Саваоф в Священном Писании Зачем Богу Имена? 14 ноября, 2012 Зачем Богу Имена? Всемогущий Господь и ангельское воинство. Содержание статьи Саваоф — Имя Господа На страницах Священного Писания мы не раз встречаем Имена Бога. Саваоф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств») — это одно из имен Бога в иудейской и христианской традициях.  Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его ( Ис.6:3). В Писании встречаются и другие Имена: Яхве, Элохим… Зачем Богу так много Имен? Зачем Богу столько Имен? Дело в том, что Свои Имена Господь открывал людям, являясь им с определенным намерением.  Например, Яхве значит «Сущий», «Я Есмь» — Господь утверждает абсолютную форму Своего бытия, источника жизни. Имя Саваоф подчеркивает еще одно свойство Господа — Его всемогущество, представляет Его Владыкой мира. Господь ведет за Собой ангельское войско, он силен и могущественен. Но это войско не злое, его сила — в любви. Армия Господа внушает чувство надежности и защищенности, а не страх. Во времена Ветхого Завета люди обращались с мольбой о защите к Господу, когда их притесняли нечестивцы и попирали язычники. Но и люди Нового Завета просят Всемогущего Бога спасти их от власти греха. Почему тогда Всемогущий Бог допускает зло? Порой человек может сомневаться во Всемогуществе Бога: если Он может все, почему не остановит злодеяния других людей или природные катаклизмы? Важно помнить, что Господь рассуждает не так, как человек. Мы несовершенны, Бог же все знает, и все может. Однако Он исходит из соображений высшей морали, заботится о душе каждого грешника и попускает иногда несчастья, оставляя путь к спасению. Нередко этот путь лежит через страдания. Всемогущий Господь Бог Саваоф проходит эти страдания рядом с человеком, поддерживая его. Поэтому, когда трудно, важно не переставать молиться и просить Бога о защите. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/savaof/

Разделы портала «Азбука веры» Элогим (Элоим, Элохим) – одно из имен Божиих , отражающее Божественное всемогущество и прикровенно указующее на тайну Святой Троицы Имя Элогим встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тысячи раз. Оно представляет собой множественное число от евр. Элоах, что значит Бог или Могущественный. В переводе оно означает Силы, Могущества, Божественные действия, то есть изображает множественное величие Бога, раскрывающего Себя во всемогущих деяниях. Формально слово Элогим может быть переведено как «боги», однако именно в Библии такой перевод совершенно неприменим. Все дело в том, что Библия всегда согласует имя Элогим с глаголами и прилагательными в единственном числе. Например: Берешит бара («В начале сотворил Бог…» – Быт.1:1 ). Такое согласование служит несомненным указанием на тайну Святой Троицы, явленную во всей полноте в Новом Завете. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии : «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает «боги». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт.3:22 ). «Из Нас» – тоже множественное число. Стихи где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их” ( Быт.11:6–7 ), слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения». XVIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/elogim

В целом ряде псалмов в необычайно сильных выражениях говорится о с т р а д а н и и праведника. Его муки рисуются со всей обнаженностью и остротой, без малейшей смягчающей «поэтизации». Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня. Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей (101:4–6). Но скорбные псалмы кончаются нотой упования. Отчаявшийся человек обретает в своем Господе Спасителя и Утешителя (Пс 3, 7, 10, 12, 15 и др.). Человек веры ищет не только даров Божьих, заступления и помощи; он жаждет богообщения как подлинного источника жизни; Господь для него — Возлюбленный, к Которому устремлено его сердце. Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому… (41:2–3) Поэтому и Закон Божий воспринимается псалмопевцами не как система внешних запретов и повелений, а как неисчерпаемый источник, из к–рого можно пить без конца и о к–ром можно размышлять день и ночь. Жить в Законе значит пребывать с Господом (1, 18, 118). Любовь к Его Закону озаряет земной путь человека светом небесным. Вершиной духовных чаяний, отраженных в П., являются мессианские пророчества и прообразы (см. ниже). Структура П. и вопрос о ее авторах. Как указывают отцы и учители Церкви свт. и др.), в древности П. была разделена на 5 частей по образцу а) Пс 1–40; б) 41–71; в) 72–88; г) 89–105; д) 106–150. Первые две части именуются в самой Библии «молитвами Давида, сына Иесеева» (71:20), хотя в них включены 11 псалмов Асафа, 3 псалма сынов Кореевых, 1 Иемана и 1 Ефама. В библ. науке вторую часть П. принято называть «Элохистической Псалтирью» по частому употреблению имени Бога «Элохим» (см. ст. Имена Божьи). Объем и счет псалмов в евр.Библии не совпадает с принятыми в Септуагинте и Вульгате (а также в рус. Библии). Эта разница обусловлена тем, что в указанных переводах 9 и 10 псалмы слиты в один (9), 114 и 115 слиты в один (113), 116 разделен на 114 и 115, а псалом 147 разделен на 146 и 147 (В брюссельском изд. пер. принята двойная нумерация псалмов).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

Из какого «ничто» возник мир и как это произошло? Можно ли согласиться с философом Эпикуром и допустить, что мир возник сам собой (без причины), т.е. самопроизвольно? Мы уверены, что нет, поскольку самопроизвольное возникновение чего-либо противоречит наблюдаемым в мире фактам, и, к тому же, принципиально не может быть научно доказано. Если же, следуя Платону , мы признаем, что любое происхождение нуждается в причине , то у нас будет два выбора: либо существует внутренняя (имманентно присущая миру) причина, либо причина лежит вне мира. Но если наш мир имеет начало (что уже математически доказано), то это значит, что никакой, даже малейшей части мира, до момента его возникновения не существовало. Следовательно, никакой внутренне присущей миру причины его бытия существовать не может . Итак, первопричина мира пребывает вне творимого мира. Тогда в каком смысле можно говорить о «ничто» (nihil) как причине возникновения мира? Или что-то/кто-то еще участвовал в создании/творении нашего мира? Ответы на эти вопросы можно найти в начальном стихе Книги Бытия. 3. 1-й стих Книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1) 1-й стих в оригинале (др.-евр.): «Берешит бара’ Элохим эт ха’шамайим веет ха’эретц». 1) Берешит — во главе, в начале; Бе — в, на, Реш — голова, начало. 2) Бара [от Бар «вовне»] — богословский термин, обозначающий действия исключительно одного Бога: 1) рождать 2) зачинать (как мысль), творить из ничего. 3) Элохим [множественное от Элоах] — 1) боги, Верховный Бог, 2) Верховная Сила. 4) Элоах [от Эль] — божество, Бог. 5) Эль — 1) сила, власть, могущество, 2) главный, сильный, Всемогущий, 3) Бог. 6) Шамайим [от Шам — «то, что от нас далеко»] — 1) небо, обитель Бога, 2) небосвод. 7) Эретц [от Рэтсэтц «сжимать» или «быть твердым»] — 1) земля, 2) первичная материя. 4. От Берешит к догмату о начальности мира (creatio cum tempore) Как видно из значения первого слова Книги Бытия, Берешит — «во главе (в начале)» —знаменует начало мира (и самого времени). Именно такое толкование мы находим у святителя Василия Великого: «Сперва [Моисей] упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным» . Таким образом, начальный стих Книги Бытияопределяет нулевую точку отсчета, с которой начинает течь время. Свт. Филарет Московский в «Толковании на Книгу Бытия» называет эту точку «пределом, от которого начинается бытие мира» . Итак, христианские богословы верят в абсолютное начало мира как бесспорную истину, которая скрыта в Быт.1:1, а именно, в слове Берешит. Давайте посмотрим, как эта ветхозаветная истина стала непререкаемым догматом христианской Церкви.

http://pravoslavie.ru/59596.html

Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях: ВНАЧАЛЕ (евр.  берешит). Слово это означает не просто порядковое или хронологическое начало (евр.  техилла), а переход от вечности к времени. До этого таинственного начала, по словам бл. Августина, времени не было, ибо оно было создано вместе с миром (Исповедь, XI, 13). Мысль святителя сближается с данными современной науки, что время без материи не существует. Из Самого Божества рождается творческое Слово. Поэтому свт. Ириней сравнивает  Быт.1:1  с  Ин. 1:1 , где Логос пребывает «в начале» у Бога (отметим, что весь пролог Ин тесно связан с Быт; там говорится о Слове, через Которое «все начало быть»). СОТВОРИЛ (евр.  бара). Дословно означает «сделал», «образовал» (греч. ποησεν), сравни  Ис. 41:20 . Но бытописатель не хотел сказать, будто Бог «образовал» мир из вечного вещества. Нет ничего совечного Ему — именно так понимали  Быт.1:1  в ветхозаветное время, о чем говорят слова «Все сотворил Бог из ничего» (2Макк.7:28). Творение есть акт абсолютной и высшей Божественной воли. Свт.  Василий Великий  отбрасывает как языческую мысль, будто «Бог был причиной мира, но причиной непроизвольной, как тело бывает причиной тени… Бог был для мира не сим одним — не причиною только бытия, но сотворил как благой — полезное, как премудрый — прекраснейшее, как могущественный — величайшее» (Беседы на Шестоднев, 1). БОГ (евр.  Элохим). Обычное семитское слово «Бог» — это Эль (что значит сильный, мощный), варианты Эл, Илу, Аллах. Элохим есть множественное число от Элоах (употребляется в Ветхом Завете редко, в основном в поэтических текстах, напр., в Иове). Здесь нельзя усматривать отголосков многобожия. Множественное число означает полноту бытия (ср. евр.  шамайим — небеса). Весь рассказ Шестоднева направлен против политеизма. Характерно, что семиты иногда называли Божество илани (т.е. боги), хотя речь шла об одном существе (см. письмо иерусалимского царя доизраильского периода:  Б. А. Тураев . ИДВ, т. 1, с. 294). Характерно, что в еврейском языке нет слова «богиня» (в необходимых случаях св. писатели вынуждены были употреблять слово мужского рода).

http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvo...

В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

3.1. Начало творения – творение первовещества (Быт. 1:1–2) Быт. 1 :1 . В начале сотворил Бог небо и землю. В начале. Еврейское (берешит) происходит от слова (рош) – «голова». То есть священный автор говорит, что в начале бытия, творимого Богом, лежит небо и земля как основа всего творения. Также этими словами провозглашается единство и абсолютность Творца, чем отвергаются: политеизм, пантеизм, материализм, дуализм, языческое учение об извечности материи, которая будто бы была лишь упорядочена Божеством. Возвещая о безначальности Бога, Библия вместе с тем указывает на начальность мира. Сотворил (евр. – бара) – это слово применяется в еврейском тексте только когда речь идет о творении из ничего. Когда же говорится о творении из какого-либо существующего материала, то употребляется слово (аса). Всего в еврейском тексте Быт.1 «бара» используется 3 раза: в 1:1 (творение первовещества), 1:21 (творение душ животных) и 1:27 (творение человека). Бог (в евр. тексте (Элохим) – множ. ч.). Форма этого имени в единственном числе – (Элоах) или краткая (Эл). Бог в Библии почти всегда (если речь идет об истинном Боге, а не языческих кумирах) называется существительным множественного числа – Элохим, что можно буквально перевести как «Боги» или «Сильные». Поскольку это существительное сочетается с глаголами в единственном числе, то принято считать, что множественное число в слове «Элохим» – так называемое множественное величественное (pluralis majestaticus), потому оно всегда переводится как «Бог», а не буквально «Боги». Такое словоупотребление подобно использованию местоимения «мы» в манифестах российских императоров, и это лингвистическое явление часто встречается в древних ближневосточных текстах. В данном случае множественное число указывает на полноту Божественности, присущей Творцу, а не на множественность богов, принимавших участие в творении. По святоотеческому мнению, еврейский подлинник словом «Элохим» («Боги») дает также мысль о троичном множестве Ипостасей, а последующим словом «бара», поставленном в единственном числе, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В евр. каноне: Первая книга Царей. Евр. Омри. Слово Элохим можно перевести и единственным числом: Бог . Ср. Исх 32:2-6. После сооружения тельцов Аарон объявляет праздник Яхве. Золотые тельцы - всего лишь видимый знак невидимого присутствия Яхве среди своего народа. Народ должен быть уверен, что Яхве не бросил его, подобно Моисею, но что Он по-прежнему с ним. Грех Аарона - в потакании этой народной религиозности, требующей от Бога гарантий Его присутствия. Комментарии ( 6): проф. прот. Ростислав Снигирев 20 января 2010г. 23:13 Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распространенной у западносемитских народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества. Иеровоам, видимо, стремился с помощью тельцов выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельягу ( " Бык Господень " ), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии. В различных языческих изображениях фигура быка служит подножием для самого божества, поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать лишь престол для невидимого, неподдающегося изображению Бога Израиля.Херувимы храма Соломонова имели еще более распространенное употребление в библейских странах. Смысл их употребления во Святом святых объясняется частыми находками царских тронов, представлявших собой сиденье, укрепленное между двумя херувимами. Отражая эту традицию, авторы книг Ветхого Завета восседание на херувимах воспринимают как свидетельство царской власти. То, что для них Бог Израилев виделся Царем, восседающим на херувимах (т.е. на царском троне) (1 Цар. IV, 4), объясняет, возможно, безбоязненность восприятия Соломоном и его окружением финикийских традиций для сооружения храма Единому Богу: при сохранении всех вышеприведенных особенностей, важнейшим отличием храма Соломонова от финикийских святилищ было то, что в самом святом помещении, где ханаанейский храм предполагал размещение фигуры божества либо его символа, находился трон, на котором восседал Невидимый Царь Израилев, реальное присутствие Которого во Своем храме и на Своем престоле (троне), было общим убеждением ветхозаветной церкви.

http://bogoslov.ru/article/465404

ЭЛЬ – общесемитское наименование Божества (ср. Илу Илум, Аллах). В Ветхом Завете оно употребляется редко (напр., Числ.12:13 ) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх.15:2 ). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия, Иерусалим и др.). ЭЛЬ ШАДДАЙ – столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий ( Быт.17:1 ). Возможно, такое имя означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества). ЭЛЬ ЭЛИОН («Бог Всевышний») встречается преимущественно в поэтических текстах Ветхого Завета (напр., Пс.7:18 ). Первое упоминание этого имени Бога мы находим в Быт.14:18 , где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный». ЭЛЬ РОЙ – Бог Видящий ( Быт.16:13 ), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества. САВАОФ – Бог Сил. Так Его называют ангелы в видении пророка Исаии. Одно из самых частых имен Бога в Писании. ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является именем во множественном числе, образованным от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в священной поэзии (в том числе в Книге Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия (в синодальном переводе «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в Ефреме. Множественная форма слова Элохим почти повсюду согласуется с единственным числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс.8:6 ). АДОНАЙ (евр. «Господин мой», церк.-слав. – «Господь») также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как «Кириос», и ради благоговения этим словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в синодальном и многих других европейских переводах). ЯХВЕ – условное произношение священного имени, с которым Бог открылся Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

е) ТЬМА (евр. и БЕЗДНА (евр. множ. Примечательно, что Божие одобрение получает не тьма Хаоса, а только свет (1,4, ср. 1 Ин 1,5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»). Русский богослов В. Н. Ильин замечает в связи с этим: «С полной уверенностью можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его «первому дню» предшествовала какая-то домирная, метаматериальная и метафизическая трагедия, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос» (Шесть дней творения, Париж, 1930, с.67). Слово «теом» (бездна) созвучно с именем вавилонской богини Океана (см. §11, 3). Тиамат изображалась в виде дракона. Аналогичные чудовища Хаоса встречаются и в мифах других народов (египтян, хананеев, китайцев). Боги-драконы олицетворяли водную стихию (см. приложение, а также В. Топоров. Хаос. — В кн.: Мифы народов мира. т. 2. М., 1982, с. 581–582). Хотя в Шестодневе «бездна» лишена всяких мифологических черт, в других частях Ветхого Завета мы находим образ водного чудовища, или Дракона, которое, однако, рассматривается как тварь (Левиафан, Раав, Дракон: Иов 9,13, где имя Раав в синод. пер. заменено словом «гордыня»; Пс 73,13–14; 88,11; Ис 51,9-10; ср. Лк 8,31). Это существо воплощает в себе сопротивление божественной воле, которое возникло в лоне духовного тварного мира (падение сатаны, ср. Ин 8,44; 1 Ин 3,8; Откр 12,9; 20,2). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис 27,1; ср. Ин 12,31). ж) ДУХ БОЖИЙ (евр. Руах Элохим). Некоторые толкователи переводят слово «руах» как ветер. Действительно, это слово может означать и дух и ветер. Но «Руах Элохим» естественнее переводить как Дух Божий. Тем более, что глагол «мерахофет» (носился) передает мысль о попечении, заботе, творческом воздействии (ср. Втор 32,11: «как орел… носится над птенцами своими»). з) И СКАЗАЛ БОГ… И УВИДЕЛ БОГ… И НАЗВАЛ БОГ. Такого рода антропоморфизмы в строгом сказании Шестоднева не случайны. Они имеют целью возвестить о Боге не как о безликой Мощи, а как о личностном Существе. Глагол «сказал» по смыслу связан с библейской идеей творящего Слова Господня. «Речь Божия, поясняет свт. Григорий Нисский, — не произносится не на еврейском, ни на другом каком-либо из употребляемых между народами языке, но какие ни на есть Божии слова, написанные Моисеем или пророками, суть указания Божеской воли» (Против Евномия, 12а; Твор., т. 6, с.369). Наречение имен на Востоке означало суверенную власть, поставление на служение (4 Цар 24,17; ср. Ин 1,42). Тем самым св. писатель подчеркивает, что природные силы и явления не есть боги (как думали язычники), а тварь, подчиненная Творцу и принадлежащая Ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010