Но император Константин Мономах желал видеть на патриаршем престоле Михаила Кируллария. Того же мнения держались и архиереи, хотя сам Кирулларий отклонял от себя высокую честь. На соборе, состоявшемся для избрания кандидатов, был назван в их числе и Кирулларий. Кандидаты были представлены на воззрение Константина Мономаха, который, пользуясь своим правом, и выбрал Кируллария». 377 Константин Лихуд был избран (1059 г.) также в силу предпочтения, которое оказал ему император Исаак Комнин перед другими кандидатами, предложенными собором митрополитов. 378 Аналогичные сведения известны и относительно Иоанна Ксифилина, занявшего престол (1064 г.) после выбора со стороны императора Константина Дуки, 379 и патриарха Космы (1075 г.), весьма добродетельного мужа, пользовавшегося уважением царя Михаила Дуки. 380 А о патриархе Арсении (1255 г.) историк Никифор Григора пишет следующее: «Итак, он посвящается и хиротонисуется в сан патриарха, по общему решению архиереев и царя (Михаила Палеолога), который весьма одобрил и по обычаю утвердил этот архиерейский выбор». 381 Любопытно здесь отметить, что утверждение царем одного из трех представляемых собором кандидатов, с точки зрения историка, было явлением обыкновенным. Значит, протест царя по поводу деяний собора, отклонение его кандидатов и рекомендация взамен их своего претендента были, по мнению Григоры, исключением или отступлением от господствовавшего обычая. Далее, когда собор архиереев избрал (1267 г.) на патриарший престол, в числе кандидатов, и Адрианопольского митрополита Германа, то царь Михаил Палеолог согласился с ним и остановил свой выбор именно на этом кандидате. 382 Иоанн Векк также был избран (1275 г.) по единодушному решению собора и царя Михаила. 383 При избрании патриарха Григория II Кипрского (1283 г.) царь Андроник Старший шел «средним», или царским, путем, 384 который состоял в том, что Григорий был указан собором в числе кандидатов патриаршества, а император утвердил его. 385 Избрание Афанасия I (1289 г.) сопровождалось такими обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Октоих. Глас 7–й. Β воскресенье на утрени, после 2–го стихословия, седален 1: «Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже: и дверем заключенным, учеником предстал еси всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости». 1059 Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Канон, песнь 6, тропарь 1: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невред и вый в Рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». 1060 Νικοδημου γιορετου. ορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 56. 1061 Свт. Епифаний Кипрский. Против ересей. Кн. 3. Т. 2. Гл. 17//PG. 42 817 AB. 1062 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45, 5//«Творения. ТСЛ, 1993. Ч. 1. С. 381. 1063 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. М., 1993. Кн. 2. С. 490. 1064 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 477. 1065 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Флп. беседа 13, 2//PG. 62, 278–279. 1066 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 36. Ст. 1. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 255. 1067 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2–3//PG. 61, 357–358. 1068 Свт. Василий Великий. Против Евномия. Слово 3, 2//PG. 29, 657. 1069 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 477. 1070 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Посл. к Римлянам. Беседа 5. Ст. 3. М., 1994. С. 528: На псалом 48, 5//PG. 55, 230. 1071 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305. 1072 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 358; О воскресении мертвых, 8//PG. 50, 430. 1073 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 279. 1074 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых//PG. 50, 430; На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 2//PG. 61, 469. 1075 Икумений Триккский. На Посл. к Флп. 3, 20–21//PG. 118, 1312 В: «И говорит (Павел), что Он сделает» наше тело «подобным Своему телу, сидящему одесную Отца и которому поклоняются Небесные Силы. Ибо и наше тело преобразуется в нетленное благодатью Бога нашего Иисуса Христа». 1076

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Св. евангелист Иоанн жил на земле дольше всех апостолов. Имея более 100 лет от рождения своего, он мирно преставился в Ефесе около 72 года после вознесения Господа 1058 . По древнему сказанию, Иоанн, почувсхвовав приближение своей смерти, велел приготовить для себя могилу, сам возлег в нее, как на ложе, и мирно скончался 1059 , и погребен в Ефесе 1060 . День преставления св. ап. Иоанна Церковь празднует 26 сентября, и торжественнее, нежели дни прочих св. славных и всехвальных апостолов и евангелистов, яко паче иных Христу Богу возлюбленного. Честные мощи св. Иоанна, вскоре после погребения его, не были уже находимы во гробе посещавшими оный, но только благовонное миро, или тонкий некоторый воздух ежедневно 8 мая истекал от гроба и подавал верующим благодатные исцеления. В воспоминание сих чудесных знамений с древних времен установлен Церковью 8 мая другой праздник в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1061 . На дни празднования св. Иоанну Богослову в IV и V веке можно находить указания у св. Иоанна Златоуста , у Августина 1062 , у св. Кирилла Александрийского и у других. Иоанн Златоуст в беседе своей на день 12 апостолов, между прочим, говорит, что Иоанн Богослов и по смерти своей, как живой, врачует Ефес 1063 . Св. Кирилл Александрийский в слове, говоренном в день Иоанна Богослова, в присутствии св. отцев Ефесского Собора (431 г.), взывал к Иоанну: «Открой нам, евангелисте, тайну воплощения, изъясни ее теперь, блаженный Иоанне, нареченный сыном Громовым; вот пришел к тебе толикий собор пастырей». В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX – Феофан и Иосиф и впоследствии Андрей Пирр написали многие хвалебные песнопения св. Иоанну Богослову, ныне возносимые Прав. Церковью во дни, ему посвященные. Празднуя ап. Иоанну Богослову, Церковь прославляет и призывает его на помощь как наперсника Христа, Иже падша на перси приемый, великого девственника, Богослова и друга Христова 1064 . Во дни св. Иоанна Богослова, 26 сентября и 8 мая, паримии и утреннее Евангелие произносятся те же, какие и в день ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1055 М. К. Каргер. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде. – СА, VIII, 1946, стр. 175. 1059 М. К. Каргер. Древний Киев, т. II. М. – Л., 1962, стр. 233; «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вьп. 2, ч. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1896, стр. 58 – 59. 1062 Проложное сказание сообщает о строительстве церкви Георгия на средства князя Ярослава («Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 2, ч. 1, стр. 58 – 59). 1064 М. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 191. Несторово житие Феодосия: «И тъгда преселися (Феодосий) от печеры с братиею на место то в лето 6570» («Киево-Печерський патерик», стор. 39). 1068 «Токмо остался двор манастырьскыи Печерьского манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы» (ПСРЛ, т. I, стб. 238; ПВЛ, ч. 1, стр. 169). 1072 Л. В. Черепнин. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства. – ИЗ, 56, 1956, стр. 254. 1073 «Святое Богородицы володимерское золото и сребро взяста первый день, ключе полатнии церкавныя отъяста и городы ея и дани, что же бяшеть дал церкви той блаженный князь Андрей» (ПСРЛ, т. 1, стб. 375). После победы над этими князьями князь «Михалко же приеха Володимерю,... да (дал) городы святое Богородици, яже бе отъял Ярополк» (там же, стб. 377). 1074 Во время похода «за Киев» половцы «приехаша к Полному к святей Богородице граду к десятиньному, и к Семычю, и взяша села без утеча с людми, с мужи и с женами» (ПСРЛ, т. I, стб. 358. Ипатьевская летопись под 1172 г. – ПСРЛ, т. II, стб. 556). Князь Михалко Юрьевич с переяславскими воинами выгнал половцев из церковных владений, «и бысть помощь Христа честного и святое матере божьи Десятиньное Богородици, ея же бяхуть волости заяли, – добавляет летописец. – Да аще Бог не дасть в обиду человека проста, е[г]да начнуть его обидети, аже [тем более и] своее матере дому» (ПСРЛ, т. I, стб. 360 – 361; т. II, стб. 558 – 559). 1075 «Того же лета на зиму взяша татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша, и град святыя Богородици Гороховець пожгожа, а сами идоша в станы своя» (ПСРЛ, т. I, стб. 469 – 470. То же известие без указания названия города в Суздальской летописи – там же, стб. 523).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ II (1009/10, Верона - 1071/72, Парма; мирское имя Пьетро Кадало), еп. Пармы (с 1044), антипапа (28 окт. 1061 - 31 мая 1064). Происходил из знатного рода, возможно южногерм. 3-й сын в семье, Пьетро Кадало с детства был предназначен к церковной карьере. С 1030 г. субдиакон, с 31 июля 1034 г. диакон. В 1041 г. был видамом (управляющим светским имуществом и представителем епископа в светском суде) еп-ства Верона и епископским викарием. В 1043 или 1044 г. рукоположен во пресвитера. При поддержке герм. имп. Генриха III стал преемником скончавшегося еп. Пармского Гуго (1044). Присутствовал на Соборе в Павии (25 окт. 1046), проходившем под председательством Генриха III. Будучи епископом, Г. начал восстановление сгоревших во время пожаров 1038 и 1055 гг. епископского дворца и кафедрального собора в Парме. После смерти папы Римского Николая II (19 или 27 июля 1061) прелаты, сторонники реформ католич. Церкви, возглавляемые Гильдебрандом (впосл. папа Римский Григорий VII ) и еп. Лукки Ансельмом, 1 окт. 1061 г. избрали Ансельма Луккского папой под именем Александр II . Выборы нового папы проходили в соответствии с утвержденными в 1059 г. принципами, согласно к-рым основная роль в избрании папы принадлежала не «народу Рима», а собранию кардиналов-епископов ( Jaffé. RPR. T. 1. P. 558-559). Представители рим. аристократии, недовольные отстранением от процедуры выборов, отправили посольство ко двору герм. короля во главе с имевшим репутацию интригана герц. Герардом из Галерии. Возведя юного герм. кор. Генриха IV в ранг рим. патриция, посланники обратились к нему с просьбой назначить нового папу. Собравшиеся в Базеле нем. и ломбардские епископы, а также представители нем. аристократии, оппозиционные Гильдебранду и его сторонникам, 28 окт. 1061 г. избрали папой еп. Пармского Пьетро Кадало, принявшего имя Гонорий II. В сопровождении войск нем. князей Г. отправился в Рим, чтобы силой занять Папский престол. 14 апр. 1062 г. он захватил замок Св. ангела, вынудив Александра II бежать из Рима, и занял Римскую кафедру. Для преодоления конфликта при дворе герм. короля было принято решение отправить к обоим противникам в качестве посла герц. Лотарингии Готфрида (май 1062), к-рый должен был убедить их подчиниться принятому нем. знатью и прелатами решению: Г. должен был вернуться в Парму, а Александр II - в Лукку.

http://pravenc.ru/text/166145.html

Энергия византийских императоров при защите своего абсолютизма в значительной степени достигла, наконец, желанной цели. Позднейшие патриархи, за редкими исключениями, всегда почти были смиренными исполнителями императорской воли. Преемник Керуллария, образованный, добрый и милостивый Константин Лихуд (1059–1063 г.) и самое патриаршество получил от Исаака Комнина под условием возвращения в казну своего земельного владения. Благодаря осторожности, гибкости и мягкости своего характера, этот патриарх, однако скоро умерший, и с малоспособным 49 императором, Константином Дукой, умел поддерживать добрыя отношения 50 . Просвещенный и аскетически настроенный патриарх Иоанн Ксифилин (1064–1075 г.) при этом императоре и его ближайших преемниках, занятых борьбой с внешними врагами империи, 51 продолжал политику Лихуда, оберегая главным образом свое право печалования 52 . Но и он под влиянием придворных партий по смерти Константина Дуки вынужден был то отклонять его супругу Евдокию от второго брака, то советовать ей это, с чем она, на свое горе, наконец, и согласилась 53 . Избранный ее сыном Михаилом VII Парапинаком патриарх Косма 1 (1075–1081 г.), человек не от Мира сего, был лишь орудием в чужих руках. Правительство грабило монастыри и церкви, но благочестивый патриарх молчал. Безмолвствовал он и тогда, когда постригали Парапинака, а потом и женившегося на его жене Никифора III Вотаниата... Патриарха как будто и не существовало. Сознав, наконец, неспособность свою к управлению, Косма вскоре после вступления на престол Алексия Комнина добровольно оставил кафедру и удалился в монастырь 54 . Следующие патриархи, занимавшие кафедру при Комниных, Евстратий Гарида, Николай Грамматик, Иоанн Агапит, Лев Стипиот и др. почти не отличались личными или пастырскими доблестями 55 . Среди них встречались даже лица, которые всенародно заявляли, что они занимают совершенно неподходящее им место. Таков был Михаил Оксийский (1143–1146 г.), добровольно подвергший себя наказанию, за то, что «сидел на патриаршем престоле, где сидеть ему совсем не подобало» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1057 В духе этого трулльского правила издана XXIV новелла имп. Алексия Комнина 1107 г. (Zachariae, Jus. gr.-rom., III, 420). 1058 См. толкование Вальсамона на 18-е правило I Всел. Собора в Аф. Синт. II, 156. 1059 См. толкование Аристина на 7-е пр. Трул. Собора в Аф. Синт., II, 324, равно и 63 канон. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IV, 494. 1060 Аф. Синт., II, 156. 1061 См. о кардиналах римской церкви в статье Kreutzwald im Wetzer und Welte, Kirchenlexikon, II, 1948 и сл. 1062 Νον . CXXXVII, сар. 4. 1063 Аф. Синт., II, 327. 1064 J. Chrysostom., Hom. 10 in Timoth. [ Μ igne, s. g., t. 59, col. 547; cp. pyc. пер., т. 11, стр. 683]. 1065 Theodoret. in 1 ep. ad Timoth. [Migne, s. g., t. 82, col. 788 и сл.]. Подобно этому говорит также и Зонара в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 331) и Β ластар, Синт., Γ , 17 (Аф. Синт., VI, 189—190). 1066 [Migne, s. g., t. 67, col. 1368—9]. 1067 Oratio Constantini ad sanctorum coetum ap. Euseb. [Migne, s. g., t. 20, col. 1233—1316]. De vita Constant. III, 12 [Migne, s. g., t. 20, col. 1068, 1069]. Cp. Sozomen., Hist. eccl., I, 19. [Migne, s. g., t. 67, col. 917—920]. 1068 См. выше в толковании 3-го правила I Всел. Собора. 1069 Athanas. Alex., Ep. ad Dracontium [Migne, s. g., t. 25, col. 529—532]. 1070 См. выше стр. 176 и сл. 1071 Gregor. Theol., Oratio (18) funebris in patrem, praesente Basilio, § 35 [Migne, s. g., t. 35, col. 1032]. 1072 По латыни: Expositio fidei, 21 [Mignes. g., t. 42, col. 821—825]. 1073 Harduini, I, 952. 1074 Cp., между прочим, Sozomen., Hist. eccl. VI, 34 [Migne, s. g., t. 67 col. 1395—1397]. 1075 Впрочем, подобные случаи были редки. Известен как совершенно исключительный пример Синесия, епископа птолемаидского, которого александрийский архиепископ Феофил посвятил, дозволив ему и как епископу жить с женою. Синесий был философом и знаменитым мужем; вследствие этого в 409 году клир и народ Птолемаиды выразили желание, чтобы Синесий был у них епископом. Он отказался, так как, по его собственным словам, ему было известно правило, согласно которому епископы должны быть безбрачными; он же не желает разлучаться со своею женою и детьми (ер. 105). Желая привлечь на служение церкви философа, имевшего большое значение у неоплатоников, архиепископ Феофил разрешил Синесию оставаться в браке и после хиротонии, на что Синесий согласился и стал епископом, причем, по словам Евагрия (Hist. eccl. I, 15) [Migne, s. g., t. 86, col. 2461—2465], послужил церкви на славу. Однако в тоже самое время, когда это происходило с Синесием, Иоанн Златоуст, по словам Π алладия (Vita S. Joh. Chrysost.), осудил и лишил сана епископа ефесского Антонина за то, что, разлучившись перед хиротонией с женою, впоследствии снова сошелся с нею и имел детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

1059 Сав. оп. и пред аз. Древнеслав чит. и пред мы согл. Ит. Вг. и нек., но Ал. не чит. Ал. чит. есве после едино, Конст. и поздн. есмы, есм, теп. есма согл. греч. вар. 1060 Древнесл. чит. и пред аз согл. нек. Вг. и Ит., кроме Мар. Сав. Мир. Ал. – да увесть Ал. вм. да разумеет др. Все слав чит. и пред уразумеет согл. греч. вар. Сав. оп. да пред уразумеет Древнесл. посла без еси. Древн.: возлюбил я еси. Древнесл. якоже и [согл. Вг.] мя взлюбил еси, Ас. возлюби, – но Добр. и Ал. оп. и пред мя Ал. мене вм. древн. мя. Вм. ты во мне чит. ти древнесл. [Мар. тиъ с ъ над строкою], но Юр. Ал. Конст. и поздн. ты. 1061 Древнесл. яже вм. поздн. ихже согл. чт. ος, но Мир. Мик еже согл. др. чт. . Ал. кде более русс. чем идеже, и потому лучше. Ал. и они, в греч. Кир. и др. αι ατο др. ενοι, – прочие: и ти, Сав. и си. Ал. зане вм. яко. Гал. якоже и миру и Юр. вм. мира. Юр. оп. мою согл. нек. греч. Юр. начала миру вм. сложения мира. 1062 И пред мир оп. С и Мар. согл. нек. греч. Сав. не зна. Кир. чит. ατο вм. οτοι – ошибка. Древнесл. посла, но Ал. и поздн. послал еси. Ал. и одно еванг. 15 в. у Амф. оп. аз же тя позна – ошибка. 1064 Древнесл. се, си, Ал. сия. Древнесл. и греч. не чит. и пред сия. Зои Иисус согл. др. чт. потока О А Мар. ГНАл. но З острова. Сав. Мир. отока. А Мар. Н врът [как и тепер. в 19:41], ОГ вьртьп, С Сим. град, Юр. Добр. Тип. Мст. Ал. оград, Мир. Конст. поздн. врътоград. Ал. кде. Греч. вар.: τν δων и Кир. и слав., др. το δου, др. το δν – правильно. 1065 Оп и пред Иуда ОЗГ Мир., а др. чит. согл. греч. вар. Мир. и одно 15 в. у Амф. ведеаше бо Июда, Конст. Ал. и поздн. предаяй его соотв. греч. πααδδους ατν, но др. иже [и] предаяше его, но Асс. оп. и след. ту. Ал. Зане – тамо. Ал. ОС многажды, А Мар. Мир. ГН множицею. 1066 Же все древнесл. вм. убо. Киев. и тепер. греч. ον. Кир. здесь чит. πααλαβν – редкое чт. но против Нестория λαβν соотв. автор. светильники ОА Мир. Мст. Ал., светилы Мар. ЗГН, Сав. оп. – Юр. поим народы, Ал. лампадами – точно вм. друг.: свещами. Мир. орюжием, др.: оружии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Хотя св. Кирилл в это время говорил и о σνοδον – соединении с плотью, 1059 но все же уже в это время мы замечаем настойчивое повторение имеющего развиться впоследствии учения об νωσιν ( ες να, ντητα, νσθαι и т. п.); правда, встречается и συνπτοντος, но неустановившаяся терминология давала св. Кириллу возможность допускать какое-то συμπλοκ у (сплетение) Логоса с плотью 1060 , или – „с плотью и кровью“( ππλακται) 1061 , некоторое смешение ( ναμχθη τρπον τιν), подобно смешению воды с землей ( καθπερ τ δωρ τ γ) 1062 . Впрочем, хотя терминология по этому вопросу у св. Кирилла в это время еще не установилась, но ясно, что он учит о таком соединении естеств во Христе, при котором, хотя и можно говорить о Единородном, что Он изменился ( λλοιωθναι), так что произошло уничижение божеской природы, но это произошло не через лишение, а через восприятие ( ο κατ βολν λλ κατ πρσληψν) 1063 . Итак, сущность соединения естеств во Христе состоит в том, что Сам Логос усвояет Себе лично все человеческое ( τ νθρπινα). Вочеловечившееся Слово Божие усвояет ( οκειομενος) Себе „вместе с человечеством и принадлежности этого естества ( μετ τς ανθρωπτητος και τ ατς). 1064 „В этом как-бы заключается все таинство Христа“. 1065 Отсюда вытекает у св. Кирилла учение о так называемом communicatio idiomatum: свойства одного естества приписываются другому и обратно. Для него вполне естественны были выражения: Слово стало плотью, „имело свою плоть“, 1066 „Оно не остается бесчувственным к обрушившемуся на Него искушению“ 1067 ; „Он (Слово Божие) дал кровь Свою ( τ διον αμα) за нас“ 1068 ; Он „усвояет Себе смерть Своей плоти“ 1069 ; „Он плакал, как о Нем говорится ( Мф. 4, 2 ), и утомлялся на пути ( Иоан. 4, 6 ) и огорчался ( Мф. 26, 38 ), наконец ради нас претерпел и самую смерть на древе“ 1070 ; „Он обрезан был в осьмой день по рождении и сделал взнос дидрахмы“. 1071 Вообще, соединение естеств во Христе настолько тесно, что св. Кирилл допускает их разделение только в созерцании, в речи о них: „Поскольку Единородный – Слово Божие плоть бысть, Он как бы подвергся разделению ( οονe πως δεδιχοτμηται), и речь о Нем исходит от двоякого созерцания ( κα ες θεωραν ερνεται τν διπλν πτφ λγος). Но хотя речь о Нем и стала как бы двоякою, однако Сам Он есть один и тот же, во всяком случае ( πντως), не разделяемый на двое после соединения с плотью“. 1072 Вот почему для св. Кирилла было делом естественным называть Пресвятую Деву Марию „Матерью Господа“ ( Μητρα Κυρου) 1073 или „Богородицей“ ( Θεοτκος), 1074 с защиты какового термина, как увидим, и началась борьба св. Кирилла с Несторием.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1059 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий… 1060 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 1061 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. 1062 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, 1063 да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 1064 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! 1065 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, – 1066 хлеб пресный, такой хлеб употребляли евреи во время праздника Пасхи. 1067 То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день… 1068 просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 1069 Итак, пришли воины, 1070 и у первого перебили голени… 1071 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 1072 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 1073 И видевший засвидетельствовал… 1074 он знает, что говорит истину… 1075 Ибо сие произошло, да сбудется Писание… 1076 Также и в другом месте Писание говорит: 1077 «воззрят на Того, Которого пронзили» (Захар. 12, 10). 1078 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; 1079 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф… 1080 и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 1081 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. 1082 В первый же день недели 1083 Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010