«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «Матери пустыни» сейчас трудно воспринимается. Однако, «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодо-ры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы» хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом. «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» ложно приписывается свт. Афанасию Великому. Житие и наставления преподобной Синклитикии Александрийской Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. Часть первая Б лаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу. В родительском доме святая получала все, что только может именоваться превосходным и полезным в мире сем. Но блаженная тяготилась этим, потому что сердце ее уже пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Удручало ее и сугубое попечение о теле, так принятое в богатых домах и презираемое ею. Самым опасным врагом она считала свое прекрасное молодое тело и всячески утесняла его, смиряя постом, трудами и бдением. В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший брат блаженной умер в детстве, сестра ее была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=904...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наставления в духовной жизни «НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Богословская симфония по письмам святителя Феофана Затворника, составленная Преосвященнейшим Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским». Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника поистине огромно. В своих письмах великий духовный наставник дал множество конкретных советов и ответов на конкретный проблемы христианина. Однако, найти в многотомный переписке святителя интересующий тебя вопрос не так то легко. Чтобы облегчить эту задачу и была составлена книга «Наставления в духовной жизни». Книга построена как словарь: в алфавитном порядке расположены основные темы, затрагиваемые святителем в своих письмах. К каждой их этих тем сделаны лапидарные выписки из его писем. Святитель Феофан Затворник НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник (1815-1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод " Добротолюбия " ), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия - золотого века Византии. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В решении Собора отмечалось: " Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православия поборниче»: о наследии святителя Игнатия (Брянчанинова) 19.05.2020 1334 Время на чтение 22 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Духовные наставления святителя Игнатия актуальны для верующих всех времён, и их значимость лишь усиливается обстоятельствами нашего «лаодикийского» времени, помогая человеку обрести духовные координаты. Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Из тропаря святителя Игнатия (Брянчанинова) Наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867) обладает исключительной и непреходящей ценностью, причём не только богословской, но также и литературной, поскольку язык этого святого удивительно красив и выразителен. Духовные наставления святителя Игнатия сохраняют актуальность для верующих всех времён , и их значимость лишь усиливается обстоятельствами нашего теплохладного «лаодикийского» времени («знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» – Откр. 3:15). Строгие, отрезвляющие, полные любви к Богу и ближним наставления свт. Игнатия помогают человеку обрести духовные координаты. Это значимо и для поиска решений ряда современных проблем нашей церковной жизни . Отдельно хотелось бы отметить, что жизнь и труды свт. Игнатия становятся ярким опровержением попыток уничижения русской православной богословской мысли со стороны отдельных греческих богословов . Путём святых отцов Наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) весьма обильно (с точки зрения количества и объёма письменных трудов) и, при разнообразии выразительных форм, отличается единством общей аскетической и патристической направленности, что, безусловно, ставит свт. Игнатия в ряд продолжателей великих отцов-подвижников прошлого. Творческая линия святителя – это путь авторов «Добротолюбия», преподобных Макария Египетского и Марка Подвижника, Иоанна Лествичника и аввы Дорофея, Тихона Задонского и Паисия Величковского, а также многих других церковных писателей. В каком-то смысле свт. Игнатий в своих творениях не столько говорит сам, сколько доносит голос древних отцов: «некоторые его работы стали своего рода комментарием к «Добротолюбию». Однако было бы неверно упрекать его в отсутствии собственных идей: скорее это проявление особого почтения к духовным традициям отцов, вследствие чего он, будучи смиренным служителем, отступает на задний план» . Характерно, что одно из главных сочинений свт. Игнатия – «Отечник», т. е. собрание жизнеописаний и изречений древних святых отцов.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/pravos...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Наставления старца Ефрема Аризонского 16.12.2019 1236 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru Восьмого декабря отошёл ко Господу старец Ефрем Аризонский (в миру Иоаннис Мораитис; 1928 –2019), духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Сегодня, на 9-й день по кончине старца, почтим его память, вспомнив его наставления. Старец Ефрем Аризонский (Мораитис) «Необходимо подчинить свою жизнь определённому чину» «Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок – там мир, а где мир – там и Бог; но где беспорядок – там путаница, а где путаница – там диавол». «Для того чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца». «Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, – так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила». Старец Ефрем перечислял эти правила: «Молитва, земные поклоны, чтение Нового Завета и всего Священного Писания (Новый Завет – это новая Благодать Христова, вся Благодать Святой Троицы, а Ветхий – тень Её). Затем – это пост и внимание к помыслам». Как правильно организовать свой день Старец давал практические советы по организации своего дня: «Сон – это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов». «Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать, по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости, ради спасения – это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться».

http://ruskline.ru/opp/2019/12/16/nastav...

Как создать православную семью. Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КАК СОЗДАТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ СЕМЬЮ Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру Московский Сретенский монастырь, 1996 год О Г Л А В Л Е Н И Е Как возникла первая семья " Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей " . Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). " Закон брака " заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). " Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого " . Муж и жена " приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия " (Быт. 1, 28). " Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар " . Для супругов " благословением и счастием признается видеть своих детей " . Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили " брак честен и непорочен " , жили целомудренно. " Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12).

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Паисий Святогорец, Неизвестные духовные наставления     Старец Паисий Святогорец, Неизвестные духовные наставления   М алоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), по книге Απ την ασκητικ κα αγιορετικη παρδοση. Αγι ρος, 2011.     «Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать». «В одной афонской обители монах показал большое рвение в духовной жизни. Видя любовь инока к аскезе, духовник благословил его на отшельническую жизнь, предоставив в его распоряжение небольшую уединённую келью. Однако монах не распорядился предоставленной ему старцем свободой благоразумно. Он подумал, что Бог не воздаёт ему за его труды и подвиги, быстро утомился и бросил подвижническую жизнь. Время от времени он стал листать журналы, которые забывали в келье паломники. Нечистые изображения, которые он там увидел, воспалили его воображение. День и ночь он был погружен в свои плотские фантазии и в конце концов решил вернуться в мир и оставить монашество. У инока был приятель в Салониках и он решил написать ему письмо, в котором рассказывал, что жалеет о том, что стал монахом, и просил найти ему хорошую девушку, на которой он сможет жениться. Накануне отъезда монах зашёл ко мне, чтобы попрощаться (так как мы были с ним знакомы). Увидев его, я сразу понял, что с ним что-то не так. Я задал ему несколько вопросов и разговорил его. Он рассказал мне всё. Он дошёл до того, что вынужден был обратиться к психиатрам, принимал прописанные ими лекарства, но помощи так и не получил. В отчаянии он покидал Афон, чтобы жениться. – Постой-ка, – сказал я ему, – ты ошибся в своих выводах. И в монашеской жизни есть своя радость и утешение, которого ты не почувствовал. – Я не хотел становиться монахом. Я пришёл на Афон словно одурманенный. И не успев всё осознать, принял постриг. Но я этого не хотел. – Разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь: ты не хотел становиться монахом, а Господь избрал тебя к подвижнической жизни. Мы все, прежде чем стать иноками, всё хорошо обдумали. Принятие пострига стало исполнением наших желаний и устремлений. А ты жил своей обычной жизнью, но Бог, видя твоё чистое сердце, привёл тебя в монастырь. Господь возлюбил тебя так сильно, разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь? Не отчаивайся!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=140...

ОТ РЕДАКЦИИ Преподобный Серафим - один из наиболее почитаемых и горячо любимых святых как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки. История издания наставлений преподобного Серафима вкратце следующая. В 1837 году живший в Троице-Сергиевой лавре Саровский постриженник иеромонах Сергий составил первое жизнеописание старца Серафима, в которое вошли в качестве приложения наставления Преподобного. Через наместника лавры, архимандрита Антония, житие было представлено на рассмотрение митрополиту Филарету. Тщательно просмотрев в рукописи наставления Преподобного, святитель писал в 1838 году архимандриту Антонию: " Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или Духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословии. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца " . 30 декабря 1838 года Духовные наставления преподобного Серафима были разрешены к печати Московским Духовно-Цензурным Комитетом и в 1839 году они появились в свет. В книгу вошли 33 наставления " отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника " . 4-е издание жития преподобного Серафима 1856 года насчитывало 40 наставлений; в книге Н.В.Елагина - 31. В книгу Л.И.Денисова вошли 43 наставления, заимствованных у иеромонаха Сергия из издания 1839 года (33), у архимандрита Сергия из 4-го издания 1856 года (9) и у Елагина из издания 1863 года (1). Данная брошюра содержит наиболее полное собрание наставлений Преподобного. Большей частью они взяты из книги " Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца " , составленного Л.И.Денисовым; к ним присовокуплены фрагменты отдельных наставлений из книги " Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника " , отсутствующие в издании Денисова. И так как в текстах указанных книг имеются разночтения, нами выбирался наиболее ясный и богословски глубокий вариант.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей 3 октября 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви прошли XI Феофановские чтения. Темой чтений стало служение святителя Феофана Затворника. В рамках чтений митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад «Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей», в котором рассказал о вкладе святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле. Статья До начала XVIII века монастыри на Руси получали поддержку от государства, которая практически прекратилась при Петре I. В это время был регламентирован состав монашествующих и установлен возраст пострижения для мужчин – 30 лет, а для женщин – 50-60 лет. Фактически запрещалось поступать в монастыри крепостным крестьянам, а также лицам, состоявшим на военной и гражданской службе . Во второй половине XVIII века была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, что привело к значительному сокращению количества обителей. К концу XVIII века число монашествующих уменьшилось на 40% . В начале XIX века положение улучшилось: количество монастырей стало расти, и к середине века в России насчитывалось 477 мужских и 163 женских обителей (до реформы XVIII века их было более 1000) . Для тамбовских женских монастырей реформа стала катастрофой. К началу XIX века из шести женских обителей осталась только одна – Вознесенская в городе Тамбове.

http://bogoslov.ru/article/5583955

Скачать epub pdf О деятельном чтении деятельных книг 184 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих наставлений говорит о том, что существенным деланием монаха является чтение и молитва. Он говорит об этом, имея в виду то, что в его время нередко пренебрегали и тем и другим. Возможно, именно тогда вошла в обиход поговорка, по сути верная, но неправильно интерпретируемая: «Послушание выше поста и молитвы». Молитва якобы не имеет никакого значения, а послушание при этом понимается в очень узком смысле – как монастырские труды. Конечно, если понимать под послушанием повиновение рассудительной старице, опытной игумении, рассудительному духовнику, то послушание действительно выше поста и молитвы, потому что в нем заключено все: и пост, и молитва, и различные подвиги, и вся внутренняя жизнь. Все можно получить из одного только послушания. Но если мы будем понимать это примитивно, как монастырские труды, то скорее запутаемся, чем получим пользу от этой монашеской поговорки. Святитель Игнатий, желая противостать такому неправильному настроению в монашеской среде, говорит, что существенным (то есть наиболее важным) делом монаха является молитва и чтение. Как правильно к этому относиться? Наставление о чтении ни в коем случае не нужно воспринимать как призыв к самообразованию или развитию личности в смысле развития умственных способностей и приобретения всесторонних знаний. Увлечение чтением именно с такой целью, наоборот, отвлекает человека от молитвы, от внутренней жизни и становится для него препятствием к тому, чтобы прилежать внутреннему вниманию. Оно наполняет его память всевозможными сведениями, которые поневоле, в особенности если производят впечатление на человека – а без впечатлений человек ничего и не запомнит, – отвлекают его от молитвы и вообще от внимания к самому себе. И человек скорее предается всевозможным рассуждениям, чем борьбе со страстями. Давая такое наставление, святитель Игнатий имеет в виду прежде всего книги деятельные, как называли их святые отцы. В буквальном переводе этого названия с греческого языка – практические (хотя мы придаем этому слову другой смысл). А книги теоретические, если перевести это слово с греческого, иначе можно назвать созерцательными. Итак, если под теоретической литературой иметь в виду литературу догматического или исторического характера, а под практической – аскетические творения святых отцов, то наставление святителя Игнатия станет для нас понятно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010