к сев. от Иркутска, на правом берегу р. Ангары. Основан в 1693 г., по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, а в 1836 г. возведен на степень 2-го класса. При м-ре существует училище. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 195; Ратшин, 101; “Опис. монаст.”, 1817 г., 45; “Иркут. г. в.”, 1858 г., 20 (летоп. г. Иркут.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 45 (учрежд. училища для дев. Духов. зв.), 80 (надел. землею); 1884 г., 251 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 566, 6; “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 289 (опис. м-ря). 199. Знаменский – Александровский , женский, общежительный, при деревне Александровке, Воронежской губ., Землянского у., в 40 вер. от Землянска, при рч. Богатой Снове. Учрежден в 1868 г. с богадельнею и больницею в имении покойной вдовы майора баронессы Боде, которая еще при жизни своей построила церковь и другие необходимые здания, а по духовному завещанию назначила 10 т. р. и 580 дес. земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 78, ст. 664; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1887 г.”, 315; “Извл. из Отч. Об. Пр.”, 1868 г., 149, 150; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 208. 200. Знаменский – Богородицкий – Красногорский, или на Каменной горе , женский, заштатный, в гор. Ельце, Орловской губ. Время основания неизвестно, но существовал еще в XVII ст. и в 1688 г. им управляла игум. Иулита. В 1764 г. упразднен, но несмотря на это, в кельях его остались жить старицы, под начальством избранной ими начальницы. В 1822 г., по внесении капитала купцом Шапошниковым, монастырь восстановлен. При м-ре существует школа иконописания на 7 послушниц. “Жизнеопис. схимонахини Елец. Знамен. м-ря Магдалины, в мире Софии Михаил. Ивановой”, Москва, изд. 2-ое, 1879 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 83; Ратшин, 429; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 124; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 189; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 244 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 925 (Богородичный и Елец. Знаменский); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поэтому Вальсамон производит название сакеллия от σακλλα – темница, и по его словопроизводству сакеллий означает темничного стража – начальника темницы. Впоследствии времени нашли сходство между патриаршей темницей и монастырями, а потому и название великого сакеллария, управлявшего монастырями, своего рода темницами, стали производить также от слова σακλλα – темница («О должн. и учрежд. по церк. управлению в древней Вост. церкви» Иером. Павла. Спб. 1857 г. стр. 50–51, прим.). в) Скевофилаксы. С умножением церковных имуществу состоявших в поместьях и домах со всеми их принадлежностями, с умножением казны церковной, увеличивалось и благолепие храмов и число священных вещей, необходимых для богослужения и придававших благолепие оному. И сама Церковь , владея большими средствами, обращала внимание на благолепие храмов и заботилась о богатстве и красоте церковной утвари; и верующие с усердием жертвовали такие вещи, который могли служить к украшению храмов и. благолепию богослужения. Для хранения богатой утвари, содержания в порядке и чистоте и для лучшего и правильного употребления оной при богослужении нужны были особые лица, которые заведовали бы всеми церковными вещами, – сосудами, одеждами и пр. Такие лица и были учреждены под именем скевофилаксов (σχεος – сосуд, и φυλσσω – стерегу, охраняю) – сосудохранителей, а при церквях, наиболее богатых утварью, как напр. при великой Константинопольской церкви было даже но несколько скевофилаксов. По узаконениям императора Ираклия определено было в великой церкви Константинопольской быть 12 скевофилаксам, – 4 пресвитерам, 6 диаконам и 2 чтецам («О должн. и учрежд. по церковн. управл. в древневосточной Церкви». Проф. Спб. семин. соборн. иером. Павла. Спб. 1857 г. стр. 55). г) Начальники богоугодных заведений. По отделении имуществ собственно церковных, употреблявшихся на служителей алтаря и на разные церковные потребности, от имуществ, назначенных для дел благотворительности, последние перешли в ближайшее распоряжение начальников благотворительных заведений. Состоя под главным смотрительством епископа и под ближайшим наблюдением хорепископов и экономов, начальники богоугодных заведений принадлежали к клиру (св. Златоуст считал особенно приличными должности при этих заведениях для пресвитеров – бесед. 86 на Мф.; сн. IV Всел. Соб. пр. 8) и назывались по имени тех заведений, при которых служили: – странноприимцами, если служили при странноприимницах; попечителями о больных, если состояли при больницах; питателями бедных, сирот и попечителями о старцах, если пеклись о бедных, сиротах и старцах (там же стр. 59). IV. Должностные лица по суду церковному

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

451. Спасо – Преображенский , мужской, 3-го класса, Пензенской губ. и уезда, в 1½ вер. к югу от Пензы, на левом берегу р. Пензы. Прежде находился в самом городе и основан в 1667–1689 г. При издании штатов в 1764 г. оставлен на своем содержании и пришел в такую ветхость, что его было нужно или совсем перестроить, или уничтожить. По желанию жителей в 1798 г. м-рь перенесен на настоящее место, бывшее Вознесенским кладбищем, причем в него переведен штат 3-го класса из Ферапонтова Новгородского мон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 464; VI, 214; Ратшин, 434; “Опис. монаст.”, 1817 г., 103; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 139; Рябинин, “Пензен. губ.”, II, 442; “Памят. кн. Пензенской губ. на 1864 г.”, 88, 91; “Полн. собр. Закон.”, 1798 г., 18500; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 84 (надел. лесами); 1849 г., 14 (разреш. построить церковь ); 1855 г., 12 (освящ. церкви Рожд. Хр., имеющей подобие Вифлием. пещеры и сооруженной иждив. ст. сов. Киселевой); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 957, 3; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 269 (иеромон. Москов. Кириллова подворья Иона определен в 1722 г. игуменом м-ря); IV, 31 (дело 1724 г. об оговоре монахом Гурием казначея Феодосия; игум. Иона). 452. Спасо – Преображенский , мужской, ныне архиерейский дом, в гор. Перми, на горе, называвшейся Слудка. Существует с 1781 г., основан с целью перевода сюда братии Пыскорского 2-го класса мон., помещавшейся в Вознесенском Соликамском м-ре и положен тогда же во 2-м классе, но в 1799 г. обращен в архиер. дом. Церковь Преображения заложена 25 мая 1793 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 606; Ратшин, 437; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 171; “Опис. монаст.”, 1817 г., 91; “Памят. кн. Пермской губ. на 1863 г.”, Отд. II, 19, 20; Попов, “Хоз. опис. Пермской губ.”, III, 120; “Оренб. губ. вед.”, 1850 г., 22 (кратк. история на стр. 111); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 943, 1. 453. Спасо – Преображенский , мужской, 3-го класса, Самарской губ., Бузулукского у., в 2½ вер. от Бузулука, при ключе Атаманском. Учрежден в 1853 г. по поводу недостатка монастырей в епархии; в нем предписано ввести порядок наиболее близкий к духу пустынножительства, по примеру Софрониевой и Глинской пустынь. Содержание его обращено на собственные средства от усердия ревнителей православия, кроме узаконенной земли и угодий. Основателями были государств. крестьяне Поликарп Рыжих и Митрофан Чуконов, получивших в дар землю от помещицы Путиловой. “Сенат. ведом.”, 1853 г., 50; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1853 г., 11 (учрежд. мон.); 1856 г., 90 (надел. землею); 1857 г., 13 (разреш. постр. церковь ); 1860 г., 12 (пожертв. дворовое место и участок земли); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

31 Георг Каликста, профессор богословия в Брауншвейге, жил в XVII веке. К тому же веку принадлежит Лука Гернлер, профессор 6огословия в Базелъ. Оба они отступали от принятого в лютеранских школах учения о происхождении души per traducem, и Афанасий ссылается на авторитет их, как лютеранских богословов, в борьбе с лютеранским учением о происхождении души: «Lutheri seqvaces, – говорит Афанасий, – in hac parte non tantum a pontificiis et calvinianis, verum a suorum quoque nonnullis merito destituantur, quod mihi in Calixto et in aliis videre contigit». 33 Автор так определяет стихи львиные: «стихи львиные состоят из двух строф, в каждой по 14 слогов, но в той и другой строфе заключаются еще по две рифмы, кроме обыкновенной, полагаемой на конце». 35 Протоколы Учрежденного собора Тр. лавры 1748 года N22. Архив. Троицк, сем. 1749 г. N1, л. 12. Адмиралтейская коллегия так рекомендовала Размыслова: «знание наук имеет, арифметики,геометрии, тригонометрии, навигации плоской и круглой и по довольной части меркаторской, журнала, сферики, астрономии, географии, евклидовых элементов, алгебры, фортификации и сочинению ланд- карт». 36 Протоколы Учрежд. собора 1748 г. N56. Они исполнили следующие работы: написали «от святых врат икону Христа Спасители, Матери Божией и прочих святых; на церкви св. Иоанна Предтечи компердыменты около окошек и окон вверху над крышкою; ниже крышки компердыменты и ангелы с фруктами роспи- сали; на архиерейских кедлиях от Москвы росппсывали стены; на золотом флюгер с одной стороны Спасителев образ, а с другой Предтечу вытушовали; в библиотеке на шкафах и прочих, лицы, где надлежит, подписали. 38 Протокол. Учрежд. собор, лавр. 1747 г. N72. «Производа- мых впредь во Учрежденном соборе по прошемям Троицкий десятины ставленников для научения катехизиса отсылать к имеющимся в лавре учителям по усмотрению, когда кому из оных свободнейшее время быть имеет ». 39 Все сии проповеди напечатаны и хранятся в библиотеке московской Синодальной типографии под 92. 112. 117. 118. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1885 г. повелено принять обитель под покровительство Вел. Кн. Михаила Николаевича со званием почетного ктитора пустыни. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1883 г., 90, ст. 1698; 1885 г., 44, ст. 365; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1883 г., 311; 1885 г., 195; “Отчет Об. Прок. Св. Синода за 1887 г.”, 165 (об учреждении причта из братии при Ачуевском рыболов. заводе). 297. Михаило – Архангельский , мужской, общежительный, Казанской губ., Козмодемьянского у., Больше-Юнгинской волости, в Ценибековской казен. лесной даче, находящейся при р. Суре, близ села Спасского или Малой Юнги, в 5 вер. к юго-зап. от Козмодемьянска и в 30 вер. от села Вознесенского, где помещается волостное правление. Учрежден в 1868 г. по ходатайству крещеных черемис и имеет миссионерское значение. При м-ре устроена школа. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 44, ст. 329; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 92, 149; 1877 г., 28; 1884 г., 235; “Несколько слов к биографии настоятеля Мих. Архан. Черемисского м-ря о. игум. Паисия”, СПб., 1883 г.; “Краткое опис. Мих. Арх. Черемисского муж. м-ря”, СПб., 1874 г.; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1880 г., I, миссионер. дело среди Казан. инородц., 180; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 199. 298. Михаило – Архангельский , женский, 3-го класса, Херсонской губ., в гор. Одессе, на Новой улице. Учрежден в 1841 г. при существовавшей уже церкви Михаила Архангела и открыт в 1844 г. с домом призрения и воспитания сирот девочек духовного звания. На содержание м-ря переведены штатные суммы Троицкого Гледенского м. Вологод. губ. Ратшин, 535; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 599; “Сенат. ведом.”, 1841 г., 51; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1841 г., 11 (учреждение); 1844 г., 11 (открытие); 1847 г., 10 (училище); 1849 г., 26 (учр. крестн. хода в собор 22 авг. в память основ. Одессы); “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, XXI, Отд. II, 242; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 492; Шишкиной, “Замет. и впечат. Русск. путеш.”, II, 24; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

172. Димитриевский – Рясненский , мужской, 2-го класса, при селе Рясном, Харьковской губ., Ахтырского у., в 80 вер. к сев.-вост. от Ахтырки. Разрешено учредить его в 1867 г. с богадельнею и училищем на средства помещика губерн. секр. Хрущова, пожертвовавшего усадьбу 4.434 дес. земли и 100.000 руб., после своей смерти. “Харьков. календ. на 1887 г.”, 235; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1867 93, ст. 817; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1867 г., 91; 1884 г., 238; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 189. 173. Димитриевский – Троекуровский , женский, общежительный, при селе Троекурове, Тамбовской губ., Лебедянского у., в 11 вер. к зап. от Лебедяни, при р. Красивой Мече. Учрежден из женской общины, образовавшейся при приходской Дмитриевской церкви, около которой был погребен в 1854 г. затворник Иларион Фокин, отказавший на содержание общины 362 десят. земли. В 1857 г. эта община принята под покровительство духовного и гражданского начальств с укреплением за нею завещанной мещанином Фокиным земли, а в 1871 г. возведена на степень монастыря. При м-ре находится училище на 40 девиц разного звания и приют. “Сенат. вед.”, 1857 г., 50; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1871 г., 38, ст. 368; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. губ.”, 243, 292, 295; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1857 г., 10 (учрежд. общ.), 106 (пожертв. участ. земли); 1870 г., 200 (училище); 1871 г., 96 (возвед. на степ. м-ря; здесь село Троекурово по опечатке названо Проскурово); 1884 г., 245 (училище). 174. Домницкий или Думницкий – Богородице – Рождественский , мужской, 2-го класса, Черниговской губ. и уезда, в 80 вер. к вост. от Чернигова и в 9 вер. к югу от зашт. гор. Березного, при рч. Думнице. Основан в 1696 г. гетманом Ив. Мазепою на месте явления иконы Бож. Матери, находящейся ныне в соборе Рожд. Богородицы. Внутри собора погребен граф Андрей Ильич Безбородко, сын Ильи Андреевича, который в XVIII ст. возобновил монастырь, пришедший в ветхость. По штатам 1786 года положен в 3-м классе, а в 1811 года возведен на степень 2-го класса с тем, чтобы дополнительное содержание получалось с капитала в 22.000 руб., внесенного возобновителем монастыря. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 50; VI, 995; Ратшин, 535; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 25; “Опис. монаст. в России наход.”, 1817 г., 38; Домонтович, “Черниговской губ.”, 679; “Чернигов. епарх. извест.”, 1862 г., 1, 3; Строев, “Спис. иер. и иастоят.”, 523, 7; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., II, Отд. 2, 34, 50, 179 (архим. Феофан, с 1817 г. ректор Черниг. семин.); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (в 1721 г. акт избрания во еписк. Чернигов. Антония Жураковского подписал игум. Иоанникий); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 97 (игум. Иоанн Дубенский, с 1739 г. еписк. Нижегород.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Росс. Иер.”, IV, 57; Бобровский, Гроднен. губ., II, 974; Батюшков, “Холм. Русь”, 41, 89, 130, 156; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., XXXIII (притеснения 1715 г. от униатов); III, прилож., XXIX (реестр м-рей Киев. епархии); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (грам. короля Яна Казим., данной на Варшав. сейме о возвращ. м-рей и церквей православным); “Церковн. вед.”, 1889 г., 39, прибавл., 1175 (о катастрофе 1813 г. и построении новой каменн. церкви св. Спаса в селе). 476. Спасский – Чепочкин или Чепоцкий , мужской, упраздненный, в гор. Уржуме, Вятской губ. Основан в 1622 г., и в 1645–47 г. им управлял игум. Кирилл Мачехин. Принадлежал к числу не особенно бедных, так как имел во владении 585 душ крестьян. Упразднен после 1764 г.; из последних игуменов известен Макарий в 1777–80 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 655; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 806, 6; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 34 (Владен. выпись 1648 г. о дозвол. крестьян. м-ря пользоваться лесами на Луговой стороне Вятск. у.); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточ. людей; стр. 130, имел во владении 121 двор); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 имел 585 душ крест.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2742 (переписн. книга 1646 г. вотчин м-ря); “Календарь Вят. губ.”, 1885 г., 193 (сказано, что упразднен в 1764 г.; в 1678 году имел во влад. крестьян 121 двор., а в 1764 г. 585 душ). 477. Сретенский , женский, 3-го класса, при гор. Сызрани, Симбирской губ. Учрежден в 1856 г. под именем женской общины с укреплением за нею приобретенного для нее мещанкою Извощиковою городского места. В 1858 г. община переименована в третьеклассный общежительный монастырь без всякого пособия от казны. “Сенат. ведом.”, 1857 г., 9; 1858 г., 82; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г. 14 (учрежд.); 1857 г., 13 (разреш. постр. церковь ); 1858 г., 10 (переимен. в м-рь); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 107. 478. Сурдегский – Духов или Сурдецкий – Успенский , мужской, 2-го класса, в мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

а) Экдики и дефенсоры. Церковь , существуя в обществе гражданском, неизбежно приходила с ним в различные столкновения, приязненные или неприязненные, и находилась в различных сношениях с мирскими властями по делам своим и своих членов. Этими-то сношениями и заведовали прежде всего экдики или дефенсоры (защитники). Экдики, которых испрашивал у государей еще Соб. Карф. (898 г.), должны были вести тяжбы по имущественным делам Церкви и ее членов; им же поручалась защита пред начальством и в судах бедных и слабых от притеснения богатых и сильных (что составляло одну из священнейших обязанностей епископа) и вообще защита всех мирян, обращающихся к Церкви с просьбой о покровительстве (Карф. Соб. пр. 86 и 109). На церковных экдиках лежала не только обязанность вести тяжебные дела, которые церковь имела с лицами, подлежащими суду гражданскому, и которые поэтому разбирались в судах гражданских, но и заведование полицейской частью, – экдики приводили в исполнение решения и распоряжения церковных властей касательно нарушителей церковных правил и благочестия и в случае нужды принимали принудительные меры по отношению к своевольным и непокорным. Так IV Всел. Соб. уполномочил экдиков силой удалять из Константинополя приходивших туда без нужды клириков и монахов и производивших беспорядки, если такие лица не хотели слушать увещаний и советов (IV Всел. Соб. пр. 23). Чтобы экдики могли принимать такие меры, в их распоряжении, (как полагают), находилась община копателей – деканов, составлявшая нечто вроде церковной полиции («О должн. и учрежд.» иером. Павла – стр. 89 и 91–93). На должность экдиков избирались и светские лица, получившие юридическое образование, и клирики, всего чаще пресвитеры, и даже протопресвитеры. Св. Златоуст считал более приличным для пресвитеров защищение обидимых и притесняемых, нежели заведование церковными имуществами (бес. 86 на Мф.). В 109 пр. Соб. Карф. упоминаются священники, принявшие на себя ходатайство по делам церковным. В деяниях Соб. IV Всел. часто упоминается об Иоанне пресвитере и экдике. В списках Константинопольской церкви протопапа называется экдиком. Иоанн Цитрский говорит, что из числа 10 или 12 экдиков, составлявших совет протэкдика 4 экдика были пресвитеры («О должн. и учрежд.» иером. Павла, стр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

община переименована в общежительный м-рь. При нем имеется училище на 80 девочек. “Собр. узак. и распор. правит., 1869 г.”, 14, ст. 129; 1879 г., 30, ст. 155; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 151; 1879 г., 134; 1884 г., 241. 35. Благовещенский , женский, общежительный, в губерн. гор. Уфе, по Усольской улице и набережной р. Белой, на уступленной городом земле за 4.000 р. асс. Под именем женской общины основан в 1826 г., по благословению св. жизни старца настоятеля Курской Глинской пустыни Филарета; первоначально находилась в селе Бетьках Мензелинского уезд., но по просьбе настоятельницы в 1832 г. переведена в гор. Уфу. В 1838 г. по ходатайству игуменьи Филареты переименована в заштатный жен. м-рь, при чем, чтобы не обременять казны новыми издержками, положено перевести сюда ту милостынную дачу в 300 р. асс., которою пользовалась Спасо-Геронтиева Чебоксарского у. пустынь, с обменом и самых угодий, принадлежавших пустыни. В соборном храме находится древняя икона Владимир. Бож. Матери, точная копия с Москов. чудотв. иконы. При м-ре существует училище. “Полн. собр. закон.”, 1838 г., XIII, 11092; Ратшин, 425; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1860 г., XXIX, Отд. II, 187; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1838 г., 7 (учрежд. м-ря); 1840 г., 97 (пожертв. кам. дома); 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1849 г., 14 (разреш. постр. церковь ); 1856 г., 90 (надел. землею); 1884 г., 248 (училище); “Оренб. губ. в.”, 1847 г., 22 (опис. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 982; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей, 1764 – 1869 г.”, 55 (здесь ничего не говорится об общине, а сказано прямо об основ. м-ря при приходской церкви Богоявленской с наименов. м-ря Благовещенским). 36. Благовещенский , женский, общежительный, Херсонской губ. и у., близ гор. Херсона. Под именем женской общины учрежден в 1866 г., которая в 1883 г. переименована в общежительный монастырь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1866 г., 64, ст. 496; 1883 г., 25, ст. 283; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1883 г., 313. 37. Благовещенский – Богородицкий , женский, совсем уничтоженный, в губерн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

163 В «Пов. о белом клобуке» сообщалось, что все христианские царства сойдутся в одно царство русское, православия ради, и что патриаршеский чин от Константинополя дан будет русской земле во времена свои и будут последние первами, а первые последними» (Спб. 1861, с. 88–89; Макарий, XI, 158. Ср. послания старца Филофея к вел. кн. Василию Ивановичу и псков. дьяку – Мунехину, Прав. Соб. 1861, 5; 1868, 3). 164 С этой весьма распространенною идеей в русском обществе приходилось много бороться в XVI в. известному Максиму Греку . Такому мнению с одной стороны содействовали политическое падение Византии и господство турок на Востоке, а с другой – принятие царского титула, подкрепленного византийско-римскими традициями (как возведение генеалогии русского царского рода до Августа кесаря, о чем свидетельствует обилие подобных сказаний в разных исторических и литературных памятниках XVI и XVII вв.), и учреждение патриаршества в Москве, сопровождавшееся даже некоторыми опасениями на Востоке, имевшими отчасти религиозный, а отчасти политический характер (Учрежд. патр. в России, П.Ф. Николаевского, Спб. 1880; Характ. отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII стол., Н. Каптерева , М. 1885 г., с. 50–60 г., оба сочин. по архивн. материалам). 167 Взгляд на московсвое патриаршество, высказанный Сухановым объясняет многое и в стремлениях, и в деле Никона. Есть основание полагать, что грамота Константина В. папе Сильвестру была уже представлена, в защиту имущественных прав церкви, Ивану III, на соборе 1503 г., а самые сильные места в защиту царковных имущаств и суда, помещенные в Стоглаве (гл. 60), также заимствованы из нее (Изучение визант. истории в древней Руси, Ф. Терновского , II, К. 1876, 145.). И в то самое время как в России слагается мнение о трех Римах, перешедшее даже в оффициальные акты (См. Учрежд. патр., П. Николаевского, стр. 97–98, 107–108. Мнение это особенно утвердилось в среде раскольнич. писателей (Матер. длл ист. раскола, т. III, 247; т. 158–169, 252, 258, 309; т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010