LVI. О состоянии Камчатской епархии в 1857 и 1858 годах 115 Определением Святейшего Синода, Высочайше утвержденным в 11-й день января 1858, между прочим положено: для большего удобства в управлении Камчатской епархией, учредить в ней два Викариатства: Новоархангельское и Якутское, первое – при первой возможности 116 , а последнее – по перенесении Епархиальной кафедры на Амур. Но приведение в исполнение таких предположений начнется не ранее 1859 года. В настоящее время управление Камчатской епархией, так же, как и прежде, производится посредством трех Духовных Правлений: Новоархангельского, Якутского и Камчатского, с той только разницей, что исправление обязанностей Консистории, вышеупомянутым Святейшего Синода перенесено с Новоархангельского пока на Якутское, которое и приняло сию обязанность с 1-го сентября 1858 года. Личный состав Камчатского Духовного Правления остается прежний: Новоархангельского уменьшился до двух наличных членов; а в Якутском составляют Присутствие семь членов, а именно: два Архимандрита: Ректор семинарии Петр (с октября), и Наместник монастыря – Анатолий; три протоиерея: Евсевий Протопопов, Димитрий Хитров 117 (в отсутствии) и Никита Запольский; и два священника: Петр Попов (он же и Казначей), и Александр Преловский. Должность секретаря исправляет столоначальник Феодор Слепцов. Возложением обязанности Консистории на Якутское Духовное Правление прежде всего и видимее всего устранилось затруднение в выдаче метрических свидетельств пребывающим в Азии, а уполномочием выдачей таковых же свидетельств из Новоархангельского Духовного Правления, не лишены прежнего удобства в получении свидетельств служащие и пребывающие в Америке, из коих большая часть возвращается кругом света, т. е., не заезжая в Якутск. По доставленным мне ныне журналам из Правлений Новоархангельского и Камчатского и из других сведений видно, что делопроизводство в прошедших двух годах (1856, 1857) текло своим порядком безостановочно; нерешенных дел к 1858 году в Новоархангельском 33, которые все переданы в Якутское Духовное Правление; в Камчатском 6 дел; а в Якутском к 1859 году остается 40 дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

VIII. Чем ныне владеет монастырь Содержание, как и в древнейшие времена, Оптина Пустынь имеет, преимущественно, от мирского подаяния 45 . Кроме сего, она пользуется следующими владениями: 1) Земли Земли под монастырем и, окружающими его лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, значится, по генеральному межеванию и проектированному плану, 107 десятин – 1564 кв. сажени. При этом, заметим, что вся эта земля находится в одном округе с монастырем, кроме нескольких десятин сенокоса, под городом Козельском. По недостатку, при Оптиной Пустыни, земли, о. архимандрит Моисей начал хлопотать о наделении оной обители еще в 1833 году. Но, когда воспоследовало, в 1836 году, июня в 4 день, Высочайшее повеление о наделении иноческих обителей из казенных дач такими участками земли, которые могли бы удобно служить к устройству земледельческого хозяйства, (примерно, от 100 до 150 и более десятин), везде, где местные обстоятельства это дозволить могут, и, чтобы, нужный на построение хозяйственных заведений, лес, по мере возможности и удобства, также был отпускаем из ближайших казенных дач; то, с одной стороны имея в виду сие Высочайшее повеление, с другой – видя крайнюю нужду, для поддержки существования вверенной ему обители, в участке земли, с целью заведения на оной земледельческого хозяйства и в лесной даче, о. Моисей неоднократно входил с донесением о сем в Калужскую духовную консисторию. Так, в 1837 году он писал: «денежного оклада из казны Пустынь сия никакого не получает. Имеется же при оной во владении красного лесу примерно до 80 десятин, и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами, до 50 десятин. Три небольшие мукомольные мельницы и рыбная ловля в пруде; а способной для хлебопашества земли и хозяйственного на оной заведения нисколько не имеется. Хотя же и состоит, как значится выше, лесу до 80 десятин; но, так как сначала генерального межевания, в течение 60-ти лет, при нужнейших случаях, из того было употребляемо на разные строевые монастырские потребности, то и осталось красного соснового лесу весьма не многое количество дерев, который служит, более, для прикрытия и приличного украшения Пустыни. А ныне, сберегая остаток оного, даже и в нужных потребностях заимствуется монастырь покупкой строевого лесу и дров в сторонних лесах, что можно видеть из отчетов, ежегодно представляемых в Калужскую духовную консисторию».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Александровское. Церковь Николая Чудотворца (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1828 и 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Боханский район, с.Александровское Координаты: 52.791158, 103.836615 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В начале XIX в. Александровский завод принадлежал к приходу Олонского селения, находящегося в 15 верстах от него, и своей церкви не имел. Это было крайне неудобно для всех жителей, да и для священников Олонской Благовещенской церкви, видимо, тоже, т.к. они должны были несколько раз в месяц приезжать на завод и совершать вечернее богослужение, сначала просто в доме управляющего заводом, а затем — в специально построенной часовне, очень тесной и холодной. Сохранившийся документ рассказывает, с каким «усердием» священники из Олонок выполняли возложенные на них обязанности. Мы приведем его целиком. «В Иркутскую Духовную Консисторию из конторы Александровского винокуренного завода Олонской Благовещенской церкви священнослужители нужных треб в здешнем заводе в настоящее время не исправляют. Случается нередко, что и по просьбам рабочих они приезжают в завод не инаково, как по делу и трем позывам, и тем самым отнимают время быть людям в казенных работах, о чем заводская контора долгом поставляет Иркутскую Духовную Консисторию уведомив просить: не благоугодно ли будет при известности усердия к прихожанам и деятельному исправлению треб приказать заведывать завод здешним священникам с Тельминской суконной фабрики или Быковской слободы. Правитель завода Петр Аленин (?) генваря 1-го дня 1811 г.» Но, видимо, и после этого положение не улучшилось. Управление завода возбудило ходатайство о строительстве в заводе собственной церкви. Государю императору Николаю I было угодно не только разрешить это строительство, но и Высочайше пожертвовать для этого в 1833 г. 6500 руб. Такой милости удостаивалось далеко не каждое храмовое сооружение. Помимо суммы императора, работы велись на деньги, полученные от «доброхотных дателей», и именно они легли в основу создания храма.

http://sobory.ru/article/?object=39212

Брюхово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лумбушах. Карта и ближайшие объекты В Национальном архиве Республике Карелии хранятся материалы дела о строительстве церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Лумбушском селении. Приведём выписку из фонда 25 Олонецкой духовной Консистории опись 20, дело 57/636: « … по указу Его Императорского Величества (Николая I) Олонецкой Духовной Консистории слушали дело об устроении в Лумбушском селении Повенецкого Уезда деревянной церкви с снабжением оной утварью и другими нужными к богослужению вещами и книгами на счет казны и с устройством для причта церковного дома» Суть дела была в следующем: архиепископ Игнатий (Семенов) предоставил рапорт от 14 сентября 1834 года на благоусмотрение Святейшему Правительству Синода, что по прошению некоторых жителей Лумбушского селения, обратившихся из раскола к Православию, необходимо в селении устроить церковь и причт и просил необходимую сумму по приложенным примерным сметам. Относительно времени продолжения и хода постройки церкви и дома имеются в деле следующие сведения: 5 июня 1835 года на назначенном месте была сделана закладка строения храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К 25 июня 1835 года церковь и колокольня срублены до потолка, на алтарь и паперти потолок положен, пиловка тесу окончена к 1 июня того же года. Плотническая работа к 20 сентября 1835 года вся окончена, печь складена, летние рамы вставлены и окрашены. Церковь к 14 ноября 1835 года по заключенным договорам строением вся окончена, кроме наружной обшивки тесом, на что требовалось неизбежно время для осадки здания, освящение же церкви отложили до написания икон, часть которых была получена, а другие не доставлены по непредвиденным обстоятельствам. Святейшему православному Синоду репортом от 25 декабря 1835 года было донесено , что церковь в Лумбушском селении строением вся окончена, 22 декабря освящена, но осталась еще неоконченною обшивка здания с наружной стороны тесом и окраска. Обшивка церкви тесом производилась в июле месяце 1836г. Окраска церкви произведена в 1837 году.

http://sobory.ru/article/?object=12817

В.В. Каширина Святитель Феофан (Говоров) – архипастырь земли Тамбовской Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский В своем первом «Слове при вступлении на паству», произнесенном в городе Тамбове 5 июля 1859 г., святитель Феофан так обозначил главную задачу своей деятельности: «Начертать образ здравого учения христианского, которому надобно внимать» 186 . Как архипастырь Тамбовской земли, он являл своей пастве пример ревностного делателя на ниве церковной, проявляя свои разносторонние дарования во многих областях епархиальной жизни, заботясь о благочинии в храмах и монастырях, воспитании и образовании и т.д. В Тамбовской духовной семинарии святитель открыл класс иконописи, в котором обучалось до 100 воспитанников. Возможно, решение открыть иконописный класс он принял после первой поездки по епархии в июле – августе 1859 г., когда лично увидел, как расписаны храмы и какие иконы в иконостасах. В августе этого же года он потребовал от духовенства приобретать иконы для иконостасов, написанные в древнерусской традиции. 14 августа 1859 г. протоиерей Леонтий Кривополянский из города Борисоглебска сообщал в консисторию, «что во вновь выстроенной в г. Борисоглебске церкви настоящий иконостас еще не устроен» 187 . Святитель положил на прошении такую резолюцию: «Чтоб иконы были не италианской живописи, а православной церковной» 188 . Аналогичное требование он предъявил к священнику Гавриилу Гиляровскому, священнику Иоанну Введенскому и церковному старосте из села Дуплятого Кургана Тамбовского уезда, написав на их прошении об обновлении иконостаса: «Обязать их, – чин икон чтобы был писан сколько можно близко к византийскому штилю» 189 . 24 августа 1861 г. святитель обязал консисторию распространить по епархии циркуляр о том, «чтобы священноцерковнослужители, равно и прихожане, желающие устроять иконостасы, представляли планы иконостасов и рисунки икон тщательно отделанные и нарисованные не карандашом, а тушью или красками» 190 . Библиотеку духовной семинарии святитель Феофан пополнял лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Варлаам (Успенский), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Успенский Василий Иоаннович; 1801, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 31.03.1876, белгородский Троицкий мон-рь), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Иоанна Семёнова, впосл. протоиерея, служившего в г. Сапожок Рязанской губ. Обучался в Рязанской ДС, c 1824 г.- в МДА. 6 нояб. 1827 г. пострижен в монашество, 11 дек. рукоположен во иеродиакона, 28 июля следующего года - во иеромонаха. В 1828 г., после окончания курса со степенью магистра, определен в Вифанскую ДС учителем церковной истории и греческого языка, затем инспектором. В 1831 г. причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря, ревизовал духовные уч-ща. 1 сент. 1832 г. переведен в Тульскую ДС профессором богословских наук и инспектором, 17 янв. следующего года назначен ректором ДС с возведением 12 февр. в сан архимандрита и назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря. 10 марта 1834 г. переведен в Воронежскую епархию ректором ДС и настоятелем Акатова во имя свт. Алексия мон-ря, назначен первоприсутствующим членом консистории. С 4 мая 1837 г. ректор Курской ДС и настоятель белгородского Троицкого мон-ря; состоял членом консистории, благочинным мон-рей, цензором проповедей, ревизовал духовные уч-ща. По поручению Синода составил «Классическое руководство по догматическому богословию», к-рое не было принято из-за большого объема и неясности изложения. С 1 янв. 1842 г. находился на чреде священнослужения в С.-Петербурге, в марте того же года назначен корректором издаваемых Синодом канонических правил на слав. и рус. языках, с апр. состоял членом Комиссии по переводу Библии на рус. язык, участвовал в комитете по рассмотрению дела проф. СПбДА прот. Герасима Павского (перевод ВЗ на рус. язык и издание ее студентами в литографированном виде). В отличие от большинства признал Павского виновным. В нояб.-дек. 1842 г. ревизовал Нижегородскую ДС, воспитанники к-рой обвинялись в поджогах и распространении подметных писем. В результате тщательной проверки, проведенной В., обвинения были сняты.

http://pravenc.ru/text/154211.html

Законами же положено: I, указами св. правит. Синода: а) 28 Февраля 1722, 11 августа и 31 октября 1765 года: «Образов на улицу от церквей для сбора денег не выносить, и с оными и со свечами для того сбору по миру не ходить, в чем надзирать за духовными благочинным, а за светскими полициям». б) От 13 июня 1836 г., 7101: Св. Синод усматривая, что сборные столбы, поставленные с образами, как близ церквей, так и в немалом от них расстоянии, равно при дорогах и даже вблизи питейных домов, не будучи никем охраняемы, всегда могут неблагонамеренных людей располагать к поползновению на святотатственное из них хищение, а церковь лишать тем своего достояния, в предупреждение зла сего определяет: «Таковые, устроенные для сбора пожертвований в пользу церквей, столбы повсеместно упразднить, и впредь устроение их запретить, кроме того случая, когда в бедном приходе предстоит постройка новой церкви, и таковой способ сбора представляется необходимым, впрочем и там не иначе допустить сие, как с отнесением на обязанность священно и церковнослужителей и старосты церковного иметь против могущей быть покражи всю нужную осторожность». в) От 5 августа 1845, 11, 321, св. Синод, вследствие доходящих до него сведений о недоумениях, встречаемых при исполнении циркулярного указа его, от 13 июня 1836 года, об уничтожении существующих при церквах столбов для сбора пожертвований, принимая в рассуждение: 1) что в некоторых местах подобные столбы находятся издревле, быв поставлены благочестивым усердием в честь святых икон, или в воспоминание каких-либо событий, и потому уничтожение их огорчает прихожан и богомольцев, усердствующих к святыне; 2) что существование издревле устроенных часовен допущено позднейшими постановлениями, содержащимися в Высочайше утвержденном Уставе духовных консисторий, определяет: «Предписать всем подведомственным св. Синоду местам и лицам, чтобы они, при исполнении означенного указа от 13 июня 1836 года, отнюдь не касались тех столбов, которые существуют издавна, в честь святых икон, или в воспоминание особых каких-либо событий». II) Устава дух. консисторий ст. 59: «Все часовни и молитвенные домы состоят в ведении духовного начальства, и для того должны быть приписаны к монастырским, или приходским церквам, и поручены наблюдению настоятелей, или священников с церковными старостами».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

И. В. Пугач. Центральное Поморье в годы петровских преобразований: заметки по поводу монографии М. С. Черкасовой «Вологда и Устюг в эпоху Петра I»   В преддверии юбилейных торжеств, которые широко отмечаются в 2022 г. научным и музейным сообществом России – 350-летие со дня рождения Петра Великого, вышла монография доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного университета М. С. Черкасовой, посвященная жизни двух северных городов – Вологды и Великого Устюга – в начальный период петровских преобразований. Обращение Марины Сергеевны к данной теме не случайно. Описанное ею время – один из важнейших этапов в отечественной истории, время трансформации всей системы государственно-политической, социально-экономической и культурной жизни России. Региональный аспект петровских преобразований на примере Вологды и Великого Устюга позволяет увидеть конкретно-исторический характер этих изменений. Поморье и его крупные города занимали особое место в планах царя-реформатора, особенно на начальном этапе их реализации. После азовских походов фактически все усилия по дальнейшему строительству флота так или иначе были связаны с Русским Севером. Еще в большей степени Петра I интересовали экономические и людские ресурсы региона, который в XVII в. являлся одним из важнейших доноров государственного бюджета. Монография состоит из введения, четырех отдельных очерков, связанных прежде всего логикой политических, экономических и социальных потрясений, которые переживала Россия в период петровских реформ, заключения, научно-справочного аппарата и обширного Приложения – подборки из 85 архивных документов, в основном из фондов Государственного архива Вологодской области. Статистический материал о финансово-хозяйственном состоянии приходских храмов Устюжской епархии, городском населении Вологды и тяглом населении Устюга сгруппирован в 12 таблицах. Поражает широта и разнообразие источников, привлеченных автором к исследованию. Это в первую очередь неопубликованные делопроизводственные материалы и частноправовые акты Вологодской духовной консистории (ф. 496), Вологодского архиерейского дома (ф. 948), Спасо-Прилуцкого монастыря (ф. 512), Коллекции столбцов (ф. 1260) и др. Государственного архива Вологодской области; материалы фондов Великоустюжского центрального архива – Посадской земской избы (ф. 1.) и Духовной консистории (ф. 363). Значительный комплекс документов извлечен из фондов РГАДА – Монастырский приказ (ф. 237), Устюжский архиерейский дом (ф. 236) Вологодский магистрат (ф. 717), Поместный приказ (ф. 1209), Ландратские книги и ревизские сказки (ф. 350) и др. Значительное место в работе занимают и опубликованные материалы по народонаселению Вологды и Великого Устюга первой четверти XVIII в. описи, приходо-расходные и хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома , описи и переписные книги вологодских монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193511/

История одного храма Благовещенский собор г. Воткинска, XIX в. Совсем недавно в столице Удмуртии г. Ижевске был торжественно открыт и освящен восстановленный Михайловский собор, в XIX веке бывший гордостью поселка Ижевский завод. В торжествах принимал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в 60 километрах от Ижевска, в г. Воткинске, в настоящее время полным ходом идет восстановление еще одного значимого (и не только в масштабах города и республики) храма – Благовещенского, в котором в 1840 году был крещен Петр Ильич Чайковский. Предание рассказывает, что местные жители лет за десять до строительства Камско-Воткинского завода (начавшегося в 1757 году) слышали из-под земли «удары по металлу», «звон колокола». Вскоре после пуска Камско-Воткинского завода, которое состоялось 21 сентября 1759 года, управитель завода Алексей Москвин прошением от 16 декабря просил епископа Казанского Гавриила благословить сооружение в Воткинском заводе деревянной церкви во имя вновь прославленного чудотворца святителя Димитрия Ростовского. Разрешение и благословение не замедлило последовать, по храмозданной грамоте от 19 декабря 1759 года в заводе начали строить свою первую церковь. Тогда же был определен первый воткинский священник, которым стал иерей Василий Содальский. Вновь построенная церковь была освящена по указу Казанской духовной консистории и благословлению архиерея 5 октября 1760 года во имя святителя Димитрия Ростовского. Среди икон Димитриевской церкви прихожане особо чтили Владимирскую икону Божией Матери, образ Христа Вседержителя и икону святителя Димитрия Ростовского. Причем икона святителя Димитрия Ростовского была одной из первых, написанных новопрославленному святому. Первых прихожан церкви было более 100 человек – мастеровых и инженеров. Когда же для исполнения горнозаводских работ к заводу было приписано еще свыше 1000 крестьян из прилежащих деревень, они тоже стали прихожанами Димитриевского храма. По указу Вятской духовной консистории (в чье ведение перешел храм) 1514 от 21 октября 1764 года разрешено было построить придельную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 24 июня 1774 года обе церкви: «холодная» – Димитриевская и «теплая» – Благовещения – были сожжены и разграблены пугачевцами, а священник Василий Содальский «Пугачева толпою поколот». Во время пожара успели вынести и спрятать в небольшой амбар, бывший при церкви, Владимирскую икону Божией Матери, образ Вседержителя и церковную утварь, необходимую для совершения литургии (сосуды, Евангелие, крест – дары графа Шувалова).

http://pravoslavie.ru/3677.html

Кокшетау. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1895 году. По причине неимения причта церковного горожанами было принято решение об обращении к его Преосвященству епископу городов Омска и Семипалатинска Григорию. Освящена церковь 6 июня 1896 года. Ведущая к ней улица стала именоваться Михайло-Архангельская. Журнал Омской Духовной консистории от 1 января 1897 года, ст. 1: «При Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава открыть самостоятельный приход с причтом для священника и псаломщика. Протоколом Омской духовной консистории за 270, утвержденном его Преосвященством 15 октября 1896 года об открытии самостоятельного прихода при Михаило-Архангельской церкви в г. Кокчетаве и о закрытии вакансии второго священника в Георгиевской церкви». Данную вакансию занимал священник Иоанн Машенин. Он стал первым священником церкви Михаила Архангела. По характеру строения – деревянное здание, каменный фундамент, деревянная колокольня, здание обнесено было деревянной резной оградой. Население прихода на момент открытия храма составляло 1069 мужчин, 1073 женщин. Церковно-приходское попечительство открыто в 1900 году. На пасхальной неделе причт посещает все дома прихожан со святым крестом, после проводили обход со святыми иконами по домам прихода. 2 февраля 1918 года Советом народных комиссаров принят декрет об отделении государства и школы от церкви. 5 апреля 1923 года - передача имущества в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви. Настоятель - священник Иоанн Маслов. В апреле 1923 года проведены ревизии и составлены описи имущества Георгиевской и Михаило-Архангельской церквей, подсчитано количество икон, подсвечников, колоколов, облачений. Всё описанное под расписку было передано священникам и церковным старостам. Из описи: «Церковь и колокольня имеют пять глав: одна над алтарем, другая над серединою церкви, третья и четвертая по бокам храма и пятая над колокольнею. Все главы покрыты вызолоченным железом и заканчиваются вызолоченными крестами, иконостас деревянный, выкрашен красной краской, резьба и колонны вызолочены».

http://sobory.ru/article/?object=26720

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010