Обязательная инициация для мужчины в И. — обрезание, совершаемое над сыном благочествого семейства на 8–й день после рождения; по исполнении 13 лет совершается введение подростка в религиозное совершеннолетие (т. н. «бар–мицва» от евр. — арам. bar miswa, букв, «сын заповеди») — ритуал, функционально соответствующий католической конфирмации. Традиционно полнота религиозных прав и обязанностей в И. принадлежит только мужчине — положение, которое современный либеральный И. стремится хотя бы частично исправить. Суббота как праздничный день недели (в воспоминание «покоя» Бога после сотворения мира, одновременно в предвкушение блаженства избранных после конца этого мира) имеет в И. чрезвычайно важный статус; с одной стороны, полный покой верующего огражден необычайным количеством запретов, для благочестивого приверженца И. очень строгих (попытки частичного подражания этому в христианском отношении к воскресенью встречались и подчас встречаются), с другой стороны, олицетворяемая «царица Суббота» — важнейший предмет религиозной лирики И. Исключительное место в богослужебной практике и мистических доктринах И. принадлежит имени Бога. Особо важное имя, т. н. Тетраграмматон, т, е. «четверобуквенное [имя]» (в транслитерации YHWH, в несовершенных попытках передачи за пределами И. «Иегова» или «Яхве») подверглось полному табуированию: в древности его имел право произносить только первосвященник в самом святом месте Храма один раз в году на покаянном торжестве (Йом–киппур), причем он должен был приготовиться к смерти в момент произнесения, а после того, как храмовое богослужение прекратилось, его последние 19 веков с лишним не смеет выговаривать никто (при чтении вслух сакральных текстов оно заменяется на «Адонаи», в переводе «Господь» — практика, усвоенная традицией христианских переводов Библии). Именно это иеизрекаемое имя составляет самый центральный символ И. Наряду с ним и другие имена Божии, включая само слово «Бог» (Эль, Элохим), подпадают в благочестивом обиходе замене такими субститутами, как слова «Небеса», «Имя» и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Разделы портала «Азбука веры» Элогим (Элоим, Элохим) – одно из имен Божиих , отражающее Божественное всемогущество и прикровенно указующее на тайну Святой Троицы Имя Элогим встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тысячи раз. Оно представляет собой множественное число от евр. Элоах, что значит Бог или Могущественный. В переводе оно означает Силы, Могущества, Божественные действия, то есть изображает множественное величие Бога, раскрывающего Себя во всемогущих деяниях. Формально слово Элогим может быть переведено как «боги», однако именно в Библии такой перевод совершенно неприменим. Все дело в том, что Библия всегда согласует имя Элогим с глаголами и прилагательными в единственном числе. Например: Берешит бара («В начале сотворил Бог…» – Быт.1:1 ). Такое согласование служит несомненным указанием на тайну Святой Троицы, явленную во всей полноте в Новом Завете. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии : «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает «боги». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт.3:22 ). «Из Нас» – тоже множественное число. Стихи где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их” ( Быт.11:6–7 ), слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения». XVIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/elogim

28–30). Шестый день творения кончился Божественным созерцанием всего творения: «и се добро зело» (сд. 31). Таким образом, в шесть дней совершенно было Богом образование и устроение неба и земли и всего, что наполняет и украшает их (гл.2:1). В день седьмый не было новых дел творения, Бог «почил», что означает веселие и торжество Божьего всемогущества и любви, проявившихся в совершенстве и гармонии тварей (ср. Притч.8:30–31 ). Посему Бог «благословил и освятил» этот день (ст. 2–3). Чтение текста по Библии с изъяснением Ответы на вопросы 1. Как сотворил Бог ммр? – «В начале», т. е. прежде бытия всякой твари и прежде самого времени, Бог (Элохим; из ничего призвал к бытию (евр. «бара» 31 ) – творить из ничего) весь этот видимый мир: «небо это и землю эту» (τω οραωω κα τν γν... ср.2:1). «Невидимые» обитатели небес, ангелы ( Кол.1:16 ), вероятно, созданы были также «в начале» (сн. Иов.38:6–7 ). Земля (а вероятно и другие планеты) была в жидком и газообразном состоянии, покрыта непроницаемою тьмою и вообще «неустроенна» в своих формах и «пуста», т. е. без обитателей. Это – первое творение. Потом земля творческим действием Слова Божия постепенно, в продолжении 6-ти дней, образовывалась и населялась обитателями. Это – второе творение, или образование земли и приведение в совершенство тварей земных. По разумению св. отцов, в творении мира принимали учасие все три лица св. Троицы, – именно «Бог (Отец) сотворил мир чрез Сына в Духе Святом» (см. Рим.11:36 и др.). В самом Моисеевом сказании о творении мира видят указание на участие в творении всех трех лиц Божества, именно: в слове «Элохим» (т. е. с еврейск. Боги, – во множ. числе), каким именем называется Бог в первом стихе Бытия, хотя глагол «бара» при этом стоит в единственном числе; в частности на Духа Святого указывается во 2-м ст. «и Дух Божий ношашеся» и пр., а на второе лицо Св. Троицы, Сына Божия, – в дальнейшем рассказе словами: «и рече Бог», т. е. Бог Отец сотворил мир Словом, или чрез Ипостасное Слово (сн. Пс.32:6 ; Притч.8:22–29 ; Ин.1:2–3 и др.). 2. Что означает выражение: «Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2)? – В этом выражении животворящее и охранительное на мертвую и неустроенную (стремящуюся к разрушению, уничтожению) земную материю действие Святого Духа, третьяго лица Св. Троицы, изображается под образом парящей, распростирающейся над гнездом своим птицы ( – πεφρετο – «ношашеся»... ср. Вт.32:11; Мф.3:16 и Деян.2:2 ). Наитие Святого Духа проливало в мертвенную земную материю начатки жизненных сил, сообщало ей как бы зародыши всех будущих жизненных явлений на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

46:7 Букв.: тает. 247 47:4 Букв.: и племена — под ноги нам. 248 47:8 Букв.: маскиль; см. примеч. «а» к 32:1 . 249 а 47:10 См. в Словаре Авраам. 250 б 47:10 Букв.: щиты. 251 48:3 В поэзии ханаанитян так именовалось место обитания божества. Евр. слово цафон значит также «север», поэтому возможно, что здесь имеется в виду расположенная к северу от Сиона гора Мориа, на которой стоял Храм. 252 48:11 Букв.: правосудие/ праведность в правой руке Твоей. 253 48:12 Букв.: дочери. 254 48:15 Перевод по друг. чтению; масоретский текст: до смерти Он будет вести нас. 255 а 49:8 В некот. рукописях: человек никак не выкупит/ не искупит брата своего. 256 б 49:8 Или: за него. 257 49:12 В LXX и некот. других переводах: могилы — их дом навек. 258 а 49:15 Евр.: в Шеол. См. примеч. «б» к 6:6. 259 б 49:15 Евр.: в Шеоле. Всё последнее предложение переведено по друг. чтению: евр. текст труден для понимания. 260 49:16 Букв.: из руки Шеола. 261 50:1 Е вр.: Эль, Элохим, Яхве. 262 51:2 С м. в Словаре Пророк. 263 51:5 Букв.: и грех мой всегда предо мной. 264 51:10 Букв.: и возрадуются кости, Тобой сокрушенные. 265 51:15 См. в Словаре Обращение. 266 52:1 С м. примеч. «а» к 32:1 . 267 52:7 Букв.: из земли. 268 а 53:1 Т очное значение евр. слова махалат неизвестно. 269 б 53:1 С м. примеч. «а» к 32:1. 270 53:2 Букв.: сказал безумец в сердце своем. 271 53:3 Букв.: искал. 272 53:4 Букв.: уклонились. 273 53:7 Букв.: выведет/ вызволит из плена народ Свой. 274 54:1 С м. примеч. «а» к 32:1. 275 а 54:5 Друг. чтение: надменные, или: яростные. 276 б 54:5 Букв.: они не имеют Бога пред собою. 277 54:8 Или: ибо благо оно (имя). 278 55:1 С м. примеч. «а» к 32:1. 279 55:4 И ли: притеснений. 280 55:11 Они — насилие, распри и прочие проявления зла, которые здесь олицетворяются псалмопевцем. 281 55:16 Евр.: в Шеол. См. примеч. «б» к 6:6. 282 55:19 Букв.: в мире. 283 55:20 Перевод предположителен. 284 55:21 Здесь и в ст. 22 букв.: он, т. е. бывший друг, нечестивец. 285 а 55:23 И ли: то, что Он дал тебе ( нести). LXX: свои заботы. 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В целом ряде псалмов в необычайно сильных выражениях говорится о с т р а д а н и и праведника. Его муки рисуются со всей обнаженностью и остротой, без малейшей смягчающей «поэтизации». Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня. Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей (101:4–6). Но скорбные псалмы кончаются нотой упования. Отчаявшийся человек обретает в своем Господе Спасителя и Утешителя (Пс 3, 7, 10, 12, 15 и др.). Человек веры ищет не только даров Божьих, заступления и помощи; он жаждет богообщения как подлинного источника жизни; Господь для него — Возлюбленный, к Которому устремлено его сердце. Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому… (41:2–3) Поэтому и Закон Божий воспринимается псалмопевцами не как система внешних запретов и повелений, а как неисчерпаемый источник, из к–рого можно пить без конца и о к–ром можно размышлять день и ночь. Жить в Законе значит пребывать с Господом (1, 18, 118). Любовь к Его Закону озаряет земной путь человека светом небесным. Вершиной духовных чаяний, отраженных в П., являются мессианские пророчества и прообразы (см. ниже). Структура П. и вопрос о ее авторах. Как указывают отцы и учители Церкви свт. и др.), в древности П. была разделена на 5 частей по образцу а) Пс 1–40; б) 41–71; в) 72–88; г) 89–105; д) 106–150. Первые две части именуются в самой Библии «молитвами Давида, сына Иесеева» (71:20), хотя в них включены 11 псалмов Асафа, 3 псалма сынов Кореевых, 1 Иемана и 1 Ефама. В библ. науке вторую часть П. принято называть «Элохистической Псалтирью» по частому употреблению имени Бога «Элохим» (см. ст. Имена Божьи). Объем и счет псалмов в евр.Библии не совпадает с принятыми в Септуагинте и Вульгате (а также в рус. Библии). Эта разница обусловлена тем, что в указанных переводах 9 и 10 псалмы слиты в один (9), 114 и 115 слиты в один (113), 116 разделен на 114 и 115, а псалом 147 разделен на 146 и 147 (В брюссельском изд. пер. принята двойная нумерация псалмов).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

1 .2–3. Из этих слов явствует, что пророк взял в жены женщину с заведомо дурной репутацией, которая уже имела детей (внебрачных?). Такой поступок был симвоо лическим действием (см. выше, с. 418). Брачный союз как образ духовного союза между Богом и человеком входит в Библию, начиная с пророка Осии ( Иез 16 ; Ис 50.1; 54.1–6 ; Еф 5.22–23 ). Имена жены пророка и ее отца должны указывать на то, что она – лицо вполне реальное. Поэтому нет оснований считать, как полаа гают некоторые экзегеты, что речь идет о вымышленных событиях. 1 .4–5. Кровь Изрееля – намек на кровавую расправу, которую вершил мятежник Ииуй, положивший начало правившей во дни пророка династии (см. 4Цар 9–10 ). 1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. 3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. 4 Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. 5 Не возвратится он в Египет, но Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. 6 И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. Первая фраза стиха относится к 10.15. Слова Когда Израиль был юн… открывают новую часть пророчества. Сам Господь напоминает, как Он создал и укреплял народ Свой. Здесь Бог показан любящим Отцом, Который влек к Себе непослушное дитя узами любви. «Ведением», или «Богопознанием» (евр. даат элохим), пророк называет близость к Богу, любовь к Нему и верность Ему. Глагол «познать» употребляется в Библии и для обозначения супружеской связи (см. Быт 4.1 ). 1 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. 2 Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

" Бог» – Элохим , и «боги» – элохим. Нагло сатана совершает подмену имени Божьего «Элохим»: он начинает говорить о Едином Боге Элохим («Элохим знает»), а заканчивает о богах-элохим: «будете как элохим – знающие». В раю негде взять других богов? – Сами, люди, и будете как боги. Нужно только посметь. Отец лжи диавол изрек главную заповедь гуманизма: человек сам по себе – высшая ценность, люди – это «элохим». Подмена в имени Божьем может происходить без изменения самого имени «Бог». Условие решительного сближения христиан с иудеями состоит в признании, что христиане верят в Того же Единого «Бога», что и иудеи. Христос в Евангелии говорит о ненависти к Нему иудеев именно по причине, что они Бога отвергли: «ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» ( Ин.15:23 ); «пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его, пребывающего в вас» ( Ин.5:37,38 ). Идти против этих слов Спасителя – то же, что «переть против рожна» ( Деян.26:14 ). Никак нельзя говорить, что христиане верят в Того же Единого «Бога», что и иудеи. Иудео-христианский диалог невозможен из-за того, что иудеи и христиане слово «Бог» (и все важнейшие богословские понятия) понимают по-разному. Однако        фарисействующие «христиане» будут неизбежно тяготеть к иудаизму. Диавол изрек главную заповедь гуманизма (человек сам по себе – высшая ценность, люди – это «элохим»). Однако враги Давида – люди религиозные, не гуманисты; когда они говорят: «кто господин для нас?» – это не значит, что над ними нет господина (что они сами себе господа). Давид заглянул в самую сердцевину того процесса, который в евангельские времена достиг расцвета и был обличен: в народе Божьем есть те, кто служит диаволу. Полагая в словах разный смысл, адепты гуманизма и те, кто служат диаволу, могут сказать одинаково: «языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто господин для нас?». Гуманизм и оборотническая религия оказываются заодно: в истории они – сотрудники. В последнее время проявилось с ужасающей ясностью, что гуманизм порождает трасгуманизм 112 , а трансгуманизм напрямую связан с сатанизмом 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В противоположность языческому многобожию, Ветхий Завет говорит о единстве Божьем, но в нем есть важные признаки учения о Святой Троице. Во-первых, мы должны обратить внимание на факт, что слово Бог, поеврейски Элохим, – не единственного, а множественного числа. Втор. 6:4  можно перевести так: «Слушай Израиль, Господь Бог наш един есть ». Хотя в переводах Библии на другие языки оно дается в единственном числе, но в оригинальном еврейском языке оно написано во множественном числе, как Элохим, а не Эл, как могло бы быть. Во-вторых, мы читаем в Быт. 1:26 , что приступая к сотворению человека, Элохим говорит с Собой и употребляет глагол и местоимения в форме множественного числа: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу нашему, по подобию Нашему». То же самое происходит после грехопадения человека: «И сказал Господь Бог: вот, Адам как один из Нас » ( Быт. 3:22 ). Общество Сторожевой Башни настаивает, что это означает только царственную форму речи. Обычно цари употребляют её для провозглашения своих намерений. Но факт, что Бог провозглашает Своё намерение не кому-то, а говорит Сам Себе, и Он есть Элохим (множ. Боги), – это соответствующий Новому Завету признак, что Он представляет Собой больше, чем одно Лицо. Поскольку у человека будет возможность общаться с Элохимом, и поскольку он важен для всех лиц Божества, в записи решения о его сотворении употребляются глаголы и местоимения в форме множественного числа. В-третьих, Ветхий Завет дает понять, что у Бога должен быть Сын, Которого нужно чтить. В Притчах Соломона сказано: «Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его ? Знаешь ли? ( Прит. 30:4 ). Ответом на первые вопросы будет, что Тот, Кто всё это делает и имеет Своё особое имя, есть Бог. Но евреям Ветхого Завета было трудно понять, что значит вопрос: «Какое имя сыну его?» Если сказать, что в каком-то смысле ангелы и люди – сыны Божьи, то почему спрашивается вопрос об имени одного, по-видимому, особого Сына? Неужели у единого Бога может быть Сын в отличие от всех сотворенных сыновей?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня несколько вопросов. Вы сказали, имя Господне переводится во множественном числе, и в связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Вот книга Судей: что в переводе означает Элохим? И об Адонаи вы сказали. Когда человек создается на земле, возникает вопрос, действительно ли Бог создавал человека, или может быть, архангелы были причастны к этому? - Книга судей по-еврейски называется шутин. Элохим- это действительно слово во множественном числе, но это я не говорил в этой части передачи. Я об этом говорил на библейском лектории. А оно означает некое единство во множестве. Потому что где встречается это имя во множественном числе, то глагол, сказуемое- в единственном числе. Если дословно там перевести: это сотворил это бара в единственном числе и Элохим во множественном. То есть единство во множестве. А единство во множестве в христианском понимании это триединый Господь. Я же не говорю, что у нас три Бога. Мы говорим, что у нас один Бог. Но когда мы говорим о едином Боге, мы говорим: един в трех лицах. Если говорить по поводу Адонаи, это имя означает «господствующий». А если говорить о сотворении человека, о сотворении мира- при сотворении мира мы видим всю святую троицу. Во-первых, когда читаем первый стих: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Вот здесь мы видим и Отца, и Сына, и Святого Духа. Словом «Бог» обозначается Отец. Потому что когда говорят о трех- говорится о единой божественной сущности. Конечно, эта сущность и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в истолкованиях этого текста отцы говорят о Боге, под Богом понимают Бога Отца. А дух божий, который носился над водой- это Дух Святой. А вот то, что Бог творил мир словом, и сказал Бог: да будет свет. А что такое слово в христианском понимании? Это Логос. Это второе лицо Святой Троицы, то есть Сын божий. Таким образом, получается, что Бог Отец творит мир Своим Словом, то есть Своим Сыном, а Дух Святой парит над водами. И мы видим участие трех лиц Святой Троицы. И само слово «Элохим» во множественном числе с глаголом «вара»- сотворил в единственном числе, указывает на единство во множестве.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

" Будьте как боги " , - точно соприкосновение со злом и было " признаком божественности " . Но это была уже дьявольская ложь, на которой построено и его собственное, дьявольское самообожествление: эгоистическая гордыня самолюбования в пустоте, словно древесная стружка, свернувшаяся вокруг себя самой - с пустотой внутри. Дьявольский паразитизм на Божественном Творении. Что же произошло? Что поколебало самые основания жизни? А произошло вот что: " И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно... " (Быт.3:6). Вот что произошло: " вожделение " , то есть эгоистическое, обособленно-личное желание утолить свою неожиданно явившуюся страсть любви к себе и к своему наслаждению, " потому что дает знание " . Проснулся интерес. У нас в Америке часто говорят, считая это вполне естественным: " Это конфликт интересов " . Да, человечество стало жить в " конфликте интересов " и в борьбе за интерес, в борьбе за существование. И если попытаться перестроится, так чтобы уничтожить всякий интерес, то мы видим, что из такой перестройки получается сущий ад. Потому что без интереса никто ничего не может и не хочет делать, и " построение рая на земле " поэтому превращается в общественное самоубийство. Вот что получилось в результате грехопадения. " И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги " (Быт.3:7). Открылась нагота, как в детской сказке: " король голый " . " И сказал Господь Бог (Яхве-Элохим - Сущий-Божества): вот, Адам стал как один из Нас... " (Быт.3:22). Как понять это " один из нас " ? " Мы " - Божественная Троица. " Один из... " - полная этому противоположность. Нельзя быть в " троическом единстве священнотайне " и в то же самое время быть " одним из... " . Нельзя разделить Святую Троицу, Яхве-Элохим, Божественную Любовь. Можно попытаться! Но как? А вот именно так, как посоветовал Сатана и как сделал Адам: " зная добро и зло " . И мгновенно бывший образом Святой Троицы, живущий Древом Жизни превращается в " особь " , " одного из " ... " Из " кого? Да из всех других людей. Райское человечество, Церковь сотворенная " прежде сложения мира " , Невеста Агнца - разбивается вдребезги на множество частиц. И уже больше не может оставаться в Раю: как бы - такой осколок - " не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни [...] и не стал жить вечно " (Быт.3:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010