Говорит: «Я не знаю, что делать. Вроде никого не предавал, от веры не отказывался. Был в плену, мне не верят. Тяжело». Потом более тесно с ним общались. Надо было поддержать его. Слова найти правильные. С нами там был афганец, священник, отец Василиск, он очень долго с тем парнем общался. Взял его под свою опеку, успокаивал. По солдату видно было, что он не предатель, не изменник. Но молодой, а уже попал в такую жесткую ситуацию.  Священник там очень нужен. Исповедь солдата ничем не отличается, но в таких особых случаях она выстрадана.  Иконостас для подводной лодки — Сейчас мы работаем с фондом «Омофор». Делаем и доставляем походные иконостасы в боевые соединения.  Сначала делали деревянные. На кораблях «Адмирал Кузнецов», «Петр Великий» такие стояли. Но это неудобно, иконостас же нужно хранить где-то. Подводные лодки по этой причине у нас вообще «вылетали». В любой военной технике свободного места нет. Со временем появилась мысль, что иконостас должен быть легким и разборным. Иконы сначала предполагались на ткани, а потом поняли, что должны быть шитые.  Фото: Людмила Ксанти Сейчас иконостас умещается в сумку, он собирается, вешается на металлических складных прутьях. За основу места, в котором должен разместиться такой иконостас, мы взяли кают-компанию подводной лодки. Есть в таком иконостасе и дьяконские двери, и Царские Врата, и икона.  Иконостасы передаем в дар на корабли, подводные лодки. Священник приходит на корабль, у него есть возможность служить литургию. Даже в походе. — Где служили вы? — На подводных лодках. Моряки-подводники говорят, что настоящая морская вода — на глубине 70 метров, а наверху — муть.  Мы погружались, забирали в плафонах забортную воду, выпивали ее. Я прошел ритуал посвящения. Даже значок есть с того судна. Священников на все корабли, конечно, не хватает. Когда мы были на Камчатке, там был только один священник. Но он сам офицер-подводник. На флот вернулся уже священником.  — В чем для вас ценность того, чем занимаетесь сейчас?  — Меркантильная (хитро улыбается). Имею возможность попадать в военную среду. Я дышу там (смеется).

http://pravmir.ru/my-vyryvalis-iz-okruzh...

Еганово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Из устного предания известно, что на том месте, где ныне стоит Никольская церковь, святой благоверный великий князь Димитрий Донской, возвращаясь с победой с Куликова поля, срубил часовню для поминовения воинов, жизнь свою положивших за Веру и Отечество в битве с полчищами Мамая. Потом здесь был построен храм, который, по архивным документам, в 1578 году упоминается ещё деревянным, но впоследствии стал белокаменным. В 18 веке помещик Марков пристроил к основному четверику трапезную и украсил фасад церкви вычурными колонками. В советское время она была закрыта, разграблена, разрушена. В 1991 году, по возвращении её приходу, бывший директор совхоза «Красная заря» попытался её восстановить. Остатки уникальных росписей были соскоблены. Белокаменные стены снаружи и внутри оштукатурены цементным раствором. Купол соорудили без барабана (в виде среднеазиатской дыни) и обили клочками оцинкованного железа. Купол венчался крестом, сваренным из широких полых труб, неканонический. Туда беспрепятственно попадали дождь и снег. Цементный раствор – враг белого камня. Кроме того, была нарушена старинная система естественной вентиляции. Внутри церкви, в главном четверике, по стенам струйками сочилась вода. Началась трудоёмкая работа по спасению храма. Цементную штукатурку пришлось полностью снять с внутренней и наружной поверхности стен. Её заменили иной (на известковой основе с добавлением цемянки, мраморной крошки, войлока и т.д.). Были освобождены первозданные проёмы над Царскими Вратами и над дьяконскими дверями. А также открыты малая и большая арки. Последняя (вместо куцей амбарной двери) открывала свободный доступ из трапезной в основной четверик храма, что позволило молитвенно взирать на иконостас. Были заново изготовлены и расписаны Царские Врата и дьяконские двери. Стены храма в несколько ярусов были украшены росписью в стиле иконописца Дионисия.

http://sobory.ru/article/?object=09256

В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках. По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете. 12. Куда податься американцу? Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется. В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине. Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами – апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.

http://pravoslavie.ru/42611.html

И невольно думается о том, что Господь и Богородица пришли сюда из разоренного храма вслед за Своими гонимыми детьми. Пришли, да так с верными и остались, словно готовые в любую минуту снова двинуться в путь. Написанные в полный рост, и Спаситель, и Божия Матерь напоминают нам о том времени, когда они Сами были гонимы миром за то, что звали людей к жизни нравственной и святой. В этом, кстати сказать, и по сей день состоит миссия Христовой Церкви в человеческом житейском море – нести людям Слово Божие. Не исключено, что наличие в иконостасе икон Святителя Николая и царицы Александры – небесных покровителей последнего русского царя Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Феодоровны – это, по замыслу его устроителей, безмолвное напоминание о мученической кончине Царской Семьи. Как знать? Теперь спросить не у кого. Но ведь и в самом деле, в те годы по-другому было невозможно выразить публично почитание христианского подвига причисленных ныне к лику святых Царственных Страстотерпцев. Если говорить о колорите, в котором решены иконы тосненского иконостаса, то это голубой, красный и белый цвета, которые были до революции на флаге Российской Империи. Может быть, это простое совпадение, а может и напоминание верующим об утрате Россией своего царского достоинства. В 30х годах XX века, когда устраивался иконостас кладбищенской часовни, еще многим людям и о многом мог бы напомнить язык именно такого цветового сочетания, возведенного в значение символов, понятных людям, верных Русскому Царству. Конечно, это только предположение, но мы знаем, что в жизни ничего не бывает случайного. Вот и ста лет не прошло, а последний флаг царской России (трехцветный) снова стал в нашем Отечестве государственным флагом. Достоверно известно, что иконостас тосненской кладбищенской церкви сохранился с довоенных времен, когда после закрытия каменного храма в поселке Тосно, люди стали молиться в часовне на загородном кладбище. Существует фотография иконостаса часовни-храма, на которой видно, насколько тесной, как вагончик, была церковь на кладбище до ее перестройки. При строительстве новой церкви в 1951–1952 гг. алтарная преграда была расширена. Для икон были изготовлены рамы в виде арочных окон. Из четырех образов, которые были в иконостасе часовне, в новом иконостасе осталась лишь икона мученицы Александры. После возведения храма площадь церкви позволила добавить в иконостасе традиционные дьяконские врата с изображением архангела Михаила (с огненным мечом) и архангела Гавриила с цветущей лилией в руке – символом чистоты и святости той вести, которую он передает от Бога людям (поэтому порой этого архангела и называют Благовестником).

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

49. Евангелие напрестольное в металлич. вызлащ. оправе. 50. 3 полных священнических и дьяконских облачения. 51. Одежда на св. престол и св. жертвенник шёлковая. 52. Завеса для царских врат шёлковая. 53. Шесть воздухов. 54. 2 лампады к местным иконам серебр. вызлащ. 55. 13 икон великих праздников, написанных в древнерусском стиле. 56. 12 икон лицевых святцев. 57. 3 шёлковых покрова на аналогии. Все эти предметы 43–57) пожертвованы одним московским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным. 58. Икона Страстного Спасителя на жертвеннике. 59. 2 бронзовых лампады к местным иконам. 60. 1 металлич. подсвечник с фарфоровою свечою. 61. 6 лампад к иконам варшавского серебра вызлащ. 62. Траурное священническое и дьяконское облачение. Эти предметы устроены на 300 руб., присланных неизвестным московским благотворителем через присяжного поверенного Котлярова. 63. Аналойные иконы Рождества Христова, Крещения и св. Николая Чудотворца от служащих в Юрьевской классической гимназии. 64. Иконы св. Троицы и ев. Иоанна Богослова от высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Рижского. 65. 2 иконы Крещения Господня и Вознесения от профессора Б. И. Срезневского . 66. Икона Входа Господня в Иерусалим от профессора В.А. Афанасьева. 67. Икона Успения Божией Матери, полное священническое облачение, 3 воздуха и покров от собора Киево-Печерской Лавры. 68. 20 воздухов, покров и привеска для иконы от священника Смоленской епархии Бережина. 69. Полное священническое облачение, пожертвованное генералом Зуровым по ходатайству преосвященного Назария епископа Нижегородского и Арзамасского. 70. Две небольших, в серебр. оправе, иконы Спасителя и Божьей Матери на царские врата и бархатная ковровая дорожка от инспектора Юрьевского университета М.А. Бутлерова. 71. Бархатный шитый гарусом покров на аналогий от проф. Юрьевского университета И.И. Пусторослева. 72. Икона св. Великом. Пантелеймона с аналогием и подсвечником для неё от проф. А.С. Невзорова. 73. Бархатный шитый гарусом и шёлком покров и парчовая одежда на аналогий от проф. В.Г. Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)». Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, — объясняет Никита Гайдуков. — Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами». Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны — и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом. Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть — Престол, левая — жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери — завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть — католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

http://pravmir.ru/zachem-stroyat-chasovn...

В ныне восстанавливаемом Успенском женском монастыре бытует мнение, что в иконостас Рериха включена икона Казанской Богоматери, которая и была освящена вместе с храмом. Но тогда возникает вопрос: почему в «Пермских епархиальных ведомостях» не описывается такая значительная икона, в честь которой названа церковь? В то же время «Пермские епархиальные ведомости» уделяют большое внимание другой иконе – «Богоматери Черниговской». В память основания обители вскоре после освящения храма «по общему желанию строителей и начальницы обители с сестрами» решили приобрести точный список с чудотворной иконы Богоматери Ильинской-Черниговской, находящейся в пещерной церкви Гефсиманского скита недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Список с этой иконы был написан живописцами лавры в 1874 году и освящен в той же пещерной церкви. «Икона прекрасного греческого письма по золочёному чеканному полю. Мера её в высоту 7 четвертей, а в ширину 1 аршин и 5 вершков; помещена она в домовой Казанской церкви на стене за правым клиросом». Получена она была Каменскими и с 18 по 23 июня находилась в их доме, а 23 июня с крестным ходом перенесена в домовую церковь. Вот так подробно описывалось достоинство иконы Богоматери Ильинской-Черниговской... А о рериховской Казанской умалчивалось... Одновременно с реставрацией иконы преображался и возрождающийся храм. Посещая его снова и снова, я невольно вспоминала Н.Н. Воронина, который писал о великолепии средневековых русских храмов, поражавших огромностью пространства, сиянием хоросов и паникадил, цветным ковром росписей. Эстетическое впечатление, производимое архитектурой Казанской церкви в Перми, не менее сильное, но совершенно иное. Каменный свод храма без барабана. Свод глухой. Нет идеи купола, Пантократора. Пространство камерное, не вытянутое. Оно не способно организовать постепенное и продолжительное движение человека к иконостасу. Да и высоким иконостас не мог быть из-за отсутствия свода. Но близость его к молящимся, мягкий боковой свет, льющийся из трёх небольших окон, мерцание басмы, служащей оправой иконам, позволяли возбудить чувства не менее возвышенные, чем церкви, о которых рассказывал Н.Н. Воронин. Рерих создавал иконы, соразмерные с архитектурой храма и иконостаса. Высота алтарной преграды – 302,28 см, ширина – 697,88 см. Царские врата окружены справа и слева иконами Казанской Богоматери и Спаса Нерукотворного, предстоящих. А за ними, в дьяконских вратах, – фигуры архангелов, где киноварь одежд аккомпанирует краплаку в одеянии Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=05824

«Страстная седмица перед рукоположением состояла для меня в умирании для этой жизни, которое началось для меня с принятием моего решения, – вспоминает впоследствии отец Сергий. – ... Это умирание есть вольное, но и неизбежное... Это была как бы длительная агония, каждый день приносил новые переживания, и то были муки, которых невозможно описать. Но не было ни одного мгновения, когда мелькнула бы мысль об отступлении... Это умирание явилось для меня тогда совершенно необходимым и важным, каким-то духовным заданием... Оно для меня неожиданно и непроизвольно возникло и как-то тлело и, тлея, жгло меня. Эта мука духовного рождения была великая милость Божия...» (315, с. 40–41). Духовные переживания Булгакова во время его рукоположений в саны диакона и иерея, а также некоторые бытовые детали в эти памятные дни лучше всего передать его собственными словами. 9 июня 1918 г., «в канун Троицына дня, я отправился в Данилов монастырь, неся с собой узел с духовным платьем, к Преосвященному Феодору, там я и ночевал... В день Святой Троицы я был рукоположен во диакона. Если можно выражать невыразимое, то я скажу, что это первое диаконское посвящение пережито мною было как огненное. Самым в нем потрясающим было, конечно, первое прохождение через царские врата и приближение в святому престолу. Это было как прохождение чрез огнь, опаляющее, просветляющее и перерождающее. То было вступление в иной мир, в Небесное Царство. Это явилось для меня началом нового состояния моего бытия, в котором с тех пор и доныне пребываю... Когда я шел домой по Москве в рясе 1 , вероятно, с явной непривычностью нового одеяния, я не услышал о себе ни одного грубого слова и не встретил грубого взгляда. Только одна девочка в Замоскворечье приветливо мне сказала: «Здравствуйте, батюшка!» И буквально то же самое повторилось и на следующий день, когда я возвращался уже священником. В день Святого Духа епископ Феодор решил служить в кладбищенском храме Святого Духа, и туда мы шли из Данилова монастыря крестным ходом; я шел в стихаре с дьяконской свечой рядом с епископом. То было немалое расстояние, но прошли его спокойно и беспрепятственно. К рукоположению пришли в храм и друзья мои, бывшие тогда в Москве. Вспоминаю прежде всего отца Павла Флоренского (со своим Васей), участвовавшего и в литургии... Переживания этого рукоположения, конечно, еще более неописуемы, чем диаконского, – «удобее молчание». Епископ Феодор сказал мне в алтаре слово, которое меня потрясло... Была общая радость, и сам я испытывал какое-то спокойное ликование, чувство вечности. Умирание миновало, как преходит скорбь страстных дней в свете пасхальном. То, что я переживал тогда, и была та пасхальная радость» (315, с. 41–42). 13. Первые литургии отца Сергия. Углубление дружбы с отцом Павлом Флоренским. Отъезд к семье в Крым

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

7 . Священник говорит возглас „Яко милостив“ и проч. 8 . По сем отпуст. 9 . Дьякон говорит многолетие Государю Императору и Высочайшей фамилии, начиная так: „Благоденственное и мирное житие“ и проч. Певцы поют „Многая лета“. Должно полагать, что в сие время Его Императорское Величество изволит прикладываться к местным иконам Спасителя и Богородицы. 10 . В шествии Его Императорского Величества из церкви священник с причтом предшествует Ему по-прежнему, и звон опять начинается. 11 . Наблюдать, чтобы во время пребывания Его Императорского Величества в церкви народ не теснился к алтарю, а кольми паче, чтобы не входил в алтарь. 12 . Когда Его Императорское Величество отправится в дальнейший путь, священник с причтом в тоже время совершает о благополучном шествии Его Императорского Величества молебное пение со звоном. Примечание. По сему же чину поступать и при встрече Государыни Императрицы, Государя Наследника и прочих особ Высочайшей Фамилии (ср. Цер. Ведом. 1890 г. 45). III. Порядок, наблюдаемый в служении литургии при Высочайшем присутствии Проскомидия совершается прежде прибытия Государя Императора в церковь ; часы, блаженны и псалом „Благословлю Господа“ вычитывается также прежде. Преосвященный, управляющий епархией, при Высочайшем присутствии в церкви при всех священнослужениях, кроме архиерейских служений, не воспоминается служащим иереем и дьяконом. Для каждения в церкви употребляются порошки, а не ладан 1 . При вступлении Государя Императора в церковь священник в алтаре, а дьякон, стоя у левого клироса близ местной иконы Богоматери, покланяются Государю Императору. Дьякон, став на свое место, начинает „Благослови Владыко“ и великую ектенью; по прочтении оной, по возгласе, без остановки читает малую – вторую ектенью; при пении „Единородный“ дьякон отходит к левому клиросу; после пропения „Единородный“ третью ектенью читает на своем дьяконском месте и входит в алтарь чрез царские врата. При первом выходе один и, где есть, два псаломщика выходят с подсвечниками в одинаковых стихарях – из той же материи, каковое облачение на священнике и дьяконе, но в сие время псаломщики Государю Императору не покланяются. Священник при малом выходе, идущий за дьяконом и Евангелием, кланяется Государю Императору. Дьякон „Господи, спаси благочестивыя и услыши ны“ говорит в алтаре, а „И во веки веков“ обычно, в царских вратах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Для того чтобы организовать литургическое пространство, необходимо было выделить две зоны: зону самого храма и зону алтаря. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Здесь тоже не обошлось без небольшого чуда. Дело в том, что келья отца Серафима находилась на том месте, где устроено основное храмовое пространство, а там, где сейчас находится алтарь, была келья другого священномученика Лавры - архимандрита Льва (Егорова). Эти два святых угодника Божьих одно время жили рядом за стенкой. Для нас это стало очередным свидетельством того, что решение о создании здесь храма не только вызвано нашим горячим желанием его здесь организовать. Если здесь жили и трудились такие люди, мы просто обязаны это место теплить, хранить и беречь. Все работы велись очень деликатно, без каких-либо архитектурных нововведений. Две кельи были объединены тремя арочными дверными проемами, появился иконостас с Царскими врата и двумя дьяконскими дверьми - так образовалось очень органичное богослужебное пространство. Обустраивался храм в течение 3 лет. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Могут спросить, почему так долго? Да бывает такое, когда новая церковь появляется быстро там, где была совершенная пустыня. Но я считаю, что благое дело, дело правильное, оно не может быстро делаться, его надо делать спокойно. Не медленно конечно, не в сонном режиме, но очень обдуманно, продумывая каждый элемент. Мы могли себе это позволить, в Лавре есть где служить. И у нас было время подготовиться, продумать, что немаловажно, инженерную составляющую храма, причем от пола до потолка. Одно из главных украшений Серафимовского храма - резной иконостас. Он сделан из цельного дуба, с изображениями цветов и птиц. К такому образному решению иконописно-реставрационной мастерской монастыря подтолкнула сама история жизни человека, которому посвящен храм. Преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) до монашеского пострига был очень успешным русским купцом, деловым человеком, который достиг всего своим трудом, своими коммерческими талантами. При этом высокие нравственные, духовные ориентиры Василия Николаевича позволила ему вести дела таким образом, что он не попадал в зависимость от получения прибыли, богатства, денег как таковых, не тратил их на получение новых благ и удовольствий. Еще в молодости он чувствовал духовное призвание и просил благословения у своего духовника принять постриг. Но не получил его.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010