великих святых, к-рые имеют по Типикону бдение, и елей горит в «кандиле» перед празднуемой иконой. Сначала его возжигают при чтении Евангелия, потом угашают и зажигают снова на 9-й песни канона, и он горит до окончания утрени. На 1-м часе этим елеем игумен, или старший священник, или чередной священник помазывает братию крестообразно на лбу со словами: «Во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа помазуется раб Божий имярек на здравие и на спасение, на оставление грехов» (ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 324). После отмены утренних входов патриархом Никоном (см. ст. Вход ) целование иконы и Е. были перенесены ( Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви//БТ. 1978. Сб. 19. С. 48) сначала на время пения канона утрени (напр., в московском Успенском соборе помазание совершалось после 9-й песни канона - Голубцов. Чиновники Московские. С. 217-218, 228), а позднее - на самое начало канона. В 3-й гл. принятого ныне в РПЦ Типикона Е. предписывается совершать после отпуста утрени в притворе на памяти святых, к-рые имеют бдение и выпадают на воскресный день. В др. местах Типикона отмечается, что помазание бывает и на все праздники великих святых, когда есть бдение (Типикон, 26 сент.), и на Господские и Богородичные праздники (Там же. 6 авг., 15 авг. и др.), а также в ряде случаев, когда нет всенощного бдения, но есть полиелей (Там же. 27 янв.). Подробно обряд Е. изложен в Типиконе под 26 сент. Перед помазанием священник, впереди к-рого несут «светильник», совершает каждение иконы празднуемого святого, лежащей на аналое. Во время помазания читается молитва    (Там же. Гл. 3; 8 сент.; 25 дек.). После Е. читается 1-й час. В совр. практике РПЦ Е. совершается всегда при пении на утрене полиелея (включая воскресные дни всего года), как в составе всенощного бдения, так и вне его. Е. не сопровождается особой молитвой и происходит после чтения Евангелия ( Никольский. Устав. С. 228-229). В Служебнике в Последовании вечерни говорится, что для Е. в связи с целованием иконы может использоваться тот елей, который был освящен в чине благословения хлебов (Служебник. [Т. 1]. С. 34-35). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/189771.html

II. Есть и частнейшие указания свящ. древности на то, что таинство елеосвящения совершалось в Церкви и после того, как прекратились в ней чудесные дарования, необходимые в первые времена ее. Так, о преподобном Ипатие, жившем в IV–V веке, пишется, что он сам ходил за больными, и, если для кого из них нужно было, просил игумена пресвитера, чтобы помазал его благословенным елеем, и елеопомазанный чрез несколько времени выздоравливал 736 . В требнике епископа римского Геласия, правившего римскою Церковию в конце V века (492–496), есть чин освящения елея для больных, да будет таковый елей, с благословения Божия, ограждением души и тела, во отгнание всяких болезней и исцеление немощей душевных и телесных 737 . В требнике другого епископа римского, св. Григория двоеслова (590–604 г.), также есть молитвы, которые в его время произносили западные священники при совершении елеосвящения над больными, прося им у Бога здравия телесного и отпущения грехов 738 . О Евтихии, патриархе цареградском, жившем в VI веке, повествуется, что он совершал над недужными елеопомазание, и одного человека, бывшего в опасности жизни, уврачевал молитвою и помазанием святого елея 739 . Повествуется также и о епископе Непоциане, что он преподал таинство это некоему Артемию, который, быв освящен елеем, получил исцеление; что оно принято было игуменом Евгендом, живший в конце V века; что Феодор студит пред кончиною своею (826 г.) причастился св. таин, и по обычаю был елеопомазан, а об Арсении, епископе корфском, жившем в XI веке, известно, что он составил канон молебный, читаемый ныне в прав. Церкви в последовании елеосвящения 740 . III. Притом, св. отцы и писатели Церкви, говоря о елеосвящении, как священнодействии, бывшем в употреблении и после IV века, прямо называли его таинством. Так, бл. Августин, на вопрос, как очищает и освящает воду человекоубийца и как благословляет елей тьма, отвечает: «Если Бог присущ таинствам (sacramentis) и словам, кем бы они ни действовались: то таинства (sacramenta) Божии везде действительны» 741 . Св. Иннокентий римский, объяснив, что слова апостола: болит ли кто в вас и проч. должно разуметь о верующих больных, которые могут быть пользуемы св. елеем помазания, и утвердив, что помазание это может совершать и епископ, пишет: «Кающимся 742 нельзя сообщать этого помазания: потому что оно есть одно из таинств. Ибо, кому возбранены прочие таинства (sacramenta), тем как можно дозволить одно из них?» 743 . В молитве же, положенной на чине елеосвящения у св. Григория двоеслова , священник между прочим говорит: «Помазую тебя елеем во имя Отца и Сына и Св. Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый..., но да обитает в тебе сила Христа Бога и Св. Духа, яко да совершением сего таинства (mysterii) и сим помазанием св. елея и нашею молитвою, силою святой Троицы уврачеванный, удостоишься получить прежнее и совершенное здравие» 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3) Нынешняя Западная Церковь имеет еще за правило, чтобы елей для помазания больных освящаем был Епископом, а Пресвитеры были бы только преподаятелями его, подобно как у нас во св.Миропомазании 365 . Но многие и из самих католиков нынешних 366 согласны с тем, что может елей для помазания больных освящен быть самими Пресвитерами; а слово Апостольское, которое именно говорит при Елеосвящении о Пресвитерах церковных, не упоминая об Епископах, ни малого не оставляет в том недоразумения. 14. Разномыслие Протестантов и опровержение оных Перейдем к Протестантам. Они совсем не признают священного Молитвомаслия за Таинство, и ни в каком виде не имеют его. В так называемом Аугсбургсском Исповедании 367 не упомянуто о нем даже ни слова, хотя бы в пояснение, что быть ему в числе Таинств не следует, как, по крайней мере, сказано о некоторых других Таинствах. Едва напомнил о нем кроткий Мелантон несколькими словами в своей Апологии исповедания 368 , состоящей также в числе писаний символических Протестантскнх, «Confirmatio и Extrema unctio, пишется там, суть обряды, принятые от Отцов, и Церковь не требует их как бы необходимых ко спасению, потому, что нет об них заповеди Божией 369 ». После такого отзыва или прямого пренебрежения к Таинству Елея, свидетельствуемого глубоким молчанием о нем в скрижалях Реформации, очевидно, что заповедь Божью о Молитвоелеевании: «Болит ли кто в вас, да призовет Пресвитеры церковные» и пр., Протестантские учители разумеют не так, каким образом разумела в продолжение 15 веков до них, и разумеет доныне Церковь Вселенская. В разумении их разделяются они, по обычаю своему, и сами между собой. Первые Реформаторы разумели так, что якобы «говорится там о чудесном даре целений чрез посредство Елеепомазания, каковый дар со времени Апостольского, говорят, кончился, как и другие чудотворения. Пресвитеры, говорят они, в словах о нем у Апостола Иакова разумеются не Священные служители Таинств, но, просто, старые люди. Церковь после Апостольских времен никогда не употребляла Елеепомазания, прибавляют они, как исполняла другие Таинственные учреждения, навсегда положенные, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Освящена вода – «во еже быти ей домовом и всякому месту освящение»; освящен елей – «во еже бы все тем во славу Божию помазуемое освященно, благословенно и Богу благоугодно и приятно было...». Вот водружен и крест на месте будущего престола, и сотни рук изобразили на себе его знамение и воздали поклонение воздвигнутой Архипастырем святыне: «Благоволи же, Господи, знамением страшным и силою креста Твоего оградитися месту сему, сохраняя место сие и на нем служащих от всякаго зла невредны...»! И вот, наконец, Архипастырь с духовенством прошел и к тому углублению, где имел быть водружен краеугольный камень, и голосом, растворенным слезами умиления, среди таковых же воздыханий здесь присутствующих молился: «Тебе, Жизнодавца, смиренно молим, поели благодать Святаго Твоего Духа и благослови положение камене сего и все основание начинающагося здания в славу пресвятаго имене Твоего, в честь и память святаго Твоего Николая Чудотворца Мирликийскаго. Буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов и делателей благослови, и делу рук их поспеши, и вся потребная к сооружению и совершению храма сего Твоим Божественным промыслом умножи...»! Громко, во всеуслышание было затем прочитано о. Хотовицким надписание, начертанное по-славянски и по-английски на серебряной доске, прикрепленной к верхней плите краеугольного камня: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память Святителя Николая Чудотворца, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича всея России, при Президенте С. А. Соединенных Штатов Вильяме Маккинли, при святительстве же Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, в лето от сотворения мира 7409, от Рождества же по плоти Бога Слова 1901-е». «Благословено и знаменано буди место сие в дом молитвенный...»! Опустили в отверстие камня внутрь несколько русских и американских монет, вложили туда чин совершаемого церковного торжества и имена священнослужителей, и Архипастырь залил место цементом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Е. Отношение к вопросу о крещении еретиков. Вопрос о крещении еретиков в сущности сводится к вопросу о способе принятия в общение новациан. Согласно римской практике, новациане принимались в общение без крещения, через одно возложение рук для сообщения им Духа Святого. Киприан был противником этой практики и требовал крещения всех обращающихся к Церкви. Отношение Киприана к вопросу о действительности крещения еретиков определялось понятием о Церкви. Если Церковь одна и единственна, если единство ее состоит не только в сохранении всеми одного и того же апостольского предания, но и в союзе единообразно устроенных церковных общин, то все отщепенцы стоят одинаково далеко от Христа. Поэтому святой Киприан не полагает никакого различия между гностиками и новацианами. И те, и другие – язычники, противники Христа, антихристы. Как языческие, все общины еретиков и схизматиков одинаково лишены Святого Духа, а следовательно, и все совершаемые у них таинства недействительны. В крещении человек омывается водой и Духом и получает прощение грехов. Схизматический епископ, лишенный Святого Духа, не может освятить воду для крещения, а потому его крещение не может омывать грехов. За крещением следует помазание елеем, который освящается на алтаре. Схизматики не могут иметь ни Евхаристии, ни алтаря, потому что не имеют Святого Духа, а потому и елей для помазания не может быть освящен их епископом. Вне Церкви не имеет никакого значения даже крещение кровью, наиболее угодное Богу, тем более не может быть действительно вне ее обычное крещение. Так как крещение схизматиков недействительно, то для принятия в общение новациан недостаточно одного руковозложения. Это последнее священнодействие сообщает верующему Духа Святого, но для спасения, кроме получения Духа Святого, необходимо еще возрождение, «потому что Дух Святой не может быть принят, если не будет прежде приемлющего». Потому-то апостол Петр и крестил язычников, уже исполнившихся Духа Святого. Кроме того, святой Киприан считал римскую практику крайне непоследовательной. Если признается действительность крещения еретиков, то почему не признается действительность их руковозложения? Одна вода без Духа Святого не может очищать грехов в крещении, поэтому очистившийся от грехов через крещение воспринял и Духа Святого. Далее, если крещение еретиков действительно, то они облекаются во Христа. Но Христос ниспосылает Духа Святого и, как всякий посылающий, выше Своего Посланника. Если еретики могут быть причастниками высшего – Христа, то почему они не могут стать носителями низшего – Духа Святого?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Ибо мы, говоря испытуемому: «Веруешь ли, что получишь вечную жизнь и отпущение грехов?», утверждаем не что иное, как то, что это может быть дано в Кафолической Церкви, а у еретиков, у которых Церкви нет, получить оставление грехов невозможно. И поэтому защитники еретиков обязаны или изменить это вопрошание, или защитить истину, если только они не приписывают еретикам какую-то Церковь . Кроме того, необходимо, чтобы крещеный был помазан, дабы, получив помазание, он стал причастным Христу 43 . Но еретик, не имеющий ни алтаря, ни церкви, освятить елей не может. У еретиков помазания не может быть вообще. Ибо для нас совершенно очевидно: никак невозможно, чтобы елей у них был освящен для благодарения [ 44 ] . Мы не должны пребывать в неведении, но должны знать, что написано: Елей же грешника да не помажет головы моей ( Пс.140:5 ), – на это еще в древности Дух Святой указал в псалмах, дабы никто, потеряв след (ξιχνιασθες) [ 45 ] и сбившись с прямого пути, не был помазан еретиками, враждебными Христу. Да и как совершит молитву о крещеном не иерей, а святотатец и грешник? Ведь Писание говорит: Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает ( Ин.9:31 ). Через Святую Церковь мы мыслим отпущение грехов [ 46 ] . Кто же может дать то, чего не имеет сам? Или как может совершать что-либо духовное тот, кто отверг Духа Святого? Поэтому приходящий в Церковь и должен обновиться, дабы внутренне сделаться освященным через святые таинства. Ведь написано: Будьте святы, как Я свят, говорит Господь (см. Лев.11:44; 19:2; 20:7 ). Поэтому и тот, кто был введен в заблуждение обольщением, пусть в истинном и Церковном крещении совлечется и самого этого [ 47 ] , – всякий человек, который шел к Богу и искал иерея, но, оказавшись в заблуждении, попал к святотатцу. Выказывать снисходительность к тем, кто крещен еретиками, значит признавать крещение еретиков [ 48 ] . Ведь оно не может иметь силу отчасти. Если кто-либо смог крестить, значит, он имел силу и подать Святой Дух. А если не смог дать, так как не имеет Духа Святого, потому что пребывает вне Церкви, то не может и крестить приходящего. Ибо крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь , Христом Господом нашим на единстве основанная (как говорил с самого начала ап. Петр), одна. Потому совершаемое еретиками – все негодно как ложное и пустое. Богу не может быть приятно и угодно ничто из совершаемого теми, кого Господь в Евангелии называет врагами и противниками: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). И блаженный ап. Иоанн, соблюдая заповеди Господни 49 , в своем Послании прежде всех писал: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд ( Исх. 28:3–4 ). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана. Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем ( Исх. 30:22–25 ), обильно возлитым на главу его ( Пс. 132:2 ), заключалась в «освящении» помазуемого ( Исх. 30:30 , Лев.8:12 ). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода ( Исх. 30:32–33 ), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды " ( Лев.21:10 , ср. Исх.29:12 ). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, – Лев.6:6, 8–9 ( Лев.6:13, 15 евр.), в Лев.16:32, 21:10, 12 говорится о помазании сынов Аарона ( Исх. 28:41, 30:30, 40:14–15 , Лев.10:6–7 , Чис. 3:3 ). Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. " Помажь их, – говорится в Исх.40:15 , – как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» ( Лев.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в [священные] одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя (Левит, 21:10-11). Вопрошающий Христа человек находится в погребальном трауре, продолжавшемся много дней после похорон (которые совершались в день смерти). Траур по отцу, главе семейства, – особенно глубок. Сын остался без отца, утрата незаменима, невосполнима – он теперь главный в своем роду, в своей жизни. Не к кому больше прийти за советом, за словом поддержки. После окончания траура начнется новая, печальная, совсем взрослая жизнь. А сейчас время плакать о смерти отца. Время целиком отдаться плачу. И тогда Иисус подходит к нему, погруженному в глубочайшую печаль, в глубочайший плач по умершему. Как Нафанаил под смоковницей размышлял о чем-то, что ему надо понять в делах Божиих и в своей жизни, этот неизвестный осиротевший юноша в скорби своей, наверное, вопрошал Бога, доколе же Он медлит и не устанавливает свое Царство, где не будет смерти, где будет все в Боге и Бог будет во всем – и оба они были услышаны Богом во Христе. Христос, Воскресение и Жизнь, приходит и говорит им: «Я слышал и слышу тебя, Я всегда был и буду рядом!» И Сын Человеческий не утешает скорбящего сына теми словами, которые очень любим мы: «Да ну, не плачь, у всех умирают, таков наш путь, будь мужчиной, соберись, возьми себя в руки, старцы советуют не убивать себя печалью, наше призвание – выше, чем человеческая скорбь…» Иисус говорит ему: « Ты иди, благовествуй Царствие Божие!» Иди и расскажи, что сотворил тебе Бог – как похоже это на частый рефрен рассказов об исцелениях. Что такое приход Царствия Божия для глубоко верующего иудея тех времен? Это исполнение всей мыслимой радости, которую ждали поколения за поколениями сотни лет, тысячи лет. Это значит – Бог пришел во всей Своей славе, но не обжигающей, а дарующей жизнь – и Он дает ее всем: и живым, и умершим.

http://pravmir.ru/pohoronit-ottsa/

Жертва спасения или мира образовала мир между приносящими, священнодействующим и Богом, и была троякая: благодарственная, обетная, вольная; её кровь проливалась также, как во всесожжении, и для жертвенника отделалось то же, что в жертве о грехе: но она имела ту особенность, что собственно жертвенные части возлагались на руки принесшего, и он, с помощью жреца, совершал обряд возношения; ему же возвращались прочие части животного и были снедаемы недалеко от скинии, а остатки сжигались. – Для дара безкровного употребляли: муку в различных видах, елей, ладан и вино. Апостол Павел, объясняя различие между ветхим и новым заветом, говорит, «что закон Моисеев, имея только тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, непрестанно повторяемыми, не мог сделать однако совершенными приносящих, ибо невозможно было, кровью бессловесных животных, уничтожить грехи; посему Христос, входя в мир, говорит словами предсказавшего о нем Пророка: «жертвы и даров ты не восхотел, но тело уготовал Мне, и потому Я сказал: си иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже»; – и по сей то воле освящены мы единократным за нас принесением тела Иисуса Христова.» ( Ebp. XI. 4,5,7,10 ). «Если же, говорит тот же Апостол, отвергший закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывался смертью: то сколь жесточайшему, думаете, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой он освящен, и ругается над Духом Благодати? – страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. Х. 28,29,31). Выходя из скинии, закон обрядов сопровождал сынов Израиля в их дома, и преследовал их на всех путях жизни; он распоряжал их одеждой, присутствовал за их столом, бдел над чистотой их тела; входил в долю во всех их трудах и приобретениях. – В одеждах не позволял никому, кроме священников, смешивать льна и волны, что способствовало обузданию роскоши; ибо удобнее можно иметь одно из двух, нежели оба вместе. Такого же рода запрещение, распространенное на домашних животных и растения, служило наставлением, что никогда не должно делать примеси к чистому. Далее закон украшал воскрилия одежд, несколькими нитями того цвета, который присвоен был ризам святительским, и тем напоминал священному народу его достоинства и обязанности. Охраняя целомудрие, он запрещал смешивать одежды различного пола, и стрижение бороды и волос, вокруг головы, как обыкновение языческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И вот вы пойдете и выстроите себе города, и разведете в них всякие растения, которые на земле. И теперь от всех плодовых деревьев в продолжение трех лет не должен собираться плод ни от какого дерева, чтобы есть его, и в четвертый год их плод должен быть освящен, и начаток плодов [...] должен быть принесен пред Господа, Всевышнего, Который создал небо и землю и все, чтобы с лучшим начатком плодов принести вино и елей на жертвенник Господа, который Он изберет; и что останется, слуги дома Божия должны съесть пред жертвенником, который Он изберет. И в пятый год сделайте обнародование, чтобы вы обнародовали это в справедливости и праведности, и вы будете праведными, и все ваши растения умножатся. Ибо так заповедал Енох, отец вашего отца Мефусалага, своему сыну, и Мефусалаг своему сыну Ламеху, и Ламех заповедал мне все, что заповедали ему отцы его. И я также заповедую вам это, мои сыны, как Енох заповедал своему сыну в его первый юбилей, когда он был еще жив, седьмой в своем роде, он заповедовал и свидетельствовал это своему сыну и сыновьям его сыновей до дня своей смерти. И на жребий Сима вышла средина земли, которую он должен был получить как наследие для своих сыновей и потомков вовек, от средины горы Рафу 21 , где изливается вода из реки Тоны 22 ; и идет его наследие к западу чрез средину той реки, и идет, пока не подойдешь к водному бассейну, из которого выходит эта река, и река эта вытекает и изливает свою воду в море Миот 23 , и идет эта река до великого моря. И все, что к югу от него, принадлежит Симу; и идет его наследие, пока не подойдешь к Карасо 24 т. е. до залива перешейка, который смотрит к югу. И идет его наследие к великому морю и выходит прямо, пока не подойдешь к западу перешейка, который смотрит к югу. Ибо это море называется египетским морским заливом. И оттуда направляется на юг к устью великого моря до берегов воды, и идет к Аравии в Офру, и идет, пока не достигнет воды потока Гигон, и на юг от воды Гигон, вдоль берега этой реки, и идет на юг, пока не подойдет к раю Едем на юг от него и на восток от всей страны Едем [...]; и обращается на восток от него, и идет, так что подходит к востоку горы, которая называется Рафа, и спускается к берегу устья реки Тоны.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010