47–57), она давала Византийскому императору положение депутата, равносильное дьяконскому сану; она признавала в силу этого за императором известные права и по участию в богослужении, но это положение имеет мало общего с положением понтифекса, занимающего высшее и руководящее положение в религии. Церковь , как совершенно самостоятельное общество, установленное свыше, имеет свою собственную Иерархию, основанную на благодатных полномочиях Св. Духа, и в своих таинствах и обрядах имеет молитвы, которыя определяют положение посвящаемого в иерархическую степень или должность; эти молитвы указывают и свойство даров низводимых на рукополагаемого. Полномочия церковной власти, присущия ей, как таковой, – священного характера; они заключаются в учительстве, священнослужении и пастырстве; права церковного законодательства, надзора и суда, как основанные на первых и implicite в них содержащияся, являются производными полномочиями. Без хиротонии, сопровождающейся произнесением соответствующих молитв, низводящих соответственные дары Святого Духа, нет и даров на церковное законодательство, управление и суд. Между тем, дары, низводимые при короновании царя, совершенно иные: они относятся к управлению царством и защите Церкви, и даров учительства и пастырства и вытекающих из них прав внутреннего церковного законодательства и управления в себе не заключают, как это мы увидим далее при анализе основных церковных полномочий. В свою очередь положение диакона дает только известные права по богослужению, т. е. священнодействию, но не заключает в себе ни пастырских ни учительских полномочий, включающих в себя implicite церковно-правительственные полномочия. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит подробно осветили, что цари апостольских полномочий не получали. Церковь признает царскую власть установлением Божественного Промысла, но только Епископскую власть признает учрежденной непосредственно Самим Воплотившимся Богом. К царской власти относится сказанное Богом: «И Я даю тебе царя в гневе Моем и отниму в негодовании Моем» ( Ос. 13, 11 ); вечный же характер Церкви запечатлен Самим Спасителем в словах: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Среди епископов того времени, когда я пел в Успенском соборе, все викарии были по-своему замечательны. Помимо Димитрия, я очень хорошо помню епископа Анастасия, который долгие годы совершал чин «погребения Плащаницы» в Страстную неделю и, находясь под Плащаницей, провозглашал своим высоким тенором «Премудрость, прости». Очень ярко мне также запомнился епископ Можайский Василий. Это был невысокого роста человек. Он уже начал кое-что забывать, и когда выходил на амвон перед исполнением Трисвятого, ему подсказывал текст иподьякон. В результате его забывчивости случилась довольно неприятная история. Это было еще тогда, когда митрополитом Московским был Владимир. Однажды во время богослужения владыка Василий вышел несвоевременно с возгласом, который должен был произнести сам митрополит. Видимо, волновался епископ Василий и вышел вместо митрополита в «царские врата». По-моему, это тоже послужило в какой-то степени основанием удаления его на покой. Запомнилось мне его яркое выступление в Прощеное воскресенье. Он так мило, так чисто, так хорошо рассказывал людям, обступившим амвон, каким должен быть человек. В его речи была такая доходчивость, что я до сих пор ее помню. Вообще, надо сказать, архиерейские служения в Успенском соборе были не столь уж часты. Помпу здесь не любили. И если служили архиереи, то лишь те, служение которых было в стиле Успенского собора. Обычно же богослужения совершались причтом самого храма. Например, всенощные под воскресный день в соборе служили один священник и два дьякона. Разумеется, под праздники, и если был выход царской фамилии в собор, то приходило больше. За будними службами хора в соборе не было. Пели сами священнослужители, которые по старой традиции этого храма состояли из обладателей низких голосов и при приеме в соборный штат прошли певческое испытание в нашем училище 584 . На всенощной клирики собора на два клироса пели «От юности моея» и другие антифоны. Помню, как в соответствующий момент службы, перед чтением Евангелия, через правый и левый клиросы Синодального хора проходили священники и дьяконы. Они спускались вниз с амвона и становились двумя группами, пультами. Поющие были одеты в подрясники и стояли лицом к «царским вратам». На парусиновом раскладывающемся аналое перед ними лежала книга. В каждом пульте, которые пели поочередно, но никогда вместе, было примерно по шесть человек. Пение правого пульта возглавлял протопресвитер Любимов, под началом которого были такие басы, как Розов и Ризположенский. На левом клиросе, где пели Румянцев, Воздвиженский и другие, головщиком был сакелларий Пшеничников. Не помню сейчас, на каком из клиросов пел иерей Ермонский – обладатель необычайной красоты баса. Его чтение Евангелия в алтаре было незабываемым! Он читал Евангелие по-дьяконски, постепенно повышая голос и доводя звучность до forte. Помню, я слушал это чтение как зачарованный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Началось отпевание. Вся церковь пылала от зажженных свечей. У гроба, в головах, справа и слева, и в ногах, у образа Спасителя, в массивных подсвечниках горели свечи. Протодьякон с кадилом в руке и с дьяконской свечой в другой, высоко подняв кадило, произнес: — Благослови, Владыко! Царские врата открыты. Вверху все паникадила колышутся в свете лампад. У гроба много батюшек, все они в белых, серебряных ризах. Матушка-игуменья возвышается на своем резном игуменском месте. Монахини в длинных мантиях стоят впереди. В руках у них горящие свечи. Протодьякон трижды обходит гроб с кадилом и со свечой. В полной, какой-то сосредоточенной тишине только слышны звон кадила и запах ладана. «Благословен Бог наш...» — нараспев, благоговейно произносит батюшка. Началось отпевание дедушки, переехавшего сюда, в святые и дорогие ему места, десять лет тому назад, чтобы так, по-христиански, прожить и окончить свою жизнь и быть похороненным на монастырском кладбище, закрытом, защищенном от антихриста Канавкой, вырытой по повелению Божией Матери. Чередуясь, перекликаясь в величественно-скорбных песнопениях, поет то правый, то левый хор: «Руцы Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Помилуй раба Твоего... Упокой Боже раба Твоего и учени его в раи... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе Боже!» Вот два хора вместе и весь храм с ними запели «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего...». Вся церковь опустилась на колени, и я вместе с ними. Мерный звон кадила и фимиам снова наполняют храм до самого купола. Пришло время всем прощаться. Меня подняла мама на руки, и я увидел в последний раз лицо дедушки. Я поцеловал его в венчик, лежавший на его лбу Руки его были сложены крестообразно на груди, а пальцы, как на Саровских деревянных ложках, — в трехперстие. После «Вечной памяти» батюшка предал дедушку земле. Свернули белое, серебряное парчовое покрывало. Белым саваном, со славянской вязью написанными вокруг него «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмерт-ный, помилуй нас», с большим черным крестом посередине, с копием и губкой на нем, с лестницей и петухом с другой его стороны — копием проводили Христа на Кресте, губкой напоили отцем 20 , при помощи лестницы сняли с Креста, а петух — напоминание о том, как Петр отрекся трижды и, шед, плакася горько (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Основывая Церковь , Иисус Христос не давал ей полномочий ставить ни королей, ни мирских начальников, а воздавать Кесарево Кесарю. Давая царю особыя права в Церкви, в роде права вхождения в царские врата и приобщения Святых Даров по священническому чину, Церковь приобщает его к священному чину, подобному дьяконскому, но отсюда далеко до признания тех прав на управление Церковью, которыя вытекают из прав на учение, священнодействие и пастырство, которое дано Спасителем Апостолам и их преемникам – Епископам. В этом не может быть никакого унижения царской власти, ибо носитель её остается верховным властителем в делах мирских и приобщается к чину церковному, как бы в признание задачи православного царя, которая лежит на нем, по воцерковлению его царства, к приобщению этого царства к порядку высшему в духовном смысле. e) Учение о превосходстве духовной власти и различные виды этого учения. Различие православного учения от католической теории. Отсутствие предпосылок для симфонии в ультрамонтанском и протестантском построении. i) Дальнейшее раскрытие теории симфонии. Идея верховенства порядка церковного над государственным Мы привели много текстов из творений Иоанна Златоуста , касающихся сравнения властей светской и духовной, и могли видеть, что это сравнение сделано в смысле духовном, в смысле большой высоты задач Церкви по сравнению с государством, то предпочтение им отдано Церкви и власти священнической, ибо власть прощать грехи выше духовно, в глазах Златоуста, в сравнении с властью распоряжаться земной участью людей. Признавая духовное верховенство Церкви, как союза ведущего к спасению людей, перед царством, имеющим первой целью благоустройство земного порядка, мы этим нисколько не ставим Церкви, поскольку она приобретает земную оболочку юридического союза, выше государства в юридическом смысле. Однако, поскольку государство признает себя православным, оно должно признавать Церковь во всех её существенных правах, вытекающих из её природы, и получать от Церкви руководящую идею и смысл своего существования и добровольно подчинять себя этой идее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Храмовый комплекс Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово введут в эксплуатацию в декабре 2022 года. 10.08.2022 14:30:54 МОСКВА Храмовый комплекс Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в московском районе Измайлово спроектирован с учетом интересов прихожан и включает в себя социальную службу с православным психологом, сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на пресс-службу куратора " программы-200 " , депутата Госдумы Владимира Ресина. " Все продумано таким образом, чтобы пришедшим в храм прихожанам и захожанам было комфортно на небольшой территории (...) При храме открыта воскресная школа, организованы различные кружки, семейный центр " Песчанский остров " , созданы молодежный клуб, социальная служба, работает православный психолог " , - говорится в сообщении. Храмовый комплекс расположен в Измайлове на востоке Москвы, его планируют ввести в эксплуатацию в декабре 2022 года. В состав комплекса войдут двухэтажный храм, трехэтажный приходской дом с воскресной школой и классами для различных кружков и секций. Корпуса будут связаны центральной частью здания, на базе которого возводят комплекс. Раньше это был детский сад министерства путей сообщения. Также в декабре планируется сдача храма Ермогена в Гольянове, к сентябрю текущего года здесь установят позолоченные дьяконские врата. В конце 2023 года на площади Викторио Кодовильи в Восточном административном округе Москвы планируют сдать храм в честь Саввы Сторожевского. Проект предусматривает шатровую постройку с четырьмя приделами. " Вообще Восточный округ порадовал - обогнал другие округа по количеству сданных в эксплуатацию программных храмов: их уже тринадцать. В строительстве шесть храмов. Теперь нужно нарастить количество проектируемых объектов, пока их всего два " , - заявил В. Ресин. Программа строительства и реконструкции православных храмов Москвы стартовала в 2010 году и реализуется во всех административных округах, за исключением ЦАО. Ее цель - обеспечить густонаселенные районы столицы храмами шаговой доступности. Программа реализуется на пожертвования, для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы.

http://radonezh.ru/2022/08/10/hramovyy-k...

7 …в объяснениях Дмитриева… – Неточность Гоголя; речь, несомненно, идет о книге известного духовного писателя XVIII в. И. Дмитревского «Историческое и таинственное изъяснение на Литургию…». Гоголь мог пользоваться третьим ее изданием (М., 1823). 8 Вступление. – Заглавие отрывка дано Гоголем, когда он начал (но не окончил) переписывать черновой набросок в основную тетрадь. 9 …пред царскими вратами… – Царские, или средние, врата – одна из трех (главная) дверей в иконостасе, ведущих из алтаря в храм. 10 …предстоящим… Молящиеся, стоящие перед иконостасом. 11 Олтаръ (алтарь) – главная, восточная, часть церкви, отделенная от остальных ее частей иконостасом и царскими вратами; входить в алтарь разрешено только священнослужителям. 12 Псалом – священное ветхозаветное песнопение. 13 …у иерея… – Иерей – в переводе с греческого «священник». 14 …надевает стихарь, подризник блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства… – Стихарь, или подризник, – одеяние священника и дьякона, обычно белого цвета. 15 …орарь, узкое длинное лентие… – одна из принадлежностей дьяконского сана, лента, которую дьякон носит во время богослужения на левом плече (орарь одноплечный). 16 …по слову Златоуста… – Иоанн Златоуст (IV в.), один из отцов и учителей христианской церкви, выдающийся богослов и церковный писатель, проповедник. Признан церковью святым. 17 …уже не орарем, но эпитрахилью… – Орарь двуплечный, концы которого соединены на груди, называется эпитрахилью (епитрахилью) и представляет собою часть богослужебного облачения священника, символ его благодати. 18 Миро – благовонная смесь; в православной церкви составляется из многих (иногда до нескольких десятков) компонентов – елея и других масел, белого виноградного вина, различных ладанов, бальзамов, настоев трав и т. п.; употребляется в одном из важнейших таинств – миропомазании, при котором помазание головы, глаз, ноздрей, ушей, бороды, рук с произнесением слов «печать Духа Святого» сообщает человеку силу Божией благодати.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

На литургии и на вечерни на выходе поп фелони не опускает, поскольку последний подрезан по самые груди, и нечего опускать. На утрени и на вечерни перед отпустом «утверди Боже благочестивейшего» не говорят никогда; на вечерне говорят лишь «честнейшую», а на утрени: «утверди Боже св. православную веру» лишь по праздникам, в будни же после «сый благословен» – «придите поклонимся». На литию отворяют св. врата и зажигают светильники на престоле; на полунощнице не говорят молитвы: «Всемогущая Троица». «Бог Господь» поют всегда пять раз, а антифоны на утрени – по разу, без «слава и ныне»; «благословен еси Господи» поют прежде «Хвалите имя». 4)              В символе веры напечатано в молитвеннике Могилы, а также в виленских, кизелянских и львовских – «истинного», а в некоторых «нас для человеков» и «несть конца». А устно, когда читают символ, грамотные и неграмотные, то говорят и «истинного», и никто им не возбраняет. Юстиниан царь молился пятому собору, чтобы приложить в символе «и Приснодевы Марии», но отцы собора того не сделали, и даже клятву обновили, чтобы в символ никейский ничего не добавлять и не убирать. 5)              Великороссияне именуют малороссиян обливанцами, и справедливо, ибо тремя ложками воды заменяют купель крещения. А обливание не довольно для крещения... На новокрещаемого креста не возлагают. И когда на страшный суд они без креста предстанут, то и не ведомо будет, чьи они. 6)              По приходским церквам в алтарь пускают двоеженцев и троеженцев, которые стоят около престола и книги свои кладут на престол, сами упираются на престол и в таинства смотрят. По неделям и по праздникам попы призывают двух малых хлопцев в алтарь, и говорят: «служите со мною», и облачают их в стихари дьяконские и препоясуют их орарями крестообразно, дают им свечи, и стоят они опершись на престол всю литургию. И откуда они имеют такое благословение? Они же дают по домам воду, которою попы и дьяконы умывают руки по литургии, будто от трясавицы. На артосах пишут икону воскресения, а в субботу светлую всю ту икону и лик Христа ножом изрежут, – архиерею отдают голову, наместнику ноги... Я им говорил: «зачем режете икону?». Отвечают: «такая у нас вера?». Кохановский говорил: «греки, к… с..., нашли троеручицу и прельстили простой народ». Тот же Кохановский при капитане Телечине говорил: «Да для чего они же, греки, покланяются Афанасию афонскому , как святому, когда он давал дани чертям на год по сто четвериков бобу, и как того бобу у чертей не станет, они кричат: «давай, Афанасий, бобу, а то разорим монастырь!».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

отцов, – в списках «Кормчей» и в Номокононах, печатаемых при Большом и Малом Требниках 248 . Эти книги и доселее остаются по преимуществу источниками канонического права – почти единственными, освященными Церковью, которыми руководствуется она в своей практике. Отсюда следует заключить, что и Синтагма Властарева, как имеющая главным своим содержанием изложение священных правил, всегда везде долженствующих иметь свою силу, почиталась такою же, как апостольские и соборные правила. Не потеряла уважения Властарева Синтагма и в настоящее время. Русские ученые пользовались и пользуются Синтагмою в подтверждение и обоснование своих мнений и суждений в исследованиях канонических, юридических, археологических, литургических, догматических, исторических, полемических и т.п. Указать и исчислить в точности все заимствования и ссылки на Синтагму в различных русских сочинениях не представляется, конечно, никакой возможности, и потому мы ограничиваемся здесь указанием на некоторые труды русских ученых, заключающие в себе выдержки из Синтагмы, или указания на нее. Известный автор «Опыта курса церковного законоведения» пользуется мнениями Властаря на ряду с известными толкователями Вальсамоном, Зонарою и Аристином; многие толкования на правила церковные в «Курсе законоведения» преосвящен. Иоанна составлены под очевидным влиянием Властаря и обозначены его именем, таковы правила: Апостол. 11, 12 и 13; I Всел. 19-е; в сведениях о Трульском соборе в доказательство вселенского значения этого собора, – напр. 47 и 48; 53, 54, 56, 67 и 94; Неокесарийского собора 8-е; Лаод. 20, 21, 22, 23, 24, 49; Карфагенского 44, 125; Сардикийского 2-е; Св. Василия Великого 39 и др. В «Новой Скрижали» архиепископа Вениамина буквальный заимствования из Властаревой Синтагмы и ссылки на нее встречаются в следующих трактатах: «о плачущих», «о слушающих» и «о стоящих с верными», – из 6-й главы «μ»; в трактате: «крестом ограждаются дома, стены, врата и письменные акты», – из 32-й главы буквы «ε»; в §: «Литургия начинается до полудня в разные часы», – из главы 5 буквы «τ»; в §: «орарь есть украшение собственно дьяконское», – из главы 9-й буквы «ε»; в §: «кто суть верные», – из гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Песчанотаволжанское. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты История нового храма в Песчанотаволжанском берёт свой отсчёт с июня 2016 года, когда состоялся чин закладки камня в основание будущего храма. Чуть более года (освящение новой церкви состоялось 30 сентября 2017 г.) понадобилось строителям, чтобы на берегу двух живописных озёр выросло красивое кирпичное строение. Проект Свято-Троицкого храма выполнен на основе русских архитектурных традиций, существовавших в допетровской Руси. Традиционен и материал – красный кирпич, производства Ревдинского кирпичного завода. Площадь храма – около 200 кв. м, высота по кресту – 23 м. – Это типично русская конструкция бесстолпных храмов, она позволяет создать довольно большое пространство. Внутри на площади 35 кв. метров могут комфортно разместиться до 100 молящихся, – рассказал автор проекта, заслуженный архитектор России Александр Долгов. – Единое храмовое помещение включает все необходимые элементы: церковную лавку, двухрядный иконостас в русском тябловом стиле, царские врата и двое дьяконских врат, алтарь, престол, ризничную. Необычным решением является сочетание звонницы с четырёхскатной крышей и небольшой колокольни, которая располагается над сенью крыльца. Это позволило не возводить отдельную колокольню, сэкономить пространство и в то же время не оставить храм без колоколов. В непосредственной близости от храма построен дом для священнослужителя. На всей территории комплекса обустроены фонари, дорожки и цветники. Вокруг храма установлено изящное металлическое ограждение с элементами ковки, такой же декоративный забор отделил от дороги просторную асфальтированную парковку. Источник: сайт Шадринского городского движения " За культурное возрождение " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48281

Всегда «недостойны», но можем быть «готовы». Когда Господь соизволяет, отразив Свою Волю в Священном Предании, тогда иерей Бога Живого откроет для нашего взора Святой Алтарь, сами же да не дерзнем открыть его. Редкие ныне храмы устраивают многоярусный иконостас, в который входили бы ряды – местный, праздничный, деисис, пророческий, праотеческий. Но в любом случае иконостас состоит из Царских Врат, двух дьяконских дверей, трех икон – Спасителя, Божией Матери и образа праздника или угодника Божия, которым посвящен данный храм. Иконостас особенно украшается – в 19 веке было буквально модно делать резные псевдобарочные иконостасы; в не закрывавшихся храмах Москвы практически все иконостасы представляют композиции растительного орнамента, исполненные из позолоченной липы. Хороший образ – виноградная лоза как образ Лозы, ветвями которой являемся мы, христиане, но в силу своей массовости его исполнения как-то притупился, и прихожанин видит в таком иконостасе только барочную чувственную эстетику. Иконостас следует проектировать и сооружать таким, чтобы он не доминировал над иконами, чтобы молящийся не отвлекался от икон к каркасу, в котором находятся иконы. Сегодня можно видеть простые иконостасы, которые были сделаны специально так, чтобы внимание сосредоточивалось на иконе, а не на столбах и тяблах иконостаса. Иконостас Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры в своей древнейшей части является эталоном иконостаса – было бы нелепо рублевские иконы обрамлять барочной резьбой. И все-таки, мы не уйдем от традиции особенно богатого украшения иконостасов, как не уйдем от богатого и порою очень красивого иерейского и архиерейского облачения. Под стать такому облачению и должен быть иконостас. Особое внимание при устройстве иконостаса следует уделять устройству Царских Врат. Царские Врата – один из самых важных предметов внимания молящихся. Имеется два художественных типа Царских Врат: а) на створках Врат изображаются святители Иоанн Златоуст и Василий Великий , а также образ Благовещения Пресвятой Богородицы;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010