Духовно вас воспитал этот святой храм. И вы знаете – что надо делать чтобы вернулась опять та благодать, то обновление: А надо совсем немного – надо кротко и смиренно, из глубины своего сердца начать чисто молиться Богу: Господи! Приди и вселися в нас и очисти нас от всякой скверны и дух правый обнови внутри меня. Архитепическая структура семьи ...да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:3 ) Первым сакральным лицом семьи является Отец . Отец имеет свойство рождать детей. И по плоти и духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь Сам, или через старца, открывает путь каждого из детей к Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы дети шли этим путем. Отец знает экзистенцию и уникальность каждого из детей. Отец – это воплощенная жертвенность и любовь. Отец в Духе – это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Священник даже не в смысле реального посвящения, а в отношении полноты предстательства пред Богом за род. Отец – это тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец – господин для своих близких. Отец – это и слуга для своих близких. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы. Второе священное лицо – Сын . Сын всегда меньше отца. Даже если он и больше отца, он все равно об этом не знает. Об этом говорит Господь в Евангелии: Ученик не выше учителя... своего ( Мф.10:24 ). Сын мистически никогда не знает, что он может быть и больше отца, ибо он благоговеет пред отцом. Он не знает в полноте отца, ибо он не судья ему. Но сын знает и любит отца, ибо он любящий сын. Существует роковой, демонический ареал в отношении отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца, или противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, отцом Зевса. Так было с Лаем, отцом Эдипа. И эту демоническую планиду психология знает под именем эдипова комплекса. Но З. Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий – Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения. И являет нам это прежде всего Его молитва в Гефсиманском саду, накануне страданий, где Он молится Отцу: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ). И это, наконец, Слово Отца во время Крещения Сына Божия: Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами . Диавол как бы говорит: напрасно Ты не пользуешься Своею силою для Своих же потребностей земных, что за нужда Тебе терпеть голод? Вот пустынные камни. Они удивительно похожи на хлебы, и ведь Тебе это ничего не стоит сказать слово, и камни обратятся хлебами. Ты утолишь голод и вместе с тем докажешь, что Ты действительно Сын Божий. Иначе кто же поверит в это, если Ты и этого не можешь сделать? Не сказал искуситель: “если ты алчешь,” – полагая, что это постыдно для Иисуса. Но сказал: если Ты Сын Божий, – надеясь обольстить Его похвалами. В то же время он не знает, что думать об Иисусе: простой ли Он человек или нет? Слышал он на Иордане глас с неба, назвавший Иисуса Сыном Божиим, слышал и славное свидетельство Иоанна. Но вдруг видит Его алчущим и недоумевает, как это может Сын Божий алкать. Это недоумение диавола слышится в его речах. Тайна вочеловечения сокрыта он него. Он полагал, что Иисус не больше, чем праведный человек, усыновлённый Богом за добродетель. И, конечно, по своему сатанинскому нраву он не мог не завидовать Иисусу в такой высокой чести, как завидовал он первому Адаму. Он не забыл и своего древнего искусства: чем соблазнил он Адама и чем погубил тысячи людей, тем же самым теперь начинает и теперь своё обольщение – невоздержанием чрева. Он притворяется благожелателем, как бы заботится об утолении голода Иисуса Христа. Но под этим видом благожелания незаметно старается склонить Его отложить терпение и злоупотребить силою чудодейственной к угождению плоти. Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чём умолчал диавол. Он не стыдится того, что алчет, но не хочет ни в чём повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже тогда, когда он будет внушать что-нибудь с виду полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Втор. 8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Трудные места Евангелия: «Ты сказал» Первосвященник Каиафа во время «суда» над Иисусом задает Ему прямой вопрос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Ответ должен решить всё: если Он скажет «да», это будет поводом для обвинения в богохульстве, и первосвященник наконец-то получит бесспорный повод для смертного приговора, к которому он так стремится. А если ответит «нет», это перечеркнет многое сказанное Им прежде. 31 мая, 2011 Первосвященник Каиафа во время «суда» над Иисусом задает Ему прямой вопрос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Ответ должен решить всё: если Он скажет «да», это будет поводом для обвинения в богохульстве, и первосвященник наконец-то получит бесспорный повод для смертного приговора, к которому он так стремится. А если ответит «нет», это перечеркнет многое сказанное Им прежде. Андрей Десницкий В Евангелии от Матфея (26:63) первосвященник Каиафа во время «суда» над Иисусом после долгих прений задает Иисусу прямой вопрос: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Ответ должен решить всё: если Он скажет «да», это будет поводом для обвинения в богохульстве, и первосвященник наконец-то получит бесспорный повод для смертного приговора, к которому он так стремится. А если ответит «нет», это перечеркнет многое сказанное Им прежде… Ответ Иисуса звучит парадоксально: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (26:64). Так все-таки, отвечает Иисус «да» или «нет»? Среди толкователей до сих пор нет единого мнения, и Синодальный перевод тоже звучит довольно туманно. Более свободные переводы предлагают варианты вроде «ты сам так сказал» или «это ты сказал», которые звучат скорее как отказ, их можно понять в смысле «это только ты так говоришь, а не я!» И причем тут Сын Человеческий ? Это, конечно, ссылка на пророчество из книги Даниила (7:13-14): «…с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Здесь говорится о Том, Кто в конце времен воссядет подле Бога, разделит с Ним власть над этим миром. Но относит ли Иисус эти слова к Себе Самому, или говорит о ком-то другом?

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-evangeli...

   Между тем (около 580 г.) король Леовигильд отправил к Гильперику, королю франков, Агилу, человека, лишенного всякой ловкости найти нужную мысль и изложить ее с искусством; он был только злейший враг католической веры. Так как ему лежал путь через г. Тур, то, прибыв к нам, он начал нападать на нас по поводу веры и оспаривать догматы нашей церкви. «Несправедливо решили, — говорил он, — те древние епископы, которые утверждали, что Сын равен Отцу; ибо, — прибавил он, — как может быть Сын равен Отцу в могуществе, когда он сам сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28)? Потому-то несправедливо смотреть на него как на равного тому, кому он сам подчиняется, к кому обращался с жалобой в предсмертной тоске, и кому, наконец, умирая, поручил свой дух, как не имеющий никакой власти; отсюда ясно следует, что он ниже своего Отца и по времени, и по могуществу». В ответ на это я его спросил: верил ли он, что Иисус Христос есть Сын Божий, и признает ли в нем ту же божескую премудрость, свет, истину, жизнь и правосудие. Он отвечал мне: «Я верю, что Сын Божий имеет все это». На это я ему: «Скажи же мне, когда Отец не имел мудрости, света, жизни, истины и правосудия? Если же Отец не может быть без этих качеств, то он не мог также быть и без Сына, а эти качества именно и составляют необходимую принадлежность божеской природы. Кроме того, его не называли бы Отцом, если бы он когда-нибудь не имел Сына. Что же касается того места, которое ты мне противопоставляешь: «Отец мой более Меня», то знай, что он говорил так для уничижения плоти, которую принял на себя, и чтобы показать тебе, что не могущество, но уничижение искупило тебя. Далее, если ты приводишь слова: «Отец мой более Меня», то надобно тебе вспомнить и то, что в другом месте сказал он же: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Предсмертный же страх его, и то, что он предавал дух свой Богу, имеют отношение к одной слабости плоти; ибо необходимо было, чтобы в нем признавали истинного человека, как признают истинного Бога». Он мне возразил: «Тот, кто исполняет волю чью-нибудь, стоит ниже; следовательно. Сын ниже Отца, потому что он исполнял его волю; между тем ничто не доказывает, чтобы Отец исполнял волю Сына». На это я ему: «Пойми, что Отец всегда в Сыне, и Сын в Отце, и оба вместе составляют единое божеское существо; и наконец, чтобы ты видел, что и Отец исполняет волю Сына, послушай, если ты имеешь еще веру в Евангелие, что сам Иисус, наш Бог, произнес, когда воскресил Лазаря: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. И я знал, что Ты всегда послушаешь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, дабы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:41—42). И когда он обратился к нему во время страдания, то сказал: «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). И Отец ему отвечал с высоты небес: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потом берет Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма. Это была одна из частей храма, которые у нас называются боковыми; они кажутся как бы крыльями. И говорит Ему: если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Говоря: " если ты Сын Божий " , дьявол хочет сказать: я не верю голосу с неба, однако Ты покажи мне - Сын ли Ты Божий. Поистине, проклятый! Если Он был Сын Божий, то неужели Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно это - низвергать беснующихся, Богу же - спасать. Не о Христе написано: " на руках понесут Тебя " , но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, будучи Богом, не нуждается в этом. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего. Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью. Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Некоторые под весьма высокой горой разумеют страсть корыстолюбия, в которую враг старается вовлечь Иисуса; но они неверно думают. Ибо дьявол явился Ему чувственно, Господь же не принимал помышлений; да не будет! Итак, он чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке, и сказал: " все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне " . В силу своей гордости он считает мир своею собственностью. Это и теперь он говорит корыстолюбивым, что те, кто поклоняется ему, будут иметь в своей власти мир. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: " все это дам Тебе " , якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать. Тогда оставляет Его дьявол, - и се, ангелы приступили и служили Ему. Три искушения победил Господь: чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие. Это - главная из страстей. Следовательно, победив их, гораздо легче одолеть и остальные. Поэтому и Лука говорит: " и окончив все искушение " (Лк. 4, 13), хотя Господь победил только главные из них. Поэтому ангелы служили Ему, чтобы показать, что и нам после победы они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, ангелы служат всегда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Какой праздник Иосиф и Мария проводили в Иерусалиме? Сколько лет было Иисусу, когда Его взяли в Иерусалим? Что подумали Иосиф и Мария, когда при возвращении не было с ними Иисуса ? Что они сделали, когда не нашли Его между знакомыми? Где они нашли Иисуса? Что Он делал в храме? Что сказала Иисусу Его святая Мать? Как отвечал Ей Иисус? Что значили Его слова? Чему научает нас пребывание Отрока Иисуса в храме? 74. Крещение Господне (Мф. 3:13–17; Мр.1:9–11; Лк.3:21–23) Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пошел к Иордану креститься у Иоанна. Господь открыл Иоанну, что к нему пришел креститься Спаситель. Потому Иоанн говорил: «мне надобно креститься от Тебя». Но Иисус Христос отвечал Иоанну: «не удерживай Меня, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду (это значит: «на то воля Божия»)». Тогда Иисус вошел в реку и погрузился в воду. И когда Спаситель вышел из воды и молился, над Ним раскрылось небо и Святой Дух в виде голубя сходил на Него. В это же время с неба был слышен голос Бога Отца: «Это – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мы празднуем Крещение Господне 6 января (19 января). Этот праздник мы называем еще днем Богоявления, потому что при крещении Иисуса Христа явилась Святая Троица: Бог Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в Иордане, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Что сделал Иисус Христос, когда Ему было тридцать лет? Что Господь открыл Иоанну? Что говорил Иоанн Иисусу Христу? Что отвечал ему Спаситель? Что случилось в то время, когда Иисус Христос выходил из Иордана? Кто явился в виде голубя? Что говорил с неба Бог Отец? Когда мы празднуем день Крещения Господня? Почему этот праздник называется Богоявлением? 75. Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф.4:1–11; Лк.4:1–13; Мк.1:12–13) После крещения Иисус Христос пошел в пустыню и пробыл там сорок дней и сорок ночей в молитве и посте, не вкушая никакой пищи. Наконец, Он почувствовал голод. И приступил к Нему диавол и сказал: «если ТыСын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Иисус сказал ему в ответ: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим от Бога». Потом диавол поставил Иисуса Христа на кровлю храма иерусалимского и говорит Ему: «если ТыСын Божий, бросься вниз, ибо Господь повелит Своим Ангелам и они на руках понесут Тебя, так что Ты даже не споткнешься о камень». Иисус сказал диаволу: «не искушай Господа Бога твоего». Наконец, диавол возвел Иисуса Христа на очень высокую гору, показал Ему все царства мира и говорит Ему: «все это я отдам Тебе, если Ты поклонишься мне». Но Иисус Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана, ибо только Господу нужно поклоняться и Ему одному служить». После этого диавол оставил Господа, и Ангелы приступили и служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   В числе этих грехов самый тяжкий может быть тот, что Он не только объявил Себя Мессией, но и считает Себя Сыном Божиим, равным Богу. Это именно искушение через несколько часов мы услышим из уст первосвященников во время суда над Иисусом, когда Он на заклинание Каиафы: Ты ли Христос, Сын Благословеннаго? объявил, что Он действительно Сын Божий и архиерей, считая это хулою на Бога, разорвал на себе одежды и объявил Его достойным смерти.    То же услышим из тех же уст и при Кресте, когда архиереи говорили: если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него, если Он угоден Ему: ибо Он сказал: Я Сын Божий (Мф. 27:42,43). Такия же мысли, вероятно, искушая Иисуса, внушал ему и диавол, но с большею дерзостью: «Объяви Себя царём Израилевым, — может быть, говорил искуситель Иисусу, — сотвори чудо, покажи знамение с Неба, и все уверуют в Тебя, и Ты уйдёшь от креста. Если Ты Сын Божий, если Ты угоден Богу, то чаша страданий пройдёт мимо Тебя; Твои ученики останутся при Тебе, и Ты откроешь Царство Божие на Земле. Не бойся того, что у Тебя нет войска и нет оружий для сражения с многочисленными врагами Твоего народа. Весь Израиль поголовно станет под Твои знамена и возстанет против своих угнетателей, Римлян, и готов будет защитить Тебя от всех врагов.    Если же и сил всего народа недостаточно будет для начатой Тобою борьбы, то обратись к Отцу Небесному, и Он пошлёт Тебе целые легионы ангелов, которые поразят всех противящихся Тебе».    Долги и мучительны были эти искушения, тяжелы страдания Иисуса. В изнеможении Он, коленопреклоненный, пал лицем на землю; кровавыя капли пота оросили чело и лицо Его. Но Он не пал духом, и с твёрдою решимостью произнёс в 3-й раз: не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42). Искушения диавола были и на этот раз отражены, и он отступил от Него. С Неба явился Ангел и укрепил Подвигоположника на новыя предстоящия страдания.    Встав от молитвы и пришед к ученикам, Иисус нашёл их всё ещё спящими и, разбудив их, повелел им бодрствовать и молиться. Вот наступает час, когда Сын Человеческий будет предан в руки грешников: потому что приблизился предающий Его. В это время действительно появился Иуда с толпою слуг архиерейских, чтобы взять Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

– «Живаго»: истинного Бога, в противоположность божествам языческим, ложным, мертвым, не истинным. Он один – источник жизни всех существ во времени и в вечности. Мф.16:17 . Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; «Симон, сын Ионин»: ср. Ин.1:42,21:16–17 . «Поскольку ты проповедал Отца Моего, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: сын Ионин; но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Иисус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр – сын Ионин, т.е. одной сущности с родившим, присовокупил» и пр. (Злат., ср. Феофил.). – «Не плоть и кровь открыли тебе»: выражение – плоть и кровь – означает иногда человека, и притом со стороны его несовершенств, в противоположность совершеннейшему Богу ( Гал.1:16 ). Посему выражение это значит: не какой-либо человек открыл тебе это; исповедание твое заимствовано не от кого-либо из людей, но открыто Отцом небесным. «Конечно, если бы Петр исповедал Его сыном не в собственном смысле и не от самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения. Если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства... За что же Петр называется блаженным? За то, что он исповедывал Его истинным Сыном. По сей-то причине Иисус Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл ему... дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и дабы ты верил, что слова сии не суть человеческое мнение, но божественное учение» (Злат.). Мф.16:18 . и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; «Ты Петр»: Петр с греческого значит камень, скала, – то же, что сирохалдейское – Кифа. Господь дал имя это Симону еще ранее, при первой встрече с ним, только взглянув на него ( Ин.1:42 ), по божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно – Петр – камень, скала твердая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Для оклеветания Христа распинают с Ним двух разбойников, дабы и Он признан был таким же беззаконником, как те. Но они были образом двух народов - иудейского и языческого, ибо оба были равно беззаконны и поносили Христа, подобно как и разбойники сначала поносили оба. Потом же один, познав Его, исповедал Царем, по каковой причине и сказал: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . Так и языческий народ исповедал Христа. Другой же разбойник, иудейский народ, продолжал хулить. Дьявол же понуждал говорящих " если Ты Сын Божий, сойди со креста " с тою целью, чтобы Христос, быв раздражен, сошел со креста и чтобы нарушил дело спасения всех крестом. Но Христос есть Сын Божий и не послушался врага, дабы и ты научился, что не должно слушаться ухищрений дьявола, но - творить добро, хотя бы люди и имели о тебе худое мнение. Случившаяся тьма произошла не по естественному порядку, как бывает она естественно вследствие, например, затмения солнца. Ибо в четырнадцатый день луны никогда не бывает затмения. Солнечное затмение бывает только в следующем случае: когда луна только что нарождается, тогда и бывают естественные затмения солнца. Но при распятии Христа был несомненно четырнадцатый день луны, ибо тогда совершалась пасха: следовательно, тьма была неестественная. Притом тьма эта была вселенскою, а не частичною, как, например, в Египте, - дабы явно было, что тварь соболезнует страданию Творца и что отступил от иудеев свет. Иудеи, требующие видеть знамения с неба, пусть увидят теперь солнце помраченное! Так как человек создан был в шестой день, а вкусил от древа в шестой час, - ибо это час ядения, - то Господь, воссозидая человека и, врачуя падение, пригвождается к древу в шестой день и в шестой час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Ответил Иисус и сказал им: разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его. Сказали Ему Иудеи: в сорок шесть лет был построен Храм этот, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же Он воздвигнут был из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус 2125 . Знамение, вера, воскресение, Храм. Стоит убрать 20–ю главу, и весь этот инцидент, как и его объяснение, теряет смысл. А если принимать ее во внимание, читатель видит, что с воскресением Иисуса на Храм падает осуждение и что сам Иисус становится тем местом, тем средством, через которое познается присутствие и прощающая любовь Отца. Этот же смысл имеют слова Иисуса, обращенные к самарянке, что придет час, когда истинно поклоняющимся не нужно будет место, привязанное к географии, потому что они поклоняются Отцу в духе и истине (4:20–24). И тут мы подходим к пятой теме, которая проходит через евангелие и достигает кульминации в главе 20: самопонимание Иисуса у Иоанна. «Я знаю, что придет Мессия», – говорит самарянка, а Иисус отвечает: «Это Я» 2126 . Эта тема, и даже в большей мере, чем прочие, заслуживает монографии, тогда как тут ей можно посвятить лишь один–два абзаца. Категория «мессианства» занимает у Иоанна центральное место, как и у Павла, о котором в связи с этим я говорил раньше; в первом случае сильнее, чем у Павла, выражена текучесть категорий: между иудейской, все еще сохраняющей «царские» и национальные тона, – и титулом «Сын Божий» в полностью «божественном» смысле. Это ясно показывает сочетание однозначно «высокой» христологии пролога (1:1–2, 14, 18) со словами Иоанна Крестителя («И я увидел и засвидетельствовал, что это Сын Божий», 1:34) и темой «нахождения Мессии» в 1:41, 45, а также с необычным местом 1:49 («Равви, – восклицает Нафанаил, – Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!»). Кажется, говорящие употребляют титул «Сын Божий» в чисто «мессианском» смысле, но Иоанн хочет, чтобы читатели услышали тут начальное исповедание сокрытой истины, которую открыл пролог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010