Ис.61:2 . проповедо­вать лето Го­с­по­дне бла­го­приятное и день мще­ния Бога нашего, утешить всех сету­ю­щих, «Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего». Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс.84:11 ). В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как «лето благоприятное» в «день мщения» нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема – говорить антитезами. Ближайшей, определяющей параллелью к выражению «лето благоприятное» может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее ( Ис.50:2 ), а к термину «день мщения» – слова последующего контекста: «день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других ( Ин.9:39 ). Ис.61:3 . воз­вестить сету­ю­щим на Сионе, что им вместо пепла даст­ся украше­ние, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насажде­нием Го­с­по­да во славу Его. «Вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда». Проповедь Сына Божьего не будет гласом вопиющего в пустыне, а достигнет положительных результатов и даст успокоение и мир всем ее принявшим. «Вместо пепла», как символа покаяния и печали ( 2Цар.13:19 ; Ис.47:1 ; Ис.52:1–2 ), Мессия принесет сионским страдальцам диадему, украшающую голову – символ господства, достоинства и возвышения ( Ис.28:5 ; Иез.21:26 ). «Вместо плача Он даст ей елей радости», которым умащали себя древние в радостных случаях жизни... «Вместо духа унылого, почти изнемогающего, Он даст славную одежду», которая будет их постоянным украшением. «Елей радости», которым умастят себя возрожденные, и славная одежда, в которою облекутся страдальцы, будут служить видимым знаком неизреченно радостного настроения последователей Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Но и ты, кто следуешь за Христом и подражаешь ему, если пребываешь в слове Божьем, если «о законе Его» размышляешь ты «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), если исполняешь Его повеления, всегда остаешься в святилище и никогда не выходишь из него. Ибо не в святом месте должно искать нам убежища, но в делах, в жизни и в нравах. И если они соотносятся с Богом, с Его повелениями, то даже если находишься ты дома, даже если на торжище – да что я говорю, на торжище – даже если сидишь в театре и усердно служишь слову Божьему, не сомневайся, что ты – в святилище. Или ты не веришь, что Павел, когда входил в театр или «в ареопаг» (ср. Деян.17:19 ) и во всеуслышание проповедовал афинянам Христа, был в святилище? И когда он проходил мимо капищ и идолов афинских, где нашел надпись «неведомому Богу», с которой он начал свою проповедь о Христе, «проходя и осматривая святыни» язычников (ср. Деян.17:23 ), был он в святилище, ибо имел священные помыслы. Так и всякий, кто после того, как обрел благодать Божию, наблюдает за собой, чтобы не совершать ему «убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (ср. Мф.15:19 ) и прочего подобного этому, но оставаться чистым от всякой заразы греха, не выходит из святилища и не «бесчестит святилище Бога своего», ибо на нем священный «елей помазания» Бога его (ср. Исх.29:7 и далее). Как может «елей», о котором написано в книге Исход, согласно буквальному пониманию, быть назван елеем Бога, если его изготовил аптекарь? Если же хочешь увидеть елей Бога, послушай, кто, по словам пророка, помазан елеем Бога; без сомнения, тот, о ком он говорит: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Поэтому только «великий Священник» может быть помазан елеем Бога, и на Нем всегда будет священный «елей» Божьего «помазания». 5 . Но что прибавлено дальше? «В жену пусть берет девицу из рода своего; вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, пусть не берет, но берет в жену девицу из рода своего; да не порочит он семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его» ( Лев.21:13–15 ). И так как порядок всего изложения мы применили ко Христу, истинному «великому Священнику», посмотрим теперь, как следует понимать Его брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Потому если душа «малая» и слабая, ее легко можно «соблазнить»; ибо сказано в Евангелии: «Лучше было бы ему, если бы бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» ( Лк.17:2 ). Соблазняется не великий, но «малый». Кто велик, тот не отвращается от веры, что бы он ни увидел, как бы он ни страдал. У кого же душа малая и низкая, тот ищет случая соблазниться и, терпит крушение в вере. Поэтому должно нам с особым вниманием относиться к «малым» в вере, и не следует заботиться о великих и сильных в той же мере, как о «младенцах» и новоначальных. Ибо сильный «все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит» (ср. 1Кор.13:7 ). Но мы должны присматривать за младенцами и немощными в вере (ср. Евр.5:13 ; Рим.14:1 ), как бы ненароком им не принесли по нашему небрежению вред и они не удалились от веры и не отпали от спасения. Или ты можешь показать мне, где в Писании грешник или один из малых удостоился называться «великим»? Думаю, что ты нигде такого не найдешь. Но послушай, кто есть те, кого называют «великими». Сказано об Исааке, что он «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (ср. Быт.26:13 ). Моисей «был весьма велик» (ср. Исх.11:3 ), «велик» и Иоанн Креститель (ср. Лк.1:15 ), а теперь назван «великим» и Иисус (ср. Лк.1:32 ), и после этого уже никто не именуется «великим». Ибо до того, как пришел Тот, Кто воистину «велик», святые, о которых мы упоминали ранее, назывались «великими» в сравнении с прочими людьми. Но когда пришел Тот, Кто поистине велик, не в сравнении с другими, а Своим достоинством, и о Котором написано: «Радуется, как исполин, пробежать поприще» ( Пс.18:6 ), то уже никто не нарекается «великим». Таким образом, Он – Тот, о Ком написано: «Великий священник из братьев своих» ( Лев.21:10 ). Каких братьев? Тех, о которых Он сказал, когда воскрес из мертвых: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Но если хочешь узнать о братьях Иисуса из древних писаний, то прочти двадцать первый псалом, где сказано о личности Христа: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). Итак, Иисус велик среди братьев Своих, среди тех, кого прежде называли «великими»; Он – «Пастыреначальник» (ср. 1Пет.5:4 ) и «Первосвященник великий» (ср. Евр.4:14 ) и «Царь царствующих и Господь господствующих» (ср. 1Тим.6:15 ). Следовательно, Он – великий из великих; вот потому и прибавлено: «Великий из братьев своих». 3 . Затем сказано: «На голову которого возлит елей помазания» ( Лев.21:10 ). Не ищи на земле тот елей, который возлит на голову великого Священника, чтобы он стал Христом; но если хочешь, узнай от пророка Давида, что это за елей: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Таким образом, на голову Священника возливается «елей радости», и он становится Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Пророк Исаия указывает на то, что масло использовалось среди иудеев, и Сам Спаситель говорит об этом в Евангельском повествовании. Вспомним притчу о самарянине. Там указывается, что когда разбойники изранили человека, «оставив его едва живым», то самарянин, пожалев этого человека и подойдя к нему, возлил на него масло. И возлияние этого масла как раз является главным свидетельством о том, что масло использовали в Ветхом Завете. Дальше в Евангелии мы встречаем, рассказ о том как Христос посылает Своих учеников на проповедь, и те, проповедуя, также помазывают людей маслом, исцеляя их от различных болезней. Но самое главное для нас, как мы уже говорили, – это третье упоминание в Новом Завете в Послании апостола Иакова о том, как в древней Церкви уже в первом веке использовали масло. Апостол Иаков пишет об этом так: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему” ( Иак. 5:14-15 ). Иаков указывает нам на то, как приглашали священника домой, когда человек был болен и не мог прийти в церковь . Поэтому церковь приходила к нему в дом и священники (пресвитеры, как говорит нам Новый Завет) совершали над ним молитву и мазали его маслом. Мы видим из этого указание на индивидуальность чинопоследования над тяжелобольным христианином. Но в дальнейшем мы имеем некоторое прерывание понимания этого Таинства и на протяжении двух-трех веков имеем только некоторые отрывки, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Например, святой Ипполит Римский в Апостольских преданиях (приблизительно начало третьего века) говорит об освящении масла после Евхаристической молитвы, которое приносили сами верующие, а после того, как предстоятель освящал этот елей, они его забирали, сами помазывали себя и даже вкушали его. Интересно, что об этом также упоминает и в Евхологии Серапион Тмуитский в четвертом веках, который называет это масло елеем больных. Симеон Столпник примерно в четвертом веке, по рассказу блаженного Феодорита, послал персидской царице благословенный елей, который исцелил ее и не только ее, потому что она также мазала многих людей, которые были рядом с ней, и этот елей также исцелял их. И вот в третьем-четвертом веке мы тем самым видим уже устоявшуюся традицию приносить елей в храм, где над этим елеем после анафоры читали молитву и раздавали его по домам.

http://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zach...

Раба Давида — из надёжных — Адонай, помазал Ты на власть, — так не свергай царя! — в запальчивости безоглядной! — которому Ты клялся дивной клятвой: “От плода чрева твоего — один займёт престол вслед за тобой — твой сын. За ним — обучен Мной и верен Торе — твой внук воссядет на твоём престоле. Засим — твой правнук…” Бог!, так стой на том!: ведь Ты избрал Цион Своим жильём!, сказав: “Вот — Мой приют, Моя обитель, какой Я жаждал, здешний вечный житель. И облеку Я коэнов — спасеньем, а их хасидов — взвеселю весельем, рог мощи Я в Давидов лоб вращу, а в душу — ясновиденья свечу, врагу — слабеть в позорной обороне!, а на царе — блестеть его короне!” Псалом 132. Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. К. Фофанов - Псалом 132 Прекрасен братьев мир, когда Они все делят меж собою — Свои шатры, свои стада И луг с нескошенной травою. Их мир — божественный елей, Текущий с ризы Аарона, Роса заоблачных полей На гордом темени Сиона. Август 1886 Н. Гребнев - Псалом 132 Если вместе мы, нам веселей Братство, братья — пролитый елей, Что течет на щеки Аарона, На хитон его, что всех светлей. Наше братство — как роса Ермона, Орошающая склон Сиона, Где Господь благословил людей. Н. Басовский - 133-й псалом (Песнь восхождения Давида) Как приятно, как весело, братья, заключая друг друга в объятья, на земле находиться своей! Это — как драгоценный елей на седой голове Аарона, что стекает на край балахона и сверкает в его бороде; как роса, что с вершины Хермона полагает начало воде, насыщающей землю Сиона, чтобы жизнь продолжалась везде, чтоб никто нас не мог побороть, ибо так заповедал Господь. Псалом 133. Канонический русский перевод Песнь восхождения 1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия. Н. Гребнев - Псалом 133

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Святой пророк Елиссей, умилосердившись над вдовицей и ее детьми, спросил ее: — Что ты желаешь, чтобы я сделал для тебя? Скажи, что ты имеешь теперь в доме у себя? Она отвечала: — Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме посудины с небольшим количеством елея. Тогда Елиссей сказал ей: — Поди, попроси у соседей своих, как можно больше, порожних сосудов и, затворившись в доме с сыновьями своими, наливай из своей посудины масло во все эти сосуды, и они будут наполняться. Вдовица исполнила повеление пророка Божия. Она собрала у соседей порожние сосуды, поставила их в доме, затворила за собой двери и наливала елей из своей посудины в выпрошенные сосуды; сыновья ее, помогая матери, подавали сосуды и наливали их, и елей не оскудевал в ее сосуде, но лился как из источника. Когда сосуды все были наполнены, женщина сказала сыновьям: «Подставьте еще сосуд». Но дети сказали, что уже нет более порожнего сосуда, и елей перестал течь из сосуда вдовы. Вдовица с великой радостью поспешила к человеку Божию и сказала ему об этом чуде. Елиссей же велел ей идти и продавать этот елей и заплатить долг своего мужа, а от оставшегося питаться со своими сыновьями. Случилось святому пророку Елиссею проходить через город Сонам Здесь одна богатая женщина упросила его к себе есть хлебы и со всем усердием угостила человека Божия. Пророку Елиссею очень часто приходилось проходить тем городом при путешествии от Кармила к Иордану, или в Галгалы, или в Иерихон, и оттуда возвращаться в Кармил; после приглашения женщины он постоянно заходил в дом ее есть хлеб, потому что она была благочестива и добродетельна. Однажды женщина та сказала мужу: «Я уверилась в том, что человек Божий, который часто проходит мимо нас — человек святой. Устроим ему небольшую горницу, поставим ему там постель, стол, стул и подсвечник, чтобы он, заходя с дороги к нам, мог отдохнуть». И устроили так. И святой пророк каждый раз останавливался в этой горнице, когда случалось ему быть в этом городе. Однажды человек Божий, отдыхая в горнице, устроенной для него, размышлял, чем бы отблагодарить эту гостеприимную и добродетельную женщину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста. Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Фото: dmdonskoy.ru      Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства. Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

http://pravoslavie.ru/96097.html

Там нужны не эти золотые одежды, а другие. Какие же? Те, о которых говорит пророк: «одежда ее шита золотом» (Пс 44:14). Не тело нужно делать белым и блестящим, но украшать душу, потому что она подвизается и борется. «Вся слава дщери Царя внутри», — говорит (пророк). Так украшай себя. Тогда ты избавишься от множества и других зол, освободишь и мужа от забот и себя от хлопот; тогда ты будешь и почтенна в глазах мужа, — если не станешь нуждаться во многом. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор 11:2). Не девам сказал он это, а целому обществу Церкви. Нерастленная душою есть дева, хотя бы она и имела мужа; она девственна истинною, чудною девственностью; самое телесное девство есть последствие и тень этой девственности, а она есть истинное девство. Будем же приобретать ее, и мы тогда будем в состоянии взирать на жениха с светлым лицом, войти с горящими светильниками, если у нас не оскудеет этот елей, если мы растопим золотые (украшения) и извлечем из них елей, который делает светильники горящими; а этот елей есть человеколюбие. Если мы уделим другим из нашего имущества, если соделаем из него елей, тогда он поможет нам, и мы не станем говорить в то время: «…дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут», не будем нуждаться в других, не будем исключены, отошедши к продающим, и не услышим, стуча в двери, тех страшных и ужасных слов: «не знаю вас»; но будем признаны, войдем вместе с женихом и, вошедши в духовный брачный чертог, будем наслаждаться безчисленными благами (Мф 25:8–12). Если и здесь чертог жениха бывает так блестящ и брачные покои так прекрасны, что никто из зрителей не может насмотреться, то не тем ли более там? Небо есть брачный покой, а чертог Жениха лучше неба; туда мы и войдем. Если же так прекрасен чертог Жениха, то каков сам Жених? Но что я говорю: сняв золотые (украшения), отдадим их нуждающимся? Если бы нужно было даже продать самих себя, из свободных сделаться рабами, для того, чтобы иметь возможность быть вмести с этим Женихом, наслаждаться Его красотою, или только взирать на лице Его, то не должно ли было бы с охотою исполнить все это? Для того, чтобы видеть только земного царя, мы часто за взгляд на него бросаем все, что у нас под руками, и даже самое необходимое; для Царя же и вместе Жениха небесного, для того, чтобы не только удостоиться видеть Его, но и предшествовать Ему со светильниками, быть близ Него и оставаться с Ним навсегда, чего не должно делать, чего совершить, чего перенести? Потому, увещеваю вас, будем хотя несколько стремиться к этим благам, будем любить этого Жениха, будем девственными истинным девством; а Владыка желает от нас девственности душевной.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Хлеб и воду имеют и еретики, хлебом для которых служит печаль и воды их грязные, которые потопляют и погубляют получивших крещение. Имеют они и шерсть от паршивых овец, и лен, постоянно остающийся черным, и елей, о котором пророк говорит: елей грешного да не намастит главы моея (Псал. 140:5), и питье из вод египетских, относительно которых пророк Иеремия взывает: что тебе и пути Египетскому, еже пити воду Геонскую? И что тебе и пути Ассирийскому, да пиеши воду речную (Иерем. 2:18)? Мы говорим обо всем коротко, чтобы перейти к остальному.    Ст. 6—7. За то вот Я окружу путь твой терниями, и обнесу его оградою, и она не найдет стезеи своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их и будет искать их, но не найдет их, и скажет: пойду, и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь. LXX: За то вот Я окружу путь ее столбами и загорожу пути ее, и она не найдет стези своей; и погонится за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не найдет, и скажет: пойду я, и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь.    Блудница сказала: пойду за любовниками моими, доставившими мне все в изобилии. Господь отвечает: Я окружу путь твой терниями или столбами, чтобы ты не могла идти туда, куда желаешь, и загорожу оградою или стеною, и ты не найдешь стезей твоих, по которым ты часто ходила, чтобы ты не догнала тех, за которыми гналась с таким усердием, но чтобы по необходимости вынуждена была возвратиться к мужу своему и сказать словами Евангелия: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю. Востав, иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единого от наемник твоих (Лук 15:17—19). Отсюда мы видим, что часто случаются с нами несчастия но Божественному провидению, чтобы мы не имели того, чего желаем, и чтобы под гнетом различных злоключений и бедствий мира сего мы вынуждены были возвратиться к служению Богу. Под любовниками же Иерусалима и народа иудейского, сообразно с историею того времени, мы должны разуметь ассириян, халдеев, египтян и других народов, с идолами которых он блудодействовал и от которых во время войн и при гнете бедствий тщетно ожидал помощи. В духовном смысле за этими любовниками следуют еретики, которые, будучи оставлены ими и находясь под давлением бедствий, часто возвращаются в лоно матери — Церкви. Ибо все эти наказания и страдания служат для вразумления Израиля.    Ст. 8. А не знала она, что Я давал ей хлеб, и вино и елей, и умножил у нее серебро и золото, из которых сделали [истукан] Ваала. LXX: И не знала она, что Я давал ей хлеб, и вино и елей, и умножил у нее серебро, а она сделала себе золотые и серебряные [истуканы] Ваала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010