М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Доклад на научно-богословской конференции на тему: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.», прошедшей в СПбПДА в сентябре 2013 года. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к жизни и деятельности протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , и поэтому весьма актуальным является написание его подробной научной биографии. Задача эта непростая, поскольку историография вопроса до сих пор остается практически неразработанной, в то время как источников, посвященных жизни и деятельности протопресвитера, до нас дошло достаточно много.В настоящей статье, рассмотрены источники, затрагивающие связь протопресвитера со своей малой родиной – Вологодской землей (в ее современных границах). 1 . Причем они хранятся не только в центральных (главным образом, в РГИА), но и в региональных и даже некоторых зарубежных архивах, что значительно осложняет работу исследователя. Главными документами, позволяющими изучить его родословную и выявить подробности детских лет, являются клировые ведомости Желобовской церкви и материалы фонда Белозерского духовного училища. Поскольку до 1788 года Белозерский уезд входил в состав Вологодской епархии, самые ранние клировые ведомости Желобовской церкви хранятся в фонде 496 «Вологодская духовная консистория» Государственного архива Вологодской области (ГАВО). В нем, в частности, имеются ведомости за 1763:1766, 1774 и 1780 годы 2 . Клировые ведомости за 1788:1789, 1791–1797:1801, 1803:1808, 1810–1812:1815, 1817:1818, 1833 годы находятся в фонде 480 «Новгородская духовная консистория» Государственного архива Новгородской области (ГАНО) []. К сожалению, в данном фонде отсутствуют ведомости за 1834–1871 годы, что лишает нас возможности выявить ряд важных подробностей, относящихся к ранним годам жизни А. А. Желобовского и периоду его учебы в Белозерском духовном училище. В последнем случае нам на помощь приходят материалы фонда 982 «Белозерское духовное училище» ГАВО, в котором имеется 6 дел, где упоминается имя будущего протопресвитера 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Екатеринбургской епархии, выходившее с 19 апр. 1886 по май 1917 г. В 1886-1896 и 1907-1917 гг. журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897-1906 гг.- 2 раза в месяц. Первым редактором был назначен преподаватель ДУ свящ. Алексий Серебренников, с 1889 г. его сменил свящ. (впосл. протоиерей) Николай Кибардин, выпускавший офиц. и неофиц. отделы до 36 за 1896 г., а затем только неофиц. отдел до 31 за 1907 г. Прот. Александр Антонинов, в 1889-1905 гг. неоднократно временно исполнявший обязанности редактора, редактировал неофиц. отдел с 37 за 1907 г. по 1913 г., после него исполнял обязанности редактора отдела свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Уфимцев, утвержденный в должности с 6 за 1916 г. и работавший до прекращения издания. Офиц. отдел редактировали секретари Екатеринбургской духовной консистории А. Е. Космачевский (1896-1897), К. М. Размахнин (1897-1898), П. П. Беллавин (1898-1902), С. Г. Павловский (1903-1908), П. П. Сребрянский (1908-1911), В. И. Соколов (1911-1915) и М. В. Майеранов (1915-1917). Особенность «Е. е. в.» была в том, что объем офиц. отдела в 1-е десятилетие выхода издания превышал объем неофиц. части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству правосл. исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в офиц. части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников ДС и духовных уч-щ и расписания экзаменов (до открытия в 1913 Екатеринбургской ДС приводились сведения по Пермской ДС), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции «Е. е. в.», братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались «Епархиальные известия», сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины.

http://pravenc.ru/text/189619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА I (1714, Киевская губ.- 9.03.1778, Островская Введенская пуст.), прп. (пам. в Соборе Владимирских святых, в Соборе Брянских святых), иером., строитель покровской Островской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . Ранний период жизни неизвестен. В 40-х гг. XVIII в. пришел на Афон, где, вероятно, познакомился с прп. Паисием (Величковским) , поэтому традиционно считается его учеником. На Афоне был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; состоял в братии мон-ря Зограф . Вернулся в Россию, поступил в Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Московской епархии, но вскоре, не приняв нового уклада иноческой жизни, покинул эту обитель. С 1755 по 1758 г. подвизался в лесах близ Яменской Иоанно-Предтечевой пуст. (ныне окрестности с. Ямного Суземского р-на Брянской обл.). Общался со старцем иером. Иоасафом (Медведевым) , строителем Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , и с его учениками мон. Астионом и иером. Селевкием. Также К. сблизился с иером. Серапионом († ок. 1807), впосл. площанским строителем. Известны письма К. этим подвижникам (РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 445 (2). Л. 2-5; Ед. хр. 461. Л. 85-86). 23 янв. 1756 г. из Московской духовной консистории в Яменскую пуст. поступил запрос в связи с розыском К., однако старец, видимо, не был найден (ГАБО. Ф. 588. Оп. 1. Д. 17. Л. 2). В 1758 г. К. перешел в уединенную Островскую Введенскую пуст., располагавшуюся на острове в глухих болотистых лесах. 24 дек. 1760 г. указом Переславской духовной консистории по ходатайству московских благотворителей и братии К. был определен настоятелем пустыни. Стремясь к отшельничеству, К. дважды уходил из мон-ря «на безмолвие», 23 февр. 1765 г. и 7 дек. 1769 г. В 1765 г. К. жил близ Яменской пуст. в уединении «ради спасения души своея», затем вернулся в Островский мон-рь. 5 июня того же года еп. Переславль-Залесский и Дмитровский Сильвестр (Страгородский) за самовольную отлучку отстранил его от должности настоятеля на полтора месяца.

http://pravenc.ru/text/1841299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в. (Покровский Николай Владимирович; 2.04.1851, г. Суздаль Владимирской губ.- 18.07.1933, Ижевск), архиеп. Ижевский и Воткинский. Из семьи священника (впосл. протоиерея). По окончании в 1868 г. Шуйского ДУ поступил во Владимирскую ДС. Окончил семинарию в 1872 г. по 1-му разряду, в сент. того же года назначен учителем рус. языка и преподавателем приготовительного класса Шуйского ДУ. В 1874 г. поступил в КазДА. В 1878 г. окончил академию в со степенью кандидата богословия. Был назначен преподавателем Самарской ДС на кафедру гомилетики, одновременно исполнял должность инспектора классов, был избран членом распорядительного собрания правления семинарии; также преподавал рус. язык в Самарском епархиальном жен. уч-ще. В 1882 г. назначен смотрителем Венёвского ДУ Тульской епархии. В окт. 1883 г. переведен во Владимирскую ДС преподавателем гомилетики. 18 марта 1884 г. рукоположен во иерея с причислением к клиру владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря и с оставлением в должности преподавателя семинарии. Сотрудничал с владимирским братством св. Александра Невского: являлся распорядителем проводимых братством народных чтений и собеседований (с авг. 1884), был преподавателем литургики в братской школе церковного пения (с окт. 1885). В дек. 1890 г. назначен законоучителем Владимирской ДС и настоятелем семинарского домового Александро-Невского храма. 13 апр. 1901 г. возведен в сан протоиерея. В нач. 1902 г. переведен в С.-Петербург, что связывают с покровительством Н. его бывшего наставника в КазДА С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) . 28 марта 1902 г. назначен законоучителем петербургской 4-й (Ларинской) муж. гимназии и настоятелем гимназического Татианинского храма в С.-Петербурге на Васильевском о-ве. Служил в храме Вознесения на Вознесенском проспекте. 30 янв. 1906 г. назначен настоятелем Екатерининского храма на Васильевском о-ве. Был членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1916 г. овдовел. 14 июня 1918 г. назначен наместником Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Костроме. Петроградский и Гдовский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) писал 15 июня того же года временно управляющему Костромской епархией архиеп. Евдокиму (Мещерскому) о том, что искренне сожалеет о расставании с Н., «с таким высокообразованным, выдающимся и глубоко преданным Церкви Божией пастырем, поистине «полагающим душу свою за овцы», и с таким опытным, полезнейшим, незаменимым сотрудником в епархиальных делах, каковым он был по должности члена Петроградской Духовной Консистории и различных, вызванных обстоятельствами времени, учреждений епархиального ведомства, исполнявшим и многие особые поручения моих предместников, и мои с примерною ревностью и замечательною аккуратностью».

http://pravenc.ru/text/2566010.html

Медяны. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Медяны (село), Кировская область, Юрьянский район, Медянский сельский округ, 32 км от г. Вятки, 50 км от районного центра – пгт Юрья. Дата основания села - 1615 год. Старое название - Медяна - расшифровывается в разных источниках по-разному. Согласно первой версии, название произошло из-за большого количества живородящих ящериц, в народе называемых " медянками " (веретеница ломкая), которые водились в окрестностях раньше. Согласно другой версии - от слова " медь " , которая будто бы залегала в окресностях села в прежние времена. Село Медяны появилось позднее близлежащих деревень (Бакачи, Мухичи, Койковы, Калиничи и др.), относящихся к Медянскому приходу. Несмотря на это, 1629 году в селе уже было 22 двора. Заселение деревень сопровождалось вырубкой деревьев, выкорчёвкой пней, освобождением земли под пашню. Каменная Троицкая церковь была построена в 1770 году. В 1870 году приход состоял из 105 селений (399 дворов, 6587 человек). История Свято-Троицкой церкви села Медяны По писцовой книге Доможирова 1629 года значится церковь теплая Димитриевская и холодная Ильинская на Медяне. По переписи Толочалова указана церковь холодная, да церковь теплая Димитрия Солунского. Село Медяна значится в переписной книге писца Караулова за 1654 год. Церковь деревянная во имя святого Димитрия, с приделом святого пророка Ильи. По истечении времени вместо нее, пришедшей в негодность, была построена вторая деревянная церковь в честь святого Дмитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1753 году прихожане обратились с просьбой к Епархиальному начальству о дозволении построить каменную церковь. В 1754 году по прошению причта и прихожан указом духовной Консистории ветхую церковь разобрать (19 июня указ 633). К марту 1754 г. были заготовлены материалы. Указом Духовной Консистории от 11 марта 1754 года (за 398) позволено приступить к закладке каменного храма. Постройка храма разрешена 4 августа 1754 года (за Чтобы кладка крепче схватилась, в известь добавляли сырые яйца. Их по всей округе собирали на стройку.

http://sobory.ru/article/?object=08895

Мохча. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1830 и 1838. Адрес: Республика Коми, Ижемский р-н, с. Мохча Координаты: 65.003579, 53.830218 Проезд:От Ижмы через понтонный мост на левый берег и 2,5 км вверх по течению, справа от дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году. Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году. Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом — с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии. Трехъярусная высокая колокольня того же времени стояла отдельно, как в обычае было ставить колокольни на Ижме. Отчасти это объясняется традицией, идущей от народного деревянного зодчества, отчасти неудачами при возведении на Ижме колоколен над папертью — они проседали, давали трещины и их приходилось разбирать. Колокольня не сохранилась.  В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым. В 1875 году при церкви в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская школа, где в 1900 году обучалась 41 девочка. Были еще 4-классное высшее начальное училище, начавшее свою деятельность с 1 сентября 1910 года и 2-классное приходское училище Министерства народного просвещения.  www.izhma.ru В Праздник Вознесения Господня, в селе Мохча, Ижемского района, в Вознесенской церкви был Престольный праздник. Иеромонахом Германом (Юрченко) была отслужена Божественная Литургия. Храм, находящийся в разрушенном состоянии и ныне восстанавливаемый из руин силами членов прихода под руководством о.Германа, имеет богатую историю...

http://sobory.ru/article/?object=12538

Настоятели монастыря Настоятельство в Варницком монастыре до 1764 г. было «игуменское», а с этого года переименовано в «строительское». Кто был первый игумен – данных, указывающих это, – никаких нет; равно не сохранилось сведений и о первых годах монастыря. Как выше сказано, наиболее отдаленные сведения относятся к 1482 году, когда упоминается первый известный игумен «Троицкий с варниц Иосиф», сослуживший преосвященному Ростовскому Архиепископу Иоасафу при освящении храма в Угличском Покровском монастыре 1 октября 1482 года. Затем сведения о игуменах Варницких прерываются до 1614 г., в котором был в обители строитель Авраамий, первый упоминаемый в труде П. Строева «Списки Иерархов и Настоятелей монастырей рос. церкви.» Вот перечень игуменов Варницкого монастыря по этому труду (стр. 355) до 1764 года: После Авраамия: Нифонт, в январе 1624 г. Иона, 1647 г. Тимофей, 1654 г. Иона, в сент: 1657 г., в окт. – декаб. 1662 г. Варлаам, 1708 г. Иоаникий, 1722 и 1738. Иринарх, 1744 г. 14 Исаия, 1746–49 г. 15 Мисаил, 1757 г. Исаия, в янв. 1758 г. Адриан, 1759–64 г. Игнатий, 1764–65 г. 16 Здесь нужно упомянуть, что с переводом в Варницкий монастырь монахинь – ими сначала (в 1725 г.) управляли игуменья Христофора, а в 1729 г. наместница Мастридия. С 1764 г. монастырем управляли строители: 1) Ианнуарий, с 1765–1770 г, 2) Феофил, с 1771–1773 г. 3) Иларион, с 1773–1777 г; из экономов Ростовского Архиерейского Дома; был Членом Ростовской Духовной Консистории. 4) Мелхиседек Митрополитский, с 1777–1778 г:, из казначеев Ростовского Архиерейского Дома. 5) Варлаам, с 28 мая по 20 ноября 1778 г. 6) Порфирий, с 1778–1783 г.; затем поступил в игумены Угличского Покровского монастыря; из экономов Архиерейского Дома. Был Членом Духовной Консистории и смотрителем Семинарии. Из Покровского в 1789 г. переведен в Ярославский Толгский монастырь, где в 1893 г. произведен в архимандрита (первого в этой обители). 7) Анатолий, малороссиянин, с 1783–1786 г. При нем построена была зимняя каменная одноэтажная церковь св. Кирилла чудотворца, сгоревшая в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Плотниково. Церковь Прокопия Устюжского. Карта и ближайшие объекты Построена в 1903-1904 гг. Была приписана к церкви с. Асово. Закрыта 3.02.1938 г. Вновь открыта 22.03.1944 г. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003 Эта церковь родилась скромной православной часовней немногим больше ста лет назад – в 1903 г., незадолго до кончины Российской империи, за четырнадцать лет до смутного, беспощадного к ней времени. Пережила многое – и нашествие хулителей и рушителей веры, раздор, надругательство, забвение. В 1944 г., на третьем году Великой Отечественной войны, единственная на березовской земле вернулась к жизни, к Богу. В Плотниковский приход вновь потянулся простой люд. С той поры прошло более шестидесяти лет, а она до сих пор светит на нашей березовской земле. Пока в деревне Плотниково храма не было, прихожане относились к соседней – Асовской церкви. Добираться с плотниковских краев до Асово непросто, все-таки расстояние приличное – в пределах 12 верст, а транспорт не у каждого. Тогда и решено было заиметь у себя молитвенный дом. В одном из документов нашел такую запись: " Церковь строило население деревень Плотниково и Верхних Ковалей, состоящее из 100 дворов. Церковь деревянная, одноэтажная, длина 20 метров, ширина 10 метров”. Вначале это была часовня. В январе 1904 г. последовал Указ Пермской Духовной Консистории по обращению ее в церковь. 18 марта 1904 г. прошло ее освящение. Выписка из Клировой ведомости 2-го Благочинного округа Кунгурского уезда за 1916 г. (Архив г. Кунгура, дело 17. Опись I. Фонд 497. Стр. 243.): «Церковь построена тщанием (усердием) прихожан, обращена в церковь по Указу Пермской Духовной Консистории от 28 января 1904 г. за номером 939. Здание деревянное с такой же колокольнею, на каменном фундаменте. Престолов в ней один в честь Св. Великомученика Прокопия 18 июля, освящена 18 марта 1904 г. По штату при ней положен священник и псаломщик. Жалование положено казною 400 рублей в год. От прихожан 120 рублей на притч. Кружечных доходов за 1916 г. получено 300 рублей 20 копеек. Другие источники содержания членов причта в качестве дохода добровольных сборов. Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным до 600 квадратных сажен. Прихожане приговором от 6 марта 1912 г. отказали в передаче причту.

http://sobory.ru/article/?object=16668

Себино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Основание большинства населенных пунктов в низовьях реки Южный Буг неразрывно связано с историей украинского казачества. Запорожские казаки начали освоение земель современной Николаевской области во времена Новой Сечи (1734-1775 гг.). После ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи значительная часть казаков не пожелали покинуть свои зимовники и хутора и превратились в государственных крестьян. Именно с этих зимовников начиналась история ряда современных сел, поселков и городов Николаевской области. К их числу относится и село Себино (старое название — Куцый Еланец). В 1779 году Себино уже значится на картах, хотя часто можно встретить ошибочную информацию о основании села в 1792. Название села, по легенде, происходит от молдавского выражения «се-бино», которое означает «хорошо». Жители Себино обратились с просьбой о разрешении строить у себя церковь. На эту просьбу последовал Указ о предоставлении плана строительства церкви станицы Себиной и отведении земли для строительства (29 августа 1796 г.): «Указ Ея императорского величества Самодержицы Всероссийская из Екатеринославской духовной консистории, в Херсонское духовное правление. Его высокопреосвященства Гавриила митрополита Екатеринославского и Херсониса Таврического, по прошению Херсонского уезда состоящей при речке Куцого Еланца Бухской станицы Себиной приходящих людей, в котором объявляя причисление свое в приход станицы Новопетровской, и что по чрезвычайной отдаленности от оной нуждаются они в христианских требах, так что больные нередко умирают без христианского напутствования, а младенцы без крещения, просят позволить им в оной Себиной станицы построить в оной во имя Рождества Пресвятыя Богородицы собственным их коштом церковь. Сего августа 22 дня резолюцией повелел «велеть просителям ежели желают церковь строить исходатайствовать себе прежде план подцерковной земле на сто двадцать десятин и тогда уже просить», почему в Екатеринославской духовной консистории определено: для объявления о сем просителям, в оное Херсонское Духовное правление послать сей указ августа 29 дня 1796-го года».

http://sobory.ru/article/?object=46227

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010