Невель. Церковь Иоанна Богослова. Богословская церковь /// Объект утрачен Первоначальная деревянная церковь на Чернецовском погосте (1890-1903), перевезена в Невельск в 1904 г., освящена 26 сентября 1904 г. Источник: А. Желамский «Невечерний свет. Страницы истории Чернецовского края» Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь перевезена в 1904 г. из села Чернецово в связи со строительством там нового храма и поставлена на месте разобранной прежней обветшавшей церкви. Обшитый тёсом однопрестольный храм с колокольней, световым одноглавым завершением, боковыми открытыми галереями и двумя крыльцами под навесами на кирпичных столбах. Принадлежала Невельскому Преображенскому монастырю. По информации старожилов, после закрытия монастыря в начале 1920-х г.г. перешла в распоряжение старообрядческой общины города. Сгорела в годы Великой Отечественной войны. РГИА, ф.799, оп.33, д.1454. На Никольской улице Невеля (ныне ул. Урицкого) когда-то стоял деревянный монастырский храм Святого апостола Иоанна Богослова. Церковь считалась приписной к Невельскому Спасо-Преображенскому монастырю. По указу Полоцкой духовной консистории от 22 мая 1882 года она была разобрана, по причине ветхого состояния. На её месте был установлен крестообразный каменный столп с иконой, напоминавший о церковном погосте. С открытием в городе железной дороги Никольская улица начала застраиваться и распространяться дальше, в сторону села Иваново. Пустое место, на котором некогда был храм, бросалось в глаза. Духовной братии грустно было смотреть на это место опустения, тем более что оно было уже почти в руках поселившегося рядом предприимчивого еврея, который смотрел на этот обширный плац, как на свою собственность, приобретённую покупкой, обставленною формальностями закона, несмотря на то, что на нём находились надгробные памятники, свидетельствующие о принадлежности этого места к святой православной церкви. Заштатное положение Невельского Спасо-Преображенского монастыря в Полоцкой и Витебской епархии не позволяло располагать ему достаточными финансами для исправления данного положения дел.

http://sobory.ru/article/?object=56781

Недавно нам пришлось видеть подлинные письма преосвященного Иоанна, епископа Смоленского, к своему другу, архимандриту Фотию, в бытность преосвященного архимандритом – инспектором С.-Петербургской духовной академии (1851–1855гг.) и ректором Казанской духовной академии. В этих письмах ярко выступает личность преосвященного, его отношение к современной церковной жизни и к ведомству православного исповедания, так что письма эти вносят не только ценную долю для биографии преосвященного, но представляют интерес и общего характера. Вот эти письма. Желательно видеть в печати и другие. Августа 31, 1852 г. С.-Петербург Любезнейший отец Фотий Много благодарен Вам за усердие. Портрет келейника, нарисованный Вами, кажется, удовлетворителен; и я решаюсь взять его к себе. Только теперь нужно прояснить одну статью: на каких условиях он соглашается служить мне? Нельзя ли Вам переговорить с ним об этом? Если он будет требовать чего-либо особенного (напр., большого жалования и т.п.), то потрудитесь снова отписать ко мне. Если же ничего особенного он не желает, то может отправляться в Петербург. Во всяком случае, он может быть уверен, что будет обеспечен во всем нужном; будет получать и жалованье, и тем больше, чем, разумеется, лучше будет служить. Нужно еще, чтобы он получил от Консистории отпускной билет, который, пожалуй, может быть написан на мое имя сроком примерно на один год (билет для постоянного жительства в Петербурге будет выдан здесь). Наконец, надобно внушить ему три непременные добродетели: послушание беспрекословное, воздержание беспредельное, скромность безусловную. Волосы пусть острижет. Что нового в великом Новгороде? Как поживает новый отец ректор наш, это единственная в Новгороде новость, как отозвался митрополит по возвращении из Новгорода? Много ли осталось от иконы преп. Антония, что в паперти Антониева монастыря, или уже вся скушена православными. Не оказывают ли они усердия отведать и камешка, который, помнится, тут же лежит? Не возвратился ли Волхов вспять, как во дни оны и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Скачать epub pdf Ангел-хранитель Валаама (святитель Игнатий Брянчанинов в истории Валаамского монастыря) Северным Афоном называли эту обитель современники. И не случайно с Валаамом тесно связано имя замечательного подвижника и аскета, духовного писателя XIX столетия святителя Игнатия (Брянчанинова) . На протяжении 30 лет Преосвященный Игнатий состоял в переписке с известным церковным деятелем того времени игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным. В письме к нему епископ Игнатий с чувством восхищения отозвался о Валааме: «Валаамский монастырь есть один из первейших монастырей не только в России, но и во всем мире по удобствам своим к иноческой жизни. По служебным отношениям моим к сей обители я считаю моею священною обязанностью сохранять сие иноческое святилище». В 30-е годы XIX столетия в связи с нестроениями в жизни Валаамской обители возник вопрос об избрании нового игумена. Духовная консистория Святейшего Синода поручила разобраться в сложившейся ситуации настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию, в июне 1838 года назначенному благочинным монастырей Петербургской епархии. Энергией настоятеля Троице-Сергиевой пустыни были найдены и церковной властью вырваны зловредные плевелы на духовной ниве древнего Валаама. И в определении Святейшего Синода по делу о Валаамских беспорядках нельзя не видеть поощрительного влияния Высшей Церковной Власти к Игнатию (Брянчанинову) и очевидного желания, чтобы и в дальнейшем устроение дел и жизни Валаамского монастыря стояло под ближайшим руководством и влиянием его, как знатока монастырских дел, мудрого и энергичного начальника. Для возрастания Валаамской обители представлялось крайне необходимым назначить нового настоятеля. Архимандрит Игнатий рекомендовал на этот пост известного ему своей подвижнической жизнью монаха скита во имя Всех Святых Дамаскина. Предложение было принято Святейшим Синодом и Государем. По поручению митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского; † 1843) архимандрит Игнатий направил монаху Дамаскину приглашение немедленно приехать в Петербург для представления. С этого короткого официального письма началась переписка между архимандритом (впоследствии епископом Кавказским и Черноморским) Игнатием и игуменом Валаамского монастыря отцом Дамаскиным. Со временем между ними возникла глубокая духовная дружба, продолжавшаяся до самой кончины Преосвященного Игнатия (†1867).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ставрополь. Иоанно-Мариинский женский монастырь. На территории монастыря: Карта и ближайшие объекты В 2013 г. исполнилось 165 лет со дня образования старейшего из существующих в городе Ставрополе монастырей – Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря. В 1843 г. по указу императора Николая I было определено учредить в Кавказской области и Черномории особую епархию, выделив ее из Новочеркасской. Архиерейскую кафедру основали в городе Ставрополе. Первым епископом Кавказским и Черноморским был назначен викарий Киевской митрополии епископ Чигиринский Иеремия. С учреждением Кавказской епархии и прибытием правящего епископа в среде ставропольского общества появились новые интересы: сооружение храмов, развитие христианского просвещения в Кавказском крае, организация просветительских и благотворительных учреждений. В Государственном архиве Ставропольского края имеются фонды, документы которых отражают деятельность духовного ведомства на Ставрополье. Это материалы об открытии Кавказской епархии, указы Святейшего синода, отчеты о деятельности епархии, журналы заседаний консистории, документы об открытии церковно-приходских школ, училищ и многое другое. В истории православия на Северном Кавказе значительным событием явилось открытие женских монастырей. По настоянию Преосвященного Иеремии было принято решение об открытии двух женских монастырей в Кавказской епархии: Марие-Магдалинского - в Черномории, Иоанно-Мариинского - в Ставрополе. В краевом архиве хранятся документы, связанные с историей создания и развития Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря. Это прежде всего, клировые ведомости о церквах, монастырях Кавказской епархии, содержащие послужные списки священнослужителей Иоанно-Мариинского монастыря, сведения о вдовах и сиротах, подведомственных монастырю, различного рода переписка духовных правлений с настоятельницами монастыря, метрические книги, в которых отображены свидетельства о рождении и смерти церковнослужителей, монахинь и послушниц. В 1848 г. по благословению первого Преосвященного епископа Ставропольского Иеремии в трех верстах к северу от Ставрополя, на землях Терского казачьего войска, был открыт приют для сирот духовного звания женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=21079

Тихон Задонский, в мире Тимофей Соколов, святитель, епископ воронежский, знаменитый иерарх и духовный писатель, родился в 1724 году в селе Короцке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье бедного дьячка Савелия Кирилловича. Рано лишившись отца, он с самого детства испытывал материальную нужду. «Когда дома есть нечего, – вспоминал он впоследствии об этом времени, – то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом». С 1738 года учился в Новгородской духовной школе, живя на средства своего брата Петра, бывшего дьячком в Новгороде. С открытием в 1740 году семинарии, его, как одного из лучших учеников, приняли на казенное содержание. Еще до окончания семинарии, в 1750 году, он оставлен был при ней учителем греческого языка, а по окончании ее в 1754 году также и риторики. В 1758 году принял монашество в Новгородском Антониевом монастыре с именем Тихона, в Фомино воскресенье посвящен был в Петербурге во диакона и в том же году в иеромонаха. С 1758 года Тихон стал преподавать философию в семинарии, а 18 января 1759 года назначен был там префектом. В том же году его по просьбе тверского епископа Афанасия назначили архимандритом Желтикова монастыря, но вскоре перевели в Отроч монастырь с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем Тихон управлял Хутынским монастырем. 13 мая 1761 года Тихон возведен был в сан епископа кексгольмского и ладожского, викария Новгородской епархии, причем рукоположение совершено было в Петербургском Петропавловском соборе. В августе 1762 года, когда синод выезжал в Москву по случаю коронации Екатерины II, ему повелено было прибыть в Петербург и председательствовать временно в синодальной конторе. 3 февраля 1763 года Тихон, после смерти Иоанникия Павлуцкого, назначен был на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. С самого вступления в управление епархией перед Тихоном открылся широкий простор для деятельности. Прежде всего он обратил внимание на ветхость собора, и ему удалось, главным образом на частные пожертвования, заложить новый каменный собор, который однако был закончен уже после него. В среде духовенства он нашел невежество, пренебрежение обязанностями и злоупотребления: многие не знали как следует чина службы, другие в праздничные и воскресные дни из-за личных дел совсем не совершали службы, много беспорядков было по делам брачным; вообще нравственный и образовательный уровень духовенства не соответствовал его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Турунтаево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты История Спасской церкви начинается с 1679 года, когда в устье Итанцы, на берегу Селенги, был построен Итанцинский острог на месте существовавшего до него зимовья. Позже, в 1706 году, при остроге была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного Образа, располагавшаяся вместе с 12 дворами жителей вне острога. Вскоре она сгорела, но была вновь отстроена. К концу 18 века церковь обветшала, к тому же в долине Итанцы образовалось много новых русских селений. В марте 1787 года Иркутской духовной консисторией был дан указ о строительстве новой Спасской каменной церкви в долине Итанцы. Местом для нее было выбрано не село Острожное, а Турунтаево. Церковь в Турунтаеве была заложена 10 июня 1791 года по указу Иркутской Духовной Консистории. Строительство ее велось под руководством мастера Феодула Ежакова. Оно затянулось, по бедности местного населения, почти на 30 лет и было завершено в 1818 году. Церковь ремонтировалась в 1829 и 1913 годах. В храме было два престола: во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя в главной «холодной» части и в честь святителя Николая Мирликийского в «теплом» приделе, который был освящен в 1800 году. Главным украшением интерьера служили иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой, старинные храмовые иконы и золоченая и серебряная утварь. Церковь имела богатую библиотеку. Храм был закрыт в 1927 году по решению сельисполкома «ввиду несостояния содержания и уплаты госналога». 18 марта 1939 года церковь была частично разрушена и полностью разграблена – иконы, старинные церковные книги и утварь были сожжены на костре, партийцы и представители власти не разрешили верующим взять что-либо из церкви. С 1939 года храм использовался как склад НКВД, а затем был передан под склад райпотребсоюза. Последние десятилетия не использовался для хозяйственных нужд. В 1991 году исполком райсовета утвердил районную программу «Возрождение», ставящую целью восстановление прибайкальских памятников истории и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=06673

Уржум. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Одним из первых кирпичных сооружений в городе Уржуме был Троицкий собор. Этот старинный памятник культового строительства – не первый на этом месте. По плану города Уржума 1785 года Троицкий собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. Этот старинный собор из-за трещины, образовавшейся в стене в 1811 году, было разрешено разобрать. В Государственном архиве Кировской области в одном из документов, касающихся Троицкого собора и его строительства записано: «...Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет (или проход) закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности». Однако в дальнейшем, на более поздних планах 1835 и 1845 годов эти строения не показаны. Очевидно, что палатка эта не сохранилась. В 1811 году было начато строительство второго Троицкого собора (вместо обветшавшего), а в 1822 году этот собор был освящен. Скорее всего, колокольня современного собора и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811-1822 годов. Современный Троицкий собор, как известно, строился в 1895-1900-х годах. Здание собора необыкновенно красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений их из белого камня, серебристый высокий купол – оставляют большое впечатление. Ни в одном из районных городов Кировской области нет такого интересного здания. Обратимся к истории постройки здания. В конце 1880-х годов именитые граждане города и прихожане решили просить Вятскую духовную консисторию о постройке нового здания собора. Разрешение консистории было получено, и 12 декабря 1889 года она поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору В.М. Дружинину. В первой половине 1890 года проект был составлен и утвержден Строительным отделением губернского правления. За составление проекта В.М. Дружинину Уржумским купцом И.В. Бердинским было уплачено 100 рублей. В 1890-м году проект В.М. Дружинина был отправлен в духовную консисторию. После рассмотрения проекта последовало разрешение на строительство. Выдано оно было в декабре 1893 года за 14118. Для отвода места под строительство собора в мае 1894 года в Уржум приезжал архитектор В.М. Дружинин.

http://sobory.ru/article/?object=08978

Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути высочайшего шествия, и порядок, наблюдаемый при служении литургии, панихиды и молебствии в высочайшем присутствии Источник Предисловие По предмету об особенностях Богослужения православной церкви в нашей духовной литературе существует много печатных руководств, но в них и доселе ощущается существенный пробел, так как кроме напечатанного в Церковных Ведомостях, издаваемых при Св. Синоде (1890 г. 45), составленного Филаретом, Митрополитом Московским, в 1824 году чина встречи Государя Императора во время Его путешествия и перепечатанного в “Настольной Книге” С.В. Булгакова , (1900 г. стр. 1270) в этих руководствах и до сего времени нет никаких сведений о порядках, наблюдаемых в служении литургии и других служб в Высочайшем присутствии. Между тем обнародование этих сведений не только интересно для русского общества, но весьма полезно для епархиального духовенства, особенно провинциального. Желая восполнить этот пробел, мы предлагаем в настоящей брошюре чин встречи Государя Императора во время Его путешествия с предварительными к нему распоряжениями Владыки Митрополита Филарета, равно и порядок служения в Высочайшем присутствии, рассмотренные и утвержденные 1 Августа 1839 года присно памятным Филаретом, Митрополитом Московским, по случаю Высочайшего Государя Императора Николая I Павловича путешествия из С.-Петербурга в село Бородино, Можайского уезда, на открытие и освящение памятника на Бородинском поле. Сведения эти, заимствованные нами из дел Архива Московской Духовной Консистории, весьма ценны еще и потому, что в современной практике имеются лишь самые небольшие отличия, о которых мы и помещаем в подстрочных примечаниях брошюры. I. Предписание Владыки Митрополита Филарета благочинным и священно-церковнослужителям церквей, состоящих на С.-Петербургском тракте от Клина до Можайска и села Бородина и отселе на Москву 1 . Чтобы они, по случаю Высочайшего Государя Императора путешествия до села Бородина, от мест служения своего отнюдь не отлучались и были в готовности к сретению Его Императорского Величества, если где благоугодно будет Его Величеству посетить какую-либо церковь , собор или монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Чудиново. Церковь Вознесения Господня. Свято-Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Возведение этого кирпичного храма, близкого к проектам русско-византийского стиля, было начато в 1859 году. Сооружение возводилось в два приема: сначала церковь, затем колокольня. Строительство продолжалось 12 лет и закончилось в 1871 году. Одноглавый четверик с крупными окнами в килевидных закомарах на боковых фасадах, трапезной связанный с шатровой колокольней. В конце 1930-х годов храм был закрыт, в 1946 г. открыт, в 1961 г. закрыт вновь. Снова открыт в 1989 г., отремонтирован. Источник: газета " Челябинский рабочий " 27.08.2003 (авторы статьи Анатолий Столяров, Елена Алябьева) на сайте pravzhurnal.ru ) и сайт hramrus.h18.ru Из клировой ведомости за 1876 год: «1. Церковь разрешена в 1863 году в марте месяце, заложена того же года июня 27 дня и освящена в 1871 году 18 января с разрешения Его Преосвятительства Преосвященного Митрофана, Епископа Оренбурского и Уфимского. 2. Каменная, без колокольни, построена тщанием прихожан с помощью сборной книги, выданной Оренбургской духовной консисторией. 3. Престол в ней один – во имя Вознесения Господня. 4. Ризницы и утвари еще недостаточно. 5. Земля для причта еще не выделена. 6. Дома для причта общественные. 7. Причта по штату положено: один настоятель и один псаломщик. 8. Причт жалования не получает, а от прихожан пользуется только добровольным вознаграждением за требоисправления… Содержание причта очень скудное. Прихожане – государственные крестьяне». В приходе числилось 285 дворов и проживало 1777 душ, в том числе в самом Чудиново 350 душ мужского пола и 384 женского, остальные в деревнях Булановой, Кузнецовой, Любимовой. Самая дальняя, Буланова, в 15 верстах, она же самая большая, в ней проживало 406 душ. Имелась часовня на кладбище во имя святого угодника Николая Чудотворца. Деревянная, ветхая. Следовательно, строилась задолго до церкви. Первыми клириками были священник Михаил Ефимович Иванов, сын диакона Уфимского уезда, преклонных лет, окончивший Уфимское духовное училище, более двадцати лет служил в приходах Челябинского уезда псаломщиком, диаконом, священником. Неоднократно ему преподавалось архипастырское благословение за обращение раскольников к православию. Избирался сотрудником попечительства. «Указом консистории марта 2-го дня 1862 года определен к вновь строящейся в деревне Чудиново церкви Вознесения Господня». Дьячок Матвей Иванович Протопопов, 23-х лет, дъяконский сын, окончивший Челябинское духовное училище был «определен к оной церкви» 30 марта 1862 года. Позже пастырские обязанности исполнял Капитон Николаевич Протасов, 24 лет от роду, окончивший Уфимскую духовную семинарию, сын диакона Параскевической Кундравинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=26256

Шемякино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1913. Адрес: Вологодская область, Харовский район, Шапшинское с/п, рядом с д. Шемякино Координаты: 60.112246, 39.785437 Проезд:С трассы Вологда-Вожега поворот налево перед д. Козлиха, до Шапши, в деревне поворот налево и на развилке на Кумзеро поворот налево, далее прямо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Древняя традиция строить часовни вновь возрождается. В Харовском районе, в д.Шемякино, уроженец этой деревни Иван Николаевич Мотавкин построил и освятил в 2008 году небольшую часовню в честь Казанской Божией Матери. И вновь, как много лет назад, зазвучало Божье Слово над русской деревней. В июльский праздник Казанской Божией Матери приходят сюда те, чьи предки жили на этой земле, чтоб в общей молитве прочувствовать духовную радость во Христе. Стоит часовня на берегу тихой речки Вондожь, на противоположном берегу которой сохранилось здание бывшей Успенской Вондожской церкви, построенной еще в начале XX века стараниями христолюбивых крестьян. Вернемся в век минувший и перелистаем страницы архивных документов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области. 20 января 1903 года уполномоченный от крестьян 12-и деревень Шапшинской волости Иван Лысанов обратился с прошением к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Алексею, епископу Вологодскому и Тотемскому, благословить строительство нового храма и принять это дело «под высокое Архипастырское покровительство». В то время в 12-и деревнях (Лебежь, Середней, Харитонихе, Горке, Софонихе, Потапихе, Котовской, Машутихе, Зуене, Митенской, Сопятине, Шемякине) было 263 двора, в них проживало: мужчин — 661, женщин — 793. Эти деревни относились к причту Николаевской Шапшинской церкви, в приходе которого было 30 деревень, 761 двор, 2028 душ мужского пола и 2328 душ женского. Священник Николаевской Шапшинской церкви в рапорте в Вологодскую духовную консисторию (орган церковного управления при епархиальном архиерее) о выделении 12-и деревень в самостоятельный приход, писал: «Масса треб при дальнем расстоянии от церкви деревень, при отсутствии, хотя бы сносных, в означенных деревнях дорог всегда требовали больших усилий и напряжения со стороны причта и крайне затрудняют правильное ведение занятий приходскими священниками в существующих школах… время… (в пути), в количестве… семи часов, не оставляет уже священнику времени для пастырской миссии вне храма и школы… соображения о выгодах материального свойства должны вполне уступить место соображениям о выгодах моральных, так как предполагаемый к открытию новый приход (и не малый) расположен почти на 4-х верстах без всяких препятствий в путесообщении между входящими в состав его 12-ю деревнями».

http://sobory.ru/article/?object=23501

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010