Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета Молитвы по псалмам Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу Пение псалмов Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу Суточный круг 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9) Вечерняя «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте Утренняя «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны=вечерня) 1-й час «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164) Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят Всенощное бдение Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа 2 часа) Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) Умоляя телесный труд для большего напряжения ума Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий

http://pravoslavie.ru/31595.html

На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста . Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Креста и мучеников. Апостол и Евангелие – дня, Креста (под зачало) и мучеников. Причастен – Креста: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...». В этот день совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31). Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии. Примечание. «О посте Пресвятыя Богородицы подобает ведати: В пост Святыя Владычицы нашея Богородицы Успения 15 дней, кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне. Понедельник, среду и пяток – сухо ясти; и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток варение без елеа. В субботу же и Неделю варение со елеем, и вино пием; рыбы же не ядим до Успения Пресвятыя Богородицы, но токмо на Преображение Христово ядим рыбу, дважды днем» (Типикон, гл. 33). 1 О совершении богослужения в храмовый праздник Всемилостивого Спаса см.: Ванюков С., свящ. О богослужении в праздник Всемилостивого Спаса в Неделю//Богослужебные указания на 2012 год. М., 2011. С. 864–872. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 3 Там же. С. 65–67. 4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…». 5 См. Типикон, гл. 17. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное знамение в царских вратах. 7 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

По Плинию (I-II вв.), в его время христиане собирались на общую молитву дважды в день: утром и вечером. Вечерняя молитва творилась с наступлением ночи и в первые века соединялась с Евхаристией. Когда гонения прекратились и христиане получили возможность устраивать дневные службы в храмах – молитвенные часы обратились в службы общественные; но были обязательны не все и не для всех. К ним относятся, по-видимому, службы утренние и вечерние. У Евсевия, епископа Кесарийского (260–340), в толковании на 9-й стих 64-го псалма говорится: «Исходы (славословия, песнословия) утра и вечера украсити». В записках западной путешественницы Сильвии Аквитанки, совершившей в 388 году путешествие в Палестину, в ее паломническом дневнике есть описание богослужения в Иерусалиме. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. В Четыредесятницу к указанным службам прибавлялась и служба третьего часа. Таким образом, в IV веке количество служб в основном сформировалось. Впоследствии прибавились служба первого часа и современная полунощница. В IV веке полунощное богослужение, затягиваясь до утра и соединяясь с утренним, стало одной службой – утреней. И сейчас в ней можно различить шестопсалмие как часть древней полунощницы и части канона с хвалитными псалмами как часть древней утренней службы. Вследствие такого соединения количество служб суточного круга сократилось до шести. По сообщению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435), введение службы первого часа, седьмого по счету, произошло в Вифлеемском монастыре при следующих обстоятельствах. По окончании утрени монахам давалось несколько часов на отдых. До третьего часа службы не было, и некоторые злоупотребляли свободным временем. Ревностным монахам не нравился такой порядок. И после долгого обсуждения установили службу первого часа. По словам преподобного Иоанна Кассиана , она восполнила количество служб до семи, согласно слову пророка Давида: «Седмерицею днем хвалих Тя» ( Пс. 118, 164 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утром приехал Алек, но остался недолго; он уезжает в Ставку. Всей семьей были в соборе у обедни. Гулял с дочерьми и затем много поработал у башни. Погода тихая — 7° мороза. После чая принял Горемыкина. Вечер провели вместе дома. 19-го января. Понедельник. После чтения многочисленных пакетов успел погулять. Принял Григоровича, Кривошеина и Маркова. Завтракали: Кирилл и Саблин (деж.). Сделал с а затем поехал в лазарет и посетил Аню и офицеров. Раненые теперь заняты собиранием разных  puzzles  по палатам. Кончил все бумаги до 8 час. Обедал и просидел вечер Н. П. Саблин. указано на слово “Саблин”. 20-го января. Вторник. Мороз увеличился и дошел до 12°. Утром у меня были Комаров и Воейков. Затем Сухомлинов и Маклаков. Завтракал Николай Михайлович. Погулял один. В 6 час. у меня был Сазонов. Вечером к нам приехал Григорий. Занимался до 11 час. 21-го января. Среда. Погулял четверть часа. До 12 1/4 принимал, затем был доклад Щегловитова. После завтрака поехал в Петроград. Посетил Сергея, кот. поправляется от тяжелого суставного ревматизма. Потом видел Георгия; дал ему поручение съездить на Кавказ и в армию. Заехал в Мраморный дв. к т. Ольге и Косте. Пил чай у Мама. Вернулся в Царское Село к 7 час. После обеда поехали вместе в лазарет, Ане лучше. Простился с нею и с ранеными офицерами. Читал. Уложил свой мелкий скарб для новой поездки. 22-го января. Четверг. В 9 1/2 поехали к молебну; простился с дорогою семьей и в 10 час. тронулся в путь. День был солнечный, морозный. Часто выходил на остановках. Много читал. Поиграл в домино. 23-го января. Пятница. В 12 1/2 приехал в Ставку. Завтракал с Николашей, Кириллом, Петей, ген. Ивановым и другими. Сделал хорошую прогулку по занесенной снегом круговой дороге. После чая принял Веселкина, приехавшего из Сербии. Вечером был общий доклад о военных действиях. Читал бумаги до вечернего чая. 24-го января. Суббота. Проснулся в 8 1/2. Пошел к обычному [докладу] в 10 час. в домик. Занимался у себя и писал Аликс. Завтракали в 12 1/2. Долго принимал Енгалычева, приехавшего из Варшавы по разным делам.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Хорошо выспался. Немного погулял. Принял до докладов — румынскую, сербскую и болгарскую военные миссии, прибывшие к освящению памятника д. Низи. Завтракали Дрино Баттенбергский и Ольга А[лександровна]. Гуляли; погода была близкая к оттепели. В 6½ поехали ко всенощной. После обеда читал целый вечер. 16-го января. Четверг. Был занят с 10 ч. до часа с четвертью. Принял Делькассе. Завтракали: Ксения, Сандро, Ирина, Феликс и Багратион (деж.). Погулял с Мари; опять настала оттепель. После чая принял Мамáнтова. Читал до 8 час. Обедали: Элла и Багратион. Занимались разными головоломными puzzles из деревянных кусочков. 6-го февраля. Четверг. Приняв доклад Мамáнтова, поехал в Петербург в церковь Св. Петра, где состоялось лютеранское отпевание Скалона. В наряде были: Уланский Ее Вел. полк, два батальона Егерского полка и 4-я конная батарея. Вернулся в Царское в час с½. Принял Саблера и нового австрийского посла гр. Сапари с посольством. Погулял с Мари. Был небольшой мороз. Д. Павел пил чай и простился с нами. Принял Акимова. Читал до и после обеда. 11-го февраля. Вторник. Простоял отличный солнечный день. Принимал с 10 час. Завтракал Георгий, который имел потом небольшой доклад. Погулял с дочками и поработал с Мари на катке. В 6 час. у меня был Ермолов и затем Куломзин. Читал после обеда. 9-го марта. Воскресенье. В 10½ поехали к обедне. Прямо из собора отправился на станцию и со всеми охотниками в Петергоф. До Ропши доехали в колясках. Взяли оба фазанника сначала Горкинский и затем Михайловский. Погода была серая, не холодная с сильным ветром. Всего убито 1192. Мною: фазанов 183 и куропаток 7 — итого 190. Вернулся в Царское Село вдвоем с Воейковым к 7 час. Читал. После обеда наклеивал фотографии. 26-го марта. Среда. Выспался отлично, хотя утром в моей каюте было 9°. Погода весь день была холодная и унылая. В 9.45 в Москве Элла села к нам в поезд и проехала до Курска в 9¼ вечера. Большую часть дня читал. На некоторых станциях гулял с Алексеем. Вблизи Орла шел снег. Вечером поиграл в домино.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/06/vs...

Для Иерусалимской Церкви IV век был временем формирования Страстной седмицы как предпасхального богослужебного цикла, посвященного воспоминанию последних дней земной жизни Христа. Этот цикл развился из более древней и более краткой по времени «пасхи распятия». В Иерусалиме, восстановленном по приказу императора Константина и превратившемся в крупный церковный центр, богослужения Страстной седмицы совершались с особенной торжественностью. Подробное описание этих богослужений мы находим у Этерии, галльской паломницы, посетившей Иерусалим в конце IV века. По ее свидетельству, за 8 дней до Пасхи в Иерусалиме вспоминали воскрешение Господом Лазаря: в этот день торжественная процессия направлялась из Иерусалима в Вифанию (Аазариум), где и совершалось главное богослужение. На следующий день праздновался Вход Господень в Иерусалим, когда верующие во главе с епископом собирались на горе Елеонской, откуда по совершении там богослужения процессия под пение антифонов и гимнов двигалась в Иерусалим; при этом дети из окрестных деревень держали в руках пальмовые и оливковые ветви. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы богослужения совершались в храме Воскресения Христова по порядку, установленному для дней Великого поста. В Великий Четверг утреня и часы 3-й и 6-й совершались, как и в предыдущие дни, а служба 9-го часа начиналась в 8-м часу (около 14.00 по современному счету), за ней следовала Божественная литургия. Сразу по окончании литургии народ шел в небольшую часовню позади Животворящего Креста Господня, где совершалась вторая литургия. К ночи народ собирался на Елеонскую гору, где начиналось бдение Великой Пятницы. До 5-го часа ночи (23.00) народ оставался там, около полуночи все шли на место Вознесения Господня, а при пении петухов переходили к месту, где Иисус молился накануне Своих Страстей. Оттуда все шли в Гефсиманский сад. Здесь совершалось утреннее богослужение, во время которого народ слушал Евангелие о том, как Иисус Христос был взят под стражу. «И когда читается этот отрывок, – отмечает Этерия, – стоит такой плач и вопль всего народа, вместе с рыданием, что этот плач можно слышать на весь город». Затем процессия возвращалась в Иерусалим к главному храму. По завершении ночного бдения процессия двигалась к колонне, у которой совершалось бичевание Христа, после чего расходились по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богослужения в обители совершаются ежедневно. Каждый вечер после вечернего богослужения совершается крестный ход вокруг шахты. Как проехать Автобус до Ганиной Ямы каждые три часа отходит от екатеринбургского ж/д вокзала и от Северного автовокзала (находится рядом с ж/д вокзалом). Время в пути около 1 часа. Для автомобилистов: через 4 км от Екатеринбурга по Серовскому тракту поворот налево (указатели: Шувакиш, Ганина Яма). Проживание, питание В монастыре есть замечательная трапезная, но нет гостиницы. Паломники могут ночевать в храме. Сайт монастыря: www.g-ya.ru Паломничество в Алапаевск Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских устроен в 9 километрах от города Алапаевска, на месте, где 18 июля 1918 года были убиты великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович с секретарем Феодором Ремезом, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей. Местом злодеяния снова стала шахта. Туда сбросили сначала людей, затем - гранаты. Спустя два месяца Алапаевск заняли белые войска. Когда тела доставали из шахты, Елизавету Феодоровну нашли на уступе, находящемся на глубине 15 метров. Раны лежащего рядом князя Иоанна были перевязаны апостольником матушки Елисаветы - основательница Марфо-Мариинской обители милосердия, даже умирая, старалась облегчить чужую боль. Нетленные останки преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, добровольно последовавшей на смерть за своей настоятельницей, были переправлены в Иерусалим, в монастырь Марии Магдалины, - так сбылось пожелание Елизаветы Феодоровны, высказанное ею во время паломничества на Святую землю. Свято-Троицкий собор Алапаевска в сентябре 1918-го стал местом временного упокоения алапаевских узников. Гробы с телами убиенных хранились в каменном склепе, расположенном справа от алтаря. Оставляя город в июле 1919-го, белые войска увезли останки мучеников с собой. В советские годы склеп, как и храм, находился в запустении. В 2000 году он был восстановлен и открыт для поклонения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Четверг, 8 января Аня получила милейшее письмо от Иедигарова из Тифлиса. «Знамение». Перевязывала Сычева, Гуманюка и Емельянова 21-го Сибирского стрелкового Мама полка, очень милый, сломано левое плечо. В Большом дворце аппендицит. Дядя Борис и Иоанн завтракали. С 3 до 5 были снова там с Мама. Папа тоже пришел. Ане лучше, меньше беспокоится. С К. и другими стояли, говорили и так далее. В 7 часов Анастасия и я ездили в Большой дворец. Иоанн завтракал, то есть обедал. Вечером к нашим ездили. С сестрой Грековой 351 чистили инструменты к завтрашней операции. После 11 часов спать. Спаси, Боже. 4 мороза. Из дневника Татьяны Николаевны Четверг, 8 января Утром был урок. Поехали две к «Знамению», оттуда в лазарет. Перевязывала Кусова, Веселовского, Белицкого и Гординского. Пошли в Большой дом на аппендицит. Подавала инструменты. Завтракали с Папа, дядей Борисом и Иоанном. Мама на кушетке. Днем поехали с Мама в лазарет. Зашли к Ане. Потом сидели и работали у нижегородцев. Чай пила и обедала с Папа и Мама. Были уроки. В 9.16/Ольга и я поехали опять в лазарет. Чистили в перевязочной инструменты на завтрашний день с сестрой Грековой. Ужасно милая. Потом побыли у Ани немножко, после у нижегородцев. Страшные были душки. Прошли со всеми проститься. Из дневника Ольги Николаевны Пятница, 9 января Делали операцию аппендицита Сачковскому. Доброволец. Большой надрез, так как долго не находили отростка и много спаек. Аню переложили на новую койку. Лучше, но жар. Солнце, мороз. С Татьяной днем гуляли. Сандро завтракал. В 4 часа в Большой дворец. Дядя Андрей, чай. Урок музыки. После 10 часов Григорий Ефимович. 8 мороза вечером. Суббота, 10 января Перевязывала Емельянова и Кобылина. Аню поднимали, она орала, и ее смотрели рентгеном. Кость хорошо срослась, голова болит. Вечером 38,7. Мордвинов завтракал и обедал. Днем ездили на елку в местный лазарет, а в 4 часа с Папа в наш Большой. Заехали в Маленький за Татьяной. У Всенощной были. К. тоже. После обеда ездили к Ане. Спаси, Боже, и помилуй. Вечером 2 мороза. Мама дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь «На горе святей» и прокимен Пс. 46: 6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария. Согласно древнейшей редакции Иадгари, праздник содержал несколько циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь 2-го гласа, канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение даров . Сравним одно из замечаний А.А. Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX–XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у “стопочки”, как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу» . Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX–XII веков осуществлялось по Типикону Великой Церкви. На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии. В заключение пелся тропарь 4-го гласа «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» со стихами Пс. 46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис. На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс. 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне. На литургии полагались три праздничных антифона из Пс. 41, 45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс. 107; Деян. 1: 1–12, аллилуарий из Пс. 46; Лк. 24: 36–53, причастен Пс. 46: 6. Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский канонарь IX–X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

http://pravoslavie.ru/30582.html

Отрадно привести перечень отрядов и полков, представлявших города и волости великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, княжества Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского, Пскова и Новгорода Великого; в общем строю шла также дружина служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Три великих княжества Северо-Восточной Руси участия в битве, увы, не принимали. На Куликовскую рать не пришли полки княжества Нижегородского, на тот момент обескровленного набегами ордынцев. Не лишним для нашего нынешнего вразумления будет вспомнить, что не пошли на союзную битву и полки князя Михаила Тверского, выжидавшего исхода этого столкновения. Свои резоны нашлись и у князя Олега Рязанского, который проявит себя после битвы. Есть чего устыдиться потомкам. 26-27 августа наше войско, переправившись через Оку, двинулось вдоль пограничья рязанских земель на юг, где в местечке Березуй в ряды нашего воинства влились, в отличие от рязанцев, дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей. Дон русские полки форсировали в ночь с 7 на 8 сентября, и, как свидетельствуют источники, туманным утром 8-го (21-го по нов.ст.) числа, в субботу, в день двунадесятого праздника - Рождества Пресвятой Богородицы, развернулись в боевой порядок, лицом на юг. Сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому временному отсчету; если переложить на наш стиль (что удалось сделать довольно точно) - с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. Началось оно со знаменитого поединка русского инока Александра Пересвета с татарином Челубеем (Темир-беем). Оба поединщика погибли. Помним, что сам преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкой обители, духовный окормитель Руси, даровавший нам учение о Святой Троице, благословил князя Дмитрия на битву, отправив с ним на Дон двух своих иноков, в недавнем прошлом русских бояр, профессиональных воинов - Александра Пересвета и Андрея (в миру Родиона) Ослябю. Есть версия, что и Ослябя пал в Куликовской битве. Оба воина причислены нашей Церковью к Лику святых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010