В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В мае 1862 года епископ Игнатий посетил преосвященных Платона в Костроме, Нила в Ярославле и Иринея в Толгском монастыре близ Ярославля, после этой поездки уже никуда не выезжал из монастыря, кроме прогулки в экипаже по окрестностям монастыря в хорошую погоду. В семь часов утра он пил чай, который признавал необходимостью как средство, согревающее кровь, и говаривал: «Вот что значит старость: не напившись чаю, и Богу не способна помолиться!» С 9-ти часов принимался за дела, или выходил к литургии, или осматривал производящиеся работы, принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от владыки медикаментами (гомеопатическими). Таких больных стекалось очень много, один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а владыка отмечал какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя. В исходе 12-го часа дня владыка обедал. Стол его был простой, и кушал он очень умеренно. В 3-м часу кушал чай, к которому всегда призывал кого-либо из братии и завершал угощение душеспасительной беседой. После вечерни до 8-ми часов принимал всех, имевших к нему духовную нужду иноков и послушников, а также и посторонних посетителей. С 8-ми часов вечера владыка запирался в своих келиях, он спал обыкновенно не раздеваясь, на ночь надевал валеные сапоги по причине болезни ног, издавна простуженных. Такова была обстановка келейной жизни преосвященного Игнатия на Бабайках. Июня 29-го 1863 года Бабаевская обитель была осчастливлена посещением его императорского высочества государя нас ледника цесаревича Николая Александровича. Его высочество прибыл из Ярославля на пароходе к одиннадцати часам утра. От пристани он изволил ехать в монастырь с графом Сергеем Григорьевичем Строгановым в монастырском фаэтоне. Владыка в полном облачении со святым крестом в руках и святой водой встретил его на паперти церкви святителя Николая, провел к предназначенному ему месту против чудотворной иконы святителя и тотчас же начал литургию. Богослужение совершалось величественно, в отличном порядке, и крылосные пели удачно. После литургии его высочество почтил преосвященного своим посещением и принял приготовленный ему и свите его в келиях епископа рыбный завтрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://bogoslov.ru/article/4446196

В великий пяток часы начались в 8 часов; вечерня с выносом плащаницы непосредственно следовала за ними, все продолжалось до полудня. До самого выноса плащаницы крест оставался на своем месте, но во время чтения евангелия 9-го часа при чтении соответствующих мест евангельского текста, с него сняли, умастили и обернули в белую ткань изображения распятого Господа. Опять хор пел (на 9 часе) стихиру: «Днесь висит на древе». Служба также была митрополичья, отличалась большой торжественностью. Церковь была полна. Почти прямо из церкви в тот же день я должен был спешить на вокзал к каирскому поезду: на великую субботу было назначено в Каире открытие тамошней, главной половины конгресса. Пришлось проститься с Александрией. На возвратном пути я провел еще один день в этом городе и еще два раза посетил Εαγγελισμς. Была неделя слепого. Я попал, наконец, к вечерне, а в самый день к поздней литургии, начинающейся в 9:30 ч. (ранняя начинается в 8, утреня в 7). Опять служил митрополит Феофан и опять прекрасно, но народа было уже значительно меньше. После обедни была заупокойная лития. Митрополит стоял в троне, священники пели, стоя около него, «Со духи праведных», коливо было помещено против царских врат; по обе стороны его стояли свечи, перевитые крепом. Вечную память провозглашали митрополит, осеняя народ крестом, священники пели за ним ,,αωνα μνμη». Прежде чем проститься с православной Александрией. повторю еще раз, что в ней есть третья церковь – Успенская, принадлежащая православным сирийцам. Служба в ней совершается на арабском языке; на арабском и греческом языках составлено и расписание, вывешенное на двери. Мне не удалось ближе познакомиться с этой церковью и службой в ней, но я заходил один раз в униатскую, помещающуюся также в центре города. Вечером великого вторника в ней шел Νμφιος – очевидно, следуя западной практике, праздник Благовещения был отложен. Церковь по-видимому существует для одних арабов – служба шла по-арабски, молящихся было всего нисколько человек: вся убогая церковка заполнена седалищами, расположенными параллельно алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

В исполнении псалмов и молитвословий преобладает пение; а все вообще построение служб отличается простотой и естественностью 65 . Установившийся в самое древнее время чин песненных часов десять слишком веков (до XIII–XIV в.) употреблялся в церковно-богослужебной практике и только постепенно, шаг за шагом уступал свое место позднейшему, нынешнему строю, передавая ему вместе с тем в наследие и некоторые свои отличительные особенности. 2. Чин песненных часов В известных нам древнейших литургических памятниках нет полного чинопоследования песненных часов. В древних Евхологиях сохранились одни только молитвы; указания же Типиконов не отличаются ясностью и полнотой. Тем не менее и эти данные в высшей степени ценны для нас; а взаимное сопоставление их между собою дает возможность составить более или менее цельное представление о песненных часах. Сведения, заимствованные нами из «Паломничества», находят себе подтверждение в родственном ему иерусалимском святогробском Типиконе (1122 г.), наличный состав которого вполне уже определился в IX–X в. – и даже раньше 66 . Этот памятник с несомненной достоверностью свидетельствует, что иерусалимская церковь была хорошо знакома с песненными часами; в нем употребляется и самое название «песненный» – σματικς. Так, святогробский Типикон, при изложении богослужения страстной седмицы, всякий раз замечает: κα ψλλομεν τν ϑ ραν σματικς (κατ τ ϑος). К сожалению, памятник, несомненно, имея в виду общеизвестность песненного чина, излагает песненное последование 9-го часа сокращенно. – Во святый и великий понедельник вечером, – говорится здесь, – поем 9-й час во храме св. Константина. Стихологии не бываете, а поют «Приклони, Господа» ( Пс. 85 ), на 8-й глас. Песненно (σματικς) таким образом начинает диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно царство». Тотчас василикарий: «Приклони, Господи, ухо Твое. Слава Тебе, Боже». И по окончании всего псалма диакон произносить ектению (συνπτει); затем: «Иже в девятый час» и богородичен «Иже нас ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

52). Неисчерпаемый источник духовных размышлений о В. п.- сокровищница правосл. гимнографии (напр.: «                                                    » - седален во вторник 2-й седмицы В. п.). В. п. в богослужении Иерусалимской Церкви IV-X вв. Первые сведения о В. п. в древнем иерусалимском богослужении содержатся в «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.) и в «Огласительных словах» свт. Кирилла Иерусалимского . Согласно «Паломничеству», В. п. начинался за 8 седмиц до Пасхи; субботы и воскресенья не считались в числе постных дней. По воскресеньям В. п. служба совершалась так же, как и в др. воскресные дни года. В седмичные дни литургия не совершалась; к обычным службам суточного круга добавлялась служба 3-го часа в часовне Воскресения Христова, а в 9-м часу (т. е. ок. 15.00) по средам и пятницам происходил чин оглашения, состоявший в чтении епископом и священниками специальных проповедей («Огласительные слова» свт. Кирилла - это цикл таких проповедей). На оглашение, к-рое шло в Сионском храме, должны были приходить все - и верные, и оглашенные; эти дни отмечались усиленным постом (кроме случаев совпадения с днями памяти св. мучеников). По окончании поучения народ шел вместе с епископом в часовню Воскресения Христова, где совершалась вечерня. Эгерия отмечает, что во время В. п. вечерня длиннее, чем в др. дни года. В пятницу вечерня переходила в ночное бдение, оканчивавшееся еще до рассвета совершением литургии ( Eger. Itiner. 27-29). Сведений о внутренней структуре В. п. в «Паломничестве» нет. Подробнее описаны дни, непосредственно предшествующие Пасхе: посвященная событию воскрешения Лазаря предпоследняя суббота перед Пасхой, неделя (воскресенье) Ваий, Страстная седмица. В арм. переводе иерусалимского Лекционария, соответствующем практике V в., В. п. начинается за 7 седмиц до Пасхи, исключая из счета субботы и воскресенья. По мнению А. Рену ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 183-186), переход с 8-недельного на 7-недельный В. п. произошел в Иерусалиме в 384-439 гг., но в кон. VI в. вновь вернулись к прежней практике. Это следует из того, что в цитируемом прп. Иоанном Дамаскином предписании Патриарха Иерусалимского Петра (524-544) говорится о 7 седмицах поста (PG. 95. Col. 76), прп. авва Дорофей Газский ( кон. VI в.) отмечает, что апостолы освятили 7 седмиц для В. п., но св. отцы прибавили к ним еще 1 седмицу, чтобы довести число постных дней до 40 (не считая суббот и воскресений) ( Doroth. Doctrinae. 15). В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз. памятниках V-X вв. встречаются упоминания как о 8-, так и о 7-недельном В. п. (T. Mgaloblishvili).

http://pravenc.ru/text/150109.html

В древности иноки постились, не вкушая пищи до 9-го часа (по нашему — до 3-х часов пополудни), некоторые — до вечера, другие вкушали пищу через день, третьи — раз в несколько дней, четвёртые — однажды в седмицу. И вот на фоне всего этого спрашивает один болящий брат преподобного Варсонофия Великого: — А если немощи ради мне придется вкусить пищу дважды в день? — Немощи ради вкушай дважды,— отвечает святой. — А что если немощь потребует вкусить пищу трижды? — Вкушай и трижды,— говорит преподобный. Господь ожидает от нас труда в соответствии с нашими силами и возможностями, каковы эти силы и возможности, насколько впечатляют труды — неважно. Главное, чтобы все было по совести. Не можешь есть однажды в день, ешь дважды, не можешь есть дважды, ешь трижды, но если можешь обойтись без четвертой трапезы — обойдись. Больной желудок, язва, панкреатит — жизненно необходимы, скажем, кисломолочные продукты? Благословись у духовника и вкушай их со смирением, но не прибавляй к этому от себя жареное мясо, которое тебе не то, что не полезно, а прямо-таки вредно. Есть много способов утеснить себя: посильных, доступных, но вполне реальных. Из самых простых: для того, кто привык есть беспорядочно, хаотично, отказаться от «перекусываний» между завтраком-обедом-ужином — серьезное ограничение. Не есть того, что особенно нравится, но без чего можно обойтись,— тоже. Да мало ли еще в чем может себя человек постом ограничивать и утруждать! Было бы только желание, было бы усердие, было бы понимание: чем больше потрудишься, тем светлей, тем радостней будет Пасха. Газета «Православная вера» 7(483), апрель, 2013 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 апреля, 2021

http://pravmir.ru/post-delo-dobrovolnoe-...

В распорядке времени для этой молитвы Алексей Петрович придерживался монастырскаго устава и строго соблюдал келейное правило. Он исполнял правило полунощное, т.е. прочитывал полунощницу, 12 псалмов избранных, житие святого этого дня или из Пролога поучение этого дня. Затем, правило утреннее, т. е. прочитывал молитвы утренние, часы, акафисты: преп. Сергию или великомуч. Варваре, или святителю Мит­рофанию. Дальше, правило полуденное: читал четыре кафизмы. Наконец, правило вечернее, т.е. канон Спасителю с акафистом, канон Богородице с акафистом, канон Ангелу Хранителю и молитвы на сон грядущим. После этого он до 9-го часа клал поклоны с молитвой Иисусовой; клал также поклоны и в течение ночи, при каждом пробуждении. Всего вообще поклонов в течение суток он делал до 1 500… Во время ночных его молитв и поклонов враг так сильно на него нападал, что приподнимал его от земли и сильно ударял об пол, и только Божие подкрепление и защита хранили его. Когда же, по немощи телесной, он успокаивался сном, то и тут бесы не оставляли его разными видениями; например, толкая его, кричали: " Что ты спишь? Царь идет! " ; или: " Пожар у тебя в ­келье, и ты погибнешь; воры расхитят все у тебя! " . Каждый раз, пробуждаясь от таких видений, праведный иерей творил поклоны или упражнялся в чтении псалмов и тем укреплял телесную немощь, посмехаясь врагу и привлекая к себе любовь Божию… Служил отец Алексий почти каждый день, даже и тогда, когда сдал свое место, по старости, отцу Павлу, его преемнику. Каждую обедню он читал народу поучения из Пролога. Голос у него был тихий и мягкий, как в обыкновенном разговоре, так и в служении. Устав не любил сокращать и строго относился к небрежности в службе со стороны прочих членов причта — диякона и псаломщика». Возрождение святынь Курмыша В селе Курмыш местные власти передали Лыс­ковской епархии храм, в котором до революции настоятелем был мой прадед, а на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 2019 года я по благословению правящего епископа Силуана заново освятил его и совершил первую после 82-летнего перерыва Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам...» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня . С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-07/

Часа в 4 прибыли в Такасаки, в квайдо, помещающееся в доме Матфея, старого христианина, портного. Меня принял к себе Иосиф Суто – меняла, прекраснейший новый дом – видно, что богач. Побыли у сицудзи, которых здесь трое. Потом у Иосифа предложена была ванна, в которую и сходили все гости, начиная с меня. Обед, оставшийся почти нетронутым с моей стороны. Старшины пришли, после своего совещания, просить не отнимать у них Андрея Сасагава. Обещал на соборе ходатайствовать об этом. О. Павел предложил еще приезжать каждую неделю – служить здесь литургию. Так. обр. [таким образом] Господь даст, и эта Церковь поднимется. В упадке же она потому, что до сих пор здесь все были переменные катехизаторы, и притом иной раз весьма плохие, вроде Симада. Всех крещеных здесь больше 50; но иные приходили из других мест, иные теперь вышли по своим делам в другие места; здесь собственно христ. домов с 12, христиан человек сорок, но из них половина никогда не покажется на христ. собраниях, значит – в упадке Церковь была до сих пор. Около Такасаки есть деревня – несколько чё – Тоёока, где есть уже двое христиан – и тоже место удобное для проповеди. Город Такасаки живет торговлей, поэтому совершенно отличен от Маебаси, живущего шелков, червем; в Маебаси – множество тутовых садов, и каналы для проведения воды – движущей силы на заводах; здесь в Такасаки, в городе – зелени не видно. Маебаси был далеко не значительней Такасаки, и только теперь поднялся благодаря заграничной торговле шелком. Такасаки собственно важней Маебаси, и потому здесь церковь непременно нужно постараться поднять. Вечером – в 9 часов (до половины 11-го) сказал проповедь в доме старшины Петра Ямагуци. Народу собралось – полный дом. Говорил но Евангелию о Самаряныне, применительно к местной потребности. Вернувшись домой говорил с Сасагава, который – кажется, всего только по ложной скромности – что, мол, ничего не сделал по катехизаторству, хочет отказаться от проповеди. Наконец, пора улечься на приготовленную великолеп. [великолепную] постель, – давно 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010