Свт. Игнатий следует общей святоотеческой традиции, именуя созданную по образу Всевышнего человеческую природу храмом Божиим. Согласно св. Макарию Великому, Бог создал тело и душу человека в жилище Себе, и нет другой такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом: «Самая душа наименована храмом и жилищем Божиим, и невестою царскою. Бог говорит: вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16). Человеку естественно стремиться к общению с Богом, своим Небесным Отцом, лишь в нем мы находим упокоение. Во Христе же богозданная природа человека приняла в себя страстворение и общение природы небесной, и потому мы, приобщаясь Христу, соделываемся обителью Бога. (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. ТСЛ, 1994. С.243, 291, 312). (На эту тему также смотри: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М. 1996. Гл.I. Православное учение об усвоении каждым человеком спасения). Для этого, по святым отцам, необходима внутренняя чистота и целомудрие. Бог вселяется в человека, когда человек направляет жизнь по воле Божией, тогда в нем во всей ясности сияет образ Божий. Смотри об этом: Исаия, авва. Избранные изречения//Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. Подворье русского на Афоне Св.-Пантелеимонова м-ря. Изд. Правило веры, 1996. С.206—206; Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т.1. ТСЛ, 1993. С.33, 59; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Изд. Козельской Введенской Оптинской пустыни. Сергиев Посад, ТСЛ, 1911. С.85; Евагрий, авва. Наставления о деятельной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.601; Нил Синайский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т.2. С.274, 276; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т.3. С.387; Диадох, еп. Фотики, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.57; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С.276, 352. В этом — предпосылка прохождения умного делания. «Нерассеянная молитва, — пишет св. Исаак Сирин, — производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе Бога памятованием — вот вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим». (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.427). Такова цель нашего бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слово при посещении церквей божиих Тверской паствы, с наставлением как всем христианам, так особливо священникам, 1771 года Пишется во святом Евангелии о Спасителе нашем Иисусе Христе, что проходил Он грады вся и веси, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия; тоже в деяниях Апостольских пишется и об Апостоле Павле рече Павел к Варнаве возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в ннх же проведахом слово Господне, како пребывают. 179 Да и самым делом прохождаше Павел Сирию и Киликию, утверждая церкви. Сему великому следуя примеру, и исполняя пастырский долг мой, приидох посетити вас, православные и благословенные Христиане, духовные и мирские, всякого чина и состояния и возраста, и внутренне соутешитися общею верою нашею, вашею же и моею. И во-первых радуюся духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребываете. Ибо се вижу благолепный храм Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчувствовать вам по соделании добра, как не в сем храме молитвенном при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих? Се вижу и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыке приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы изобразующие лики великих добродетелию Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы их доброе житие за велико оценяете, и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли по премногу дух пастыря вашего? Поистине великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знамениями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и собираяся здесь в храме Господнем, составляете церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан; как пишется о том во святых книгах: Вы есте церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас. 180

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Советы преподобных старцев Оптинских Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. 4 декабря, 2011 Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца. «…Никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» Н.В. Гоголь Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть». Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного знания, заключенное в кратких наставлениях. «Словесное молоко» Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий . Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь. В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось. Преподобный Амвросий

http://pravmir.ru/sovety-prepodobnyx-sta...

Тот факт, что в этом году Россия впервые будет председательствовать в «Большой восьмерке», навел представителей традиционных религий России на мысль о проведении саммита религиозных лидеров, результаты которого могли бы быть представлены политическим главам ведущих стран мира. Именно эта связка между межрелигиозным диалогом и политическим диалогом на мировом уровне привлекает в Москву многих религиозных лидеров мира. Их заинтересованность и стала решающим фактором в реализации идеи подобного саммита. На мой взгляд, сегодня очень важно сделать так, чтобы в мировом масштабе из-за отдельных террористических проявлений на религиозной почве позитивная роль религии стала еще сильнее и заметнее. А это возможно, в том числе, при условии совместных действий ведущих религиозных традиций мира. При этом никто не преследует цель по созданию «единой религии» как основы подобного действия. На саммите вообще не будет идти речь о вероучительных вопросах. Мы будем говорить о присутствии и действии религиозных общин в общественной жизни. — Мы пережили долгую волну нападок на Православие как на заскорузлую, отсталую религию, от которой надо отказаться. Но хватило ума и образования, чтобы понять: мы имеем дело с глубочайшей и невероятно сильной духовной традицией, ставшей основой нашего цивилизационного выбора, до сих пор живой. Как вы считаете, в мире наша Церковь, наша вера еще требует утверждения? — Русской Православной Церкви нет необходимости утверждать свой авторитет в современном мире. Ее имя известно с давних времен. Но Русская Церковь так же, как и наше Отечество, должна уметь представлять мировой общественности свою позицию по актуальным вопросам. Выступая одним из организаторов саммита, наша Церковь следует наставлению апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Мы живем в условиях, когда народы разных континентов очень интенсивно общаются между собой. В непосредственное соприкосновение входят различные культуры и религии. Поэтому наша задача состоит не в том, чтобы закрыться от других, а в том, чтобы ясно сформулировать свое представление об общественной жизни и мирно, но твердо и последовательно отстаивать его. Однако право жить согласно своим убеждениям мы признаем и за другими нациями и религиями. В этом случае неизбежна коллизия интересов, которая может разрешаться либо конфронтацией, либо диалогом. Русская Церковь выступает за диалог.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203219...

Успенский собор Успенский собор первоначально основан был в 1326 году св. Петром Митрополитом Московским, при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. С этим намерением он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен принял его в число братства. Здесь юный Пётр начал исполнять все монастырские послушания: носил воду для братии, мыл для них власяницы; по первому удару колокола первый являлся в церковь и во время богослужения всегда стоял с благоговением. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в подвигах духовной жизни. К этому он присоединил еще другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чём не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, он отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельному житию Петра, сам Великий Князь в любовию приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своею добродетельною жизнью. Великий Князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к Патриарху. В то время в Константинополе занимал Патриаршую кафедру Афанасий, муж дивный по добродетелям. Когда Пётр явился в церковь св. Софии, как говорят, храм наполнился благоуханием. Патриарх пророчески сказал: «Повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо.» Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Говорят, когда происходило посвящение св. Петра, лице его просияло, так, что все служившие с Патриархом, изумились.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Храм Христа Спасителя в Аньере Российскому читателю Автор книги «Пастырские наставления» – Преосвященный Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман; †1974), епископ Кампанский, более 42 лет настоятельствовал в православном храме Христа Спасителя в Аньере – пригороде Парижа. Непросто складывалась судьба епископа Мефодия. После октябрьского переворота 1917 года он вместе с родителями был вынужден покинуть Россию и после долгих скитаний по Европе обосновался в Париже, в среде русских эмигрантов. По окончании историко-филологического факультета Пражского университета, сознавая, каким жестоким гонениям подверглась Русская Православная Церковь , и всей душой стремясь помочь ей в этих страшных испытаниях, он по благословению Пражского Владыки Сергия (Королева) поступил в Богословский институт в Париже и еще до его окончания принял монашеский постриг от Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, имевшего огромный авторитет среди русских эмигрантов во Франции и во многих других странах, в которые ветрами революционных бурь были занесены сотни тысяч обездоленных русских людей. В 1931 году митрополит Евлогий назначил епископа Мефодия, тогда иеромонаха, настоятелем только что основанного в Аньере русского православного прихода, у которого еще не было церкви, но было огромное желание создать храм Христа Спасителя в память одноименного храма в Москве, предстоящее разрушение которого вызывало глубокую скорбь у русских беженцев. Работы по созданию храма продвигались очень быстро, и через краткое время – в 1932 году Владыка Евлогий освятил аньерский храм Христа Спасителя. К тому времени московский храм был уже разрушен. Неравнодушному читателю книга Владыки Мефодия расскажет о многом, в частности о том, что в те далекие 30-е годы живоносным источником поддержания и сохранения самобытности, а порой и физического существования потерявших родину наших соотечественников служила не только ностальгия, не только хорошие воспоминания о прошлом, а главным образом православная вера. Об этой стороне жизни русских беженцев в Париже еще совсем недавно в России почти ничего не было известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Часть 2. Преподобный Антоний Оптинский. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления в письмах к духовным чадам Если слишком много сих уроков для Вас, то, хотя по силе, сколько можете, старайтесь усвоить себе полезное. Преп. Атоний Оптинский Из предисловия к книге «Письма игумена Антония (Оптинского)» 56 «Слово о. Антония как устное, так и письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовной солью и отличалось какой-то меткостью и своеобразной выразительностью и силою, и часто даже в простой и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения о. Антония, устные и письменные, были плодами многолетних иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной внимательной наблюдательности всякого рода людей и монашеского деятельного жития и разумения». Как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе Как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе Если присмотримся мы на жизнь человеческую в мире сем, то увидим, что и она бывает когда красна, когда черна, т.е. бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком падать духом. Ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе. Мрачные мысли как осенние облака А что мрачные мысли нередко беспокоят Вас, не смущайтесь, ибо мрачные мысли как осенние облака, одни за другими находят и затемняют свет. Но и они проходят, и небо остается чисто и приятно... Так и мысли наши − побродят, побродят по белу свету, и ум усядется на своем месте, тогда и тихо, и весело бывает на душе. Не унывай, но на Бога уповай Посему, любимиче мой, не унывай, но на Бога уповай, ибо всему будет свой конец. Как по лютой и хладной зиме и трескучим морозам приходит приятная и отрадная весна с летом красным, так и по скорби твоей настанут дни отрадные и радостные, и смиренная твоя душа забудет все минувшее горе за радость, и меня, грешного, вспомнит, что я правду ей сказал. Иному горе от ума, а иному горе без ума

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Эти слова содержатся в Первом послании ап. Павла к коринфянам. Сказал их апостол в заключение своих обширных обличений и вразумлений по поводу возникших среди них беспорядков в церковной жизни. Как свойственно новообращённым, Коринфские христиане вообще проникнуты были духом живой веры и благочестия, который был питаем и поддерживаем в них обилием многообразных чрезвычайных даров Св. Духа, – чудес, пророчеств, особенно дара языков. Это, конечно, утешало апостола; но были в их обществе некоторые нестроения, которые требовали сильных мер врачевания. Некоторые из этих нестроений касались внешнего благочиния и благоповедения в церковных собраниях. Так на вечерях любви, происходивших прямо после литургии, богатые люди упивались и объедались, a бедным ничего не доставалось, хотя эти вечери имели отчасти благотворительный характер. Женщины, вопреки принятому и доселе на Востоке соблюдаемому обычаю, стояли в церковных собраниях, как и мужчины, без покрывала, может быть по соображению, что во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский. Некоторые из женщин, по тому же вероятно соображению, позволяли себе в церкви, под наитием Св. Духа, произносить молитвы и наставления, вместо того чтобы делать это вне церковных собраний. Дар говорить на разных языках употребляем был многими без нужды и без истолкования, в присутствии непонимающих этих языков. Иногда в церковных собраниях многие вставали и в одно время, не дожидаясь очереди, говорили на разных языках. Также поступали и пророки, т. е. лица, которые получали от Духа откровение о будущем, также слово для наставления других в истинах веры и правилах нравственности. Пророки должны были говорить один после другого, дожидаясь очереди, ибо и дуси пророчестии пророком повинуются. Пророчество – от Духа Святаго, употребление же сего дара зависело от человека, и никто не должен был отговариваться неудержимостью Духа или вдохновения. Беспорядочное проявление силы вдохновения не могло быть допускаемо, ибо несть нестроения Бог, но мира ( 1Кор. 14:30–33 ). Обличив Коринфских христиан за помянутые беспорядки, апостол заключает: вся благообразно и по чину да бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть 2. Человек духовный – жизнь в боге «Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою» (3:191) Задонский Затворник Георгий – сам есть человек духовный, образ жития в Боге. Потому и определение его кто такой человек духовный ясно, конкретно, выразительно. Потому и говорит он о живущем в Боге и много, и полезно, и легко. – «Кто живет по Богу, тот не любит мира, ни суть в мире, но умерщвляет плоть свою со страстьми и похотьми, смиряется, долготерпит, не ропщет, не жалуется, но и радуется, когда гоним бывает и презираем ради Господа; ни чести, ни славы, ни самой жизни не ищет на земле, все его сокровище на Небеси. Небесная мудрствует, а не земная, духом живет и угождает Господу своему, а не плоти, ревнует по разуму в смиренномудрии и кротости, а не в безумии и порывах чувств своих, не бесчинствует, но во всем хранит благочестие и тишину и ко всем любовь истинную духовно и смиренно. И таковой человек называется духовным» (1:337). О духовной жизни многие судят и судят много, но редко кто ведет ее достойно или правильно понимает. «Когда душа всеми чувствами возжелает искать Царствия Божия и радоваться о едином Господе» все земное: театр, маскарад, суетное собрание, суетная вещь или суетный разговор – все это опротивеет, омерзеет (2:76–77). По сему предмету святой апостол Павел возгласил так: «Духом ходите и похоти плотские не совершайте. Еще он говорил к веровавшим во Иисуса Христа: вы были некогда тьма, ныне же свет о Господе» (1:340). А вот что пишет Задонский Святитель Тихон, противопоставляя духовную мудрость плотской: «Духовная мудрость во всем разнится от плотской или мирской. Плотская мудрость горда – духовная смиренна; плотская мудрость самолюбива – духовная Боголюбива; плотская мудрость нетерпелива и злобна – духовная терпелива и кротка; плотская мудрость непримирительна – духовная мирна; плотская мудрость немилостива – духовная милостива и исполнена благих дел; плотская мудрость ненавистна, завистлива – духовная любительна; плотская мудрость лукава, лестна, хитра – духовная простосердечна, истинна, чистосердечна; плотская мудрость неправдива – духовная правдива; плотской мудрости смирение, поношение, страдание и крест Христов есть буйство – духовной есть великая премудрость. Так и в прочем духовная мудрость плотской противится» (3:188–189).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010