" Притча показывает, что в этой жизни недостаточно одних " лампад " - прийти в монастырь, одеться в монашеские одежды. В " лампады " нужно залить елей. Этим мы должны заниматься всю жизнь. Господь не говорит, когда придет нас судить и заберет из этой жизни. Но предупреждает: бодрствуйте каждый день " , - напомнил владыка. " Когда наши души попадут на тот свет, станут просить святую Варвару, святого Николая: дайте нам елея. Они скажут: вы должны были запастить им на земле. Нужно сейчас проявлять смирение, послушание, любовь и милосердие к ближним. Помогать им, творить добрые дела по славу Божию и этим приобретать елей в запас " , - заключил митрополит Варсонофий. Монахиня Евфросиния отметила, что непросто в центре мегаполиса, часто в обстоятельствах неприязни создавать условия для жизни монашеской общины, и поблагодарила владыку за прибытие: " Мы понимаем, что это и дань почтения игумении Таисии, создательнице Леушинской обители и этого храма, в котором по благословению святого Иоанна Кронштадского был устроен придел святой Варвары " . Матушка преподнесла правящему архиерею келейный образ святой, созданный в иконописной мастерской обители. Его особенность в том, что на чаше, которую традиционно держит великомученица, изображен Иоанно-Богословский храм с приделом в ее честь. Храм святого апостола Иоанна Богослова при петербургском подворье Леушинского монастыря был построен по благословению святого Иоанна Кронштадтского по проекту Николая Никонова. Главный престол апостола Иоанна Богослова был освящен 21 ноября 1894 года при участии всероссийского пастыря. Спустя месяц был освящен придел великомученицы Варвары. Третий престол - святого Иоанна Кронштадтского - оставался не освященным до 1917 в ожидании канонизации батюшки. В 1920-е подворье было обращено в приходской храм, но монахини оставались здесь жить: фактически в центре Петрограда действовал монастырь. 11 июня 1931 года подворье закрыли, насельниц арестовали и приговорили к различным срокам лагерей и высылке в Среднюю Азию. Здание перешло в ведение ПНД. В 2000 году оно было возвращено верующим.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В июне 1898 г. Валдай посетил архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност. Граждане города обратились к нему с просьбой о разрешении строительства нового храма на месте сгоревшего. Архиепископ посетил место будущей церкви и благословил на ее постройку. В декабре 1898 г. из Епархиального управления последовал указ, разрешавший строительство деревянной церкви во имя Божьей Матери и Ея Живоноснаго Источника на средства прихожан и благотворителей. Была создана строительная комиссия под председательством протоиерея Троицкого собора Г. Тихомирова. За зиму был подготовлен необходимый строительный материал, а весной приступили к закладке фундамента здания. Торжество основания храма состоялось 2 мая 1899 г. По окончании Божественной Литургии в Троицком соборе под колокольный звон жители Валдая прошли крестным ходом по Посадской (Народной) улице к месту строительства храма, неся уцелевшую в пожаре 1882 г. икону Божьей Матери Живоносный Источник. Во время молебна архимандрит Иверского монастыря о. Амвросий освятил воду и елей, окропив святой водой то место, где следовало соорудить святой Престол, и водрузил на этом месте большой деревянный крест. В восточной части будущей церкви, там, где должен находиться алтарь, он прочел молитву над камнем, который надлежало положить в основание храма, окропив его святой водой и произнеся: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма». Архимандрит взял освященный камень, положил в основание фундамента и, возливая на него елей, объявил об основании новой церкви. Затем он окропил святой водой с четырех сторон все основание храма, делая надрубы на бревнах первого венца. Вскоре деревянный, обшитый тесом храм был полностью готов и освящен. С западной стороны к нему была пристроена шатровая колокольня и сделано крыльцо. Главный вход находился с южной стороны, на развилке Богородицкой и Посадской улиц. Алтарь выходил на Посад, на проезжую часть Московско-Петербургского тракта. Над храмом возвышался массивный восьмерик с четырьмя треугольными фронтонами. На каждом из них была установлена крошечная деревянная главка с крестом. В центре восьмерика на высоком глухом барабане поднята центральная глава. Здание имело большие светлые окна по фасаду и восьмерику, что делало церковь двухсветной.

http://sobory.ru/article/?object=37509

Славословие великое. И отпуст. Дается же и елей братии от кандила святаго, и час 1. Славословие великое. И отпуст. Дается же и елей братии от кандила святого. И час 1. СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА НА ЛИТУРГИИ: НА ЛИТУРГИИ Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением величие,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Тропарь, глас 4 Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – величие,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Кондак, глас 3 ВМирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,/яко великий таинник Божия благодати. ВМирах ты, святой, явился совершителем священнодействий,/ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный,/положил ты душу свою за людей твоих/и неповинных спас от смерти;/потому был ты освящен,/как великий служитель таинств Божией благодати. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11А, 2А Апостол ко Евреем, зачало 335: К Евреям послания апостола Павла чтение, зачало 335 Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще, да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие. Молитеся о нас, уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всем, добре хотяще жити. Лишше же молю, сие творите, да вскоре устроюся вам. Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго, кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним, Иисус Христом. Емуже слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svt-nikol...

В-девятых, согласно с таинственным знаменованием престола, на нем полагается (ковчег, ciborium, киворий), в котором хранятся Божественные Дары после их освящения. Ковчег этот означает, во-первых, место, где распят, погребен и воскрес Иисус Христос ; во-вторых, стражу, которая приставлена была ко гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли тела Его; в-третьих, сей кивот напоминает нам кивот и ковчег завета ветхозаветной церкви, где хранилась святыня Божия. Св. Герман пишет: «Кивот означает распятие; но он знаменует и погребение, потому что близ места распятия был вертеп, где погребен был Спаситель. Но сокращенно, кивот означает распятие, погребение и воскресение Иисуса Христа. Сей же кивот означает и ковчег завета, в котором были святая святых и святилище». Кивот сей теперь становится на краю престола в ковчежце, который называется дарохранительницею дароносицею, или, как сказано в чине преждеосвященной литургии, хлебоносцем. Но на Востоке этот кивот устроялся отдельно, и в нем хранились Преждеосвященные Дары для больных или для литургии преждеосвященной: иногда, впрочем, эти Дары хранились внутри золотого или серебряного голубя, висевшего над престолом. Впрочем, некоторые писатели ciborium называют сень, находящуюся над престолом. Свещи и елей за престолом И в-десятых, в честь Слова живого, лежащего, как истинная и таинственная пища нашей души, в дароносице, за престолом ставится подсвечник и висит лампада с елеем. «Подсвечник», по словам Симеона Солунского (гл. 133), «означает освещение, подаваемое нам истинным Светом; а лампада – милость. Ибо достойно приносить свет истинному Свету – Богу, и елей – в означение милости и щедрот Его». §6. Молитвенный дом без святого престола не есть церковь Исчисливши все принадлежности престола и значения их, должно заметить, что дом, в котором нет св. престола, хотя бы он был и молитвенный, не есть собственно церковь , а просто дом, назначенный для молитвы. Дом, в котором не освящен св. престол обновлениями, отверстием, воспрестолием, помазанием св. мира и положением св. мученических мощей (как изъяснено в 3 части, гл. 8, §24 и 4 части, гл. 20, §3), тот дом, по словам Симеона Солунского (гл. 101), «не есть скиния славы Божией, но жилище Его; в таком молитвенном доме не приносятся на трапезе Божественные Дары, и Св. Духом не прелагаются по молитвам иерейским в Тело и Кровь Христову: в нем нет также трапезы, т.е. престола».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

После Октябрьской революции храм закрыли, а над семейным захоронением Всеволожских надругались. Гробы вынесли из склепа и оставили в открытом виде. Кощунство продолжалось до тех пор, пока несколько финских девушек из соседней Романовки не захоронили останки на лютеранском кладбище у Румболовской горы. В 1989 году старейший храм Всеволожска был передан православной общине. Освящен 29 августа 1899 года. В октябре 1931 года храм закрыт. Возвращен Церкви в 1989 году, действует с 1990 года. Повторно освящен священническим чином 24 ноября 1991 года. Храм – памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. http://www.vsevreg.ru/city/social/religion/667/ В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись с севера на юг Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении Всеволожских Рябове, стоит небольшой красно-кирпичный храм. Инициатором строительства стала супруга князя Всеволожского Елена Васильевна, урожденная княгиня Кочубей. Павел Александрович Всеволожский - статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда, был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Спаса Неруктворного Образа 16/29 августа 1898 г. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм - усыпальницу. 6 марта 1899 г. Елена Васильевна получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Освящен храм 16/29 августа 1901 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа и был приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке. Воздвигнутый храм был просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 молящихся, небольшого алтаря и открытого притвора. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами, имеющими с внутренней стороны ниши, а с наружной изображения высеченных восьмиконечных крестов. Над стенами возвышалась шатровая кровля, придававшая всему облику строения романтический вид. Внутреннее убранство было скромным: иконостас, одноярусный трехчастный, состовлял в длину 9, а в высоту 2,8 метра. Деревянные резные столпы иконостаса соединялись между собой 12 аркадами, в каждой из которых помещались писаные иконы. В нижней части храма помещалась усыпальница Всеволожских (в 1906 г. рядом с мужем была погребена Елена Васильевна), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие - плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. Пол усыпальницы был выстлан мраморными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02228

" Преподобный Иоанн Лествичник много говорил о смирении, потому что оно уподобляет нас Богу, - отметил владыка. - Господь говорит: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем " (Мф. 11:29). Смирение нужно самому Сыну Человеческому, а нам - тем более, одержимым гневом, раздражительностью, осуждением. Обязательно нужно иметь смирение. Все доброе, что у нас получается, мы должны приписывать Богу и говорить: это - во славу Божию, ничего моего здесь нет. Признак смирения в том, что мы спокойно воспринимаем возводимую на нас напраслину. Не огорчаемся, не отвечаем. Святой Иоанн Лествичник говорил: пей поругание, как воду. Некоторые отцы нанимали тех, кто бы их ругал, а нас ругают бесплатно. Если так, значит, есть что в нас смирять. Ругают напрасно - значит, Господь хочет, чтобы мы совершенствовались, были более духовными " . " Благодарим преподобного Иоанна Лествичника, что он ведет нас по пути Великого поста. Потом передаст преподобной Марии Египетской, которая поведет нас в шестую неделю. Если наше сердце очистится, то Господь вольет в него елей. И наша лампада лучше будет гореть, будем больше светить миру " , - заключил митрополит Варсонофий. В связи с 50-летием со дня рождения настоятель был награжден патриаршей грамотой и медалью апостола Петра первой степени. Он поблагодарил правящего архиерея за приезд во время Великого поста: " Это молитвенная поддержка " , - сказал он и преподнес постный торт с изображением храма. Приход храма святого Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади был создан в 1998 году. Началось строительство храма. Закладку совершил благочинный Невского округа протоиерей Виктор Голубев. С назначением в 2004 году на должность настоятеля протоиерея Михаила Подолея стали совершаться регулярные богослужения. Храм был освящен иерейским чином 21 декабря 2004 года. ИА " Вода живая " , 17.03.18 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:34 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:34 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во время их чтения священник сидит на горнем месте с правой стороны престола. Во время же чтения паримий в день Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), а также в день святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), когда паримии берутся не из Ветхого Завета, а из Нового, по древнерусскому церковному обычаю, сидеть не полагается. При чтении паримий из Нового Завета царские врата остаются открытыми. По их прочтении или, если паримий нет, перед царскими вратами после прокимна произносится сугубая ектения «Рцем вси». Затем читается «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения «Исполним вечернюю молитву», и совершается лития. С пением специальных стихир, которые называются литийными, священнослужители в преднесении светильников, а диакон с кадилом выходят через царские врата в притвор храма. На литии в великие праздничные дни поются литийные стихиры празднику, а в дни воскресные стихиры храму, то есть святому или священному событию, в честь которых он освящен. Во время пения стихир диакон кадит в храме и притворе иконы, певцов и молящихся. Затем, отдав кадило, диакон, а в случае его отсутствия священник, читает молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя», «Еще молимся о великом Господине», «Еще молимся о еже сохранитися граду сему». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз, после второго – 50 раз и после третьего – 3 раза. По произнесении прошения «Еще молимся о еже услышати», хор поет трижды «Господи, помилуй», а священник про себя поминает всех поименно, кого желает, живых и умерших, и затем читает молитву «Услыши ны, Боже». Хор: «Аминь»; священник: «Мир всем!»; диакон: «Главы наша Господеви приклоним»: верующие преклоняют головы. Священник громко читает молитву «Владыко Многомилостиве», по окончании которой духовенство из притвора храма шествует на его середину против царских врат, где устанавливается стол, на котором на специальном подносе полагаются пять хлебов, пшеница, вино и елей. В это время хор поет стихиры на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

    Славянская кормчая. Крадыи из церкви пятерицею возвратит. Да отлучится иже воск, или масло от церкви украдыи, и да положит пятерицею.     Толкование. Аще который причетник, или мирский человек, от Святыя церкви украдет воск или масло, да возвратит украденное, и толиких же пять частей да приложит к сему, и потом да отлучится. Глава 73 Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто да не присвоит на свое употребление. Беззаконно ибо есть. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.     Зонара. Отделенное Богу не должно обращать на обычное употребление (ибо оно освящено), будет ли это какой либо сосуд, или ткань (ибо наименованием завесы правило обозначало всякую ткань), или елей, или воск. Принесение сих вещей в храм Божий освящает оныя. И так из церкви не должно уносить ни воска, ни елея, ни какого либо сосуда, ни ткани, принесенной Богу, и не должно обращать оныя на какое нибудь свое употребление. Виновные подлежат за сие отлучению. Ахарь взял у Бога не принесенное и не освященное, а только обещанное, и, однако же, подвергся наказанию, быв побит камнями со всем родом.     Аристен. Присвояющий для собственного употребления священные сосуды отлучается. Кто обращает на собственное употребление священные вещи, — сосуд или завесу освященные, тот должен быть подвергнут отлучению, как нарушитель закона.     Вальсамон. Настоящее правило определяет тоже, что и 72-е, то есть, чтобы не были обращаемы на обыкновенное употребление приносимые Богу и посвящаемые храмам какие бы то ни было сосуды и утварь. Ибо именем завесы обозначается всякая ткань. Ахарь, присвоивший себе золотой язык из добычи золота обещанного Богу, но еще не освященного, побит камнями со всем родом. Читай еще 10-е правило Первого и Второго Собора, бывшего в храме Святых Апостолов.     Славянская кормчая. Сосуд злат или серебрян освящен, сиречь в церкви повешен, или завеса, или постав злат, или паволока, да никто же от таковых возмет что на свою потребу. Аще же кто обрящется таковое беззаконие творя, да запрещением будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Разделы портала «Азбука веры» Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань. Освященный золотой или серебряный сосуд или завесу да не присваивает себе более никто для собственного употребления, ибо это противозаконно. Если же кто-либо окажется в этом уличен, да будет наказан отлучением. Σκεος χρυσον ργυρον γιασθν, θνην, μηδες τι ες οκεαν χρσιν σφετεριζσθω παρνομον γρ. Ε δ τις φωραθεη, πιτιμσθω φορισμ. Толкования Зонара . Отделенное Богу не должно обращать на обычное употребление (ибо оно освящено), будет ли это какой-либо сосуд или ткань (ибо наименованием завесы правило обозначало всякую ткань), или елей, или воск. Принесение сих вещей в храм Божий освящает оныя. И так из церкви не должно уносить ни воска, ни елея, ни какого-либо сосуда, ни ткани, принесенной Богу, и не должно обращать оныя на какое-нибудь свое употребление. Виновные подлежат за сие отлучению. Ахарь взял у Бога не принесенное и не освященное, а только обещанное, и, однако же, подвергся наказанию, быв побит камнями со всем родом. Аристен . Присвояющий для собственного употребления священные сосуды отлучается. Кто обращает на собственное употребление священные вещи, – сосуд или завесу освященные, тот должен быть подвергнут отлучению, как нарушитель закона. Вальсамон . Настоящее правило определяет то же, что и 72е , то есть, чтобы не были обращаемы на обыкновенное употребление приносимые Богу и посвящаемые храмам какие бы то ни было сосуды и утварь. Ибо именем завесы обозначается всякая ткань. Ахарь , присвоивший себе золотой язык из добычи золота, обещанного Богу, но еще не освященного, побит камнями со всем родом. Читай еще 10е правило 1го и 2го собора, бывшего в храме Святых Апостолов. Славянская кормчая . Сосуд злат или серебрян освящен, сиречь в церкви повешен, или завеса, или постав злат, или паволока, да никто же от таковых возьмет что на свою потребу. Аще же кто обрящется таковое беззаконие творя, да запрещением будет отлучен. Толкование . Богови освященных не подобает осквернять, освящена бо суть. Аще сосуд есть, или ино что, аще завеса, или постав злат, или паволока, или аще масло будет или воск, принесением бо их в Божию церковь , отлучаются таковая. Не подобает убо ни воска, ни масла взяти от церкви, ни иного какова сосуда, ни завесы, ни постава, ни паволоки, ни ризы, ни платна, вся бо та Богови возложена суть: и недостоит их на свою потребу взимати, того бо ради и отлучению повинны суть. Ибо Ахарь украд, яже еще не принесена бяху ни освящена Богу, но токмо обещана, и обаче прият месть, со всем родом своим каменеем побиен быв ( Нав.7 ).

http://azbyka.ru/pravo/73-apostolskoe-pr...

В частности, Климент Александрийский , рассуждая о последователях еретика Василида и их лжеучении, говорит, что в их фаталистической системе «нет более ни благословенного Крещения, ни блаженного запечатления» 111 , ясно различая таким образом Таинство запечатления, или Миропомазания, от Крещения. Святой Киприан в Послании к Януарию также ясно отделяет Крещение от Миропомазания. Он, например, так говорит: «Тому, кто крещен, необходимо также быть и помазанным, чтобы, приняв хрисму, то есть помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь благодать Христову» 112 . В другом Послании, доказывая, что недостаточно возлагать только руки на еретиков, обращающихся в недра Церкви, он говорит: «Только тогда они могут вполне освятиться и соделаться чадами Божиими, когда возродятся обоими Таинствами, по Писанию: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие ( Ин.3:5 )» 113 . Таким образом, святой Киприан не только отделяет Миропомазание от Крещения, но, равным образом, называет то и другое Таинством. Видимую сторону Таинства Миропомазания в древней Церкви составляла молитва к Богу о ниспослании на крестившихся Святого Духа и крестообразное помазание разных частей тела освященным миром. В некоторых Церквах, как например Карфагенской, наряду с помазанием миром употреблялось еще и возложение рук. В отношении произносимых слов при помазании, а также частей тела, которые помазывались, в творениях святых отцов Церкви рассматриваемого периода сведений не находится. О молитве свидетельствует святой Киприан в своем Послании к Юбаяну. Он говорит, что как апостолы Петр и Иоанн, по молитве, чрез возложение рук низвели на самарян Святого Духа, так и в Церкви с этих пор все крещающиеся, по молитве предстоятелей, чрез возложение их рук приемлют Святого Духа и запечатлеваются Божественною печатаю. Употребление же мира при совершении Таинства Миропомазания в древней Церкви всегда считалось существенно необходимым. Об этом также свидетельствует святой Киприан в Послании к Януарию, говоря, что елей, предназначенный для миропомазания, необходимо должен быть освящен на алтаре, ибо без освящения чрез него не может быть духовного помазания 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010