И.Е. Халколиванов Письма духовного отца к его духовному сыну, живущему в селении, в котором есть часть молокан, о вере и жизни христианской Источник Предисловие Предлагаемые здесь письма между духовным отцом и его духовным сыном, касаются, по преимуществу, заблуждений молоканских по предмету их верований, и частию имеют в виду и исправления некоторых, более общих, пороков в нашем простом народе. Издаются они в свет, согласно желанию духовного сына, и многих других, читавших эти письма, дабы доставить тем возможность читать их наибольшему числу людей, живущих среди молокан, и самим молоканам, для душевной их пользы. Дай Бог , чтобы действительно они были полезны нашим добрым поселянам. Дай Бог, чтобы очевидность истины воздействовала в сердцах заблудших к обращению их к тому, кто есть путь истина и живот ( Ин.14:6 ), и ко св. Соборной Апостольской церкви, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Утверждение во истине и желание всем душевного спасения вот побуждения, по которым издаются в свет настоящие письма. Кафедральный Протоиерей Иоанн Халколиванов. 27 марта 1863 года. Письмо 1 Духовный сын извещает духовного отца о благополучном прибытии его на новоселье, об удобствах жизни на новом месте и о том, что в числе жителей, по слухам, не мало есть молокан, и просит дух. отца молиться за него и утверждать его в истинах православной веры. Любезный Батюшка, Духовный мой отец! Вот я и прибыл к месту моего назначения. Благодарение Богу, и Царице Небесной и Святым Угодникам Божиим за сохранение меня и моего семейства в пути здравыми и невредимыми, и от всякой напасти свободными. Благодарение и вам, Батюшка, и низкий поклон от меня и всего семейства моего. Ибо мы уверены, что вы, Вашими святыми молитвами, весьма много способствовали нам мирно и благополучно достигнуть предела нашего странствования. На новоселии своем нашли мы много доброго и приятного. Церковь у нас в селе просторная, украшенная и с хорошим звоном. Батюшку, отца духовного, тоже хвалят, как человека умного и рачительного о пастве; земли, слышно, здесь довольно, и хорошего качества. Но сказывают, что довольно здесь молокан, которые зовут себя духовными христианами и которые, сказывают, весьма вредны Церкви Божией и православному народу. Верно, родимый мой отец духовный, добра без худа не бывает; растет и доброе семячко, растут с ним и плевелы! На Ваши святые молитвы я надеюсь, Батюшка, и прошу Вас вразумлять меня своими советами и наставлениями. Простите, Батюшка, и благословите заочно духовного вашего сына на новом месте моего жительства. Ответ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна Пособие по изучению Библии составил протоиерей Владимир Сорокин, ректор Ленинградской Православной Духовной Академии и Семинарии Введение Возлюбленные о Господе братия и сестры Предлагаемое пособие имеет целью помочь ищущему найти свой путь духовного совершенствования. Библия – книга жизни. Как жизнь многообразна и многопланова, так и Библия имеет много аспектов и граней. Каждому человеку Господь открывает через Слово Божие Свой Завет. Однако самым ярким образом свидетельство о Завете Божием содержится в Церкви Христовой. Библия – книга христианской Церкви. Только в Церкви Библия есть Священная книга Ветхого и Нового Завета. Только в Церкви во все времена Библия наилучшим образом провозвещала непреложность вечных духовных ценностей. Поэтому каждому, кто желает обозначить для себя духовные ориентиры, необходимо прислушаться прежде всею к голосу Церкви и к голосу тех, кто шел или идет по пути духовного совершенствования. Соборный разум Церкви – лучшая гарантия в поисках решения вопросов духовного плана. В предлагаемом пособии собраны высказывания и советы людей разного духовного уровня. Жажда человека испить воды, «текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ), есть признак его нормального духовного развития. Так же как человеку необходимо употребить усилие, чтобы утолить свою естественную жажду, так и в духовном плане человек должен быть готов к тому, чтобы побудить себя научиться слышать подвижников веры и благочестия, понять язык икон и религиозной живописи, почувствовать красоту и величие духовной поэзии. Собранные в предлагаемом пособии разные аспекты восприятия Библии есть лишь малая часть огромной церковной сокровищницы. Дорогие во Христе братия и сестры! Не торопитесь упрощать или усложнять свой духовный поиск. Не спешите осуждать автора за наивность или сложность богословских формулировок. Лучше вместе вооружимся терпением и последуем завету древних: Начало мудрости – страх Господень (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения); глупые только презирают мудрость и наставление. ( Притч.1:7 ) Завет Божий

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

  Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно на полученном письме или телеграмме). Начата переписка в 1898 году, последнее из найденных писем датировано 2 января 1917 года. Переписка интересна тем, что Владыка Иосиф был духовным сыном митрополита Арсения. При пострижении Ивана Петровых в монашество в 1901 году епископ Арсений преподал ему наставление, которое его воспитанник сохранил на всю жизнь: “Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще” 1 . Письма свидетельствуют, с каким отеческим вниманием относился епископ Арсений, ректор Московской Духовной академии, к своему воспитаннику, а затем ставленнику, и с каким благоговением и любовью отвечал на эту заботу будущий митрополит Иосиф. Епископ Арсений разглядел высокое устроение души молодого монаха, несмотря на ряд проступков (о чем неоднократно упоминал в своих письмах о. Иосиф), совершенных по сердечной горячности, а не по испорченности. 6 июля 1905 года епископ Арсений писал в своем дневнике: “По душам беседовали мы с о. Иосифом, прекрасным монахом, но скрытым по характеру человеком. Нужно уметь проникнуть в сокровенная души его, иначе она останется неразгаданною. Кажется, я сумел сделать это” 2 . Письма Владыки Иосифа и ответы митрополита Арсения представляют историю формирования духовной личности митрополита Иосифа, сыгравшего столь большую роль в истории Русской Православной Церкви и запечатлевшего свой путь мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И происшествие сие история передаст будущему потомству. (Из письма Илариона Георгиевича, автора Окружного Послания.) I 13 сентября 1863 года в Белую Криницу приехал давно знакомый там гость, некто Ефим Федорыч Крючков, известный больше под именем Степнухи, или Степнухина. Он вместе с достойным другом своим Иваном Тимофеевичем Пискаревым служит неизменным агентом партии так называемых крамольников, т. е. лиц, враждебных Окружному Посланию, во главе которых постоянно находились и находятся доныне M. М-в, Ф. В-в, Е. Б-н, Е. М-в. Явившись к Кириллу, по поручению этих коноводов крамольной партии, Крючков приступил к нему с допросами, что отвечал он на грамоту Московского Духовного Совета. Оказалось, что в Белой Кринице никакой грамоты Духовного Совета не видали и никакого понятия о ней не имеют. «Ну, так, значит меру, 1 скоро получите, – заметил на это Крючков, очень довольный, что успел предупредить получение грамоты. – Я, значит меру, как тут вовремя приехал». Он объяснил Кириллу, какого содержания эта посланная Московским Советом грамота и в каком смысле ему следует отвечать на нее. Спустя неделю, именно 21 сентября, в митрополию действительно приехал иеродьякон Ипполит в качестве уполномоченного посла от Московского Духовного Совета и вручил Кириллу от имени Совета грамоту. Грамота была не иное что, как донесение митрополиту о распоряжениях, сделанных в Москве после известного изгнания его из России. Именно Совет доносил митрополиту, что 1) составившийся в Москве собор российских епископов восстановил уничтоженные Кириллом в бытность его в Москве 20 февраля доверительные грамоты, данные им епископу Онуфрию, и снял также с Онуфрия тогда же наложенное Кириллом запрещение священнодействовать; и 2) что Онуфрий, в силу восстановленных таким образом доверительных грамот, как наместник митрополита, возвел Антония на московский престол и учинил его председателем учрежденного в Москве Духовного Совета. Теперь Совет просил Кирилла ни больше ни меньше, как утвердить все эти распоряжения, и даже прислал ему подробное наставление, как и в каком виде должно быть составлено это утверждение, в чем Кирилл очень справедливо нашел обидный для него намек, что «аки бы он не в состоянии составить желаемого Духовным Советом акта».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий. 1863—1936) происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг он принял будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г., в год окончания Академии, был рукоположен во иеромонаха. Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии; затем преподавал в Петербургской Духовной Академии. Был ректором Петербургской семинарии, позже — Московской и Казанской Духовных Академий (в сане архимандрита, а с 1897 г. - епископа). Во время своего преподавания и ректорства Владыка Антоний читал разные курсы по кафедрам литургики, философии, Ветхого Завета, но самым важным предметом для духовных учебных заведений считал пастырское богословие. Среди студентов митрополит Антоний (тогдашний архимандрит) пользовался глубокой любовью и почитанием за свой добрый нрав, проницательный ум и простоту. Он воспитал целое поколение ученого монашествующего духовенства. Его слушателями были многие будущие иерархи Русской Церкви: святитель Тихон (Беллавин), митрополиты Сергий (Страгородский), Трифон (Туркестанов), Евлогий (Георгиевский) и др. За время ректорства в Духовных Академиях Владыка Антоний постриг более шестидесяти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями, среди них архиепископы Феодор (Поздеевский) и Пахомий (Кедров), епископ Варлаам (Ряшенцев). Многое в жизни преосвященного Антония было связано с Западной Украиной, где начиналась его преподавательская деятельность. В 1902 г. он был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедры. В то время особым попечением Владыки Антония пользовались православные карпатороссы и галичане, терпевшие за свою веру притеснения от униатов и католиков. Туда, в униатский базилианский монастырь в г. Бучач митрополит Киевский и Галицкий Антоний был отправлен в конце 1918 г., будучи в плену у петлюровцев за свое твердое отвержение украинской автокефалии и сохранение канонической связи с Русской Православной Церковью. Вскоре после освобождения, в 1920 г., он эмигрировал в Сербию, и дальнейшая его жизнь протекала вне Родины. Находясь в Бучаче в 1919 году, митрополит Антоний и написал эту книгу, в целом адресованную священникам, но не менее полезную и для мирян. Хотя книга несет на себе определенную печать эпохи, в которую создавалась, тем не менее она чрезвычайно актуальна и в наши дни и отвечает на многие вопросы тех, кто встал на путь спасения, путь покаяния. В новом издании “Исповеди” авторский текст печатается без изменений. Разъясняя смысл Таинства покаяния, давая конкретные наставления служителям Христовым в их трудном и священном пастырском делании, книга одновременно раскрывает и многие особенности духовной жизни в конкретную историческую эпоху нашей Родины — особенности, которые мы сочли необходимым сохранить для современного читателя. Исповедь Значение Исповеди для Христиан

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовная практика. Глава из книги монаха Симеона Афонского Духовная практика. Глава из книги монаха Симеона Афонского " Практическое богопознание "   Духовная практика - это слушать и исполнять. Слушать - значит слышать. Слышать - значит уметь понимать и исполнять. Одно лишь слушание без исполнения - дом на песке, который сносит буря первого же искушения. Если не слушаешь устных наставлений своего духовного Отца, любые другие советчики только запутывают тебя. Заниматься исследованием слов наставления заведомо бесполезное занятие. Постигать смысл духовного слова и мгновенно претворять его в практику - это начало Небесной жизни на земле, это беспрепятственное прохождение мытарств, где душа непосредственно использует накопленный молитвенный опыт.   Если не следуешь духовным наставлениям своего Старца, другие наставники только завлекают тебя глубже в мир. Эрудиция и интеллектуальные познания в момент смерти оставляют их почитателя с пустыми руками и животным страхом перед грядущими испытаниями, как быка, которого ведут на убой. Не пустые земные знания, а молитва и  добрые дела сопровождают нас в посмертном странствовании, укрепляя душу благодатью и бесстрашным упованием на милость Божию: «Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог». Прп. Ефрем Сирин. «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Мф 721.      Праздная болтовня никого еще не приблизила к Царству Небесному, как и механическое повторение Иисусовой молитвы. Эта молитва - не заклинание и не магический обряд. Иисусова молитва - лестница, возводящая на небо собственного сердца, узкий духовный путь, проложенный святыми Отцами, искренний покаянный плач души, заповеданный ими для нашего Спасения. Теплохладное исполнение молитвы не про буждает наше сердце, как и привычное равнодушное хождение в храмы. Его пробуждает искреннее желание Спасения от лжи и обмана этого мира и стремление навечно найти свою жизнь в объятиях Возлюбленного Христа, живущего в сердцах наших, нашего единственного и верного Спасителя. Те, для кого Евангелие - словно родной дом, легко находит Сына Бо-жия в обители Небесного Отца.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=17&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января 11 января н.ст. 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой... Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского. Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

составил А. Медельцов Скачать epub pdf Имя видного современного ученого-богослова, доктора церковной истории, заслуженного профессора Московской Духовной Академии Константина Ефимовича Скурата известно многим в православном мире. Он является нашим земляком, уроженцем Беларуси. Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни. Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд на тему «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии. В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого » (после чего был удостоин звания профессора), в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Перу Константина Ефимовича принадлежит 35 томов трудов, хранящихся в библиотеке МДА. Большая часть их в машинописи. Множество трудов славного профессора были изданы. Среди них книги: «История Поместных Православных Церквей» (учебное пособие в 2-х томах, М.,1994), «Православное вероучение и нравоучение в церковной литературе Снятой Руси XI-XVII веков» (Минск, 1995), «Православная вера» (М., 1996), сборник проповедей «Идите и научите» (МДА. Сергиев Посад, 1998), «Великие учители Церкви» (Клин, 1999), «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» (Клин. 1999), «Необыкновенное о обыкновенном» (Клин, 1999), «О Святом Православии» (М., 2002) и учебное пособие по патрологии «Золотой век святоотеческой письменности (IV–nepbaя половина V в.)» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, МДА. 2003). Помимо этого он является автором сотен статей, опубликованных в различных изданиях Русской и других Православных Церквей – Болгарской, Польской, Македонской и во многих инославных изданиях. За время педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010