Но основная мысль католиков, что в таинстве покаяния отпускаются верующему грехи и вечные за них наказания, но не отпускаются временные, вследствие чего на нем остается долг, для погашения которого он должен привести правде Божией надлежащее удовлетворение, не может быть признана состоятельной. Слово Божие ясно учит, что полное и совершенное удовлетворение правде Божией за все грехи рода человеческого принес однажды навсегда Христос Спаситель ( Рим.3:25 ). Говорят, что епитимии суть наказания, и что их непременно должен понести за свои грехи кающийся, как удовлетворение правде Божией, значит выражать, что удовлетворение, принесенное И. Христом на грехи всего человечества, недостаточно. Индульгенция есть облегчение церковных епитимий, должных за грехи. Власть раздавать индульгенции принадлежит одному папе, как главе церкви. Индульгенции даются Римскою Церковью не только для живых, но и для умерших, не только за грехи совершенные, но и за будущие, – и даются потому, что есть будто бы сокровищница сверхдолжных дел святых, которой распоряжается папа. Но прощение грехов может быть только при искреннем покаянии, а не в силу заслуг святых. Между тем в Римской Церкви индульгенции продаются без разбора, искренно ли человек кается, или нет. В таинстве елеосвящения латинская Церковь отступает от Православной в двух пунктах: она учит, 1) что елей для таинства должен быть освящен епископом и 2) что самое таинство должно быть совершаемо не над тяжко больными, как учит ап. Иаков (5:14–15), и как поступает Православная Церковь , а над умирающими; цель елеосвящения заключается поэтому не в исцелении больного, но в приготовлении его к мирной кончине. Поэтому она называет его «последним таинством». В обличение этих римско-католических особенностей достаточно заметить, что они появились не ранее 12-го века и не имеют для себя никакого основания. В самом деле, ни в заповеди св. ап. Иакова, ни в чине елеосвящения, употреблявшемся издавна в Православной Церкви, ни в древнем чине самой Римской Церкви, нет ни малейшего намека на предсмертное напутствие больного, а говорится об его исцелении, об отпущении ему грехов; равным образом, нет нигде ни малейшего намека на то, чтобы право освящать елей для таинства принадлежало только епископам. Церковь вселенская считала предсмертным напутствием для верующих не таинство елеосвящения, а таинство причащения с предшествующим ему покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Иаков заповедует для совершения елеопомазания призывать только пресвитеров Церковных. Явно, что здесь речь не о чудесном исцелении, но об одном из священнодействий Церковных, которые, действительно, по учению Апостолов, могли совершать не все верующие ( Евр. 5:4 ), но только избранные служители Церкви ( Еф. 4:11–12 ) и в частности пресвитеры ( Деян. 20:17 )». См. Д. Б. Т. II, стр. 469–470. В Римско-католической церкви относительно Таинства Елеопомазания или Елеосвящения существуют отступления только в практике, а не в существе учения. Так – а) латинская церковь  требует, чтобы елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения, был освящен епископом; б) требует, чтобы Елеосвящение сообщалось только умирающим, применительно к чему оно называется у них extrema unctio (последнее помазание). Но, во-первых, у Апостола Иакова не говорится о непременном участии епископов в совершении Таинства Елеопомазания, а напротив, он, так сказать, ординарными совершителями сего Таинства указывает только пресвитеров, хотя, разумеется, и епископы, если нужно, могут совершать Елеосвящение. Во-вторых, у Апостола не говорится также, что упоминаемое им Таинство должно быть сообщаемо одним лишь умирающим. Апостол говорит вообще: болит ли кто в вас, очевидно имея в виду и болезни, которые не к смерти ( Иак. 5:14 ). Урок 54-й Одиннадцатый член Символа веры : отношение сего члена к предыдущим; понятие о воскресении мертвых, которого, по одиннадцатому члену Символа веры , мы ожидаем; возможность сего воскресения; всеобщность его и изменение оставшихся до всеобщего воскресения живыми; качества воскресших и измененных тел; время воскресения мертвых и изменения живых; учение о кончине мира, сущность и образ сей кончины Все, чему доселе поучал нас Символ нашей веры, во что каждый православный христианин несомненно должен веровать, при всем согласии этого верования с самым свойством или с самой природой человеческого духа, было бы крайне безотрадно для нас, если бы наше существование ограничивалось, хотя бы только по телу, одной теперешней нашей жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

призывание Святого Духа, вследствие чего в их мессе момент освящения Даров не ощущается более как центральный момент Литургии, и усвоила мнение, что освящение Даров совершается при возглашении слов Господа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», и «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя». Следуя заповеди Господа: «пийте от нея вси», – единая Святая Соборная и Апостольская Церковь преподавала причастие всем из Святой Чаши, но Римская Церковь с IX века и окончательно в XII столетии лишила мирян приобщения Святой Крови Христовой, и это вопреки всеобщей практике древней Церкви и вопреки установлению Самого Господа. Не допускаются ко Святому Причастию до совершения над ними таинства миропомазания, т.е. до 10–12 лет, дети. Церковный народ за Литургией у римо-католиков больше безмолвствует – за него вполголоса отвечает священнику министрант, в то время как у нас народ устами хора громко отвечает служащему иерею. Юридическое начало «счета» и «зачета» внесено отчасти и в совершение Литургии – отсюда масса у них частых месс, скороговоркой совершаемых одна за другой на одном и том же престоле и одним и тем же священником, и даже одновременно несколькими священниками на разных престолах того же храма, ибо, говорят римо-католики, чем больше по счету совершено месс, тем больше внесено в мир святости. В таинстве елеосвящения – елей должен быть освящен епископом, а самое таинство совершается не над тяжко больным – по слову Апостола Иакова (V, 14–15), а над умирающим как приготовление его к мирной кончине и называется у них «последним помазанием». Глава XI. Рим и Россия Для полной картины отличия Православно-Кафолической Церкви от Римо-католической необходимо подчеркнуть, что путь римо-католичества на протяжении всей истории – это путь самообожающей гордыни, чуждой Православию, это практический и моральный релятивизм, и паки указать средства, к коим на протяжении столетий прибегает Ватикан в своем стремлении расширить свои влияние и власть. Этими средствами являются: 1 . политические интриги, о чем нами вскользь было уже сказано, 2 . ложь, воплотившаяся в так называемой унии, особенно же в «восточном обряде» с его «резерватио мэнталис», который, «будучи создан в стремлении подчинить Ватикану душу русского народа посредством притворной имитации его богослужения и этой обманной операцией водворить римский католицизм в России и иных православных странах, нашим христианским сознанием переживается как религиозно-фальшивая, безбожная и безнравственная идея... так на войне корабли плавают под чужим флагом, так перевозится через границу контрабанда», – справедливо замечает И.А. Ильин ; 3 . насилие, махровым цветом расцветшее не только на Западе в отношении мужей науки, но и на землях Литвы и Польши в отношении Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Тесная связь конфирмации с крещением подчеркнута в каноне 893 § 2, где церковный законодатель справедливо советует выбирать в крестные отцы или матери того, кто уже исполнял эту обязанность при крещении. Однако предложения Собора по решению проблемы служителя таинства и возраста конфирмируемых приняты законодателем лишь отчасти 428 . В каноне 882 соборному термину minister originarius в очередной раз предпочтен тридентский термин minister ordinarius. Это означает недооценку того факта, что первый термин не просто выражает уважение к дисциплине восточных католических Церквей, но и указывает на данную пресвитерам власть служения конфирмации, а также на церковное измерение таинства. Действительно, все восточные пресвитеры правомочны преподавать таинство миропомазания, как одновременно с крещением, так и порознь, всем верующим любого обряда, не исключая латинский. Для законности совершения таинства необходимо только соблюдение предписаний права – как общего, так и партикулярного 429 . C другой стороны, для того, чтобы выявить связь между значением конфирмации и доставляемым ею более полным вхождением в церковное общение, нужно подчеркнуть следующие критерии. Во-первых, только диоцезальный епископ правомочен действительным образом совершать конфирмацию в любых обстоятельствах и в любом месте (кан. 886). Пресвитеры же могут преподавать конфирмацию только в силу особого отношения с диоцезальной властью (отношения, основанного на мандате или связанного с должностью ), причем только в пределах вверенной им территории (кан. 887). Во-вторых, связь с отдельной Церковью 430 выявляется уже предписанием, согласно которому «елей, употребля емый в таинстве миропомазания, должен быть освящен епископом, даже если таинство совершает пресвитер» (кан. 880 § 2). И все-таки несмотря на то, что церковный законодатель формально не принял термин minister originarius, он в идущих следом канонах согласился с главными выводами из этого соборного учения. Это явствует из канона 882, где к пресвитеру, уполномоченному совершать таинство конфирмации, тем не менее, не прилагается (что удивительно!) противоположный термин «экстраординарный служитель». Другое подтверждение – каноны 883 и 884, где значительно расширен круг пресвитеров, которые на законном основании – либо ipso iure (в силу самого права), либо ввиду особого разрешения , либо, наконец, будучи привлечены по уважительной причине, – могут совершать конфирмацию. Кроме того, по существу здесь идет речь только о пределах полномочий поручения или разрешения. Поэтому в случае ошибки или сомнения ничто не препятствует применению принципа supplet Ecclesia (восполняет Церковь ), как это, между прочим, прямо утверждается каноном 144 § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По окончании потопа ветвь маслины, принесенная Ною голубем, открыла то, что вода уже спала и где-то произрастает зелень. Когда-то на Святой земле, вместе с хлебом и вином, елей был основной пищей. И сегодня в наших храмах на литии всенощного бдения освящаются хлеб, пшеница, вино, елей, и мы просим Господа благословить их во всем Своем мире, а через них освятить и нас. Этим елеем помазывают верующих на утрене во время полиелея. В древнем обряде окропления елеем приносимой Богу пшеничной муки Ориген усматривал символический смысл: «Всякая душа нуждается в елее Божественного милосердия, и никто не может оставить эту жизнь (мирскую и греховную), если не будет присущ ему елей небесного помилования». Елеем была освящена скиния (походный храм, сооруженный иудеями на пути в Землю обетованную), а также ее утварь и жертвенник: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это» (Лев 8: 10). Сейчас елеем помазуются стены жилища при его освящении. Из житийной литературы мы знаем, что иногда святые исцеляли обращающихся к ним за помощью помазанием елеем, и сегодня елей в лампадах перед иконами или моща-ми святых часто приносит человеку благодатную помощь. В эпоху Ветхого Завета елеем помазывали при поставлении на служение царя, первосвященника, а иногда и пророка. Так, о Давиде, из рода которого должен был прийти Христос, сказано: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня» (1 Цар 16: 13). Само имя Христос означает «Помазанник» и говорит о том что человеческая природа Спасителя всецело освящена — помазана Его Божеством. О Христе — Пома- заннике говорится в псалме Давида: «Помаза Тя, Боже, Бог Твой паче причастник твоих» (Пс 44: 8). Причастники Христа — это все мы, родившиеся для жизни со Христом в таинстве Крещения и получившие в Миропомазании печать дара Духа Святого. Благодаря символике милости, врачевания и света Церковь взяла елей для того, чтобы сопровождать им свою молитву в Соборовании. Об этом еще в V веке антиохийский пресвитер Виктор рассуждал так: «Елей и болезни исцеляет, и бывает причиной света и веселия. Поэтому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога, и исцеление болезни, и просвещение сердца. Ибо все совершает молитва, как всякому известно, а елей служит только символом».

http://foma.ru/eley-i-molitvyi-soborovan...

Кроме светолепных тел, лежащих нетленно со всеми суставами в пещерах, и, кроме отдельных суставов, находятся мироточивые главы, о которых нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верою приходит и помазывается тем миром. Если тот камень ( Исх.17:6 ), который некогда при прикосновении жезла Моисея, источил сверхъестественным образом простую воду, показал тем, что Моисей свят; и если та ослиная челюсть ( Суд.15:19 ), которой коснулась рука Самсона, тоже, источив простую воду, знаменовала тем благодать, бывшую в Самсоне то сколь полнее эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее показывают святость и благодать, действующую в тех угодниках Божиих, которых не жезл, не рука, но все тело и сама душа не случайно прикасалась к этим главам, но по естеству была соединена с ними и опять соединится. И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих тех, что источают такое же миро, показывают, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро, таинственным образом, есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам через сучец маслины, принесенной голубицей ( Быт.8:11 ); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: «ты же, постясь, помажь голову твою» ( Мф.6:17 ). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: «Мудрые девы взяли елей», как говорит и св. апостол Иоанн: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: «как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных» таким образом Сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине ( Рим.11:24 ), Христу Спасителю, имя Которого «разлитый елей или миро» ( Песн.1:2 ). И как говорит псалмопевец Самому Христу «возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» так же и мы, собирая вместе все добродетели этих угодников Божиих, на главах коих видим елей, должны сказать каждому из них: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, угодник Божий, Бог Твой елеем радости» радости, потому что этот елей избавляет вас от болезни, радости, ибо исполняет вас на земле благодатью, на небе же славою вечною».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И дунув на ню. Прежде священник творил дуновение на лице оглашенного, изгоняя из него нечистого духа и уготовляя место Духу Святому, как показано выше (гл. 5, §7); теперь он творит троекратное дуновение и на воду. Этим действием он низводит обильнейшую благодать на воду, подражая Христу и воспоминая, что Дух Божий носился над водою еще при сотворении, свидетельствуя о крещении в начале бытия мира. §8. Елей освящается дуновением, знамением креста и молитвою И вдунет трижды в сосуд елея. Святое миро приемлется освященным от епископа, а вода и елей освящаются иереем особливо при крещении. Образ освящения воды показан выше (§5). Теперь иерей освящает елей сперва дуновением и знамением креста, а потом и следующею молитвою: Владыко Господи, Боже отец наших и проч. Здесь преимущественно потребны дуновение и знамение креста, равно как и самая сия молитва . Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «а елей освящается следующим образом: он приносится в каком-либо чистом сосуде к архиерею или иерею, который дует на него и знаменует трижды рукою крестообразно: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей приял от Христа чрез Божественное дуновение Его на апостолов; крестом изображая Самого Распятого за нас, чрез крест совершившего спасение наше. Посему крест имеет силу священно совершительную, и без креста не совершается ничего Божественного. Затем, преклонив главу, иерей молится о том, дабы елей освящен был Духом Святым». §9. Елеем производятся в воде три креста Иерей творит кресты три елеем в воде, то есть присоединяет или приобщает священный елей к той же освященной воде, – в знамение, во-первых, того елея, которым Христос в Евангелии, в лице самарянина, уврачевал человека, впадшаго в разбойники ( Лк.10:34 ); потом в знамение и того елея или маслины, с которой сучец принес голубь в ковчег Ноев. Симеон Солунский (в гл. 62) пишет: «а так как нужно здесь быть и образу Божественной милости, то и употребляется св. елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. А елей показывает Божественную милость и благоутробие благости Божией; он-то именно подается тем, которые изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии. Это и при Ное показано было: ибо голубь принес в устах сучок маслины находившимся на воде в ковчеге. Вода (потопа) прообразовала крещение, а голубь – Духа Святого; сучок же маслины, принесенный им в устах, был знамением милости и безмерной благости Божией. По сей причине и здесь в крещении употребляется святой елей». §10. Аллилуиа во время совершения иереем трех крестов в воде при крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Хлебы здесь изображают те таинственные пять хлебов, которые Христос умножил и которыми насытил пять тысяч народа. В настоящей молитве священник просит Бога, дабы Он благословил хлебы сии, пшеницу, вино и елей, как предметы, необходимые для поддержания нашей жизни. Так как в начале службы церковной, в предначинательном псалме, мы благодарили Бога за то, что Он извел хлеб из земли, вино, которое веселит сердце человека, и елей, который лице его умастит, то, чтобы такому началу соответствовал и конец, мы, воздавая благодарение Богу за таковые дары, предлагаем те же самые предметы на благословение и просим умножить их. Такое благословение хлебов бывает только на всенощных бдениях. Симеон Солунский (в главе 342) говорит: «это благословение хлебов совершается, если есть бдение; если же его нет, то после приклонения глав не бывает ни литии, ни благословения хлебов. Благословения же хлебов не бывает потому, что оно установлено ради труда бдения, дабы братия за труд получили и благословение Христово и некоторое подкрепление, и чтобы, особливо освященные, с этих пор начинали молиться о причащении страшных Таин». §35. Помазание елеем на утрени Елей же сей, егоже благословил еси, люди назнаменай. В службе на 15-й день августа напечатано: и дается елей от кандила Пресвятыя Богородицы, что исполняется и в другие великие праздники пред первым часом, как показано в Уставе на 26 день сентября. И так священник помазует христиан в церкви двояким елеем: от кандила, т.е. от святых икон, и елеем, освященным здесь вместе с хлебами. Издревле у христиан ведется обычай (Постановл. ап. кн. 8, гл. 29) – этот елей и другие предметы, годные к употреблению, каковы упоминаемые Климентом благословенная вода и елей, освящать предписанными молитвами, благословлять знамением креста и употреблять во имя Святой Троицы. Не требуется, чтобы все тело человеческое было омыто такою водою, или помазано этим елеем: но довольно одного только прикосновения или приложения их к телу, только с знамением креста и с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. А в особенности елей, так как означает милость и употребляется как символ ее: то и приемлется нами, дабы молитвами того святого, которому посвящен сей елей, приобрести и нам милость от Бога. Почему освященные здесь хлебы, вино и елей преподаются верным, не только для укрепления их на следующее молитвословие, как выше сказано, но и для получения душевных и телесных даров, которые и перечисляются в Служебнике на сем месте. §36. «Премудрость пред отпустом»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих - Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих - тех, что источают такое же миро, показывая, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро таинственным образом есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам - через сучек маслины, принесенный голубицей (Быт. 8:11); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: " Ты же, постясь, помажь голову твою " (Мф. 6:17). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: " Мудрые девы взяли елей " , как говорит и святой Апостол Иоанн: " Вы имеете помазание от Святого и знаете все " (1 Ин. 2:20). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: Как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных, таким образом сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство Небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине (Рим. 11:24), Христу Спасителю, имя Которого " разлитый елей или миро " (Песн. 1:2). И как говорит псалмопевец самому Христу: " Возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости " , - так же и мы, собирая вместе все добродетели этих угодников Божиих, на главах коих видим елей, должны сказать каждому из них: " Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, угодник Божий, Бог твой елеем радости. Радости, потому что этот елей избавляет вас от болезни; радости, ибо исполняет вас на земле благодатью, на небе же славой вечной " . Но, рассказав об этих честных главах, должно нам положить венец настоящего дела, то есть окончить эту книгу житий святых преподобных отцов наших, подвизавшихся в Печерской обители Пречистой Богоматери, Которой достойно предложить венец из звезд.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Подробнее свт. Кирилл Иерусалимский так объясняет этот обряд: «Потом, совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и сделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй маслине, и приобщились туку доброй маслины. Итак, заклинательный елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему пламени, палит и гонит бесов, так и заклинательный сей елей, призыванием Бога и молитвою такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет» (Тайноводственное поучение второе. 3). Понятно, что для того, чтобы символизм священнодействия был реализован, необходимо использование исключительно оливкового масла. Но, к сожалению, часто используют вазелиновое, подсолнечное или другое масло, часто с добавлением ароматизатора. Часто масло не освящается, а используется елей с всенощного бдения или даже масло из лампады. В других случаях в однажды освященное масло подливается неосвященное. До революции было нормой, что «елей всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какой-либо другой жидкостью. Нельзя употреблять для этого какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое и должно освящать молитвой, нарочито для того полагаемой в чинопоследовании Крещения. Употреблять в Крещении елей, освященный на всенощном бдении, а также елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения или при освящении домов, – не следует. Святитель Петр Могила в своем Требнике говорит: «елей к помазанию оглашенных не от епископа, но от иерея освящается; сего ради да тщится иерей всегда свежий имети елей ко освящению, да не един и той же дважды или множественне освятит; но елижды крат крестити будет, иной да освятит». 6. Погружательное Крещение. Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении Таинства Крещения является совершение его через обливание, или даже окропление, без всякой видимой причины.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010