Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иконостас Иконостас - более или менее сплошная, от северной стены храма до южной, стена, на которой в определенном порядке устанавливаются иконы. Стена эта отделяет алтарь от средней части в православной церкви. В иконостасе три двери. Центральные двери именуются Царскими вратами, и не имеющим священного сана вход чрез них не дозволен. Справа находятся южные врата, их еще иногда называют дьяконскими, а слева - северные. Иконостас был в церкви не всегда; в первые века алтарь был видим всем молящимся и отделялся от них лишь решеткой. Сейчас Царские врата также часто устраиваются решетчатыми, а сам иконостас редко доходит до потолка. Это делается для того, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны во всем храме. Посмотрим теперь на иконы. Иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. Нижний ряд. Есть несколько важных моментов, зная которые вы научитесь легко разбираться в сложной символике иконостаса. Когда вы входите в незнакомый храм, стоит обратить внимание на изображения нижнего ряда (здесь всегда находятся самые большие иконы). Давайте подойдем к крайнему образу справа. Это так называемая " храмовая икона " . Она всегда подскажет вам, в честь какого праздника или святого освящена церковь, в которой вы находитесь. На том же месте слева - " икона местного ряда " . По ней вы сможете определить, какого святого наиболее почитают в этих краях. Подойдя к Царским вратам, вы увидите на них небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится " Тайная вечеря " - символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат - большая икона Спасителя, слева от них - икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах - архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы). Второй ряд. Посмотрим на иконы следующего ряда. Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой " Тайной вечери " ) находится уже знакомое нам изображение " Спас в силах " . Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева - икона Божией Матери. Не случайно это - " Заступница " (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

http://pravicon.com/text-10

Еганово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Из устного предания известно, что на том месте, где ныне стоит Никольская церковь, святой благоверный великий князь Димитрий Донской, возвращаясь с победой с Куликова поля, срубил часовню для поминовения воинов, жизнь свою положивших за Веру и Отечество в битве с полчищами Мамая. Потом здесь был построен храм, который, по архивным документам, в 1578 году упоминается ещё деревянным, но впоследствии стал белокаменным. В 18 веке помещик Марков пристроил к основному четверику трапезную и украсил фасад церкви вычурными колонками. В советское время она была закрыта, разграблена, разрушена. В 1991 году, по возвращении её приходу, бывший директор совхоза «Красная заря» попытался её восстановить. Остатки уникальных росписей были соскоблены. Белокаменные стены снаружи и внутри оштукатурены цементным раствором. Купол соорудили без барабана (в виде среднеазиатской дыни) и обили клочками оцинкованного железа. Купол венчался крестом, сваренным из широких полых труб, неканонический. Туда беспрепятственно попадали дождь и снег. Цементный раствор – враг белого камня. Кроме того, была нарушена старинная система естественной вентиляции. Внутри церкви, в главном четверике, по стенам струйками сочилась вода. Началась трудоёмкая работа по спасению храма. Цементную штукатурку пришлось полностью снять с внутренней и наружной поверхности стен. Её заменили иной (на известковой основе с добавлением цемянки, мраморной крошки, войлока и т.д.). Были освобождены первозданные проёмы над Царскими Вратами и над дьяконскими дверями. А также открыты малая и большая арки. Последняя (вместо куцей амбарной двери) открывала свободный доступ из трапезной в основной четверик храма, что позволило молитвенно взирать на иконостас. Были заново изготовлены и расписаны Царские Врата и дьяконские двери. Стены храма в несколько ярусов были украшены росписью в стиле иконописца Дионисия. Работы вела Марина Ивановна Алексеева, награждённая Святейшим Патриархом Алексием II орденом преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=09256

Храмовый комплекс Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово введут в эксплуатацию в декабре 2022 года. 10.08.2022 14:30:54 МОСКВА Храмовый комплекс Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в московском районе Измайлово спроектирован с учетом интересов прихожан и включает в себя социальную службу с православным психологом, сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на пресс-службу куратора " программы-200 " , депутата Госдумы Владимира Ресина. " Все продумано таким образом, чтобы пришедшим в храм прихожанам и захожанам было комфортно на небольшой территории (...) При храме открыта воскресная школа, организованы различные кружки, семейный центр " Песчанский остров " , созданы молодежный клуб, социальная служба, работает православный психолог " , - говорится в сообщении. Храмовый комплекс расположен в Измайлове на востоке Москвы, его планируют ввести в эксплуатацию в декабре 2022 года. В состав комплекса войдут двухэтажный храм, трехэтажный приходской дом с воскресной школой и классами для различных кружков и секций. Корпуса будут связаны центральной частью здания, на базе которого возводят комплекс. Раньше это был детский сад министерства путей сообщения. Также в декабре планируется сдача храма Ермогена в Гольянове, к сентябрю текущего года здесь установят позолоченные дьяконские врата. В конце 2023 года на площади Викторио Кодовильи в Восточном административном округе Москвы планируют сдать храм в честь Саввы Сторожевского. Проект предусматривает шатровую постройку с четырьмя приделами. " Вообще Восточный округ порадовал - обогнал другие округа по количеству сданных в эксплуатацию программных храмов: их уже тринадцать. В строительстве шесть храмов. Теперь нужно нарастить количество проектируемых объектов, пока их всего два " , - заявил В. Ресин. Программа строительства и реконструкции православных храмов Москвы стартовала в 2010 году и реализуется во всех административных округах, за исключением ЦАО. Ее цель - обеспечить густонаселенные районы столицы храмами шаговой доступности. Программа реализуется на пожертвования, для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы.

http://radonezh.ru/2022/08/10/hramovyy-k...

Королёв. Крестильная церковь Сергия Радонежского. Малый крестильный храм Сергия Радонежского Карта и ближайшие объекты Первое богослужение в храме преподобного Сергия Радонежского состоялось 18 декабря 2013 г. Почти через два года после начала строительства, точнее через 20 месяцев. Строители и, особенно, художники должны были выполнить работы в очень сжатые сроки. Примерно к середине декабря была выполнена роспись потолка и потолочных балок. Создан новый иконостас, два новых больших киота. Один - с житийной иконой преп. Сергия, другой - резное распятие с предстоящими. Эту работу всего за три месяца выполнили три художницы: Антонина Токарева-Хрунова, Марина Кашина и Анна Чаусова. Иконный ряд алтарной преграды составили работы известного современного иконописца Павла Бусалаева. Царские врата и дьяконские двери, а также заалтарный образ были написаны Юрием Беловым. Иконостас и киоты работы художника, резчика по дереву Алексея Петропавловского. Резное распятие с предстоящими - работы Николая (Равиля) Уразаева. Для алтаря была заказана и приобретена новая мебель. Оценив готовность храма к началу работы, отец настоятель благословил готовиться провести первое богослужение в день празднования одного из самых любимых русских святых - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. С этого момента в Сергиевском пределе начались регулярные богослужения. В течение всего 2014 г. продолжались работы по украшению малого храма. Выполнены росписи вокруг рассветов окон, ниши в притворе, входного внутреннего портала. Заказаны новый престол и жертвенник со столешницами из прекрасного оникса. Их основания покрыты тончайшими росписями исполненными замечательной художницей Антониной Токаревой-Хруновой. В ближайших планах работы над иконой Евхаристия (центральная икона праздничного ряда в иконостасе), большой житийный образ преподобного Сергия, росписи в алтаре. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50687

Песчанотаволжанское. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты История нового храма в Песчанотаволжанском берёт свой отсчёт с июня 2016 года, когда состоялся чин закладки камня в основание будущего храма. Чуть более года (освящение новой церкви состоялось 30 сентября 2017 г.) понадобилось строителям, чтобы на берегу двух живописных озёр выросло красивое кирпичное строение. Проект Свято-Троицкого храма выполнен на основе русских архитектурных традиций, существовавших в допетровской Руси. Традиционен и материал – красный кирпич, производства Ревдинского кирпичного завода. Площадь храма – около 200 кв. м, высота по кресту – 23 м. – Это типично русская конструкция бесстолпных храмов, она позволяет создать довольно большое пространство. Внутри на площади 35 кв. метров могут комфортно разместиться до 100 молящихся, – рассказал автор проекта, заслуженный архитектор России Александр Долгов. – Единое храмовое помещение включает все необходимые элементы: церковную лавку, двухрядный иконостас в русском тябловом стиле, царские врата и двое дьяконских врат, алтарь, престол, ризничную. Необычным решением является сочетание звонницы с четырёхскатной крышей и небольшой колокольни, которая располагается над сенью крыльца. Это позволило не возводить отдельную колокольню, сэкономить пространство и в то же время не оставить храм без колоколов. В непосредственной близости от храма построен дом для священнослужителя. На всей территории комплекса обустроены фонари, дорожки и цветники. Вокруг храма установлено изящное металлическое ограждение с элементами ковки, такой же декоративный забор отделил от дороги просторную асфальтированную парковку. Источник: сайт Шадринского городского движения " За культурное возрождение " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48281

После смерти Захария Никоновича Городская дума Трубчевска избирает церковным старостой Илью Никоновича Курындина - купца II гильдии. Для благоукрашения храма он выделил из собственных средств 19 тысяч 299 рублей. В 1896 году на " собственный кошт " он нанял хор певчих под управлением Ивана Евлампиевича Никитского с оплатой 600 рублей в год. Представители другой купеческой династии - Житковы, также оказывали финансовую помощь в содержании Ильинского (Козельщанского) храма. На средства купеческой семьи Едрёнкиных - Ивана Михайловича и Марии Дмитриевны - были куплены три полных священнических и дьяконских облачения стоимостью 300 рублей, икона в киот с 20-ю изображениями святых в серебряно-вызолоченных ризах. Их сын Гавриил - московский купец, заказал Царские врата и боковые двери для главного, среднего мозаичного иконостаса и оплатил заказ в размере 600 рублей. Внутри храм был очень красив. Главный иконостас был выполнен из мрамора, позолочен, иконы в церкви были в дорогих ризах и драгоценных украшениях. Выделялись Царские врата, двери которого были выполнены из красной бронзы. Придельные иконостасы - столярной резной работы, позолоченные. Стены по всему внутреннему периметру были раскрашены и расписаны стенной живописью масляными красками. Всего было 28 изображений святых. Стоит сказать, что Свято-Ильинский (Козельщанский) кладбищенский храм был бесприходным. Сведений о священниках этой церкви не сохранилось. Известно лишь, что в 1921-1937 год в Ильинском храме служил протоиерей Иван Алексеевич Зверев (1863-1937), репрессированный в 1937 году за то, что " якобы скрывал от большевиков золото " . Могила батюшки находится возле храма. Свято-Ильинская церковь не действовала в период с 1937 по 1941 год. Известно, что храм был зарегистрирован в 1948 году, в нём было тогда два священника, псаломщик, хор из шести человек. Первым послевоенным священником был иеромонах Тарасий (Мишин), до 1947 года, после него в Ильинском храме служил протоиерей Андрей (Ткачёв). В 1964 году Ильинскую церковь вновь закрывают по решению горисполкома. По воспоминаниям старожилов, после закрытия храма в нём организовали местные власти склад зерна (и это в храме, стоящем посреди церковного погоста!), а перед этим были выброшены все иконы из дома Божьего, колокола были сняты и отправлены на переплавку. Спустя годы храм много лет стоял заброшенным, с выбитыми окнами, везде царила мерзость запустения, глубокую яму в полу прикрывал деревянный настил. Детей пугали, что под настилом - бездонная яма, в которой когда-то погибли люди; говорили, что в храме водятся призраки. В конце 1980-х годов местная епархия РПЦ назначила настоятелем заброшенного храма протоиерея Владимира Ковтуна - и он с помощниками взялся восстанавливать здание. 9 августа 1989 года о. Владимир совершил первое Богослужение перед входом в порушенный и осквернённый храм. В срочном порядке силами прихода были выполнены внешние и внутренние строительно-восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00676

Во время литургии храм не прекращал гудеть, как стадион. Георгий Кочетков время от времени выходил на солею и, прерывая службу, громко объяснял, что отец Михаил служит неправильно. Служба дошла до чтения Евангелия. Отец Михаил прочитал Евангелие, как и полагается, на церковно-славянском. Весь храм начал опять скандировать: «Чи-тай по-рус-ски! Чи-тай по-рус-ски!..» Отец Михаил отвечал, что у него на это нет благословения священноначалия, но храм продолжал скандировать. Георгий Кочетков, указывая на отца Михаила, опять громко произнес: «Он все врет!» А из дьяконской двери вышел алтарник, подошел к отцу Михаилу и сказал буквально следующее: «Ну, ты, гад, тебе говорят, читай по-русски». Однако отец Михаил продолжил литургию. Во время пения Символа веры весь храм как-то демонстративно стал лобызаться. Некто по фамилии Котт, я знал его раньше, человек с черной, как сюртук раввина, бородой пошел на меня с намерением преподать мне поцелуй любви. Я невольно отшатнулся - вспомнились картины и фрески с изображением ночи в Гефсиманском саду. Время от времени к нам подходили агрессивно настроенные парни и спрашивали нас, сколько нам заплатили за то, чтобы мы пришли в их храм как стукачи. Две наши перепуганные внучки, бледные от ужаса, стояли, прижавшись к стене. Это душераздирающее богослужение продолжалось около четырех часов. Наконец поставили свечу пред царскими вратами. Отец Михаил вышел исповедовать нас четверых и еще двух пожилых женщин. За это краткое время Георгий Кочетков успел стремительно, без исповеди причастить весь храм, закрыл царские врата и сказал, что литургия закончена, а Александр Михайлович Капировский начал дирижировать пением какой-то странной «панихиды». Отец Михаил, закончив исповедь, благословил нас на причастие и пошел в алтарь за чашей. Но перед амвоном выстроили «стенку», как при штрафном ударе на футбольном поле, и не пускали нас к чаше, с которой все-таки вышел отец Михаил. После долгих уговоров нам с большим трудом удалось пробиться и «вкусить источника бессмертнаго» (они почему-то упорно поют «источника бессмертия»).

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/27/...

Скромный Благовещенский храм, не имевший в начале XX века даже собственного причта, стал знаковым в судьбе гениального человека: философа, ученого, изобретателя, священника и подвижника веры Павла Флоренского. Это был один из лучших представителей русской культуры Серебряного века. За необыкновенно широкий диапазон талантов и интересов Флоренского называли русским Паскалем. Его жизнь закончилась трагически в Ленинградской области – в 1937 году священника расстреляли по ложному обвинению. После окончания Московского университета в 1904 году Флоренский поступил в Духовную Академию и с тех пор почти тридцать лет прожил в Сергиевом Посаде. Флоренский писал: «Есть тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир… Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия». В 1910 году он женился на Анне Михайловне Гиацинтовой и вскоре принял священнический сан. Первым местом, где служил отец Павел Флоренский, стал древний храм села Благовещенье. За год до начала служения в Благовещенской церкви молодого пастыря Павла Флоренского село посетил художник и археолог Николай Соболев. Он опубликовал подробное описание храма в 4 томе «Трудов комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества». Археолог застал церковь в том, виде, который она приобрела после реставрации 1899 года П.С. Каптелина: с железной кровлей, обшитую тесом и выкрашенной в желтый цвет. Внутри храм был оклеен бумагой голубоватого цвета. Трехъярусный иконостас доходил до самого потолка, а живописные царские врата были сделаны по типу врат XVI века. Исследователь отметил один хорошо сохранившийся киот, висевший на стене у южных дьяконских дверей. По типу орнамента он мог относиться к XVII веку. Около входных дверей стояли три хоругви, одна из которых – самая древняя – имела с одной стороны икону Благовещения, а с другой – Нерукотворный образ Спасителя. «Храм в селе Благовещенье, пожалуй, как ни один из подобных памятников в Подмосковье, сохранил образ сурового средневековья», – писали Б. Зайцев и П. Пинчуков в книге «Солнечные узоры: деревянное народное зодчество Подмосковья».

http://sobory.ru/article/?object=61832

Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Прозорливый старец Варнава Гефсиманский, будучи духовником Василия Муравьева, видел прекрасно, что для того служения, которое ему Бог уготовал, этот человек должен пройти очень суровую, многосложную духовную школу в миру. Именно духовную школу. Потому что научиться понимать и слышать другого человека, научиться предлагать этому человеку то, что ему действительно нужно - где как не в купеческом деле можно этими дарами обзавестись. Мастера-резчики работали над иконостасом в три этапа. В первый год были изготовлены Царские врата и дьяконские двери, во второй год - нижний ряд иконостаса до архитрава (на нем вырезан текст псалма, написанный на монашеском аналаве отца Серафима), в третий год - короны с птицами, самая тонкая и изящная часть работы. Эти образы соответствуют образам рая, которые встречаются у псалмопевца Давида. Богословская концепция иконостаса так же имеет свою историю. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Господский и Богородичный образа, которые по традиции фланкируют Царские врата. Образ Спасителя восходит к канонической иконографии Вседержителя, опирается на известный образ кисти Андрея Рублева. Но, если всмотреться внимательно, можно увидеть одну необычную вещь - это Евангельский текст. Вряд ли найдется аналог с именно таким Евангельским фрагментом. В нем Господь, обращаясь к нам с вами, говорит " ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам " . То есть - ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Это призыв к людям не быть вялыми, не быть инфантильными, быть сильными, энергичными, ответственными. Эту идею предложил наш наместник владыка Назарий. Образ Божией Матери " Скоропослушница " связан с текстом Евангельским на Господской иконе. К кому как не к Божьей матери мы прибегаем в самые тяжелые моменты нашей жизни. Для любого православного человека Матерь Божья - главная помощница, а для монахов особо.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма». Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда». Что послать в космос? «Высокий русский иконостас — это одно из великих   прозрений православного народа и православного миросозерцания, — считает протоиерей Сергий Правдолюбов. — Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

http://pravmir.ru/ikonostas/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010