Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «Приидите, поклонимся...» (трижды). Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж» – кафизма вся . Примечание. После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава...»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

 Именно этим позволительно руководствоваться в тех монастырях и приходах, в которых существует желание придать богослужению в периоды малых постов более постный строй без отмены ежедневного служения литургии. Иными словами, в те дни, когда это предписано Уставом, вечерня, утреня, часы (либо весь их цикл, до 9-го часа и изобразительных включительно; либо частично — до 1-го часа включительно) могут совершаться по чину с пением «Аллилуия», и это может предполагать как отмену Божественной литургии (особенно в монастырях, ради более строго поста), так и ее совершение (особенно в тех храмах, где она обычно служится ежедневно). 1 В соборном определении говорилось: «Тяжкие испытания, переживаемые нашею родиною, уже не раз побуждали церковную власть призывать православныи русскии народ на путь поста и покаяния: и Священныи Синод, и Освященныи Собор дважды назначали за это время особые нарочитые посты. Теперь эти испытания достигли краиних пределов. Между тем, приближается Рождественскии пост, «малая четыредесятница». Современная богослужебная практика наша не отмечает этого поста от других обычных днеи. Но Устав церковныи выделяет в этом посту, как и в посты св. апостолов и Успенскии, особые дни, «егда поется " Аллилуиа " », когда общии строи богослужения приближается к службе Великои Четыредесятницы и имеет строго покаянныи характер. Это именно те дни, которые не отмечены никаким праздником, до «службы на шесть» включительно. Подробные указания относительно богослужения в эти дни находятся в 9-и главе Типикона и в его части, содержащеи месяцеслов, пред 15 числом ноября. Для возбуждения в народе покаянных чувств в переживаемую неслыханно тяжелую годину было бы целесообразно напомнить обителям, а также тем из соборных и приходских церквеи, где богослужение совершается ежедневно, чтобы забытое требование устава о богослужении с пением «Аллилуиа» было восстановлено как в приближающиися пост Рождества Христова, так и в следующии Петровскии и Успенскии посты» (Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., 2022. Т. 15. Кн. 1. С. 668-669). Этот текст цитируется и в «Богослужебных указаниях»: Ванюков С., свящ. Богослужение с Аллилуиа в седмичные дни малых постов// Богослужебные указания на 2015 год. М., 2014. С. 896-910 (здесь же см. подробное изложение устава с пением «Аллилуия»).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053284...

д.). Призыв защищать Церковь оружием лег в основу оправдательной идеологии B. j. во имя защиты христ. мира, отсюда ритуал освящения королевского меча во время коронации, а впосл. мечей графов и рыцарей (см.: Флори Ж. Идеология меча. СПб., 1999). В XII в. появилась новая концепция «священной войны», сложившаяся на основе августиновского понятия B. j. В 975 г. на Соборе в Ле-Пюи (Аквитания) было принято постановление, положившее начало движению «Божий мир» : Церковь под угрозой анафемы запрещала захватывать имущество церквей и слабых, нападать на клириков и на тех, кто не способен защитить себя, включая крестьян. В 1027 г. в постановлениях Собора в Тулузе (Юж. Франция) впервые проводится идея «Божьего перемирия», требовавшего воздерживаться от военных действий от 9-го часа субботы до 1-го часа понедельника. В XII в. подобные ограничения на боевые действия между христианами проводятся в канонах «вселенских» Соборов католич. Церкви. 12-м каноном Латеранского II Собора (1139) сроки «Божьего перемирия» устанавливаются от заката в среду до восхода в понедельник, от Адвента до воскресенья после Богоявления и от начала Великого поста до воскресенья после Пасхи. Делаются попытки ввести и дополнительные запреты (29-м каноном того же Собора запрещалось применение луков и арбалетов против христиан, 14-м каноном II Латеранского Собора и 20-м каноном III Латеранского Собора (1179) запрещались турниры). Вершиной средневек. теории B. j. считаются воззрения св. Фомы Аквинского , к-рый войной называл лишь войну против внешних врагов, поэтому ни гражданские войны, ни социальные конфликты, ни борьба с тиранией не могли иметь статус войны. Он сосредоточил свое внимание на справедливых основаниях войны, а не на способах ее ведения (jus ad bellum в противовес jus in bellum) и выделил 3 необходимых основания: решение законной власти, справедливая причина и справедливые намерения воинов (т. е. справедливая причина не должна прикрывать стремления к захвату) ( Thom. Aquin. Sum. Th. II. 2. q. 40.

http://pravenc.ru/text/77916.html

Воскресение, 4 января Чуть свет, наши русапеты закопошились 48 . Шум и гам обычные. Звон к обедне получасом ранее. Молящихся было весьма немного. После службы чай и сборы. Ранее 10 часов Патриарх отправился, прислав гонца ко мне с извещением. После немалых перипетий были готовы и мы – я, Парфений 49 , Симон 50 , Порфирий 51 и Якуб, предводимые Хусейном Зяде 52 . Едем. Бедовый конь Парфениев. Гефсимания, Елеон, Вифания. Спуск к источнику Апостолов. Ожидающий нас уже целый час Патриарх с владыкою Мелетием. Присоединение наше к великому каравану. Тепло и чуть не жарко. Переодевание. Едем далее. Зелено, прохладно и весело. У хана 53 отдыхаем и закусываем притом пирожками, яйцами и апельсинами, увлажняя кое-чем сухоядение. Спуск и спуск. Фотий с иерихонцами, предводимый своим губернатором Юзефом-агою 54 . Страшная уади Кельт 55 . Пешеходство до самой равнины Иорданской. Многоводный поток. Остановка у греческой гостиницы. Переезд к нашему приюту 56 . Многолюдство непомерное в доме и в саду. Просто ступить ногою негде. Осмотр наших владений. Чай в «моей» (!) комнате и росстани. Шатательство туда-сюда при свете луны. Мечтания о верхнем этаже дома 57  и другие pia desideria 58 . Понедельник, 5 января Еще было темно, как все закопошилось и загудело в доме. Часа полтора тянулась отправка люда Божьего на Иордан. Чуть забрезжило, постучались ко мне в дверь и доложили, что Блаженнейший уже тут и ждет меня. Наскоро собрался я и примкнул к его свите. Разлившийся поток Елисеев, принятый мною за реку Хозевитскую 59 . Прохладно до холода. В стороне монастырь Предтечи 60 . Спускаемся в долину. Сыро. Торжественная встреча с ружейными выстрелами без числа и меры. Спешенье и процессиальное шествие к временно сколоченной на берегу святой реки церкви. Немедленно за сим чтение царских часов 61 : 1-го по-гречески, 3-го по-русски, 6-го по-гречески и 9-го по-русски. Служили Божественную литургию Епифаний 62 и наш Парфений. По окончании ее было на реке водосвятие, совершенное Его Блаженством. Вся служба кончилась ранее полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Для молитвы же внешней, особенно для общественного Богослужения, требовались определенные часы дня и ночи. Так было в церкви Ветхозаветной, где в скинии приносилась утренняя и вечерняя жертва. 1281 Кроме того, Царь Давид молился и повелевает молиться утром, 1282 в полдень, вечером и в полночь. Он говорит: вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Пророк Даниил молился в три времена дне. 1283 В Новозаветной церкви сам законоположник Иисус Христос и Его ученики – св. Апостолы молились и в полночь. 1284 Частью в подражание Иудеям, частью из желания молиться в минуты важнейших событий христианской церкви, христиане также собирались ежедневно для молитвы в определенные часы даже во времена гонений на христиан. Когда же гонители препятствовали им собираться в определенные часы дня, то они собирались для молитвы ночью. С прекращением гонений христиане распределили свои службы применительно к утвердившемуся Римскому обычаю делить день и ночь на четыре стражи. В уставе Студийском, напр., сказано: «да будет ведомо, яко по миновании второй стражи нощи или 6-го часа, в начало седьмого падает знамение водяных часов и по знаку его встает будильник и обходит спальни со свещею, возбуждая братию встать для утреннего славословия». 1285 Таким образом мало-помалу образовались ежедневно совершаемые службы церковные и с известного времени совершались церковью в три времени дня: 9-й час, вечерня и повечерие отправляются при окончании дня; полунощница, утреня и 1-й час совершаются от полуночи до рассвета; в 9-й час по нашему счислению 1286 совершается Божественная Литургия с последованием 3-го и 6-го часов. Самую же существенную часть всего повседневного Богослужения, к которой все другие части Богослужения тяготеют, как к своему центру, предшествуя ей и приготовляя тем христиан к важнейшему Богослужению, составляет совершение того священнодействия, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря Господня, 1287 которую Он установил пред временем своих страданий; на ней и теперь, как и прежде, глубочайшая тайна нашей веры, так сказать, постоянно опять воплощается; на ней воспоминается и празднуется самое высокое и искреннее соединение благодарной и молящейся церкви с её главою или сидящим одесную Бога Отца и однако невидимо и действительно – духовно присутствующим, Иисусом Христом, насколько она способна к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Возвращаемся к древней практике Страстная Пятница и Великая Суббота и сейчас предполагает практически полное воздержание от пищи. Попробуйте провести эти дни на хлебе и воде и посчитайте, сколько вы примерно сэкономили по сравнению с вашим обычным бюджетом на день. Пожертвуйте разницу на дела милосердия – либо подайте тем, кто стоит в эти дни у вашего храма, либо помогите на лечение нуждающемуся в нем человеку. III век В одних местах пост удлиняется до 40 дней, в других же длится с понедельника по пятницу, в то время, которое мы бы сейчас назвали Страстной Седмицей. С понедельника по четверг ели только хлеб, воду и соль, а в пятницу и субботу вообще воздерживались от пищи. Там, где пост длился 40 дней, он был связан с крещением оглашаемых. Пасха была днем, когда людей, давно готовящихся к крещению, крестили. Перед крещением они должны были поститься, и вся Церковь постилась с ними, чтобы их поддержать. Пост был связан не с личным благочестием, а с молитвой за других. Даже посты в среду и в пятницу в III веке связывали с молитвой за иудеев, распявших Христа, и с заповедью молитвы о врагах. С каким намерением вы поститесь в среду и пятницу? Как вы относитесь к мысли о посте за иудеев или неверующих по средам и пятницам? Вы можете ответить в комментариях В 4-м веке практически везде уже распространяется Четыредесятница. Впрочем, еще есть разнообразие. Где-то перед Пасхой постятся 6 недель, где-то семь. Где-то ограничиваются 20-ю днями. В Египте начинали поститься со Страстной Седмицы. Сам вид поста также был разным. Все понимали, что невозможно воздерживаться полностью от пищи в течение 40 дней. Поэтому кто-то воздреживался только от мяса, исключая рыбу и птицу, кто-то не ел мяса вообще, но спокойно ел «плоды и яйца», кто-то проводил это время на хлебе и воде, кто-то не ел до 9-го часа (3 часа дня), а потом ел все, что угодно. Вообще существенным в постном дне был не род пищи, а время полного воздержания от нее. До сих пор это сохранилось в нашем посте перед Причастием. Пост перед Причастием с полным воздержанием от пищи – отголосок древнего поста. И в зависимости от степени праздничности дня Типикон предписывает служить Литургию раньше или позже – т.е. укорачивать или удлинять пост. В дни больших праздников Литургия должна служиться рано, чтобы пост был коротким. По средам и пятницам Великого поста она по Типикону должна служиться вечером, так, чтобы полный пост продолжался весь день и завершался Причастием.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Здесь нет геройства. Если порой в жизнеописаниях мучеников нам встречаются сцены, где они с радостью претерпевают мучения, здесь — иначе. Это — молчаливая агония. Все — очень по-настоящему, очень правдиво. Кто-кто, а Иисус знает, что такое страдание, что такое страдать, и может понять нас в этом. Что претерпел Иисус Вслушиваясь в Евангелия Страстей, можно увидеть, что Иисус претерпел всю боль и несправедливость нашего мира, так хорошо знакомые нам. Он был лишен подобающей славы (чести) как Мессия и Сын Божий. Большинство остались глухи к Его словам, сделали вид, что их просто не было. Его народ, Его Церковь, которую Он вскармливал веками, Его не приняли, официальные структуры Его отвергли. Его судили те, кто не имел на это морального права. Его оклеветали. Его лишили имущества, раздели до неприличия. Ему было очень больно, невероятно больно физически. Эта боль сопровождалась издевательствами и унижениями. Его оставили почти все друзья и близкие. Конечно, Отец был с Ним, поэтому Он мог это претерпеть. Однако был и момент, когда раздался крик «Или, Или! лама савахфани?» — то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?»… И самое главное — Он страдал безвинно. Его страдания не случайны Мир смотрит на Страдания Господа в тяжком недоумении: «Народ мой, что я сделал вам, или чем был в тягость? Слепцов ваших просветил, прокаженных очистил, расслабленного на постели исцелил. Люди мои, что я вам сделал? И что вы мне воздали? За манну желчь; за воду уксус; вместо любви — ко Кресту Меня пригвоздили…» (из тропаря 6-го часа). Разве нельзя было избежать всего этого? Разве нельзя было остаться в памяти учеников великим учителем и пророком, подобным Моисею, Мессией, превосходящим Давида, даже вознестись, как Илия и Енох, — но не страдать? Сам Петр, услышав о Кресте, Петр, только что исповедавший Иисуса Христом-Мессией, начинает прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22) Но вот слово Самого Иисуса: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Мк 9:12, Лк 24:7). Вот Его молитва к Отцу: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12:27). Его, «по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его», — скажет Петр в день Пятидесятницы (Деян 2:23).

http://predanie.ru/velikijpost/strastnay...

б) В великий пяток воспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Утреня до тропаря « Егда славнии ученицы », поемого после шестопсалмия, совершается так же, как в четверг 5-й недели поста. Рядовых кафизм не бывает, а прямо после пения тропаря и малой ектеньи начинается чтение 12-ти евангелий, в которых подробно описывается история страданий, смерти и погребение Господа в саду Иосифа. Во время чтения евангелий предстоящие стоять с возженными свечами, и чтение каждого евангелия возвещается благовестом. Общий порядок утрени удерживается; чтение евангелий частью заменяет молитвословия и песнопения утрени, частью полагается между ними. Так, вместо рядовых кафизм и седальнов, после них, полагается чтение шести евангелий о страстях Христовых. Пред чтением каждого из сих евангелий бывает малая ектенья, пение 3-х антифонов и седальна, на них же, замечено в уставе, не седим, но стояще поем; 7-е евангелие читается после блажени с тропарями, полагаемых вместо полиелея, 8-е после псалма 50-го, 9-е евангелие после канона трипеснца, малой ектении и светильна; 10-епосле стихир на хвалите; 11-е читается после чтения славословия «Слава в вышних. Богу> и ектении «исполним утреннюю; 12-е последнее евангелие читается после стиховных стихир. Далее – после чтения «Благо есть» утреня совершается обычно – по будничному: трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, тропарь, ектенья: помилуй нас, Боже... и отпуст. Часа 1-го не прилагается, а читается он днем вместе с другими часами. Литургия, как торжественная служба, в сей день не совершается ради сокрушения и плача церкви и по той благоговейной мысли, что Голгофская жертва, принесенная в сей день, сама по себе заменяет жертвы всех алтарей. Совершаются тогда часы 112 , сходные с царскими часами на Р. Христово и Крещение, вместе – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, составленные из псалмов, относящихся к страданиям Господа нашего Иисуса Христа. На часах полагаются паримии, Апостол и Евантелие. На вечерни в молитвах и обрядах изображается распятие и погребение Господа Иисуса Христа. Вначале вечерни полагается на престол плащаница. После входа с Евангелием читаются три паримии, в которых пророчески изображается Искупитель мира, – Апостол – о силе и мудрости, явленных в кресте Господнем, и Евангелие, повествующее о страданиях Господа до смерти Его. Затем, на стиховных стихирах после пения стихиры « Тебе одеющегося », при пении тропаря » Благообразный Иосиф », выносится из алтаря плащаница на средину храма и полагается на приготовленный заранее стол; верующие покланяются пред нею и лобызают ее. Священнодействие сие изображает снятие со креста тела Господа Иисуса Иосифом Аримафейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1Кор.1:7 .  так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явле­ния Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, «Так что» – это выражение зависит от слова «обогатились» (ст. 5-й) – «Ни в каком даровании». Под «дарованием»( χρισμα) разумеется здесь (соответственно мысли 5-го стиха) новая духовная сила или способность, какую получал от Духа Святого то тот, то другой христианин. Конечно, Дух Святой в этом случае не вытеснял душу самого человека: Он только возвышал и освящал прирожденные способности души человеческой, давал им возможность полнейшего раскрытия. – «Ожидая..». У Коринфян была склонность воображать себя уже достигшими христианского совершенства ( 1Кор.6:8 ), особенно в отношении к познанию. Ап. здесь дает понять им, что такого совершенного познания в настоящей жизни еще не может быть – нужно подождать им откровения, какое будет дано во время второго пришествия Христа, когда и тайное станет явным (ср. Рим. 2:16 ). 1Кор.1:8 .  Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповин­ными в день Го­с­по­да нашего Иисуса Христа. «Который», т. е. Христос – «До конца», т. е. до 2-го пришествия Христова, которого тогда верующие ожидали как имеющего воспоследовать в скором времени. Им не было открыто ни дня, ни часа, когда оно должно было наступить в действительности ( Лк. 12:35, 36 ; Мк. 13:32 ). 1Кор.1:9 .  Верен Бог , Которым вы при­званы в обще­ние Сына Его Иисуса Христа, Го­с­по­да нашего. Ап. не хочет сказать этим, что Бог спасет коринфян, как бы они ни вели себя. Напротив, в конце IX-й и начале Х-й главы он ясно показывает, что недостаток веры и послушания может совсем погубить начатое Богом дело спасения их. Очевидно, уверенность Апостола в спасении коринфян основывается на том предположении, что сами коринфяне будут содействовать делу своего спасения. Как в выражении: «вы призваны» заключается мысль не только о призвании Божием, но и о свободном принятии этого призвания, так и сохранение в общении со Христом предполагает собственное желание, собственную стойкость коринфян в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Число учеников его чрез это настолько увеличилось, а одновременно с этим его научно-литературная деятельность настолько осложнилась и расширилась, что он нашелся вынужденным приготовительное обучение в училище (τ γκκλια – арифметика, геометрия, грамматика, риторика, физика, астрономия), поручить другу своему Ираклу, а за собою оставить лишь высший курс училища – преподавание философии и литературы, толкование священного писания и высшее Богословие. Сношения с иудеями указали ему на необходимость знания еврейского языка, который он и изучил, как выражается Иероним, не в несколько месяцев, а в несколько дней. В это же время он начал свои филологические работы над текстом священного писания. Не оставляя учительства, он продолжал и сам учиться. Хотя с первого же вступления своего в учительское звание он является настолько зрелым и сильным в знания, насколько того могло желать славное училище Александрийское, и вполне достойным преемником Пантена и Климента, тем не менее он продолжает изучать разнообразные системы иномыслящих, и такое совмещение учительства с самообразованием продолжается у Оригена во всю жизнь. Вся жизнь его – один непрерывный труд на пользу христианского просвещения и образования. До какой степени была велика его ревность к научным занятиям, видно из следующих слов его: «я не имею времени поужинать от занятий сличением рукописей, не могу дать себе покоя после ужина, – и в это время я должен делать филологические разъяснения и исправлять рукописи. И ночью не удается мне выспаться, – большую часть её отнимает у меня филология. Не говорю уже о том, что делаю от раннего утра до 9-го или 10-го часа, – это время всякий обыкновенно посвящает изучению слова Божия и чтению». 188 После многократных путешествий в разные страны из Александрии, по поручению епископа и из побуждений собственной любознательности, он переселяется в Кесарию, где посвящают его в пресвитера (228 г.). Епископ Александрийский, завидовавший славе и успехам Оригена , воздвигает на него гонение под тем предлогом, что он, будучи скопцом, вопреки канонам церковным, принял пресвитерство и позволил посвятить себя чужим епископам, и Александрийский собор лишил его пресвитерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010