Ах ты, матушка, Волга-реченька, Дорога ты нам пуще прежнего, Одарила ты сиротинушек Дорогой парчой, алым бархатом, Золотой казной, жемчугами-камнями… И вдолгу-то мы перед матушкой, И в долгу большом перед родненькой. К выносу на дорогу «обетного хлеба» Митрофан и Лукерья готовились с тугою душевной. Вчера Лукерья собирала по всей деревне муку для «обычая», но никто ничего не дал, только на смех подняли. Рано утром в избе Тараканова запахло горячим хлебом. Пока он доходил в печи, Митрофан стоял перед иконами и молился. В полдень стали готовиться к выносу. Хлеб задался румяным и наливным. Старуха перекинула его с руки на руку и сказала: — Хышь на царскую трапезу! Старик постучал по загаристой корке и высловил: — Сущий боярин! Хлеб положили на деревянное блюдо, перекрестили его и покрыли суровым полотенцем. Старик принял его на обе руки. Лукерья открыла дверь и сказала вслед: — Как по занебесыо звездам несть числа, дак бы и хлебушка столько добрым людям… Митрофан пошел по деревенской улице. Он был без шапки, с приглаженными волосами, с расчесанной на две стороны бородою, в длинной холщовой рубахе. Концы полотенца с вышитой занизью свисали до земли, как дьяконский орарь. Парни и девки, стоявшие у раскрытых окон Народного дома и слушавшие радио, увидев Митрофана, засмеялись. Подвыпивший парень в манишке и сползающих манжетах махнул старику бутылкой водки и надсадно хамкнул: — Гони сюда закуску! Старик остановился и степенно ответил: — Не смейтесь, ребятки! Хлеб Господень несу! Митрофан дошел до перекрестка и остановился. Дороги были тихими, прогретыми майским солнцем. Веселой побежкой гулял ветер, взметывая золотистую пыль. От запаха ли пыли, пахнувшей по весне ржаными колосьями, или от зеленой зыби раскинувшегося ржаного поля Митрофан стал думать о хлебе: — Даст ли Господь урожай? Вспомнились прежние градобития, неуемные дожди, иссушающий зной, и во рту становилось горько, а хлеб на руках потяжелел. Солнце играло с ветром. Митрофан залюбовался их игрою и сразу же осветился:

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Святейший Правительствующий Синод приказали согласно: во оном Святейшем Правительствующем Синоде Монастырского Приказу судии Василью Ершову сказать указ с запискою и с рукоприложением о сем: ежели истребуемых им, Ершовым, по реестру разных чинов людей какое явится в положенных делах неисправление или непотребства, то за оных он, Ершов, повинен ответствовать сам без всяких отговорок, понеже оные разных чинов люди из Сената к синодальным делам требуются, несмотря на обстоятельства жительства и поступок их, но токмо по его, Ершову, в доношении показанном требованию. 175 (153). – 18 Августа. О требовании из Правительствующего Сената разрешения о том, кто должен платить положенный оклад за священнослужительских детей, когда они будут посвящены в священнослужители или помещены туда, где с служащих лиц не положено взимать оклада, или взяты в С.-Петербургскую семинарию, а также в частные по епархиям школы, и об исключении из оклада всех вообще причетников. 1721 года Июля 5-го дня по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Правительствующий Сенат приговорили согласно: в расположение на полки градских и уездных протопопов, попов и дьяконов до указу не класть, а доложить о том Царского Величества, а дворян самих и детей их и отставных драгун и солдат, которые имеют у себя приказные отпуски, в тое раскладку во определённое число в оклад не класть, а только оных дворян и детей их также и отставных, и с какими отпуски, и из которых приказов и из канцелярий, и с которого году, и за чьими руками явятся, и таковых всех в лета переписать и написать для ведома особь; а детей протопопских, и поповых, и дьяконских, и прочих церковных служителей, также и дворянских людей, хотя будут и сказывать, что они при детях их или при ком при другом на службах, всех тех, которые в переписи написаны, также которые души в сказках были написаны, а после того померли, и таковых из той переписи никого не выключать, а положить в сбор с прочими душами, а вместо того младенцев, которые после той переписи родились, в наличное число не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 . Когда обе стороны виновны в заключении брака при существовании прежних законных брачных союзов, то, по уничтожении последних браков их, они оставляются в первом своем брачном союзе, а в случае прекращения оного смертью одного из супругов, оставшееся в живых лицо не имеет права просить, ни о восстановлении противозаконного брака его, ни о дозволении ему вступить в новый брак. (Ст. 216 Уст. Дух. Конс. Т. 10, ч. 1, Зак. Гражд. ст. 42, изд. 1887 г.). а) Кто из лиц христианской веры, состоящих в брачном союзе, вступить в новый брак, при существовании прежнего, 29 тот подвергается за сие: лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и ссылке на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения по третьей или четвертой степени статьи 31 Уложения. Если, однако ж, доказано, что лицо, обязанное прежним супружеством, скрыло сие для вступления в новый противозаконный брак и объявило себя свободным, то виновным в сем обмане подвергаются: лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь на поселение. Когда ж, для учинения такого обмана, виновным представлены какие-либо ложные акты или сделан иной подлог, то он подвергается: наказанию и за подлог, и за многобрачие, по правилам о совокупности преступлений. (Ст. 152). Он, сверх того, во всяком случае, предлагается церковному покаянию по усмотрению и распоряжению своего духовного начальства. (Ст. 1554 Ул. о Наказ., изд. 1885 года) 30 . б) Лицо христианской веры, не обязанное прежним супружеством, но заведомо вступившее в брак с другим уже состоящим в браке лицом, подвергается за сие: лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и ссылке на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения по четвертой степени статьи 31 Уложения. Виновный, сверх того, предается также и церковному покаянию по усмотрению и распоряжению своего духовного начальства. (Ст. 1555 там же). Отделение 5. О браках монашествующих, а равно и посвященных в иерейский или дьяконский сан, заключенных во время пребывания их в сем сане.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

9 . Законными и действительными не признаются: 1) брачные сопряжения, совершившиеся по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачившихся; 2) брачные сопряжения лиц, состоящих в близком, то есть, в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве; 3) брачные сопряжения лиц, которые обязаны уже другими законными супружескими союзами, не прекратившимся и законно не расторгнутыми духовным начальством их вероисповедания; 4) брачные сопряжения лиц, которым по расторжении брака возбранено вступать в новый; 5) брачные сопряжения лиц, не достигших возраста, Церковью определенного для вступления в брак, или же имеющих от роду более восьмидесяти лет, или вступивших в четвертый брак; 6) брачные сопряжения монашествующих, а равно и посвященных уже в иерейский или дьяконский сан, доколе они пребывают в сем сане; 7) брачные сопряжения лиц, православного исповедования с не христианами. (Ст. 205 Уст. Дух. Конс. Сравн. 37 ст. Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г. Ук. Св. Син. 31 Мая 1850 г., 4 . Правило, в 7-м пункте сей статьи постановленное, не распространяется однако же на те случаи, когда супруги, один или оба восприяли святое крещение по вступлении уже в брак: сии случаи рассматриваются особо и разрешаются духовным начальством, на основании постановлений Церкви. (Примеч. к 205 ст. Уст. Дух. Конс. Срав. Т. 10., ч. 1 Зак. Гражд., изд. 1887 года. Примеч. к 37 ст.). См. § 53, лит. Б. 10 . Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в Православной церкви Православным священником. (Ст. 26 Уст. Дух. Кон.) 11 . Брак лиц Православного исповедания с лицами римско-католического исповедания, совершенные одними римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан Православным священником. (Ст. 72 Т. 10. ч. 1, изд. 1887 г.). 12 . Браки раскольников, воспрещенные законом (ст. 3–5, 12, 20, 21 и 23 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.) или же заключительные между лицами, которые не принадлежат к расколу от рождения, или состоят в браке, совершенном по правилам Православной церкви или по обрядам другого, признаваемого в Государстве исповедования, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге. (Ст. 78, Т.10, ч. 1, изд. 1887 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

В истории бывали времена, когда спасение души, быть может, и могло совершаться помимо озабоченности социально-политическими судьбами мира, Сейчас свершаются времена иные. Сейчас «спор Бога с дьяволом» ведется на социально-политической территории. Так, по крайней мере, должны, как мне кажется, ощущать люди «Нового града», не могущие принять социально не встревоженного индивидуалистического христианства. Третий соблазн — соблазн романтизма. Он гораздо распространеннее первых двух, и совсем освободиться от него, особенно в эмиграции, очень трудно Русские люди, ушедшие в изгнание, потеряли все. Как ни тоскуй, России из Европы не увидишь. От ее пейзажа, от ее хлебов и лугов, усадеб и деревень остались только силуэты православных церквей. Войдешь, забудешься, и кажется, что, выйдя, увидишь Россию. Вот и ходят русские люди, еще вчера, быть может, убежденные атеисты, по церквам зарубежья, как по родным местам. Всей душой уходя в прошлое, слушают с закрытыми глазами невнятные и даже непонятные им церковные напевы. Души увлажняются слезами и, влажные, начинают клубиться воспоминаниями. Во всем этом нет ничего дурного. Сейчас многие русские люди приходят к вере на путях внезапно открывающейся им красоты церкви. Нетленная красота церкви есть одна из величайших твердынь христианства. Нечувствительность к благоуханию этой красоты сыграла роковую роль в протестантизме. И все же нельзя ни на минуту забывать, что лирически-скорбная ворожба, которой ныне многие отдаются в церкви, совсем не вера. До чего она далека от веры, явствует из того, что она в своих низших формах зачастую почти сливается с такими формами лирической ворожбы, как застольные воспоминания о Ледяном походе, о генерале Дроздовском, о Галлиполи; стадией ниже — с разливом души при звуках русской песни и,   наконец,   с  надрывным  погружением  в  «черный  морок  цыганских песен» . Конечно, разница между национально-церковной, патриотически-военной и эротически-цыганской лирикой очень велика, но при всей значительности этой разницы в душе эмиграции все же есть тропинка, на которой дьяконские возгласы встречаются с гитарным перебором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине; 2) схииеродьяконом, если он принял схиму; 3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве; 4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве. К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон». Пресвитер (греч. пресвитерос – старец), либо священник, иерей (греч. иереос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» 59 . Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению. Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют: 1) иеромонахом (греч. иеромнихос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине; 2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму 60 ; 3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства; 4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов); 5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения); 6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму. К священнослужителям принято обращаться следующим образом. 1 . К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие». 2 . К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексий» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Общий подъем духа, тесное единение лучших представителей дворянства и духовенства с выдающимся педагогом П.Д. Шестаковым, и настойчивые поощрения нового Председателя Губернского Училищного Совета архиепископа Антония (с 9 ноября 1866 г. до введения нового «Положения об училищах» 1874 г.) быстро двинули вперед учебное дело. Архиепископ Антоний и губернатор Н.Я. Скарятин печатали при журналах Учил. Совета списки усердных и нерадивых наставников в «Известиях по Казанок. епархии» и «Губернских Ведомостях». Более подробные сведения см. в «Земской Неделе» за 1916 г. по поводу 50-летия Губернск. и Уездн. Училищных Советов. В 1867 г. в журнале Учил. Совета отмечена Алатская школа, а в 1871 г. по особому усердию Губ. Уч. Советом отмечен наставник ее о. Измайлов. Он безвозмездно занимался по всем предметам до 1878 г. С 1878 г. по 1897 г. учительствовали не получавшие дьяконского жалованья дьяконы К. А. Михайлов и М.П. Иванов со своими женами. До 1907 г. о. Измайлов состоял законоучителем и с 1891 по 1905 г. – попечителем училища. До 1897 г. оно помещалось бесплатно в его доме, потом – временно в доме крест. К. Ахманова. И наконец в 1902 г. было построено настоящее здание. 5 сент. 1911 г. училище преобразовано в двухклассное, и опять часть учащихся стала помещаться на квартире у старшины Мишанина. Кроме означенных лиц, учительствовали Кузнецов, Чекин, Ураевский, М.П. Якнева-Никитина, а теперь К. Г. Орлов , М.А. Иларионов и А.Д. Дикунов. Из учащихся более известны покойные свящ. И.О. Бажанов и И.И. Мольков. Учащихся 53 мальч., 15 дев. При содействии о. Измайлова были открыты земские училища в приходе: Алат-Бексерское в 1887 г., Топкинское – 1889 г. и Мало-Алатское – 20 октября 1897 г. Первое помещается в прекрасном земском здании, постр. в 1903 г. последнее – в 1902 г. Топкинское пока помещается в наемном помещении. В Алан-Бексери учительствует из 1 выпуска Казанской женской учительской школы А.П. Ефимова и Васильева, учащихся 54 м. 13 д. В Топкине – В.С. Горбунов, 20 м., 4 д. и М. Алатах – муж и жена Патрушевы, 44 м., 30 д. Попечитель – И.А. Бажанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее «старые» держали себя высокомерно, обращались с замечаниями к молодым и даже дерзали наказывать, чему молодые безропотно покорялись. — Ты что это развалился? Харчевня здесь, что ли? — обращается «старый» к кому-нибудь, сидящему слишком развязно. — Не изволь разговаривать! — обращается к другому. — А ты это что? — кричит на третьего. — Скажите, каков! Он и руки на стол! Стой за это столбом. С такими поучениями обращались, впрочем, к тем лишь, кто одет победнее; соображали, что неравно наскочишь на московского поповича; тот сам даст сдачи да еще пожалуется. К чести семинаристов прибавлю, что и из «старых» не все изъявляли притязания на эти приемы гувернанток с их «tenez-vous droit» . В нашем классе не было даже ни одного такого; потешались приходящие из других Риторик. Может быть, и по природе наши были скромнее; а может быть, были и умнее, говорило сознание: какими же глазами посмею я смотреть после в глаза товарищам? Нашими наглость оказываема была в другом виде, и то одним Михаилом Ивановичем Грузовым, о котором еще будет речь далее. «Поди, напой чаем», — обращается он к какому-нибудь новичку, подзывая в трактир. А то и крикнет на весь класс: «Кто, господа, хочет со мною в трактир?» Легковерные пойдут в обеденные часы и заплатят за него. К слову сказать, в обращении ко множеству теперь употребляется слово «господа», тогда как в училище обычным призыванием было «братцы» или «ребята». С правом на рукопожатие «братец» обращался в «господина». Судьба этого Грузова была особенная. Не без дарований, он кончил жалко, и погубила его ноздревщина, сидевшая в нем. Выйдя из семинарии студентом, получил дьяконское место в Москве. Пил, да не как все, с соблюдением бы приличий, а шлялся по трактирам и кабакам, не будучи, однако, пьяницей. Умер у него ребенок, и он с гробом дитяти, по дороге на кладбище, зашел в полпивную, не то кабак, подкрепить себя на путешествие. Долго ли коротко ли продолжались его подвиги в таком роде, он был расстрижен и кончил жизнь где? В веселом заведении или под забором где-нибудь в подобном месте.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Прекрасно понимаю, что скажут священники по этому поводу, и уж тем более богословы, но что было, то было. Что самое интересное, по возращению, стоит начальник на крыльце барака, и когда сравнялись с ним, проходя мимо, он громко сказал: я все проветрил. Дневальный, что с тумбочки, лег на следующий день в лазарет с острой болью, где то в пятке или в спине, он сам точно не мог сказать, где болит. Утро. Свет от креста даже без солнечного света, тишина все идет своим чередом. Утренние молитвы…. Праздник: Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 2002г: Мы в храме ждем батюшку, готовимся к литургии, начинается ураган (адрес, дата, тысячи очевидцев, все есть). Литургия: «Малый вход», вдруг врывается сильный грохот (звук) как, при землетрясении. Все напряглись, переглянулись, алтарник с дьяконских врат кивает головой ближайшему от выхода, мол, сходи, посмотри. Уходит. Батюшка громче возносит молитву, вернулся, с прищуренным глазом подняв большой палец верх. Все продолжает идти своим чередом. В локальном участке одного из бараков ремонтировали крышу и два барака это двести человек, на прогулке в одной огороженной локальной зоне. Где один вход на два барака с узкими дверями. Ураганом поднимает крышу, вместе с балками ее переворачивает, едва последний человек покинул локальный участок, все накрыло сорванной крышей, огромная масса, секунда разница, когда последний человек из двух сот зашел в барак. Слава Богу за все!!! Продолжение следует. 2 Часть: У нас в храме мироточив кресс, на страстной неделе в пятницу. Ежеквартально уезжают на «больничку» по 50-60 человек с туберкулезом. Деревянные молотки (большие киянки) в подвале изолятора у «нашего» подполковника. Молитва Иисусова. Изменение в УК, статья подпадает, но не активист, перед судом ( с выездам в СИЗО), 3 часа в свежа покрашенной камере, с этапа в «боксике» молитва Иисусова. #4 написал: федя (2 октября 2011 12:05) Я сам там 9 лет отсидел, менты наглеют страшно!!! Вещи теплые забирают, на проверки зимой можно 2 часа простоять. В санчасти холод собачий и люди мрут как мухи.

http://isihazm.ru/1/?id=1992

1 . Священные одежды Для какой цели устроены особенные свящ. одежды при отправлении Богослужения? Одежда у нас обыкновенно указывает на значение и дело одетого; так у царя есть особая царская, у воинов – воинская, у духовных – своя духовная, у светских – светская одежда. Потому и для священнодействующих при отправлении богослужения устроена своя особенная одежда, приличествующая св. делу богослужения. Когда и кем, устроены первые священные одежды? В ветхозаветное время Сам Бог , учредив у евреев богослужение и поставив лица для отправления оного, повелел Моисею сделать для них на время богослужения особенные свящ. одежды. И в новозаветной христианской церкви священнослужащие с самых первых времен имеют одежды для священнослужения. Так, по преданию известно, что при богослужении апостолы Павел и Иоанн употребляли особенные ризы, а апостол Иаков – первосвященнические у евреев одежды: подир, нарамник и на голове повязь – митру. Какие известны свящ. одежды? Во 1-х, одежды, которые надевают священнослужащие при Богослужении; во 2-х одежды, которыми облачен св. престол, и в 3-х одежды, называемые покровами, которыми покрываются св. Дары; так известны свящ. одежды: 1) священнослужащих, 2) св. престола и 3) св. Даров. а. Одежды священнослужителей Какие известны одежды, в которые облачаются священнослужащие при Богослужении? Между сими одеждами мы видим одни, в которые облачаются дьяконы, другие, в которые облачаются священники, и третьи, в которые облачаются архиереи. Так известны одежды: дьяконские, священнические и архиерейские. Какие дьяконские одежды? Диакона при отправлении богослужения видим мы: в длинной, ровной, с широкими рукавами одежде, называемой стихарем, с длинным, в роде широкой ленты, на левом плече платом, который называется орарем, и в поручах, т. е. коротких нарукавниках, надетых на концы, рукавов под стихарем. Так дьяконские одежды суть: стихарь, орарь и поручи. 4 Какие священнические одежды? На священнике при отправлении богослужения, видим мы, поверх одежды похожей на дьяконский стихарь, которая называется подризником, так как- надевается под другими одеждами или ризами, спереди надевается в виде передника, или ораря, сложенного вдвое и надетого на шею, так называемая епитрахиль; за тем он препоясан поясом, на руках имеет поручи и поверх всего одет в так называемую ризу или фелонь, – одежду круглую, без рукавов. На иных же заслуженных священниках, или протоиереях, архимандритах видим еще: с правого, иногда 5 и левого, боку род епитрахили, так называемый набедренник, или палицу, – тот же набедренник в уменьшенном виде и обращенный углами крестообразно, на голове разных видов шапки: малую бархатную, называемую скуфьею, большую- камилавкою, и украшенную по бархату священными изображениями, золотом, серебром и каменьями, – митрою, и на груди крест. Так священнические одежды суть: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, риза, иначе фелонь, и еще набедренник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010