Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной Глава VI В XIX и начале XX века Оптина и Глинская пустыни были наиболее известными на Руси центрами старческого окормления. Восприняв старческие заветы преп. Паисия Величковского от его верных преемников, Глинские и Оптинские старцы строго хранили и исполняли эти заветы, что и явилось основой их духовного единения 1002 . Именно эти две обители были особо выделены Поместным Собором Русской Православной Церкви (6–8 июня) 1988 года при канонизации преп. Паисия Величковского . В определении Собора сказано, что русская школа старчества, возрожденная преп. Паисием, «на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях Русской Церкви» 1003 . В житии преп. Паисия подчеркивается, что известные пустыни – Глинская, Оптина и Софрониева – были продолжательницами духовного наследия старца Паисия и «определяли духовное возрождение русского народа в XIX веке» 1004 . Однако до сих пор в трудах, посвященных Глинской и Оптиной пустыням, не было показано, в чем конкретно проявлялась духовная связь этих обителей. Протоиерей Сергий Четвериков и И. М. Концевич пишут лишь, что старческое делание, возрожденное преп. Паисием Величковским и его учениками, разделилось в России на три главных течения: северное, центральное и южное. Оптина относилась к центральному, а Глинская пустынь – к южному течению 1005 . Но этого далеко не достаточно для раскрытия духовной связи этих обителей. Прежде всего единение Глинских и Оптинских старцев раскрывается при сопоставлении их учений. Учение Глинских пастырей нашло глубокое отражение в эпистолярном наследии верного последователя и ученика игумена Филарета – схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), который, в свою очередь, был руководителем многих Глинских старцев. Его наставления не только по смыслу, но иногда почти дословно совпадают с наставлениями великих Оптинских старцев: преподобного Амвросия (Гренкова) , иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиархимандрита Моисея (Путилова) и схиигумена Антония (Путилова). (Для целостного восприятия основных разделов учения о. Илиодора аналогичные наставления Оптинских старцев далее приведены в сносках.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Духовник приходящим к нему для исповеди, для открытия совести и за советом духовным, всем труждающимся о Господе, а паче подвижнейшим, да являет себя во всякое время удобоприступным, дабы сии приходящие к нему и Бога ради труждающиеся сестры имели несумнительную веру и удобную откровенность во всем. Он должен прилежно, по званию духовническому, смотреть всех приходящих и наблюдать, с каким кто духом приходит и кто какими душевными недугами болезнует, и, распознав болезни, да тщится прилагать и врачевство всякой язве полезное. Дерзостным от подвижнейших да предлагает опасность падения от нечаянного нашествия немощей и страстей, предстоящую тем наипаче, кои слабостями других соблазняются и к немощам ближних не снисходительны, – таковым предлежит великая опасность: и ров падения, и души бедствование, и дверь отчаяния. Аще же кто приидет с обремененною немощами душою, с болезнью в сердце и с глубокими язвами в совести; и со смирением и близ отчаяния, – таковых подобает принимать с милованием любвеобильным, и предлагать им неизреченную милость Божию за исповедание согрешений и покаяние истинное, и представлять им примеры прежних великих грешников, истинно покаявшихся, и по очищении от грехов Господу угодивших, и ко святым приложившихся; и так соответственное недугу каждому врачевство преподавать, по наставлению преподобного Иоанна Лествичника , так глаголющего: «Да не предлагаеши приходящим врачевства единого: приходящему к тебе врачеваться с высокомудрием подвижничества и знания от деяния предлагай, яко высокомудрым падения и наказания ко смирению попущаются от Бога, и благодать Божия отступает от них, и врагу бывают подручники; и «мняйся стояти блюдется, да не падет» (см. 1Кор. 10:12 ), – апостол пишет. Отягченному же грехами предлагай Бога быть милостива и простительна грехами обремененным и истинно кающимся». И так духовник должен иметь во всех случаях рассуждение; изнуряемых стужением браней мысленных и страстей телесных утешать и укреплять в подвигах, да не унывают и да не впадают в малодушие и отчаяние; но да последуют оному наставлению отеческому: «Аще и тысящу язв на всяк день от врага приимеши, да не отступиши от живоносного подвига», ибо кому больше различными браньми стужает враг, аще не подвизающимся? Завидует бо им, видя их истинное и ко спасению стремящееся по Бозе намерение в подвигах; а сего ради с большею яростию нападает на них и паче вначале стужает хульными помыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Семена наставлений старцев прорастут, если сердце будет гореть любовью к Богу» 31.05.2021 17:08:27 В 2021 году Свято-Троицкая Сергиева лавра празднует 75-летнюю годовщину возобновления богослужений в обители. На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. — Владыка, возрождение Троице-Сергиевой лавры началось сразу после Великой Отечественной войны, о чем имеются воспоминания людей, ставших свидетелями того поистине удивительного явления, настоящего чуда, происходившего в советские годы на глазах тогда еще огромной страны. Что из тех воспоминаний, какие описанные (или услышанные от кого-то) факты запали Вам в память, в память многих из братии и продолжают вызывать теплые чувства и сегодня? — В первую очередь самым настоящим чудом считаю то, что, несмотря на всю враждебность и нетерпимость советской власти к Церкви и ее святыням, у нас к 1946 году сохранились мощи преподобного Сергия. Лавра была закрыта на протяжении 26 лет. Четверть века духовного запустения и безобразия... Сброс крестов и колоколов, общественные бани и столовые вместо храмов, изгнание насельников, расстрел братии на Бутовском полигоне... Страшные годы! И поразительно, что мощи Преподобного уцелели. Сейчас, конечно, многие приезжают из отдаленных областей нашей страны, чтобы увидеть древние храмы Лавры, приобщиться к истории, напитаться духом Троицкого собора, но величайшим сокровищем всегда были и будут оставаться именно мощи Преподобного. Он наш игумен. Игумен земли Русской. А мы его чада. И после каждого братского молебна насельники обители явственно ощущают на себе эту отеческую заботу и попечение. — Еще к вопросу о воспоминаниях. Подвизаясь в Лавре, Вы, наверное, застали лаврских старцев, которые открыли многим молодым людям мир монашества и духовно окормляли их. На данном этапе что Вам как наместнику обители хочется сделать для того, чтобы не только память о тех великих старцах была жива, но и их наставления, примеры их жертвенного служения помогали монашествующим нынешнего времени духовно возрастать, как возрастали те поколения?

http://radonezh.ru/2021/05/31/episkop-se...

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, ХРИСТИАНСКАЯ, БЛАГОЧЕСТИВАЯ Как у тела, так и у духа есть признаки жизни Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Как бо плотское, так и духовное рождение имеет плоды, себе свойственные. Человек естественный или внешний, когда живет, не празден пребывает, но живности своей знаки оказывает, например: чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, яст, пиет, и прочее: тако и новому человеку внутреннему, когда живет в нас, должно оказывать знаки живности своея, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличествуют. Знаки и действия внутренняго, «духовне живущаго» человека, или новаго суть: истинное БЛАГОЧЕСТИЕ и СТРАХ БОЖИЙ, ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему, и оттуда богоугодныя дела, которыя без всякаго лицемерия творятся (3:235). Как совершается духовное РОЖДЕНИЕ Сие духовное рождение действуется: 1) Верою во Христа, якоже глаголет Апостол: «всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» ( 1Ин. 5, 1 ). 2) Духом Святым: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ; 1Кор. 6, 11 ). 3) Крещением святым, якоже научает Христос: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ). 4) Возрастным нужно есть наставление из слова Божия, прежде крещения, яко от слышания слова Божия зачинается вера, по реченному: «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» ( Рим. 10, 17 ). И Петр святый глаголет к верным: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога» ( 1Пет. 1, 23 ). Чего ради возрастным прежде крещения, а младенцам крещенным нужно есть необходимое наставление, как только начнут в возраст приходити и учение понимать (3:57). Рождение духовное происходит свыше Христианам должно знать, что в плотском рождении, которое бывает от родителей, отца и матери, не иное что раждаемся, как сынове человечестии от человек, и плоть от плоти, по писанному: «рожденное от плоти плоть есть» ( Ин. 3, 6 ). Но в духовном рождении раждаемся свыше, человецы от Бога, и вместо сынов человеческих сынове Божии благодатию Его отраждаемся (3:402).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

монах Павел Эвергетинос О том, что наставления духовного отца верующий должен принимать охотно как полезные для себя, даже если это обидно и мучительно, потому что Бог посылает ему скорби и милости для его же блага А. Из Григория Двоеслова Как-то настоятель, принявший монастырь после смерти святого Гонората, ужасно разгневался на богобоязненного Либертина и даже поднял на него руку. А так как поблизости палки не оказалось, то он схватил скамейку для ног и принялся ею колотить беднягу. От побоев все лицо и голова монаха покрылись синяками и шишками, и тот едва добрался до кельи и слег. Однако на следующий день у него было одно неотложное дело для монастыря. И утром после пения молитв избитый брат пошел к настоятелю и со всем смирением попросил его благословения. Игумен знал, как все почитали и любили Либертина за высоту его добродетельной жизни, и подумал, что тот после избиения решил уйти из монастыря, и потому спросил, куда он собрался. – По неотложному монастырскому делу, отче, – отвечал Либертин. – И я обещал, что сегодня приду. И только тут настоятель осознал всю свою жестокость и все смирение и кротость Либертина. Из его души вырвался глубокий стон. Он вышел из кельи, пал избиенному в ноги и стал каяться в своем грехе, что он такому святому мужу причинил жестокие страдания. Либертин тоже повергся перед ним ниц и, лежа в его ногах, уверял, что это грех не игумена, а его самого, что во всем виноват он сам и сказал, что получил по заслугам за свои грехи. От этих слов настоятель проникся превеликой кротостью. Так добродетель ученика научила смирению самого учителя. Получив благословение, Либертин отправился по своему делу. Многие знакомые, мужи благородные и почтенные, увидев его лицо в синяках и шишках, спрашивали, что с ним случилось. Монах отвечал им, что вчера вечером по своим грехам он налетел на скамейку и... как видите. Так праведник ни гнева отца не выдал, ни в грех лжи не впал. Вот так, Петр, сила смирения, я уверен, намного выше чудес и знамений, которые совершал этот великий муж.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Библейские темы Собрание разных творений святителя Николая Сербского, так или иначе связанных со Священным Писанием. В «Библейских темах» свт. Николай Сербский собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на эпизодах из Ветхого и Нового Заветов. Доступно и просто свт. Николай доносит до нас истины духовной жизни. Например, «Жизнь в свете Библии», входящая в «Библейские темы», представляет собой короткие комментарии свт. Николая Сербского к журнальным заметкам. Библейские темы   От издателей Значимость пастырского наследия святителя Николая (Велимировича) ныне оценена столь высоко, что имя его ставится сразу же после святого Саввы Сербского, духовного руководителя сербского народа в начале XIII века. Со времен святителя Саввы не было в Сербии столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя. В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах. Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет — если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия. В словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо взыскуемое в наше время многими душами. Он отвечает на многие животрепещущие духовные вопросы: о том, как жить христианину в современном мире, о совести, вере и безверии, о величии и милосердии Творца, о том, что есть Его " иго " и " бремя " — служение и страдание, по толкованию святителя Николая. Вот что он говорит: " Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем " . " Я замечал,— пишет он,— что семейные люди религиознее одиноких " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Читаем Библию каждый день Задача каждого христианина состоит в постоянном следовании воли Божией. И в чем, если не в Священном Писании, черпать ему знание этой благой воли, чем, как не Писанием, наставляться в духовной жизни и учиться слышать чистый голос Творца? У православных христиан принято так: и дня не должно пройти без чтения Евангелия и Апостола. Но темп современного мира подчас крадет и это драгоценное время. И как быть с тем, чтобы прочитать всю Библию? Ведь о необходимости такого чтения сказано:  «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»  (2 Тим. 3, 16). Данная книга поможет вам решить главную проблему – организацию собственного времени. Чтения распределены по месяцам и числам, подобраны чтения на церковные праздники. Выполненные за день задания помечаются галочкой. Книга также содержит материалы по составу и истории формирования канона Священного Писания, научит правильно подходить к чтению и пониманию Писания, расскажет о соотношении Предания и Писания. Книга предназначена для всех православных христиан.   Читаем Библию каждый день Москва, 2013 Рекомендовано к публикации  Издательским Советом Русской Православной Церкви»  ИС 12-124-2522. Читаем Библию каждый день. – М.: ООО «Три сестры», 2013. – 64 с. Задача каждого христианина состоит в постоянном следовании воли Божией. И в чем, если не в Священном Писании, черпать ему знание этой благой воли, чем, как не Писанием, наставляться в духовной жизни и учиться слышать чистый голос Творца? У православных христиан принято так: и дня не должно пройти без чтения Евангелия и Апостола. Но темп современного мира подчас крадет и это драгоценное время. И как быть с тем, чтобы прочитать всю Библию? Ведь о необходимости такого чтения сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911) Во всех взглядах, поступках и решениях преподобный Иосиф был так проникнут духом своих великих учителей, преподобных и Богоносных старцев Амвросия и Макария, что действительно становился как бы их отражением. Старческое руководство преподобного Иосифа отличалось сдержанностью, ровностью отношений ко всем, немногословностью. Его краткие ответы и сжатые наставления были сильнее и действеннее самых обстоятельных и продолжительных бесед. Он умел в двух-трех словах сказать так много, что сразу все становилось ясным и понятным. Самые убедительные доводы самолюбия и горделивого самооправдания разбивались тотчас от одной его фразы: «Надо потерпеть». Своей любовью он смирял самые бурные сердца, от него веяло всегда такой небесной тишиной, что в его присутствии самые неуступчивые, гордые и строптивые совершенно изменялись. Преподобный старец Амвросий говаривал иногда: «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным». Действительно, старец Иосиф был весь сосредоточенность, речь его была сдержанна и дышала одним лишь святоотеческим учением. Несомненно, что старцу был присущ особый дар – дар учительного, действенно сильного и вместе с тем утешительного слова, дар благодатного воздействия на внутреннее состояние кающегося. Духовные беседы преподобного Иосифа Оптинского Все наставления старца проникнуты духом святоотеческого и старческого учения. Перед иночествующими он ставил выше всего послушание и самоукорение, так как обе эти добродетели рождают смирение, которое вселяет в душу Бога и дает то, о чем сказано в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть. Старец никогда никому не разрешал отказываться от послушания, говоря, что кто до конца несет данное послушание, тот сподобляется блаженной кончины. Нередко старец приводил в пример одного иеромонаха, который никогда не отказывался ни от чего и, будучи нездоров, не отказался от своей череды священнослужения, и во время литургии, только что приобщившись, внезапно скончался тут же в алтаре во всем облачении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Преподобный Нил происходил из дворянского рода Майковых, родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Белозерской Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, несколько лет преподобный провел на Афонской горе и в Константинопольских монастырях. Тут он изучил все виды монашеского подвижничества, и в особенности – скитское житие. Преподобный Нил главным образом везде старался вникнуть в смысл и дух так называемого умного иноческого делания, внутреннего самоиспытания, все применяя к себе, к собственной духовной жизни. Он внимательно изучал и опытом проходил наставления богомудрых древних отцов: Антония Великого , Ефрема и Исаака Сириных , Варсонофия, Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских. На Афоне у него явилась мысль начать, по возвращении на родину, новый скитский образ жизни по образцу восточных подвижников. Во времена преподобного Нила на Руси было два вида иночества: общежительный и отшельнический. Преподобный положил начало третьему – среднему пути подвижничества: иноки селились один от другого в таком расстоянии, чтобы можно было только слышать голос друг друга, а подвизались каждый особо. Возвратясь в Белозерский монастырь, преподобный Нил уже не остался жить в нем, но срубил себе келью невдалеке от него; потом отошел за пятнадцать верст, где, водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней ископал колодец, а когда собралось к нему несколько братий, то построил деревянную церковь Сретения Господня. Как для себя, так и для учеников своих преподобный поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское. Труд и подвиг скитского жития состоит во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состояниями души, в очищении ее молитвами и богомыслием. В своем знаменитом «Предании о жительстве от святых отцов учеником своим», или скитском уставе, он сосредоточивает основное внимание на внутренней духовной жизни во Христе, на чисто духовном воспитании человека-христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 20. 1) Радуют меня ваши успехи... в ком смирение, в ком... (перечисляет иноческие добродетели). – 2) В том же – все дальше и выше отгоняя мысль: еще долго жить,... успеем. – 3) Не возноситься ни естественными дарами, ни приобретенным чем, и бог большее даст; от противного – потери. 22] 1. Земледельца радует доброплодное поле; а настоятелей еще паче восхищает духовное плодоносие вверенных их руководству душ. Радуете и вы меня, чада мои, мое насаждение, Божие же возращение ( 1Кор. 3, 6 ). Радуюсь, видя ваше старание, ревность и рвение о всем, что требуется для спасения. Радуют меня, – в ком кротость, в ком неутомимость, в ком стыдение и почтительность, в ком отражение и препобеждение прилогов вражеских, в ком безропотность в исполнении возложенного на него послушания, в ком мирность и тихость душевная, в ком простота нрава, в ком вера к моему смирению паче моего достоинства, в ком бесстрастие и не миролюбивый нрав, – всех же вас духовное преуспеяние и совершенствование и любовное во едино тело, сочетание, Божиим мановением свыше, и молитвою отца моего и вашего. Радуюсь сему, и дивлюсь, ибо сие всякого удивления достойно. 2. Боюсь, как бы Господь, за мое невнимание и преогорчение Его грехами, не принял простертую над нами промыслительную десницу Свою, – и в среду нас не вошло что-либо такое, о чем не только говорить, но и думать не подобно – разленение и расстроение какой-либо души, или даже падение, неявное или явное. Внемлите убо себе, не сдвигайтесь с направления вашего течения, но, пребывая в том же, преобразуйтесь от светлости в светлость и от боголепия в боголепие. Неподвижны будьте, и не выходите из круга дел, какие обещали вы пред Богом и Ангелами, и пред моим смирением; но паче прилагайте труды к трудам. Блюдитесь, да не расстроит вас мысль о долголетии, и да не расслабит крепости решения вашего жить в самопротивлении и самопринуждении. Мысль эта ложна: ибо что жизнь наша? Сон и тень. Ложна мысль сия, но обольстительна: ибо располагает вместо того, чтоб прилагать смирение к смирению и послушание к послушанию, давать себе послабление за послаблением, которое нередко приводит к совершенному расстройству жизни Богоугодной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010