Большие Сетки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви Святителя Чудотворца Николая Бежецкого уезда, села Старых Сеток за 1862 год. 1. Оная церковь построена в 1842 году, тщанием и иждивением того села Помещика Г. Николая Дмитриева Загоскина с присовокуплением Кошельковой суммы. 2. Зданием деревянная с такою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней два, один в настоящей во имя Святителя и Чудотворца Николая, холодный, другой в трапезе с южной стороны во имя Св. Мученицы Софии и трех ея дщерей, теплый. 4. Утварью и разницею достаточна. 5. Причта положено по новому штату Священник один и дьячек один. 6. Земли при сей церкви отмежевано усадебной 3, пахотной и сенокосной, равно под болотом и проселочными дорогами 35, а всего 38 десятин, на которой земле лесу никакого не имеется, и особливого плана на оную не имеется же, а положена на владельческом плане, дела об ней не производится, а владеют ею священноцерковнослужители сами. 7. Домы у священноцерковнослужителей  деревянные, собственные, построены на церковной земле.  8. На содержание священноцерковнослужителей получается от Господина Загоскина на законном основании шестьдесят восемь рублей, пятьдесят семь копеек серебром и от доброхотного подаяния прихожан, от которых в течение сего 1862-го года полученных денежных доходов тридцать рублей серебром. 9. Зданий, принадлежащих сей церкви, не имеется. 10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 80, от Духовного Правления состоящего в уездном городе Бежецке в 50, от местного Благочинного в 30 верстах. 11. Ближайшие к сей церкви суть: Андреевская в 2-х, Тереботунская в 5, Ивановская в 5 же верстах. 12. Приписной к сей церкви нет. 13. Домовой церкви, часовен и молитвенных домов неимеется. 14. Опись церковному имуществу есть, учинена вновь 1846 года, скреплена Присутствующим Тверской Духовной Консистории Тверского Кафедрального собора Протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и утверждена печатию оной же Консистории. 15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию даны, приходная 1860 а расходная 1823 годов, ведутся исправно и хранятся в целости, осталось церковной кошельковой суммы от сего 1862-го к 1863-му году на серебро 274 руб. 64 коп.

http://sobory.ru/article/?object=06141

Владимир Русак Скачать epub pdf Епархиальное управление В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епархий. С переделами губерний число епархий увеличивалось. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ведении Синода, без собственного архипастыря. В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второклассных (архиепископий); 15 епископий. В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна белорусская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге. С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще более умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пределам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие: 4 митрополитов, 12 архиепископов, 12 епископов. В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году. Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, который представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года – троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению. В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятельным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства. Органы епархиального управления долгое время оставались прежними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо архиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа. В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемой епархией”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вятка (Киров). Церковь Донской иконы Божией Матери. Стефановская церковь, Донская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1746 году, после большого пожара, истребившего город почти вконец, в монастырской слободке, по желанию прихожан и по указу вятской духовной Консистории, состоявшемуся 29 июля, начата строением, вместо деревянной, каменная церковь во имя Донской Божией Матери, с приделами Стефана Великопермского и Параскевы, нареченной Пятницы, а наверху над теплою церковью особенная, маленькая во имя Сергия, Радонежского чудотворца, которая построена уже после. Главная освящена в 1763 году преосвященным Варфоломеем. В последствии времени, вместо Пятницкой, придельный престол с левой стороны устроен во имя св. Великомученика Феодора Стратилата. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Из уцелевшего перечня дел Вятской консистории известно о том, что в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, " дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы " . Указ из консистории с разрешением на постройку был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов (старостами храма в этот период были хлыновчане купцы Григорий Никитин и с 1763 года - Сергей Злыгостев). Храм был задуман двухпрестольным, а сооружен - с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода. После пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы; через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви - в честь св. Стефана Пермского (7 ноября) и св. Феодора Стратилата (9 ноября). В 1770-1774 году староста церкви Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого - преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=32526

К характеристике церковно-приходской проповеди в Санкт-Петербурге в царствование императрицы Екатерины II Источник Проповедническая деятельность знаменитых проповедников-иерархов времён императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I – у нас довольно известна. Проповеди этих ораторов почти все напечатаны или в виде отдельных брошюр, или в виде полного собрания. Какова была проповедь церковно-приходская, рядовая, проповедь, обращенная не к избранному кругу просвещённых слушателей, а к массе приходского народа, та проповедь, которая имеет своим назначением не столько блистать, сколько действительным образом влиять на духовно-нравственное развитие народной массы? Сведения по этому предмету до настоящего времени крайне скудны, до того скудны, что нет возможности категорически решить вопрос: насколько тут имела места импровизация и безыскусственное пастырское учительство, и насколько приходская проповедь этого времени следовала схоластическим традициям тогдашней духовной школы. Одним словом – нет достаточных данных для заключений как о количественных размерах приходской проповеди за это время, так и о качественном её достоинстве. С этой точки зрения, две предлагаемые вниманию читателя проповеди представляют, как мы думаем, некоторый интерес. Первая из них – слово в неделю о слепом принадлежит перу священника церкви Входа Господня в Иерусалим, Гавриила Петрова, и произнесена им в 1794 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что при Невской перспективе, по назначению от консистории, но произнесена без предварительного разрешения благочинным – цензором, что и было причиной сохранения ее до настоящего времени (в архиве С.-Петербургской духовной консистории), так как, в следствие донесения благочинного о нарушении священником Петровым установленных правил, проповедь была истребована в консисторию в подлиннике. Сама проповедь не была найдена предосудительною по содержанию; но, за несоблюдение установленных правил, проповеднику было объявлено, 16 июня 1794 г., замечание консистории. Читатель увидит, что проповедь эта очень недурна для заурядного проповедника того времени как по мыслям, так по построению и изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Софония, архиепископ Туркестанский и Ташкентский (Сокольский Стефан Васильевич) Родился в селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Бежецком духовном училище. В 1817 году поступил в Тверскую духовную семинарию. В 1823 году по окончании курса семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1827 году окончил курс академии со степенью магистра. 6 сентября 1827 года пострижен в монашество. 8 сентября 1827 года рукоположен во иеродиакона. 11 сентября 1827 года рукоположен во иеромонаха. 16 сентября 1827 года определён профессором Тверской семинарии. С 11 февраля 1828 года – инспектор Тверской семинарии. 16 февраля 1829 года переведён инспектором Вологодской семинарии и профессором философии. 30 марта 1829 года назначен управляющим Вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря. С 7 декабря 1829 года исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей. 29 ноября 1831 года переведён инспектором и профессором в Архангельскую семинарию. 19 июля 1832 года назначен ректором Архангельского духовного училища; в том же году определён присутствующим Архангельской консистории и строителем Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря. 10 мая 1835 года переведён ректором в Орловскую семинарию. 28 июня 1835 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Мценского Петропавловского монастыря. С 28 августа 1835 года возведён присутствующим в Орловской духовной консистории. 5 мая 1839 года перемещён ректором в Подольскую семинарию. 2 июля 1839 года назначен настоятелем Каменецкого Свято–Троицкого монастыря. 5 июля 1839 года назначен присутствующим в Подольской духовной консистории и цензором проповедей. В сентябре 1840 года утверждён вице-директором тюремного комитета. 11 декабря 1843 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 10 апреля 1844 года перемещён ректором Ярославской семинарии. 23 августа 1844 года определён настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря. 26 апреля 1845 года назначен присутствующим в Ярославской консистории;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часть пятая (писана в ноябре 1861 года) 1852 год За 1852 год, по-прежнему, поименую более замечательные факты и сведения, именно: 1) Подчинены епархиальному ведомству три Виленские церкви военного ведомства с их причтами. 2) Преобразовано, по Высочайшему повелению, управление воспитательного в Вильно дома. Консистории от 8 февраля – приложение 3) Поручено священнику Ковенского собора Петкевичу рассматривать книги на самогитском и литовском языках, поступающие в Виленский цензурный комитет. 4) Приняты в Православие из Латинства иеромонах Ковнацкий и священник Касперович. Первый оказался негодником, подался на Латинские каверзы и сослан на поселение. Второй, престарелый, умер честно через несколько лет. 5) Роздано мною Виленским бедным 425 рублей серебром по случаю возведения в митрополиты. 6) Было дело о восполнении по воссоединённым церквам богослужебных книг, печатанных в Православных типографиях, особенно по церквам, присоединённым недавно к Литовской епархии. Это восполнение впоследствии и сделано. Консистории и Синоду от 25 мая – приложения 3. 7) Было дело о явлении якобы какой-то женщине Божией Матери в зарослях на болоте в Токарском приходе, о поставлении там креста и служении при нём молебнов, при стечении народа. Резолюции мои от 20 августа, 17 сентября и 26 октября – приложения 5, 6. 8) Подобное злоупотребление случилось в Виленской Николаевской церкви, своевольным допущением почитания мощей пресвитера Иоанна. Консистории от 7 декабря – приложение 9) Борьба продолжалась и в сем году, по весьма многоразличным предметам. Гражданские начальства, хотя были умереннее и осторожнее, однако, всё-таки пристрастны к римляно-польской партии. В сем году 25 ноября я представил Святейшему Синоду об учреждении в Вильно училища для девиц духовного звания, хотя о назначении для них помещения ещё шла упорная переписка. Письмо графу Протасову от 25 ноября в тетради, приложенной под 10) Стоит также обратить внимание на письмо моё, в той же тетради, к графу Протасову от 25 сентября, и на упоминаемые в нём два рапорта Св. Синоду: от 21 сентября, о своевольной постройке Латинских каплиц и определении ксёндзов туда, где их прежде не бывало, и от 25 сентября, о крещении подкидышей Виленского воспитательного дома, показанных сомнительно крещёнными по Римскому обряду. Приложения 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Филарет, епископ Нижегородский и Арзамасский (Малишевский Фома Фёдорович) Родился в 1807 году в селе Рогино Рогачевского уезда Могилёвской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Полоцкой духовной семинарии, а затем в Главной духовной семинарии при Виленском университете. 1 июня 1830 года окончил курс семинарии со степенью магистра богословия. 1 сентября того же года определён учителем французского и славянского языков в Полоцкую духовную семинарию. 8 ноября 1830 года рукоположен во священника целибатом. С 1830 по 1833 год, по распоряжению высшего начальства, был слушателем словесных наук в Санкт-Петербургском университете. 14 февраля 1833 года назначен профессором статистики, французского и немецкого языков в Полоцкую семинарию, а 14 июня 1833 года переведён профессором церковной истории, греко-восточных обрядов, церковного пения и французского языка в Литовскую семинарию. В 1834 году определён секретарём Правления Литовской семинарии. С 1836 года состоял членом Литовской духовной консистории с увольнением от должности секретаря. 15 июля 1837 года возведён в сан протоиерея. 15 сентября 1837 года назначен в Полоцкую семинарию на должность инспектора и профессора библейской и церковной истории и нравственного богословия. 12 февраля 1839 года протоиерей Фома Малишевский вместе с униатским духовенством подписал соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года он был принят в общение с Православной Церковью. В 1839 году награждён орденом святой Анны III степени. 13 февраля 1840 года назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и председательствующим Полоцкой духовной консистории. 10 августа 1840 года принял монашество, а на другой день. 11 августа1840 года возведён в сан архимандрита. В 1841 году назначен членом Епархиального попечительства. С 1843 года состоял благочинным монастырей Полоцкой епархии и по должности ректора не раз ревизовал окрестные духовные учебные заведения. Награждён орденом святой Анны II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Водзимонье. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Водзимонье Малмыжского уезда. Вознесенская церковь (1754–1938, 1947 гг.) Приход с. Водзимонье открыт по представлению Казанской новокрещенской конторы от 4 сентября 1749 г. в Св. Синод в составе селений: Водзимонье, Малая Кукмупыкакся, Мукикакся, Валадынкакся, Болма, Вишур Какся, Блажьясь, Нижняя Юсь, Новая Бия, Старая Седмурчебия, Седмурчемонья, Верхняя Юсь, Верхняя Вола Юсь, Валадырь Юсь. Строительство церкви было разрешено Св. Синодом 3 июня 1751 г., и в этом же году была построена деревянная холодная церковь во имя Вознесения Господня. Богослужения начались по разрешению Преосвященного Луки, епископа Казанского от 19 сентября 1754 г. Село в 1791 г. было передано из Казанской епархии в Вятскую. 16 марта 1794 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство при холодной церкви деревянной теплой церкви. Церковь построена и освящена 18 февраля 1796 г. во имя Вознесения Господня. В 1799 г. в этой церкви устроен придел и освящен 1 сентября 1799 г. во имя Рождества Христова. Старая деревянная церковь (холодная) по указу Вятской духовной консистории в 1797 г. упразднена. 30 апреля 1818 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 1570 на строительство каменного храма во имя Вознесения Господня с приделом в честь Рождества Христова. Церковь построена в 1829 г. на средства прихожан и добровольных пожертвований с тремя престолами: в холодной – главный – освящен в 1848 г. в честь Вознесения Господня, в теплой – правый – освящен в 1838 г. в честь Рождества Христова, левый – освящен в 1839 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. – школа грамотности. С 1 января 1895 г. открыта богадельня с приютом. Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 г. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941 г. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г.

http://sobory.ru/article/?object=16590

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ орган ЕУ в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первоначально консисториями (лат. consismorium - совместное стояние) назывались тайные советы рим. императоров, впервые введенные имп. Адрианом (117-138), члены к-рых в присутствии императора обязаны были стоять. В Римско-католической Церкви консисториями именуются собрания кардиналов под председательством папы. Затем это название стало употребляться также для обозначения диоцезальных совещательных коллегий при правящем епископе Римско-католической Церкви, а также приходских советов в некоторых протестант. церквах. В России в нач. XVIII в. консисториями стали называть учреждения, помогавшие правящему архиерею в управлении епархией. Первые консистории были учреждены на территории совр. епархий: Новгородской и Старорусской - в 1725 г.; Астраханской и Енотаевской - в 1728 г.; Тамбовской и Мичуринской, Нижегородской и Арзамасской, Псковской и Великолукской - в 1730 г.; Владимирской и Суздальской, Тобольской и Тюменской - в 1731 г.; Иркутской и Ангарской - в 1732 г., но до 1744 г. в названии епархиальных учреждений не было единообразия. В епархиях они именовались не только консисториями, но и духовными приказами, дикастериями, канцеляриями, духовными правлениями. Разнообразием отличались и полномочия этих учреждений, и порядок их деятельности. Унификация в ЕУ была введена Указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г., которым определено правительственным местам всех епархий иметь одинаковое наименование - «Духовная консистория». До 1768 г. в состав Д. к. могли входить лишь монашествующие лица пресвитерского сана - архимандриты, игумены и иеромонахи, затем членами консисторий стали назначаться также лица из белого духовенства. В 1797 г. указом имп. Павла I было предписано, чтобы одну половину членов консистории составляли монахи, а др.- священники из белого духовенства.

http://pravenc.ru/text/180647.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Контора духовных дел в Риге. Рижское духовное правление В 1727 г. Псковским архиепископом Рафаилом (Заборовским) в Риге была учреждена духовная контора. По поручению Псковской консистории контора разбирала различные дела, связанные с деятельностью подведомственных ей духовных лиц и мирян. В 1730 г. она, например, ходатайствовала перед генерал-губернатором о том, чтобы без ведома и согласия епархиальной власти ни по каким делам не допрашивали и не брали под арест местных духовных лиц. Около 1739 г. духовная контора была переименована в духовное правление, но организация ее оставалась прежней, и штат состоял всего из одного человека — настоятеля кафедрального собора. Из церковных приходов Эстляндии в ведении Рижского духовного правления были Перновский и Эзельский, а с 1788 г. также Дерптский, до этого самостоятельный и подчиненный Псковскому архиепископу. С 1764 г. архиепископ Иннокентий титуловался Псковским и Рижским, потому что церкви в Ревеле, Балтийском Порту и Нарве были приписаны к Петербургской епархии. В указе Псковской консистории от 13 августа 1764 г. 1728) говорилось, что «в бытность его преосвященства в Риге усмотрено им, что Рижское духовное правление состоит из единой персоны — тамошнего протопопа. А по знатности того места, где бывают многие и трудные к решению дела, надлежит там быть правлению духовному в лучшем порядке... Того ради его преосвященство приказал: в оном Рижском духовном правлении присутствовать и обще исправлять всех дел течение трем персонам» . Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. XVII в. Нарва. Фотография. Нач. ХХ в. Как до реорганизации, так и после деятельность правления протекала в сложных условиях. Ощущался острый недостаток в священниках, которые знали бы местные языки, да и уровень подготовки тех, кто уже служил в храмах, был весьма низким.

http://sedmitza.ru/lib/text/430211/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010