого, выступление против казней еретиков, в частности против сожжения «жидовствующих» Федора Курицына и Некраса Рукавова, снисходительное отношение к вольнодумцам, даже к показавшему на него Башкину, о к-ром А.

http://pravenc.ru/text/76378.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010