2 . Тогда ведь, пожалуй, можно подумать, что между нами различие более во времени, чем в сути, потому что божество, о Котором мы говорим, что родилось вместе с Господом нашим Иисусом Христом, ты называешь внедренным позже. Но дело в том, что, отрицая, что божество родилось вместе с Господом, ты не можешь потом верно исповедовать [Его]. Так как не может одно и то же в одном отношении быть нечестивым, а в другом – ясно представляться благочестивым и одно и то же представлять [собой] отчасти веру, а отчасти – вероломство. Поэтому первое, что я у тебя спрашиваю: Господа нашего Иисуса Христа, Который родился от Марии Девы, ты называешь человеческим ли только Сыном или также Сыном Божиим? Сын Божий и Сын Человеческий 3 . Ибо мы, то есть вера всех кафоликов, мы, повторяю, все и верим, и помышляем, и знаем, и исповедуем и Того и Другого, то есть что Он – и Сын Человеческий, так как родился от человека, и Сын Божий, так как зачат от Божества. Итак, ты признаёшь и то и другое, то есть что Он – Сын Божий и человеческий или [что] только человеческий? Если только человеческий, то тебе возражают апостолы, возражают пророки, возражает, [Col. 45] наконец, Сам Дух Святой, посредством Которого совершилось [Его] зачатие. 4 . Заграждаются твои бесстыднейшие уста всеми свидетельствами Божественных Писаний, заграждаются священными рукописаниями святых свидетелей, заграждаются [они], наконец, самим Евангелием Бога, словно Божественной рукой. И упомянутый великий [Архангел] Гавриил, который у Захарии голос неверия удержал силой своего слова, гораздо более осудил твои хулу и нечестие своими собственными устами, говоря Деве Марии [Col. 46], Матери Бога: Дух, говорит, Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ). Видишь ли, что Иисус Христос для того, чтобы стать Сыном человеческим по плоти, прежде объявлен был Сыном Божиим? Ибо Дева Мария, Которой предстояло родить Господа, зачала в Себе от сошествия Святого Духа (260) и при содействии силы Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

– «Конечно, говорит св. Златоуст, если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле, то это не было бы делом откровения и его слова не заслуживали бы такого ублажения. И до этого бывшие на корабле после бури говорили: «истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ), однако же, не были названы блаженными, хотя присовокупили: истинно. Они исповедали Его не таким Сыном, каким исповедал Петр. И Нафанаил говорил: «Равви! ТыСын Божий, Ты – Царь Израилев» ( Ин.1:49 )., однако ж, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины. А Петр называется блаженным за то, что он исповедал Его истинным Сыном. И чтобы исповедание Петрово не показалось сказанным из дружбы и лести, потому что он весьма любил Иисуса Христа, то Господь и указывает на Того, Кто внушил ему, дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец Небесный. Но почему же Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводить учеников до того, чтобы они исповедали Его Христом? – Потому, что это и Ему тогда было приличнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли теперь, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:25,27 ; Лк.10:22 ). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через Самого Отца, и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны». В кратких словах Петрова исповедание впервые устами человека выражена вся сущность учения христианского о «соединении двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий» (пр. Исидор Пелусиот ). – «Иисус Христос, говорит св. Иоанн Дамаскин , как Человек предлагает вопрос, а как Бог тайно умудряет и вдохновляет Петра», что подобало ответить, и ублажает его за то, что он не дал в душе своей человеческому смышлению заглушить внушение Отца Небесного. Без такого ясного исповедания со стороны человека великой тайны воплощения Сына Божия не могло быть положено и основания Церкви Христовой на земле; вот почему Господь в ответ на это исповедание, с особенной торжественностью, с истинно-царственным величием и благостью говорит сначала Симону Петру, а в его лице дает ответ и всем, которые его устами исповедали истину Боговоплощения: при самом избрании тебя в Мои Апостолы Я наименовал ( Ин.1:42 ) тебя Петром (буквально по-гречески: Петрос -каменный), как Сам Я есмь краеугольный Камень ( Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Куда бежали остальные девять Апостолов, неизвестно; о них Евангелисты ничего не говорят. Надо полагать, что они остались в Иерусалиме, потому что через два дня, когда Христос воскрес, они были в этом городе вместе, все, кроме Фомы. Нет никакого сомнения, что любовь их к Иисусу и их влекла туда, где они могли узнать о Нем что-нибудь. Они, несомненно, должны были быть и в той толпе, которая собралась у претории Пилата, и в толпе, сопровождавшей печальное шествие на Голгофу; они должны были быть и на самой Голгофе, прячась в толпе. Один Иоанн не скрывался; он один из всех Апостолов открыто стал у креста Господня и за то удостоился, по повелению Господа, принять на свое попечение Богоматерь. Остальные же Апостолы побоялись объявить себя учениками осужденного на распятие Иисуса и стояли на Голгофе, стараясь быть незамеченными. И слышали они издевательства первосвященников и фарисеев над невинным Страдальцем: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него! Уповал на Бога, называл Себя Сыном Божиим, так пусть теперь Бог избавит Его, если Он угоден Ему!» ( Мф.27:42–43 ). Народ, подражая своим руководителям, тоже издевался над распятым Иисусом и, подходя к кресту, говорил: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста!» ( Мф.27:40 ). Все это слышали Апостолы; и мысль о том, что если Иисус действительно Сын Божий, то, несомненно, сойдет с креста, чтобы все уверовали в Него, – мысль эта должна была не только поразить Апостолов, но и всецело овладеть ими: ведь Сын Божий должен быть всемогущ; Он может совершить это чудо, требуемое народом, может сойти с креста. Мысль эта была таким захватывающим душу соблазном, что Апостолы едва ли в силах были освободиться от нее; скорее, можно предположить, что они приняли эту мысль за последний блеснувший перед ними луч надежды на открытие Царства Израилева и, с невыразимой тоской и отчаянием, ухватились за нее, как утопающий хватается за соломинку. Они могли мысленно обратиться к Господу примерно с такой мольбой: «Господи! если Ты действительно Сын Божий, Которому все возможно, то докажи же это врагам Твоим! докажи народу, который отвернулся от Тебя, как от лже-Мессии, и требовал Твоей казни! Докажи, Господи! Сойди с креста и объяви Себя Царем Израилевым! И смолкнут все враги Твои, и народ Твой восторженно примет Тебя, желанного Избавителя, Мессию. Сойди же, Господи, с креста! Сойди!...»

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

41. Такожде же и ргающес съ книжники и старцы (и глаголах: Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42. ины спс, себе ли не можетъ спт; аще црь да снидетъ нн со крта, и времъ въ него: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; Разоряющий храм (разоряли церковь ) и в три дня созидающий (и треми деньми созидаяй). Это было то изречение, которое высказал Господь однажды при изгнании из храма, указывав в тридневное воскресение Свое из мертвых и тем на Свою Божественность, но которое не поняли Иудеи, и представляли его на суде синедриона, как доказательство, что Он богохульник ( Ин. 2:19 и дал. Мф. 26:61 ). Спасися Сам (спаси Себя), т. е. если Ты всесильный Чудотворец, то покажи теперь всемогущество над Самим Собою, избавь Себя от крестной смерти. Если Ты Сын Божий, Царь Израилев, т. е. Мессия (26:63), сниди и со креста, потому что для Тебя, как Мессии, Сына Божия, все возможно. 43. упова на бга: да избавитъ нн аще хощетъ Рече бо, к снъ. уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Упова на Бога и пр. Это слова из 21 псалма, где царь пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с удивительною точностию, как бы писал его у самого креста. По всей вероятности, Господь в своих беседах изъяснял этот псалом в отношении к Себе, как объяснял и другия пророчества; и Иудеи теперь воспользовались этим, чтобы насмеяться над Господом, как воспользовались словами о разрушении храма тела Его. Рече бо, яко Божий есмь Сын (ибо Он сказал: Я Божий Сын). И. Христос сказал это на суде синедриона (26:63–64). Конечно все эти насмешки над Господом еще более увеличивали Его страдания. Чем объяснить эти ужасные, бесчеловечные поругания и насмешки над страждущим Господом? Павел епископ Кишиневский так пишет об этом: «В глумлениях над Богочеловеком злоба с особенною силою обнаружила свой сатанинский характер; здесь она явилась вполне достойною своего изобретателя – духа злобы, всегда с торжеством и радостию взирающего на человеческия бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Христос, сокрушив его, освободил природу от той и другой смерти: душу восставил животворным учением, а смертное снискал себе воскресением. Если гонитель пал, то гонимое встанет. И картина этой борьбы оставлена (нам) для жизни, чтобы, взирая на нее, укрепляться. Где же картина? Посмотри на пустыню: там благодать воскресила нас образом, гибельным для тирана, и преследует тирана в пустыне. Местом борьбы мы видим пустыню, диавол же — рука, изображающая голод Господа; три нападения, три ответа; (таков) закон борьбы, что она состоит из трех частей. И считай три части этой борьбы. « Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами » ( Аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут ) (Мф. 4:3). Этим начал борьбу диавол с Господом. Христос же ему: « не хлебом одним будет жить человек » ( не о хлебе едином жив будет человек ) (ст. 4). Господь остался невредимым. « Если Ты Сын Божий, бросься вниз » ( Аще Сын еси Божий, верзися низу ) (ст. 6). Это второе нападение демона. « Не искушай Господа Бога твоего » ( Не искусиши Господа Бога твоего ) (ст. 7). Этим изречением прекращено испытание. « Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне » ( Сия вся тебе дам, аще пад поклонишимися ) (ст. 9). Вот начало третьего состязания, в котором Господь, подобно некоему атлету, отбросил диавола за поприще, как сварливого противника. « Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи » ( Иди за мною, сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ) (ст. 10). Увидев борьбу, научись бороться; сделайся из созерцателя борьбы учеником. Первая борьба Господа с диаволом учит тебя борьбе против удовольствий. Голод был началом состязаний; голод — это неограниченная страсть; голод — это главное в удовольствиях. Желание пищи — стремление необузданное; желудок видит неотвратимое удовольствие; и многие, не будучи в состоянии исцелиться от этого, уклоняются обычно к отрицанию промысла, будто нет Бога, попечителя о голодных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо «всякий отвергающийся Сына, не имеет и Отца» ( 1Иоан. 2:23 ). «Я есмь дверь», говорит Иисус ( Иоан. 10:9 ). «Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня» ( Иоан. 14:6 ). Если отвергнешь дверь сию, то заключено для тебя будет ведение, возводящее ко Отцу. Никто же «знает Отца, токмо Сын», и кому Сын откроет ( Мф. 11:27 ). Если отвергнешь дающего откровение, то пребудешь в неведении. В Евангелии изречено определение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан. 3:36 ). Ибо Отец гневается, когда уничижен Единородный Сын. Несносно царю, если бесчестят и простого воина. А когда обесчещен кто-либо из именитых его телохранителей или друзей, тогда паче возрастает его гнев. Если же оскорбит кто самого единородного сына царева, кто умолит отца, прогневанного оскорблением единородного сына? 2. Поэтому, если кто хочет благочестно чтить Бога, то да поклоняется Сыну, иначе Отец не приемлет служения. С небеси возгласил Отец, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:17 ); Отец благоволил о Сыне. Если не будешь благоволить и ты, то не имеешь в себе жизни. Не увлекайся тем, что лукаво говорят иудеи: «Бог един», но, познав единого Бога, что есть и единородный Сын Божий. Не я первый сказал это, но Псалмопевц от лица Сына говорит: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой» ( Пс. 2:7 ). Поэтому внимай не тому, что говорят иудеи, но что говорят пророки. Чему дивишься, если пророческие вещания ни во что ставят побивание камнями и умерщвление пророков? 3. Веруй во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного. Единого же именуем Господа Иисуса Христа, да и сыновство будет единородно. Именуем единого, чтобы не предположил ты иного сына. Именуем Единого, чтобы многоименность действенности не расточил ты злочестиво на многих сынов. Ибо именуется Он дверию ( Иоан. 10:7 ); при этом именовании представляй не дверь из дерева, но дверь разумную, живую, различающую входящих. Именуется путем ( Иоан. 14:6 ), но это путь – не ногами попираемый, а ведущий к Отцу небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Нельзя согласиться с мнением некоторых экзегетов, которые считают, что возможно наличие нескольких буквальных смыслов у одного и того же текста, подобно тому как в языке слово иногда имеет несколько различных значений. Во-первых, многосмысленность противоречит цели, с которой Священное Писание дано людям ( Рим. 15:4 ; 2Тим. 3:15–16 ; Пс. 18:8–9 ) – научить людей истине. Если возможно много равнозначных смыслов, то возможно несколько разных истин, противоречащих друг другу, а это не соответствует законам логики. Истина может быть только одна. Во-вторых, многосмысленность невозможна по законам здравого смысла. Размышляя или говоря о каком-нибудь предмете, человек определяет этому предмету только одно значение в данный период времени. В то же время принципу единства буквального смысла не противоречит существование ряда слов, которые могут иметь несколько буквальных значений (см., напр., Пс. 17:26–27 ; Прит. 24:16 ; Иак. 2:13  и др.). Однако в рамках смысловой единицы – фразы или стиха, слово всегда несет только один конкретный смысл. Не противоречит этому принципу и то, что одним и тем же местом Ветхого Завета порой поясняются и доказываются различные истины в Новом Завете. Так иногда поясняются или доказываются истины, вытекающие из главной мысли в приводимом месте. Например, словами псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (2:7) св. ап. Павел доказывает а) вечное, божественное рождение Иисуса Христа: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» ( Евр. 1:5 ); б) Его вечное и совершенное священство: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (5:5); и в) воскресение Его из мертвых: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» ( Деян. 13:32–33 ). Сам псалом содержит только ту мысль, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Истина же вечного и совершенного священства Христова и истина Его воскресения из мертвых доказываются этим местом, как следствия божественности Сына Божия. Поскольку Иисус Христос есть вечный Сын Божий, то и Его священство есть священство вечное и совершенное, и Ему невозможно было удержаться в узах смерти ( Евр. 7:24 ; Деян. 2:24 ) 159 . 3.2. Историко-критический метод  

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

14:11), то есть по тем делам, через которые Отец был видимым в Сыне не для зрения, а для ума. 25.  После вопроса Филиппа и [раскрытия] всей его сущности, что продолжается до самого конца Евангелия [от Иоанна], в том же самом рассуждении  , где Господь [показал, что] Отец и Сын различаются по Своим собственным свойствам  , Он обещал также умолить Отца дать Другого Утешителя и послать Его после того, как Он Сам взойдет ко Отцу (ср. Ин. 14:16). (Ранее мы уже показали, в каком смысле Он Другой.) И далее Он сказал: Он   от Моего возьмет (Ин. 16:14), как и Сам Сын [взял] от Отца. Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трех связанных, Которые, тем самым, [уже отличаются] Один от Другого  . И Эти Три суть едино (unum)  , a не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству сущности, а не по численной единичности. Пробеги глазами и найдешь, что Тот, Кого ты считаешь Отцом, назван виноградной лозой Отца, а Отец — виноградарем (Ин. 15:1), так что Сын познал на небе Того, Кто, по твоему мнению, был на земле, когда Он (то есть Сын), заботясь здесь о Своих учениках, передал их Отцу. И хотя в Евангелии [от Иоанна] нет слов: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46), а также слов: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46), однако после Своего воскресения и славной победы над смертью, после того, как отпала всякая необходимость в [дальнейшем] уничижении и Он мог бы уже открыто объявить Себя Отцом верующей женщине, которая по любви, а не из любопытства и не из неверия, как Фома, пришла прикоснуться к Нему, Он сказал: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим — даже в этих словах Он показал Себя Сыном, ведь если бы Он был Отцом, то должен был бы назвать их сынами, [а не братьями], — и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему(Ин. 20:17). Что же? Отец к Отцу, и Бог к Богу? Или, скорее, Сын к Отцу, и Слово к Богу? Ведь в самом конце Евангелия [от Иоанна] объясняется, для чего оно было написано: Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий (Ин. 20:31)  . Таким образом, следует сделать вывод, что какое бы из этих свидетельств ты ни считал достаточным для доказательства того, что Отец тождественен Сыну, ты встанешь в противоречие с ясной целью Евангелия. Ибо все это было написано не для того, чтобы ты уверовал, что Иисус Христос есть Отец, но что [Он есть] Сын (ср. Ин 20:31). Глава 11.  Свидетельства о том же из других Евангелий. Субстанциальность Сына как Духа Божия 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

25. После вопроса Филиппа и [раскрытия] всей его сущности, что продолжается до самого конца Евангелия [от Иоанна], в том же самом рассуждении 24 , где Господь [показал, что] Отец и Сын различаются по Своим собственным свойствам 25 , Он обещал также умолить Отца дать Другого Утешителя и послать Его после того, как Он Сам взойдет ко Отцу (ср. Ин 14:16) . (Ранее мы уже показали, в каком смысле Он Другой .) И далее Он сказал: Он от Моего возьмет (Ин 16:14) , как и Сам Сын [взял] от Отца. Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трех связанных, Которые, тем самым, [уже отличаются] Один от Другого 26 . И Эти Три суть едино (unum) 27 , а не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы , по единству сущности, а не по численной единичности. Пробеги глазами и найдешь, что Тот, Кого ты считаешь Отцом, назван виноградной лозой Отца, а Отец — виноградарем (Ин 15:1) , так что Сын познал на небе Того, Кто, по твоему мнению, был на земле, когда Он (то есть Сын), заботясь здесь о Своих учениках, передал их Отцу. И хотя в Евангелии [от Иоанна] нет слов: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:46) , а также слов: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк 23:46) , однако после Своего воскресения и славной победы над смертью, после того, как отпала всякая необходимость в [дальнейшем] уничижении и Он мог бы уже открыто объявить Себя Отцом верующей женщине, которая по любви, а не из любопытства и не из неверия, как Фома, пришла прикоснуться к Нему, Он сказал: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим — даже в этих словах Он показал Себя Сыном, ведь если бы Он был Отцом, то должен был бы назвать их сынами, [а не братьями], — и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Что же? Отец к Отцу, и Бог к Богу? Или, скорее, Сын к Отцу, и Слово к Богу? Ведь в самом конце Евангелия [от Иоанна] объясняется, для чего оно было написано: Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий (Ин 20:31) 28 . Таким образом, следует сделать вывод, что какое бы из этих свидетельств ты ни считал достаточным для доказательства того, что Отец тождественен Сыну, ты встанешь в противоречие с ясной целью Евангелия. Ибо все это было написано не для того, чтобы ты уверовал, что Иисус Христос есть Отец, но что [Он есть] Сын (ср. Ин 20:31).

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

На Голгофе Господь Иисус, Сын Божий, был распят на кресте, на котором и умер за людей. Совершалась величайшая тайна, составляющая сердцевину человеческой истории, ее высочайший смысл, – тайна перехода божественной духовной жизни Сына Божия в людей, ее плодоношения в человеческой истории. В течение немногих часов, которые Сын Божий висел на кресте, Голгофа представляла собою наглядное выражение смысла всей жизни Господа Иисуса и всей истории человеческого рода. Никакое другое зрелище ( Лк. 23:48 ) во всемирной истории не обладало такою бездною поучительности, как Голгофа в те часы. Крайнее уничижение и полная внешняя богооставленность Сына Божия, неверие людей, жаждущих чуда, спасительность веры в уничиженного Сына Божия и, наконец, духовность Его вечной жизни – вот четыре конца – нижний, левый, правый и верхний – того креста, на котором Господь Иисус испустил Свой дух. Уже само по себе распятие на кресте было в глазах иудеев проклятием ( Втор. 21:23 ), было выражением величайшего уничижения. Но вся сила уничижения Христа создавалась тем, что Он был не просто человек, но Сын Божий, царь Израилев, – и это было обозначено в надписи над головою Его. Обстоятельства, сопровождавшие Его распятие, усиливали Его уничижение: пред распятием давали Ему пить вино со смирною, как одуряющее средство, но Он не принял ( Мк. 25:23 ); распяли Его вместе с двумя разбойниками, посреди их, так что над Ним сбылось слово Писания: и к злодеям причтен ( Мк. 25:28 ); Он был обнажен и одежды Его воины разделили по жребию; Своим распинателям Он отвечал не громом небесного гнева, не защитою двенадцати легионов ангелов, но кроткою молитвою за них Отцу, ибо «они не знали, что делали» 144 ; мало того, – Он во всеуслышание заявлял о Своих мучениях: «Жажду», воскликнул Он, и еще: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»? Напоив уксусом губку, некто из стоявших при кресте, поднес к Его устам на иссопе ( Мф. 27:4649 ; Мк. 15:3436 ; Ин. 19:2829 )... Весь народ с первосвященниками, книжниками, старейшинами и фарисеями насмехался над распятым Сыном Божиим: «если Он Сын Божий, если Он уповал на Бога и угоден Ему, если спасал других, пуст теперь сойдет с креста, и уверуем в Него».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010