Также с самого начала надо оговорить, что некоторые личности называются в Библии «богами», например, сатана, которого Христос назвал «князем мира сего». Следует ясно понимать, однако, что в случаях, когда богами называются личности, творения духовного мира, надо тщательно выверять особенности метафизического повествования и контекста. Например, Бог объявляет Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» ( Исх. 7:1 ). Еврейский текст в сопоставлении с Исходом 4:16 («Он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога») предполагает определенные отношения. Контекст также указывает, что Моисей через власть, полученную от Бога, стал «богом» в глазах фараона. Аарон, в свою очередь, стал пророком «бога» фараонова (то есть Моисея), так как говорил от имени Моисея. Здесь налицо метафора как следствие употребления слов и контекста. У исследователей Ветхого Завета нет разногласий в данном вопросе. Но приведенный случай не должен затмевать той истины, что Бог един, истинный и живой, что следует из предыдущих цитат. Другой схожий случай связан с именем Элохим, множественное число которого часто встречается в Ветхом Завете в смысле «Бог». Иногда судей Израилевых называют «богами», но не потому, что они были Сущими по природе, а потому, что в глазах народа они были «богами» или, если буквально перевести, то «властителями» ( Пс. 81 , ср. Ин. 10 ) и выражали волю Господа воинств. В Новом Завете апостол Павел довольно прямо указывает, что в мире «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос» ( 1Кор 8:5–6 ), а Павла поддерживает Сам Господь: «Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» ( Откр. 1:17–18 ). Остается лишь сделать вывод, что политеизм полностью чужд иудео-христианской богословской традиции и даже противоречит принципиальному монотеизму иудаизма и христианства. Бог Ветхого Завета и Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа – одно лицо. Именно так всегда считала христианская церковь . Кроме того, Бог по природе всегда был чистым духом. Наш Господь провозгласил, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Читаем далее: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 24–25). В шестой день Бог творит животных. И тогда же – человека. Читаем о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Господь творит в один день и животных, и человека, но как по-разному Он делает это! Животных Он творит, говоря: «да произведет земля душу живую»; человека же творит совсем по-другому. Вспомним, что, разбирая первые стихи 1-й главы Книги Бытия, где говорилось о том, что вначале сотворил Бог небо и землю, я обратил ваше внимание на то, что тут есть прямое указание на Святую Троицу: имя Бога – Элохим – употребляется во множественном числе, и если эти слова переводить дословно, то будет так: «В начале сотворил Боги». А в стихе 26 русский Синодальный перевод это явно отражает: и сказал Бог не «сотворю», а «сотворим». В сотворении человека принимает участие вся Святая Троица: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу Что было образом и что было подобием в человеке? Образ, как толкуют многие отцы Церкви, – это тот подарок, который Бог сделал нам с вами: наша бессмертная душа. Было время, когда человека не было, но не будет теперь времени, когда человека не будет. Бог был всегда, и, по слову святителя Григория Богослова, нельзя говорить, что Бог был когда-то или Он будет – Бог есть. Но было время, когда человека не было. Однако времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу – в этом образ. В чем же подобие? Бог подарил человеку свободную душу – не только бессмертную, но и свободную. Подобие состояло в том, чтобы человек своей свободной волей мог бы развиваться в Боге и достичь Бога настолько, насколько это возможно творению. Как пишет преподобный Макарий Великий, достичь Бога и стать богом – вот так, с маленькой буквы, но помня всегда, что Бог – Творец, а я – творение. Помня всегда, что Он – горшечник, а человек – горшок.

http://pravoslavie.ru/94061.html

Эта проблема обнаруживается уже при беглом прочтении глав 1–23 Книги Бытия: в сюжете о сотворении мира Быт.1:1–2:4 постоянно используется имя Элохим; в сюжете о рае Быт.2:4–3:24 везде используется имя Яхве Элохим (в Быт.3:1–5 употребляется только Элохим, чтобы в разговоре между змеем и Евой избежать имени Бога Яхве); в рассказе о Каине и Авеле используется имя Яхве; генеалогия Быт.5:1 начинается с имени Элохим; начиная с 5:29 используется имя Яхве; в рассказе о потопе Быт.6–9 чередуются имена Яхве и Элохим; эти имена используются без видимого различия в практически одинаковых предложениях: Быт.6:22 – «И сделал Ной все; как повелел ему Бог (Элохим), так и сделал»; 7:5 – «Ной сделал все, что Господь (Яхве) повелел ему»; в Быт.11–16 говорится о Яхве; пророчество о сыне у Авраама в Быт.17 начинается в 17:1 с Яхве и Эль Шаддай, а продолжается с постоянным использованием имени Элохим; в Быт.18–19 сначала чередуются Яхве, три мужа, Яхве и два Его ангела, а затем используется имя Элохим; в Быт.20 используется имя Элохим или ха-Элохим; в Быт.21–22 опять чередуются Яхве и Элохим или ха-Элохим (в 22:11, 15 появляется «вестник Яхве»); в рассказе о смерти и погребении Сарры используется только имя Элохим. К этому добавляется еще одно наблюдение: согласно Исх.6:2 слл., Бог впервые называет себя Моисею именем Яхве: «Я Господь (Яхве). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: “Бог всемогущий” (Эль Шаддай); а с именем Моим “Господь” (Яхве) не открывался им». Это высказывание противоречит длинной цепочке текстов Книги Бытия, где прямо говорится о том, что Бог называл себя Яхве (ср. Быт.15:7, 28:13 ), и о почитании Бога патриархами под именем Яхве (ср. Быт.12:8, 13:18, 22:14 и др.). Кроме того, это высказывание удивительно и тем, что Бог дал Моисею подробное объяснение своего имени еще в Исх.3:13–15 . Вывод: предположение о том, что чередование тетраграммы и имени Элохим может свидетельствовать о разных традициях текста, не опровергнуто и в настоящее время. Но, как было замечено уже в раввинистической экзегезе, это чередование часто имеет четкое функциональное и богословское значение (напр., Яхве – спасающий и милосердный Бог , Элохим – Бог суда; или Яхве – Бог Израиля, Элохим – универсальный Бог мира и всех народов). Употребление различных имен в определенных контекстах могло указывать на определенное богословие божественного откровения (например, Бог-Творец открывается в Израиле как Яхве, а народы должны знать и почитать Яхве, Бога Израиля, как Единого Бога). По сравнению с «классической» критикой текста Пятикнижия мы сегодня яснее понимаем, что критерий чередования тетраграммы и Элохим не следует однозначно и тем более механически сводить к различию источников текста. 1.2 Повторы и (одновременно) несоответствия в следующих друг за другом рассказах

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

«Exusiai» (подразумевается «Элохим») соответственно штейнерской системе стояли «на четвертой ступени в иерархической схеме человеческих ступеней». Он есть при этом не Богом в абсолютном понимании, а частью «божественно-духовного мира», который сам находится в процессе развитая. Похожее изложение широко отображается в гностической системе Саторнила и Апельса, которые утверждали: «Бог евреев является ангелом». Антропософический толкователь в своей аргументации основывается на грамматической форме множественного числа еврейскою слова «Элохим», а также на множественной форме глаголов, описывающих божественную деятельность (например, «Сотворим человека...» в Быт.1:26 ). Фрилинг излагал: «При первоначальном переживании божественною употребление множественного числа указывало на то, что все, что в Старом Завете обозначалось как «Бог», есть «Элохим». Нельзя отрицать того, что это множественное число». Относительно Быт.1:26 он писал: «Три раза упоминается Богом относительно себя самого «Мы»: сотворим мы – наш образ – наше подобие». На самом же деле «Элохим» в Старом Завете с глаголами выступает в единственном числе, о чем Фрилинг также замечал: «С другой стороны следует заметать, что глагол, связанный с именем существительным «Элохим» не имеет формы множественного числа, а употреблено в единственном числе: «Элохим «творил», Элохим «говорил», Элохим «повелел». Фрилинг при своем объяснении множественного числа «Элохима» исходил из того, что Штейнер в Быт.1:1 использовал перевод слова «вага» (сотворить) во множественном числе, что есть грамматической ошибкой. «Вага» как и почти все глаголы, которые описывали речь и действия Бога, переводились в единственном числе. Как в таком случае можно согласовать множественное число слова «Элохим» с единственным числом употребляемых с ним глаголов? Тем более, что по антропософическим понятиям слово «Элохим» употреблялось как коллективное определение. Фрилинг писал: «Элохим до времен низших писаний текста определялся единственным числом. Эти тексты первоначально подавали Элохима во множественном числе. В их утверждении – это Ягве, который соединяет все в одно целое и есть единым духом, организмом; и это явление равноценно «элохимности».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/antropos...

Слово Элохим внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является: в Ветхом завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе с. 30]. Здесь множественное число употребляется не только в смысле количественном, но и для обозначения «множественности качественной». Имя [Элохим] обозначало не просто силу, но «полную богатым содержанием силу, способную проявить себя и действительно проявляющую себя в самых разнообразных деятельностях» с. 70]. Различие по значению между Именами Яхве и Элохим можно установить только по их употреблению в Писании. Архиепископ Феофан формулирует, что Элохим есть Бог природы, а Яхве – Бог Откровения и Бог благодати. Элохим –Бог Творец всего существующего и Промыслитель обо всём существующем, в том числе и о человеке в его бытие. А Яхве –это Бог благодатной жизни, воспитывающий человека для личного общения с с. 71]. «Рассматриваемые в свете целостного библейского мировоззрения, Имена божественные Яхве и Элохим обозначают две особых сферы Божественного мировоззрения – regnum gratiae и regnum с. 73]. Имя которое объединяло этими два Имени – это [Эль Шаддай]. С этим Именем Господь являлся патриархам Аврааму, Исааку и Иакову. Оно может быть переведено как «Бог всесильный или могущественный» готовящий повреждённую природу человека к царству благодати. Филологические подробности относительно происхождения и значения божественных Имён [Эль], [Элóах], [Элохим] и [Шаддай] изложены архиепископом Феофаном в приложениях ко второй главе. В них рассмотрены существовавшие в западной науке теории о значении этих Имён и приведены доказательства в защиту тех мнений, которых придерживается сам архиепископ. Приложение I посвящено существующим в русской библеистике способам понимания тетраграммы. В приложении V автор рассматривает встречающиеся в Библии формы одного и того же Имени: [Ях], [Яху] и [Яхве]. Изложив и разобрав существующие теории, автор поддерживает традиционный взгляд, по которому первоначальным Именем было Яхве, а Ях и Яху – производные от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вторым по частоте употребления, около 2000 раз, в качестве имени Божия в Ветхом Завете является слово Элохим. Именно с этого имени начинается Библия: «В начале сотворил Элохим небо и землю» ( Быт.1:1 ). Будучи родственно слову «Эль», означавшему в зависимости от контекста «Бог» или «боги» и происходящего от понятий «сила», «могущество», Элохим, тем не менее, морфологически является формой слова «Элоах», архаического имени Божиего, употреблявшегося в священной библейской поэзии, например в книге Иова, с окончанием множественного числа. При этом, в большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Библии согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. А значит, первый стих книги Бытия звучит примерно таким образом: «В начале сотворил Боги небо и землю», что является указанием на то, что это не одна личность Бога, а некое множество. Мы, христиане, таким образом, можем видеть в данном имени явное указание на Троицу. Стоит отметить, что в некоторых случаях у слова «Элохим» полноценное множественное число, и при этом оно означает многих языческих богов: «Я Господь, Элохим (Бог) твой, да не будет у тебя других элохим (богов) перед лицом Моим» ( Исх.20:3 ), ангелов ( Пс.8:6 ), судей ( Исх.22:28 ) и иных людей, обладающих властью ( Исх.4:16 ). В Библии также присутствуют имена Бога, являющиеся производными от слова «Эль»: Эль Шаддай — «Бог Всемогущий (Крепкий)», Эль Эльон — «Бог Всевышний», Эль Канна — «Бог Ревнитель». Кроме того, арабское слово «Аллах» так же соответствует имени Элохим, а многие теофорные имена, например: Гавриил, Израиль, Иезекииль, Илия, Михаил, Рафаил и прочие, имеют в своем составе «Эль». В Синодальном переводе это слово чаще всего передается словом «Бог». Реже двух вышеупомянутых имен Богу в Ветхом Завете даются имена Адонай — «Мой Господь» ( Исх.23:17 ), Саваоф — «Господь воинств» ( 1Цар.1:3 ), Ха-Шем — буквально «Имя» с определенным артиклем или «с большой буквы», в Библии, как правило, стоит в связке с каким-либо иным именем Божиим, например, с Кедош Исраель — «Святый Израилев» ( Ис.47:4 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Д.) особенно то, что Бог, Творец мира и человека, есть Тот самый, Который открылся Израилю, как Осуществователь благодатных обетований ( Исх. 3:15 ). Некоторые новейшие исследователи священных книг замечают здесь совсем другое. Приметив, что до сего места книги Бытия постоянно употребляемо было в ней имя Элохим, а отселе до конца 3 главы употребляется Иегова Элохим, они заключают из сего, что сия часть книги писана совсем другим писателем. Но а). в сей самой части употребляется и одно Элохим (3, 5), который же из мнимых двух писателей написал сии стихи? б). Даже в одном стихе написано сперва Иегова Элохим, а потом Элохим (3, 1). Итак, неужели и один сей стих написан двумя писателями? в). В 4 главе многократно употребляется одно Иегова: неужели нужен для сего третий писатель? г). Глава 5 начинается надписанием совершенно подобным настоящему (2, 4), кроме того, что там надписано Элохим: сколько же еще надо выдумать разных писателей для разъяснения сей разницы в словах? Впрочем д). ученые защитники сей смелой догадки сами довольно обеспечивают нас состязаться с ними, когда один (Эйгорн) сей части книги Бытия в сравнении с предыдущей приписывает преимущественную древность, по ее слогу, необработанному и неученому, а другой (Гейнрихс) находит здесь более обработанности в слове и более признаков учености» 23 . Действительно, надо заметить, что, кроме самой внутренней противоречивости позиций критиков, их построения никак не подтверждаются еще и ни текстом (в Ягвистских текстах стоит слово Элохим Быт. 3, 1–5; 33, 5, 11 , у Элохимиста – Ягве (см. Быт. 21, 33; 22, 11,14; 28, 17–22 ), ни – главное – использованием слов Бог и Господь в Септуагинте, которая многими экзегетами считается более точной. 2. Существующие в Пятикнижье повторяющиеся сюжеты или взаимно дополняют друг друга (две истории Творения, история Потопа, история Иосифа), или просто выдумка критиков (например, троекратное подтверждение обещания Бога Аврааму ( Быт. 17, 17; 18, 12; 21, 6 ) говорит о трех разных событиях, а не об одном.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

Лофинк: членение на 10 неравных по объему частей с помощью «формул происхождения» (тольдот); В.Г. Шмидт: разделение на четыре периода – «творение», «потоп», «эпоха Авраама», «эпоха Моисея»; П. Веймар: членение на две части Быт.1:1 – Исх.1:7 ; Исх.1:13 – Втор.34:9 ), вариант, предложенный среди прочих и прежде всего О.Г. Штеком, кажется наиболее убедительным. Штек разделяет Р g на две части: «мир-люди» (история возникновения народов) и «Израиль» (история возникновения Израиля). В соответствии с этим тезисом, композицию Р g можно изобразить в виде следующей схемы: Композиция Эпитет Бога Богословские ключевые слова Сотворение мира (1 акт) Элохим (Бог) Элохим благословляет людей и передает им землю Потоп (сотворение Элохим (Бог) Элохим благословляет людей, устанавливает/дает мира, 2 акт) свой завет (b e rt) и передает им землю Авраам Элохим как Эль-Шаддай дает/устанавливает завет (bert) и Эль-Шаддай (Всемогущий) содержание завета – обещание присутствия Бога и дарования Земли) Элохим как Эль-Шаддай благословляет Иакова и его потомков Эль-Шаддай (Всемогущий) землю) Яхве помнит о своем завете и являет свою славу (kbd) Слава (kbd) Яхве – Бога-Творца является всему Его – тем самым – подтверждение обещания, данного патриархам) Если считать финалом Р g смерть Моисея ( Втор.34 см. выше), то эта композиционная структура должна быть продолжена следующим образом (ср. Э. Ценгер, Gottes Bogen 141): Путь в Землю Обетованную Направляющая народ и возобновляющая обещание земли слава (kbd) Яхве приводит народ к пределам Земли умирающим Моисеем, который получает право «вступить очами на землю») Не следует думать, что обе части просто находятся рядом, не будучи связаны друг с другом; напротив, «история возникновения Израиля» основывается на «истории возникновения мира». Это явствует из того, что обе части многократно переплетаются друг с другом (ср., прежде всего возобновление темы «благословения сотворенному миру» Быт.1:28, 9:1–7 в словах завета, заключенного с Авраамом. С одной стороны, эти слова – некая экспликация завета с Ноем Быт.9:8–15 [см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Тематика псалмов от книги к книге меняется. Индивидуальные плачи в начале Псалтири (к которым, в основном, относятся псалмы Давида) постепенно заменяются коллективными плачами, а ближе к концу Псалтири появляется все больше псалмов с индивидуальной и коллективной хвалой. Такое движение подчеркивает главную весть Псалтири, которая наиболее явно выражается книгой 5: однажды Бог восстановит трон Давида на его «законном» месте (см. Пс.109:131 ). Книга 5 – значительно объемнее предыдущих, поскольку в нее включены другие сборники, выделить которые не так легко ( Пс.110117 , египетская галлель, Пс.119133 , песни «восхождения», Пс.145150 , хвалебные псалмы; и Пс.118 – великий псалом о законе «Торе»). В книге 5 также больше всего безымянных псалмов, которые могли быть специально помещены туда, чтобы усилить основную весть книги. Многие псалмы в книге 5 также посвящены «Давиду» ( Пс.107109, 121, 123, 130, 132, 137144 ) возможно для того, чтобы придать всей Псалтири настроение Давида и подчеркнуть влияние Давида на всю Псалтирь. Как было сказано ранее, к I веку все псалмы считались Давидовыми. Кроме перечисленных замечаний о структуре псалмов, стоит отметить еще одну характерную особенность. Одни книги Псалтири предпочитают называть Бога именем Яхве, а другие чаще называют Его именем Элохим. Таблица 16 на следующей странице демонстрирует распределение этой характеристики по различным сборникам Псалмов. 662 Псалмы 4182 носят название «Элогистская Псалтирь», потому что они предпочитают называть Бога именем Элохим, а не Яхве. Книга 1 использует «Яхве» 278 раз, и 49 раз «Элохим». Однако Псалмы 4182 (книга 2 и часть книги 3, псалмы Асафа) используют «Яхве» только 45 раз, хотя «Элохим» используется 243 раза. Остальная часть псалмов по неизвестным причинам возвращается к имени «Яхве». 663 Позднее, иудаизм периода второго храма подменял имя «Яхве» именем «Адонай» («Господь»), но это никак не объясняет замену в отдельных псалмах имени «Яхве» на имя «Элохим». Не проясняет ситуации и тот факт, что поздние псалмы (периода пленения и после пленения) довольно охотно пользуются именем «Яхве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

ИЕГОВА: Сойдем, Элохим. В этот момент на экране показывается тропическая местность с пышной растительностью. ЭЛOXIM: Иегова, взгляни на землю, которую мы образовали. Нет на ней человека, чтобы обрабатывать почву и заботиться о ней. Мы здесь, чтобы сформировать человека по образу нашему и подобию нашему. ИЕГОВА: Мы это сделаем, Элохим. [От плечей и выше показано молодое тело спящего Адама] ЭЛOXIM: Иегова, человек теперь образован, и мы вложим в него дух, дыхание жизни, чтобы он мог стать душой живой. [Адам начинает шевелиться, а затем садится] ЭЛOXIM: Иегова, хорошо ли быть человеку одному? ИЕГОВА: Быть одному человеку не хорошо, Элохим. ЭЛOXIM: Мы наведем крепкий сон на этого человека, которого мы сотворили, и возьмем из его бока ребро, из которого образуем женщину, которая будет помощником, соответственным ему. [Будучи усыпленным, Адам мягко падает головой на землю] РАССКАЗЧИК: Братья и сестры, это Михаил, который помог образовать землю. Когда он очнется ото сна,который навели на него Элохим и Иегова, его будут звать Адам и, забыв все, он станет словно малое дитя. Братья, закройте глаза ваши, как будто вы спите. [Все участники церемонии мужского пола закрывают глаза] ЭЛOXIM: Адам, проснись и встань. Адам повинуется указанию, и он показан за деревом с листвой, которая частично прирывает его тело. Юный Адам находится в хорошей физической форме и чисто выбрит. РАССКАЗЧИК: Все братья, пожалуйста, встаньте. Участники церемонии мужского пола открывают глаза и встают со своих мест. В поле зрения попадает красивая юная Ева (ей лет 25), которая встает рядом с Адамом . Их обоих показывают от плеч и выше. ЭЛOXIM: Адам, вот женщина, которую мы образовали и которую мы даем тебе в качестве твоего спутника и помощника. Как ты ее назовешь? АДАМ: Ева. Здесь в первый раз за все время экранизованной пьесы показаны боги – Элохим и Иегова. Оба они – бородатые, светящиеся личности, облаченные в белые одеяния, руки строго по швам, большими пальцами вперед, не шевелясь. Они изображены приподнятыми в воздухе перед Адамом и Евой, и их окружает сияющая аура серебряно-белого света

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010