150 . Старец же святой апа Шенуте увидел Деву Святую Марию, причем чаша с водой стояла перед ней. Она окунала в нее руки апы Псоте и кропила водой на овощи, говоря так: «Растите вверх и не прекращайте (расти)!». После этого она пожелала ему мира и удалилась в славе великой. Тогда понял наш отец апа Шенуте, что святой апа Псоте – избранный праведник, и Господь Иисус с ним во всех делах, которые он творит. 151 . Случилось еще однажды, что сидел наш отец апа Шенуте, говоря с мирянами, и ворон спустился на судно над ними и закричал. Тогда один из людей, сидевших с нашим отцом, взглянул вверх на ворона и сказал: «Добрая весть в твоем клюве, (о) ворон?». 152 . Наш отец же апа Шенуте вздохнул, говоря: «О глупость, овладевшая сынами человеческими! Откуда этому ворону знать добрую весть? Разве он посланник твоего отца? Нет, мой сын, не положи в своем сердце в другой раз слушать эту птицу, но она взывает к Господу, чтобы Он уготовил ей пропитание. Разве ты не слышал псалмопевца Давида, говорящего: „Тот, Который дает пищу животным и птенцам воронов, тем, которые призывают Его“» 194 ? 153 . Ибо многие люди ищут знамения в крике птиц, и в солнце, и в луне, и в звездах. Это все – дурное идолопоклон-ство, ибо написано: «Душа, которая будет делать это, да истребится душа та из народа» 195 . И многие еще надеются на князей этого мира, что никакое зло не постигнет их. Они не знают, что если Бог отвратит Свое лицо от них, они не смогут устоять и один час. Ибо написано: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, ибо их дух изыдет из них, и они возвратятся в землю: в день тот погибнут все их помышления. О, блажен тот, помощник которого – Бог Иакова, и твердо его упование на Господа его Бога» 196 . 154 . Случилось еще, когда наш отец апа Шенуте пошел в пустыню, вот Господь Иисус явился ему и говорил с ним. Когда же они шли вместе, они пришли к мертвому, лежащему на горе. Наш отец апа Шенуте повергся ниц и поклонился Господу, говоря: «Мой Господь и мой Бог, уже много лет прохожу я мимо этого мертвеца и не знаю, кто бросил его в этом месте».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

(17) Можно достать множество этих списков: ученики их усердно переписывали то, что учителя, по их словам, исправили, то есть испортили. Возьми Ермофиловы – опять разлад с другими. Аполлонидовы противоречат сами себе. Можно сравнить ранние с переделанными позже – несогласий множество. (18) Сколько дерзости в этом преступлении, они, вероятно, понимают и сами. Они или не верят, что Священное Писание – это слова Духа Святого, – тогда они люди неверующие, – или они считают себя мудрее Духа – тогда они одержимы демоном. Они не могут отречься от этого преступления, потому что списки их собственноручные. Не такому писанию обучали их оглашатели, и они не могут показать подлинник, с которого списывали. (19) Некоторые решили, что и подделывать Писание не стоит: они просто отвергли Закон и пророков и, объявив свое безбожное учение благодатным, дошли до «бездны погибели " ». Цит. по: Евсевий Кесарийский . Церковная история. Книга 5, глава 28.//Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1993. С. 196 – 198. 22 Безоче(ь)ство (церк.-слав.) – настойчивость, неотступность в прошении о чем-либо (как бы с закрытыми, ничего не видящими очами), доходящая до неприличия и наглости. Господь в одной из притч, говоря об этой человеческой черте, похвалил настойчивого просителя за неотступность. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его [слав.: за безочеьство его], встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят [ Лк. 11, 8 ]. 23 Пакибытие (церк.-слав.) – возрождение, новая жизнь. Банею пакибытия называют Таинство Крещения. 26 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих или неверных обидевших и тем устрашить хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, будучи ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874/[над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– «Не судите, да не судимы будете, – раздался голос Христа, – ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» . Макаровна, услышав знакомый голос, упала на колени и, вся просиявшая, словно молодость вернулась к ней, проговорила: – Батюшка, Спаситель наш, прости меня грешную… украла… с голоду… – Господин пристав, – строго сказал председатель, – распорядитесь убрать отсюда этого сумасшедшего. Но старичок пристав не мог сдвинуться с места. Христос повернулся к присяжным и сказал: – «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „Дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» . – Позвольте вас предупредить, – возвысил голос председатель, – что виновный в оскорблении суда подлежит строгой ответственности! – Помяни меня, родименький, во Царствии Твоем! – прошептала Макаровна и упала на пол. Жандарм попробовал было поднять ее, но она грузно опустилась снова. – Померла, ваше-ство! – Объявляю перерыв на полчаса, – сказал председатель. – Уберите этого!.. Но Христос стал невидим. Медленно прошли в свою комнату присяжные. Молча стала расходиться публика. Макаровну унесли. IV Был храмовый праздник в церкви Вознесения. Народу набралась такая масса, что даже оба клироса были переполнены. Перед иконой праздника, словно горящий сноп соломы, ярко пылали свечи. О. Никодим в лучших светлых ризах чинно совершал литургию. Он был человек простой, набожный. Любил свой храм, любил хороших певчих и особенно кадильный дым. Эта любовь осталась у него с детства; бывало, отец приходил от всенощной благословлять его на сон грядущий, от него так славно пахло ладаном. Староста у входа едва успевал продавать свечи и просфоры. Деньги звонко звякали на всю церковь, смешиваясь с тихим пением церковных гимнов. – Не задерживайте; проходите, проходите, – мягко, но внушительно говорил староста тем, которые останавливались у конторки проверять сдачу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Будем наблюдать за собою, чтобы не рождалось в нас даже и малого сомнения, отречься ли нам или решиться на исповедниче–ство, чтобы не простерлось и нас слово Илии: Долго ли вы будете хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему(3 Цар. 18:21).  Вероятно, некоторые будут над нами насмехаться; соседи, нас окружая и покачивая головами (Пс. 21:8; Мф. 28:39), будут издеваться над вами. Мы же, если это случится с нами, будем к Богу взывать: Ты содеял нас поношением у соседей наших; отдал нас на посмеяние и поругание живущим вокруг нас: Ты сделал нас притчею между язычниками, [которые стали относится к нам как к людям чрезвычайно странным и жалким], предметом, на который головой кивать стали народы. Целый день стоит предо мною посрамление мое, и стыд мой покрывает лицо мое от голоса насмешника и клеветника, от взоров врага и преследователя (Пс. 43:14 —17). Кроме того, должны мы обращаться к Богу и с праводуш–ным словом пророка: Все это пришло на нас, но мы не забывали о Тебе и не преступили с Тобой завета, и сердце наше не отступило [от тебя] (Пс. 43:18–19). Будем помнить о том, что уже в этой жизни, размышляя о путях, которые вне ее, мы должны взывать к Богу: Ты уклонил мши стези от пути Твоего, (т. е. от пути блаженства, которым шел человек прежде, чем начал жить этой земной жизнью] (Пс. 43:19). Помнить должны мы и о том, что это место, [эта земля], на котором мы находимся в состоянии уничижения, для души есть место наказания. Будем поэтому взывать к Богу молитвенно: Ты смирил нас в месте уничижения [нашего] и покрыл нас тению смертною (Пс. 43:20). Но, проникаясь надеждой, будем мы и такое слово напоминать себе: Если мы забудем имя Бога нашего и прострем руки наши к какому–либо чуждому богу, то не взыщет ли Он (с нас за это] (Пс. 43:21)? Но не только публично будем свидетельствовать о своей вере, айв сокровенных глубинах своей души будем исповедовать ее совершеннейшим образом, чтобы иметь нам право вместе с апостолом восклицать: Потому что это наша похвала, свидетельство совести нашей, что мы в святости и чистоте пред Богом жили в мире (2 Кор. 1:12). К слову апостола присоединим и слово пророка: Он знает тайны сердца (Ис. 43:22); особенно когда, ведомые на смерть, мы должны будем взывать Богу словами, с какими к нему могут обращаться только мученики: За Тебя нас умерщвляют каждый день (т. е. ежедневно мы подвергаемся смертной опасности; или: каждый день из нас кто–нибудь бывает умерщвляем); считают за овец обреченных на заклание (Пс. 43:22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

в) Церковь есть общество духовное, по своему характеру и цели и в этом смысле есть «царство не от мира сего» ( Ин.18:36 ), но вместе с тем есть общество видимое, отличающееся от других человеческих обществ, но не отдельное от них и состоящее в связи с ними, по единству их членов и по единству высшей цели всех человеческих обществ: утверждения нравственного порядка в мире человеческом. Как общество, состоящее из людей, Церковь не может ограничиваться одною внутренней и духовною своею стороною, без внешнего выражения. Отделяя внутреннюю, духовную сторону Церкви от внешней и видимой, протестанты разделяют неразделимое в жизни, низводят Церковь на степень общества, пытающегося только осуществить на земле невидимую Церковь, которой видимая никогда не существует (ist incongruenz). Но Церковь Христова, хотя только созидается и возрастает на земле, тем не менее в каждом своем возрасте есть истинная Церковь, есть тело Христово живое, духовное, но вместе и видимое. г) Жизнь Церкви, её создание и возрастание, состоит в совокупном действии всех её членов по мере дарования, какое они получают от Духа Святого. Состав её членов слагается из иерархии и паствы. Никакое обще- —96— ство не может существовать без представителей и органов, облеченных властью, в особенности Церковь , как общество, имеющее не человеческое, а божественное происхождение. Господь Иисус Христос Сам избрал апостолов; Он сказал им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Он же поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, то есть Церкви ( Еф.4:11 ). «Дух Святый поставляет их преемников пасти Церковь Господа и Бога, южо стяжа кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Богоустановленная иерархия имеет Богодарованную власть, во 1-х, учить или проповедовать всем Христианское учение. Об этой власти говорит ап. Павел: «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедников? и как проповедовать, если не были посланные?» ( Рим.10:14:15 ). Следовательно для того, чтобы учить в Церкви Христовой, надобно быть поставленным для этой цели; во 2-х, власть совершать священнодействия и устроять порядок богослужения; наконец, в 3-х, власть управления, или пасения церковного общества, которую Господь дал нам, говорит ап. Павел, к созиданию Церкви ( 2Кор.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Ваш билет? — спросил сторож неизвестного. Но Он тихо взял его руку, отстранил и прошёл далее. И сторож также остался неподвижно прикованным к своему месту. Христос взошёл в суд. В непонятном смятении, словно застигнутые на месте преступления, присяжные встали со своих мест. Публика отшатнулась от решётки, через которую смотрела. Члены суда, прокурор быстро подошли друг к другу. Один председатель, не двигаясь, сидел на своём месте. — Прошу вас удалиться из залы заседаний! — с трудом выговаривая слова, сказал он. — «Не судите, да не судимы будете, — раздался голос Христа, — ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Макаровна, услышав знакомый голос, упала на колени и, вся просиявшая, словно молодость вернулась к ней, проговорила: — Батюшка, Спаситель наш, прости меня грешную... украла... с голоду... — Господин пристав, — строго сказал председатель, — распорядитесь убрать отсюда этого сумасшедшего. Но старичок пристав не мог сдвинуться с места. Христос повернулся к присяжным и сказал: — «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего " , а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». — Позвольте вас предупредить, — возвысил голос председатель, — что виновный в оскорблении суда подлежит строгой ответственности! — Помяни меня, родименький, во Царствии Твоём! — прошептала Макаровна и упала на пол. Жандарм попробовал было поднять её, но она грузно опустилась снова. — Померла, ваше-ство! — Объявляю перерыв на полчаса, — сказал председатель. — Уберите этого!.. Но Христос стал невидим. Медленно прошли в свою комнату присяжные. Молча стала расходиться публика. Макаровну унесли.  IV Был храмовый праздник в церкви Вознесения. Народу набралась такая масса, что даже оба клироса были переполнены. Перед иконой праздника, словно горящий сноп соломы, ярко пылали свечи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

Для чего прикоснулся? Для того, чтобы показать тебе, что Он не раб, подчиненный закону, а Владыка, стоящий выше закона. Чем же Он исполнил закон? Тем, что сказал: «Хочу, очистись» , а не тотчас коснулся его. Предшествовало слово, прогнало болезнь, а потом Он коснулся нечистого и сказал: «Хочу, очистись» . Как? «И он тотчас очистился от проказы» ( «Абие очистися» ). Евангелист не нашел выражения, — потому что слово «абие» ( «тотчас» ) выражает не так скорое действие, — не нашел выражения, соответствующего быстроте действия. «Тотчас» , т. е. как? В то самое время, как было произнесено слово, уничтожилась болезнь, прошла проказа, и прокаженный стал чистым. Затем Он говорит: «Покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» ( «шед покажися иереови, и принеси дар, егоже повеле... Моисей, во свидетел ь ство им» ). Кому? «Иудеям, чтобы они не говорили, что Я нарушил закон. Я исцелил, и говорю: принеси законный дар, чтобы в тот день прокаженный обвинил их, сказав: Он повелел мне принести дар по закону». И как многое Христос совершал ради иудеев, чтобы сделать их во всем безответными, так Он поступил и здесь. «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» ( «Помилуй мя: дщи моя зле беснуется. Он же не отвеща ей словесе, и приступлше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас» . Что же Он? «Я послан , — говорит Он, — только к погибшим овцам дома Израилева» ( «Несмь послан, токмо к овцам погибш и м дому И с раилева» ). Чтобы не сказали иудеи: «Ты оставил нас и пошел к чужим, и потому мы не веруем Тебе», Он говорит: «Вот, приходят и из язычников, и Я не принимаю их; вас, убегающих от Меня, призываю: «придите ко Мне все труждающиеся» (Матф. 11:28), и вы не идете; а эту отгоняю, и, однако, она остается. «Народ, которого я не знал , — сказал Господь, — служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне» ( «Людие, ихже не ведех, работаша Ми, в слух уха послушаша Мя» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3316...

Иной ли свет Он сам, и иной ли тот, в котором Он живет? Неужели и местом Он определяется? Нет . Не с тою целю, чтобы мы так думали, но чтобы пока­ зать нам непостижимость Божеской природы, (апостол) ска­ зал, что Бог живет во свете неприступном, – настолько изъясняя учение о Боге, насколько это было для него возмож ным. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда хочет провещать что-нибудь великое? " Которого никто из человеков не видел " , – говорит, – " и видеть не может " , как и Сына никто не видел и видеть не может. " Ему же честь и держава вечная . Аминь " . Благовременно и даже по необходимости здесь (апостол) изъяснил учение о Боге. Так как он при звал Бога в свидетели, то говорит много об этом Свиде теле, чтобы больше тронуть ученика. То есть: слава Ему; мы можем это только говорить, это только делать, не испытуя, Кто Он. Если же держава Его вечная, то ничего не бойся, и хотя бы в настоящее время этого не было, честь Его всегда, держава Его всегда пребывает. " Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] " (ст. 17). Хорошо сказал: " в настоящее время " , потому что есть и иные богатые – в будущем веке. Это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надмен­ ности, гордости и высокомерия, как деньги. Потом тотчас смиряет их, говоря: " и уповали не на богатство неверное " (ст. 17), потому что от него рождается гордость, между тем как надеющийся на Бога не превозносится. Что ты надеешься на вещь, которая внезапно проходит, – а таково и есть богат­ ство? И как ты надеешься на то, на что нельзя полагаться? Каким же образом, скажешь ты, они могут быть невысоко- мерными? Если увидят, что оно непостоянно и нетвердо; если увидят, что надежда на Бога больше всякого богатства; если увидят, что и его самого виновник есть Бог . " Н о на Бога живаго " , – говорит, – " дающего нам все обильно для наслаждения " (ст. 17). Хорошо сказал: " все обильно " , указывая на перемены времен года, на воздух, свет, воду и все прочее. Видишь ли, как обильно и с какою щедростью доставляет Он нам все это? Если ты ищешь богатства, то ищи богатства пребывающего, твердого, которое происходит от совершения добрых дел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Отец – это, собственно, отец семейства. «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. (Соломон). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». (Притчи 22:6) «Пока я Президент, у нас не будет «родителя номер один» и «родителя номер два» – будет мама и папа… (В.В. Путин) А вот после.... Боже упаси.... Это – Царь – Помазанник Божий, отец нации. «Помазанник Божий» – это совсем не то, что расхожий тезис «вся власть от Бога», это именно концентрация богоприсутствия в таком обрамлении, как «государево дело». А государство – есть государь-ство, функционирование которого связано с «двойным телом короля» (Э. Кантарович), в котором государственные институты, вся государственная служба – есть продолжение тела Государя. Образ правителя, восходящий к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона, стал архетипом, который прочно обосновался в коллективном бессознательном нашего общества. На протяжении всей нашей истории судьба России была неразрывно связана с жизнью её лидера, который являлся главным катализатором всех политических и общественных процессов. При демократии – «пустого трона» (К. Лефор), когда правитель избирается на определенный срок, воплощением Отца становится Отечество и его национальный лидер – ритмоводитель, способный связать поведенческие элементы, свободные по отношению к большим сингулярностям и направить их энергию на общее дело. Когда сквозь социальное тело проходит директивный зов: государево дело, – срабатывает единство личной и сверхличной ответственности. Говоря словами Аристотеля, происходит переход в состояние деятельного счастья. Архетипические основания русской цивилизации Это – Бог, в ипостаси Отца, как трансцендентного начала мира, от которого исходит Святой Дух. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумением твоим. Это первая и великая заповедь.» (Евангелие от Матфея 22:37-40). «Если Бога нет, то все позволено».

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/24/...

СЛОВО 16. О СТРАСТИ ГОСПОДНЕЙ. В 21-м он сказал: «Они пронзили руки мои и ноги мои, и изочли все кости мои, и разделили между собой ризы мои, и о плаще моем метали жребий» ( Пс. 21:17–19 ). В 25-м: «Омою среди невинных руки мои» ( Пс. 25:6 ). В 38-м он сказал: «Я онемел, и смирился, и молчал [даже] о добром» ( Пс. 38:3 ). В 43-м он сказал: «Я положил себя, как овцу, на заклание» ( Пс. 43:23 ). В 67-м он сказал: «Во власти Господа врата смерти, однако Бог сокрушит головы врагов своих» ( Пс. 67:21–22 ). В 68-м он сказал: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Да будет трапеза их для них сетью, и возмездием, и западней. Да померкнут глаза их, чтоб им не видеть, и хребет их навсегда согни. Излей на них гнев твой, и ярость гнева твоего да охватит их. И жилище их да будет пусто, и в селениях их да не будет живущих» ( Пс. 68:22–26 ). В 88-м он сказал: «Как поносили враги Господни, как поносили перемену с помазанником Твоим» ( Пс. 88:52 ). В 36-м он сказал: «Проклинающие его истребятся» ( Пс. 36:22 ). СЛОВО О О КРЕСТ. (л.199б) Въ рече: «Нын познахъ, ко спаслъ Господь 1200 ». Въ н рече: «Далъ бощимъс тобе бжати лица лукавыхъ». Въ ог рече: «Богъ же, царь нашь, сд преже вкъ посред земл». Въ че рече: «Тогда възрадуютьс древа дубравна!» Въ чи рече: «Възносите Господа Бога нашего и кланйтес подножию ногу ко свто Въ рла рече: «Поклонитс на мст, идже стоста ноз Въ рм рече: «И двери огражены о стнахъ моихъ». Въ рми 1201 рече: «древа плодовита и вси кедри». СЛОВО О ЕГО ВЪ ГРОБ. Въ рече: «Въ тайн крова на камень възнесе м». Въ ра рече: «ко благоволиша раби твои и персть щедрть». Въ рече: «Камень, же невреду ство(л.199в)риша зижющии, бысть въ главу глу; Господа бысть си дивна въ очию нашею». СЛОВО 18. О NOЛOЖEHVI ЕГО ВО ГРОБ. В 26-м он сказал: «В потаённом селении своём вознёс меня на скалу» ( Пс. 26:5 ). В 101-м он сказал: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его и о прахе его жалеют» ( Пс. 101:15 ). В 117-м он сказал: «Камень, который отвергли строители, стал во главу угла, это было от Господа и дивно в очах наших» ( Пс. 117:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010