Указ опередил письма и пр.Иосифа и Пратасова: седьмого апреля он был получен Скрипициным, а восьмого пр.Василием и консисторией. Девятого было воскресенье, неделя Св.Жен Мироносиц: пр.Василий собрался служить в соборе. Посоветовавшись со Скрипициным, пр.Василий решил объявить народу за литургией указ и поминать Синод вместо папы, иерархическая власть которого над униатской церковью после этого указа кончалась, а всякую другую отрицал и Синод, и униатские епископы 1059 . Богослужение вышло очень торжественным. В это время в городе происходило собрание уездного дворянства, среди которого был только один православный помещик Крыжановский. Помещики явились в собор к богослужению 1060 ; прибыли также сюда гражданские чиновники, директор с офицерами кадетского корпуса, профессора семинарии и училища с учениками 1061 . По прочтении часов и выхода пр.Василия с духовенством на амвон, секретарь консистории Тарновский, одетый по форме, прочитал указ, после чего был отслужен молебен, в конце которого, после многолетия Государю и Августейшей Фамилии, было возглашено многолетие и Св.Синоду. «Женщины р.-католички, пораженные этим», – пишет пр.Василий, –«выходили из собора, утирая слезы на глазах, а мужчины оставались до коща литургии» 1062 . Когда на великом входе преосвященный стал поминать вместо папы Св.Синод, многие, приблизавшись к иноностасу, прислушивались к поминанию, но беспорядка не произошло. «Слава Богу, совершися!» – подумал преосвященный, возвращаясь с потиром к престолу 1063 . «Все это», – писал Скрипицин, – «не произвело ни малейшего беспокойства или удивления; народ также усердно молился, также рвался ко кресту». Агатонов доносил: «Во время торжественного события в церкви при стечении многого народа соблюдались порядок, тишина и полное спокойствие» 1064 . Бывший в соборе Полоцкий уездный предводитель дворянства только и сказал Скрипицину: «Стало быть, все кончено и мы все давно это ждали», а случившийся тут священник, участвовавший в подаче известного прошения, явившись после литургии к епископу, просил прощения и сам принес подписку 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В 1971 г. А. Г. Шанидзе опубликовал груз. редакцию Типикона Петрицонского мон-ря с рус. переводом. По его мнению, дошедшая до наст. времени копия XIII в. греч. текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об арм. версии Типикона и о подписи Г. П. арм. буквами. Его т. зр. поддержали такие груз., болг. и рус. ученые, как С. Г. Каухчишвили , В. Копалиани, А. Урушадзе, И. Долидзе, Г. С. Гозалишвили, Н. Ю. Ломоури, А. Костов, А. Костова, Д. Казасов, Г. Цанкова-Петкова, Я. Н. Любарский , А. А. Васильев , М. Иванов, Г. Острогорский , А. П. Каждан , Э. Бакалова, М. Дерибер и др. А. А. Богверадзе допускал, что арм. редакция Типикона также была составлена Г. П. и он же подписал греч. текст арм. буквами, дабы предупредить посягательство арм. наследников - своих племянников на Петрицонский мон-рь. В Типиконе Григория Пакуриана содержатся подробные сведения о Г. П., его происхождении и семье. Отец был «родным сыном блаженной памяти Бакуриана, блистательного эристава эриставов, происходящего из Востока, и грузина» (Типик Григория Пакуриана. С. 2). В груз. редакции Типикона отец назван «мтаваром эриставов» (первым среди эриставов), что позволило Шанидзе считать его принадлежащим к царствующей груз. династии Багратиони ( Шанидзе. 1971. С. 9, 11, 13), но это представляется маловероятным. Г. П. неск. раз упоминает в Типиконе об отце в связи с установлением поминальных служб о нем (Типик Григория Пакуриана. С. 21, 31, 37). Отец скончался, оставив сыновей малолетними, а мать, «следуя женскому обычаю», все наследство отдала старшим дочерям, к-рые, «выйдя замуж, рассеялись... по разным странам и там растратили все» (Там же. 18). Г. П. не раз акцентирует, что он и его брат Апасий всего добились «своей кровью» и «честной службой святым царям» - визант. императорам Константину X Дуке (1059-1067), Роману IV Диогену (1068-1071), Михаилу VII Дуке (1071-1078), Никифору III Вотаниату (1078-1081) и Алексею I Комнину (1081-1118) (Там же. 1. 4). В 1064 г. Г. П. занимал почетную должность помощника или соправителя наместника визант. фемы Ивирия, резиденция к-рого располагалась в г. Ани (территория совр. Турции). Наступавшие на империю с востока турки-сельджуки осадили Ани, город после долгой и безрезультатной защиты был сдан. Г. П. переведен на Балканы. В 1071 г., после Манцикертской битвы, в к-рой империя понесла значительные потери, а имп. Роман IV Диоген был взят турками-сельджуками в плен, Г. П. был назначен доместиком Востока, правителем (дукой) фемы Ивирия со столицей в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция).

http://pravenc.ru/text/166859.html

Епископ приклоняет голову, испрашивает молитвы всех, потому что он знает себя, и трепещет, и охвачен страхом перед делом, [которое он собирается совершить], и потому что он выполняет предписание апостола, который говорит: «Исповедайте грехи ваши друг другу» и «Молитесь друга за друга». Ибо он не уповает на себя, потому что тоже человек. И следующий параграф продолжает: Получив молитву священников, он благословляет людей, молясь за них в то же самое время, когда сам испрашивает молитвы всех. Следовательно, люди не говорят «Господи помилуй», но «На многая лета, Владыко», ибо молясь, он благополучно совершает свое священническое служение и восполняет многие лета на этой службе. 1059 Так как епископ не благословляет людей дикирием и трикирием до окончания диалога, именно это и комментирует Симеон. Следовательно, как указал Раэс, византийский диалог «Помяни мя, брате» нельзя рассматривать в качестве окончания чинов Великого входа. Скорее всего, это часть духовной подготовки служителей к последующей анафоре. 1060 На этот элемент литургии мы и должны обратить свое внимание. Глава VIII. Диалог после поставления даров После окончательного каждения даров на престоле священник откладывает кадило, позволяет краю фелони свободно упасть, 1061 склоняет голову и говорит диакону, стоящему с правой стороны от него: I Иерей: Помяни мя, брате и сослужителю. Диакон: Да помянет Господь Бог священство твое во царствии своем. Диакон: Помолися о мне, владыко святый. Иерей: Дух святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Диакон: Тойже Дух святый содействует нам вся дни живота нашего. Диакон: Помяни мя, владыко святый. Иерей: Да помянет тя Господь Бог во царствии своем всегда, ныне, и присно, и во веки веков. До настоящего времени единственным серьезным исследованием этого диалога была статья A. Раэса. 1063 Используя это первопроходческую работу в качестве отправной точки, мы надеемся закончить и – где необходимо – актуализировать некоторые заключения Раэса на основе недавней литературы и наших собственных исследований рукописной традиции. 1064 Параллельные формулы в других литургиях

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В муки, плач неутешный 1059 . Божия Матерь, по некоторым стихам, будет ходатайствовать за грешных, но Господь Иисус Христос Ей ответит, что помиловать грешных не допускает правда Божия, что для помилования необходима снова крестная жертва. И тогда Богоматерь оставляет Свою просьбу. Час наказания для грешников настал. Грешники будут связаны: еретик с еретиком, клеветник с клеветником, двуязычник с двуязычником, ненавистник с ненавистником, блудник с блудником, пьяница с пьяницей 1060 . После этого, по стиху, задёрнет Господь грешников Землёй, травой, муравой (По другим: горой, доскою чугунною), Чтоб от грешников от рабов не слышати Ни писку, ни визгу, ни взрыду И ни зубного скрыждания (скрежетания) 1061 . Картины определения блаженства праведным и наказания грешным составляют видимое подражание евангельским картинам суда Божия, только речи Господа, обращённые к праведникам, носят на себе вульгарный характер, хотя в то же время дух Божественного определения схвачен. В Евангелии ничего не говорится о том, чтобы грешники стали просить о помиловании, но народ, как мы видели, признаёт, что грешники будут обращаться к милосердию Божию и будут просить о помиловании святых. И эти картины народом заимствованы из книжных источников. В Слове Палладия говорится, что после приговора Судии грешники ещё обратятся с мольбою, «умильно глаголюще со слезами: помилуй ны, Владыко, помилуй ны». Но Господь скажет им: «Право глаголю вам: не веде вас молящася в животе вашем ко мне, не просите от Мене прощения согрешениям вашим» 1062 . Картина обращения грешников с мольбою ко Пресвятой Богородице, ангелам и святым составилась под влиянием подобной картины в словах Ефрема Сирина и в Слове Палладия, где также представляется, что грешники будут обращаться с мольбой к святым. «Простите, святые и праведные, с которыми разлучены мы! Простите, друзья и родные! Простите, сыновья и дочери! Простите, апостолы, мученики, пророки Господни! Прости, чин монашеский! Прости и Ты, Богородица, много ходатайствовавшая за нас, чтобы спастися нам, но мы не захотели покаяться и спастись. Прости и ты, честный и животворящий крест! и т. д. 1063 Мысль о ходатайстве за грешных на суде взята из апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», только переделана народом. В «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что Божия Матерь после того, как увидела муки грешников, заплакала и, вознёсшись на небо к Богу Отцу, стала молиться за грешников. «Помилуй, Владыко, грешныя, яко видех я, и не могу терпети, да ся мучу и аз со крестьяны». Господь отвечает, что Он не может помиловать их, видя гвозди на руках Сына. Божия Матерь приглашает к молитве святых, и по общей их молитве грешным была дана свобода от мучений от «Великого Четверга до Пентикостия» 1064 . Народ молитву Пресвятой Богородицы отнёс ко времени Страшного Суда. И если в апокрифе молитва Пресвятой Девы достигает цели – облегчения участи грешных, то в народном стихе она оказывается уже позднею и остаётся без удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перерыв в имп. строительстве в К. наступает при бережливом имп. Василии II Болгаробойце (976-1025). Проявив активность в поддержке изобразительного искусства, в сфере архитектуры Василий не сделал практически ничего, кроме вынужденного восстановления арм. зодчим Трдатом купола собора Св. Софии в 994 г. после землетрясения 986 г. Историк Михаил Пселл (сер. XI в.) обвиняет Василия II в том, что он предпочитал строить хранилища для казны: «Когда же в специально построенных хранилищах не хватило места, он велел вырыть подземные лабиринты, наподобие египетских склепов, и в них спрятал немалую долю собранного» ( Mich. Psell. Chron. VI 31). Напротив, преемники Василия II в XI в. активно растрачивали скопленные им деньги на строительство роскошных ктиторских храмов, зачастую необычной формы. Имп. Зоя восстановила храм Христа Антифонита. Имп. Роман III Аргир (1028-1034) с необыкновенной пышностью возвел храм Пресв. Богородицы Перивлепты ( Dark. 1999). Набожный, сильно болевший и раскаивавшийся в убийстве своего предшественника имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) с большим размахом перестроил храм святых Космы и Дамиана. Строительство и 2-кратное увеличение храма св. Георгия в Манганах имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) Михаил Пселл считает примером безрассудных трат. Вероятно, одновременно с этим храмом по соседству были заложены дворец Манганы и мон-ри Пресв. Богородицы Панахрантос и Христа Человеколюбца (Филантропа; Demangel, Mamboury. 1939). К 1-й пол. XI в. относится и первоначальный тетраконх Панагии Мухлиотиссы с 3 нишами в каждой апсиде ( Μπορας. 2005). Впрочем, после царствования Константина IX этот церковный строительный бум прекратился. Вопреки мнению С. Манго ( Mango C. Byzantinische Architektur. Stuttg., 1975. S. 208) о том, что строительная активность императоров продолжалась до 1071 г., отсутствие значительных ктиторских построек после сер. 50-х гг. XI в. показывает, что уже к этому времени нараставшие финансовые трудности привели к временному сокращению расходов двора на дорогостоящие столичные церковные проекты. Напротив, имп. Исаак I Комнин (1057-1059) «отнял у храмов почти всю их собственность, передал ее в казну, а им самим определил только самое необходимое» ( Mich. Psell. Chron. VII 60). Характерно, что о пригородном храме в мон-ре Пиперудион, заложенном имп. Евдокией Макремволитиссой в 1064 г., историки упоминают только в контексте ее ссылки.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии, начало этому положил молебен, совершенный Митрополитом Макарием в Успенском соборе в сослужении Новгородского архиепископа Пимена и другого духовенства. Затем Новгородский владыка отправился в Великий Новгород и после совершения молебна в Софийском соборе отбыл в Тихвин 1056 . «И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный. А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале» 1057 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей, в монастыре которого за время отсутствия сгорело 7 келий 1058 . При проведении указанных работ «на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви» 1059 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 1060 . В мае месяце архиепископ Пимен опять был в Тихвинском монастыре 1061 . В последующее время память архиепископа Пимена чтилась в Тихвинском монастыре. В кормовой книге 1590 года записано: «Корм по Пимене архиепископе Великаго Новграда: колачи, шти...» 1062 . Важным событием в жизни Новгородской епархии при архиепископе Пимене было открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты 30 апреля 1558 года 1063 . «Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены Быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакима и Анны, творя многа чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим» 1064 . В связи с этим он пишет письмо Митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого. Вторая редакция Жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: «Иже в Троице прославляемаго» 1065 . Автор пишет, как архиепископ « " Пимен не терпит такое сокровище без написания держати». Он хочет, чтобы «весть вошла в ушию, иже тогда царствующу, Ивану слышится, так же и Митрополиту всея Русии Макарию» и распространилась по всей Российской земле» 1066 . Вскоре архиепископом Пименом был перестроен придел в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Георгий создал в И. м. училище). Отроки пользовались заступничеством Пресв. Богородицы, небесной покровительницы Афона. В 1064 г., за 3 дня до взятия турками-сельджуками под предводительством султана Алп-Арслана г. Ахалкалаки, где в то время находились прп. Георгий и отроки, святому предстала Пресв. Богородица и повелела немедленно покинуть город. В 1065 г. прп. Георгий прибыл в К-поль, где неск. раз был принят имп. Константином X Дукой, восхищенным церковным пением детей, и подал ему прошения об обустройстве сирот и об укреплении мон-ря. Император пожаловал прп. Георгию 1 тыс. аргир (мелкая серебряная монета). 29 июня 1065 г. в возрасте 56 лет прп. Георгий скончался от простуды. На следующий день император удовлетворил его ходатайства и выдал И. м. 2 хрисовула: 1-м были подтверждены все жалованные грамоты И. м., что предупреждало все посягательства на права грузин на мон-рь; 2-м была определена участь юношей, ответственность за содержание и воспитание к-рых была возложена на И. м., никто не смел выселить их из мон-ря. Мощи преподобного были перевезены в И. м. и 24 мая упокоены в мраморной раке в кафоликоне, рядом с ракой прп. Евфимия (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 195-196). Настоятельство прп. Георгия стало для И. м. эпохой расцвета: в 1062 г., спустя неск. лет после оставления им игуменства, когда в мон-ре гостил груз. вельможа Липарит (впосл. мон. Антоний), в И. м. подвизалось 300 монахов, как это было во времена прп. Евфимия. Игумен И. м. был включен в число наиболее почетных настоятелей афонских мон-рей: на собрание в Карее настоятель Великой Лавры мог брать с собой 6 монахов, настоятели Ватопеда и И. м.- по 4, прот - 3, остальные - по одному. Во 2-й пол. XI в. должность настоятеля И. м. занимали Арсений (в 1056 и 1059), Феодор (дек. 1061 - до 1065), Николай (1080-1081); наиболее плодотворным было настоятельство прп. Георгия Олтисари (Георгий IV в хронологии настоятелей И. м.; 1065/66-1077/78). При нем, согласно «Книге агап», И. м. был обнесен мощной стеной, сменившей менее высокую и широкую, воздвигнутую, вероятно, еще при прп.

http://isihazm.ru/?id=748

2) Употребление мира при совершении таинства Миропомазания всегда считалось существенно необходимым, а отнюдь не возложение рук, отдельное от действия Миропомазания. Ибо, во первых, древние Соборы, вселенские и поместные, упоминая ясно об этом таинстве, говорят только о помазании миром, вовсе умалчивая о возложении рук, каковы были; второй и шестой вселенские, разрешившие принимать в Церковь некоторых еретиков чрез совершение над ними таинства Миропомазания 1051 , и поместный лаодикийский, подтвердивший совершать это таинство над всеми верующими тотчас после их крещения 1052 . Во-вторых, наибольшая часть учителей Церкви, особенно восточные, упоминают также только об одном употреблении мира в этом таинстве, совершенно умалчивая о руковозложении 1053 , например: св. Кирилл иерусалимский посвятил целую беседу на объяснение новокрещенным таинства Миропомазания (Поуч, тайновод. 3), и однакож ни слова не сказал о возложении рук. В-третьих, если в некоторых частных церквах, преимущественно западных, как видно из свидетельства их пастырей 1054 , до некоторого времени вместе с миропомазанием соединяемо было и возложение рук, как и доселе соединяется в церкви римской 1055 : то можно думать, что это последнее пастыри Церкви удерживали по местам, только как обряд, освященный примером Апостолов, а не как существенную принадлежность таинства. Ибо, например, св. Киприан, который в одном месте упоминает и о миропомазании и вместе о возложении рук при совершении этого таинства, в другом ясно говорит, что собственно необходимо всякому крестившемуся принять хрисму или помазание, чтобы он мог иметь в себе благодать Христову 1056 . Наконец, сами же первосвященники запада, Иннокентий 3-й 1057 и Евгений 4-й 1058 , равно как и целый поместный собор западных епископов, бывший в Маинце в 1549 году 1059 , открыто свидетельствуют, что место возложения рук со времен самих Апостолов заступило помазание миром, которое следовательно одно и остается существенно необходимым в таинстве 1060 . III. Самое действие таинства – крестообразное помазание известных частей тела освященным миром. Так совершалось это действие издревле: об обычае помазывать св. миром крестообразно ясно упоминают св. Амвросий 1061 и блаж. Августин 1062 . О помазании св. миром чела, ушей, ноздрей и персей подробно говорит св. Кирилл иерусалимский 1063 . О помазании чела, глав, ушей, ноздрей и уст свидетельствуют второй и шестой вселенские Соборы 1064 . О помазании вообще чувств и членов тела говорит св. Ефрем Сирин 1065 . Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава. Замечательно, что и в древних обществах неправославных, существующих на востоке, как то: у яковитов, коптов и армян, совершается Миропомазание не на одном только челе, как поступает ныне Церковь римская 1066 , но и на других частях человеческого тела 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010