За братской трапезой и в праздники Никон всегда угощал странников и нищих. «И по обеде убо всем оным странным пришельцем нозе умываше, елико их случашеся». В те годы по случаю войн многие «ратные люди» искали и находили приют и отдых в монастырских стенах. Патриарх «их всех приимаше и насыщаше и ноги их омываше, елико не приключишася, яко бе по двести и по триста во един день» 161 . Никон и здесь исполнял келейное правило по уставу Анзерского скита, которому оставался верен до конца жизни. Повседневной пищей Патриарха были хлеб и огородные овощи, в праздник – уха из мелкой рыбы. Питием служила постоянно вода из «Животворного источника», который, чудесно открылся при сооружении подземной церкви «Обретения Креста Господня» 162 . Духовные подвиги и труды Патриарха Никона Господь венчал благодатными дарованиями. Во время его правления и после ухода в Воскресенский монастырь многие люди получили чудесные исцеления по его молитвам 163 . Впоследствии, находясь в ссылке, святитель Никон по особому Божию внушению занялся лечением больных, о чем будет сказано в соответствующем месте. При этом он использовал не только молитву и освященные воду и елей, но и чисто врачебные, лекарственные средства, что свидетельствует об искреннем желании святителя помогать страждущим, а не создавать о себе ложную славу. Известно несколько важных пророческих сновидений Патриарха Никона 164 . Многие факты жизни говорят о наличии у него также дара прозорливости 165 . К концу 1666 г. грандиозное здание Воскресенского собора было доведено до сводов, почти окончено, так что общий внутренний и внешний вид храма уже достаточно определился. Определились и многие «святые места», наметился круг окрестных земель, в которых они сосредотачивались. После осуждения патриарха и его кончины преданные друзья и единомышленники Никона старались довершить его замысел. В 1685 г. был достроен и освящен главный собор Воскресения Христова. В период с 1679 по 1694 гг. были сооружены другие каменные храмы, палаты и кельи монастыря, воздвигнуты прекрасные каменные стены с башнями и надвратным храмом Входа Господня в Иерусалим. Сложился архитектурный комплекс полного цикла Господских праздников, который содержал в себе храмы, посвященные всем важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Бичурский район (Республика Бурятия) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Республика Бурятия Богородице-Введенский храм (Елань) [ править править код ] Богородице-Введенский храм в селе Елань Бичурского района был основан в 1837 году казаками, прибывшими в Забайкалье охранять новые рубежи империи – между Россией и Китаем. Здание было деревянным, с одной колокольней и с двумя приделами. Над главным зданием церкви высился широкий купол, над восточным фронтоном — малый. На фронтоне была размещена икона Богородицы. Освящен 4 декабря 1839 г в святой день двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. По праздникам на церковной колокольне звучали шесть колоколов. Под восточными стенами храма покоятся могилы священников. Вокруг огороженный сад из лиственниц, елей. 2 сентября 2017 года возрожденную еланцами Богородице-Введенскую церковь освятил Владыка Савватий — митрополит Улан-Удэнский и Бурятский. Адрес: Республика Бурятия, Бичурский район, с. Елань Подробнее... Храм святой Параскевы (Узкий Луг) [ править править код ] В 1874 году в Узком Луге приступили к строительству церкви Святой Параскевы. Первыми строителями были Парамон Осколков и Дмитрий Трапезников. На следующий год церковь была построена другим строителем, Фирсом Захожим. Клир церкви вёл миссионерскую деятельность среди бурятского племени ашибагатов. В 1893—1896 годах церковным старостой служил Дементий Артемьевич Фомин. В 1889 году при храме открылась одноклассная церковно-приходская школа. В 1910 году учителем работал Павел Васильевич Николаев. В 1929 году власти закрыли церковь и в здании открыли сельский клуб, находящийся в нём по настоящее время. 27 октября 2015 года в селе Узкий Луг, с благословления управляющего Бурятской митрополии владыки Савватия, иероманахом Ефремом (Шишкиным) и иереем Рустиком Сидинкиным был совершен чин на основание церкви и водружения креста в честь великомученицы Параскевы. Адрес: с. Узкий Луг, Бичурский район, Бурятия Подробнее... Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Бичурский_райо...

" Хорошо в монастыре: матушка с сестрами укрылись от мира за стенами, потому что мир во зле лежит. И люди приходят сюда помолиться - правильно, что двери обители для всех открыты. Но хорошие люди живут и в миру. У мирян многому можно поучиться нам, монашествующим. В житии преподобного Антония Великого есть такой эпизод: однажды он подумал, что никто не несет подвига выше, чем его подвиг. Господь ему сказал: " Антоний, сходи в Александрию и найди там некоего кожевника - его подвиг гораздо выше твоего! " Святой не поверил, что живущий в миру может подвизаться лучше, чем он, монах-отшельник. Нашел кожевника и спросил, как он подвизается. " Да никак. Каждое утро, просыпаясь, говорю, что все жители Александрии спасутся благодаря своим добрым делам, я один погибну. И в течение дня повторяю: " Все спасутся, я погибну " . Тут Антоний понял, чем этот скромный человек, живущий в городе, превзошел смирением его, живущего в пустыне. Вот миряне какие! Нам надо брать с них пример, ведь Господь ждет, что мы будем встречать Его с горящими светильниками (Мф. 25:1-13). В наших светильниках постоянно должен гореть елей молитвы. На нас, монашествующих, большая ответственность - быть светом для мира. Желаю вам подвизаться добрым подвигом, самое главное - в любви. Люди, которые приходят в обитель, достойны любви: они бросают свои дома, едут сюда, чтобы помочь. Мы должны за всех молиться и за все Бога благодарить - Он посылает нам в этом мире то, что необходимо для спасения " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. На молитвенную память обители было подарено Евангелие. Исторически в Хапполо (так называлось Ленинское до 1948 года) не было православного храма: территория входила в Великое княжество Финляндское, и население в основном исповедовало лютеранство. В 1998 году в поселке была создана община. Под строительство храма отвели место, оставшееся от сгоревшего клуба. Строительство велось на средства ктитора Константина Голощапова, главы компании " Росцентрпроект " управления делами президента РФ. Первая служба в храме святых Константина и Елены состоялась в Рождественский пост 1999 года. 6 октября 2006 года Священный Синод постановил открыть Константино-Еленинский монастырь. Первые сестры приехали сюда из петербургского Новодевичьего монастыря. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы возведен по проекту Сергея Павлова. С 2015 года в нем проходят богослужения. Был  освящен  малым чином Святейшим Патриархом Кириллом 18 августа 2017 года. Великое освящение  совершил  21 октября 2018 года митрополит Варсонофий. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

131:6). И, поняв, что это учение — загадка глубокая, изложил яснее: « Вот, мы слышали о нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима », то есть, в Вифлееме, так как он называется Евфрафа. « Слышали… в Евфрафе », что она непраздна; оттуда вышел слух, что Дева непраздна. Тогда мы обрели ее в полях дубравы, в пещере, где Свет воссиял. Здесь мы услышали о ее непраздности, о муже; там обрели матерь Господа. Вот из твоих мы представили тебе трех свидетелей, возвещающих славу Девы; (это) не значит, что только этих нашли, — все пророки, видевшие, надеются на Него, — но при трех свидетелях стоит правда. Я не о трех рассуждаю; но или дай мне одного вернейшего свидетеля, что тайна ложна, что Дева зачала от мужа, или признай это, и, обратившись, поклонись, как Богородице. Или ты покажи, что Спаситель находится в вертепе и гробе, или я тебе покажу, что Он сидит одесную Отца. Не из иноплеменников я приведу свидетеля, но из твоего рода, со словами: « Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » ( рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих ) (Пс. 109:1). Об иудеях говорится: «Нет врага больше, чем отрицатель креста». Но, оставив богоборную синагогу, буду говорить боговдохновенной церкви. Если тебя спросит иудей: «Скажи, как родила Дева без мужа?» — то спроси его и ты: «Как родил Еву Адам без жены? Как бессеменно родила Дева? А как расцвела бессеменно земля? Как родила Дева? А как источил воду девственный утес? Как родила Дева? А как, скажи, произрос жезл Аарона? Как родила Дева? А как, скажи, (падала) с неба манна? Как наполнялись кувшины? Как из корня Иессея произрос цвет? Как изливался в кувшины елей Елисея? Как родила Дева? А как скажи, при Гедеоне руно изводило росу? Скажи, как при Сампсоне кость источила воду? Скажи, как сохранила печь отроков? Скажи, как при Маное загорелся камень без дров? Скажи, как горела купина, и не сгорала? Скажи, как не сгорел Илия в огненной колеснице? Скажи, как Моисей вошел в мрак, и опять вышел? Как родила Дева? А как Исаак созерцал Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном? Скажи, как Даниил объявил Навуходоносору сокрытое сновидение? Как Иезекииль увидел незримого сидящим на херувимской колеснице? Как родила Дева? А как Иеремия был освящен в пророки от чрева матери? Скажи, как мертвые кости пророка воскресили тогда мертвеца? Скажи, как Ерифра обращена в камень жезлом? Скажи, как Иордан вернул назад свое течение? Скажи, как деревья зачинают плоды? Скажи, как виноградная лоза дает кисть? Скажи, как ночь рождает день? Как родила Дева? А скажи, как солнце согревает мир? Скажи, как небо являет звезды? И в этом есть тайны неизреченные, сокрытые на небе и непостижимые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни (Всеволожск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни — православная церковь в городе Всеволожске Ленинградской области, расположенная вблизи бывшего имения рода Всеволожских — мызы Рябово, над их фамильной усыпальницей. Храм построен 29 августа 1901 года по инициативе Павла Александровича Всеволожского его супругой Еленой Васильевной Всеволожской над его могилой. Храм является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Содержание История [ править править код ] В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении князей Всеволожских Рябово, стоит небольшой кирпичный храм, история создания которого относится к концу XIX. Инициатором строительства стала супруга Павла Александровича Всеволожского Елена Васильевна, урожденная Кочубей (1850 – 1906). Павел Александрович Всеволожский (1839 – 1898) - статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда - был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Нерукотворного Образа Спасителя 29 августа 1898 года. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм-усыпальницу. 6 марта 1899 года Елена Васильевна получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Храм был освящен 29 августа 1901 года во имя Спаса Нерукотворного Образа и приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке. Воздвигнутый храм был достаточно просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 человек. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Над стенами возвышалась шатровая кровля, создавая всему облику строения гармоничный вид. В нижней части храма помещалась усыпальница князей Всеволожских (в 1906 году рядом с мужем была погребена и Елена Васильевна Всеволожская), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие – плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. В настоящее время в усыпальнице обустроен нижний храм в честь святого благоверного князя Всеволода, в крещении Гавриила, Псковского. Его можно считать духовным покровителем города Всеволожска, поскольку Всеволод Андреевич Всеволожский свое имя получил в честь Псковского князя, жившего в XI веке.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

1 Древнее название Требника — «Потребник». 2 Молитва пред миропомазанием. 3 Архиепископ Вениамин. «Новая скрижаль». Ч. IV, гл. 2, § 1. 4 Обряд положено совершать пред вратами храма в притворе. Выбор имени младенцу предоставляется родителям. (Симеон Солунский, гл. 59). Взрослые пред Крещением сами выбирают себе имя. 5 Если младенец сильно болен, то Устав указывает совершать наречение имени и само Крещение сразу по рождении младенца. В Малом Требнике дан краткий чин Крещения; он озаглавлен: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Подробнее этом см. ниже. 6 Чин оглашения младенцев находится в Требнике Малом и Большом. Чин оглашения взрослых из иноверных (магометан, иудеев и пр.) находится в книге: «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической и Восточной Церкви» и в Большом Требнике. 7 Главы указаны по изд.: Требник. СПб., 1995 г. Репринтное воспроизведение изд. 1884 г. 8 Над взрослыми третье оглашение по Уставу в древности начиналось «разрешением» пояса и «совлечением одежды», что служило символом совлечения ветхого человека с его деяниями (Кол.3:9) и оставления греховной жизни. 9 Символ веры по Уставу полагается читать трижды, с теми же вопросами и ответами, подтверждающими обет сочетания Христу. 10 Купель обычно ставится посреди храма. По левую сторону от купели поставляется столик, на котором священник пред Крещением полагает: крест, Евангелие и крестильный ящик (мирницу). Восприемники становятся с младенцем позади священника: восприемник справа, восприемница слева. 11 Обычно бывает, что елей при Крещении употребляется один и тот же, будучи однажды освящен по указанному чину. Он, по принятой практике, содержится в сосуде с соответствующей надписью в одном ковчежце с Миром. В этом же ковчежце содержится кисточка для елея. 12 Совершение Крещения младенцев, особенно начинающими священниками, требует внимания и определенной тренировки в части самого погружения, чтобы младенец при погружении не взял ртом воды и не захлебнулся. Опытные священники совершают это следующим образом. При погружении ладонью правой руки закрывают рот и нос младенца, а крайними пальцами уши. Левой рукой младенец поддерживается за грудь под руки. Младенец погружается в воду вниз ногами. При подымании из воды головы ребенка ладонь у рта опускается, и в это время ребенок инстинктивно делает вдох. И затем опять погружение с закрытым ладонью ртом. После определенной практики все это совершается быстро и слаженно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Черемухово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Описание [ править править код ] На далеком уральском севере, в рабочем поселке Черемухово несет служение храм в честь Воздвижения Креста Господня. С каждым годом увеличивается число его прихожан, возрастает число людей, стремящихся жить по вере Отеческой и совершать добрые дела. Одним из таких добрых дел стало благоустройство родника на окраине поселка. Родник заключили в аккуратный деревянный сруб, защитили навесом от дождя и снега. Рядом — блестящее ведерко чтобы удобнее было воду набирать. А под навесом — икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Именно в честь этого образа освящен ключик. Чин освящения совершил настоятель Крестовоздвиженского храма священник Михаил Голдич. У освященного источника регулярно совершаются молебны с чтением акафиста Небесной Заступнице. По праздничным дням прихожане Крестовоздвиженского храма приходят сюда Крестными ходами. Черемуховский «Живоносный источник» вошел в число победителей, при подведении итогов областной государственной программы «Родники» за 2007 год. Поселковый родничок занял первое место в конкурсе на лучшее обустройство водных источников среди сельских и городских поселений, численностью от 6 до 10 тысяч человек. Почетная грамота и памятный подарок были вручены начальнику управления Североуральского городского округа в поселке Черемухово В. Михайличенко. Найти его можно по забавным деревянным человечкам-указателям. Пойдешь в ту сторону, куда каждый человечек рукой показывает, и, как в сказке, откроются взору теремки, затерянные среди высоких елей. В одном – источник с чистейшей водой, а другой терем – небольшая часовенка. Жаждущих напиться встречают сказочные богатыри и звери. Тут и лавочки для уставших путников. Как добраться [ править править код ] Адрес храма: Россия,свердловская область,г. Североуральск,пос.Черемухово,ул.Горького, 7 Телефон: +7 (343) 228-15-25 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

179 Благодать, по нашему мнению, можно уподобить, свету. От мерцания и зари до полного восхода солнца и яркого его сияния есть несколько степеней света и даже днем бывает различное освещение – при облачном и безоблачном небе. Начиная с утренней зари до позднего вечера свет существует и проявляется; нельзя сказать, чтобы когда либо и этот период времени света не было вовсе, и тем не менее есть огромная разница в степени освещения в различные времена утра, дня и вечера. Благодать Христа Спасителя и Духа Св. заключает в себе, конечно, всю полноту даров, но не вся эта полнота изливается в равной мере на всех, что зависит не от благодати изливающейся, а от тех, на кого она изливается. На этой мысли, т.е. о разделении благодати настаивали в последствии св. отцы в. в особенности св. Кирилл Иерусалимский и Василий Вел. Частиц озарения благодати Божией не лишены даже еретики, исповедующие Св. Троицу, крещение которых потому и признается православною церковью действительным (2 Всел. Соб. пр. 7). Тем более нельзя отрицать совершенно бытие благодати у раскольников и вообще в обществах схизматических, какова например церковь римская. Сущая у них благодать подобна свету, но такому, который проходит как бы сквозь закопченную, покрытую наслоениями призму, а потому теряет часть своей яркости и животворной теплоты. 180 Ad Jannar. Migne t. III col. 1036 ets. Ход рассуждений св. отца следующий. У еретиков нет церкви, отсюда ряд следствий. «Тому, кто крещен, необходимо также быть и помазанным, чтобы получив хрисму, т.е. помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову se gratiam Christi). А далее евхаристия» (n. 2). Елей же должен быть освящен на алтаре; а между тем у еретиков нет ни церкви, ни алтаря, следов. «не может быть у них и духовного помазания Не может дать Духа Св. тот, кто сам Его не имеет, «потерял Его». Итак, миропомазания у них быть не может. А если его нет, то нет и крещения истинного. «Не может одна часть не иметь значения (миропомазание, рукоположение), а другая иметь силу (крещение)... Если кто не может дать Духа Св., то и крестить приходящего не может» (n. 3). А потому обращающимся к церкви «нужно преподавать чрез все таинства божественной благодати истину единства и веры» В первом случае может быть относима ближайшим образом к воде крещения, во втором же – omnia divinae gratiae sacramenta несомненно как к крещению, так и к миропомазанию, т.е. к действию Духа Св., хотя по общему воззрению св. отца и облечение во Христа, т.е. благодать Христова не может быть без Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.5 из  5) Оглавление См. также: Жития преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова) Часть I «Земля Казахстанская поистине преудобрена телесами сотен тысяч исповедников Православия, и сам воздух над Казахстанской землею освящен восхождением их исповеднических святых душ к Престолу благодати» — свидетельствует Преосвященный Алексий, архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский. Недалеко от столицы Казахстана города Алма-Аты (ранее — город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит «красный обрыв», возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года. С того памятного для православных жителей города Верного дня прошло более семидесяти лет, исполненных насильственного насаждения в народе государственного атеизма. Сменилось не одно поколение жителей города, над которыми пронеслись ужасные, потрясающие бесчеловечностью события, а из заупокойных синодиков прихожан Свято-Никольского собора Алма-Аты никогда не исчезали имена убиенных иеромонахов Серафима и Феогноста. Ежегодно, после торжеств престольного соборного праздника в честь великомученика и целителя Пантелеимона, в их память по просьбе прихожан совершались заупокойное всенощное бдение, Божественная Литургия и панихида. Вместе со священником группа паломников поднималась к приснопамятной могилке в Аксайском ущелье. Паломничали к ней и незабвенные Алма-Атинские святители: митрополит Николай (Могилевский , +1955 г.) и митрополит Иосиф (Чернов, +1975 г.). И пусть не всегда эта дорогая сердцу православных алмаатинцев могила была украшена, как сейчас, деревянной часовней и таким поклонным крестом — никогда не умолкала церковная молитва о упокоении в селениях праведных светлых душ иеромонахов Серафима и Феогноста.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Под его авторским надзором на Адмиралтейском объединении идет изготовление крестов на храм (по проекту С. В. Кравец-Кравчевского). Очистку кованных оконных переплетов от ржавчины и остекление окон храма осуществляет малое государственное предприятие «Око» при Канонерском заводе. Восстановление кованных декоративных решеток на окнах и в усыпальнице храма ведет малое государственное предприятие «Светоч» при том же заводе. Производство восстановительных работ в храме курирует архитектор С. И. Чуруксаев. С сентября 1992 года при храме начала работать воскресная школа для детей 7–15 лет. Обучение в ней совместное, занятия ведет семинарист 2-го класса Петербургской Духовной семинарии Андрей Заярный. Престольными праздниками в церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове являются дни: 6 (19) января – Крещение (Богоявление) Господне. 9 (22) мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град. 21 июля (3 августа н. ст.) – Преподобного Иоанна Спостника. 6 (19) декабря – Святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Н. Беклемишев. Описание покушения на жизнь Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в г. Отсу. СПб б. г Была приписана к церкви св. Екатерины в Екатерингофе. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе во Всеволожске В северной части города Всеволожска живописною грядою протянулись с севера на юг Румболовские высоты. С их покрытых лесом склонов, поднимающихся на высоту до 80-ти метров, открывается широкая панорама Всеволожска и окрестностей, на запад до горизонта простирается бескрайняя равнина. На самой вершине Румболовских высот среди вековых елей и сосен старинного парка стоит небольшой красно-кирпичный храм. Выстроенный в романтическом стиле, с высокими стрельчатыми окнами, он был воздвигнут на рубеже прошлого и нынешнего веков в качестве храма-усыпальницы в родовом имении Рябово, старинного русского дворянского рода Всеволожских и освящен во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Первое упоминание в летописях деревень Рябовых, состоявших в Келтушском погосте Ореховского уезда Вотской Пятины Великого Новгорода, восходит еще ко княжению Великого князя Московского Uoahha III собирателя Русской земли, присоединившего вольный Новгород к Москве в 1478 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010