Но Ему нужно было теперь услышать из уст самих избранных Им апостолов высшее исповедание Его Божества, и Он видел, что это исповедание готово было радостно излиться из их сердец, – стоило только вопросить их об этом.  ОН ГОВОРИТ ИМ: А ВЫ ЗА КОГО ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ?  И тот же час Симон Петр – «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в их лике», всегда стремительный, нежно любящий, твердый, как скала, «не терпит, предупреждает всех» (свт. Златоуст):  СИМОН ЖЕ ПЕТР ,  ОТВЕЧАЯ ,  СКАЗАЛ: ТЫ – ХРИСТОС ,  СЫН БОГА ЖИВАГО , Сын не по благодати, но по естеству, Сын единородный, второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Бога Живаго, Который есть Источник жизни всех сотворенных существ!.. Это исповедание излилось от полноты души Петровой, проникнутой твердой, непоколебимой верой в Иисуса Христа, как Сына Божия, и в то же время выражало веру всех апостолов, еще прежде признавших Его Сыном Божиим. Так, вдали от избранного народа Божия, в окрестностях языческого города Кесарии, посвященного тогдашнему всесветному владыке – Кесарю Римскому, Господь наш Иисус Христос, среди небольшого общества рыбарей Галилейских, был провозглашен Царем всемирного духовного Израиля, Царем всех верующих в Него от края до края земли; там сей Царь, земной венец Которого будет сделан из терний, открыто принял под Свою власть весь мир, как посланный Богом Мессия-Царь, как Сам Бог воплотившийся... И это великое исповедание, произнесенное апостолом Петром от лица всех двенадцати апостолов, было делом Божественного откровения. Так засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос. ТОГДА ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: БЛАЖЕН ТЫ ,  СИМОН ,  СЫН ИОНИН ,  ПОТОМУ ЧТО НЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ ЭТО , – не Мой смиренный вид научил тебя этому, не из человеческого научения стало тебе это известно,  НО ОТЕЦ МОЙ ,  СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ , открыл тебе это познание. Ты слышал глас Отца в делах и словах Его Сына. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как тысын Ионин, так и Я – Сын Моего Отца, т.е. одной сущности с Родившим. «Конечно, – говорит святитель Златоуст, – если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле, то это не было бы делом откровения и его слова не заслуживали бы такого ублажения. И до этого бывшие на корабле после бури говорили: «истинно Ты Сын Божий»  ( Мф. 14:33 ), однако же, не были названы блаженными, хотя присовокупили: истинно. Они исповедали Его не таким Сыном, каким исповедал Петр. И Нафанаил говорил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин. 1:49 ), однако ж, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но все равно может показаться, что Вознесение - грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) - днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника - тропаре - мы услышим: « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира » (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира»). Вознесение Спасителя - это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий - будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком - самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви - среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться. Путь на небо

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Число сорок в Священном Писании напоминает или наказание за грех (сорок дней лил дождь потопный, сорок лет евреи странствовали в пустыне), или покаяние (пост Моисея, Ниневитян). Не сохранил поста первый Адам в раю: Господь Иисус, второй Адам, восполнил это, выдержал самый строгий пост и победил искусителя. Самому Ему не нужен был этот пост, но Он восхотел подать нам пример, указать на пост, как на спасительное средство побеждать врага. «Из этого познай, – поучает святитель Иоанн Златоуст , – какое великое благо и сколь сильное оружие против диавола есть пост; познай и научись, что омытому водами крещения не должно предаваться пресыщению и пьянству». По сорок дней постились некогда и великие пророки Моисей и Илия; и Христос Спаситель не восхотел превзойти меру этих святых постников, дабы не было сомнения в Его вочеловечении, и чтобы противник, диавол, узнав, кто Он, не убежал от брани. «Смотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с какой хитростью, с каким лукавством приступает сатана: не тогда приступил, когда Иисус молился, а выждал время, когда Он взалкал. Но этим-то алканием Спаситель и подал ему случай приступить к Нему: по Своему Божеству Господь неприступен диаволу». «Если же диавол нагло дерзнул приступить к Самому Иисусу Христу, в Котором «не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ), т.е. не было ничего греховного, то не должно ли заключить, что сей адский ветр всегда дышит в мир и силится раздуть всякую искру похоти в человеке?» (митрополит Филарет). В каком виде приступил диавол ко Господу, евангелисты не говорят; во всяком случае, это не было только мысленное внушение греховных помыслов от врага, а действительно открыто явившийся дух злобы – сатана. И ПРИСТУПИЛ К НЕМУ ИСКУСИТЕЛЬ И СКАЗАЛ : напрасно Ты не пользуешься Своей силой для Своих потребностей земных; что за нужда Тебе терпеть голод? ЕСЛИ ТЫ СЫН БОЖИЙ , то вот камни пустынные, они удивительно походят на хлебы: СКАЖИ, ЧТОБЫ КАМНИ СИИ СДЕЛАЛИСЬ ХЛЕБАМИ . Ведь Тебе это ничего не стоит: нужно только слово сказать, и эти камни обратятся в хлебы, и Ты утолишь голод, а вместе с тем докажешь, что Ты действительно Сын Божий: иначе кто же Тебе поверит, если Ты и этого не сможешь сделать?.. Не сказал искуситель: если Ты, полагая, что это постыдно для Иисуса, но сказал: если Ты Сын Божий, надеясь обольстить Его похвалами. В то же время он не знает, что думать об Иисусе: простой ли Он человек или нет; слышал он на Иордане глас с неба, называвший Иисуса Сыном Божиим; слышал и славное свидетельство Иоанново; но вдруг видит Его алчущим и недоумевает: как же это может взалкать Сын Божий? Это недоумение диавола слышится и в его речах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Все сие погасило соблазн страдания и креста. Почему «вси, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся», и велегласно вопиюще: «воистинну Божий Сын бе Сей»! ( Лк.23:48 ; Мф.27:54 ) Богоглаголивый же Павел так о сем проповедывал: «видим Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна» ( Евр.2:9 ). Сей же славы просил Богочеловек не точию да Он един прославится, но да сопрославится с Ним Отец Его. Ибо сказал: «прослави Сына Твоего», тут же прилагает и сие: «да и Сын Твой прославит Тя». Прославляется же Отец, когда прославляет Сына; ибо едино есть естество и существо Отца и Сына и Святого Духа. Почему едина и слава, и сила, и поклонение, и служение Божества их. Кто с истинною верою прославляет едино лице Святой Троицы, спрославляет купно и прочие два лица, по причине единства и нераздельности их Божества. Слава Отца есть Сын: ибо есть «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). Якоже бо от солнца рождаемый света луч есть сияние светлости солнечной и образ просветительного его свойства: тако от Отца рождаемый Сын есть сияние славы Отчей, и образ Отеческой Его ипостаси. Когда веруешь в Сына Божия, непременно веруешь и в Бога Отца. Понеже как Отец не есть без Сына, тако и Сын не есть без Отца. По превосходству же славы Божия есть, едва ведаем и веруем, яко Он есть Отец по естеству Сына. Творцом, Создателем, всесильным, всемудрым, проповедают Его все твари: Отцем же – един Сын. Веруя мы, что Иисус Христос есть по естеству Сын Божий, и прославляя и поклоняясь Ему яко Сыну, веруем купно, спрославляем и споклоняемся рождшему Его Отцу. Сего-то убо ради сказал Христос: «прослави Сына Твоего», то есть, яви Мене незнающим Меня: покажи, что есмь Сын Твой единородный, «да и Сын Твой прославит Тя». Ибо если мир уверует, что Ты имеешь Сына единосущного, прославит Тя не токмо яко Создателя, но и яко Отца Сына по естеству. Сию же мысль, то есть, что прославляемому Сыну спрославляется и Отец, объясняют и нижеследующие слова Владычней молитвы: Ин.17:2 .  Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко еже дал еси Ему, даст им живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Словом, по свидетельству самого же Булгакова, св. Афанасий Великий учит о Премудрости Божией, как о Второй Божественной Ипостаси. Несмотря на это он в то же время свидетельствует, что сей св. отец Церкви наряду с этим учит и о другой, предвечной премудрости, как первообразе творения, которая, по учению прот. Булгакова, является идеей, сущей в Самом Боге, причем она, как говорит о. протоиерей, не есть идея абстрактная, а есть живая личность, не тождественная с Божественными Ипостасями 295 . На это мы должны сказать, что такому великому заблуждению св. отец Церкви не только никогда не подпадал, но ревностно его опровергал. Будем говорить его же собственными словами. В окружном своем послании к епископам Египта и Ливии против ариан св. Афанасий пишет: «Писания говорят, что Он (Христос) есть Отчее Слово, Которым небеса утвердишася ( Пс. 32:6 )... чрез Которого вся быша ( Ин. 1:8 ); сии же (ариане), став изобретателями новых догматов и вымыслов, вводят иное слово, говорят, что есть другая Отчая премудрость, а Христос по примышлению, по причине словесных тварей, именуется Словом и Премудростию, и не видят, сколько из этого выходит нелепостей». «Если Писания утверждают, что Он (Господь) есть Слово и Премудрость, а им не угодно, чтобы был Господь Словом и Премудростию, то этим безбожникам и противникам Писаний явно неугодно и бытие Его… Они (ариане) могут научиться хотя у подобных им демонов; потому что, не многих признавая, возглашали, но Сего единого ведая, говорили: Ты Святый Божий ( Мк. 1:24 ), и Сын Божий ( Мф. 8:29 ). И тот, кто внушил им ересь, искушая на горе, не сказал: аще и Ты Сын ecu Божий, предполагая, что есть и другие сыны, но говорит: аще Сын ecu Божий ( Мф. 4:3 ), признавая, что Он один есть Сын... Отрицают того, Который истинно есть Бог и истинное Слово, осмеливаются же представлять Его себе тварью... И если твари чрез Него пришли в бытие, Сам же Он – тварь; то чрез кого Сам Он пришел в бытие?.. И еще: ежели, кроме Господа, есть иная во Отце сущая премудрость, то и Премудрость приведена в бытие премудростию. И ежели Премудрость есть Слово Божие, то и Слово словом произведено. И ежели Слово Божие есть Сын, то Сын сотворен сыном» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Итак, мы видим, что на вере, выраженной всего в нескольких словах исповедания Петра, Господь обещал создать Церковь , и притом стоящую столь твердо, что даже сами врата ада не смогут ее одолеть. Замечательные слова апостола Петра, являющиеся основой, стержнем, корнем нашей веры, содержатся и в Иисусовой молитве. Пусть они произносятся несколько иначе, но значат то же самое. Можно сказать: Ты – Христос, Сын Бога живого или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» – смысл останется тот же. И поэтому молитва Иисусова является как раз той самой верой, которую мы возгреваем в своем сердце. Постоянным повторением молитвы мы укореняем эту веру в своем внутреннем человеке. Иисусова молитва – не от плоти и крови, не человеческое измышление, но Божественное откровение. Возможность повторять эти вожделенные слова – дар Небесного Бога Отца. И как церковь , которую не могут одолеть врата адовы, так и внутренний храм всякого человека созидаются на камне исповедания Петрова. поэтому не надо смущаться тем, что нас искушают страсти и мы чувствуем свою немощь и им поддаемся. Если мы будем строить свою духовную жизнь на «камне» Иисусовой молитвы, то и нас врата адовы также не одолеют. Апостолу Петру даны ключи Царства Небесного, и то, что он связывает на земле, будет связано на Небесах, а то, что разрешает на земле, будет разрешено на Небесах – так и нам молитва Иисусова может даровать прощение и очищение от всякого греха, сколь бы тяжким он ни был, как бы властно нами ни владел. Вот какова сила Иисусовой молитвы, вот какое великое значение имеет она для нашей духовной жизни, для нашего спасения! Может показаться, что в этом евангельском повествовании говорится только о вере и оно не имеет никакого отношения к учению о молитве. Давайте обратимся к тем словам Спасителя, которые были сказаны Им на тайной вечери. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит им уже не в притчах, а прямо: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин. 14, 13–14 ). Господь обещает сделать для нас все, о чем мы ни попросим, если мы обратимся с просьбой к Богу Отцу или к Нему Самому во имя Его, то есть повторим именно слова апостола Петра «Господь Иисус Христос, Сын Божий». Слова «Господь» и «Сын Божий» относятся к Божественной природе Спасителя, «Иисус» – к человеческой, а «Христос» – к обеим природам, поскольку Христос есть Богочеловек. Итак, попросить что-либо во имя Его – это и значит произносить именно эти слова: «Иисус Христос, Сын Божий» или «Господь Иисус Христос, Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Недавно от Господа названный блаженным за свою веру, он стал смело и горячо отговаривать Иисуса Христа от путешествия в Иерусалим, где Его ожидали страдания. «Что значит, – говорит святитель Златоуст, – что тот, который удостоился откровения и был назван блаженным, так скоро споткнулся и упал, что побоялся страданий? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил об этом откровения? Чтобы знать тебе, что он не от себя произнес слова: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ), смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и много раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал, что Иисус Христос есть Сын Божий; а что такое тайна Креста и Воскресения, то ему еще не было известно. Видишь ли, что Иисус Христос справедливо запретил сказывать другим? Если те, которые видели многие чудеса, слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них, Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Иисус Христос есть Сын Божий, и потом увидел, что Его распинают и оплевывают, между тем, как не разумел еще сокровенного в сих тайнах, не принял Духа Святаго?» Таким образом, в словах Петра повторилось второе из искусительных предложений в пустыне Иорданской: «если Ты Сын Божий, бросься вниз..». ( Мф. 4:6 ). Петр все еще воображал, что Христос будет земным царем, и что для Него лучше всего силе врагов противопоставить Свою силу. Но Господь отверг этот соблазн с такой же силой, с какой отразил Он слова искусителя в пустыне: ОН ЖЕ , ОБРАТИВШИСЬ , остановился и обратился ко всем ученикам Своим и, устремив строгий взор на противоречащего Петра, СКАЗАЛ ПЕТРУ: ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ , скройся с глаз Моих, САТАНА! злой советник! ТЫ МНЕ СОБЛАЗН! Вместо камня веры ты являешься для Меня камнем преткновения, даешь советы губительные, противные воле Отца Моего, ПОТОМУ ЧТО ДУМАЕШЬ НЕ О ТОМ , ЧТО БОЖИЕ , НО ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!  Ты не знаешь и не думаешь, что все это предусмотрено Самим Отцом Моим, и должно совершаться без всякого стеснения свободы человеческой. Ты судишь по-человечески, думаешь, что страдания для Меня позорны и не свойственны Христу, но это – рассуждение плотское; «если бы ты, в Божественном Духе, освободившись от плотских помыслов, выслушал сказанное Мною, то понял бы, что это Мне весьма прилично. Ты думаешь, что страдать для Меня низко; а Я тебе говорю: эта мысль – не страдать Мне – от диавола. Так Господь страхом противного рассеивает боязнь Петра» (свт. Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Читатели Нового Завета едва ли могут усомниться в том, что именно на это видение ссылался Господь, именуя Себя Сыном Человеческим в нескольких изречениях. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, Которого они мыслили, как судью всех народов, восстановляющего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные. С этим вопросом обращается к Нему Никодим: Ты ли Тот, Кто должен придти согласно пророчествам? Господь не отрицает этого, но, во-первых, указывает на то, что Он не есть просто возвеличенный человек, как иудеи понимали пророчество Даниила, но умаливший Себя Бог , а во-вторых, что Он не является вопреки их ожиданиям (основанным на неправильном разумении того же пророчества), как судья, или если является таковым, то в совершенно ином, чисто моральном смысле. Только при такой безмолвной ссылке собеседников на пророчество, становится понятной последовательность беседы. Да, Я Тот, Который дойдет до Ветхого денми, но знай, что «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси... Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови...» ( Ин. 3 ). Еще яснее близость следующих Христовых слов к видению Даниила: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевыма» ( Мф. 19, 28 ). Сюда же относятся слова ап. Павла: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир» ( 2Кор. 6, 2 ). Но особенно ясное и уже совершенно несомненное сближение Своей личности с пророчеством Даниила мы находим в ответе Господа Каиафе на вопрос «ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14, 62 ; Мф. 26, 64 ). Приведением пророчества Господь отклонял от Себя обвинение в богохульстве – что Он, будучи человеком, делает Себя Богом ( Ин. 10, 23 ). Это особенно ясно по Евангелию от Лики. «И сказали: Ты ли Христос, скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите, если же спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Очевидно, Господь хотел их спросить по видению Даниила (как прежде спрашивал по Пс. 109 ), кто есть тот Сын Человеческий, который был уравнен Ветхому денми, – ибо далее Он приводит это видение: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией». Это была цитата, но чтобы обвинить Христа в богохульстве, нужно было добиться, относит ли Он ее к Себе. «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» ( Лк. 22,70 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что же? Может быть все апостолы, кроме Петра, не знали о Божественном достоинстве Христа и не признавали Его Сыном Бога живого? Но предположить последнее, значит сознательно пойти против Евангелия, которое многими местами свидетельствует, что ученики Христовы еще раньше упоминаемого события не раз исповедовали Спасителя Сыном Божиим. Припомним апостола Андрея ( Ин.1:40 ), который тотчас же после призвания своего говорил о Спасителе брату своему Симону – Петру: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» ( Ин.1:41 ). Припомним апостола Нафанаила, который увидя Спасителя и поговорив с Ним, воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Припомним, наконец, как все апостолы после укрощения Спасителем бури на море, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий ( Мф.14:33 ). А если так, если ученики Христовы уже раньше описываемого события не раз исповедали Спасителя Сыном Божиим, то молчание их в вышеупомянутом случае можно объяснить только так: ученики молчали потому, что за всех их, или точнее, от лица всех их отвечал Спасителю апостол Петр, говоря исповедание, разделяемое всеми апостолами: Ты Христос – Сын Бога живого. Что апостол Петр говорил именно от лица всех апостолов, можно подтвердить и Евангелием. Так в Евангелии Иоанна повествуется следующее: «Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали , что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:67–69 ). Если Евангелисты повествуют и не об одном случае исповедания Христа учениками, то всё же повествование Иоанна свидетельствует о том, как один апостол исповедовал Спасителя от лица всех других. А что было возможно в одном случае, то вполне допустимо и в другом. Таким образом, факт, что в вышеупомянутом событии апостол Петр исповедал Спасителя Сыном Божиим не за себя только, но и от имени всех остальных апостолов, можно считать не подлежащим сомнению. Теперь уже само собою разумеется, что если слова исповедания, сказанные апостолом Петром, произносились от лица всех апостолов, то и ответ Спасителя, обращенный по-видимому к одному апостолу Петру, так же должен был относиться ко всем апостолам вместе .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Потом, когда ученики сказали Ему: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Матф. 16:14 ), и объявили Ему ложное мнение народа, – тогда присовокупил: «а вы за кого почитаете Меня» ( Матф. 16:15 )? Этим вторым вопросом Он побуждает их думать о Нем выше, и дает разуметь, что первое мнение весьма мало соответствует Его достоинству. Для того Он требует от них другого мнения, и предлагает другой вопрос, чтобы они не думали о Нем одинаково с народом, который видел чудеса, превышающие силы человека, и почитал Его человеком, хотя таким, который воскрес из мертвых, как говорил и Ирод. Но Он, отклоняя от таких догадок, говорит: «а вы за кого почитаете Меня», – вы, которые всегда со Мной были, видели Мои чудеса и сами творили через Меня многие чудеса? Что же на это отвечает Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском? На вопрос, предложенный всем, отвечает от себя. Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос; когда же об их собственном, то Петр не терпит, предупреждает и говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Матф. 16:16 )! Что же сказал Христос? «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это» ( Матф. 16:17 ). Конечно, если бы Петр исповедал Его сыном не в собственном смысле и не от самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения; если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства. И прежде еще бывшие на корабле, после бури, говорили: «истинно Ты Сын Божий» ( Матф. 14:33 ), однако не были названы блаженными, хотя и истину сказали. Они исповедали Его не таким сыном, как Петр, но признавали воистину сыном подобным многим, даже превосходнейшим многих, только не из самой сущности Отца рожденным. 2. И Нафанаил также говорил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля» ( Иоан. 1:49 ), однако же, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины. Потому Христос и прибавил: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» ( Иоан. 1:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010