3. Что же говорит евангелист Иоанн, великое крыло богословия, истинный сын грома, озаривший подобно молнии дело спасения и воз­гремевший в богословии? Он говорит о Спасителе. Но помни о ска­занном, чтобы не приводить напрасно многих слов, и чтобы множе­ство речей не развлекло твоей мысли. «Царя, Господа Саваофа, – говорит Исаия, – глаза мои видели. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:5, 9 ). А Иоанн говорит: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: и сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете» ( Ин.12:37–38 ; Ис.6:9 ), и так далее. И чтобы кто не подумал, что он взял эти слова как подходящие, и что только самое выражение соответствовало его мысли, а тот, кого видел пророк на высоком престоле, не был Сын, евангелист прибавляет: «сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:41 ). Какую славу? «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Кого видел? «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Какого царя? Того, о котором Нафанаил провозгласил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Удивительно то, что голос Нафанаила, как помнят слушающие с усердием и вни­мательностью, мы нашли согласным с пророчеством Исаии, гласящим: «так говорит Господь, Царь Израиля» ( Ис.44:6 ); тот же пророк в другом месте говорит: «так говорит Господь» Бог, царь Израилев, «искупивший» его Бог вечный ( Ис.44:24 ). Помнят, конечно, и то, кто Искупитель, и в чем состояло искупление, и как оно дано, и что выкупом послужили тело и кровь. «Искупивший» его. Так как (Искупитель), казалось, недавно явился согласно своему домостроитель­ству, то, чтобы люди, обращая внимание только на плотское явление, не остались в неведении Его божественного достоинства, пророк говорит: «искупивший» Его, Бог вечный. Вечен, конечно, Отец, вечен Сын, вечен Дух Святый. Не может ли еретик сказать: «три вечных»? Вечен, сказал он, Отец, вечен Сын, вечен Дух, – не три природы вечные, но одна природа вечная, в Единой Троице являемая. Послушай, что говорит блаженный Исаия: «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли» ( Ис.40:28 ). Кто устроил? Если еретик хочет уклониться от учения о Сыне, как Боге, он отвечает: «это сказано об Отце», забывая при этом собственные слова. Ведь он говорит, что Отец сотворил только Сына, а все остальное сотворил Сын. Если Сын есть Творец всего, то и горы земли сотворил Он же; а со­творивши горы земли есть Бог великий, вечный. Но чтобы еще яснее обличить их невежество, я приведу в свидетели блаженного Павла, который называет сына великим Богом: Он есть великий Бог, так как Сын великого Отца. Каков родивший, таков и рожден­ный. Если мал родивший, мал и плод этого корня; если же велик Отец, то велик и Сын. Великого Отца Сын не может быть малым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» Какбы так говорит Апостол: А как вы чрез веру в Иисуса Христа стали сынами Божиими; то Бог послал в сердца ваши, или дарует душам вашим Духа Сына своего, или того Духа, который почивал на Сыне Его Иисусе Христе, когда пребывал Он на земле, и которого ниспослал Он от Отца на Апостолов и ниспосылает на всех верующих в Него. Духом Сына или Духом Христовым ( Флп.1:19 ) Святый Дух называется потому, что, по заслугам Сына Божия Господа Иисуса Христа, и по Его ходатайству, получаем мы благодатные дары Святого Духа. Вопиюща: Авва, Отче. Принятие Святого Духа и повиновение Ему есть существенное свойство благодатного усыновления Богу, и единения с Иисусом Христом. Иисус Христос есть Сын Божий по существу; а верующие в Него становятся сынами Божиими по благодати, или по действующему в них Святому Духу. Это раскрывает св. Павел говоря: Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Самый Дух спослушествует (свидетельствует) духови нашему, яко есмы чада Божия ( Рим.8:14,16 ). Сей самый Дух Сына Божия, или Дух Божий вливает в нас любовь к Богу, как всеблагому Отцу, дает нашим душам дерзновение с сыновнею преданностию и надеждою взывать к Нему: Авва, Отче. И это искреннее, благоговейное дерзновение есть свидетельство или удостоверение Духа Божия в том, что мы дети Божии. Только детям, а не рабам, свойственно так обращаться к Богу. И Сам Иисус Христос дал верующим в Него молитву, соответствующую Духу усыновления: Отче наш, иже еси на небесех ( Мф.6:9 ). 7. Темже убо неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом. «Посему, ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа». Поэтому ты, верующий в Иисуса Христа и получивший Св. Духа, и с сыновнею надеждою обращающийся с молитвою к Отцу небесному, – ты уже не раб подзаконный, которому бы надлежало носить тяжкое бремя законных требований и чрез всю жизнь страшиться смерти, но ты сын. А если ты сын, то тебе принадлежат и те обетования, которые даны были древним праведным патриархам ( Гал.3:29 ), – то ты наследник будущего вечного блаженства. Эту же истину раскрыл св. Павел в словах: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:16–17 ), т.-е. если только мы, среди всех трудных и скорбных обстоятельств настоящей жизни пребудем Ему верны до смерти, как сказал Господь: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Был он неверным, вором, сребролюбцем, лицемером, предателем и, наконец, отчаявшимся самоубийцей. Сын Божий много раз предостерегал его, чтобы он отвратился от своего гибельного пути, но Иуда упорствовал. Сын Божий проявлял к нему ту же любовь, что и к другим ученикам, но Иуда отвечал на Его любовь враждой. Сын Божий преклонился и омыл ему ноги перед самым предательством и из рук Своих дал ему осоленный ломоть хлеба. А хлебом и солью принято встречать самых высоких гостей. Кроткий и смиренный Господь хотел возвысить достоинство Иудино и протянул ему хлеб с солью, приветствовал его хлебом и солью перед самым предательством! Иуда принял хлеб и соль из руки Божией, рукой принял, а сердцем отверг с презрением. Смертный человек отверг любовь Бессмертного! Потому и Господь отверг его решительно, и тогда вместе с хлебом вошел в него сатана. И с того момента Иуда, бывший ученик Христа, вычеркнут из списка людей и вписан в список адских духов. Сейчас ты искушаешь Бога и спрашиваешь, простит ли Господь адских духов и спасет ли их? Ты искушаешь милость Божию так же, как евреи искушали силу Божию на Голгофе, говоря: если Ты Сын Божий, сойди с креста И за это искушение приняли евреи достойную плату уже в этом мире. Берегись, чтобы и тебе не принять плату единомышленников Иуды. Неверно, что Иуде было предопределено быть предателем, как ты думаешь. Ибо, если бы это было так, для чего бы Сын Божий так старался, чтобы отвратить Иуду от злых дел? Для чего бы взял его в ученики Свои и держал рядом с Собой три года? Зачем смирялся бы перед ним, зачем преклонялся бы и омывал ему ноги? Зачем давал бы ему Своей святой рукой хлеб с солью? Читая в душе Иуды страшное намерение, Господь делал все, чтобы спасти его от вечной погибели. Если же сказано, что должно прийти соблазну, сказано еще и это, как строгое предостережение: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Соблазнитель – это сатана, и ему надлежит творить свое дело, потому надлежит прийти и соблазну, от него и через него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Встреча с ваиами и неумолкаемые восклицания Благословенному, грядущему во имя Господне, были явным знаком проразумения в Божественное достоинство Иисусово. Но дух лукавого сомнения, встретивший Господа при первом вступлении Его в дело нашего искупления, не оставит преследовать Его и при Его исходе из мира. На суде он будет говорить Иисусу Христу: Итак, Ты Сын Божий? ( Лк.22:70 .) Даже на Голгофе он еще скажет: Если Ты Сын Божий, сойди с креста ( Мф.27:40 ). Ответом лукавству будет простой, вызванный неопровержимой и вопиющей истиной возглас богоумудренного язычника: Истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк.15:39 ). Осанна в вышних! Мир на небесах и слава в вышних! — будем восклицать и мы Сыну Божию, грядущему Кровию Креста Своего умиротворить и земное, и небесное ( Кол.1:20 ). И вышние, и дольние великого Царства Божия некогда составляли одно неразрывное братство. Ангелы и люди были равно сыны Божий. Клеветник братий наших ( Откр.12:10 ) расстроил это царство. Ни на земле, ни на небе не стало мира. На земле, потому что человек расторг завет свой с Богом и навлек тем на себя нескончаемые бедствия. На небе, потому что погибающая земля возбуждала в небожителях непрестанную жалость и скорбь. Оттого, когда Бог благоволил восстановить завет Свой с людьми и на земле родился Искупитель, ангелы восклицали: Слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк.2:14 )! Когда же наступала седмина, долженствовавшая утвердить этот завет ( Дан.9:27 ), и Царство Божие приготовлялось принять в себя Победителя смерти и Воскресителя рода нашего, — Дух Божий, спослушествующий делу нашего спасения, заставлял восклицать: Мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ) — обратное дополнение ангельскому славословию! Отныне небо совокупляется с землей. Исполняется всеобщее чаяние. Средостение ограды между людьми и Богом разрушается ( Еф.2:14 ); рукописание, которое было против нас, пригвожденное ко Кресту, вземлется от среды ( Кол.2:14 ); Сын и Наследник Божий вводит к Богу Своих сонаследников ( Рим.8:17 ), приемлющих в себя Его Духа — Духа сыноположения, вопиющего в сердцах их: Авва Отче ( Рим.8:15 . Гал.4:6 .)

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

г ) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26). В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа:«Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 30, 38 ). Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26:63–64 ), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14:62). Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2:22 ). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию. Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16 :15–16). «Господь мой и Бог мой», – воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел. Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом – Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», « свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1:18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения:«Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

116 . Духу Святому известно все, и Сын, говоря: О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные ( Мф. 24:36 ; Мк. 13:32 ), не включает сюда Его. Если же Святой Дух исключен из незнания, как может быть не исключен Сын Божий? 117 . Ты настаиваешь, что Писание причисляет Сына к ангелам. Хорошо, пусть так. Но оно причисляет Сына, а не Духа. Ты должен или признать Духа больше Сына Божьего, из арианина превратившись в настоящего фотинианина, или признать тот смысл, который вкладывает в слова о незнании Сыном ни дня, ни часа Писание: Он может быть причислен к творению, так как по человеческой природе был сотворен. 118 . Уразумей, что Сын Божий знает все и предвидит грядущее! Именно от Сына знает Святой Дух то, что, по твоему мнению, остается для Него неизвестным, и знает по единству природы то, что Сын получил от Отца: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:14–15 ). Что может быть более явным, чем это единство? Принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну, а принадлежащее Сыну получает Дух. 119–120. Признай же, что Сын знает день Суда. Откуда? Прочти у Захарии: И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. В тот день не будет света, но лишь хлад и стужа будут в тот день, и день тот ведом Господу ( Зах. 14:5–7 ). Итак, это и есть тот день, который знает Господь и в который Он придет со Своими святыми, чтобы просветить нас Своим вторым пришествием. 121 . Продолжим наше исследование о Духе. Вспомни недавно приведенные слова Сына о Духе: Он прославит Меня ( Ин. 16:14 ). Значит, Дух прославляет Сына так же, как прославляет Его Отец. Но и Сын Божий прославляет Духа, как мы уже показали выше. Неужели слаб Возвещающий общую славу в единстве вечного света? Не уступает Духу и Прославляемый Им. 122 . Будешь и ты избран, если уверуешь, что Дух сказал то же самое, что сказал Отец и что сказал Сын 76 . Был взят на небо Павел, так веровавший и так учивший: Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:9–10 ) 77 . Он называется Духом откровения, как ты читаешь: Бог дает подготовленным Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В Евангелиях Бог именуется Отцом, ибо Он милосерд (Лк 6. 36), Он прощает согрешения (Мк 11. 25), дает Царство (Лк 12. 32), лишь Он один может именоваться Отцом (Мф 23. 9). Параллель из ВЗ - Пс 102. 13: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Но Отец учеников Христа превышает этот образ: Он милует не только тех, кто боится Его, Его милость безгранична, Он простирает Свою милость даже к «неблагодарным и злым» (Лк 6. 35). Но если Бог - Отец, то ученики - дети. Быть ребенком - это важнейшая характеристика для вхождения в Царство Божие: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети (παιδον), не войдете в Царство Небесное» (Мф 18. 3). Вместе с тем выражение «дети» (сыны - υο) Божии встречается в синоптических Евангелиях лишь 4 раза (Мф 5. 9, 45; Лк 6. 35; 20. 36) и во всех этих случаях в эсхатологическом значении. По учению Спасителя, быть чадом Божиим возможно не в силу физического рождения, а в результате спасительного дара Божия. Только те, кто вошел в Царствование Божие, могут обращаться к Богу «Отче», «Авва». 1. Евангелие от Марка. Евангелие начинается именованием Иисуса Христа Сыном Божиим (1. 1), и в кульминационный момент приводятся слова, произнесенные сотником у Креста после смерти Иисуса: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» (15. 39). «Сын Божий», т. о., есть первая и последняя характеристика Христа из всех, приведенных в этом Евангелии. Дважды евангелист упоминает о Божием гласе, и оба раза Бог называет Иисуса Христа «Сыном». Евангелие учит о том, как Бог велит нам воспринимать Иисуса. При Его крещении прозвучал «глас с небес»: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1. 11); во 2-й раз, при преображении Христа на горе, глас, исшедший из облака осеняющего, произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (9. 7). Бесы также узнали Иисуса Христа: увидев Его, они падали перед Ним и кричали: «Ты Сын Божий» (3. 11). 2. Евангелие от Матфея. Ап. Матфей, как и евангелист Марк, употребляет выражение «Сын Божий», когда речь идет о крещении (3.

http://pravenc.ru/text/149441.html

    Но Ему нужно было теперь услышать из уст самих избранных Им апостолов высшее исповедание Его Божества, и Он видел, что это исповедание готово было радостно излиться из их сердец, — стоило только вопросить их об этом. ОН ГОВОРИТ ИМ: А ВЫ ЗА КОГО ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ? И тот же час Симон Петр — «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в их лике», всегда стремительный, нежно любящий, твердый, как скала, «не терпит, предупреждает всех» (свт. Златоуст): СИМОН ЖЕ ПЕТР, ОТВЕЧАЯ, СКАЗАЛ: ТЫ — ХРИСТОС, СЫН БОГА ЖИВАГО, Сын не по благодати, но по естеству, Сын единородный, второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Бога Живаго, Который есть Источник жизни всех сотворенных существ!.. Это исповедание излилось от полноты души Петровой, проникнутой твердой, непоколебимой верой в Иисуса Христа, как Сына Божия, и в то же время выражало веру всех апостолов, еще прежде признавших Его Сыном Божиим. Так, вдали от избранного народа Божия, в окрестностях языческого города Кесарии, посвященного тогдашнему всесветному владыке — Кесарю Римскому, Господь наш Иисус Христос, среди небольшого общества рыбарей Галилейских, был провозглашен Царем всемирного духовного Израиля, Царем всех верующих в Него от края до края земли; там сей Царь, земной венец Которого будет сделан из терний, открыто принял под Свою власть весь мир, как посланный Богом Мессия-Царь, как Сам Бог воплотившийся... И это великое исповедание, произнесенное апостолом Петром от лица всех двенадцати апостолов, было делом Божественного откровения. Так засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос.ТОГДА ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: БЛАЖЕН ТЫ, СИМОН, СЫН ИОНИН, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ ЭТО, — не Мой смиренный вид научил тебя этому, не из человеческого научения стало тебе это известно, НО ОТЕЦ МОЙ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ, открыл тебе это познание. Ты слышал глас Отца в делах и словах Его Сына. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как тысын Ионин, так и Я — Сын Моего Отца, т.е. одной сущности с Родившим. «Конечно, — говорит святитель Златоуст, — если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле, то это не было бы делом откровения и его слова не заслуживали бы такого ублажения. И до этого бывшие на корабле после бури говорили: «истинно Ты Сын Божий»  (Мф. 14:33), однако же, не были названы блаженными, хотя присовокупили: истинно. Они исповедали Его не таким Сыном, каким исповедал Петр. И Нафанаил говорил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49), однако ж, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сему и удивляться не для чего, когда Отец небесный на небе, а сын Божий на земли; все равно для Ангелов – прислуживаться ли Отцу или Сыну, потому, что Сын  пребывает в Отце, а Отец в Сыне, и Отец  и Сын едино суть. – Сему не для чего и удивляться, – сказано: «Бог един есть во святей Троице поклоняемый».  А то удивительно и не вразумительно, что Сын Божий Отцу небесному молился, чтобы все христиане был в Нем, – во Христе и Он в них: Да будут все едино: как ты, Отче, во Мне, и Я, в Тебе, так и они да будут в Нас едино; чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою 49 . – Такими словами Сын Божий просит у Бога Отца, чтобы мы были в Боге, и Бог был в нас. Чтобы мы были в Нем и Он в нас, и чтоб мы чрез такое соединение удостоились видеть место и славу Его на небе, где Он, и как Он там живет. – Отчасти это желание Христово исполняется на земле, и окончательно имеет исполниться на небе. – Что Он живет в нас  – это мы видим из того, что принимаем Его пречистую плоть и кровь, и Он пребывает в нас, истинно в нас, но мы, – находимся ли мы в Нем? – Это тоже верно и, несомненно; но только для тех из нас, которые в точности исполняют Его заповеди, и достойно, очистившись покаянием, принимают эту величайшую святыню – тело и кровь Его. Спроси об этом каждый свою совесть: в Боге ли живешь, с Богом ли живешь, по Божьему ли живешь, свято ли живешь? – Бог свят и в святом человеке Он любит жить. А если ты недостойно принимаешь тело Христово, держишься за любимые грехи, или грехи за тебя держатся: то ты принимаешь эту святыню в суд и в осуждение; ангел Божий отнимает у тебя это сокровище, а вместо оного ты принимаешь раскаленный уголь – залог вечных мучений, – и тогда не на небо возьмут тебя ангелы, а злые демоны повлекут тебя в ад. Кто достойно приобщается, тот будет на небе, – и там увидит славу Божию, увидит славу Христа Бога. А должна быть велика эта слава, по уму человека неудобовразумительна; потому, что эту славу на земле никто не видел и никогда: отчасти видел Моисей отблеск этой славы, когда на челе его отразился свет Божий, на который евреи не могли смотреть, и Моисей прикрывал главу свою; отчасти на горе Фаворе показал Господь славу свою трем ученикам, – но они попадали ниц, не могли смотреть на лице Господа, сияющее как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

По этой-то причине Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, кто и открыл ему. Чтобы исповедание Петрово не показалось многим сказанным из дружбы и лести, и в знак особенного к Нему расположения, — потому что он весьма любил Христа, — и указывает Того, Кто внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и чтобы ты верил, что слова эти не выражают человеческое мнение, но божественное учение. Но почему Христос не открывает Себя сам, — не говорит: Я Христос, — но достигает этого вопросом Своим и заставляет произнести исповедание учеников. Потому что это и Ему тогда было приличнее и нужнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? " Отца не знает никто " , сказано, " кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Матф. 11:27; Лук. 10:22). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через самого Отца; и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны. Что же говорит Христос? " ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа " (Иоан. 1:42). Так как ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: " тысын Ионин " . Но когда Петр назвал Его Сыном Божьим, тогда Христос, чтобы показать, что Он так же есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, т. е. одной сущности с родившим, присовокупил: " и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне " — т. е. на вероисповедании — " Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:18). Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем: " и врата ада не одолеют ее " . Если же не преодолеют ее, то тем более Меня. Поэтому не смущайся, когда услышишь, что Я буду предан и распят. Далее обещает и другую почесть: " и дам тебе ключи Царства Небесного " (Матф. 16:19). Что значит: " и Я дам тебе " ? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал — умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: " Я дам тебе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010