12 мая 1822 г. по благословению еп. Тульского и Белёвского Дамаскина (Россова) каширский соборный прот. А. Преображенский заложил каменный храм вмч. Никиты рядом с одноименной деревянной кладбищенской церковью (1696), обветшавшей к нач. XIX в. Строительство велось трудами купца Руднева, с 1815 г. являвшегося старостой кладбищенского храма. Первоначально возведение храма осуществлялось на доходы от служб в небольшой каменной часовне (1818), устроенной Рудневым в районе Венёвской заставы Каширы, вероятно, для чтимой иконы вмч. Никиты. Но денег не хватало, родственники купца, в т. ч. и супруга, считали его намерение «нелепостию». По преданию, однажды, поругавшись с супругой, Руднев ушел из дома, заснул прямо на кирпичах у строившегося храма. Во сне купец увидел вмч. Никиту, к-рый, взяв его за руку, пообещал «споспешествовать» строительству церкви. Вскоре каширский мещанин Лидский, владевший одной из прилегавших к храму усадеб, предложил Рудневу выкупить ее за любую цену, потому что «жить в этом доме больше не может». Оказалось, каждую ночь Лидскому являлся некий воин и требовал «очищать место под церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 18-20). Руднев приобрел у Лидского усадьбу с постройками; еще несколько землевладельцев также пожертвовали участки. Руднев купил 18 дес. пахотной земли, выстроил сторожку, а затем 2-этажный корпус. Среди жертвователей церкви был и имп. Александр I, побывавший проездом в 1823 г. в Каширском у. Летом 1823 г. с трапезной стороны Никитского храма был освящен южный придел во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1834 г.- северный во имя прор. Илии. Иконостас для Ильинского придела был привезен из упраздненной церкви с. Глазова. До освящения всей церкви богослужения совершались в Георгиевском приделе лишь по субботам и воскресеньям. До начала строительства каменного храма приход кладбищенской церкви был приписан к городскому собору, но указом Тульской духовной консистории от 15 апр. 1830 г. был восстановлен как самостоятельный. В 30-х гг. XIX в. был построен дом для клира, приобретена пахотная земля, в т. ч. 141/2 дес. было выкуплено у помещика Сорокина. С 1837 г. причту Никитской ц. дозволялось пользоваться доходами с 2 каменных и 2 деревянных домов, устроенных при часовне (1818) и сдаваемых в аренду. Руднев ежегодно выдавал клирикам жалованье (250 р.), а также на свои средства отапливал дом причта. В 1838 г. храму отошло с. Аладьино с 18 дес. пахотной земли, затем - Подгородная слобода. 1843-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

1839 1 января. Резолюция на рапорте кафедрального протоиерея Архангельского собора об избрании церковного старосты к этому собору (Резолюции. Т. 4. C. 1. 9067). Резолюция на консисторском определении о мерах ко взысканию с диакона долга за дом (Резолюции. Т. 4. С. 1. 9068). Резолюция на отношении преосвященного епископа Полоцкого и Витебского Исидора (Никольского) о дозволении священнику, избранному раскольниками, желающими присоединиться к единоверию – устроить церковь и совершить служение в Московской единоверческой церкви (Резолюции. Т. 4. С. 79. 9229). Письмо архиепископу Парфению (Черткову) 1 : «Если инспектор ваш нравственно болен, надобно или лечить не медля, или не медля переменить. Место сие требует достойнаго, а многолюдство вашей семинарии – бдительнаго» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 40. 25). 3 января. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Благословен Безлетный, родившийся во спасение наше, обновляющий нам не только лето, или лета, но и вечность! Да будет он и Вашим обновлением в духе и теле, в силе и действии, к распространению благословения и благодати Его на множайшия души и сонм душ, Им искупленных» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 46). Письмо архиепископу Смарагду (Крыжановскому): «Донос о частом служении во время обозрения епархии принес вам пользу, а не вред, справедливо быв обращен в похвалу Вашему действованию» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 12. С. 35. – Материалы). Письмо архиепископу Игнатию (Семёнову): «Прилично сподобившимся служения пастырскаго собираться и встречаться у смиренных яслей Божественнаго Пастыреначальника своего и соединяться в прославлении Его, в любви к Нему и в братолюбном друг с другом общении во имя Его. Так понимаю Вашу со мною в сии дни беседу, и с утешением духовным оную приемлю, и искренним сердцем ответствую» (ЧОЛДПр. 1871. Кн. 4. С. 44. – Материалы). • Письмо архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову): «На устав Консистории замечания представлять лучше без промедления. И я замедлил. Но Св. Синод напоминает всем нам, и справедливо. Лучше исподволь осматриваться, нежели вдруг быть задавлену грудою замечаний при сроке дела. Но что одно прежде, а другое после заметите, в том беды не будет. Мне говорили некоторые из наших собратий, что некоторыя правила устава обременительны. Я отвечал: представляйте о сем; если большая часть архиереев представят, должно надеяться, что представление будет уважено; а если большая часть по человекоугодию промолчат, то повредят представлению правдолюбивых» (ДЧ. 1888. Ч. 3. 12. С. 439–440).      ,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

2 июля 1880 г. Предтеченский храм пострадал от удара молнии. Вот как об этом сказано в рапорте благочинного протоиерея Петра Успенского на имя епископа Иосифа: «2 июля, в четыре часа пополудни, при сильном громовом ударе молния ударила в купол церкви; здесь, разогнувши железное кольцо на каменной шейке, связующей купол с прочим корпусом храма, молния прошла вовнутрь церкви по железной цепи, на которой висит люстра. На люстре она разбила одну розетку и распаяла часть медного подсвечника, а затем перешла на левую сторону храма: воспламенила хоругвь, обожгла за клиросом икону, разбила и разбросала двухаршинную раму этой иконы, вырвала железную пластинку, связывавшую икону с клиросом, и сильно опалила, от верху и до низу, иконы, находящиеся за левым клиросом, к северным дверям; молнией обожгло также иконы, находящиеся и за правым клиросом, но сравнительно мало. Удар до того был силен, что от сотрясения его разбилось в мелкие частицы до пятидесяти стекол». Благодаря пожертвованиям гжатских купцов церковь была отремонтирована. Не оставляли они её и в последующие годы. В 1886 г. на помин души по завещанию купца Петра Ильича Богданова храму поступила 1000 рублей. В 1893 г. на ремонт церкви старостой купцом Василием Кузнецовым было израсходовано 400 рублей. В 1901 г. на ремонт храма купец Александр Иванович Боженов пожертвовал 500 рублей. 22 июня 1913 г. Гжатский градский благочинный протоиерей Иоанн Сеньковский донес Смоленской духовной консистории о крупном пожертвовании на нужды Благовещенского собора и его приписных церквей. Благочинный в рапорте написал следующее: «Умершая в апреле текущего года купеческая дочь Мария Николаевна Комарова, пред своею смертью вручила протоиерейской дочери Татьяне Успенской, для передачи церквам и причтам церквей города Гжатска, следующий капитал, заключающийся в билетах Государственной 4% ренты: по две тысячи рублей – в соборный Благовещенский храм и кладбищный Иоанно-Предтеченский на их содержание и украшение, три тысячи рублей причту соборной церкви, две тысячи рублей причту кладбищной Предтеченской церкви на вечное поминовение усопших рабов Божиих Марии и родственников её».

http://sobory.ru/article/?object=39707

30 января 1860 года вышел указ Святейшего Синода, в котором сообщалось, что 19 декабря 1859 года император Александр II утвердил определение Синода о возведении Тихвинской женской общины в городе Бузулуке на степень штатного монастыря. В 1861 году был достроен и 10 октября освящён холодный трёхпрестольный каменный храм, освящённый во имя Тихвинского образа Божией Матери. Один из приделов храма был освящён во имя первомученика архидиакона Стефана во исполнение обета настоятельницы Евгении. В 1865 году был достроен двухэтажный корпус, крытый железом. В нём были устроены 41 келья для сестёр. В том же году деревянная монастырская ограда была заменена каменной, высотой в 1 сажень и шириной в 1 аршин с двумя крытыми железом башнями по углам на западной стороне. В сентябре был заложен третий храм, с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом. 6 сентября 1869 года был освящён каменный храм во имя Святой Троицы, достроен примыкающий к храму каменный корпус. Распоряжением Самарской духовной консистории в ноябре 1868 года при монастыре было открыто училище на правах школы грамоты. В мае 1877 года оно было преобразовано в церковно-приходскую школу. Школа находилась за монастырской оградой, деля здание со странноприимным домом. В 1882 году в ней обучалось 38 детей, в 1897 году — 83, а в 1902 году — 42 человека. Все они находились на полном содержании монастыря. Законоучителем при школе в 1872—1887 годах был священник П. Х. Добросердов, позднее его сменил протоиерей А. П. Благовидов. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания. 12 августа 1870 года игуменья Дорофея была уволена на покой по болезни. Следующей настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Мелетина, утверждённая в должности Синодом в феврале 1871 года. В 1870 году на берегу Самары у мельниц был посажен фруктовый сад, через 5 лет там устроили пчельник на 115 ульев, а в мае 1890 года там же был поставлен деревянный дом и был вырыт ледник со сводами, обложенными кирпичом — для молочного производства. Это место называлось монастырской дачей, сюда для отдыха привозили девочек — воспитанниц монастырской школы. В 1880 году на средства анонимного благотворителя был построен придел к Троицкому храму. В 1882 году была заложена каменная колокольня. В 1884 году был построен деревянный одноэтажный корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Буз...

3. Престолов в ней три: в настоящей, во имя Воскресения Христова; в приделах, с южной стороны, во имя Святителя и Чудотворца Николая; а с северной – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. От сей церкви, расстоянием в полуторья саженях на запад, другая, которая: А) Построена на Всемилостивейше пожалованную сумму блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Екатерины 2-й в 1804 году. Б) Зданием каменная, с таковою [же] колокольнею. Церковь прочна, равно и колокольня, исключая одной крыши с Северо-восточной стороны, которая требует поправки. С) Престолов в ней два: в настоящей – холодной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; а в приделе теплом, во имя Алексея Человека Божия. 4. В утвари, как та, так и другая не имеют изобилия и великолепия, но нет в оных большого недостатка. 5. Причта издавна положено: Протоиерей, Священник, Дьякон и два причетника; но по скудости содержания причетников нет. 6. Земли, при сей Церкви Соборной, усадебной и пашенной нет, а сенокосной, вверх по реке Туломе, в 5-ти лоскутах, бывает на две коровы с прибавлением оленьего мха; на каковую землю ни плана ни межевой книги нет. Священно и церковнослужители владеют оною сами. 7. Дома для Священно- церковно служителей ни общественного, ни казенного и ни наемного от прихожан нет. А в замен сего, Священник и Дьякон, [за] наем квартир пользуются процентами до 125 руб. ассигнациями, с положенного бывшим Кольским купцом Алексеем Поповым капитала 2500 рублей ассигнациями. Протоиерей же жительство имеет в доме покойного Священника – Симеона Плотникова, оставленном им по духовному завещанию, в пользу Соборной Воскресенской церкви. 8. На содержание Священно и церковнослужителей, сверх поступающих за требоисправление денег, положено от причисленных к Собору Лопарей денежной руги 200 рублей ассигнациями, Священно–церковнослужители содержание имеют довольно скудное. 9. Зданий, принадлежащих сей Соборной Церкви, кроме Упомянутого Священнического дома нет. 10. Расстоянием сей Собор от Духовной Консистории в 1065 верстах, а от Духовного Правления – в 514–ти.

http://sobory.ru/article/?object=38888

II. История Оптиной Пустыни Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. ( Втор. 32:7 ). Размышляю о днях древних, о летах веков минувших. ( Пс. 78:6 ). Главным пособием при составлении исторического описания Оптиной Пустыни служил архив ее, приведенный впервые в возможный порядок только в настоятельство о. Архимандрита Моисея . До 1764 года, единственными источниками для истории обители служат: 1) вкладная книга, начавшаяся с 1670 года (неполная); 2) копии с двух жалованных грамот 7184 (1676) и 7188 (1680) годов; 3) выпись 1710 года, данная Пустыни по указу Петра Великого, впредь, для ведения ее владений; 4) три акта, найденные в архиве белевского Преображенского монастыря, которые поясняют период упразднения и восстановления обители (1724–1726 г.). С 1764 года, когда Оптина Пустынь вошла в число семи заштатных монастырей бывшей Крутицкой епархии, история ее изложена по, хранящимся в архиве, консисторским указам. До 1800 года собрание их неполно; а с сих пор и обилие письменных фактов, и устные рассказы очевидцев позволили раздвинуть рамки описания гораздо шире и, тем полнее удовлетворить его цели. Для большего удобства обозрения, разделим историю обители на пять отделов, сообразно важнейшим событиям, замечаемым в ее внешней и внутренней жизни: 1) от основания обители, до восстановления ее после литовского разорения, или от половины XV столетия до 1630 года; 2) от 1630 года, до упразднения обители в 1724 году; 3) от восстановления обители в 1726 году до 1764, т. е. до объявления духовных штатов; 4) от 1764 до 1796, период оскудения и упадка обители; 5) от 1796 до 1875 период ее обновления, устройства и современного, цветущего состояния. Отдел I. От основания обители в XV столетии до обновления ее после Литовского разорения, то есть, до 1630 года Мнози бо монастыри от Царь и от Бояр и от богатства поставлени, но не суть поставлены слезами, пощением. (Пр. Нестор). Ни время, ни причины основания Козельской Введенской Оптиной Пустыни – письменно неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

I. История православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии В настоящее время, в пределах Русской церкви и государства, границы епархий, по большей части, совпадают с пограничными линиями губерний, на которые, за немногими исключениями, разделена вся империя. Санкт-Петербургская же митрополия имеет пространство обширнее своих губернских границ. Кроме Санкт-Петербургской губернии, в состав ее ныне входит еще Финляндия. Причина сей особенности лежит в различных исторических событиях и переменах, от которых географический склад епархии, в течение веков, не один раз, то расширялся, то уменьшался. Самый центр нынешней Санкт-Петербургской епархии, т.е. епархиальное управление, существующее теперь в Санкт-Петербурге, в историческое давно прошедшее время, находился очень долго в Великом Новгороде. При этом и форма управления Санкт- Петербургским краем по духовным делам подвергалась не совсем обыкновенным переменам как в общем своем характере, так и в частнейших подробностях. Так, до учреждения св. Синода, Санкт-Петербургская епархия находилась в ведении новгородских иерархов. С 1721 года центр епархиального управления перешел в Санкт-Петербург, но долгое время сосредоточивался исключительно и непосредственно во власти св. Синода. До воцарения императрицы Елизаветы Петровны, Санкт-Петербургская епархия не имела собственного единоличного епархиального управления, и только в 1741 году ей дан был свой епископ, и при нем устроена особая консистория. Столь различные и крупные перемены дают нам возможность и полное право рассматривать историю Санкт-Петербургской епархии раздельно по периодам, из которых каждый будет иметь не только внешние, определенные границы, но и свою внутреннюю, отличительную особенность. В настоящем первом отделе мы изобразим историю нынешней Санкт-Петербургской епархии, с появления христианской веры в ее пределах до учреждения св. Синода в 1721 году. Во весь этот длинный, многовековой поток времени, построением Санкт-Петербурга разделяемый на две половины, земля, составляющая нынешнюю Санкт-Петербургскую губернию, входила как часть в общий состав епархии Велико-Новгородской. Отдел первый

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

VI. Достопримечательные св. иконы и другие церковные вещи Древнейшая опись церковного имущества Оптиной Пустыни относится к 1768 году. Она составлена по требованию Крутицкой Духовной Консистории от монашествующих. (Настоятеля в то время назначено еще не было, по кончине о. строителя Никанора, должность его исправлял казначей Пустыни иеромонах Серапион). Припомним, что тогда соборный Введенский храм, за смертью благочестивого здателя своего, обер-гофмаршала Д. А. Шепелева, оставался неотделанным, и Божественная служба совершалась только в одном приделе Пафнутия Боровского чудотворца, освященном еще в 1759 году. Иного же храма, кроме Введенского, в обители не было до 1800 года, и, следовательно, все церковное имущество весьма бедной тогда Пустыни сосредоточивалось в одном Пафнутьевом приделе. Из описи 40 1768 года, видно, как скудно было церковное имущество Оптиной Пустыни, которое досталось ей в наследство, и воспоминание периода времени, протекшего от обновления сей обители в 1620-х годах и до 1771 года. В этом году, имущество это было приумножено почти втрое, истинно царской щедростью благочестивой девицы Елисаветы Никитичны Шепелевой. Мы уже знаем, что она, ревнуя примеру своего покойного дяди, произвела на свой счет внутреннюю отделку начатого им соборного Введенского храма, после чего, как в настоящую, так и во второй придел, во имя св. великомученика Феодора Стратилата, пожертвовала, еще до освящения их, всю необходимую церковную утварь: жертвенные сосуды, ризницу и богослужебные книги, причем, не было забыто ни малейшей принадлежности благолепного церковного служения. Это всего лучше может свидетельствовать выписка из реестра упомянутых вещей, который был представлен в Крутицкую духовную консисторию за собственной подписью вкладчицы, при просьбе игумена Аристарха дозволить ему освятить оконченный храм. Возрождение и обновление обители в начале XIX столетия, совершенное трудами незабвенного ее настоятеля о. Авраамия, как мы уже заметили выше, означилось построением в самое короткое время двух церквей: Казанской теплой и больничной. Они, подобно соборному храму, были снабжены всем необходимым, для благолепия церковного, от разных благотворителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VI. Перестроение храма в начале прошедшего столетия Храм каменный Св. Василия Кесарийского, сооруженный в Тверской-Ямской слободе в 1688 году, – с течением времени пришел в ветхость, и с увеличением населения в приходе, особенно к началу прошедшего столетия, сделался тесен и неудобопоместителен. Явилась нужда в его перестройке и расширении. Но прихожане по своей бедности не имели достаточных средств, чтобы удовлетворить этой насущной религиозной потребности. Однако же, надеясь более всего на помощь Божию, с особою силою проявляющуюся всегда в построении св. храмов, они во главе с священно-служителями, обратились с прошением к Духовному Начальству, – в коем изъяснили свою нужду. Ответом на это прошение был сохранившийся от 1810 года указ, данный в этом году, сентября 28 дня, из Московской Управы Благочиния 55 священнику церкви Св. Василия Кесарийского Григорию Иванову 56 в том, что „по разсмотрении представленного архитектором Соколовымъ плана, учиненного по сообщению Духовной Консистории о построении трапезы и колокольни, состоящего за земляным городом, в Пресненской части, 2 квартала строения, в сей Управе Благочиния определено: 1) находящуюся при церкви Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе, прикрытую (на плане) темною тушью, – старую трапезу с приделом и колокольнею сломать и вместо которых согласно с изданными узаконениями на показанных по учиненным номерам местах (на плане), вновь построить, и именно: 2) каменную трапезу с двумя приделами, длиною на двенадцати, шириною на восьми саженях, с покрытием кровли железом, – и 3) колокольню длиною и шириною по три сажени с трех сторон с колоннами, и вышиною... – все данное строение по фасад дозволить“ 57 . Получив разрешение перестроить ветхую церковь , прихожане однакоже не решились приступить к этому делу, не видя возможности собрать нужную для всей перестройки сумму. В виду этого они в том же, или следующем году обратились к начальству с новым прошением о выдаче им заимообразно десяти тысяч рублей ассигнациями из процентной церковной суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

V. Досточтимые святыни Из древностей и досточтимых святынь, сохранившихся в Алатырском Свято-Троицком монастыре, достойны благоговейного внимания две святые иконы: Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. В отдалённые времена, т. е. до 1613 г., г. Алатырь был обнесен деревянною оградою (забором или частоколом), служившею оплотом против нападения мордвы, поселившейся в соседстве, которая, вместе с татарами, несколько раз разоряла заграждения, но жители города Алатыря постоянно возобновляли эти стены. На южной стороне города, в деревянной стене, были устроены крепостные ворота, над которыми возвышалась деревянная башня, а в башне, для охраны города, по вере жителей, поставлен был образ Нерукотворенного Спаса. В 1754 году, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие ли набегов татар и мордвы, или от какой другой причины, случился в г. Алатыре пожар, истребивший южную часть города и стену с башнею. Вскоре после пожара город начал обстраиваться, и вблизи того места, где была башня и крепостные ворота, выстроен был питейный дом. Прошло после того несколько лет. Продолжая строиться, местные жители вздумали на месте пожарища башни раскапывать и под пеплом и строительным мусором обрели образ Нерукотворенного Спаса в полной сохранности, целым и невредимым. Пораженные таким необычайным явлением, так как по естественному порядку иконе должно было неминуемо сгореть, как сгорели и обратились в прах и ворота, и башня, – жители признали это чудом и с тех пор стали особенно чтить образ и в крайних случаях жизни, в бедах и несчастиях, болезни и скорбях, прибегали с молитвою к Спасителю пред Его святою иконою, и, по вере, каждому подавалась благодатная помощь от Милосердого Господа. В виду того, что местность, где обретен образ, принадлежит к питейному дому, образ Нерукотворенного Спаса был взят в этот дом, где он и находился до 1843 года, приблизительно около 80 лет. Прибегая с молитвою и верою к Спасителю, жители сознали, наконец, что почитаемой ими иконе не место в питейном доме, где зачастую творятся и дела неподобные, и обратились с просьбою к духовному начальству о разрешении перенести икону Нерукотворенного Спаса в Свято-Троицкий монастырь, на что и было получено от Симбирской духовной консистории разрешение 20 августа 1843 года, с тем, чтобы в питейном доме, в память долговременного пребывания в нем иконы, была поставлена точная копия с неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010