Четыре русских старца XX века «Скорый поезд со всеми остановками», – так говорили об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) 19 ноября, 2015 «Скорый поезд со всеми остановками», – так говорили об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) Духовник и старец – есть ли разница? В России история старчества длинная и сложная. В ней мы знаем отшельников и пустынножителей, основателей и настоятелей обителей, были и настоящие мученики. Двадцатый век дал целую плеяду тех, кого мы называем старцами. «Правмир» вспоминает жизненный путь четырех из них. Кто такой духовник? Духовник – священник, который обладает духовным опытом христианской жизни и может этот опыт передать. Это не тот, кто знает, как надо поступать всегда и во всём, но тот, кто своими советами и наставлениями может помочь духовному чаду. Причем не в решении бытовых вопросов, с какими часто приходят люди к священникам, а в приобретении духовных привычек, которые со временем становятся человеческим естеством. Задача духовника – помочь человеку двигаться по пути познания воли Божией о себе. Святитель Феофан Затворник напоминает о необходимости иметь руководителя, ведь «дело спасения есть искусство искусств и наука наук: как же можно обойтись тут без учителя?» Святой поясняет: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, так новорожденному в духе нужны на первый раз руководитель и руководство». Духовник и старец – есть ли разница? Духовным отцом, или духовником в России часто называют священника, у которого верующий регулярно исповедуется. В раннем христианстве духовниками называли не любых священников, а опытных в подвиге благочестия людей, иногда даже не имеющих священного сана. Как правило, они были отшельниками, проводившими годы в непрестанной молитве. Одним из самых известных таких отшельников был основатель монашества святой Антоний Великий. В русской традиции такого рода духовников называют старцами, или духоносными старцами. Буквально это значит, что этих людей коснулась благодать Святого Духа и они откликнулись на нее. Такие люди наделены даром рассуждения, прозорливости (то есть видят внутреннее состояние человека) и пророчества (видят волю Божию о человеке и даже народе). Старчество в России понимается как вид святости.

http://pravmir.ru/chetyire-russkih-start...

156. Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 606 1841 год Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. ( Koл. III. 16 ). Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных, по руководству Христовы Церкви: то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви Святых, и в числе их на прославляемаго ныне Светильника церкви Российския. Ибо какия средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали: и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех и пениих, и песнех духовных, по чину церковному, возсиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил церковь его мудростию и святынею, и еще озаряет благодатию чудодейственною. Какой же простый путь – упражнением в слове псалмопения, дойти до чистаго состояния духовнаго, до спасения души, до славы чад Божиих! и притом путь конечно верный: потому что его указал Апостол Павел; потому что им прошел Святитель Алексий. А если так: то и удивления, и сожаления, и заботливаго размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и не далеко достигают; – долго упражняются в церковном и домашнем Богослужении, но, и после столь обильнаго сеяния духовнаго семени в их чувства и мысли, не только сторичнаго, ниже тридесятичнаго плода духовнаго в них не видно. По устроению и чину Христовой Церкви, мы все ученики слова Христова: соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? – Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения. «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви». Под именем «слова Христова», в наставлении Апостола, по руководству других его изречений, надлежит разуметь, во-первых, «начала Христова слова» ( Ebp. VI. 1 ), или первоначальное Христианское учение, о покаянии от мертвых, то есть, греховных дел, о вере в Бога, о воскресении мертвых и суде вечном; во-вторых, «слово крестное» ( 1Kop. I. 18 ), или учение о спасении человека грешника крестным страданием и смертию Богочеловека Иисуса Христа; в-третьих, «премудрость Божию в тайне сокровенную» ( 1Kop. II. 7 ), открытие высоких таин Божества Духом Святым, «испытание духом глубин Божиих» ( 1Kop. II. 10 ), многое, о чем знающие говорить большею частию не смеют и не умеют, и о чем не знающие мы напрасно усиливались бы плодить немыя речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседа 1. Вступительная Во имя Отца и Сына и Святого Духа У каждого христианина есть довольно средств к познанию истин веры и заповедей Божиих. Первые понятия о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, родственников, воспитателей и окружающих его христиан. Далее, святой храм есть лучшее училище для каждого христианина. Одно хождение в храм Божий в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого сына Святой Церкви, весьма много служит к наставлению его в законе Божием. Здесь, в чтениях Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания и в молитвах и песнопениях многообразно преподается учение веры и благочестия. Кроме того у христианина есть еще невидимые наставники, это во-первых совесть, различающая доброе от злого и побуждающая к совершению добрых дел, во-вторых Ангел хранитель, даруемый каждому при святом крещении, и святые Божии, призываемые им в молитвах, и наконец Святой Дух Божий, вселяющийся в нас в первые дни жизни чрез таинство миропомазания и наставляющий нас на всякое благое дело. Спасение наше зависит не только от знания закона Божия, но по преимуществу от исполнения его. Кто начнет с усердием исполнять то немногое, что знает из закона Божия, тот будет далее наставляем Самим Богом непосредственно и внутренне или по Божию устроению, чрез других людей, и не книжные христиане за благочестивую жизнь удостаивались от Бога такого духовного ведения, что прозревали внутренние помыслы других, предвидели ясно многое из будущего и отличали внушения злых духов от наставлений добрых ангелов. Небольшое семя, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, возрастает в большое древо; древо приносит в великом изобилии плоды с новыми семенами; так и неполное сначала знание закона Божия, если приводится в исполнение, приносит с течением времени великие плоды ведения духовного. И в обыкновенной жизни тот не научится никакому ремеслу или искусству одними словами, кто сам своими руками не возьмется с усердием за дело. Но как нельзя или весьма трудно научиться какому-либо из искусств земных без способных учителей; так и христианину очень трудно достигнуть духовного совершенства без предварительного усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не будет таинственно озарять тех, которые пренебрегают внешними средствами богопознания, предлагаемыми церковью. Посему на всех христианах лежит непременная обязанность стремиться к познанию св. веры теми естественными средствами, которые для них возможны. К числу таких средств принадлежат беседы с христианами тех, на которых возложен долг наставления других в истинах веры. Поэтому мы решились предложить вам, боголюбезные слушатели, ряд собеседований о святой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Беседа шестая Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к Вам, поблагодарить Вас за Ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить Ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать Ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от Вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в Вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть Вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит Вас и поможет Вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала Вам наша обитель. Со своей стороны позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое Вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить в себе горение духа по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатию Божиею ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себя все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он – там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его – там все прекращается и падает, нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк. 12, 49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Сол. 5, 19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением, и просто ревностию» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 204). Чтобы сохранить в себе дух ревности по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет свт. Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией» (Там же. С. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

ДУХОВНИК 1. О праве иерея исповедовать послушников Что вы исповедали послушников, в этом нет ничего грешного. В грамоте иереям по посвящении их означается, что ему дается власть исповедовать и разрешать кающихся, как все другое церковное совершать. Сия власть и вам дана в самом посвящении. Но употребление ее в монастыре подлежит монастырским уставам. В нашем монастыре кто у кого хочет исповедуется, хотя духовник есть определенный. Не лучше ли потихоньку спросить настоятеля (5, с. 181–182)? 2. Наставление о старчестве Вы загадываете бросить старчество. О.П. хорошо сказал вам – не отсылать никого от себя. Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы 70 раз седмерицею кто приходил и каялся все в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага. Воодушевляйте их на борьбу обещанием помилования и избавления от страсти, если строго станут держать себя и употреблять средства, какие вы предлагаете. Против страсти похотной – пост и молитва и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном, и под. Хорош труд телесный до утомления... Но главное – твердая решимость противостоять греховным позывам. Пословица есть: взялся за гуж – не говори, что не дюж – и несите сию братнюю тяготу, не пятясь назад (5, с. 186–187). 3. Об откровении помыслов, чтении книг и принятии ищущих старческого совета Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, весьма благотворно. Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумленье. Но там пишутся общие указания, а на частные случаи лучше искать прояснение у живого знатока дела... Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру и восстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное. Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкою вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего (5, с. 192). 4. С рукоположением дается право и возлагается обязанность отпускать грехи приходящих с покаянием

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Жизнь и деятельность игумена Вениамина (Лукьянова). 1843–1896 391. Свидетельство о рукоположении монаха Вениамина 699 в сан иеромонаха Святая гора Афон, 11 января 1843 г. монастырь Кутлумуш Копия На основании апостольских и соборных правил русский монах Вениамин из скита Святого Пророка Илии, что на Афонской горе, православного вероисповедания, честной и неукоснительной жизни, рукоположен нами в иеромонаха в Кутлумушском монастыре, в доказательство чего и дано ему сие свидетельство. Бывший Самосский Парфений. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 9. 392. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Вениамину Афон 18 мая 1846 г. Копия Жизнь коротка и длинна: коротка, если мы сокращаем ее каким-либо тяжким грехом или многими грехами; длинна, если вера, надежда, любовь, девственность, чистота тела и души, труд посильный и многие другие добродетели привлекают к нам благодать Божию, сообщают долголетие Иоанна Богослова. Нельзя вдруг с берега моря на вершину Афона: так нельзя вдруг взойти на высоту благоделания иноческого и святости жизни духовной. Заметь господствующие в тебе греховные наклонности, или страсти, или слабости – и сражай, и умерщвляй их одна за другою, а не всех вдруг. Когда умрет один змий, тогда поражай во главу другого. Молись недолго, но горячо. Если начнешь спасение свое молитвами краткими, то кончишь непрерывным горением и возношением к Богу. Люби уединение и свой скит. Будь послушен и братолюбив. Предпочитай молчание многоглаголанию. Назидай других своим примером. Впрочем, да наставит тя Дух Святый. Аминь. P.S. Прошу тебя, брате: отслужи три панихиды за упокой сестры моей Любови и отца моего Александра, когда тебе угодно. Ты огорчишь меня, если не примешь три червонца, кои я посылаю тебе при сем. Прим. о. Вениамина. В этом году, в бытность архимандрита Порфирия в ските святого пророка Илии, я, будучи иеромонахом, имел намерение отправиться в Иерусалим и осмелился просить его наставления о жизни духовной. Вот вам выше его назидание. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину, [члену Русской Духовной Миссии в Иерусалиме]. 18461884//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV 888. С. 1–2. Далее: Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 393. Письмо гофмейстера великой княгини Елены Павловны 700 Д.П. Хрущова к обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Заключительная беседа Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к вам, поблагодарить вас за ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит вас и поможет вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала вам наша обитель. Со своей стороны, позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить тот дух ревности по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатью Божией ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себе все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк.12:49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Фес.5:19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, Предложением, усердием, тщанием, теплотой духа и горением и просто ревностью». Чтобы сохранить в себе ревность по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце, и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет епископ Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась; а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов О возвращении Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви 11.09.2015 2154 Время на чтение 5 минут Русская народная линия публиковала сообщение бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи о том, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. Позже на эту тему высказались сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин , председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства, председатель совета делового сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненков , академик Российской Академии образования, доктор философских наук Александр Корольков , доктор социологических наук, заслуженный деятель науки России Валентин Семенов . Сегодня о великом полководце Александре Суворове, погребенном в Благовещенской церкви, рассуждает капитан 1-го ранга, председатель Правления Собора православной интеллигенции Александр Беляков. С именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова связаны не только славные страницы побед наших Вооруженных Сил над врагами, но и система духовно-нравственного воспитания русских воинов. Его деятельность по формированию лучших человеческих качеств у ратных людей довольно полно отражена в литературе. А.В. Суворов говорил: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, и всегда было неустрашимо и бестрепетно». Он наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» В последнем призыве, как замечает С.Э. Зверев, «благочестие стоит на последнем месте». Но это не значит, что оно имело меньшее значение для воина. Первые четыре качества первостепенны во время боя и необходимы для победы. Последние же два служат для «обуздания кровожадного порыва войска». В другом своем наставлении Суворов отдает благочестию приоритетное место: «... будь благочестив, добродетелен, тверд, великодушен и праводушен, чистосердечен, справедлив, непоколебим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Днём духовного рождения нашего народа! В Крестном ходе в Киеве приняло участие рекордное число верующих — более 350 000 человек 27.07.2021 1681 Время на чтение 3 минуты Фото: УПЦ МП Сегодня на Украине торжественно отмечается 1033-я годовщина со Дня Крещения Руси . Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничный молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Вместе с Его Блаженством за богослужением молились представители Антиохийской, Сербской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, епископат, духовенство всех епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, десятки тысяч православных верующих со всей Украины и группы иностранных паломников из Черногории, Грузии, Польши и других стран. Богослужебные песнопения исполнил хор Киевской духовной академии и семинарии под руководством архимандрита Романа (Подлубняка). За богослужением были вознесены молитвы с благодарностью Богу за все благодеяния, которые Господь даровал Украине, за то, что Он избрал наш народ и через святого князя Владимира привел к Православной вере. От имени всех верных звучали молитвенные просьбы сохранить Церковь от расколов и невзгод, приумножить любовь среди нашего народа и даровать мир и благосостояние украинскому государству. После завершения молебна Митрополит Онуфрий обратился к многолюдной пастве с приветствием и духовным наставлением. «Сердечно поздравляю с Днем Крещения Руси - Днем духовного рождения нашего народа! Пусть Бог молитвами святого князя Владимира помогает нам. Пусть Бог молитвами Пречистой Своей Матери хранит всех нас!» – пожелал Предстоятель УПЦ МП. После завершения молебна на Владимирской горке Митрополит Онуфрий вместе с представителями Поместных Православных Церквей, епископатом и духовенством УПЦ МП возглавил Большой Крестный ход с чудотворными иконами. В молитвенном шествии в этом году приняли участие 350 тысяч православных верующих — такую цифру во время брифинга озвучил Управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/27/s_...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил выпускной акт в Коломенской духовной семинарии 27 июня 2013 г. 15:36 24 июня 2013 года, в день Святого Духа, состоялся выпускной акт в Коломенской православной духовной семинарии. Божественную литургию и благодарственный молебен в семинарском храме Трех святителей совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вместе с викариями  Московской епархии — епископом Балашихинским Николаем и ректором семинарии епископом Зарайским Константином . Владыкам сослужили настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятели коломенских монастырей — игумен Варлаам (Горбунов) и игумен Петр (Дмитриев), преподаватели семинарии и выпускники в священном сане. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил выпускника семинарии диакона Николая Попова во пресвитера. После Литургии Патриарший наместник обратился к преподавателям, выпускникам и гостям торжества со словами архипастырского напутствия: «Когда прощаются с людьми, принято говорить добрые пожелания и наставления. Я часто в своих проповедях обращаю внимание на то, что каждый раз за Божественной литургией, когда читается то или иное место из Священного Писания, если внимательно и вдумчиво к этому относиться, — оно обращено к сердцу каждого из нас и говорит именно о том, что нам в этот момент необходимо. И это бывает ответом на наши молитвы и духовные вопрошания. Сегодня так совпало, что и апостольское, и евангельское чтения обращены ко всем нам — " зде начальствующим, учащим и учащимся " и молящимся. Обратите внимание, как говорится в Послании апостола Павла к Ефесянам, которое мы сегодня слышали: " Братие, яка чада света ходите " (Еф. 5:8), и дальше — наставление и серьезное предупреждение. Это как любящая, строгая мать, знающая жизнь своих чад, обращает внимание на то, какими нужно нам быть, и с сожалением смотрит, какие мы есть, желая нас исправить. Так и Церковь Христова, которую мы называем Церковью-Матерью, потому что мы родились в ее купели при Святом Крещении, получили благодать Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010