Если раздражение, обнаруженное Фридрихом II по прочтении русских мирных условий, было неискреннее, то, наоборот, вполне искренне было неудовольствие Екатерины, высказавшееся по прочтении письма прусского короля от 4 января (н. с.) 1771 года. «Если б зависело от меня, – писал Фридрих, – я без труда подписал бы мирные условия, требуемые от Порты в. и. в-ством. В приобретениях ваших я видел бы усиление первого и самого дорогого из моих союзников, и приятна была бы мне возможность дать ему этот новый знак моей преданности. Но надобно обращать внимание на множество различных интересов в таком сложном деле, как мирные переговоры, и потому не всегда можно позволять себе то, чего желаешь. В этом положении нахожусь и я теперь. Ваше и. в-ство увидите из нового объявления Порты, сделанного мне и венскому двору, что г. Обрезков будет освобожден немедленно, как только будет принята статья о посредничестве. В. и. в-ство спрашиваете меня, каково мое мнение насчет образа мыслей венского двора. Я имею право думать, что он искренне желает возобновления мира в своем соседстве и в случае посредничества будет действовать беспристрастно, однако не согласится на мирные условия, прямо противоположные его интересам. Внушения Франции до сих пор не поколебали его системы нейтралитета; но я не поручусь за его поведение в случае продолжения войны». В мемуаре, приложенном к письму, король заявлял, что он не может сделать никакого употребления из русских мирных условий ни в Константинополе, ни в Вене из боязни повредить русским интересам. С одной стороны, новая декларация Порты доказывает неизменное решение вести переговоры только путем посредничества, до которого допускаются только Пруссия и Австрия; с другой – король видит невозможность заставить венский двор принять все русские мирные условия, король опасается, что сообщение условий побудит Австрию вооружиться против России. Турки ни за что не согласятся уступить Валахии и Молдавии, не согласятся также, чтоб чужая держава утвердилась в архипелаге; независимость крымских татар, которых хан может быть наследником оттоманского престола, встретит величайшее затруднение с турецкой стороны; и надобно бояться, чтобы Порта, доведенная до крайности, не бросилась в объятия венского двора и не уступила ему Белград и все свои завоевания в последнюю войну для приобретения его покровительства и помощи против России. Австрия скорее решится на войну, чем позволит какое-нибудь изменение в положении Молдавии и Валахии; наконец, приобретение Россиею острова на архипелаге возбудит подозрение как в Вене, так и во всех итальянских государствах. Напрасно было бы надеяться посредством самых обольстительных предложений заставить Австрию переменить свои взгляды на этот предмет. Все, что русская императрица может получить, – это две Кабарды, Азов с округом и свободное плавание по Черному морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 772 г., после вторжения короля лангобардов Дезидерия в Папскую область, папа Римский Адриан I обратился за помощью к К. В., к-рый в сент. 773 г. с огромным войском вошел в Сев. Италию и в неск. сражениях разбил лангобардов. Дезидерий укрылся в хорошо укрепленной Павии, столице своего королевства. Франки осадили город. Адельгис, сын Дезидерия, вместе со вдовой и с детьми Карломана нашел убежище в Вероне. Часть франк. войска двинулась на юг, попутно захватывая города и крепости. После недолгой осады в февр. 774 г. Верона сдалась. В апр. того же года франки подошли к Риму, где папа Адриан I оказал К. В. торжественный прием. В июне, не выдержав тягот осады, Дезидерий сдался, приказав открыть ворота Павии и отдать город на милость короля франков. Королевство лангобардов вошло в состав Франкской державы, в нем сохранялись прежняя административная структура, законы, большинство должностных лиц остались на своих постах. В июле 774 г. в Павии состоялась коронация К. В. как «Божией милостью короля франков и лангобардов» (per misericordia Dei rex Francorum atque Langobardorum). Адельгис бежал в Византию, был принят в К-поле и получил сан патриция. Два года спустя при поддержке герц. Ротгауда Фриульского и представителей знатных лангобардских семей он попытался поднять мятеж, чтобы вернуть лангобардскую корону. В 776 г. К. В., вновь прибыв в Италию, жестоко подавил восстание лангобардской знати. Оставшиеся в живых мятежники были лишены земель и имущества и переселены во внутренние области королевства франков. Сопротивление франкам в Италии могли оказать полунезависимые лангобардские герц-ства Сполето и Беневенто. Сполетское герц-ство признало власть К. В., а герц-ство Беневенто, напротив, оказало ему отчаянное сопротивление. Беневентский герц. Арихис был женат на дочери кор. Дезидерия и потому считал себя законным претендентом на лангобардское наследство. Сын Дезидерия Адельгис, бежавший в Византию, способствовал активизации контактов Беневенто с К-полем и появлению в герц-стве влиятельной провизант.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

В начале инструкции говорилось: «Св. Синод сам довольно ведает, что познание слова Божия есть первое основание благополучия народного и что из сего источника истекает вся народная добродетель. Но мы с прискорбием видим, что народ наш простой весьма удален еще от должного исправления, так что и самые многие священники не токмо не ведают истинного пути к просвещению народному, но и, будучи сами часто малограмотные, нередко простому народу служат собственными примерами к повреждению. Св. Синод ведает и то, сколь великий соблазн в законе, а паче в нашем православном, когда имущество церковное расточается иногда на временные житейские попечения, а вечные и богоугодные дела остаются в забвении или и вовсе в уничтожении». Комиссия должна была спешить своим делом: 12 декабря в присутствии императрицы в Сенате читалось донесение, что монастырские крестьяне в числе 8539 душ не дали подписок, что будут послушны монастырским властям. В одной из записок своих Екатерина говорит, что заводских крестьян в явном возмущении было 49000 человек, а монастырских и помещичьих – до 150000. В другой записке императрица говорит, что заводских крестьян посланы были унимать генералы – князь Александр Алексеевич Вяземский и Александр Ильич Бибиков, которые «не единожды принуждены были употребить против них оружие и даже до пушек». В инструкции кн. Вяземскому был поставлен вопрос: нельзя ли заменить приписных к заводам крестьян вольнонаемными работниками? Вопрос должен был решиться отрицательно по малочисленности народонаселения сравнительно с пространством. 15 октября Сенат получил указ императрицы: так как в России много непоселенных мест, а многие иностранцы просят позволения поселиться, поэтому ее и. в-ство дозволяет Сенату принимать в Россию без дальнего доклада всех желающих поселиться, кроме жидов. Несмотря, однако, на исключение жидов, многим могло не понравиться позволение селиться иностранцам-иноверцам, и потому в указе было прибавлено: «Ее и. в-ство надеется со временем чрез то умножить славу Божию и его православную греческую веру и благополучие здешней империи».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Король назначил 8 мая для приема Сальдерна. В этот день Сальдерн вместе с Фалкенштейном отправились в Шарлотенбург. Вошедши в королевский кабинет, Сальдерн нашел Фридриха II стоящим посредине и начал свою речь: «Ее импер. в-ство всероссийское приказало мне уверить ваше в-ство в своем безграничном уважении (de son estime sans bornes) и в своей непоколебимой дружбе (à toute épreuve), равно как отдать вам отчет, в каком расположении я нашел короля и республику Польскую относительно Пруссии, особенно же изложить вам ее виды касательно многих вопросов, важных для вашего в-ства и для нее». «Я очень чувствителен, – отвечал король, – к этому новому уверению в дружбе со стороны императрицы. Я ничего так не желаю, как сохранения этой дружбы; теперь без церемонии пофилософствуем и пополитиканствуем». Сказавши это, Фридрих начал ходить по комнате, в которой едва можно было сделать шесть шагов вперед. Сальдерн хотел было оставаться на ногах посредине кабинета, но король велел ему ходить с собою. «Ну как же расположены ко мне в Польше?» – спросил Фридрих. Сальдерн отвечал, что король и все министерство расположены как нельзя лучше, и в доказательство представил, что главная таможня приведена в бездействие, а на будущем сейме будет совершенно уничтожена. Король улыбнулся и сказал: «Вы скоро обделали это дело в Польше, но для меня все равно». Сальдерн отвечал, что, по его мнению, Польша не могла оказать большего уважения к совету императрицы и к желанию его величества. «Это смотря по тому, как дело растолкуешь», – сказал король и распространился о том, что надобно непременно оставить Польшу в том же положении, в каком она теперь, что никогда не выйдет ничего хорошего из какой-нибудь существенной перемены, что надобно думать о будущем; хотя нынешнего короля и нечего бояться, но соседи должны иметь правилом, что всякая перемена в форме республики может быть вредною в будущем. «Кстати, – сказал Фридрих, – у вас еще думают позволить полякам уничтожить liberum veto?» Сальдерн покраснел и отвечал: «Государь, у нас об этом никогда не думали».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Новый президент, О. Р. Бенавидес Ларреа (1876-1945), запретил АПРА и Коммунистическую партию П. После неудачи на выборах 1936 г. Бенавидес совершил гос. переворот, продлив свои полномочия до 1939 г. В тот период развивалось сотрудничество с тоталитарными режимами Испании, Италии и Германии. В 1939-1945 гг. Президентом П. был М. Прадо-и-Угартече (1889-1967). При нем, в 1942 г., отношения со странами «оси Берлин-Рим-Токио» были разорваны, а в 1945 г. П. объявило войну Германии. Согласно проведенной в 1940 г. переписи населения, в стране проживало 98,5% католиков и 0,9% протестантов, 0,4% населения исповедовало др. религии, 0,1% были атеистами, 0,08% не указали свою религ. принадлежность. В 50-х гг. ХХ в. больше половины священников (800 из 1500) составляли иностранцы. 18 февр. 1946 г. Пий XII назначил 1-го перуанского кардинала, к-рым стал архиеп. Лимы Хуан Гуальберто Гевара (1945-1954). С тех пор кардиналом всегда становился архиепископ Лимы. (В 2018 2-м перуанским кардиналом наряду с архиеп. Лимы Хуаном Луисом Сиприани Торном (1999-2019) стал архиеп. Уанкайо (с 2004) Педро Рикардо Баррето Химено.) 23 мая 1943 г. еп-ство Куско было возведено в ранг архиеп-ства. В 1955-1989 гг. архиепископом Лимы был Хуан Ландасури Рикеттс (1913-1997). Он начал строительство новых приходов, нехватка к-рых стала особо ощущаться из-за быстрого роста городов. В 1958 г. Конференция католических епископов П. опубликовала «Пастырское послание перуанских епископов о некоторых аспектах социального вопроса в Перу», в к-ром содержался призыв к глубоким социальным преобразованиям. В 50-60-х гг. XX в. произошли крупные изменения в структуре Церкви: в 1958 г. учреждены епископства Абанкай и Уачо, в 1959 г.- территориальная прелатура Сикуани, в 1967 г.- еп-ство Кальяо. В 60-х гг. XX в. католич. духовенство П., как и др. стран Лат. Америки, по-разному отреагировало на решения Ватиканского II Собора (1962-1965) и II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия) (1968), а также находилось под влиянием освобождения теологии и харизматического движения католич.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

После этого Румянцев получил письмо от хана (от 11 октября): «Признаться должен, что как я в рассуждении всевысочайшего ее и. в-ства ко мне, всему крымскому и ногайскому татарскому народу монаршего милосердия в ханы взведен и вся область независимою мне подвластною сделана, то я без чувствительности на такую новость (вывод христиан), а народ без удивления смотреть не могли, ибо по всемилостивейше признанном мне самодержстве если б я предварен был, то б неотменно с лучшим порядком без огорчения и с меньшим иждивением сей вывод по моему искреннему усердию сходно с высочайшею волею воспоследовал. Я благонадежен, что в. с-ство по своему просвещению рассудить можете, сколько меня тронуло, что мне не подан способ в сем случае доказать готовность мою к исполнению монаршего соизволения в знак моей искренней благодарности за толь многие мне явленные высочайшие благодеяния и милости. В. с-ство всепочтеннейшим письмом меня уверить соизволили, что ее и. в-ства всевысочайшая воля гласит выводить одних только тех христиан, кои добровольно на то согласятся, о чем я почтенному господину генералу Суворову и г. резиденту сообщил, но они, и на сие невзирая, многих к тому угрозами принуждали, отзываясь, что они знают, что делают, почему я и не хотел в то более вмешаться». В то же время Румянцев получил от членов крымского правительства жалобу на русских солдат, которые разоряют татар и называют их изменниками. Главнокомандующий немедленно отправил ордер Суворову, чтоб этого ни под каким видом более не было, «ибо по обстоятельствам должны мы им всячески менажировать, а тем больше удалять от них всякое озлобление и притеснение, потому они от некоторого времени поступают в точность наших предположений и при самом явлении на возмущение их страшного турецкого флота пребыли они тверды и непреклонны». Вражда между ханом, Суворовым и Константиновым продолжалась; резидент доносил, что хан сбирается бежать на Кубань и даже в Персию. Румянцев брал прямо сторону Шагин-Гирея. «Я ни хана, ни резидента лично не знаю, – писал он императрице (2 декабря), – а по собственному вашему о первом описанию и по его поведению должен он быть качеств, татарам не свойственных, по делам же поставится в роде людей и весьма отличных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К кон. XIII в. территория совр. Л. окончательно оказалась под властью католич. Церкви и нем. феодалов. В границах совр. Л. и Эстонии сложился конгломерат феодально-духовных гос-в, просуществовавший до 1561 г.: Рижское архиеп-ство (до 1255 еп-ство), гос-во Ливонского ордена (с 1237 преемник ордена меченосцев), Семигальское (Земгальское; упразднено в 1251) и Курляндское (Курземское) еп-ства. Духовным главой Ливонии был архиепископ Рижский. Все местные народы стали паствой Рижского диоцеза. Однако в религ. лексике латыш. языка значительная часть терминов имеет древнерус. или церковнослав. происхождение (напр., baznca (божница), gre  ks (грех), gave  t (говеть), krists (крест) и др.). С ними сосуществовали попавшие позже в латыш. язык в небольшом количестве христ. термины из нем. языка. Сохранение правосл. лексики обусловлено тем, что богослужение в католич. церкви велось на латыни, а затем на немецком - языках, непонятных или плохо понятных для коренного населения. В ходе завоевания сложились 2 формы землевладения - ленное и доменное (с центрами в епископских и орденских замках). Число нем. ленников постоянно росло. Их права регламентировались рыцарским правом, составлявшимся в XIV-XV вв. по образцу «Саксонского зерцала». В результате расширения привилегий в XV в. нем. ленные владения фактически стали частной собственностью, местная знать, подчинившаяся завоевателям,- мелкими ленниками, т. н. лейманами, владевшими землей по праву, отличавшемуся от права немецких ленников. Они несли военную и пограничную службу, в XV-XVI вв. выполняли вспомогательные обязанности в походах (ремонтировали оружие, доспехи и т. д.). В XIII-XIV вв. большинство местного населения оказалось на положении феодально-зависимого крестьянства, обязанного помимо обычных феодальных повинностей отрабатывать «кровавую десятину» - участвовать в военных походах. С кон. XIII в. основной формой эксплуатации стала барщина. По мере расширения барской запашки наделы крестьян сокращались, в XV в. кроме крестьян-хозяев появились безлошадные («одноногие») и безземельные (бобыли) крестьяне. Поселения деревенского типа сменялись малыми деревнями и хуторами, принадлежавшими одному феодальному владению и объединенными вместо сельской общины в пагаст или вакку (у ливов). Крестьяне находились в полной правовой зависимости от феодала.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В соответствии с «Условиями...» Ливонский орден подлежал секуляризации и роспуску. Большая часть земель ордена (в т. ч. важная в стратегическом отношении Рига) переходила непосредственно под управление кор. Сигизмунда и преобразовывалась в герц-ство Задвинское в составе Литвы; меньшая часть была выделена в герц-ство Курляндия и Семигалия, становившееся родовым владением К. как вассала кор. Сигизмунда. Курляндское герцогство представляло собой область к югу от р. Зап. Двина (Даугава), которая имела вид длинной полосы, растянутой от запада к востоку; оно не было сплошной территорией, т. к. внутри его было немало чужих владений (см.: Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 414-415; Арбузов. 1912. С. 184-185). Из-за невозможности в краткие сроки добиться согласия от польск. сейма на присоединение Ливонии формально Ливония получила статус не части Литвы или Польши, но особого «личного наследственного владения» кор. Сигизмунда; при этом король брал на себя обязательство добиться освобождения Ливонии от вассальной зависимости по отношению к имп. Свящ. Римской империи и ее полноправного вхождения в союзное гос-во Литвы и Польши (Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 412). Статус провинций Ливонии как подчиненных непосредственно польск. королю остался неизменным и после Люблинской унии (1569), в результате которой Польша и Литва образовали единое гос-во - Речь Посполитую. В «Условиях...» было оговорено, что рыцари ордена, владевшие землями на территории созданного Курляндского герцогства, становились вассалами К. и получали все права польских дворян. В «Привилегиях...» закреплялось право ливонских дворян на их земельные владения, подтверждалась неизменность «германского управления» в Ливонии, т. е. всех действовавших правовых норм, договоров и обычаев. Т. к. мн. представители знати Ливонии к этому времени были протестантами, а кор. Сигизмунд оставался верным католицизму, специально была оговорена свобода вероисповедания: «Дабы оставалась священной и неприкосновенной религия, хранимая согласно евангельскому и апостольскому Писанию, Никейскому Символу и Аугсбургскому исповеданию» (Codex diplomaticus regni Poloniae. 1759. P. 243-244). 5 марта 1562 г. К. в Риге в присутствии рыцарей Ливонского ордена передал кн. Н. Радзивиллу ключи от орденских замков и печать ордена; рыцари сняли кресты и орденские мантии в знак сложения с себя духовного звания. К. принес присягу на верность кор. Сигизмунду и получил назад ключи от замков уже как вассал короля и «наместник Ливонии». Тем самым существование Ливонского ордена прекратилось ( Henning. 1848. S. 240-241; Schirren. 1885. Bd. 3. S. 285-287; ср.: Арбузов. 1912. С. 163; Klocke. 1931. S. 430).

http://pravenc.ru/text/1684285.html

«Этот поступок: Шефера, – писал Остерман, – происходит от того, что он со своей шайкой пронюхал нерасположение народа к войне и старается теперь подобру выйти из этого лабиринта для успокоения нации, почему так сильно и домогается об ответе с нашей стороны, чтоб в случае благоприятного ответа пресечь все движения, в противном случае продолжать их усиленно, даже собрать и чрезвычайный сейм». В Петербурге составлен был такой ответ Остерману для передачи Шеферу по поводу последней конференции: «С тех пор как король вступил на престол, ее импер. в-ство постоянно уверяла его в своей искренней дружбе к нему как близкому родственнику, в участии, какое она принимает в его благополучии, в доверии, какое она питает к его желанию установить совершенное согласие между двумя державами. Одушевляемая такими чувствами, императрица с новым доверием и с новым удовольствием приняла последние уверения короля. Ее импер. в-ство презирает тайные пути; во все свое царствование она вела свои дела на виду пред всей Европою; тем менее она могла изменить свое поведение относительно государя, находящегося с ней в таком близком родстве; по этому неизменному правилу своей политики она приказывает вам (Остерману) уверить, что во всем, что делалось и делается в ее государстве, не заключается ни малейшего намерения к нападению на Швецию. Первый шаг в перемене существовавшего порядка дел на Севере сделан не ею. Ее война с Турцией уже приближалась к окончанию, когда Швеция получила новую правительственную форму. От этой перемены и воинственных движений, непосредственно за нею последовавших и продолжающихся без перерыва до сего дня, враг России ободрился и мирные переговоры встретили препятствия, каких не было вначале. Императрица, естественно, должна была обратить внимание на то, что делалось в Швеции, а там велись усиленные приготовления к войне. В России же, наоборот, на северных границах постепенно являются войска, которые и прежде там были, но в последнее время были отправлены на юг вследствие неожиданного объявления турками войны; то же делается и относительно морских сил; и этим ограничиваются все военные распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1917-1918 гг. были назначены епископы в Минское и Каменецкое католич. еп-ства. По условиям Рижского договора (1921) земли современной Зап. Белоруссии вошли в состав Польши. На этой территории апостольской конституцией «Vixdum Poloniae» от 28 окт. 1925 г. (AAS. 1925. Vol. 17. P. 521-528) была создана Виленская церковная пров. (1925); она объединила Виленское архиеп-ство и Ломжинское и Пинское еп-ства. Согласно апостольской конституции, во Львовскую митрополию было переведено Луцкое еп-ство, отделенное от Житомирского еп-ства, оставшегося в составе Могилёвской митрополии. Оно управлялось администраторами и было полностью разгромлено советскими властями к сер. 30-х гг. XX в. В сер. 20-х гг. XX в. в составе Могилёвской церковной провинции насчитывалось 17 деканатов: Петроградский, Могилёвско-Горецкий, Витебский, Дриссо-Себежский, Полоцкий, Лепельский, Сенненский, Оршанский, Климовичско-Мстиславский, Чёриковско-Чаусовский, Рогачёвско-Быховский, Гомельский, Харьковский, Смоленский, Московский, Самарский и Пермский. В 1926 г. на территории Белорусской ССР, входившей в состав М. к. а., было 60 приходов, в которых служили 35 священников и насчитывалось 115 тыс. католиков. Советская власть усиливала репрессии против католич. духовенства. Хотя в 1921-1923 гг. католич. иерархи и клирики принимали активное участие в помощи голодающим Поволжья и др. регионов, весной 1922 г. в католич. храмах началось изъятие церковных ценностей. Против этого выступили мн. священники и миряне, нек-рые из них были осуждены за сопротивление. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) выразил озабоченность нарушениями религ. свобод и прав верующих в России. В марте 1923 г. в Москве состоялся суд над архиеп. Я. Ф. Цепляком, викарием К. Будкевичем, экзархом Л. Фёдоровым и др. представителями католич. духовенства и мирянами, которых обвинили в контрреволюционной деятельности и противодействии советскому религ. законодательству. Цепляк и Будкевич были приговорены к смерти, др. обвиняемые - к лишению свободы на срок от 3 до 10 лет. Под давлением международного общественного мнения смертный приговор Цепляку был отменен, вскоре архиепископа выслали из страны. Расстрел Будкевича вызвал протесты со стороны Папского престола, правительств ряда стран и общественных орг-ций, к-рые также негативно относились и к проходившему в тот же период процессу над свт. Тихоном , патриархом Московским и всея России.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010