В 1849 г. к еп-ству Зеккау были присоединены еп-ство Леобен и часть еп-ства Лафант, что стало последним этапом в оформлении совр. еп-ства Грац-Зеккау. Границы еп-ства в основном совпадают с границами земли Штирия. Свое новое название еп-ство получило в 1963 г. В наст. время в еп-стве проживают более 1,151 млн чел., ок. 900 тыс. из них - католики (Ibid. P. 281). Инсбрук и Фельдкирх Совр. территория еп-ств Инсбрук и Фельдкирх - это австр. часть средневек. Бриксенского княжества-еп-ства. После первой мировой войны еп-ство было подчинено непосредственно папе, на австр. части еп-ства создана апостольская администратура Инсбрук-Фельдкирх, глава к-рой получил функции епископа. Администратура просуществовала до 1964 г., когда в ходе реорганизации диоцезов Альпийского региона была объявлена еп-ством Инсбрук-Фельдкирх. В 1968 г. Фельдкирх выделился в отдельное епископство. 1-м епископом Инсбрука стал бывш. глава администратуры Паулюс Руш (епископ в 1964-1980). В наст. время в еп-стве Инсбрук проживают ок. 530 тыс. чел., из них ок. 406 тыс.- католики; в Фельдкирхе - ок. 385 тыс., из которых католичество исповедуют ок. 264 тыс. (Ibid. P. 249, 321). Университет в З. В соответствии с решением Тридентского Собора (1545-1563) об организации новых учебных центров в 1617 г. в З. была создана гимназия, ориентированная на преподавание теологии. Базой для нее послужила устроенная еще архиеп. Арноном школа при соборе. В 1622 г. по решению архиеп. Париса Лондрона гимназии были дарованы привилегии и выдано финансирование, необходимые для получения ей статуса ун-та. Зальцбургский ун-т славился теологическим и юридическим фак-тами, сохранявшими традиц. преподавание, и профессорами-бенедиктинцами, во многом влиявшими на интеллектуальную жизнь ун-та. Утрата архиеп-ством З. независимости и присоединение его к Баварии сказались на судьбе ун-та. В 1810 г. он был распущен, вместо него создан теологический и философский лицей. В 1850 г. лицей вновь получил статус ун-та, но единственным действующим фак-том оставался теологический. После первой мировой войны ун-т в З. получил необходимую поддержку. В 1936-1937 гг. к открытию были готовы юридический и биологический фак-ты, однако аннексия Австрии Германией помешала реализации этих проектов. В воссоздании католич. ун-та после второй мировой войны главную роль сыграли Зальцбургский архиеп. Андреас Рорахер (1943-1969) и глава земли З. Й. Клаус. 5 июля 1962 г. последовало решение об организации в З. ун-та. Предполагалось, что сначала это будет лишь фак-т католич. теологии и философии (занятия начались в 1964), затем добавятся фак-т права и политических наук и медицинский фак-т (1965, до 2002). Совр. разделение ун-та на 4 фак-та (католич. теологии, права, культуры и общественных наук, естествознания) - результат проведенной в 2002 г. реформы. Православие в З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Как ревностный католик, Филипп II занял непримиримую позицию в отношении протестантов в Н. Многие из них бежали на соседние территории (напр., в Эмден в Вост. Фрисландии или Англию). Беженцы из Н. основывали протестант. общины в англ. портовых и близлежащих герм. городах. В 1559 г. для борьбы с распространением протестантизма и со злоупотреблениями в католич. Церкви папа Римский Павел IV по просьбе Филиппа II провел в Н. церковную реформу. Ее вдохновителем и архитектором был католический теолог из Лувенского ун-та Франциск Сонний, получивший поддержку у главы Государственного совета Виглиуса, доверенного лица Филиппа II. Буллой «Super universas» от 12 мая 1559 г. на нидерландских землях были основаны 3 новые церковные провинции: архиеп-ство Камбре с подчиненными еп-ствами Аррас, Турне, Намюр и Сент-Омер; архиеп-ство Мехелен с подчиненными еп-ствами Ипр, Гент, Брюгге, Антверпен, Хертогенбос, Рурмонд; архиеп-ство Утрехт с подчиненными еп-ствами Харлем, Девентер, Мидделбург, Гронинген, Леуварден. Примасом Н. был архиепископ Мехелена, к-рым в 1561 г. стал Гранвель, получивший от папы Римского также сан кардинала. Новое церковное деление было призвано заменить устаревшее, созданное еще в раннем средневековье, повысить эффективность деятельности католич. структур и централизацию региона, прежде в церковном отношении подчиненного преимущественно Кёльнскому, Трирскому и Реймсскому архиеп-ствам, центры к-рых находились за пределами Н. Филипп II получил право номинировать кандидатов на епископские кафедры, к-рых впосл. утверждал папа Римский. Льеж, сохраняя статус епископства-княжества, оставался в подчинении Кёльнскому архиеп-ству, но многие его приходы были переданы архиеп-ству Мехелен и еп-ствам Рурмонд, Хертогенбос, Намюр, Антверпен. Архиеп. Гранвель, считая распространение протестантизма угрозой общественному порядку, стремился, с одной стороны, к ужесточению политики в отношении протестантов, а с другой - к проведению реформы католич. Церкви изнутри, которая была намечена на Тридентском Соборе (1545-1563) и в булле «Super universas» и направлена в т. ч. на повышение дисциплины и уровня образования нидерланд. католич. клира. Ок. четверти католич. священников в Н. не соблюдали целибата, большинство из них не имели достаточного богословского образования и потому были неспособны достойно оппонировать протестант. проповедникам и соответствовать возросшим духовным потребностям своих прихожан. Не хватало семинарий для подготовки молодых священников. Введенный образовательный ценз для кандидатов на церковные должности вызвал недовольство местного дворянства и верхушки магистратов, поскольку это ограничивало их влияние на подбор кандидатов на такие должности. Дворянство возмущалось тем, что Филипп II больше прислушивался к мнению Гранвеля, ставшего объектом всеобщей ненависти, а не к суждениям более рассудительной Маргариты Пармской.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Представители Эфиопской Ортодоксальной Церкви окормляются архиепископом Америки и Зап. полушария. Мн. выходцы из Африки являются растафарианцами, они верят в то, что принц Тафари (по его имени названо религ. течение) был мессией и его приход на землю свидетельствовал о том, что чернокожее население должно обрести свободу. Небольшое число барбадосцев являются последователями культа обеа, к-рый представляет синкретическое африкан. верование в духов и связь между земной и потусторонней жизнью, осуществляемую через спиритические сеансы и различные колдовские заклинания. Малочисленная иудейская община имеет синагогу в Бриджтауне, одну из старейших в Зап. полушарии (1654). Распространение христианства. До появления европейцев страну населяли индейские племена араваков и карибов. В 1518 г. на остров прибыли испанцы, давшие этим землям название Барбадос (от испан. barbado - бородатый) из-за обилия эпифитов, свисающих с деревьев и напоминающих бороды зеленого цвета. Испанцы начали вывоз индейцев в качестве рабов на Гаити. В 30-х гг. XVII в. в связи с основанием сахарных плантаций начался ввоз рабов-негров на Б. Рабство было отменено в 1838 г. В 1605 г. на острове появились англичане. В 1625 г. была основана первая брит. колония, в 1628 г. заложен Бриджтаун. При первом англикан. еп. Уильяме Харте Коулридже с 1825 (когда было учреждено еп-ство) по 1842 г. (и особенно после отмены рабства) было построено 10 часовен, 11 церковноприходских школ и ц. св. Марии в Бриджтауне. В приходе Сент-Джон в 1745 г. по завещанию ген. К. Кодрингтона открыта школа, к-рая в 1829 г. преобразована в англикан. колледж (Кодрингтон-колледж), старейший в Зап. полушарии. Первая католич. церковная организация возникла после отмены рабства, когда на остров был допущен католич. священник из архиеп-ства Порт-оф-Спейн. Католич. верующие Б. вошли в еп-ство Сент-Джорджес на Гренаде, образованное 26 февр. 1956 г. 7 марта 1970 г. основано еп-ство Бриджтаун-Кингстаун. Миссионеры-методисты появились в Б. в 1789 г., баптисты - в нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/77522.html

«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: – Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно… – Ничего, ничего… – Ради Бога, извините. Я ведь… я не желал! – Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал. – Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы… – Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. – А все-таки ты сходи, извинись, – сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! – То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. На другой день Червяков надел новый мундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. – Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, – начал докладывать экзекутор, – я чихнулс и… нечаянно обрызгал… Изв… – Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю. «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-futl...

Не этимологизируются как исконно славянские слова рус. ремесло и ремество также и в плане их соотнесенности с глагольным корнем. Выше мы уже видели, что русские производные на –сло без особых затруднений сопоставляются с соответствующими глаголами. Слово же ремесло здесь просто «повисает в воздухе». То же самое относится и к предполагаемой производящей основе слов ремесло и ремество – др.-рус. Если лит. remsas легко возводится к корню rem- «рубить» (который относится к rem-tas »обрубок», букв, «обрубленный» так же, как, например, корень sem- »черпать» – к sém-tas «почерпнутый»), то у др.-рус. на славянской почве остается неясным как суффикс, так и корень. Ибо если корень »рубить» легко вычленяется из лит. rem-tas – в силу того, что последнее слово по происхождению представляет собой «стандартное» отглагольное прилагательное с продуктивным суффиксом -t-, обычным для балто-славянских причастных образований, то у рус. рубить тот же корень извлекается только путем сложного этимологического анализа. Следовательно, если лит. remsas без труда этимологизируется в балтийском ареале, то др.-рус. ремезь или реконструируемая форма не может получить надежного этимологического истолкования как слово исконно славянского происхождения. Приведенные факты позволяют высказать предположение о балтийском происхождении рассматриваемых славянских слов. Прежде всего, лит. remsas, лтш. remesis или иное балтийское слово со значением " плотник» было заимствовано в формах и ремезь –зъ), которые легли в основу образований с обычным славянским суффиксом -(ь)ство: ремес-ь-ство и ремезь-ство. Что касается формы ремесло, то она в западных славянских языках, по-видимому, явилась результатом прямого заимствования из балт. (лит.) remslas. У восточных славян можно думать как о заимствовании, так и о вторичном происхождении –л– в словах типа ремес(л)ь(никъ) с последующей обратной деривацией (→ ремесло). Наличие параллельных литовских форм remslas – remstas, видимо, содействовало упрочению двух основных типов слова на славянской почве: ремесло и ремество.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Здравствуйте, кормильцы!.. Ну-ка, казак, возьми коня! Скобелев сходит с седла и присоединяется к “хребтам”. Начинается беседа. Солдаты сначала мнутся и стесняются, потом генералу удается их расшевелить и, беседуя совершенно сердечно, они добираются до позиций. В конце концов, каждый такой солдат, попадая в свой батальон, несет вместе с тем и весть о доступности белого генерала, о любви его к этой серой, невидной, но упорной силе. Войска, таким образом, еще не зная Скобелева, уже начинают платить ему за любовь – любовью… Или, бывало, едет он – навстречу партия “молодых солдат”, по прежнему – новобранцев. – Здравствуйте, ребята! – Здравия желаем, ваше-ство… – Эко, молодцы какие!.. Совсем орлы… Только что из России?.. – Точно так, ваше-ство. – Жаль, что не ко мне вы!.. Тебя как зовут? – останавливается он перед каким-нибудь курносым парнем. Тот отвечает. – В первом деле, верно, Георгия получишь?.. А? Получишь Георгия? – Получу, ваше-ство!.. – Ну, вот… Видимое дело, молодец… Хочешь ко мне? – Хочу!.. – Запишите его фамилию… Я его к себе в отряд возьму… И длится беседа… С каждым переговорит он, каждому скажет что-нибудь искреннее, приятное… – Со Скобелевым и умирать весело! – говорили солдаты… – Он всякую нужду твою видит и знает… И действительно, видел и знал. От интендантов он отделывался всеми мерами. Просто не пускал их к себе иной раз. Ротные и батальонные командиры были озабочены продовольствием своих солдат. – Они наживаться ведь могут? – заметил ему как-то сторонник интендантского режима в армии. – Кто – командиры? Да мне до этого дела нет. – Как это дела нет? – Разумеется – нет. Если солдат получает у меня хлеба и мяса вволю, чай и водку, если на моих офицеров нет жалоб ниоткуда, если население ими довольно – что же мне за дело до остального… И действительно, его солдат кормили как нигде. Меньше всего болела его дивизия, и после балканского перехода и двухдневного боя под Шейновом среди истомленных, бледных и голодных других отрядов скобелевский предстал перед главнокомандующим в таком виде, что Великий князь изумился и воскликнул:

http://azbyka.ru/fiction/skobelev/22

королям. В октагоне сооружался катафалк, на него возлагалось покрывало с гроба умершего короля, остававшееся потом на хранение в капелле. Сюда доставили и локоны казненных во время Французской революции в 1793 г. членов королевской фамилии. В 1794-1815 гг. А. входил в состав Франции. Наполеон I с супругой Жозефиной посетили город в 1804 г. и оставили в подарок свои портреты на фоне Ахенской капеллы. Для коронации в Париже в 1804 г. Наполеон, желая подчеркнуть свои имперские притязания и избежать ассоциаций со Свящ. Римской империей герм. нации и традициями франц. королей, приказал изготовить «новую корону Карла Великого» (взамен уничтоженной во время Французской революции т. н. франц. короны Карла Великого), но в последний момент передумал и короновался золотым лавровым венком по образцу рим. императоров. В 1802 г. при поддержке Наполеона было организовано Ахенское еп-ство. До этого вольный имперский город входил в состав Кёльнского архиеп-ства; капелла с мон-рем находились под папским иммунитетом и подчинялись непосредственно папе. Территория диоцеза А. охватывала франц. департаменты Рур и Рейн-Мозель, левобережную часть бывшего Кёльнского архиеп-ства, большую часть еп-ства Люттих, части архиеп-ств Трир, Майнц и диоцезов Утрехт и Рурмонд; в 1805 г. к нему была присоединена область вокруг г. Везеля на правом берегу Рейна. Первым епископом А. стал Мари Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном 9 мая 1802 г., его интронизация прошла в Ахенской капелле. Еп. Жан Дени Франсуа Ле Камю (1752-1814), также назначенный Наполеоном, но не утвержденный Ватиканом из-за конфликта между франц. императором и папой Пием VII, занимал в А. должность 3-го генерального викария и администратора вакантного еп-ства. По решению Венского конгресса (1814-1815) А. вошел в 1815 г. в состав Пруссии. Судьбу еп-ства А. решила папская булла «De salute animarum» от 16 июля 1821 г., в к-рой были перечислены прусские диоцезы: еп-ство А. упразднялось и восстанавливалось Кёльнское архиеп-ство. Ликвидация Ахенского еп-ства произошла в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Тут трем дням ее посвящены двадцать семь глав. Описывать ее здесь – нет надобности. Приведу только эпизоды, касавшиеся Скобелева. Лучшее описание третьей Плевны сделано было официальным корреспондентом правительственного “Вестника” штабс-капитаном Всеволодом Крестовским в его книге “Двадцать месяцев в действующей армии” (т. 2й, страницы 44–124). Это обвинительный акт, в эпиграф к которому можно было бы поставить следующие слова, сказанные, по свидетельству г. Крестовского, Скобелевым: “Наполеон великий был признателен своим маршалам, если они в бою выигрывали ему полчаса времени для одержания победы; я вам выиграл целые сутки и вы меня не поддержали!..” – До третьей Плевны, – говорил мне Скобелев, – я был молод, оттуда вышел стариком! Разумеется, не физически и не умственно… Точно десятки лет прошли за эти семь дней, начиная с Ловчи и кончая нашим поражением… Это кошмар, который может довести до самоубийства… Воспоминание об этой бойне – своего рода Немезида, только еще более мстительная, чем классическая. Откровенно говорю вам – я искал тогда смерти и если не нашел ее – не моя вина!.. XIII Из-за гребня пригорка выехал на белом коне кто-то; за ним на рысях несется несколько офицеров и два-три казака. В руках у одного голубой значок с красным восьмиконечным крестом… На белом коне оказывается Скобелев – в белом весь… красивый, веселый. – Ай да молодцы!.. Ай да богатыри! Ловчииские! – кричит он издали возбужденным нервным голосом. – Точно так, ваше-ство. – Ну, ребята… Идите доканчивать. Там полк отбит от редута… Вы ведь не такие… А?.. Вы ведь у меня все на подбор… Ишь красавцы какие… Ты откуда, этакий молодчинище?..-остановил он лошадь перед курносым парнем. – С Вытепской губернии, ваше-ство. – Да от тебя от одного разбегутся турки… – Точно так, ваше-ство, разбегутся. – Ты у меня смотри… чтобы послезавтра я тебя без Георгия не видел… Слышишь? Вы только глядите – не стрелять без толку. Иди вплоть до редута, не тратя пороху… В стрельбе ума нет. Стрелять хорошо, когда ты за валами сидишь и отбиваешься… Слышите?

http://azbyka.ru/fiction/skobelev/?full_...

– Ваше-ство… турки подняли… белый флаг… – Как, где?.. Не может быть, так скоро… Ну, господа, за мной скорее. XXVIII Я до сих пор не могу забыть этого безумного, радостного чувства победы. Несешься вперед, дышишь полною грудью, и все-таки кажется, что воздуха и простора мало… Скобелев рвет шпорами бока своему коню… Конь стрелой мчится вперед, а генералу все кажется медленно. Ветви ему хлещут в лицо… Не чувствуешь даже, как позади остаются ручьи и овраги. В одном месте брызнуло водой – даже и не моргнули… Вперед и вперед… Из рядов несется радостное торжествующее “ура” владимирцев, бегом следующих за генералом… Не замечаешь трупов, разбросанных по сторонам. Уже потом, анализируя пережитые ощущения, смутно припоминаешь, что чуть не из-под копыт коня подымались какие-то люди с простреленными грудями, с окровавленными головами, протягивали к тебе руки… Приходят на память другие, схватившиеся друг с другом, да в момент смерти так и закостеневшие… А там, в горах, еще не знают… Там еще идет бойня, люди падают, умирают, мучаются, дерутся… – Вся ли армия сдается? – голос Скобелева стал каким-то хриплым. – Таборов десять бежало. – Харанов! Стремглав сейчас же к Дохтурову… Слышите… Пусть кавалерия вдогонку… Чтобы ни один человек не ушел у меня… Поняли? И еще глубже шпоры вонзаются в белую кожу коня, и еще бешенее мчит он генерала вперед и вперед. – Имею честь поздравить, ваше-ство! – наскакивает какой-то офицер. – С чем? – Казачий N1 полк под начальством самого Дохтурова обскакал бегущих турок с тылу, бросился в шашки, несколько сот положил на месте и взял в плен… – Сколько? – нетерпеливо перебивает генерал. – Шесть тысяч человек. – Спасибо… Счастливый день… Впереди – депутация нам навстречу. Доктор и санитары со знаками красной луны. Высоко над головами держат они большие листы бумаги – женевские свидетельства. Около наши солдаты толпятся. – Пусть убирают своих и чужих раненых… Обещать полную безопасность… Солдаты! Это не пленные, слышите? – Слышим, ваше-ство! – Это свободные люди… Доктора! Они будут помогать и нашим, и туркам. Поняли?.. Они – друзья наши… Смотрите же у меня, не обижать!

http://azbyka.ru/fiction/skobelev/?full_...

колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу. В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина. Католичество В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586). Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г.

http://pravenc.ru/text/75856.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010