свящ. А. Баратынский Преосвященный Филарет в «Истории русской Церкви» пишет, что «после поучений митрополита Фотия не видим на севере ни одного опыта живой проповеди храма. Мало по малу образовалась даже уверенность, что живая проповедь – проповедь ереси. Вместо того считали достаточным читать уставные чтения из древних учителей. Но уставные чтения... для древнего времени и для страны другой не могли решать всех сомнений нового времени и земли русской. Недостаток живых наставлений лучшие люди чувствовали тогда и старались восполнять другими формами поучений 1 . Из этих слов следует заключить, что проповеди на Руси после митр. Фотия не было, что составления проповедей избегали, как ереси, что духовные потребности русского народа оставались чрез то неудовлетворенными и что недостаток живых наставлений лучшие люди тогда старались восполнять другими формами поучений. При ближайшем рассмотрении дела, оказывается, что мнение свое преосвященный Филарет основал на словах иностранцев – Ульфельда, Герберштейна и Гваньини, из коих первый говорил, что «проповедей никогда не говорят в России, 2 а последние говорили, что «проповедников в России нет» 3 . Известны также отзывы в этом роде Иосифа Волоцкого , Ивана Берсеня и князя Курбского. Так. Но свидетельство иностранцев, посещавших Россию в тогдашнее время, могли относиться главным образом к проповеди придворной, проповеди русских первосвятителей, близких к государям. А св. Иосиф Волоцкий объясняет невнимание митр. Геронтия к своему делу отношением его к власти государя – « державного боялся» 4 . Иван Берсень, сказавши, что от митрополита Даниила не слышно поучительного слова, прибавляет, что он «не печалуется государю ни о ком, а прежние святители печаловались государю о всех людех» 5 . Князь Курбский прямо говорит о проповеди придворной, и скорбит, что русские пастыри не делают наставлений царям, а потакают им. Замечательный и красноречивый отзыв о современном проповедничестве князя Курбского напечатан и в авг. книжке «Правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Тимофей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава 1. Христианское мировоззрение – основа нравоучения Религиозный характер любых нравственных установок Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет) Свидетельства истинности Нового Завета Православная Церковь истинное Христианское сообщество Понятие о православной аскетике Глава 2. Православное учение о человеке Образ Божий и подобие Его в человеке Дух, душа и тело Три силы души Потребности духа, души и тела человека и их деятельность Соотношения между духом, душою и телом Понятие о страстях Свобода человека и его произволение О заповедях Божиих О врожденной греховной испорченности Без борьбы с грехом – смерть! Глава 3. Обращение ко Христу О сверхчувственном познании Бога Обращение блаженного Августина Обращение ко Христу – поворот духа А если обращения еще не было? Потерять веру – самое страшное Необходимые предостережения Самоощущение христианина Глава 4. Mip и удаление христианина от него Аскетическое понятие мира Библейское наставление об уклонении от мира (Ветхий Завет) Новозаветные наставления на ту же тему Святоотеческое наставление о мире и современность Мы в мире и мир в нас Удаление от мира, гордость и любовь к ближнему Мир преходит и похоть его (1 Ин.2:17) Mip и среда церковная Глава 5. Воздержание тела, души и чувств Воздержание. Эпикурейство и манихейство Воздержание тела Хранение ума Хранение сердца Хранение воли – послушание Глава 6. Греховные страсти Классификация страстей Краткий обзор главных страстей Борьба со страстями Глава 7. Аскеза пола Общее наставление о девстве и браке Режим целомудренной жизни Глава 8. Духовные делания христианина Божественная ревность, страх Божий и трезвение Память смертная и апокалиптическое сознание О молитве Покаяние, слезы и плач радостотворный Вместо заключения. Выбор жизненного пути     Предисловие Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf О деятельном чтении деятельных книг 184 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих наставлений говорит о том, что существенным деланием монаха является чтение и молитва. Он говорит об этом, имея в виду то, что в его время нередко пренебрегали и тем и другим. Возможно, именно тогда вошла в обиход поговорка, по сути верная, но неправильно интерпретируемая: «Послушание выше поста и молитвы». Молитва якобы не имеет никакого значения, а послушание при этом понимается в очень узком смысле – как монастырские труды. Конечно, если понимать под послушанием повиновение рассудительной старице, опытной игумении, рассудительному духовнику, то послушание действительно выше поста и молитвы, потому что в нем заключено все: и пост, и молитва, и различные подвиги, и вся внутренняя жизнь. Все можно получить из одного только послушания. Но если мы будем понимать это примитивно, как монастырские труды, то скорее запутаемся, чем получим пользу от этой монашеской поговорки. Святитель Игнатий, желая противостать такому неправильному настроению в монашеской среде, говорит, что существенным (то есть наиболее важным) делом монаха является молитва и чтение. Как правильно к этому относиться? Наставление о чтении ни в коем случае не нужно воспринимать как призыв к самообразованию или развитию личности в смысле развития умственных способностей и приобретения всесторонних знаний. Увлечение чтением именно с такой целью, наоборот, отвлекает человека от молитвы, от внутренней жизни и становится для него препятствием к тому, чтобы прилежать внутреннему вниманию. Оно наполняет его память всевозможными сведениями, которые поневоле, в особенности если производят впечатление на человека – а без впечатлений человек ничего и не запомнит, – отвлекают его от молитвы и вообще от внимания к самому себе. И человек скорее предается всевозможным рассуждениям, чем борьбе со страстями. Давая такое наставление, святитель Игнатий имеет в виду прежде всего книги деятельные, как называли их святые отцы. В буквальном переводе этого названия с греческого языка – практические (хотя мы придаем этому слову другой смысл). А книги теоретические, если перевести это слово с греческого, иначе можно назвать созерцательными. Итак, если под теоретической литературой иметь в виду литературу догматического или исторического характера, а под практической – аскетические творения святых отцов, то наставление святителя Игнатия станет для нас понятно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕМУ УЧАТ РУССКИЕ СВЯТЫЕ Интервью с заслуженным профессором Московской духовной академии Константином Ефимовичем Скуратом по поводу выхода его новой книги «Русские святые – их наставления» . – Константин Ефимович, недавно вышла Ваша новая книга «Русские святые – их наставления». Чем обусловлен выбор святых в Вашей книге? – Я думаю, что каждый русский православный человек должен знать чему учат наши русские святые. В этой книге излагается учения только наших, русских святых. Это учение святителя Игнатия Брянчанинова , святителя Филарета митрополита Московского и святого праведного Иоанна Кронштадтского . Необходимо помнить, что русские святители, наши русские старцы говорили то, что именно нужно нам – русским. Для нас их наставления более понятны, доступны и приемлемы, потому что они жили в нашей среде и хорошо знают русскую психологию. И потому нам прежде всего нужно читать творения русских святых отцов. Письма Игнатия Брянчанинова – это самые интересные святоотеческие творения, самые живые и самые нужные. Потому что там идет речь о жизни, и вопросы ставятся жизненные. Люди интересуются, спрашивают, хотят узнать: как им верить, как им жить, куда им идти? И на эти вопросы мы находим ответ именно в письмах. Я работал над изучением писем с огромным удовольствием. Так же, я не изучал все творения святителя Филарета подряд. Для этого требуется много сил и времени. Я ограничился, опять-таки, только изучением его писем. У святителя Филарета писем такое количество, что над изучением их нужно работать не одному человеку, а многим. И я, с Божьей помощью, прочитал все, а их 28 книг, не считая отдельных писем, которые помещены в разных журналах и изданиях. Я эти двадцать восемь книг не просто просмотрел, а законспектировал. После этого, стал все приводить в соответствующую систему. Это очень большая работа. Я пытался познакомить с методом моей работы наших студентов, но увы, подражателей не нашел. Сейчас уже другие методы: берут кусками из разных источников. У них моментально появляется работа, довольно-таки объемная, в какой-то мере даже интересная.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Беседа XII На следующие за сказанием о творении слова: «сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог 60 небо и землю» ( Быт.2:4 ). 1. Вот сегодня исполним свое обещание, предложим обычное учение и к прежде сказанному присоединим то, о чем следует теперь говорить. Вы знаете, что раз и другой старались мы и хотели сделать это, но забота о братьях наших увлекала язык наш к увещанию их. То убеждали мы немощных братий, которые, водясь обычаем, удалялись от этого духовного собрания и тем расстраивали нашу радость о священном празднике; им сильно внушали мы и советовали не отлучаться впредь от стада Христова и не блуждать вне этого духовного двора, не соединяться с нами только по имени и названию, на самом же деле следуя иудеям, которые сидят во тьме при светильнике, когда уже воссияло Солнце правды. То приходивших сюда, но еще не просветившихся, увещевали мы последовать духовному призванию и, отрясши сон и леность, с пламенным расположением и напряженным усердием сделать себя готовыми к принятию царского дара, и поспешить к Дарующему отпущение грехов и щедро Подающему бесчисленные блага. Так как и о заблуждающихся касательно праздника Пасхи и соблюдением этого, по-видимому, неважного обычая 61 , причиняющих себе великий вред мы позаботились, как следует, приложив к ране их приличное врачество, и непросвещенным 62 дали надлежащее наставление, то, устроив необходимое для (врачевания) болезней и исполнив свое дело, следует наконец и всем вам вообще предложить сегодня духовное пиршество. Как в том случае, если бы мы прежде, чем позаботиться о братьях наших, оставив увещание к ним, стали продолжать (изъяснение Книги Бытия) по порядку, а этих немощных (братий) презрели, нас справедливо упрекнул бы кто-либо за опущение потребного времени, – так теперь, когда мы ничего зависящего от нас не оставили, а сделали наставление, раздали добро и посеяли семена на духовной этой земле, – теперь следует опять – предложить чтение из блаженного Моисея, чтобы нам, получив отсюда назидание, с ним возвратиться домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Инок. Переходим, с помощью Божией, к ближайшим наставникам умного делания, т. е. к тем, которые жили в середине и в конце девятнадцатого века. Из них прежде всего остановимся на епископе Феофане, Вышинском затворнике, сочинения и письма которого имеют широкое распространение и большую известность в нашем православном обществе среди любителей духовного чтения. Мы уже не раз упоминали имя этого святителя и проводили выдержки из его писаний. Среди наставников духовного делания и Иисусовой молитвы епископ Феофан отличается особенной простотой, ясностью и жизненной деловитостью своих наставлений. Он требует прежде всего благоговейной установки внимания в сердце пред лицом Божиим и затем – неспешного, терпеливого, постепенного и неустанного упражнения в делательной, трудовой молитве, пока не возникнет в сердце благодатью Божией молитва постоянная, самодвижная. Епископ Феофан избегает говорить подробно о высших степенях молитвы, а также и о состояниях прелести, предоставляя это времени и опыту. Из многочисленных наставлений святителя, имеющихся в его сочинениях и в его письмах, мы остановим наше внимание прежде всего на ряде писем к одной из его духовных дочерей, проходившей умную молитву под его письменным руководством. По этим письмам можно проследить, как велось это руководство, какие трудности возникли при молитве у его духовной дочери, как они преодолевались по указаниям епископа Феофана, каково вообще было ее духовное состояние и к каким результатам она в конце концов пришла. Опыт этой духовной дочери может послужить уроком и для других занимающихся духовным деланием. Письма епископа Феофана, о которых идет речь, полностью помещены в его книге: «Письма к разным лицам о разных вопросах веры и жизни» под 43–85. Мы приводим из них выдержки. Прежде всего мы остановим наше внимание на письме 66-ом, в котором говорится о молитве Иисусовой вообще и о возможности заниматься ею мирянам, а потом вернемся к письму 43-му и следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в. Инок. Переходим, с помощью Божией, к ближайшим наставникам умного делания, т. е. к тем, которые жили в середине и в конце XIX в. Из них прежде всего остановимся на свт. Феофане, Вышенском Затворнике, сочинения и письма которого имеют широкое распространение и большую известность в нашем православном обществе среди любителей духовного чтения. Мы уже не раз упоминали имя этого святителя и приводили выдержки из его писаний. Среди наставников духовного делания и Иисусовой молитвы свт. Феофан отличается особенной простотой, ясностью и жизненной деловитостью своих наставлений. Он требует прежде всего благоговейной установки внимания в сердце пред лицем Божиим и затем неспешного, терпеливого, постепенного и неустанного упражнения в делательной, трудовой молитве, пока не возникнет в сердце, благодатию Божией, молитва постоянная, самодвижная. Свт. Феофан избегает говорить подробно о высших степенях молитвы, а также и о состояниях прелести, предоставляя это времени и опыту. Из многочисленных наставлений святителя, имеющихся в его сочинениях и в его письмах, мы остановим наше внимание прежде всего на ряде писем к одной из его духовных дочерей, проходившей умную молитву под его письменным руководством. По этим письмам можно проследить, как велось это руководство, какие трудности возникали при молитве у его духовной дочери, как они преодолевались по указаниям свт. Феофана, каково вообще было ее духовное состояние и к каким результатам она в конце концов пришла. Опыт этой духовной дочери может послужить уроком и для других, занимающихся духовным деланием. Письма свт. Феофана, о которых идет речь, полностью помещены в его книге: «Письма к разным лицам о разных вопросах веры и жизни» под 43–85. Мы приводим из них выдержки. Прежде всего мы остановим наше внимание на письме 66, в котором говорится о молитве Иисусовой вообще и о возможности заниматься ею мирянам, а потом вернемся к письму 43 и следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

В.Н. Карагодин Узкий путь (из писем преподобного Иосифа) «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным...» Преп. Авмросий Оптинский. Письма оптинского старца Иосифа просто, ясно и в силе Духа изображают тот узкий путь, который заповедовал Спаситель всем, ищущим Царствия Небесного. В них каждый боголюбивый читатель сможет найти необходимое врачество для своей души. Как бороться с помыслами, как проходить науку Иисусовой молитвы, как строить отношения с ближними, как спастись от грехов и соблазнов – сколько вопросов задавали в своих письмах старцу Иосифу духовные чада! Его ответы хранились ими как величайшая драгоценность, ведь в них действительно были наставления, необходимые для спасения души. Они ценны, актуальны не только для монашествующих, но и для мирян, часто лишенных какого бы то ни было духовного окормления. Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас! Христос Воскресе! Матушка Магдалина! Милости Божией и душевного спасения тебе желаю. Поздравляю тебя с праздником Св. Пасхи и желаю мира душевного и богоугодной ревности о спасении души своей. Что долго не писала о себе, это не похвально. Особенно если чувствуешь разленение, то и следовало бы написать. Старайся с леностью бороться и прогонять её, и понуждать себя на труды молитвенные. Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения. К утрени приучайся ходить и стоять всю. К 5 часам вставать не трудно, разве когда больна бываешь – ну тогда другое дело. Пятисотницу непременно надо справлять, за это Господь с монаха взыщет; а сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовного отца. На исповеди грехи не надо утаивать. Заочно и письменно грехи не разрешают: запрещено церковными правилами. Это и у о. Макария в письмах есть, а если пишут в письмах: «Бог простит», – то это лишь пожелание, а не разрешение... Кому завидуешь, за того Богу молись. Пристрастия старайся ни к кому не иметь, но люби всех равно. Господь да хранит тебя! Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Главная цель, к которой стремились первые подвижники иночества, была, отрешившись от всех забот земных, очищать свою душу и устроить свое спасение. Они отрекались от имущества, от обязанностей семейных и общественных, удалялись в пустыни, чтобы там, не ведомые миру, не тревожимые его волнениями, суетою и скорбями, в беседе с самим Богом могли достигать духовного совершенства. Но несмотря на то, что иноки имели целью только собственное спасение, появление их оказалось благотворным для Церкви и общества. Самый взгляд на отрешенную от всего земного жизнь иноков давал чувствовать мирским людям, чего требует от Христианина его небесное звание, где его истинное отечество, где его истинные радости, как легко без сожаления можно оставить ничтожные утешения мира и какой неисчерпаемый источник блаженства заключается в жизни Евангельской. Живым стремлением к духовному совершенству иночество пробуждало безпечность осуетившихся мирскими заботами и показывало, что значит быть истинным Христианином. Глубокое впечатление произвело на всю Церковь это явление, когда Св. Афанасий изобразил для назидания всех жизнь первого пустынножителя Антония Великого и пред взором изумленного мира открыл новое явление в Церкви Христовой. Слава о жизни св. пустынников привлекала к ним множество людей, ищущих наставления и утешения. Со всех пределов Римского мира стекались ревнители благочестия видеть эту чудную жизнь Египетских подвижников и учиться у них благочестию. Слово Божие, в котором иноки упражнялись день и ночь, умудряло их как в собственное назидание, так было им полезно для научения, обличения, исправления и наставления в нравственности других. Духовные собеседования с своими отцами, старцами опытными в духовной жизни, знакомило их с великою наукою правильно понимать себя и владеть собою. Собственная трезвенность души, постоянная бдительность над собою, борьба с различными искушениями на пути к духовному совершенству доставляли богатый запас духовной опытности. Но более всего благодать Святого Духа, обильно изливающаяся на усердно работающих Господу, – и отсюда дары сердцеведения, учения и духовного помазания были причиною необыкновенной действенности иноческих наставлений на сердца мирян. Святость жизни, сопровождаемая часто даром чудес, показывая опытное исполнение того, чему учили словом, одобряемая свидетельством свыше, внушала полное доверие к их наставлениям. Потому посетители записывали деяния и слова сих пустынников. Собрания деяний и изречений св. подвижников становились учебною книгою и руководством нравственности для всех Христиан. В самом деле, какой неистощимый запас наставлений заключается в сказаниях о подвижничестве отцов – в собранных Кассианом беседах пустынников Египетских, в сказаниях Палладия и Руфина о подвигах их, в писаниях Макария Великого , Исаии, Исидора Пелусиота .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010